Данная статья посвящена исследованию влияния цифровых платформ на сельское хозяйство и роль платформенных кооперативов в этом процессе. Авторы рассмотрели актуальные тенденции в развитии цифровых технологий в сельском хозяйстве и особенности функционирования цифровых платформ. Выявлены сущностные черты аграрных цифровых платформ. Проведена классификация цифровых платформ в сельском хозяйстве. Платформенные кооперативы рассматриваются как альтернативная модель организации, которая основана на принципах демократии, справедливости и солидарности. Сравнивая платформенные кооперативы с традиционными цифровыми платформами, статья анализирует различия в структуре собственности, управлении, распределении прибыли и отношении к данным. Осуществлен обзор литературы по платформенной кооперации и солидарной экономике. Проанализированы отличия видов и форм платформенной кооперации. Выявлены сущностные черты платформенных кооперативов - принцип коллективной собственности, использование цифровых технологий, обеспечение экономической выгоды для своих участников, использование принципов кооперации, включая взаимопомощь, демократию, равноправие и справедливость внутри организации. Установлено, что кооперативы имеют противоречивую природу. В части гармонизации интересов отдельного члена и всего кооперативного сообщества; сохранении кооперативной природы и стремлением к расширению. Показано, что основное различие между платформенным капитализмом и платформенным кооперативизмом заключается во владении и управлении цифровыми платформами, целях и участниках. Первый ориентирован на прибыль и частную собственность, в то время как второй нацелен на сотрудничество, равенство и социальную ответственность. Рассмотрены узкие места цифровой платформенной кооперации. Показана роль кооперативов в достижении целей устойчивого развития. Использование статистических данных позволило показать масштабы использования платформенных моделей в современной экономике.
Статья посвящена особенностям территориальной дифференциации уровня теневой экономики в сельском хозяйстве во взаимосвязи с цифровизацией. При определении масштабов теневой деятельности учитываются только юридические лица (сельскохозяйственные организации) в аграрном секторе. Группировка регионов выполнена на основе иерархической кластеризации, а также с помощью метода k-средних. Сформировано 5 кластеров с использованием критериев степени развития теневой деятельности и цифровизации телефонной связи. Анализировалась взаимосвязь уровня цифровизации местной телефонной связи в сельской местности и доли теневой деятельности в валовой добавленной стоимости. При общей по стране обратной взаимосвязи развития цифровизации и теневой деятельности, в региональном разрезе имеются различия. В первом, третьем и четвертом кластерах выявлена обратная связь между удельным весом теневой деятельности в ВДС по разделу А ОКВЭД 2 и уровнем цифровизации местной телефонной сети в сельской местности. В этих кластерах представлены такие крупные сельскохозяйственные регионы, как Белгородская, Брянская, Воронежская, Курская, Пензенская, Саратовская, Тамбовская области, Краснодарский, Ставропольский и Пермский края, другие области и республики. Во втором и пятом кластерах, состоящих главным образом из регионов Центрального ФО, напротив, зафиксирована прямая связь между теневой деятельностью и уровнем цифровизации. Высокий и низкий уровень цифровизации сопровождаются высокими и низкими масштабами теневого сельского хозяйства. Среди регионов в этих кластерах представлены Владимирская, Волгоградская, Липецкая, Орловская, Рязанская, Ульяновская, Челябинская области, другие области и республики.
На современном этапе развитие и внедрение цифровых платформ в агросекторе субъектов СКФО является одним из главных и определяющих направлений цифровизации сельского хозяйства и АПК данного региона, так практически во всех субъектах СКФО цифровизация АПК не входит в Статегию развития на ближайшие годы. Поэтому, именно при главенствующей роли государства, постепенном переводе ряда государственных услуг на развивающиеся цифровые платформы, постепенным получением и увеличением навыков сельхозпроизводителей в работе в цифровыми сервисами, наблюдаются точки роста в данном перспективном направлении. В статье рассматривается современное положение в регионе с действующими государственными и различными частными цифровыми площадками, их функции, достоинства и недостатки, проанализирована нормативно-законодательная база, как основа цифровизации агросферы региона, затраты на инновационные продукты в динамике за последние несколько лет и в разрезе субъектов СКФО. Обозначены ключевые точки роста и развития цифровизации агросферы региона. В работе используются методы обобщения, логического и сравнительного анализа, эмпирические и логические научные подходы к исследованию происходящих процессов. В основе исследования научные и аналитические работы отечественных учёных, материалы различных аналитических печатных и онлайн - изданий. В статье определены процессы, стимулирующие развитие различных цифровых платформ, экосистем и площадок, обозначены направления в области государственного регулирования для комплексного воздействия на ускорение процессов цифровизации АПК региона, совершенствования управления сельским хозяйством региона для повышения эффективности его работы.
Статья посвящена исследованию образования в современных экономических условиях хозяйствования в России дифференциальной земельной ренты на земельных участках, пригодных для производства сельскохозяйственной продукции. Сформулированы условия и причины возникновения земельной ренты, в том числе дифференциальной. Изложен метод определения дифференциальной земельной ренты. Проведены экспериментальные расчеты дифференциальной земельной ренты на тридцати девяти субъектах, входящих в состав Нечерноземной экономической зоны, Центрально-Черноземного, Поволжского и Северо-Кавказского экономических районов, которые подтвердили основу образование рыночной стоимости продукции земледелия на уровне предельных, а не средних издержек производства. Предельные издержки в 2020 году выявлены на продуктивных землях Вологодской области при возделывании группы зерновых и зернобобовых культур и производстве зерна. Нормальная норма прибыли на авансированный производственный капитал здесь составила 13,4 процента. Установлено, что дифференциальная земельная рента оказывает существенное влияние на доходность товаропроизводителя. Субъекты со средней и высокой дифференциальной земельной рентой максимально обрабатывают землю пригодную для производства сельскохозяйственной продукции, если этому не мешают иные неэкономические факторы. Земли, не образующие дифференциальную земельную ренту или неустойчивые к ее образованию, частично выводятся из сельскохозяйственного производства. Сформулированы основные способы и риски ввода неиспользуемых продуктивных земель в сельскохозяйственный оборот.
В статье сделан обзор опыта различных ученых в построении организационно-экономического механизма развития фермерских хозяйств. При этом каждый автор уделяет внимание разным аспектам: необходимости государственной поддержки, кооперации хозяйств, учету возможностей снижения рисков, возникающих при внедрении и функционировании цифровых технологий. Рассмотрены мнения ученых по поводу определения понятий «экономический механизм» и «организационно-экономический механизм», предложено авторское определение применительно к хозяйствам малых форм. Представлен действующий в настоящее время в Ленинградской области организационно-экономический механизм развития хозяйств малых форм, состоящий из семи элементов, имеющих свой уровень развития. Для выявления этого уровня использовались методы экономического анализа данных Комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области, а также анкетирование фермеров. Предложены мероприятия, позволяющие осуществить цифровую трансформацию хозяйств малых форм области путем повышения уровня развития каждого элемента действующего организационно-экономического механизма. Предстоит большая работа, так как в настоящее время внедрение цифровых технологий находится на начальной стадии. Осуществление намеченных мероприятий позволит ускорить процесс инновационного развития сельского хозяйства, повысить продовольственную безопасность региона и сделать сельскую территорию привлекательной для проживания. Разработка может быть использована для формирования областной программы цифровой трансформации хозяйств малых форм как в Ленинградской области, так и, с учетом адаптации, в других регионах.
Статья посвящена исследованию перспектив туристической отрасли в Запорожской области. Отмечается комплексный системный характер функционирования современной сферы рекреационных услуг. Указывается на важность изучения развития туристической отрасли с учетом социально-экономических, экологических и культурных особенностей конкретного региона. Акцентируется внимание на необходимости оценивания степени воздействия внутренних и внешних факторов на процесс развития данной отрасли. Указывается на важность исследования направлений развития туристического бизнеса в новых регионах Российской Федерации. В статье сформулированы стратегические направления развития сферы рекреационных услуг на уровне региона. Указывается на доминирование курортного направления в туристическом бизнесе. В то же время объекты «зеленого туризма» в регионе представлены недостаточно. Отмечается низкий уровень межотраслевого и межхозяйственного сотрудничества со стороны малых туристических форм. Указывается на необходимость стимулирования представителей семейных форм аграрного производства на участие в проектах, связанных с развитием «зеленого туризма». В статье сформулированы этапы использования динамической модели для анализа воздействия элементов системы социально-экономических отношений Запорожской области на функционирование туристического бизнеса. Охарактеризованы следующие концептуальные составляющие модели: демографическое развитие, социальное развитие, экологическое развитие, инфраструктурное развитие, экономическое развитие и инвестиционно-инновационное развитие. По результатам исследования отмечается социально-экономическая значимость малых форм хозяйственной деятельности для развития регионального туризма. Указывается на необходимость наличия профильной региональной программы стимулирования развития отрасли. Отмечается при этом важность соблюдения системного характера развития туристической сферы.
Целью работы является оценка динамики и эффективности использования активов агрохолдингов Российской Федерации для уточнения изменения их экономического потенциала и возможности применения финансового рычага такими субъектами. На основе исследования показателей выбранной группы агрохолдингов выявлен позитивно стабильный тренд стоимостного роста их активов, как в номинальном, так и реальном выражении. В течение исследуемого периода темпы стоимостного роста исследуемых активов в номинальном выражении превышали темпы инфляции. Это свидетельствует о росте экономического потенциала и мощностей агрохолдингов Российской Федерации, что можно проецировать и на весь АПК с определенным уровнем погрешности. Выявлено снижение темпов прироста активов исследуемых организаций в последние годы. Причинами такого снижения рассмотрены: объективная ограниченность ресурсов, закон убывающей предельной эффективности использования активов, снижение предельной результативности государственной финансовой поддержки. По результатам анализа динамики прибыли и рентабельности активов выбранной группы агрохолдингов можно делать вывод про нестабильное влияние комбинаций разных факторов на эффективность использования исследуемых активов в разные периоды времени. В том числе нестабильными были механизмы государственной финансовой поддержки как агрохолдингов, так и в целом АПК в разные годы. Такая поддержка была и остается существенным фактором развития отрасли, учитывая относительно низкий уровень рентабельности активов исследуемых субъектов. Значение рентабельности активов исследуемой группы агрохолдингов оценено как низкое для получения позитивного эффекта финансового рычага на рыночных условиях. Иными словами использование кредитов на рыночных условиях среднестатистическим сельхозпроизводителем при существующей рентабельности активов характеризуется отрицательным значением финансового рычага. Учитывая, что были рассмотрены ведущие агрохолдинги, по отрасли значение показателя может быть еще ниже. Данный уровень эффективности использования активов в АПК в настоящее время делает зависимым отрасль от государственного субсидирования ставки по кредитам, а также делает нецелесообразным значительный прирост активов агрохолдингов без изменения уровня их эффективности. Относительно низкое значение рентабельности активов исследуемой группы агрохолдингов и высокий уровень зависимости от кредитов делает чувствительным отрасль к изменению ключевой ставки Банка России, и, соответственно - инфляции. Как показывает практика, такая ставка не является стабильной. и значительный период времени превышала значение рентабельности активов рассмотренных субъектов. Учитывая то, что государственная финансовая поддержка не может или не должна увеличиваться прямо пропорционально приросту активов агрохолдингов, относительно низкий уровень рентабельности активов, не позволяющий масштабироваться (использовать кредитные ресурсы) на рыночных условиях, следует рассматривать как объективный и существенный барьер дальнейшего развития отрасли. На макроуровне факторами, способствующими развитию отрасли, являются: снижение инфляции и, соответственно, снижение ключевой ставки Банка России, а на микроуровне – таргетирование рентабельности активов.
В РФ растёт обеспеченность населения продуктами питания, о чём свидетельствует увеличение розничного товарооборота продовольственных товаров на душу населения в фактических ценах и в реальном выражении. Однако рацион питания российского потребителя остаётся несбалансированным. В сравнении с медицинскими нормами, среднестатистический гражданин России потребляет недостаточное количество молочных продуктов, свежих фруктов и овощей, в то время как потребление сахара и хлебных продуктов значительно превышает рекомендованные Минздравом РФ значения. Обеспечение населения России продовольственными товарами по большей части осуществляет торговля, которая в современных условиях развивает свою социально-экономическую роль. В настоящее время одной из новых ролей торговли при обеспечении населения продовольствием стало добровольное ограничение торговых надбавок большинством сетевых предприятий розничной торговли на ряд социально значимых продуктов питания. В то же время применяемое ограничение торговых надбавок по социальным продуктам питания могло быть более существенным и получить более широкое распространение на рынке при участии несетевых торговых предприятий. В данном исследовании на основе оценок эластичности спроса по цене на три товара (куриные яйца, подсолнечное масло, сахар) было показано, что за счёт дополнительного сокращения торговых надбавок розничных сетевых торговых предприятий на социально значимые продукты питания можно было бы увеличить среднедушевое ежегодное потребление соответствующих товаров, в т.ч. сахара на один килограмм, подсолнечного масла – на 500 грамм, куриных яиц – на одну штуку. Еще одной новой ролью торговли в системе обеспечения населения продуктами питания стало совершенствование товаропроводящей цепочки продовольственного рынка, сокращение звенности товародвижения. В настоящее время по ряду продовольственных товаров наблюдается рост числа перепродаж в оптовом звене, что вызывает рост потребительских цен на продукты питания за счёт включения в цену торговых надбавок многочисленных посредников. В проведенном исследовании было показано, что максимальная переориентация розничных торговых предприятий на прямые хозяйственные связи с производителями, а также расширение сети оптовых продовольственных рынков способны сократить звенность товародвижения, что также положительно повлияет на рост обеспеченности населения РФ продуктами питания.
В статье представлена методика рейтинговой оценки стратегических перспектив повышения инновационно-инвестиционной привлекательности сельского хозяйства регионов на основе действующих постановлений федерального и регионального уровней. Исследование выполнялось с использованием данных регионов Сибирского федерального округа. Рейтинг строился на основе обработки данных по выполнению Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства 2017-2030 гг., Государственных программ Комплексного развития сельских территорий, принятых и реализуемых в субъектах Федерации, данных Госсортокомиссии и Федерального института промышленной собственности. Разработаны специальные показатели по каждому из стратегических направлений рейтингового оценивания. Показано как дифференциация развития регионов СФО отражается в промежуточных и итоговом рейтингах, что позволяет инвесторам видеть перспективы территории, участие федерального центра, местных органов власти в ее развитии. Ранее другими авторами, в том числе и рейтинговыми агентствами, такой подход при построении рейтинга субъектов Федерации, позволяющий оценить перспективы развития региона на основе действующих документов, не использовался.
Цель исследования, результаты которого представлены в данной статье – оценить вклад сельского хозяйства в социально-экономическое развитие агропромышленного центра. Исследование проведено на примере Республики Мордовия. Для достижения поставленной цели была сформирована система показателей, отражающих вклад отрасли в валовой региональный продукт, экспортный потенциал региональной экономики, занятость населения, формирование денежных доходов жителей региона, а также перспективы развития отрасли. Проведенный анализ позволяет с полной уверенностью утверждать, что сельское хозяйство – ключевая отрасль экономики Республики Мордовия, и роль этой отрасли в обеспечении социально-экономического развития данного региона с годами усиливается. Такой вывод сделан на основе выявленного увеличения удельного веса отрасли в валовом региональном продукте, улучшения ситуации на сельском рынке труда, опережающего роста оплаты труда работников сельского хозяйства, повышения эффективности и инвестиционной привлекательности отрасли, увеличения доли продукции отрасли в структуре экспорта. Главным ограничением в развитии сельского хозяйства и его вклада в социально-экономическое развитие Республики Мордовия сегодня является нехватка рабочей силы. Из-за введенных экономических санкций существует угроза увеличения износа основных фондов и снижения производительности. Авторами предложен комплекс мер по поддержанию высоких темпов развития сельского хозяйства в Республике Мордовия, направленных на снижение зависимости от импорта, увеличение объемов производства и реализации продукции, привлечение и закрепление населения и специалистов в сельской местности, совершенствование системы подготовки кадров для сельского хозяйства, решение проблемы дефицита рабочей силы и др.