Обеспечение населения РФ продукцией рыболовства является важной экономической задачей, напрямую связанной с гарантией продовольственной безопасности страны. В данной статье приводится анализ динамики вылова «дикой» рыбы за период 2012-2023 гг. На основе выявленных тенденций в изменениях показателей построены прогнозные модели и даны прогнозы объемов вылова на период 2024-2025 гг. по следующим рыбным группам: «камбаловые», «карповые», «морские окуни, караси, зубатки», «сельдевые, анчоусовые», «тресковые, мерлузовые, макрурусы», «осетровые» «проходные сельди», «скумбриевые, сабли» «сиговые», а также дан прогноз объемов водных биоресурсов РФ на 2024-2026 гг. Для этого использовались уравнение параболы (в том числе с фиктивными переменными), модель экспоненциального сглаживания Хольта-Винтерса, учитывающая линейный тренд и аддитивную сезонность, модель ARIMA. Исследование показало, что прогнозирование вылова по таким рыбным группам как «тунцы и пеламиды», «ставридовые, кефалевые», «лососевые», «корюшковые» представляется затруднительным в связи с отсутствием у показателей тенденций в развитии и циклических колебаний, что подтверждается незначимыми коэффициентами автокорреляции построенных автокорреляционных функций. В статье также приводятся результаты исследования изменений в структурах вылова рыбы в 2023 году по сравнению с 2012 годом, а также изменений в структурах добычи водных биоресурсов по регионам РФ в 2023 году по сравнению с 2014 годом на основе коэффициента Гатева, индекса Салаи и индекса В.М. Рябцева. Рыболовство является перспективным базисом для развития пищевой промышленности РФ. В то же время наличие определенных трудностей в освоении промыслов, связанных с ограничением международных квот на ловлю рыбы, а также с проблемами восстановления рыбных популяций, делают выращивание рыбы в условиях аквакультуры более выгодным по сравнению с добычей «дикой» рыбы.
В статье рассмотрены показатели экспорта продукции отечественного аграрного сектора экономики в Китай в динамике с 2018 по 2023 гг. Наибольшую долю в экспорте продукции агропромышленного комплекса в Китай в 2023 году занял экспорт рыбы, который составил 33%, 30% составили жиры и масла животного или растительного происхождения, 15% - масличные семена. Сделан вывод о фактическом развороте тенденций внешней торговли на восток, о необходимости дальнейшего наращивания товарооборота с дружественными странами Азиатско-тихоокеанского региона. Одним из препятствий на пути к увеличению экспорта продукции является длительная и сложная процедура согласования ветеринарных сертификатов для поставки мясной и молочной продукции, и включение предприятий в реестр экспортеров. Также необходимо совершенствование логистической инфраструктуры. Изменение вектора деловой активности российских компаний и разворот их на Восток открывают дополнительные возможности для увеличения экспорта не только рыбы, масел растительного и животного происхождения, мяса, удобрений, пшеницы, а также другой продукции аграрного сектора экономики. В частности, в увеличении производства инновационных товаров с высокой добавленной стоимостью.
В статье рассматриваются проблемы управления развитием сельских территорий на основе сочетания механизмов внешней поддержки за счет использования средств Государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» и совершенствования местных институтов управления пространственным развитием сельских муниципальных образований с учетом различий их социально-экономического потенциала и особенностей позиционирования в пространстве региона. Подчеркивается значимость реализуемого госпрограммой подхода по созданию в регионах сельских агломераций как базовых элементов системы долгосрочного планирования развития. На примере Краснодарского края, имеющего высокую долю сельского населения по сравнению со средним по России показателем (43% и 25% соответственно), исследуются возможности создания необходимых организационно-управленческих предпосылок для заложенного в программе проектного принципа ее реализации. Приводятся выводы о необходимости преодоления ограничений административного подхода к созданию сельских агломераций на основе формальных критериев, которые не учитывают особенности внутрирегиональных пространственных различий в развитии сельских территорий. Система управления носит ведомственный характер, что создает проблему координации деятельности многих участников Государственной программы на федеральном и региональном уровнях. Учитывая неравномерность и значительную дифференциацию сельских муниципальных образований даже в таких густонаселенных регионах, к которым относится Краснодарский край, в статье обосновывается необходимость создания координирующего органа на уровне региона для определения приоритетов развития села, соответствующих условиям государственной политики. Выдвинуты предложения по созданию региональных и местных институтов партнерства органов государственной и местной власти с представителями бизнеса и населения сельских сообществ. Ключевой проблемой при этом является перевод сельских сообществ из состояния пассивных получателей государственной помощи к сообществам, основанным на самоорганизации, ориентированным на внутренние ресурсы развития. Технологии стратегического планирования могут стать ключевым механизмом, позволяющим целенаправленно концентрировать организационные усилия и финансирование на потенциальные «точки роста» на сельских территориях.
Сельское хозяйство является приоритетной отраслью экономики страны. Его развитие – основа сохранения сельского уклада жизни, подконтрольности огромных площадей сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения. Первостепенной задачей государства должно стать обеспечение социальной справедливости в оплате труда занятых в отрасли, наличие необходимых инфраструктурных объектов в сельской местности, чтобы уровень жизни селян не только соответствовал городскому по комфорту и доходам, но и превосходил его. Предполагается, что разработка планов развития сельских агломераций и их реализация до 2030 года, обеспечит ускоренное развитие социальной, транспортной, инженерной и информационно-коммуникационной инфраструктуры в границах опорных населенных пунктов, которыми будут пользоваться сельскохозяйственные товаропроизводители и жители прилегающих территорий. Основной объем производства сельскохозяйственной продукции в отрасли создают малые формы хозяйствования. В текущей деятельности они имеют ряд проблем (ограниченный доступ к кредитным ресурсам, средствам производства, рынкам сбыта), которые возможно нивелировать, используя возможности кооперации. Регионы, где развита сельскохозяйственная кооперация, есть действующие региональные программы по ее поддержке, институты развития, они имеют более высокий уровень доходов в сельской местности, низкий уровень безработицы, обезлюдевания, в оборот вовлечены значительные площади сельскохозяйственных угодий. Таким образом, сельскохозяйственная кооперация, на основе вовлечения малых форм хозяйствования в кооперативы, стабилизирует состояние сельских территорий. В связи с этим, при составлении планов развития сельских агломераций, целесообразно, учитывать и активно использовать положительные экстерналии сельскохозяйственной кооперации.
Дальневосточное село – один из наиболее уязвленных объектов управления, требующих всесторонней поддержки со стороны региональных и федеральных властей, а также аккумулирования усилий научного сообщества по изучению проблем и поиска их решения для предложения органам власти. В результате проведённого анализа статистических данных были выделены следующие проблемы, приводящие к ускорению темпов урбанизации: низкая материальная обеспеченность вследствие отсутствия стабильного заработка, высокорисковое сельское хозяйство вследствие природно-климатических особенностей, недостаточный уровень развития объектов социальной инфраструктуры, высокая удалённость населённых пунктов друг от друга, природоохранные ограничения. Предложения: органам власти усилить работу в СМИ для того, чтобы популяризировать ведение личного подсобного хозяйства всеми сельскими жителями, так как это позволит обеспечить население качественными продуктами, улучшить их материальное положение и социальное самочувствие, переломив тенденцию к ведению гиподинамичного образа жизни в крупных сёлах.
Целью данного исследования является обоснование стратегических ориентиров, направленных на динамичное развитие стран ЕАЭС, реализацию его преимуществ, направленных на преодоление геополитических барьеров, создаваемых недружественными странами. В исследовании тезисно дана оценка основных составляющих продовольственной безопасности стран ЕАЭС, которая показала отсутствие активного взаимодействия между странами-участницами в обеспечении продовольственной безопасности ЕАЭС, существенную дифференциацию доходов населения, его покупательной способности, рациональных норм потребления продовольствия. Объединяет страны ЕАЭС низкий уровень инвестиций в основной капитал сельскохозяйственных организаций и сравнительно невысокой уровень государственной поддержки, не способствующие стабильному увеличению объемов валовой продукции. В целом, отсутствии согласованной аграрной политики, направленной на коллективное обеспечение продовольственной безопасности за счет реализации преимуществ международного разделения труда. Очевидно, что реализация политики в области обеспечения продовольственной безопасности ЕАЭС должна осуществляться не в рамках фрагментарных нормативно-правовых актов, а комплексного пакета документов прямого действия, регламентирующих реализацию государственной аграрной политики в странах ЕАЭС. Одним из таких документов должна быть Доктрина продовольственной безопасности ЕАЭС, для последующей реализации которой необходимо разработать стратегию и программу развития АПК ЕАЭС. В качестве первостепенных стратегических ориентиров, способствующих обеспечению продовольственной безопасности ЕАЭС в исследовании обоснованы: формирование законодательства в области обеспечения продовольственной безопасности; развитие науки и технологий; наращивание объемов производства сельскохозяйственной продукции с учетом покупательной способности населения и возможности экспорта продовольствия с высокой добавленной стоимостью; увеличение объема инвестиций в сельское хозяйство; развитие инфраструктуры; поддержка сельскохозяйственных производителей; развитие экспортного потенциала.
В современных экономических условиях проведение новой индустриализации в аграрном секторе страны является ключевой идеологемой его технологического суверенитета, особенно в первой и третьей сферах АПК. В статье рассмотрены положительные и отрицательные стороны политики импортозамещения, а также процессы деиндустриализации отечественного машиностроения. Проанализированы основные проблемы индустриализации экономики России, которые происходили с определенной периодичностью: царской (1891-1901 гг., 1907-1913 гг.), социалистической (1928-1940 гг.) и новой (2013-2014 гг. и в настоящее время). Сделан вывод, что осуществить переход от кризисного состояния агропромышленного производства к этапу его новой индустриализации возможно только на основе ускоренного развития научно-технической деятельности при тесном взаимодействии государства, науки, бизнеса и полной поддержки регионов. Раскрыты основные факторы, оказывающие непосредственное влияние на проведение индустриализации в стране: финансирование, технологии, оборудование, кадры ИТР и кадры рабочих профессий. Указано, что появление новых трендов развития в экономике привело к значительному снижению кадров ИТР на рынке труда и прежде всего инженеров. Снижение кадров рабочих профессий только за период с 2014 по 2022 гг. составило 37 процентов. Обоснована необходимость в совершенствовании государственной политики, основными стратегическими направлениями которой должны стать: кадровая, промышленная и пространственная интеграция по производству высокотехнологичных средств производства. В работе предложены организационно- экономические решения по проведению неоиндустриализации в аграрном секторе экономике страны, которые тесно связаны с трансформацией целого ряда проблем: дефицитом кадров в российской промышленности, географическими сложностями производства высокотехнологичной продукции, неразвитостью вертикальной интеграции, технологической отсталостью отечественных производств.
В данной статье рассмотрены исторические этапы развития обучения ассоциативным правилам и проанализированы дальнейшие перспективы. Одна из методик применена для определения взаимосвязи между навыками и уровнем оплаты труда профессии ветеринар. Для исследования автоматизированно собраны данные через интерфейс программирования приложения (API) с сайта Heard Hunter. Выявлены закономерности, даны оценки значений показателей достоверности и лифта с помощью применения методики ассоциативных правил. В частности, для профессии ветеринара выделены наиболее востребованные навыки: поиск информации в интернете, работа с кассой для вакансий с предлагаемым уровнем заработной платы до 45 тыс. р. включительно; нацеленность на результат и желание обучаться в предложениях с уровнем заработной платы от 45 тыс. р. до 70 тыс. р. включительно. И в вакансиях с самыми высокими уровнями заработной платы наиболее востребованы следующие: анализ текущей ситуации, внутренний контроль, высокая стрессоустойчивость и энергичность, диагностика, умение разрешать конфликты и споры, работать с возражениями, быть опытным пользователем персонального компьютера, также нацеленность на результат, планирование и организация, в частности, планирование продаж, знание птицеводства, взаимодействие с ключевыми клиентами и другими стейкхолдерами, коммуникативность, документооборот, В2В продажи, стремление к саморазвитию и энтузиазм. Полученный результат поможет участникам рынка труда ориентироваться на наборы навыков, необходимые для получения заданного уровня заработной платы. Соискатели профессии в данной сфере смогут оценить свой человеческий капитал и определить области знаний для дальнейшего своего совершенствования с целью повышения уровня оплаты труда. Выявление ассоциативных правил стало возможно в связи с возможностью использования открытых больших данных и развитием информационных технологий. Приведенный пример расчетов является основой для дальнейшего рассмотрения и выявления ассоциативных правил для различных профессий и в различных областях деятельности.
Изучены последствия наиболее кризисных сценариев развития российского сельского хозяйства в условиях препятствий внешней торговле со стороны ряда зарубежных стран. Для этого сформулированы кризисные сценарии, проведено сценарное моделирование объемов производства, торговли, цен и финансовых результатов российского сельского хозяйства в сценарных условиях, обоснованы направления минимизации рисков, связанных с вероятным усилением внешнеторговых ограничений. Установлено, что на горизонте 1–2 лет основную угрозу развитию российского сельского хозяйства в рамках изученных сценариев представляют барьеры для экспорта, в то время как эффект сокращения импорта сельскохозяйственной техники в краткосрочной перспективе не столь опасен. Однако обоим этим эффектам свойственно накопление с течением времени: в отсутствие компенсирующих мероприятий их отрицательное воздействие на сельское хозяйство будет нарастать. Снижение экспорта ведет к падению денежных притоков производителей с темпами, превосходящими сокращение оттоков, что может подорвать экономику сельского хозяйства. Переориентация ресурсов на импортозамещение затруднена падением внутренних цен на продовольствие и специфичностью активов. Сокращение поставок сельхозтехники ведёт к уменьшению объёмов производства сельхозпродукции и росту её цен. Входящие и исходящие денежные потоки сельхозпроизводителей в этом случае изменяются в меньшую сторону в согласованной пропорции, что позволяет сельскому хозяйству поддержать финансирование текущих производственных затрат и начатых ранее проектов. Сочетание сокращения импорта ресурсов и барьеров для экспорта приводит к взаимному поглощению их негативного влияния на благосостояние внутренних потребителей, но не на финансовое положение сельхозпроизводителей.
Систематический анализ расходов на сельское хозяйство, при сравнении вариантов экономий, позволяет выбрать ,с учетом трехлетнего планирования бюджета, и в последующем реализовать наиболее приемлемое финансирование федеральных проектов, как развитие аграрной науки и научного обеспечения развития отраслей, экспорта и конкурентоспособности отечественного АПК при технической его модернизации, стимулировании инвестиционной деятельности и гибком регулировании рынков сельхозпродукции. Обзоры бюджетных расходов на АПК рассматриваются как наглядный результативный инструмент бюджетной политики, применяемый в целях обеспечения приоритизации расходов безопасного устойчивого развития. Применяемая практика обзоров в странах ОЭСР направлена на выявление внутренних резервов оптимизации. Исследованы сущность, цели, функции, ключевые отличия, преимущества, принципы проведения обзоров бюджетных расходов на АПК, с учетом российской и международных применяемых практик. Проанализирована динамика расходов федеральных проектов и программ АПК и федеральных межбюджетных трансфертов 2024-2026 г.г. Раскрыты состояние, проблемы, потребности, характерные для финансирования отрасли, налоговые риски и особенности налоговой сельскохозяйственной политики, направления развития АПК. Обзоры помогают выявить низкие эффекты бюджетных трат. Намечены долгосрочные приоритеты развития по стратегической траектории продвижения инновационных технологий при обеспечении конкурентной среды, росте инвестиций и снижении убыточности сельхозпроизводителей. Стимулирование сельскохозяйственного предпринимательского выпуска должно быть направлено, с учетом реализации комплексных мер поддержки и программ финансового оздоровления производителей, на достижение прироста добавленной стоимости отечественного АПК к 2030 году на 25% и экспорта в 1,5 раза.