В статье исследуются причины, движущие силы и первые результаты беспрецедентных по масштабам, остроте и социально-политическому значению фермерских протестов в странах Евросоюза в конце 2023 - начале 2024 гг. Анализируется их взаимосвязь с реализацией новой аграрной стратегии и обусловленным ею реформированием Общей сельскохозяйственной политики ЕС. Показано осознание европейским фермерством того, что намеченные масштабы и динамика «эко-климатических» преобразований аграрного сектора ЕС в сочетании с его прогрессирующей открытостью для внешних поставщиков продовольствия чреваты неприемлемым спадом регионального производства и самообеспеченности продовольствием, разорением массы хозяйств фермеров (особенно малых и средних семейных ферм) и разрушением их жизненного уклада, являющегося основой нормального функционирования многих сельских регионов. Массовые фермерские протесты охватили 70% западных стран ЕС. В растущем по значению для продовольственной безопасности Евросоюза регионе Центрально-Восточной Европы протесты (причем особенно острого характера) охватили 90% стран. Их фермеры, в целом, хуже фермеров западных стран ЕС производственно-технологически и организационно-экономически, готовы к выполнению целей и мер новой аграрной стратегии. Кроме того, на рынки стран региона, особенно соседних с Украиной, негативно повлиял практически неконтролируемый ввоз дешёвого украинского продовольствия. Власти ряда стран и институты ЕС пошли на уступки (пока - не стратегические) фермерам. С учетом характера идущих процессов в статье рассмотрены некоторые их возможные последствия для развития АПК ЕС, включая его отношения с Россией.
В статье рассматривается проблема цифровой трансформации сельского хозяйства. Обосновываются характерные особенности «зелёной революции» и ее значение для мировой экономики. Автором выделены основные этапы цифровой трансформации сельского хозяйства, проанализированы теоретические предпосылки к изменениям и внедрению цифровых технологий, а также определены перспективные направления дальнейшего развития цифровизации сельского хозяйства. Выявлены основные проблемы производственных компаний в данной отрасли. Проанализированы формы цифровизации сельского хозяйства. Определены основные меры государственной поддержки отрасли: привлечение инвестиций, расширение доступа к денежным субсидиям для модернизации и увеличения количества фермерских хозяйств на всей территории страны. На примере молочной фермы рассмотрены структурные и контекстуальные параметры организации в сельском хозяйстве. В заключении раскрываются основные направления второй «зелёной революции» и управления сельским хозяйством в Российской Федерации, а также использование результатов диджитализации в смежных областях, которые будут в дальнейшем способствовать внедрению искусственного интеллекта и множества «умных датчиков» в сельском хозяйстве.
В работе обоснована необходимость совершенствования методических рекомендаций и положений по разработке и обновлению системы норм и нормативов технического обеспечения аграрного сектора в условиях формирования нового технологического уклада. Предложены методические подходы к разработке прогрессивных нормативов потребности и определения технологически потребного машинно-тракторного парка отрасли растениеводства Ростовской области. Методические подходы включают в себя расчет корректирующих коэффициентов нормативной потребности в сельскохозяйственной технике нового поколения, основанный на исследовании опыта технического перевооружения отрасли растениеводства и формировании оптимального машинно-тракторного передовых (модельных) хозяйств региона, использующих традиционные, интенсивные и ресурсосберегающие технологии возделывания зерновых и зернобобовых культур. С целью выявления нормативной потребности в сельскохозяйственной технике нового поколения хозяйства, использующие интенсивные технологии и являющихся передовыми в материально- техническом обеспечении, были сгруппированы по площади сельскохозяйственных угодий, что позволило установить нормативный уровень технологически потребного машинно-тракторного парка отрасли растениеводства для малого, среднего агробизнеса и крупных агрохолдинговых структур. Для определения потребности в сельскохозяйственной технике при применении ресурсосберегающих технологий в качестве модельных хозяйств были выбраны сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства региона, использующие прямой посев (No-till), позволяющий сократить потребность в формировании оптимального парка сельскохозяйственной техники по тракторам более чем в два раза. Аргументировано, что исследуемая категория модельных хозяйств имеет высокие результаты эффективности производственно-хозяйственной деятельности при возделывании зерновых и зернобобовых. Следовательно, рассчитанные и научно обоснованные корректирующие коэффициенты определения нормативной потребности в сельскохозяйственной технике нового поколения, можно применять для региона и агрозоны в целом.
В статье уточнены и структурированы задачи цифровой трансформации в обеспечении устойчивого роста объемов производства сельскохозяйственной продукции. Проанализированы проблемы и сформулированы необходимые предпосылки устойчивого роста при усилении волатильности цен на рынках продукции, росте стоимости ресурсов и глобальных рисков, стабилизации уровня государственной поддержки АПК. Обоснована актуальность и формализованы базовые условия реализации сценария увеличения объемов производства в отраслях и подотраслях сельского хозяйства с убывающими издержками (IDC). Выявлено усиление дифференциации темпов развития между подотраслямисельского хозяйства в СЗФО в зависимости от фазы перехода к индустриальному автоматизированному производству конвейерного типа. В ходе анализа процесса освоения цифровых технологий в АПК определено усиление роли прикладных технологий искусственного интеллекта в решении комплекса задач повышения эффективности управления сельскохозяйственным производством. Структурированы задачи цифровой трансформациив реализации в отраслях и подотраслях сельского хозяйства сценарияразвития с убывающими издержками (IDC), обеспечения внутренней и внешней экономии, снижениявсех видов удельных издержек: прямых производственных, управления,трансакционных (рыночных), альтернативных (упущенной выгоды) при росте объемов производства. Обоснована актуальность формирования целевого организационно-экономического механизма цифровой трансформации, обеспечивающего устойчивость роста объемов и конкурентоспособность сельскохозяйственного производства, в том числе в регионах Нечерноземья, в «зоне рискованного земледелия».
Аргументирована взаимосвязь теорий для разработки метода изменения институциональной среды в процессе государственного регулирования системы земельных отношений в сельском хозяйстве и рынка земель сельскохозяйственного назначения. Опорными выбраны теории прав собственности, институциональных изменений. Платформа изучения земельного рынка составлена из научных положений теории рынков, базис государственного регулирования земельных отношений – теории общественного выбора. Отдельные направления исследования получили свое развитие исходя из постулатов новой институциональной теории, теории институциональных матриц, теории модернизации и общей теории координации. Предложены управленческие решения по совершенствованию институционального механизма реализации права собственности на земли сельскохозяйственного назначения, новизна которых связана с установлением приоритета права распоряжения земельными участками в триаде правомочий и последующим улучшением качества механизма защиты права собственности на землю, процесса заключения договоров между экономическими агентами с минимальными издержками. Механизм обеспечения соблюдения контракта позволяет с помощью мониторинга отдельных операций и в целом определить ожидаемую полезность. Обоснованы методические подходы к формированию, поддержанию и изменению институциональной среды в процессе государственного регулирования системы земельных отношений в сельском хозяйстве и саморегулирования рынка земель сельскохозяйственного назначения на основе модернизации земельного законодательства, действующих институтов, сельского хозяйства. Выявлена связь института государства – регулятора земельных отношений и института рынка земель сельскохозяйственного назначения, проявляющаяся во взаимодействии специальных организаций, обеспечивающих функции поддержки институтов-правил, и действующих институтов (аренды, залога, купли-продажи, налогообложения и др.). Позитивное влияние на изменение институциональной среды должна оказывать новая структура управления земельными отношениями при Правительстве субъекта Российской Федерации.
Современные условия социально-экономического развития сельскойместности ориентированы на внедрение концепции устойчивого развития. Сфера услуг, к которой относится и система потребительской кооперации играет важную роль в трансформации потребительского рынка. Потребительские кооперативы обеспечивают рост доходов товаропроизводителей и работников именно в той сельской местности, где они проживают за счет создания конкурентоспособных оптовых продовольственных рынков. Автором выделены факторы формирования экономической устойчивости в целях оценки конкурентной среды организации потребительской кооперации. Конкурентоспособность потребительского кооператива состоит в способности быть участником сельского рынка, создавать и использовать конкурентные преимущества по отношению к конкурирующим субъектам ритейла. На основании представленных факторов сформулированы конкурентные преимущества организаций потребительской кооперации в сельской местности. Так, авторский подход заключается в выделении таких составляющих кооперативных организаций, как социальные, ресурсные, организационные, квалификационные, интеграционные, рыночные. Источниками конкурентных преимуществ выступают местоположение, роль пайщиков в организации процессов, являющегося собственником организации. Представлены и выявленыосновные тенденции дальнейшего развития потребительского рынка системы потребительской кооперации в сельской местности. Определен методический подход к оценке конкурентной среды, заключающийся в обосновании теоретического базиса и представлении модели устойчивого развития организаций Новосибирского облпотребсоюза на основании регрессионного анализа по 25 организациям, расположенным в сельской местности. Разработана и апробирована модель повышения устойчивого развития на реальной организации потребительской кооперации Новосибирской области. Отечественные и зарубежныеисследования подтверждают конкурентные преимущества потребительской кооперации и прогнозируют их устойчивое развитие в сельской местности.
Для становления и развития сельского хозяйства, как и любой отрасли, значение имеет наличие базисных факторов. Дефицит одних и профицит других не способствуют развитию отрасли, хотя и выступают основой отраслевой специализации. Для развития отрасли – устойчивого долгосрочного роста и высокой эффективности – необходимо оптимальное соотношение между факторами. С другой стороны, наличие таких свойств факторов как взаимосвязь и замещаемость (субституция), позволяет манипулировать объемами факторов – увеличивать объем одного (одних) при дефиците некоторого (некоторых), и тем самым снижать так называемую «факторную предопределенность». Однако и в этом случае существуют определенные пропорции между факторами, формируемые производством, которые не только снижают факторную и общую эффективность при нарушении так называемых «естественных пропорций» между факторами, но иногда запрещают (не допускают) излишние манипуляции (замещения) факторов. Сформулированные положения значимы для перспективного развития национального сельского хозяйства в свете растущего потребления продуктов питания и спроса на сельскохозяйственную продукцию и сырье в мире, с одновременной возросшей конкуренцией на мировых агропродовольственных рынках, а также растущей значимостью сельского хозяйства для национального хозяйства, государства и общества.В статье на основе данных официальной статистики за период 2000-2022 гг. проведен анализ соотношения между факторами «земля», «труд» и «капитал» в сельском хозяйстве России, выявлены основные динамические и структурные тенденции в использовании различных факторов, их соотношение, корреляция с динамикой продукции сельского хозяйства.
В статье проведено комплексное исследование проблемы устойчивого развития аграрного производства России с учетом особенностей структурных изменений в его ресурсном потенциале. Для повышения обоснованности выводов предложено в дополнение кисследованию изменений в ресурсной структуре проводить соответствующий анализ структурных изменений в отраслевой и производственной сферах. В целях выявления краткосрочных и долгосрочных тенденций динамики аграрного производства и его устойчивости рассчитана совокупность показателей, характеризующих структурные изменения по отраслевым подкомплексам, категориям производителей и используемым ресурсам. Применение нескольких показателей обусловлено необходимостью использовать преимущества и компенсировать ограничения каждого из них для методического обоснования в зависимости от теоретических и научно-практических целей исследования. Выявлены факторы, влияющие на устойчивость аграрного производства в условиях изменения внешнеэкономической среды. Определеныособенности устойчивого развития аграрного производства во взаимосвязи со структурными изменениями в ресурсном потенциале. В частности, наиболее заметное совпадение динамики структур наблюдается в отраслевой и ресурсной сферах; на устойчивое развитие аграрного производства также оказывают влияние реализуемые меры государственной аграрной политики и структурные сдвиги в производственной сфере. Проведена оценка дальнейшей динамики развития агропродовольственной сферы страны и ресурсного потенциала аграрного производства. Наибольшее влияние на устойчивость аграрного производства будут оказывать меры по формированию и использованию ресурсного потенциала, расширение инновационной деятельности и внедрение ресурсосберегающих технологий, наращивание экспортного потенциала по продукции агропродовольственного комплекса, расширение процессов импортозамещения в ресурсной сфере за счет развития отечественных производств ресурсов для сельского хозяйства.
В статье авторами уделяется внимание малым формам хозяйствования, которые в последнее время все больше заявляют о себе. Анализ, проведённый авторами, показал, что они являются наиболее гибкими формами хозяйствования, чутко реагируя на все изменения, происходящие во всех сферах жизни. Несмотря на достаточно жесткую конкуренцию, они уверенно продолжают развиваться, занимая свою нишу в производстве продукции сельского хозяйства. На сегодняшний день представляет особый интерес изучение потенциала, которым обладают крестьянские (фермерские) хозяйства нашей страны. Поэтому в статье проводится анализиспользования земельных ресурсов в крестьянских (фермерских) хозяйствах страны, динамика изменения посевной площади сельскохозяйственных культур, динамика поголовья сельскохозяйственных животных. Исследование позволило выявить, что на сегодняшний день в Российской Федерации крестьянские (фермерские) хозяйства претерпевают, во-первых, процесс укрупнения и, во-вторых, рост производственного потенциала.
В статье рассмотрены состояние, тенденции и проблемы развития промышленного садоводства в России, которое сконцентрировано в сельскохозяйственных организациях и фермерских хозяйствах и предложены пути их решения. За годы реализации Госпрограммы развития сельского хозяйства в этих хозяйствах валовой сбор плодов и ягод увеличился на 1039,7 тыс. т, или на 153,3%,площадь садов и ягодников - на 17,1 тыс. га, или на 11,0%.Однако достигнутый уровень производства плодово-ягодной продукции не позволят обеспечить продовольственную безопасность в сфере потребления фруктов: уровень самообеспечения составляет 44,9% при пороговом значении 60,0%, экономическая доступность 63,0% при нормативе 100%. Значительную роль в потреблении фруктов играет импорт. Увеличению производства плодов и ягод в сельскохозяйственных организациях и фермерских хозяйствах будет способствовать воспроизводство насаждений, то есть замена старых садов и ягодников и создание интенсивных высокоурожайных насаждений на основе садооборота, что позволит достичь оптимальной их структуры и резко сократить неубранную площадь плодоносящих насаждений; выращивание высококачественного сертифицированного посадочного материала сортов плодово-ягодных культур, адаптированных к условиям нашей страны, что позволит сократить его импорт; укрепление базы хранения и интеграция в рамках предприятия производства, хранения и переработки фруктов, что позволит рационально использовать всю выращенную плодово-ягодную продукцию; создание потребительских кооперативов по хранению и реализации фруктов; совершенствование системы господдержки садоводства, предусматривающее увеличение бюджетных ассигнований и изменение условий выделения субсидий.