Яндекс.Метрика

Социокультурные особенности профессионального совершенствования занятого сельского населения

Главная цель исследования заключается в изучении и анализе материального, социального положения, а также смыслов, потребностей и ценностных ориентаций работников, ориентированных на развитие индивидуального человеческого капитала на примере профессионального роста. В рамках исследования реализован комплексный подход к изучению человеческого потенциала занятого сельского населения на примере анализа условий расширения социально- профессиональных способностей работников (посредством изучения участия работников в программах по непрерывному обучению, повышению квалификации). Полученные результаты будут способствовать оценке степени влияния социально значимых факторов (возраст, уровень образования, отрасль занятости, тип занятости и т.д.), а также социокультурных особенностей на включенность разных групп работников в процесс повышения квалификации. Информационную базу исследования составили результаты опроса, проведенного Институтом аграрных проблем - обособленным структурным подразделением Федерального исследовательского центра «Саратовский научный центр Российской академии наук» в сельских территориях Саратовской области (N=1215). В результате проведенного исследования были изучены и проанализированы социально-культурные признаки, оказывающие влияние на профессиональное совершенствование работников, занятых в организациях бюджетной сферы и частных структурах (на примере фермерских хозяйств).

Личные подсобные хозяйства в устойчивом развитии сельских территорий

Цель работы - оценить текущее состояние ЛПХ, их потенциал в условиях государственной поддержки, а также определить стратегические направления для стимулирования деятельности их владельцев и самозанятых граждан в контексте развития сельских территорий. Для достижения поставленных задач использовались: логический анализ причинно-следственных связей; сравнительная оценка динамики развития ЛПХ; статистические методы обработки данных. Комплексный подход позволил выявить ключевые проблемы функционирования личных подсобных хозяйств и предложить механизмы их решения через совершенствование мер государственной помощи. В настоящее время значительная часть сельского населения республики имеет личные подсобные хозяйства, ведение которых является основной формой занятости и получения доходов. В хозяйствах населения производится наибольший объем сельскохозяйственной продукции. ЛПХ является самой надежной гарантией социальной защиты и поддержки сельского населения, а также важным фактором устойчивого развития сельских территорий. Особое значение приобрела возможность для владельцев личных подсобных хозяйств пользоваться мерами государственной поддержки посредством участия в различных грантовых программах, субсидировании производителей сельскохозяйственной продукции. Результатами исследования являются всесторонний анализ развития личных подсобных хозяйств по производству продукции сельского хозяйства по республике в целом и по районам, оценка реализации мер государственной поддержки, оказываемых владельцам личных подсобных хозяйств, предложенный комплекс мероприятий для поддержки сельских территорий и стимулирования развития и эффективного использования внутреннего потенциала сельского населения.

Развитие сферы бытового обслуживания в сельских муниципальных образованиях

Актуальность научной работы обусловлена необходимостью повышения качества жизни сельского населения через обеспечение доступности бытовых услуг. При проведении исследования применены общенаучные методы – анализа, синтеза, сравнения, а также методы экономико-статистического анализа динамики и группировок, обработки аналитических данных, аналогий, научных обобщений, монографического анализа. Методика исследования предполагает проведение комплексного экономического анализа сферы бытового обслуживания в сельских территориях по предложенной авторами концептуальной схеме, предусматривающей обоснование критериев отбора сельских муниципальных образований для проведения анализа, включающих показатель удельного веса муниципального образования в совокупном объеме продукции сельского хозяйства всех муниципальных образований региона, и наличие этих муниципальных образований в Программе развития сельских территорий Свердловской области. Анализ позволяет выявить тенденции и проблемы развития сферы бытового обслуживания в сельских муниципальных образованиях посредством полученных результатов расчетов динамических и структурных показателей развития данной сферы. Полученные данные могут быть полезны при разработке программ развития сферы бытового обслуживания сельских территорий, в процессе принятия управленческих решений на региональном уровне для развития сферы бытового обслуживания, для совершенствования механизмов обеспечения населения бытовыми услугами в сельских территориях.

Зарубежные подходы к выявлению дисбалансов в кадровом обеспечении сельского хозяйства

Статья посвящена анализу зарубежных подходов к выявлению дисбалансов в кадровом обеспечении сельского хозяйства, что является актуальной проблемой для многих стран, включая Россию. В работе рассмотрены основные методические подходы к оценке потребности в кадрах и предложения рабочей силы, а также выявлению региональных дисбалансов. Проведенный анализ подходов к оценке потребности в кадрах сельского хозяйства за рубежом позволяет предположить, что они могут быть адаптированы к российским условиям. Использование статистических методов и эконометрических моделей наиболее результативно при оценке кадровых потребностей и эффективности образовательных программ. Опыт Австралии в области макроэкономического прогнозирования с использованием модели MONASH, которая учитывает технологические изменения и демографические тренды, а также опыт стран ЕС в создании интегрированных систем сбора данных, таких как Labour Market Information Systems и модель CEDEFOP, может быть полезен для оценки и адаптации образовательных программ к потребностям отрасли на региональном уровне. Эти системы позволяют прогнозировать профессионально-квалификационные дисбалансы и корректировать образовательные программы в соответствии с реальными потребностями рынка труда. Учет региональных особенностей, как в Китае, где анализ предложения рабочей силы проводится с учетом климатических и географических факторов, и анализ роли трудовой миграции, как в Великобритании, также могут быть применены для разработки адресных мер поддержки сельского хозяйства в России и устранения межрегиональных отличий в обеспечении кадрами предприятий сельского хозяйства.

Прогноз самообеспеченности сельскохозяйственной продукцией и продовольствием до 2046 года

Целью настоящего исследования является обоснование объемов производства основных видов сельскохозяйственной продукции для обеспечения продовольственной безопасности населения России к 2046 году. Прогноз выполнен в соответствии с разработанной в ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ методикой, учитывающей комплекс факторов, оказывающих влияние на производство продукции сельского хозяйства и обеспечение населения продовольствием. Учитывая тот факт, что сельскохозяйственное производство России в значительной степени зависит от поставок некоторых видов импортным материально – технических ресурсов, встает вопрос, каким образом повлияет такая зависимость на производство сельскохозяйственной продукции и продовольствия? В статье проанализировано влияние снижения поставок импортной сельскохозяйственной техники на объемы производства основных видов сельскохозяйственной продукции в подотраслях растениеводства и животноводства. Прогноз производства основных видов сельскохозяйственной продукции в растениеводстве и животноводстве рассчитан по двум сценариям: оптимистичному и пессимистичному. В оптимистическом сценарии отечественного продовольствия достаточно для самообеспечения населения России, за исключением фруктов и ягод, некоторых видов овощных и бахчевых культур. Возможности для экспорта: 40 млн т зерна, 3 млн т подсолнечного масла, 9,4 млн т мяса в живом весе, 11,4 млрд шт. яиц. Потребности в продуктах питания на внутреннем рынке России в 2046 г. определены исходя из высокого сценария: численности населения 155 млн чел. (с учетом предполагаемой численности 4-х новых регионов) и рациональных норм. Во всех сценариях нормы потребления соответствуют показателям Минздрава России. В пессимистическом сценарии дефицит производства молока на 155 млн чел. при условии рационального потребления всеми группами населения составит 14,4 млн т (норма 325 кг на 1 человека). Также сохраняется дефицит фруктов и ягод. Возможности для экспорта зерна ограничены.

Рыночные и структурные факторы развития сельского хозяйства субъектов Центрального федерального округа

В данной статье рассматриваются рыночные и структурные факторы развития сельского хозяйства субъектов Центрального федерального округа. Ресурсный потенциал и благоприятные природно-климатические условия оказывают влияние на формирование устойчивой сельскохозяйственной специализации. Выбранный округ включает субъекты с развитым производством на основе значительных объемов земель с плодородными почвами, рост объемов продукции поддерживается материально-технической и логистической инфраструктурой, наличием рынков сбыта и потребностями населения в качественных продуктах питания. Несмотря на положительные предпосылки дальнейшего наращивания темпов производства, отметим ограничивающее действие количественного предела роста мощности, низкого уровня цен по сравнению с другими отраслями, что требует пересмотра подходов к управлению агробизнесом. Необходимо внедрять инновации, зеленые технологии, оптимизировать межсубъектное взаимодействие в пределах производственных цепочек, снизив необоснованные доходы посредников. В исследовании проведен анализ данных статистики объемов производства в регионах Центрального федерального округа, обладающих различным потенциалом мощности и ресурсов, охарактеризована динамика уровня цен на продукцию сельского хозяйства. Определены состояние, особенности и ограничения развития агробизнеса в выбранных регионах, которые оказывают влияние на состояние производства, определяя динамику отраслевых показателях. В результате научно-теоретического и статистического анализа были определены основные рыночные и структурные факторы влияния на производителей, а также предложена система мер, поддерживающих положительные тенденции и снижающих влияние негативных. Сделаны выводы о значительных перспективах сочетания программно-целевого и кластерно-сетевого подходов к управлению сельским хозяйством в регионах, имеющих хороший ресурсный потенциал.

Инновации аграрной сферы в территориально-отраслевом и организационно-правовом аспектах (методология анализа статистических данных)

Очень кратко представлены основные составляющие информационной базы данных Росстата о развитии инновационных процессов (Форма №4-инноваци) в их логической последовательности с обозначением содержания и значимости. Обращается внимание на две особенности формирования выходной информации: четырёхмерное отражение (ОКВЭД, ОКАТО, ОКОПФ, ОКФС) и двойственность представления результатов, имеющая место в подавляющем большинстве таблиц. Эти обстоятельства расширяют горизонты и увеличивают число вариантов анализа имеющейся информации с целью получения дифференцированных и достаточно достоверных результатов возможного применения инноваций. Обращено внимание исследователей на учёт ряда обстоятельств, существенно влияющих на развитие инновационных процессов, содержащихся в некоторых таблицах статистического сборника, характеризующих состояние кооперации участников инновационных процессов, их совместные проекты и разработки. Особого внимания заслуживают данные о трансфере технологий. Предметный анализ этой информации, несомненно, способствует развитию инновационных процессов и повышению эффективности аграрной и других сфер экономики. Весьма важное значение для упорядочения и качественного развития инновационных процессов может иметь предлагаемый механизм интерпретации когнитивных оценок инноваций. Имеются ввиду экспертные оценки, представляемые организациями в двух вариантах: осуществляющими инновационную деятельность и оценивающими факторы, препятствующие инновациям; только оценивающими эти факторы. Кроме того, есть оценки противоположного направления, т.е. способствующие развитию инновационных процессов. С помощью предлагаемого механизма имеющиеся качественные оценки экспертов обретают количественные значения, позволяющие выявлять «степень риска» неполучения желаемого результата от внедрения той или иной инновации и оценивать «гарантии успеха». Указывается, что по результатам исследования могут быть созданы методологические и методические основы разработки нечётких когнитивных моделей (НКМ), как базы для «машинного обучения» в целях развития искусственного интеллекта.

Методика эколого-экономической оценки ущерба для устойчивого управления землями лесного фонда Хабаровского края

Хабаровский край представляет для России особую ценность с точки зрения обеспечения населения эколого-экономическими и социально-культурными благами от лесопользования. Для устойчивого управления лесными ресурсами необходима современная методика экономической оценки ущерба от антропогенного воздействия, которая предусматривает применение наилучших доступных технологий (НДТ) и передовых достижений из разных научных областей. Внедрение предлагаемой авторами методики позволит установить более справедливую цену за промышленное использование лесных ресурсов, что, в том числе, позволит сформировать компенсационные экономические механизмы за истощительное использование национального лесного фонда. Ключевым положением методики является обязательность учета природной контрастности и степень нарушения оцениваемой территории. Предлагается использовать ГИС-методы и метод математического моделирования наряду с методами экологического мониторинга территорий, установленных в различных межгосударственных стандартах (ГОСТ), что позволит учесть различные типы лесных экосистем, характер почвенного и растительного покрова, степень их нарушения и другие природные особенности рассматриваемой территории. Для перехода от экологической к экономической оценке разработана трехуровневая система градации нарушения лесных территорий. В рамках денежной оценки применяется затратно-доходный подход, позволяющий учесть экономический ущерб от разных типов нарушения почвенного покрова, ущерб от необходимости проведения рекультивационных мероприятий, ущерб от потери экосистемных услуг и т.д. Апробация методики продемонстрировала, что экономический ущерб в зависимости от степени нарушения одного гектара лесных территорий Хабаровского края, в 2024 году, составляет от 0,51 до 4,72 млн рублей.

Оценка налоговых мер реализации аграрной политики России

В статье представлены результаты исследования, включающие анализ специфики российской налоговой политики в сельскохозяйственном секторе. Целью статьи является оценка реализации налоговых методов и инструментов стимулирования российского агросектора. В исследовании на основе формально-логических методов, анализа рядов динамики, вариационных рядов и других методов анализа проведена оценка основных налоговых и экономических параметров функционирования агросектора, налоговой нагрузки на сельскохозяйственный сектор, структуры налогообложения и значимости специального налогового режима налогообложения. Результаты исследования показали, что специфика налоговых мер аграрной политики России определяет уровень налоговой нагрузки на отрасль (3,8%) ниже среднего уровня по стране (12,0%), но выше, чем в отдельных отраслях российской экономики. За рассматриваемый период 2017–2023 годов выявлен рост налоговой нагрузки на сельскохозяйственный сектор (8,6%). При этом рост налоговой нагрузки на агросектор сопоставим с ростом нагрузки на обрабатывающие производства (8,5%) и является минимальным по сравнению с ростом в других секторах экономики в рамках возрастающего тренда совокупной налоговой нагрузки в России. Были выявлены основные недостатки применения специального налогового режима «единый сельскохозяйственный налог»: отсутствие необлагаемой границы начисления налога, налогом облагается даже минимальный доход; значительные ограничения по видам деятельности, для перехода на данный режим налогообложения; двойственный критерий перехода на данный режим налогообложения. На основе оценки параметров налоговой системы выявлено снижение привлекательности сельскохозяйственной отрасли для малого бизнеса. На фоне положительной динамики оборота агропредприятий, сокращения их количества, наблюдается укрупнение сельхозпредприятий и усиление монопольных тенденций в секторе. На основании полученных результатов в исследовании предложены ключевые механизмы и направления совершенствования налогообложения агросектора.

Методология оценки развития искусственного интеллекта в сельском хозяйстве

В статье рассмотрены методы и предложена балльно-рейтинговая методика оценки развития ИИ аграрных систем 9 стран (США, Китай, Япония, Австралия, Германия, Бразилия, Индия, Алжир и Россия), включающая анализ 10 ключевых направлений применения ИИ, таких как точное земледелие, роботизация, анализ данных, управление водными ресурсами, борьба с вредителями, генетика и селекция, животноводство, логистика и маркетинг, обучение персонала и контроль качества продукции. Полученные результаты показывают, что США и Китай демонстрируют наивысшие показатели по всем направлениям, особенно в точном земледелии, роботизации и анализе данных. Развивающиеся страны, как Индия и Бразилия постепенно внедряют ИИ, но сталкиваются с ограничениями из-за недостатка инфраструктуры и инвестиций. Алжир находится на начальной стадии внедрения ИИ в сельское хозяйство. Россия занимает умеренные позиции, с баллами от 5 до 6 по большинству направлений, где основные успехи связаны с точным земледелием, анализом данных и генетикой, но отставание наблюдается в роботизации и автоматизации. Описаны перспективы России как большие площади сельхозземель, государственные программы цифровизации и развитие научных исследований создают потенциал для роста. Среди недостатков выделяются такие, как: малые инвестиции, отсутствие единой цифровой платформы, проблемы с интернетом в сельской местности и неготовность многих сельхозпроизводителей к внедрению дорогостоящих технологий. В целом, Россия демонстрирует значительный прогресс в области внедрения ИИ в сельское хозяйство, но для достижения уровня мировых лидеров необходимы дополнительные инвестиции, улучшение инфраструктуры и государственная поддержка. К 2030 году планируется увеличение доли цифровых технологий в аграрном секторе, что может повысить урожайность, снизить затраты и сделать сельское хозяйство более устойчивым.