Яндекс.Метрика

Стратегические ориентиры обеспечения продовольственной безопасности ЕАЭС

Целью данного исследования является обоснование стратегических ориентиров, направленных на динамичное развитие стран ЕАЭС, реализацию его преимуществ, направленных на преодоление геополитических барьеров, создаваемых недружественными странами. В исследовании тезисно дана оценка основных составляющих продовольственной безопасности стран ЕАЭС, которая показала отсутствие активного взаимодействия между странами-участницами в обеспечении продовольственной безопасности ЕАЭС, существенную дифференциацию доходов населения, его покупательной способности, рациональных норм потребления продовольствия. Объединяет страны ЕАЭС низкий уровень инвестиций в основной капитал сельскохозяйственных организаций и сравнительно невысокой уровень государственной поддержки, не способствующие стабильному увеличению объемов валовой продукции. В целом, отсутствии согласованной аграрной политики, направленной на коллективное обеспечение продовольственной безопасности за счет реализации преимуществ международного разделения труда. Очевидно, что реализация политики в области обеспечения продовольственной безопасности ЕАЭС должна осуществляться не в рамках фрагментарных нормативно-правовых актов, а комплексного пакета документов прямого действия, регламентирующих реализацию государственной аграрной политики в странах ЕАЭС. Одним из таких документов должна быть Доктрина продовольственной безопасности ЕАЭС, для последующей реализации которой необходимо разработать стратегию и программу развития АПК ЕАЭС. В качестве первостепенных стратегических ориентиров, способствующих обеспечению продовольственной безопасности ЕАЭС в исследовании обоснованы: формирование законодательства в области обеспечения продовольственной безопасности; развитие науки и технологий; наращивание объемов производства сельскохозяйственной продукции с учетом покупательной способности населения и возможности экспорта продовольствия с высокой добавленной стоимостью; увеличение объема инвестиций в сельское хозяйство; развитие инфраструктуры; поддержка сельскохозяйственных производителей; развитие экспортного потенциала.

Неоиндустриализация аграрного сектора экономики России как новый вектор развития отрасли

В современных экономических условиях проведение новой индустриализации в аграрном секторе страны является ключевой идеологемой его технологического суверенитета, особенно в первой и третьей сферах АПК. В статье рассмотрены положительные и отрицательные стороны политики импортозамещения, а также процессы деиндустриализации отечественного машиностроения. Проанализированы основные проблемы индустриализации экономики России, которые происходили с определенной периодичностью: царской (1891-1901 гг., 1907-1913 гг.), социалистической (1928-1940 гг.) и новой (2013-2014 гг. и в настоящее время). Сделан вывод, что осуществить переход от кризисного состояния агропромышленного производства к этапу его новой индустриализации возможно только на основе ускоренного развития научно-технической деятельности при тесном взаимодействии государства, науки, бизнеса и полной поддержки регионов. Раскрыты основные факторы, оказывающие непосредственное влияние на проведение индустриализации в стране: финансирование, технологии, оборудование, кадры ИТР и кадры рабочих профессий. Указано, что появление новых трендов развития в экономике привело к значительному снижению кадров ИТР на рынке труда и прежде всего инженеров. Снижение кадров рабочих профессий только за период с 2014 по 2022 гг. составило 37 процентов. Обоснована необходимость в совершенствовании государственной политики, основными стратегическими направлениями которой должны стать: кадровая, промышленная и пространственная интеграция по производству высокотехнологичных средств производства. В работе предложены организационно- экономические решения по проведению неоиндустриализации в аграрном секторе экономике страны, которые тесно связаны с трансформацией целого ряда проблем: дефицитом кадров в российской промышленности, географическими сложностями производства высокотехнологичной продукции, неразвитостью вертикальной интеграции, технологической отсталостью отечественных производств.

Анализ востребованности навыков ветеринаров на основе выявления ассоциативных правил

В данной статье рассмотрены исторические этапы развития обучения ассоциативным правилам и проанализированы дальнейшие перспективы. Одна из методик применена для определения взаимосвязи между навыками и уровнем оплаты труда профессии ветеринар. Для исследования автоматизированно собраны данные через интерфейс программирования приложения (API) с сайта Heard Hunter. Выявлены закономерности, даны оценки значений показателей достоверности и лифта с помощью применения методики ассоциативных правил. В частности, для профессии ветеринара выделены наиболее востребованные навыки: поиск информации в интернете, работа с кассой для вакансий с предлагаемым уровнем заработной платы до 45 тыс. р. включительно; нацеленность на результат и желание обучаться в предложениях с уровнем заработной платы от 45 тыс. р. до 70 тыс. р. включительно. И в вакансиях с самыми высокими уровнями заработной платы наиболее востребованы следующие: анализ текущей ситуации, внутренний контроль, высокая стрессоустойчивость и энергичность, диагностика, умение разрешать конфликты и споры, работать с возражениями, быть опытным пользователем персонального компьютера, также нацеленность на результат, планирование и организация, в частности, планирование продаж, знание птицеводства, взаимодействие с ключевыми клиентами и другими стейкхолдерами, коммуникативность, документооборот, В2В продажи, стремление к саморазвитию и энтузиазм. Полученный результат поможет участникам рынка труда ориентироваться на наборы навыков, необходимые для получения заданного уровня заработной платы. Соискатели профессии в данной сфере смогут оценить свой человеческий капитал и определить области знаний для дальнейшего своего совершенствования с целью повышения уровня оплаты труда. Выявление ассоциативных правил стало возможно в связи с возможностью использования открытых больших данных и развитием информационных технологий. Приведенный пример расчетов является основой для дальнейшего рассмотрения и выявления ассоциативных правил для различных профессий и в различных областях деятельности.

Сельское хозяйство России в условиях внешнеторговых ограничений: моделирование кризисных сценариев

Изучены последствия наиболее кризисных сценариев развития российского сельского хозяйства в условиях препятствий внешней торговле со стороны ряда зарубежных стран. Для этого сформулированы кризисные сценарии, проведено сценарное моделирование объемов производства, торговли, цен и финансовых результатов российского сельского хозяйства в сценарных условиях, обоснованы направления минимизации рисков, связанных с вероятным усилением внешнеторговых ограничений. Установлено, что на горизонте 1–2 лет основную угрозу развитию российского сельского хозяйства в рамках изученных сценариев представляют барьеры для экспорта, в то время как эффект сокращения импорта сельскохозяйственной техники в краткосрочной перспективе не столь опасен. Однако обоим этим эффектам свойственно накопление с течением времени: в отсутствие компенсирующих мероприятий их отрицательное воздействие на сельское хозяйство будет нарастать. Снижение экспорта ведет к падению денежных притоков производителей с темпами, превосходящими сокращение оттоков, что может подорвать экономику сельского хозяйства. Переориентация ресурсов на импортозамещение затруднена падением внутренних цен на продовольствие и специфичностью активов. Сокращение поставок сельхозтехники ведёт к уменьшению объёмов производства сельхозпродукции и росту её цен. Входящие и исходящие денежные потоки сельхозпроизводителей в этом случае изменяются в меньшую сторону в согласованной пропорции, что позволяет сельскому хозяйству поддержать финансирование текущих производственных затрат и начатых ранее проектов. Сочетание сокращения импорта ресурсов и барьеров для экспорта приводит к взаимному поглощению их негативного влияния на благосостояние внутренних потребителей, но не на финансовое положение сельхозпроизводителей.

Обзоры бюджетных расходов на АПК

Систематический анализ расходов на сельское хозяйство, при сравнении вариантов экономий, позволяет выбрать ,с учетом трехлетнего планирования бюджета, и в последующем реализовать наиболее приемлемое финансирование федеральных проектов, как развитие аграрной науки и научного обеспечения развития отраслей, экспорта и конкурентоспособности отечественного АПК при технической его модернизации, стимулировании инвестиционной деятельности и гибком регулировании рынков сельхозпродукции. Обзоры бюджетных расходов на АПК рассматриваются как наглядный результативный инструмент бюджетной политики, применяемый в целях обеспечения приоритизации расходов безопасного устойчивого развития. Применяемая практика обзоров в странах ОЭСР направлена на выявление внутренних резервов оптимизации. Исследованы сущность, цели, функции, ключевые отличия, преимущества, принципы проведения обзоров бюджетных расходов на АПК, с учетом российской и международных применяемых практик. Проанализирована динамика расходов федеральных проектов и программ АПК и федеральных межбюджетных трансфертов 2024-2026 г.г. Раскрыты состояние, проблемы, потребности, характерные для финансирования отрасли, налоговые риски и особенности налоговой сельскохозяйственной политики, направления развития АПК. Обзоры помогают выявить низкие эффекты бюджетных трат. Намечены долгосрочные приоритеты развития по стратегической траектории продвижения инновационных технологий при обеспечении конкурентной среды, росте инвестиций и снижении убыточности сельхозпроизводителей. Стимулирование сельскохозяйственного предпринимательского выпуска должно быть направлено, с учетом реализации комплексных мер поддержки и программ финансового оздоровления производителей, на достижение прироста добавленной стоимости отечественного АПК к 2030 году на 25% и экспорта в 1,5 раза.

Модель оптимизации поставок сырья в вертикальных партнерских цепочках кластера масложирового подкомплекса в регионе

Продукты масложирового подкомплекса Саратовской области успешно реализуются на внутренних и внешних рынках, а уровень его развития позволяет ставить цель образования агропромышленного кластера. Его задачами является рост конкурентоспособности выпускаемой продукции за счет сокращения затрат, связанных с производством, перемещением и хранением на специализированных объектах, а одной из перспективных стратегий – рационально выстроенная форма организации межхозяйственного взаимодействия предприятий различных сфер АПК, формирующих вертикальные партнерские цепочки для товаров с высокой добавленной стоимостью. В статье рассмотрено ядро потенциального кластерного образования, включающее в себя 381 сельскохозяйственную организацию, 1068 К(Ф)Х, 122 ИП, ведущие (три маслоэкстракционных завода (МЭЗ) и один жировой комбинат) и рядовые переработчики сырья, представлены сателлиты. Установлено, что 99% выпуска растительного масла в регионе приходится на предприятия пищевой промышленности. На основе проведенного анализа разработана авторская многофакторная блочная модель управления процессами поставок между участниками кластера, позволяющая выстроить оптимальную логистическую систему. Модель позволяет с учетом мощностей по переработке определить последовательность, объемы и сроки поставок сырья напрямую от сельскохозяйственных товаропроизводителей в МЭЗы и оставшейся продукции через элеваторы. Алгоритм обеспечивает оптимизацию частоты перемещения партий и затрат на хранение, включающих стоимость приемки, отгрузки, транспортировки, подработки, сушки. Апробация модели проведена на восьми лидирующих по объемам валовых сборов предприятиях, выявленных методом ранжирования, одно из которых расположено в Правобережье, семь – в Левобережье региона, пяти элеваторах и трех МЭЗах. Расчетные результаты затрат на товародвижение при оптимальном варианте построения партнерских взаимосвязей по предлагаемым логистическим цепочкам показали возможный диапазон величин от 252,4 до 222,8 млн руб. Авторская идея может быть применена при развитии кластеров в других подкомплексах народного хозяйства и определении эффектов скоординированного поведения субъектов экономической системы при формировании цепочек добавленной стоимости.

О государственной финансовой поддержке производства продукции отрасли птицеводства

В статье рассмотрены актуальные вопросы изменения состояния производства и сбыта мяса птицы в России, произведены анализ и оценка объемов продаж мяса птицы, динамики цен и доходности данного вида сельскохозяйственного производства. Актуальность исследования обусловливается в поиске наиболее оптимальных решений по направлениям формирования и расходования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на организацию их привлечения организациями отрасли птицеводства. Эффективность государственной финансовой поддержки производителей продукции птицеводства в России должна носить комплексный и многоаспектный характер, обеспечивая взаимные выгоды, как для государства, так и для регионов, инвесторов, потребителей и конечных получателей субсидий. Цель статьи – рассмотреть современное состояние государственной финансовой поддержки производства продукции отрасли птицеводства, выявить перспективные направления ее совершенствования. Задачами исследования определены процессы анализа и диагностики состояния производства и потребления в отрасли для подготовки методологической основы по разработке методики оценки эффективности мер государственной поддержки производства продукции птицеводства. Результатом анализа явились выводы и факты, отражающие причинно-следственные связи между состоянием снижения эффективности государственной поддержки отрасли и возникновением убыточности птицеводческих хозяйств. Рейтинг российских регионов – лидеров позволил сформировать представление о региональном потенциале производства и экспорта мяса птицы с учетом нестабильности поставок продукции отрасли в зарубежные страны. В статье подчеркивается роль оценки и анализа бюджетных расходов на организацию государственной поддержки в отрасли птицеводства. Сформулировано мнение о необходимости совершенствования мер государственной поддержки производства продукции отраслей птицеводства. Автором систематизированы методы и рекомендованы микроэкономические показатели эффективности государственной поддержки производства продукции в организациях птицеводства России.

Государственная поддержка как фактор развития картофелеводства и овощеводства открытого грунта

В статье рассмотрены тенденции развития и рентабельность картофелеводства и овощеводства открытого грунта в Тамбовской области, обоснованы основные направления их развития на основе совершенствования государственной поддержки. Природно-климатические и экономические условия региона вполне благоприятны для развития промышленного картофелеводства и овощеводства открытого грунта. Однако за годы реализации Государственной программы развития сельского хозяйства производство картофеля в регионе сократилось на 2996 тыс. ц, или на 49,1%, овощей открытого грунта – на 416 тыс. ц, или на 33,4,8%. Спад производства обусловлен низким уровнем государственной поддержки. Бюджетная поддержка картофелеводства составляет 0,2%, овощеводства – 0,04% общих субсидий по растениеводству, а по отношению к производственным затратам - соответственно 0,4% и 0,7%. Реализация регионального проекта «Развитие отраслей овощеводства и картофелеводства», в котором предусмотрено увеличение бюджетной поддержки овощеводства открытого грунта в 12,5 раза, картофелеводства – в 8,2 раза позволит увеличить производство овощей и картофеля в сельскохозяйственных организациях и фермерских хозяйствах. Однако предусмотренные бюджетные ассигнования не позволят перевести указанные отрасли на инновационную основу. Дальнейшему развитию картофелеводства и овощеводства открытого грунта будет способствовать увеличение и совершенствование механизма государственной поддержки, широкое использование инновационных технологий возделывания картофеля и овощных культур, укрепление базы хранения продукции в местах ее производства при бюджетной поддержке, создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов по хранению и реализации картофеля и овощей, организация специализированных овощеводческих хозяйств.

Нормативная база и анализ обеспеченности тракторами аграрного сектора экономики АПК (на примере Калужской области)

В статье дана оценка фактического наличия тракторного парка АПК Калужской области, включая крестьянские и фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства и тракторы МТС. На основе научно-методических и нормативных документов проведены расчеты норматива потребности в тракторах. Проанализированы основные показатели фактического состояния тракторного парка. На основе проведенных расчетов, выявлен дефицит тракторов по отношению к нормативу в разрезе групп по тяговому усилию, как в условных, так и в физических единицах. Выявлено, что наличие колесных тракторов в физ. ед. составляет 66,4% нормативной потребности, а гусеничных тракторов 23,1% нормативной потребности. Отмечено, что в сельскохозяйственном секторе АПК Калужской области сложился дефицит колесных тракторов в размере 959 шт. и гусеничных тракторов 303 шт., или в эт. ед. - 81,6 и 22,55% соответственно. Отмечено, что некоторые хозяйства отказываются применять гусеничные тракторы по причине отсутствия в них необходимости, целесообразно их количество заменить тракторами колесными, общая сумма по нормативу должна быть приближена к 10,11 усл. ед. Установлено, что фактическое наличие тракторов в расчете на 1000 га пашни составляет в эт. ед - 7,36., что ниже нормативного показателя (10,11эт. ед.) на 27,2%; в физ. ед. - 6,9, что ниже норматива на 39%. Энергообеспеченность на 1000 га пашни составляет 952,9 л.с., или от норматива (1212 л.с.) – 78,6%. Средний возраст тракторов в 2 раза превышает срок амортизации и составляет 17 лет. За сроком амортизации находится 63,4%, что указывает на высокий уровень износа тракторного парка.

Определение руководящих принципов, обеспечивающих устойчивое развитие хмелеводческого бизнеса России

Устойчивое развитие предполагает сосредоточенность не только на достижении поставленных задач, но и на средствах их осуществления. После принятия в 2015 году ООН Концепции устойчивого развития, процесс определения приоритетов и формирования методов достижения долгосрочной устойчивости бизнеса начали многие мировые производители хмеля. В работе анализируются подходы, разработанные следующими крупными хмелеводческими компаниями: HPA (Австралия), HVG (Германия) и Hopsteiner (Германия / США). На первом этапе компании определяли ключевые цели устойчивого развития, далее - руководящие принципы обеспечения долгосрочной устойчивости бизнеса. Принципы ранжируются и формируются в матрицы в зависимости от уровня интересов заинтересованных внешних сторон и приоритетов компании. Ключевыми приоритетами для компании HPA стали обеспеченность сырьем, здоровье и благополучие сотрудников и деловые отношения; для компании HVG - ведение более экологичного сельского хозяйства, консолидация немецкой хмелеводческой отрасли, создание справедливой стоимости на продукт; для компании Hopsteiner - вопросы использования пестицидов, управления качеством, здоровье и безопасность сотрудников, удовлетворённость потребителей. Подход компании Hopsteiner к определению планов устойчивого развития имеет более широкие границы и максимальное количество приоритетов. Всего их 27. При формировании матрицы для хмелеводов России, использовалась Концепция устойчивого развития Чувашской Республики, как региона - основного производителя хмеля в России, а также опрос чувашских аграриев. Общими ключевыми принципами в достижении целей устойчивого развития хмелеводческого бизнеса в России как для внешних заинтересованных сторон, так и для самого хозяйствующего субъекта, стали необходимость модернизации имеющейся материальной базы и организация конструктивного взаимодействия общества, бизнеса и государства.