Яндекс.Метрика

Эволюция конкуренции и позиция России на мировых рынках минеральных удобрений

Данная статья посвящена исследованию мирового рынка эволюции удобрений на основе данных портала Trade Map по экспорту удобрений странами за период с 2012 по 2020 год в денежном выражении. В качестве методов анализа были использованы индексы Линда, Херфиндаля-Хиршмана, а также матрица SV. В результате анализа было выявлено, что во всех сегментах рынка удобрений конкуренция ограничена присутствием доминирующей группы крупных игроков. К относительно высококонкурентным сегментам можно отнести рынок удобрений животного и растительного происхождения, рынок азотных удобрений, а также рынок смешанных удобрений. На рынке фосфорных удобрений можно отметить его пограничное состояние и стремление рынка к формированию «естественной олигополии», а к низкоконкурентным рынкам можно отнести рынок калийных удобрений, где Канада является основным экспортером и занимает почти 40% мирового рынка. С точки зрения доминирующих групп можно отметить, что практически все рынки достаточно стабильны с точки зрения состава доминирующей группы, который практически не менялся за рассматриваемый период с 2012 года. Самым динамичным рынком по данному критерию является рынок смешанных удобрений, где за рассматриваемый период произошли значительные изменения (так Китай нарастил свою долю в мировом экспорте и вышел на 1 место по данному показателю, Марокко улучшило свои позиции на рассматриваемом рынке, в то время как доля США сократилась в 2 раза, что привело к выходу США из доминирующей группы на мировом рынке смешанных удобрений). С точки зрения роли РФ на рассмотренных рынках, можно заметить, что на относительно мелких экспортных рынках Россия практически не представлена, в то время как на крупных рынках занимает достаточно весомое положение (РФ находится на 1 месте по экспорту азотных удобрений и стабильно занимает второе место на рынке калийных удобрений), на крупном рынке смешанных удобрений РФ постепенно теряет свои позиции.

Краудфандиг как современный инструмент финансирования сити-фермерства

Стратегические перспективы обеспечения продовольственной безопасности региональных территорий неразрывно связаны с притоком инвестиций в урбанизированное растениеводство. Для большинства городских фермеров отсутствие доступа к финансированию является серьезным препятствием в их способности поддерживать и расширять свою сельскохозяйственную деятельность, связанную с производством продукции урбанизированного растениеводства. Поэтому встает вопрос о необходимости поиска инновационных подходов, методов, технологий, инструментов финансовой поддержки и привлечения дополнительных инвестиций на развитие вертикальных ферм, использование которых позволит производителям выходить на траекторию устойчивого экономического роста. В условиях цифровой экономики происходит трансформация форм финансирования бизнес-проектов. Это и определяет актуальность исследования современного инвестиционного инструмента – краудфандинга, представляющего собой инновационное, развивающееся направление одного из способов общественного инвестирования в проекты любой направленности. Целью написания статьи является поиск альтернативных финансовых решений в урбанизированном растениеводстве. В статье рассмотрен анализ зарубежного опыта крауд-платформ, проведена оценка состояния и перспектив развития рынка краудфандинга в России и представлена схема работы данного метода на примере сити-фермерства.

О роли фермерства в продовольственной безопасности

Потребление основных продуктов питания является одной из важнейших характеристик продовольственной безопасности. Для решения этой насущной проблемы в 2020 году утверждена Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, которая должна решить задачи, как в сфере организации агропромышленного производства, так и социально-экономической политике государства. В новой редакции документа усилены оба эти компонента, однако требуется корректировка действующих механизмов решения поставленных задач и новых вызовов. В решении этих задач необходимо учитывать такую категорию хозяйств, как крестьянские (фермерские) хозяйства, которые становятся все более значимыми производителями сельскохозяйственной продукции, играя немаловажную роль в развитии сельских территорий. Малый бизнес АПК, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, производит более половины сельскохозяйственной продукции, вырабатываемой в стране. Их развитие создает условия не только к самозанятости сельского населения, но и самообеспечению основным продовольствием. Вместе с тем, в развитии малого агропредпринимательства сохраняются проблемы. Согласно данным Росстата за последние 5 лет из-за неблагоприятных условий для развития количество крестьянских (фермерских) хозяйств снизилось на 48 тысяч и составило 162 379. Сохраняется достаточно много проблем, препятствующих их активизации и требующих создания новых механизмов, в том числе по нормализации социальной сферы на селе для более успешного функционирования.

Методологические подходы к оценке общественных благ, производимых сельской экономикой

Стоимостное измерение общественных благ, производимых сельской экономикой, актуально по двум причинам: во-первых, для более точного отражения её вклада в совокупное общественное благосостояние в сравнении с другими отраслями (что важно для выработки сбалансированных стратегий развития экономики страны в целом); во-вторых, для изучения целесообразности возмещения её затрат, обусловленных наращиванием производства общественных благ. В статье дан обзор принципов оценки, применяемых либо применимых к оценке общественных благ, создаваемых сельской экономикой. Их перечень дополнен принципом затрат на политику, который, в сравнении с другими, лучше согласован с доводами Р.Коуза о финансировании общественных благ за счёт налогов. Предложена методика, реализующая этот принцип, основанная на анкетном опросе экспертов. В приложении к сельской экономике рассмотренные принципы ранжированы по критериям объективности, точности, трудоёмкости оценки и доступности данных. Обосновано преимущественное использование принципов скрытых трансфертов и затрат на политику для оценки в целях уточнения вклада сельской экономики в общественное благосостояние. Для оценки в целях обоснования возмещения прибавки производства общественных благ сельской экономики рекомендовано сравнивать оценку по затратному принципу с оценкой по принципу затрат на политику: объём финансирования прибавки должен быть таков, чтобы первая из них не превосходила вторую.

Борщовая безопасность

Доходы на душу населения последнее десятилетие снижались или росли очень медленными темпами. Уровень 2013 г. пока не достигнут. При этом в стране сохраняется один из самых высоких в мире уровней дифференциации доходов между группами населения с самыми высокими и самыми низкими доходами. Для бедного населения возросла роль самых дешевых повседневных продуктов питания: картофель, капуста, морковь, лук, свекла столовая (борщовый набор). С ростом цен на эти продукты у бедных слоев населения возникли серьезные проблемы с обеспечением борщовой безопасности. Органы власти вынуждены были заняться решением этой проблемы. Она оказалась под пристальным вниманием Минсельхоза РФ, Росстата, Центробанка, Правительства РФ, Президента страны, законодательных властей. В данной статье показаны главные причины нарушения борщовой безопасности: отсутствие государственной поддержки малого бизнеса, выращивающего дешевые овощи, несмотря на устойчивую тенденцию снижения их производства в последние 20 лет, использование средств господдержки для субсидирования крупнейших компаний, производящих дорогие овощи закрытого грунта, рост доли торговой надбавки в структуре розничной цены продуктов борщового набора. По результатам исследований предложены меры по решению проблемы.

Переход к «умному сельскому хозяйству» в интересах обеспечения продовольственной безопасности России

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что сельское хозяйство, являясь, с одной стороны, продуцентом продовольственной безопасности, с другой – наносит существенный ущерб окружающей среде и природному капиталу, поскольку в России до сих пор экономическая деятельность в этой отрасли имеет преимущественно экстенсивный и ресурсоемкий характер. Цель исследования: представить и описать концепцию «умного сельского хозяйства» (климатически и экологически оптимизированное сельское хозяйство), которая может быть реализована в условиях российской экономики. Методология исследование базируется на институционально-экономическом методологическом подходе, предполагающем анализ больших данных статистики сельскохозяйственной отрасли, а также синтез рекомендаций по ее нормативно-правовому регулированию и практическому руководству текущими изменениями. В статье проанализирована динамика российского индекса продовольственной безопасности в разрезе его ключевых компонентов, в том числе с точки зрения экологических последствий функционирования отрасли. Описана формула перехода от экстенсивного к «умному», т.е. климатически и экологически оптимизированному сельскому хозяйству, которая включает следующие компоненты: новое понимание устойчивости, ответственности и производительности сельскохозяйственной деятельности; формирование нового институционального пространства для осуществления деятельности в сельском хозяйстве; сокращение выбросов парниковых газов и прочих загрязнителей; переход на ресурсосберегающие и цифровые технологии энергоснабжении, материально-технического обеспечения, управления деятельностью сельскохозяйственных организаций. По итогам 2021 года Россия заняла 23 место в Глобальном индексе продовольственной безопасности, однако эффективность и качество использования природного капитала для обеспечения продовольственной безопасности нельзя признать приемлемыми. В первую очередь это обусловлено тем, что российское сельское хозяйство функционирует как ресурсорасточительное, не ориентированное на восполнение природного капитала и возмещение накопленного экологического вреда. Предложенная в статье концепция «умного сельского хозяйства» способна преодолеть описанные проблемы.

Механизм интеграции информационной подсистемы сельскохозяйственных, перерабатывающих и сбытовых предприятий в регионе

Системная интеграция является одним из наиболее действенных инструментов повышения уровня эффективности функционирования предприятий сферы АПК. В связи с этим возникает объективная необходимость в исследовании особенностей механизма трансформации внутренних функций, взаимодействия и операций в рамках объединяющихся в интегрированную структуру организаций. Применительно к аграрному сектору России решение задач системной интеграции затруднительно в силу низкого уровня цифровизации большинства сельхозтоваропроизводителей и поэтому мало освещено в научных изысканиях. Целью представленной работы является формирование информационного механизма на основе разработанного методического подхода к построению механизмов системной интеграции предприятий второй и третьей сфер АПК региона путем графического отображения структуры, перемещения и синхронизации потоков информации обо всех внутренних процессах исследуемых организаций для их эффективной оптимизации. Используемый в работе метод опирается на ГОСТ Р ИСО 19439 «Национальный стандарт Российской Федерации. Интеграция предприятия. Основа моделирования предприятия», включающий в себя принципы системного подхода и выражающий модели природы предприятий, а также экономический механизм их хозяйствования через ряд типовых представлений (подсистем). Проведенный в статье анализ позволил выявить ряд положительных моментов функционирования исследуемых организаций региона, взаимодействующих друг с другом на принципах частичной интеграции. Однако наличие ряда отрицательных тенденций в их развитии свидетельствует о необходимости поиска новых возможностей для совершенствования системы управления внутренними процессами. В статье отражена структура механизма интеграции информационной подсистемы на примере конкретных сельскохозяйственных, перерабатывающих и сбытовых предприятий региона, уточнены базовые элементы для ее построения, описаны взаимосвязи между ними, детализированы внутренние взаимодействия, как на частном уровне хозяйствования организаций, так и на этапе их слияния в общую конструкцию на базе автоматизации и внедрения элементов информационных технологий.

Совершенствование организационно-экономического механизма государственного регулирования молочнопродуктового подкомплекса Сибири

Молочнопродуктовый подкомплекс – интегрированная подсистема технологически и экономически взаимосвязанных отраслей, объединенных общей целью – удовлетворение населения молоком и молочной продукцией с учетом научно обоснованных норм потребления. Молочнопродуктовый подкомплекс выполняет важную социальную миссию и занимает одно из лидирующих положений в обеспечении населения продовольствием. В настоящее время молочнопродуктовый подкомплекс сибирского региона функционирует в условиях разбалансированности входящих в него отраслей. В молочном скотоводстве до сих пор не стабилизировалась численность поголовья коров, что создает сложную ситуацию на рынке сырого молока. Непростая ситуация складывается в молокоперерабатывающей промышленности. С одной стороны, отрасль функционирует в условиях сужения сырьевого молочного рынка, с другой – в условиях снижения платежеспособного спроса населения. В такой ситуации недобросовестные перерабатывающие предприятия стараются найти более легкие пути получения прибыли. А именно: производить фальсификат вместо качественных молочных продуктов, заменяя молочный жир дешевыми животными жирами и пальмовым маслом. Под организационно-экономическим механизмом мы понимаем систему организационных структур и экономических рычагов и методов воздействия на развитие молочнопродуктового подкомплекса с целью повышения его эффективности и достижения поставленных задач. В основе совершенствования организационно-экономического механизма мы видим усиление государственного регулирования и комплексной поддержки входящих в молочнопродуктовый подкомплекс отраслей. В данном исследовании обозначены основные направления совершенствования организационно-экономического механизма государственного регулирования молочнопродуктового подкомплекса Сибири с акцентом на нормативно-правовое обеспечение.

Повышение эффективности производства кормов из многолетних трав в Нечерноземной зоне России на основе освоения цифровых технологий

В статье рассмотрены значимость и проблемы развития молочного скотоводства и кормопроизводства в регионах Нечерноземной Зоны Российской Федерации. Определено влияние в регионах Нечерноземья уровня развития молочного скотоводства и производства кормов из многолетних трав на интенсивность использования пашни. Анализ производственно-экономических показателей пилотных хозяйств Ленинградской области подтвердил значимое влияние интенсивности кормопроизводства на эффективность производства молока. Недостаточная реализация преимущества молочных коров как жвачных животных переваривать дешевые объемистые корма, производимые на землях Нечерноземья с невысокой альтернативной стоимостью, снижает эффективность производства молока и инвестиционную привлекательность отрасли, несмотря на высокую молочную продуктивность. Анализ структуры затрат производства кормов из многолетних трав выявил проблемы повышения эффективности их возделывания, своевременного перезалужения с использованием семян высокого качества, повышения технической оснащенности производства, интенсивного применения минеральных удобрений и средств защиты. Повышенные риски в сельскохозяйственном производстве в «зоне рискованного земледелия» вызывают необходимость формирования в хозяйствах и регионах Нечерноземья адаптивной системы кормопроизводства, учитывающей территориальные и местные агроклиматические, производственно-экономические и экологические особенности, позволяющей оптимально реализовать эффект масштаба в молочном скотоводстве. Предложенная структура цифровой информационно- аналитической системы планирования и контроля производства кормов из многолетних трав для высокопродуктивных коров, призвана обеспечить разработку и эффективное функционирование адаптивной системы кормопроизводства в регионах с острым дефицитом кадров на селе, аккумулировав накопленные знания и опыт, новые требования к качеству кормов для высокопродуктивных животных, местные условия, прогнозные и актуальные параметры внешней среды.

Производство и переработка лубяных культур в России как элемент импортозамещения

Лен-долгунец, техническая конопля и лен масличный являются важнейшими техническими культурами России, позволяющими обеспечить импортозамещение сырья, текстильных изделий и товаров, ранее ввозимых из-за границы. Наибольший прирост посевных площадей и валового сбора за последние 10 лет наблюдается у технической конопли, на втором месте – масличный лен, а лен-долгунец - единственная из этих культур, площади посева под которой сократились. За период с 2020 по 2021 число регионов, сеющих лен-долгунец, сократилось почти вдвое, в то время как на 5 регионов увеличилось число субъектов РФ, выращивающих техническую коноплю. Погектарные субсидии не повышают заинтересованность хозяйств в выращивании льна-долгунца, т.к. они не компенсируют убытки. Ежегодное повышение цен на технологическое оборудование на начало второго квартала 2022 года составило в среднем 25%. За период 2019-2022 годы цена реализации льна трепаного выросла в 2 раза, а волокна льняного короткого в 1,4 раза. Цена реализации однотипной пеньки после непродолжительного повышения вернулась на докризисный уровень. Колебание курсов валют, цен реализации, рост инфляции и неопределенность экономической ситуации в России ставит российские льнопенькозаводы в сложные условия. Основные проблемы этих предприятий – отсутствие необходимых денежных средств и рынков сбыта. В такой ситуации необходима серьезная государственная поддержка в виде дополнительного финансирования, льготных кредитов, субсидий, налоговых льгот. Проблему рынков сбыта должен решить госзаказ, который могли бы сформировать Минобороны, МВД, Минздравсоцразвития, Минтранс, что обеспечило бы устойчивое развитие отечественного производства и увеличение экономической независимости и безопасности страны.