В свете новой парадигмы социально-экономического развития села, основанной на принципах инклюзивного роста, и перехода отечественного агропромышленного комплекса на шестой технологический уклад становятся актуальными проблемы трудоустройства высвобождающихся на рынок труда сельских жителей, повышение их образовательного уровня, приобретение ими цифровых компетенций и навыков, рост заработной платы сельского населения, адекватный новым экономическим реалиям и уровню их образования. В то же время технологическая многоукладность сельского хозяйства страны способствовала дифференциации спроса на высоко- и низкоквалифицированные кадры в сельских поселениях, из-за чего человеческий капитал сельских территорий используется неравномерно и нерелевантно. Внедрение цифровых технологий в сельском хозяйстве в рамках нового технологического уклада привело к дефициту квалифицированных кадров, обладающих компетенциями на стыке аграрных знаний и цифровых технологий, что во многом обусловлено низким образовательным уровнем сельского населения и недостаточным уровнем владения цифровыми навыками. Ограничителем стартовых возможностей получения качественного образования для сельского населения является низкий уровень располагаемых ресурсов сельских домохозяйств и высокий уровень бедности селян. Рост цифровизации и повышение уровня владения цифровыми навыками является одним из факторов улучшения качества жизни на селе. С расширением доступа к сети Интернет на сельских территориях происходят крупные социально-экономические сдвиги в сфере трудовых отношений. Появляются такие формы занятости, как самозанятость, дистанционная, платформенная и смешанная занятость, что способствует вовлечению большего числа сельских жителей в экономику. Проведенное исследование позволило определить основные особенности формирования и обосновать условия развития сельского человеческого капитала в контексте цивилизационной и научно-технологической трансформаций.
Исследовано влияние параметров развития сельскохозяйственной отрасли России на потребность в работниках. С использованием эконометрических моделей произведена прогнозная оценка спроса на труд в сельском, лесном хозяйстве, охоте и рыболовстве с учетом критериев отраслевого развития, заложенных в государственных программных документах: Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года и прогнозу Министерства экономического развития Российской Федерации до 2027 года. Прогнозируется снижение потребности в работниках по всем предполагаемым вариантам развития отрасли. В то же время, отмечается серьезный дефицит кадров в агропромышленном производстве, как в настоящее время, так и в перспективе, особенно в соответствии с предполагаемыми темпами роста инвестиций в основной капитал. Рассчитано, что к 2030 году темпы роста выпуска продукции, обозначенные в Госпрограмме, могут привести к снижению спроса на труд в отрасли на 161 тыс. чел. относительно уровня 2023 года, реализация базового варианта Стратегии предполагает уменьшение числа работников на 217 тыс. чел. от данных 2023 года, целевого варианта Стратегии – на 661 тыс. чел. от численности 2023 года. Динамика инвестиций в основной капитал отрасли, заложенная в Госпрограмме, приведет к спросу на труд 2030 году на уровне 2023 года, по целевому и базовому вариантам Стратегии потребность в работниках будет соответственно на 5,9% и 19,8% больше, чем в 2023 году. Проблема привлечения квалифицированных кадров в отрасль в среднесрочной перспективе предположительно будет преобладать над проблемой высвобождения рабочей силы в сельскохозяйственном производстве. Полученные оценки целесообразно использовать в качестве базовых ориентиров при перспективном планировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий.
В связи с резким ростом численности населения на планете и его прогнозируемым дальнейшим увеличением к 2050 году до 10,4 млрд человек, встает вопрос наращивания объемов производства животного и растительного белка. Соя является культурой, в семенах которой может содержаться до 57% полноценного, сбалансированного по аминокислотному составу белка, который может быть использован для питания людей. Президентом России до 2026 г. поставлена задача по «производству оригинальных и элитных семян сельскохозяйственных растений» в рамках развития АПК и обеспечения продовольственной безопасности государства. Соя включена в перечень особо важных для экономики страны сельхозкультур, однако средний возраст сортов отечественной селекции на рынке составляет от 10 до 20 лет, что вдвое больше, чем у сортов зарубежной селекции, которые используются в России. В этой связи приоритетной задачей для государства является развитие собственной селекции путем применения новой цифровой модели развития: от подготовки к высеву до получения сортовых семян. Она позволит в значительной степени улучшить научно-аналитическое сопровождение селекционного процесса и проектов решений, в т.ч. организационного и экономического характера, путем модернизации механизма определения размера и выплаты роялти, совершенствования венчурных механизмов финансирования селекционных разработок, увеличение доли отечественных соеводов и переработчиков сои в структуре глобального рынка и т.д.
В статье рассматривается сложившаяся ситуация на рынке труда России, которая характеризуется как более либеральная с минимальным регулированием со стороны государства. Такой подход к этой проблеме не оправдан, ибо в настоящее время ситуация на этом рынке резко изменилась и приобретает черты реальной социальной угрозы. Поэтому в статье подробно рассматриваются системные проблемы в сфере трудовой занятости населения, которые требуют неотложного решения. Это, прежде всего, государственная система школьного, высшего и среднего профессионального образования, которая слабо ориентирована на удовлетворение потребностей производства в рабочих инженерных кадрах. Низкая заработная плата наемных работников, особенно на фоне высоких доходов собственников и менеджеров вынуждают их искать альтернативные виды занятости. Кроме того, существующая структура занятости является крайне непрозрачной ибо около четверти трудоспособных заняты в теневом секторе экономики. Работа нескольких миллионов мужчин в охранном бизнесе является расточительной трудовой занятостью. Из-за многочисленных проверяющих и контролирующих структур российский бизнес вынужден держать большое количество непроизводственного персонала. Растущая потребность рабочих кадров удовлетворяется за счет дешевой и неквалифицированной внешней трудовой миграции. Учитывая правовую неурегулированность, проблема требует принятия срочных государственных мер по совершенствованию миграционной политики со странами СНГ. В статье предлагаются системные меры по наведению текущего порядка трудовой миграции. Одновременно с этим необходимо реализовать системные мероприятия по раскрытию и эффективному применению трудового потенциала российского народа. Предлагается перестройка государственной социальной политики с излишнего патернализма на умеренное общественное принуждение к труду.
В силу условной сбалансированности федерального бюджета при дефиците, санкциях, контрактной СВО, сущностное значение оценки эффективности бюджетных расходов подлежит корректировке в сторону результативности достижения целей устойчивого развития АПК. Важным становится не только количественная оценка соответствия результативности бюджетных расходов, но соответствие бюджетных расходов заданным целям устойчивого роста АПК. В статье исследованы виды бюджетных расходов на развитие АПК в 2025-2027 гг. Отмечены приоритетные направления расходования бюджетных средств, способствующие существенному приросту объемов выпуска и производительности в АПК, инвестиций в активы и трудовых доходов. Обозначена насущная потребность снижения неэффективных расходов на разрастающуюся бюджетную сферу, влекущая недофинансирование потребностей реальных производителей конкурентоспособной в мире сельскохозяйственной продукции. Эффективность расходов федерального бюджета на АПК исследована через количественную оценку соотнесения прироста выпуска к приращению расходов и преференций. Оценка эффективности расходования средств рассматривается как непрерывный процесс. Доказано, что коэффициент эффективности расходования средств находится в обратной зависимости от роста неэффективных расходов. Приведены примеры неэффективного использования средств на АПК. Обозначена целевая траектория оценки эффективности бюджетных трат на АПК – обеспечение динамичного устойчивого развития АПК при коэффициенте эффективности расходования средств выше 1 с ежегодным приростом продукции от 10%.
В статье обосновывается одно из направлений повышения устойчивости сельского хозяйства регионов - цифровизация. Авторами выявлены причины, сдерживающие внедрение цифровых технологий в сельское хозяйство северных регионов и также предложены направления освоения цифровизации сельского хозяйства. Особое внимание уделяется основным факторам сельского хозяйства, влияющим на специфику процесса цифровой трансформации отрасли. Авторами выделяются этапы перехода к цифровой трансформации сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) с выделением роли и интересов государства и представителей агробизнеса. Предлагается создание единой цифровой платформы сельского хозяйства региона, обеспечивающей интеграцию информационных сведений отрасли и ее органов управления в лице государственных структур в единое цифровое пространство аграрного сектора на основе модернизации производственных процессов, обеспечения надежного и оперативного доступа к сети Интернет, а также получения у навыков работы, компетенций с цифровыми технологиями.
В статье рассмотрены методологические подходы рационального взаимодействия агропродуцентов с институтами развития, в целях преодоления препятствий, стоящих перед аграрным сектором: санкций недружественных государств, дефицита собственных и заемных ресурсов (в условиях повышенной ставки Центрального банка), недостаточной государственной поддержки. Институты развития выступают в качестве катализатора как государственных, так и частных инвестиций в приоритетных подотраслях аграрного сектора, определенных национальными проектами и Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на период 2017-2030 годы. Отмечено, что само определение «института инновационного развития» содержит 2 концептуальных положения: во-первых – это должна быть организация, которая осуществляет инновационную деятельность и является получателем государственной поддержки и во-вторых, данной организации предоставлено право самой оказывать финансовую поддержку субъектам инновационной деятельности. Рассмотрены приоритетные направления развития аграрного сектора экономики, направленные на импортозамещение, импортоопережение и достижение суверенитета в высокотехнологичных средствах производства. Обоснована необходимость перехода к природно- высокоточным (прецизионным) технологиям, учитывающих адаптацию экосистем аграрного сектора к климатическим изменениям, природным катаклизмам и снижению отрицательного влияния антропогенной деятельности на окружающую среду. В методологическом плане, применительно к деятельности институтов развития, целесообразно использовать системно-воспроизводственный подход, так как сельскохозяйственное производство представляет собой сложную социально- экономическую систему, которая по своей структуре состоит из функциональных и организационно-экономической подсистем. Изучаемая отрасль экономики представляет собой открытую природно-биологическую систему между живыми организмами: почва-растение-животное-человек и окружающей средой. Исходя из системно-воспроизводственной методологии, в работе предложена модель взаимодействия институтов развития, специализированных фондов и подсистем сельскохозяйственного производства. Доказано, что для каждой природно-экономической зоны на основе исследований научных организаций, должна быть создана региональная нормативно-технологическая модель ведения сельскохозяйственного производства в электронной форме, что позволит на основе сравнительного анализа вносить необходимые коррективы в технологическую политику, в том числе, связанную с взаимодействием агропродуцента с институтом развития. После привлечения финансовых средств (или материально-технических ресурсов) институты развития проводят общую оценку процесса интенсификации производства организации, ее инновационно-инвестиционной деятельности. Основным методом при определении необходимых параметров, в целях достижения процесса расширенного воспроизводства, может служить аналитическое моделирование, которое позволяет определять различные варианты модели (взаимодействия с институтом развития) для обсуждения, не экспериментируя на реальном объекте.
Отрасль демонстрирует продолжительную положительную динамику относительно объемов производства основных видов сельскохозяйственной продукции. Большую часть этой продукции (56%) создают малые формы хозяйствования, которые только формально являются равноправными участниками рынка. Для дальнейшего роста объемов сельскохозяйственной продукции, подконтрольности сельских территорий, повышения уровня жизни в них необходимо повысить значимость сельскохозяйственной кооперации. Только этот инструмент обладает необходимыми резервами для обеспечения конкурентоспособности малых форм хозяйствования, повышения эффективности их хозяйственной деятельности. Это подтверждает отечественный и зарубежный опыт, а также эффективное функционирование системы кооперативов в отдельных регионах страны. Основа такого развития – административная поддержка от уровня поселения с указанием ответственных до высшего уровня исполнительной власти региона, наличие соответствующих программ развития, оказание консультационных услуг, информационной поддержки. Для обеспечения приоритета сельскохозяйственной кооперации предлагается разработать и принять Стратегию развития сельскохозяйственной кооперации на долгосрочный период, повысить уровень охвата действующих кооперативов государственной поддержкой, целенаправленно информировать о преимуществах кооперации, усовершенствовать отдельные статьи федеральных законов.
Проблема повышения производительности труда и мотивации сотрудников к высокопроизводительному труду характерна для всего реального сектора современной экономики. Она связана с отчуждением от труда и его результатов наемных сотрудников предприятий. Частная форма собственности по присвоению не решила вопросы аграрного сектора ни в сфере роста привлекательности работы в отрасли, ни в отношении вопросов повышения производительности труда. Государственная форма собственности также по отношению к вопросу отчуждения труда находится в равных позициях с государственной, более того, проблема усугубляется и в аспекте управленческих кадров. Если собственник, осуществляющий стратегическое и, часто, текущее руководство деятельностью предприятия кровно заинтересован в развитии, финансовом результате, то при государственной собственности руководитель также находится под влиянием фактора отчуждения, как и простой рабочий. Решение проблемы устранения демотивационного для развития любого предприятия фактора отчуждения, можно найти с помощью развития таких организационно-правовых форм предприятий, как сельскохозяйственные производственные кооперативы и закрытые акционерные общества работников – народные предприятия. Если сельскохозяйственные производственные кооперативы занимают свою небольшую нишу в структуре сельскохозяйственных предприятий, то о закрытых акционерных обществах работников (народных предприятиях), в которых акции принадлежат трудовому коллективу, не знает даже большинство руководителей и собственников бизнеса. В статье рассматривается деятельность народных предприятиях в аспекте фактора отчуждения, как корневой причины низкой мотивации работников к высокопроизводительному труду.
Цены выступают одним из параметров экономической доступности товаров и услуг. Большие межрегиональные различия в цене на какой-либо товар могут быть причиной неравенства в его доступности в отдельных регионах страны, что создает угрозу социально- политической стабильности. Поэтому изучение процессов формирования цен на основные социально значимые товары, протекающих на субнациональном уровне, является актуальным направлением экономических исследований. Предметом нашего исследования выступает феномен пространственной неоднородности в доступности продовольственных товаров в РФ, обусловленной различием их цен. Целью работы является поиск закономерностей в межрегиональной дифференциации цен на наиболее востребованный товар рыбной группы – рыбу мороженую неразделанную и на ее товар - заменитель – говядину. Оба товара входят в перечень базовых продуктов питания, для них в Доктрине продовольственной безопасности РФ установлены пороговые значения показателей продовольственной независимости, экономической и физической доступности. В работе анализируются и сравниваются данные о пространственном распределении цен на эти товары в РФ, определяются основные статические и динамические характеристики неоднородности цен, выявляются ключевые факторы, потенциально способные приводить к возникновению диспаритета региональных цен. Основными результатами работы стали: обнаружение скрытой тенденции роста межрегиональных различий в цене на рыбу в РФ, структуризация регионов по уровню цен, а также выявление ряда закономерностей и аномалий в пространственной дифференциации цен на рыбу. Методическую основу работы составили инструменты и методы статистического анализа, подобранные и адаптированные в соответствии с целью и задачами исследования. Информационной базой послужили сведения, полученные из общедоступных источников.