Яндекс.Метрика

Проектный офис как новый институт социально-экономических преобразований в региональном АПК

Актуальность исследования обусловлена выделением проектного управления - как наиболее эффективного инструмента в различных отраслях экономики, в образовании и государственных структурах. Системное внедрение проектных офисов доказало универсальность проектного управления, которое направлено на решение сложных задач в условиях нестабильной экономической обстановки в стране и ограниченных ресурсов. Организация проектных офисов, как новых преобразующих институтов, может способствовать развитию и отдельных организаций, и общества в целом. В исследовании были использованы следующие методы: общенаучные, социологические, системного и сравнительного анализа. Для достижения цели и задач исследования были систематизированы приоритетные направления развития регионального АПК, эффективная реализация которых возможна при внедрении проектно-ориентированного подхода, а именно, при формировании нового института развития – проектного офиса. В статье представлена модель формирования проектного офиса на региональном уровне. Предложенная авторами модель включает всех стейкхолдеров регионального АПК, это и Министерства, и ведомства, ведущий аграрный вуз и научно-исследовательские институты, муниципальные органы власти и сельхозтоваропроизводители всех форм собственности. Для оценки предполагаемых институциональных преобразований был проведен социологический опрос с фокус-группой, который позволил сделать выводы о предполагаемой эффективности внедрения проектного управления. Авторами предполагается, что эффект от внедрения нового проектно-ориентированного управления будет не только экономического характера, но и социального, который будет отражаться в повышении квалификации управленческого персонала предприятий, повышения уровня жизни сельского населения, обновления кадрового потенциала предприятий и другие. В статье выявлены тенденции формирования приоритетных направлений на региональном уровне в АПК с применением проектного управления.

К вопросу внедрения мер государственного регулирования финансирования системно значимых инвестиционных проектов агропромышленных предприятий

В условиях глобальных вызовов становится актуальным внедрение мер государственного регулирования финансирования агропромышленных предприятий. Цель исследования состоит в предложении практических рекомендаций по внедрению мер государственного регулирования финансирования системно значимых инвестиционных проектов в аграрной сфере. В качестве методов исследования использован анализ отраслей, на которые были предоставлены гранты, а также анализ финансовых результатов мероприятий грантовой поддержки. Установлены приоритетные направления государственного регулирования в АПК. Сформулированы принципы государственной поддержки и стимулирования субъектов хозяйствования, доказана важность развития цифровизации в агропромышленном секторе и ее влияние на инвестиционные проекты. Даны конкретные рекомендации по мерам государственного регулирования финансирования инвестиционных проектов в агропромышленном секторе, доказана необходимость анализа конкретных условий в регионе и потребностей агропромышленных предприятий. Научная новизна заключается в уточнении направлений внедрения мер государственного регулирования финансирования системно значимых инвестиционных проектов АПК.

Особенности реализации государственной поддержки льна и технической конопли в Российской Федерации

Несмотря на принимаемые меры поддержки Минсельхозом и Минпромторгом, отечественная легкая промышленность испытывает недостаток сырья, и находится в зависимости от экспорта хлопчатобумажной пряжи. В 2023 году впервые за рассматриваемый период произошло сокращение посевных площадей одновременно по всем лубяным культурам, уменьшилось количество федеральных округов и субъектов федерации, возделывающих лен-долгунец, лен масличный и техническую коноплю. Это привело к снижению валового сбора волокна льна-долгунца на 16%. Валовой сбор волокна технической конопли увеличился на 14%, но данный прирост обусловлен повышением урожайности на 34%. Ежегодное повышение цен на технологическое оборудование в 2023–24 годах составило 10%. За период с 2011 по 2024 гг. цена трепаного льна выросла более чем в 7 раз, короткого в 5–6 раз, пеньки однотипной не более чем в 1,5 раза. К основным проблемам, тормозящим развитие отрасли, относятся: неэффективность государственных мер поддержки, направленных на увеличение объемов производства лубяных культур; субсидии на выращивание лубяных культур направлены на сохранение площадей, а не на улучшение качества конечного продукта, что приводит к нехватке сырья для производства текстильных изделий; 90% предприятий по первичной переработке льнотресты и 60% по переработке тресты конопляной имеют устаревшее оборудование; нехватка узкоспециализированных кадров. Рассмотрены возможные меры решения проблем и перспективы развития.

Анализ состояния и перспективы развития технического обеспечения сельскохозяйственного производства в России

Техническое оснащение сельскохозяйственного производства играет ключевую роль в обеспечении продовольственной безопасности страны и устойчивом развитии аграрного сектора. В мировой практике современное состояние этого направления характеризуется использованием широкого спектра технических средств, технологий и инноваций для повышения эффективности производства, улучшения качества продукции и снижения негативного воздействия на окружающую среду. Однако, несмотря на наличие большого числа инноваций и перспективных технологий, уровень внедрения современных технологий и технических средств в сельскохозяйственное производство в России остается достаточно низким. Особенно остро стоит вопрос обеспечения специализированной техникой для селекции и семеноводства, садоводства, овощеводства и др. Одной из причин этого является отсутствие отечественного производства широкого спектра наименований специализированной сельскохозяйственной техники, высокая стоимость современной инновационной техники международных мировых фирм производителей и ограничение ее поставок в Россию. Перспективы развития технического обеспечения сельского хозяйства связаны с реализацией государственных программ поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также производителей сельскохозяйственной техники и тракторов сельскохозяйственного назначения.

Развитие компетенций сотрудников агропредприятий в процессе реализации кадровой политики государства

Динамичные изменения современного рынка труда предъявляют новые требования к работникам сельского хозяйства. Возникает необходимость в специалистах, готовых постоянно совершенствовать свои профессиональные компетенции. Однако, многие агропредприятия не всегда эффективно справляются с проблемами, которые возникают в процессе повышения навыков сотрудников. Все это обусловило необходимость применения единой государственной кадровой политики в агропромышленном комплексе. Главная цель представленного исследования заключается в изучении и анализе эффективности существующей кадровой политики государства в сельском хозяйстве, которое выступает центральным элементом в структуре агропромышленного комплекса. Информационной базой выступают нормативно-правовые документы в сфере регулирования рынка труда, а также экономико-статистические и аналитические материалы Федеральной службы государственной статистики РФ. В процессе исследования обоснована необходимость корректировки кадровой политики государства в аграрной отрасли с учетом имеющегося и будущего кадрового потенциала с необходимым набором компетенций.

Формирование и основные направления государственной поддержки кадрового потенциала в АПК Курганской области

Эффективность развития сельскохозяйственного производства в регионе во многом определяется формированием кадрового потенциала. В связи с данным обстоятельством, для его успешного и планомерного функционирования необходимо создание максимально благоприятных социально-экономических условий формирования трудовых ресурсов в сельской местности. Все необходимые мероприятия по формированию человеческого потенциала, как правило, отображаются и реализуются в рамках кадровой политики, проводимой как на федеральном, так и региональном уровнях власти. Сельскохозяйственная отрасль в настоящее время испытывает значительные трудности не только с общей нехваткой трудовых ресурсов в сельской местности, но и с качественным составом рабочей силы, занятой в аграрном производстве. Как и многие другие отрасли экономики, где в настоящее время активно внедряются и успешно используются цифровые технологии, сельское хозяйстве особо остро нуждается в квалифицированном и грамотном персонале. В статье дана оценка кадровым ресурсам на примере областей Уральского федерального округа, отражена динамика численности работников сельскохозяйственного производства в Курганской области, проведен анализ уровня образованности работников, занятых в сфере АПК. Проблемы, возникающие с развитием кадрового потенциала в сельской местности, требуют комплексного подхода к их решению и разработке действенных мероприятий государственной поддержки кадров в сельскохозяйственной отрасли. В работе представлены основные направления государственного регулирования, субсидирования кадровых ресурсов, разрабатываемые и реализуемые в настоящее время в Зауралье.

Концептуальные направления повышения качества жизни сельского населения

Качество жизни населения является одним из наиболее важных направлений социально-экономического развития Российской Федерации. Проведённое исследование учитывает современное состояние и тенденции развития демографической составляющей, трудовой, жилищной, инфраструктурной, социальной сферы, человеческого капитала регионов Сибирского федерального округа и перспективы развития. Авторами были выявлены ключевые тенденции в демографической и трудовой сферах на сельских территориях СФО. Было установлено, что для сельского населения с точки зрения повышения качества жизни наиболее важно развитие социальной, инженерной и бытовой инфраструктуры. Предлагается решать имеющиеся проблемы комплексно, опираясь на концепцию повышения качества жизни сельского населения, охватывающую различные сферы жизни, что будет способствовать повышению эффективности государственного воздействия. Выделены такие концептуальные направления повышения качества жизни сельского населения, как улучшение социально-демографической ситуации на селе; повышение занятости, доходов и уровня жизни сельского населения; улучшение жилищных условий сельского населения; развитие инженерной и транспортной инфраструктуры сельских территорий; развития системы образования и здравоохранения в сельской местности. Для каждого из направлений разработана система целей и задач, а также предложен базовый набор мероприятий. При разработке концептуальных направлений учтены крупные реализуемые проекты на территориях РФ, СФО имеющие региональное и межрегиональное значение. Научно обоснованный выбор концептуальных направлений и соответствующих инструментов позволит повысить социально-экономическую и бюджетную эффективность реализации целевых программ, направленных на повышение качества жизни сельского населения, ускорит диверсификацию сельской экономики, будет способствовать реализации национальных целей в стратегических задачах развития СФО до 2035 г.

О современном этапе цифровизации российского сельского хозяйства

Современный этап цифровизации (компьютеризации) общества и производства связан с созданием Интернета и массовым распространением на его основе различных компьютерных сетей. Наиболее адекватным термином для характеристики специфики современного этапа цифровизации – компьютеризации процессов, на наш взгляд, является термин «сетевизация коммуникаций», так как он точно выражает содержание современного этапа – объединение всех людей, а также людей и «вещей», «вещей» между собой в сети компьютеров, то есть в сети электронных программируемых устройств. Сетевизация коммуникаций в социальной сфере – это потенциальный инструмент развития гражданского общества и институциональной структуры страны, а также производства. Наибольшие возможности роста эффективности производства сетевизация коммуникаций может обеспечить в следующих процессах: 1) в ускорении покупок и продаж, в том числе, движения денег, а также товаров и логистики, 2) в облегчении и ускорении доступа на рынки потребителям и поставщикам товаров и услуг, в ускорении всего комплекса рыночных трансакций. Новые возможности появляются в автоматизации управления технологическими процессами за счет насыщения объектов трудовых процессов (земля, животные, машины, роботы, помещения и т.д.) датчиками и объединения их в сеть с управляющими устройствами. Анализ информации, предлагаемой разработчиками цифровых решений, показывает, что в сельском хозяйстве мы находимся на начальном этапе цифровой трансформации, который характеризуется массовым распространением лишь наиболее простых и поддерживаемых (или требуемых) государством систем. По степени внедрения сетевых информационных технологий и охвату ими сельскохозяйственных организаций мы также находимся на первом этапе (менее 15%), в то время как ряд европейских стран находятся на втором этапе (от 15 до 50% охвата, приближаясь к верхней границе). Отмеченное отставание связано не только с существенно более низким уровнем ВВП на душу населения и меньшей его плотностью, но и с такими явлениями, как информационная асимметрия и высокие межуровневые барьеры и межуровневые искажения информационного и иного взаимодействия в сфере управления, что ведет к высоким трансакционным издержкам развития инновационной деятельности. Для преодоления этих негативных явлений требуется совершенствование организационно-экономического механизма государственной поддержки инновационной деятельности.

Влияние групп субсидий и цифровизации производства на отраслевой рост в молочном животноводстве

В статье исследуется, в какой мере субсидии молочному животноводству, характеризующиеся высоким относительно среднего по сельскому хозяйству уровнем, влияют на отраслевой рост. Анализ выполнен с применением модели со случайными эффектами (RE) на данных предприятий молочной специализации Ленинградской области за 2016-2021 гг. Исследование дополнено оценкой влияния отдельных групп субсидий и фактора цифровизации производства. На эмпирических данных показано положительное и статистически значимое влияние субсидий на рост производства в молочном животноводстве, которое, однако, существенно меньше, чем ожидалось с учетом фактического уровня субсидий к выручке. Весь эффект субсидий получен за счет группы платежей, связанных с компенсаций текущих расходов. Субсидии на капитальные вложения оказываются статистически незначимыми, в работе обсуждаются вероятные причины – уровень этой поддержки и специфика отдельных субсидий, входящих в группу. Для оценки влияния субсидий по льготным кредитам построена отдельная модель с учетом доступных данных за более короткий период. Результаты показывают, что факт получения льготного кредита оказывает одно из самых сильных воздействий на стимулирование отраслевого роста. Количественно подтверждено положительное и статистически значимое влияние факта цифровизации производства молока (на примере технологий мониторинга здоровья коров) на отраслевой выпуск. Показано, что в группе хозяйств, с внедренными цифровыми технологиями мониторинга здоровья, влияние субсидий на выпуск ниже, хотя и незначительно, относительно группы хозяйств без таких технологий, что не подтверждает первоначальную поставленную гипотезу. В работе рассматриваются некоторые практические последствия полученных результатов с точки зрения повышения эффективности аграрных субсидий.

Методический подход к оценке инвестиционной безопасности сельского хозяйства в регионах

Инвестиционная активность является одним из основных условий устойчивого развития региона. В результате проведенного анализа выявлены существенные диспропорции в объеме привлекаемых инвестиций в основной капитал среди отраслей в Республике Башкортостан, со значительным удельным весом инвестиций в транспорт, хранение, обрабатывающие производства и добычу полезных ископаемых, при незначительном их объеме в сельскохозяйственную отрасль. При этом учитывая приоритет развития сельскохозяйственной отрасли, определяющей продовольственную безопасность и независимость страны, установлена целесообразность разработки методического подхода, направленного на достоверную оценку уровня инвестиционной безопасности сельского хозяйства. В работе предложен методический подход оценки инвестиционной безопасности сельского хозяйства, с определением основных показателей, которые наиболее полно отражают возможность устойчивого развития сельскохозяйственной отрасли и ее инвестиционной активности: удельный вес инвестиций в основной капитал сельского хозяйства, %; степень износа основных фондов в сельском хозяйстве, %; коэффициент обновления основных фондов сельского хозяйства; внесение минеральных удобрений в пересчете на 100% питательных веществ на 1 гектар посева; количество тракторов на 1000 га пашни, штук; удельный вес убыточных организаций в сельском хозяйстве; удельный вес среднегодовой численности занятых в сельском хозяйстве. Предложенная методика апробирована на материалах Приволжского федерального округа. Полученные результаты позволяют выявить основные проблемные зоны и потенциальные направления для повышения инвестиционной безопасности сельского хозяйства региона.