Яндекс.Метрика

Методический подход к определению экономической эффективности инвестиций в очистные сооружения в сельском хозяйстве

Животноводческие сельскохозяйственные организации в соответствии с законодательными требованиями обязаны иметь на балансе не менее двух накопителей органических стоков и хранить навозв течение срока до 12 мес. в зависимости от его происхождения (КРС, свиной) и фракции (твердая, жидкая). Руководство сельскохозяйственных организаций, строя и эксплуатируя большее количество накопителей, но с меньшей удельной (и суммарной) емкостью, имеет возможность получить существенную экономию на капитальных и последующих текущих эксплуатационных расходах. Дисконтированная стоимость обозначенных затрат составляет получаемый сельскохозяйственной организацией экономический эффект. Экономия на капитальных затратах достигается за счёт того, что их основу составляют преимущественно земляные работы, являющиеся по своей экономической сути условно-переменными расходами. Строительство большего количества накопителей с меньшей удельной ёмкостью существенно расширяет возможности оперативного управления формированием и распределением органических стоков, в значительной степени сокращая вероятность штрафных санкций со стороны контролирующих органов.

Системный формат экономического механизма регулирования и управления рыбохозяйственным комплексом (теоретико-прикладной анализ)

Экономика как институциональная система функционирует благодаря встроенному механизму, обеспечивающему по заданным критериям принятие оптимальных решений и их реализацию. В связи с этим все изменения в системе и внешней среде требуют настройки экономического механизма. В статье рассматривается его концептуальная модель для отраслевой экономики рыбохозяйственного комплекса в условиях обрушившихся на Россию политико-экономических санкций. В качестве перспективного выхода из сложившегося положения вносится предложение использовать возможности формирования локально-интегрированных рынков – для начала в инновационной сфере, приобретающей ключевое значение в обеспечении научно-технического суверенитета страны. В конструктивном плане рассматривается развитие организационных форм экономического механизма и относительно подробно – реализация кластерной политики. Вносятся конкретные рекомендации по их внедрению в практику управления комплексом рыбохозяйственной отрасли.

Обоснование размеров затрат на оплату труда наемных работников в малых формах хозяйствования

Современный аграрный сектор экономики России характеризуется низким уровнем размера заработной платы относительнобольшинства других отраслей и видов экономической деятельности. Для динамично развивающегося отечественного агробизнеса возникает потребность в разработке научно-методических подходов к обоснованиюрасходов на оплату труда наемных работников, позволяющих обеспечить им достойный уровеньзаработной платы при сохранении доходностихозяйствующих субъектов. В настоящей статье представлены результаты проведенного комплексного анализа влияния удельного веса затрат на оплату труда в общих расходах фермеров на размеры заработка наемных работников. Приведена сравнительная оценка эффективности использования расходов на оплату труда в сельскохозяйственных организациях и фермерских хозяйствах. На примере Саратовской области продемонстрированы авторские методические подходы к обоснованиюна региональном уровне норматива минимального удельного веса затрат на оплату труда наемных работников в структуре общих расходов фермерских хозяйств. Полученные результаты группировок ИП Глав К(Ф)Х региона по размеру среднемесячной заработной платы и по удельному весу в структуре общих расходов затрат на оплату труда наглядно демонстрируют причины низкого уровня заработной платы аграриев. В целях обеспечения достойного уровня заработной платы наемных работников авторами разработан и предлагается к применению алгоритм планирования расходов на оплату труда в фермерских хозяйствах с учетом установленного на региональном уровне норматива минимального удельного веса затрат на оплату труда в структуре общих расходов хозяйствующего субъекта.

Роль и влияние сельскохозяйственной кооперации на развитие сельского хозяйства Республики Саха (Якутия)

В статье рассмотрена сельскохозяйственная кооперация как одна из ключевых форм хозяйствования в сельском хозяйстве Республике Саха (Якутия). Выделены проблемы, препятствующие развитию сельскохозяйственной кооперации. Представлен анализ текущего состояния сельскохозяйственных кооперативов по основным показателям. Особое внимание уделено государственной поддержке, в частности сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Около трети финансовых средств государственной программы развития сельского хозяйства республики направляется на развитие и поддержку сельскохозяйственной кооперации, в частности потребительской – четверть выделяемых средств. Это делает развитие сельхозкооперации главным инструментом поддержки малых форм хозяйствования на сельских территориях, что в свою очередь подводит к тому, что развитие сельхозкооперации – главный инструмент поддержки сельского хозяйства. Это исходит от того, что в Якутии относительно высокая доля сельского населения и нетипичная структура продукции сельского хозяйства, где продукция малых форм хозяйствования сильно преобладает над продукцией сельскохозяйственных организаций и в целом опережают по другим показателям.Следовательно это формальная роль, однако по факту сельскохозяйственная потребительскаякооперация буквально сталамерой для оказания государственной поддержки и выполняет эту роль, отодвинув саму сущность кооперации куда-то на дальний план,о чем свидетельствует малая доля участия в сельском хозяйстве без учета объемов выделяемых средств.

Оценка социально-экономических параметров состояния сельскохозяйственной потребительской кооперации

Малые формы хозяйствования – основа развития отрасли и сельских территорий. Сельскохозяйственная микроперепись 2021 года показала существенное сокращение числа малых предприятий и фермерских хозяйств. Уменьшение числа производителей отмечается именно среди небольших хозяйств. Одновременно прослеживается тенденция роста площадей в расчете на одно малое предприятие и фермерское хозяйство, что свидетельствует о процессах концентрации в отрасли. Но малые формы хозяйствования имеют низкие показатели товарности по сравнению с крупными товаропроизводителями, низкую обеспеченность сооружениями для хранения сельскохозяйственной продукции. Они только формально являются равноправными участниками рынка. Для усиления рыночных позиций малые формы хозяйствования должны использовать резервы кооперации как основного инструмента, обеспечивающего рост эффективности их хозяйственной деятельности. Созданные институциональные условия для сельскохозяйственной кооперации (закон о сельскохозяйственной кооперации, государственная поддержка) не обеспечили массового участия малых форм хозяйствования в сельскохозяйственных кооперативах. По нашему мнению, рост вовлеченности в сельскохозяйственные потребительские кооперативы связан с корректировкой условий государственной поддержки для сельскохозяйственных потребительских кооперативов, обеспечением приоритета кооперации в государственной аграрной политике, усилением роли центров компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров и местных органов власти по взращиванию и преобразованию хозяйств населения в высокотоварные крестьянские (фермерские) хозяйства, обучению технологии создания кооперативов и популяризации кооперации в отрасли.

Методические подходы к оценке угроз экономической безопасности сельских муниципалитетов

Муниципальные образования являются важнейшим звеном в системе экономической безопасности, они обеспечиваюткомфортность жизни населения, уровень социальных услуг, создают благоприятные условия жизнедеятельности населения. Каждый субъект РФ имеет отличительные особенности: геополитические, природно-климатические, природно-сырьевые, экологические, этнокультурные и другие, что позволяет сделать вывод о недопустимости единой модели стратегированиядля всех регионов страны. Цель исследований - оценка рисков и угроз сельских муниципалитетов Республики Калмыкия, группировка по уровню опасности и разработка системы муниципального стратегического планирования. Методология работы построена на применении комплекса различных подходов разработки системы муниципального стратегического планирования и обоснование критериев выявления угроз и вызовов экономической безопасности сельских муниципальных образований, которые послужат основой муниципального стратегирования. Предложены информативные показатели, определяющие уровень угроз экономической безопасности муниципальных образований, представлено их теоретическое обоснование и рассмотрен опыт их практической реализации.

Беспилотные летательные аппараты как один из основных инструментов цифровой трансформации АПК

Максимальной эффективности в сельском хозяйстве можно добиться только владея актуальной и точной информацией о площади, рельефе, специфике грунта полей. Наиболее простым и действенным способом для получения таких сведений, является использование беспилотников. Дроны в сельском хозяйстве России – одно из самых перспективных направлений, на которое активно растет спрос. БПЛА сочетают в себе информационные и коммуникационные технологии, роботов, искусственный интеллект, большие данные и интернет вещей. Сельскохозяйственные беспилотные летательные аппараты обладают большими возможностями, и их использование расширилось во всех областях сельского хозяйства, включая распыление пестицидов и удобрений, посев семян, а также оценку роста и картографирование. Аграрии используют два вида БПЛА, отличающиеся своей конструкцией и летными характеристиками – самолетного типа и коптерные. Сегоднядроны доступны не только крупным агрохолдингам и комплексам, но и средним, и даже мелким фермерским хозяйствам. Для более активного развития беспилотников на рынке России были снижены регуляторные барьеры и появились специальные программы для подготовки профессиональных операторов небольших БПЛА. Ожидается, что рынок сельскохозяйственных БПЛА будет продолжать расти с соответствующими технологиями. В статье рассматриваются последние тенденции и области применения передовых технологий, связанных с сельскохозяйственными БПЛА, технологиями управления, оборудованием и разработками. Приводятся варианты использование БПЛА в реальных сельскохозяйственных условиях. Применение беспилотников помогает не только провести детальный анализ условий, влияющих на качество растительности, но и оптимизировать производство.

«Живые лаборатории» фермерства в современной модели четырехзвенной спирали инноваций: зарубежный опыт

Анализируется применение новой инновационной практики «Живые лаборатории» в рамках концепции «Открытые инновации» на примере сельского хозяйства Канады. В современной научной литературе дефиниция «живые лаборатории» определяется областью междисциплинарного исследования, являющейся практическим примером функционирования модели четырехзвенной спирали инноваций. Уточняется, что живые лаборатории представляют собой проекты или объекты научно-производственной инфраструктуры, основанные на систематическом вовлечении: бизнес-сообщества (Business communities), органов участия государства (Stateparticipationbodies), организаций науки и образования (Scienceandeducationorganizations) и граждан пользователей инноваций (Citizensusersengagementofinnovations),включенных в инновационный процесс в условиях современных реалий. Отмечается, что живые лаборатории ориентируются в своей работе на принципы открытых инноваций, активное привлечение собственных внутрикорпоративных НИОКР, сторонних инноваций и компетенций для изучения, создания, использования, тестирования и оценки инноваций в реальных условиях. В контексте продвижения устойчивого сельского хозяйства данный подход является относительно новым, но уже хорошо зарекомендовал себя во многих других областях, таких как информационные и коммуникационные технологии. Ключевая роль в инновационном процессе в рамках открытых инноваций отводится их пользователям, в данном случае фермерам. Особое внимание уделяется анализу опыта применения «живых лабораторий» в аграрном секторе Канады в контексте продвижения устойчивого сельского хозяйства и новых возможностей фермеров в качестве ключевых участников инновационной деятельности в проектах «живые лаборатории». В работе данный вид аграрных отраслевых лабораторий предлагается именовать «агроэкологические живые лаборатории». На основе обзора современной литературы по инновациям определены ключевых принципы работы агроэкологических живых лабораторий, их показатели и характеристики. Также представлен обзор существующих кейс-проектов и показаны ожидаемые результаты изменений климата. Представленный обзор будет интересен исследователям и практикам, занимающимся междисциплинарными вопросами и инновационной деятельностью.

Российский экспорт зерна: тенденции, проблемы и перспективы

В настоящее время органы государственной власти и научное сообщество сосредоточили свое внимание на вопросе экспорта продукции российского АПК. Интерес государства находит свое отражение в утверждении ряда проектов по поддержке развития экспортной деятельности со значительным бюджетным финансированием. Интерес научного сообщества выражается в росте числа научных публикаций по данной тематике, индексированных в РИНЦ. Если по данной тематике в 2011-2015 гг. выходило 10-20 научных статей, посвященных экспорту АПК, ежегодно, то в 2017-2021 уже более 60.Рост интереса обусловлен причинами, лежащими в экономической плоскости. В российском АПК в середине 2010-х годов были созданы предпосылки для роста объемов производства продукции растениеводства, в первую очередь, зерновых культур. С 2014 по 2021 год объем производства зерна достиг и ежегодно превышал планку в 100 млн тонн. При этом внутреннее потребление за этот период выросло незначительно. Российская Федерация заняла устойчивую позицию мирового лидера в экспорте зерна. Позиция органов государственной власти по поводу дальнейшего развития экспортной деятельности российского АПК однозначна. Это устойчивый рост объемов экспорта, отраженный в целевых показателях федерального проекта «Экспорт продукции АПК».В последние годы цель наращивания экспортапланомерно достигается.Однако исследователи заостряют внимание на двух своего рода подводных камнях наращивания экспорта. Первый – это исключительная ориентация на сырьевой экспорт, причем монопродуктовый. Второй – это игнорирование возможности направления части прибавочных объемов произведенного зерна на формирование кормовой базы российского животноводства. Потенциал российского АПК очень высокий, существуют основания утверждать, что дальнейшее его развитие необходимо осуществлять диверсифицированно, сразу в трех направления, – нужно продолжать наращивать объемы производства, удерживать лидирующие позиции по экспорту зерна, развивать сферу переработки для экспорта продукции с более высокой добавленной стоимостью, наращивать кормовую базу для роста поголовья скота.

Концептуальные основы стратегического планирования развития агропродовольственного сектора: отраслевой и территориальный аспект

Затрагиваются вопросы повышения обоснованности концептуальных положений стратегического планирования развития агропродовольственного сектора, ориентированного на формирование физической и экономической доступности продукции. Определено, что действующий правовой базис создает трудности по реализации такой концепции стратегирования, которая обеспечивает взаимную увязку и единство положений об устойчивом развитии аграрного сектора и обеспечении продовольственной безопасности как комплексной проблемы, решаемой на отраслевом и региональном уровне. Показано, что в основе концептуальных положенийстратегированияставится задача по самообеспечениюрациональных норм потребления и уравновешиванию внутреннего спроса и предложения отечественной продукции на принципиально новом уровне. Для эффективного встраивания концептуальных положений в систему стратегического планирования установлено, что методологически правильно категории «физическая доступность» и «экономическая доступность» исследовать в неразрывной связи. Предлагается содержание стратегического планирования развития агропродовольственного сектора дополнить научными положениями, основанными на конвергенции физической и экономической доступности продукции. Это усилит концептуальную линию новой Доктрины продовольственной безопасности за счет постановки многоцелевой задачи по взаимоувязке производства и потребления с рациональными нормами и выработке методов ее комплексного решения. Эффекты от конкретизации концептуальных положений распространятся на методологические и практические основы стратегирования. Ожидается гармонизация системы стратегического планирования на федеральном и региональном уровнях, ориентированная на эффективное использование конкурентных преимуществ субъектов РФ в достижении новых рубежей продовольственной безопасности. Предложены варианты по правовому обнародованию и практической реализации предлагаемых концептуальных положений стратегирования агропродовольственного сектора.