Актуальность изучения представлений современных студентов о будущей профессии в области сельского хозяйства обусловлена необходимостью улучшения качества профессиональной подготовки в аспекте формирования у будущих специалистов соответствующего отрасли профессионального самосознания и ценностных ориентиров. Целью статьи является изучение образа будущей профессиональной деятельности у студентов-ветеринаров. Исследование проводилось с использованием методики «Q-методология». Анализ данных осуществлялся при помощи методов корреляционного анализа и анализа главных компонент. Обработка данных проходила с использованием компьютерной программы Ken-QAnalysis (Версия 2.0.1). Результатом исследования стала разработанная типология представлений о профессии у будущих ветеринаров. По преобладающим ценностям и их ранжированию было выявлено три образа-представления о профессии «Ветеринарный врач»: 1) служение благополучию животных; 2) прагматическое исполнение обязанностей; 3) рациональное исполнение обязанностей. Несмотря на различие мнений и ожиданий студентов о ключевых аспектах профессии и о своей будущей роли ветеринара были отмечены общие черты единого восприятия образа профессии, такие как уважение к опыту фермеров и владельцев животных, коллективный характер профессиональной деятельности, важность обмена опытом, необходимость непрерывного обучения, соблюдение этических принципов, гуманное отношение к животным в ветеринарной практике. Полученные результаты могут послужить основой для разработки образовательных программ, ориентированных на развитие необходимых в ветеринарной профессии компетенций и профессионально-важных качеств; программ профессионального консультирования и информирования о преимуществах и перспективах ветеринарной профессии для абитуриентов; программ по привлечению и удержанию молодых ветеринарных кадров в аграрном секторе на основе реальных ожиданий студентов.
Динамика стоимостных показателей экспорта подотраслей АПК демонстрирует устойчивый рост, что на первый взгляд свидетельствует об эффективном управлении агроэкспортом и успешной реализации федерального проекта «Экспорт продукции АПК». При этом важно отметить, что более детальный анализ достигнутых результатов отдельных подотраслей, входящих в состав федерального проекта, указывают на сырьевую модель развития агроэкспорта и сохранение системных проблем экспортной деятельности в АПК России. Обозначенные обстоятельства указывают на необходимость пересмотра методического подхода к оценке эффективности экспорта продукции АПК в России. Стоимостной показатель, предусмотренный в федеральном проекте, как целевой индикатор развития агроэкспорта в стране не отражает реального состояния экспортной деятельности в отрасли. На современном этапе технологического развития отрасли необходима классификация продукции АПК по переделам, а также расширение наименований продукции, входящей в состав федерального проекта. Это становится необходимым для понимания происхождения продукции АПК в результате переработки конкретного сельскохозяйственного сырья и формирования ее добавленной стоимости. Для определения показателей федерального проекта в виде стоимостных объёмов агроэкспорта необходимо применять современный научно-обоснованный методический инструментарий. Совершенствование классификации продукции АПК, формулы расчета экспорта подотраслей, учитывающей различные факторы, а также создание специальной методики ранжирования субъектов РФ по уровню развития экспорта могут обеспечить объективную картину развития экспорта продукции АПК в России. Результаты такой комплексной оценки позволят осуществлять эффективное стратегическое планирование экспорта продукции АПК в России.
Современное состояние и перспективы развития сельскохозяйственного производства Сибирского федерального округа направлены на решение проблемы продовольственной безопасности в сложных условиях санкционного давления со стороны недружественных стран, роста тарифов и усилившегося диспаритета цен. Сибирский федеральный округ является важным регионом России, участвующим в формировании фондов продовольствия для внутрирегионального потребления, межрегионального продуктообмена и экспортных поставок. Производство зерна, молочных и мясных продуктов определяют роль Сибирского региона в общероссийском разделении труда. Объемы производства зерна, яиц, молока полностью обеспечивают потребности рынка. Перспективы развития АПК Сибирского федерального округа связаны с дальнейшим ростом объемов производства сельхозпродукции и выполнением всех плановых показателей, принятых Доктриной продовольственной безопасности. Действующий механизм государственного регулирования аграрной отрасли не в полной мере отвечает поставленным задачам. Это хорошо видно на примере зернового производства. В 2023 г. внутренние цены на зерновые культуры продолжали находиться под давлением избыточного предложения 2022 г., что в условиях резкого роста цен на технику, удобрения, топливо, электроэнергию, тарифов на перевозку, привело к обострению ценового диспаритета и снижению рентабельности сельскохозяйственного производства. Были прекращены закупки зерна в интервенционный фонд, негативно отразилась на доходах товаропроизводителей экспортная пошлина. Сложившаяся кризисная ситуация показала, что механизм государственного регулирования не обладает гибкостью и требует корректировки.
Обеспечение населения РФ продукцией рыболовства является важной экономической задачей, напрямую связанной с гарантией продовольственной безопасности страны. В данной статье приводится анализ динамики вылова «дикой» рыбы за период 2012-2023 гг. На основе выявленных тенденций в изменениях показателей построены прогнозные модели и даны прогнозы объемов вылова на период 2024-2025 гг. по следующим рыбным группам: «камбаловые», «карповые», «морские окуни, караси, зубатки», «сельдевые, анчоусовые», «тресковые, мерлузовые, макрурусы», «осетровые» «проходные сельди», «скумбриевые, сабли» «сиговые», а также дан прогноз объемов водных биоресурсов РФ на 2024-2026 гг. Для этого использовались уравнение параболы (в том числе с фиктивными переменными), модель экспоненциального сглаживания Хольта-Винтерса, учитывающая линейный тренд и аддитивную сезонность, модель ARIMA. Исследование показало, что прогнозирование вылова по таким рыбным группам как «тунцы и пеламиды», «ставридовые, кефалевые», «лососевые», «корюшковые» представляется затруднительным в связи с отсутствием у показателей тенденций в развитии и циклических колебаний, что подтверждается незначимыми коэффициентами автокорреляции построенных автокорреляционных функций. В статье также приводятся результаты исследования изменений в структурах вылова рыбы в 2023 году по сравнению с 2012 годом, а также изменений в структурах добычи водных биоресурсов по регионам РФ в 2023 году по сравнению с 2014 годом на основе коэффициента Гатева, индекса Салаи и индекса В.М. Рябцева. Рыболовство является перспективным базисом для развития пищевой промышленности РФ. В то же время наличие определенных трудностей в освоении промыслов, связанных с ограничением международных квот на ловлю рыбы, а также с проблемами восстановления рыбных популяций, делают выращивание рыбы в условиях аквакультуры более выгодным по сравнению с добычей «дикой» рыбы.
В статье рассмотрены показатели экспорта продукции отечественного аграрного сектора экономики в Китай в динамике с 2018 по 2023 гг. Наибольшую долю в экспорте продукции агропромышленного комплекса в Китай в 2023 году занял экспорт рыбы, который составил 33%, 30% составили жиры и масла животного или растительного происхождения, 15% - масличные семена. Сделан вывод о фактическом развороте тенденций внешней торговли на восток, о необходимости дальнейшего наращивания товарооборота с дружественными странами Азиатско-тихоокеанского региона. Одним из препятствий на пути к увеличению экспорта продукции является длительная и сложная процедура согласования ветеринарных сертификатов для поставки мясной и молочной продукции, и включение предприятий в реестр экспортеров. Также необходимо совершенствование логистической инфраструктуры. Изменение вектора деловой активности российских компаний и разворот их на Восток открывают дополнительные возможности для увеличения экспорта не только рыбы, масел растительного и животного происхождения, мяса, удобрений, пшеницы, а также другой продукции аграрного сектора экономики. В частности, в увеличении производства инновационных товаров с высокой добавленной стоимостью.
В статье рассматриваются проблемы управления развитием сельских территорий на основе сочетания механизмов внешней поддержки за счет использования средств Государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» и совершенствования местных институтов управления пространственным развитием сельских муниципальных образований с учетом различий их социально-экономического потенциала и особенностей позиционирования в пространстве региона. Подчеркивается значимость реализуемого госпрограммой подхода по созданию в регионах сельских агломераций как базовых элементов системы долгосрочного планирования развития. На примере Краснодарского края, имеющего высокую долю сельского населения по сравнению со средним по России показателем (43% и 25% соответственно), исследуются возможности создания необходимых организационно-управленческих предпосылок для заложенного в программе проектного принципа ее реализации. Приводятся выводы о необходимости преодоления ограничений административного подхода к созданию сельских агломераций на основе формальных критериев, которые не учитывают особенности внутрирегиональных пространственных различий в развитии сельских территорий. Система управления носит ведомственный характер, что создает проблему координации деятельности многих участников Государственной программы на федеральном и региональном уровнях. Учитывая неравномерность и значительную дифференциацию сельских муниципальных образований даже в таких густонаселенных регионах, к которым относится Краснодарский край, в статье обосновывается необходимость создания координирующего органа на уровне региона для определения приоритетов развития села, соответствующих условиям государственной политики. Выдвинуты предложения по созданию региональных и местных институтов партнерства органов государственной и местной власти с представителями бизнеса и населения сельских сообществ. Ключевой проблемой при этом является перевод сельских сообществ из состояния пассивных получателей государственной помощи к сообществам, основанным на самоорганизации, ориентированным на внутренние ресурсы развития. Технологии стратегического планирования могут стать ключевым механизмом, позволяющим целенаправленно концентрировать организационные усилия и финансирование на потенциальные «точки роста» на сельских территориях.
Сельское хозяйство является приоритетной отраслью экономики страны. Его развитие – основа сохранения сельского уклада жизни, подконтрольности огромных площадей сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения. Первостепенной задачей государства должно стать обеспечение социальной справедливости в оплате труда занятых в отрасли, наличие необходимых инфраструктурных объектов в сельской местности, чтобы уровень жизни селян не только соответствовал городскому по комфорту и доходам, но и превосходил его. Предполагается, что разработка планов развития сельских агломераций и их реализация до 2030 года, обеспечит ускоренное развитие социальной, транспортной, инженерной и информационно-коммуникационной инфраструктуры в границах опорных населенных пунктов, которыми будут пользоваться сельскохозяйственные товаропроизводители и жители прилегающих территорий. Основной объем производства сельскохозяйственной продукции в отрасли создают малые формы хозяйствования. В текущей деятельности они имеют ряд проблем (ограниченный доступ к кредитным ресурсам, средствам производства, рынкам сбыта), которые возможно нивелировать, используя возможности кооперации. Регионы, где развита сельскохозяйственная кооперация, есть действующие региональные программы по ее поддержке, институты развития, они имеют более высокий уровень доходов в сельской местности, низкий уровень безработицы, обезлюдевания, в оборот вовлечены значительные площади сельскохозяйственных угодий. Таким образом, сельскохозяйственная кооперация, на основе вовлечения малых форм хозяйствования в кооперативы, стабилизирует состояние сельских территорий. В связи с этим, при составлении планов развития сельских агломераций, целесообразно, учитывать и активно использовать положительные экстерналии сельскохозяйственной кооперации.
Дальневосточное село – один из наиболее уязвленных объектов управления, требующих всесторонней поддержки со стороны региональных и федеральных властей, а также аккумулирования усилий научного сообщества по изучению проблем и поиска их решения для предложения органам власти. В результате проведённого анализа статистических данных были выделены следующие проблемы, приводящие к ускорению темпов урбанизации: низкая материальная обеспеченность вследствие отсутствия стабильного заработка, высокорисковое сельское хозяйство вследствие природно-климатических особенностей, недостаточный уровень развития объектов социальной инфраструктуры, высокая удалённость населённых пунктов друг от друга, природоохранные ограничения. Предложения: органам власти усилить работу в СМИ для того, чтобы популяризировать ведение личного подсобного хозяйства всеми сельскими жителями, так как это позволит обеспечить население качественными продуктами, улучшить их материальное положение и социальное самочувствие, переломив тенденцию к ведению гиподинамичного образа жизни в крупных сёлах.
Целью данного исследования является обоснование стратегических ориентиров, направленных на динамичное развитие стран ЕАЭС, реализацию его преимуществ, направленных на преодоление геополитических барьеров, создаваемых недружественными странами. В исследовании тезисно дана оценка основных составляющих продовольственной безопасности стран ЕАЭС, которая показала отсутствие активного взаимодействия между странами-участницами в обеспечении продовольственной безопасности ЕАЭС, существенную дифференциацию доходов населения, его покупательной способности, рациональных норм потребления продовольствия. Объединяет страны ЕАЭС низкий уровень инвестиций в основной капитал сельскохозяйственных организаций и сравнительно невысокой уровень государственной поддержки, не способствующие стабильному увеличению объемов валовой продукции. В целом, отсутствии согласованной аграрной политики, направленной на коллективное обеспечение продовольственной безопасности за счет реализации преимуществ международного разделения труда. Очевидно, что реализация политики в области обеспечения продовольственной безопасности ЕАЭС должна осуществляться не в рамках фрагментарных нормативно-правовых актов, а комплексного пакета документов прямого действия, регламентирующих реализацию государственной аграрной политики в странах ЕАЭС. Одним из таких документов должна быть Доктрина продовольственной безопасности ЕАЭС, для последующей реализации которой необходимо разработать стратегию и программу развития АПК ЕАЭС. В качестве первостепенных стратегических ориентиров, способствующих обеспечению продовольственной безопасности ЕАЭС в исследовании обоснованы: формирование законодательства в области обеспечения продовольственной безопасности; развитие науки и технологий; наращивание объемов производства сельскохозяйственной продукции с учетом покупательной способности населения и возможности экспорта продовольствия с высокой добавленной стоимостью; увеличение объема инвестиций в сельское хозяйство; развитие инфраструктуры; поддержка сельскохозяйственных производителей; развитие экспортного потенциала.
В современных экономических условиях проведение новой индустриализации в аграрном секторе страны является ключевой идеологемой его технологического суверенитета, особенно в первой и третьей сферах АПК. В статье рассмотрены положительные и отрицательные стороны политики импортозамещения, а также процессы деиндустриализации отечественного машиностроения. Проанализированы основные проблемы индустриализации экономики России, которые происходили с определенной периодичностью: царской (1891-1901 гг., 1907-1913 гг.), социалистической (1928-1940 гг.) и новой (2013-2014 гг. и в настоящее время). Сделан вывод, что осуществить переход от кризисного состояния агропромышленного производства к этапу его новой индустриализации возможно только на основе ускоренного развития научно-технической деятельности при тесном взаимодействии государства, науки, бизнеса и полной поддержки регионов. Раскрыты основные факторы, оказывающие непосредственное влияние на проведение индустриализации в стране: финансирование, технологии, оборудование, кадры ИТР и кадры рабочих профессий. Указано, что появление новых трендов развития в экономике привело к значительному снижению кадров ИТР на рынке труда и прежде всего инженеров. Снижение кадров рабочих профессий только за период с 2014 по 2022 гг. составило 37 процентов. Обоснована необходимость в совершенствовании государственной политики, основными стратегическими направлениями которой должны стать: кадровая, промышленная и пространственная интеграция по производству высокотехнологичных средств производства. В работе предложены организационно- экономические решения по проведению неоиндустриализации в аграрном секторе экономике страны, которые тесно связаны с трансформацией целого ряда проблем: дефицитом кадров в российской промышленности, географическими сложностями производства высокотехнологичной продукции, неразвитостью вертикальной интеграции, технологической отсталостью отечественных производств.