Среди ведущих направлений производства в Алтайском крае выделяются глубокая переработка молока, производство муки и крупяных изделий. В молочной промышленности за рассматриваемый период наблюдался рост практически во всех направлениях, что позволило региону занять первое место среди субъектов РФ по производству сыров и сухой сыворотки и сохранить лидирующие позиции по производству сливочного масла. Также отмечается положительная динамика в мясной промышленности, где был зафиксирован рост индекса производства. В мукомольно-крупяной отрасли, несмотря на сохранение лидерства региона, был отмечен отрицательный темп производства продукции, что связано с уменьшением спроса и усилением конкуренции с соседними регионами. Особое внимание уделяется государственной поддержке, которая оказывает положительное влияние на увеличение объёмов производства. Она выражается в субсидировании краткосрочного кредитования предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. Также приводятся данные о выполнении основных показателей развития отрасли и анализируются причины невыполнения некоторых из них. Делается вывод о том, что предоставление субсидий, льгот и других форм поддержки предприятиям отрасли, включая поддержку экспорта, играет важную роль в развитии пищевой и перерабатывающей промышленности.
В современных условиях обеспечение продовольственной безопасности и преодоление технологической зависимости от импорта в агропромышленном комплексе становятся наиболее актуальными задачами, решение которых связано с необходимостью научного обеспечения роста объемов производства сельскохозяйственной продукции. В статье рассматриваются направления увеличения объемов производства в условиях инновационно-ориентированного развития на базе повышения сбалансированности институциональных элементов авторской системы научного обеспечения и коммерциализации инноваций в АПК. Разработаны теоретико-методологические подходы исследования сбалансированности системы научного обеспечения и коммерциализации инноваций в АПК для регионов с различным уровнем научно-образовательного, кадрового, финансового потенциала, а также потенциала коммерциализации и обоснованы стратегические направления ее повышения. Для регионов первого кластера с высоким образовательным потенциалом можно рекомендовать создание образовательных инновационных платформ в целях стимулирования исследований и коммерциализации инноваций. Регионы второго, третьего и пятого кластеров отличаются разнородным составом, включая территории с неблагоприятными природно-климатическими условиями, эффект от коммерциализации может быть достигнут в отдельных регионах–точках роста. В качестве эффективной меры предложена стратегия перетока знаний из крупных научно-образовательных центров в периферийные организации с целью вовлеченности в процесс научных исследований и разработок. Для регионов четвертого кластера возможна реализация различных моделей коммерциализации инноваций с государственной поддержкой исследовательской базы университетов, формированием инновационных центров, стимулированием процессов информатизация и роботизации. Результаты исследования представляют практическую ценность для разработки направлений государственной политики и механизмов дифференцированного управления системой в регионах разных типов.
Первая российская экономическая модель расчета, планирования и принятия решений (модель РППР) в хмелеводстве была разработана с целью обеспечения возможности консолидированной работы научных, государственных и бизнес структур и формирования базисной модели расчета индикативных показателей отрасли на основе общедоступности и понятности для всех пользователей. Для создания модели выполнен большой объем работ, направленный на исследование мирового инструментария расчета принятия решений, выстраивание структуры калькулирования себестоимости продукции, изучение технологий возделывания хмеля в России. В результативной части модели РППР формируются две группы показателей, отражающие экономические и финансовые индикаторы. При наличии государственной финансовой поддержки наиболее тяжелым с экономической точки зрения периодом для хмелеводов являются со 2-го по 4-й годы возделывания культуры. Это связано с тем, что в нулевой (подготовительный) и 1-й год работы отрасли оказывается довольно существенная поддержка со стороны государства, а со 2-го года возделывания культуры увеличивается кредитная нагрузка, субсидирование сокращается, хмель не успевает достигнуть периода полного плодоношения. С учетом заложенных в модели вводных данных, прибыль начинает формироваться на 7-ой год работы в отрасли или на 6-ой год выращивания хмеля. Период окупаемости, который, в соответствии с заданными в модели параметрами (к примеру, урожайность - 16 ц/га, цена на хмель — 650 руб./кг) и с учетом использования государственных субсидий, составляет 9 лет. При изменении вводных индикаторов результативные параметры автоматически пересчитываются. Разработанная модель позволяет установить уровень влияния факторов на результативные показатели и оценить эффективность хмелеводства при разных условиях хозяйствования.
Контрактное фермерство активно функционирует в развивающихся и развитых странах и стало важной частью современных исследований в агропромышленном комплексе. Сельскохозяйственный контракт рассматривается как соглашение между фермерами и покупателями об условиях производства и сбыта продукции. Проведенное исследование подводит к дискуссии относительно мотивов потери независимости на открытом оптовом рынке. Эмпирические исследования направлены на обнаружение положительного влияния контрактного фермерства на технологическое развитие фермерских хозяйств, усиленной координации и контроля в агропродовольственной цепочке, снижения рисков, повышенную доходность, рыночную власть и захват рынков, доступность кредитов при отсутствии залогового обеспечения. Контракт как некий элемент фильтрации, позволяет отобрать агентов с более качественной производственной цепочкой, а согласованные предварительно схемы выращивания и последующий контроль процесса обеспечат прослеживаемость качества товара. В исследовании рассматриваются маркетинговые контракты, основанные на механизме купли-продажи. Выявлено, что асимметрия информации связана с тем что агент, как собственник земли и продукции, более детально знает технологический процесс, а принципал может ограничить свободу агента и направить производство в интенсивное русло. Ограниченность рынка подводит к необходимости согласования цен. В производственных контрактах принципал является собственником земли, а также продукции на всех стадиях выращивания, лучше знает производственный процесс, отводя агенту функцию наемного работника. Распределительный механизм участия в расходах и доходах оставляет открытым вопрос относительно вклада сторон в инвестиционные и операционные расходы. С финансовой стороны в бюджете участников фиксируются денежные потоки контракта, их ранжирование - базовые выплаты подрядчику, базовый доход принципала, остаточный доход, позволяет дать оценку общего дохода агента и общего дохода принципала. Это помогает принять решение: отдать предпочтение контрактному фермерству или вернуться на оптовый рынок.
Статья посвящена изучению особенностей современного функционирования крестьянских хозяйств новых регионов Российской Федерации на примере Запорожской области. Указывается на факт деградации социально-экономических отношений в системе сельских территорий. Отмечается важность семейных форм аграрного производства в процессе восстановления системы социально-экономических отношений в системе сельских территорий. Акцентируется внимание на специфике организации производственно-хозяйственной деятельности в крестьянских хозяйствах. Указывается на высокий процент натуральных хозяйств, производящих продукцию для удовлетворения своих потребностей. Обоснована целесообразность использования альтернативной методики оценивания результативности деятельности семейно-трудовых хозяйств, как социально- экономического образования. В качестве цели исследования выбрано обоснование направлений оптимизации функционирования крестьянских хозяйств данного региона. Отмечается, что преимущественное большинство крестьянских хозяйств региона используют небольшие земельные участки для своей производственной деятельности. Причиной данного обстоятельства являются их преклонный возраст, неспособность выполнять длительные физические нагрузки. Также осуществление конкурентоспособной производственной деятельности требует дополнительных финансовых вложений. Доказана необходимость разработки мероприятий, направленных на стимулирование развития наиболее многочисленной категории аграриев. Разработана модель осуществления туристических услуг на базе крестьянского хозяйства и произведена оценка ее социально- экономического эффекта. По результатам исследования указывается на целесообразность формирования системы информационного и кадрового обеспечения для дальнейшего развития крестьянских хозяйств региона.
Недостаток квалифицированного персонала остается одной из слабых сторон АПК, как и многих других отраслей реального сектора экономики. Материальная мотивация, безусловно, является главным аргументом для привлечения и обновления кадров, однако, не единственным. Кроме того, так как сельское хозяйство производит особый вид продукции, с остро выраженным социальным значением, прямое повышение оплаты труда в отрасли может вызвать рост затрат и, как следствие, рост цен на продукты. Логичным завершением этого может стать всплеск негативных общественных явлений. Необходим поиск иных путей мотивации и инструментов привлечения молодежи в отрасль для формирования в ней человеческого капитала. Статья посвящена одному из возможных факторов, который существует, но еще недостаточно осмыслен, не получил необходимого развития и поддержки со стороны государства. Речь идет о предприятиях с формой собственности, определенной авторами как артельная собственность. Артельная собственность представляет собой коллективную форму собственности на имущество и присвоение результатов труда с обязательным условием возникновения и сохранения данного права только в случае трудового участия в создании ценности, что позволяет избавится от корневой причины низкой мотивации сотрудников – четырех видов отчуждения, описанных К. Марксом еще в 19 веке. В отечественном законодательстве и практике такими предприятиями являются сельскохозяйственные производственные кооперативы и закрытые акционерные общества работников – народные предприятия. Проведен опрос студентов, результаты которого показывают интерес молодежи к принципам их работы.
Исследование проведено с целью выявления основных факторов, оказывающих влияние на развитие сельского хозяйства и сельских территорий в современных условиях. Изучены внешние (изменения климата, мировые экономические и политические процессы), а также внутренние (экономические, социальные и технологические аспекты) факторы. В целях определения взаимосвязи между уровнем развития сельского хозяйства и сельских территорий проведен анализ результативных (денежные доходы в среднем на душу сельского населения в месяц, уровень безработицы, доля сельского хозяйства в ВРП, объем отгруженного товара собственного производства, производство продукции сельского хозяйства и др.) и факторных (начисленная заработная плата на одного работника аграрной сферы, производительность труда в сельском хозяйстве; доля сельскохозяйственных угодий в общей площади территорий, численность сельского населения, доступность образовательных, культурных, медицинских учреждений на сельских территориях и др.) показателей, определяющих развитие как сельского хозяйства, так и сельских территорий. В ходе анализа выявлено, что развитие сельского хозяйства неразрывно связано c устойчивым развитием сельских территорий, что сопряжено c эффективным функционированием социальной инфраструктуры, формирующей главный ресурс для сельской экономики – человеческий. Анализ проведен на примере субъектов Северо-Кавказского федерального округа, которые были проранжированы по данным факторных и результативных показателей развития сельского хозяйства, сельских территорий, социальной инфраструктуры, в том числе человеческого капитала.
Выстраивание Россией эффективных международных налоговых отношений АПК с дружественными странами мира актуально и значимо для устойчивого роста и продовольственной безопасности. Структурные изменения в геополитической ситуации, нарастание санкций, легли в основу переориентации торговых и экономически-налоговых отношений в сторону дружественных стран. Снижение экспорта в европейские страны сменилось ростом экспорта на группы стран Азии и Африки. Межгосударственное объединение БРИКС, используя более 33% наилучших сельскохозяйственных мировых земельных ресурсов, стремительно расширяется, благодаря отличительным природно-климатическим, социально-экономическим, демографическим условиям. Очевидно обладание Бразилией, Россией, Индией, Китаем, Южной Африкой, ОАЭ, Ираном, Египтом, Саудовской Аравией, Эфиопией емким плановым потенциалом на рынке сельскохозяйственной продукции. Проведенный анализ объемов и структуры экспортно-импортных оборотов через анализ практики конвенций устранения двойного обложения налогами ключевых партнеров БРИКС позволил обозначить тренды развития международных налоговых отношений и сформировать ключевые составляющие Стратегии дальнейшего развития международных налоговых отношений в агропромышленном комплексе стран-партнеров БРИКС. Приостановление налоговых соглашений с недружественными странами в сторону обеспечения безопасных логистических цепочек поставок направлено на расширение взаимовыгодного сотрудничества с дружественными странами и защиту экономики бизнеса России. Учитывая специализацию стран, исходя из структуры торгового баланса, определена сущность и сформированы направления Стратегии развития международных налоговых отношений с дружественными странами БРИКС по теории Рикардо: вывозить сравнительно дешевые товары и ввозить товары, которые выпускаются сравнительно дешевле за рубежом, чем внутри страны, при эффективном налоговом сопровождении в целях устранения дискриминаций и уклонений.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью объективной оценки обеспечения населения качественным и безопасным продовольствием. В обзорно- аналитической статье автор рассматривает проблемы обеспечения населения безопасными и качественными продовольственными продуктами. Сравнительный анализ потребления основных продуктов питания с физиологическими нормами проводился в группе субъектов РФ, находящихся в последней пятерке по уровню среднедушевых доходов: республиках Ингушетия, Калмыкия, Карачаево- Черкесская, Мордовия, Тыва. В статье приводятся данные сравнительного анализа в исследуемых депрессивных регионах, отражающие соответствие проб продовольствия санитарно- гигиеническим нормативам. Рассмотрена нормативная база, обеспечивающая продовольственную безопасность, контроль за безопасностью и качеством продовольствия. Проведенный анализ показал положительные тенденции в обеспечении населения качественными продуктами питания в результате роста производства основных видов продовольствия. Проблема качества продовольственного сырья и пищевых продуктов остается до конца не решенной и требует совершенствования нормативно-правовой базы, законодательного закрепления права граждан на безопасное и качественное питание.
Цель исследования заключается в обосновании пересмотра перечня агропромышленных центров с учетом изменений, произошедших в отрасли после принятия Стратегии пространственного развития России, о чем свидетельствует увеличение удельного веса сельского хозяйства в структуре валового регионального продукта при сохранившейся доле официально признанных агропромышленных центров в совокупном объеме сельскохозяйственного производства. На основе анализа данных государственной статистики о развитии сельского хозяйства в российских регионах доказано, что ряд субъектов РФ, не входивших ранее в список агропромышленных центров, оказывают больший вклад в развитие отрасли и страны, чем некоторые агропромышленные центры. По результатам проведенного анализа предложено в обновленной Стратегии пространственного развития Российской Федерации расширить список агропромышленных центров, включив в их число Орловскую, Рязанскую, Тульскую, Оренбургскую, Саратовскую и Омскую области, а также Республику Дагестан. Основанием для включения в этот перечень является то, что перечисленные субъекты РФ полностью обеспечивают внутреннюю потребность в продукции сельского хозяйства и выступают крупными поставщиками продовольствия на российский рынок, производят больший объем сельскохозяйственной продукции, чем некоторые официально признанные агропромышленные центры, а значит, могут оказать большее влияние на развитие российской экономики.