Яндекс.Метрика

Кадровый потенциал сельских территорий и малых городов Центральной России: анализ и сценарии развития

В условиях ограниченного доступа к внешним рынкам и технологиям развитие внутреннего кадрового потенциала становится критически важным. В работе кадровый потенциал рассматривается как комплексная многокомпонентная система, включающая численность населения, уровень образования, профессиональные навыки, возрастную структуру, мотивацию и адаптивность кадровых ресурсов. Приведена динамика показателей рынка труда сельских территорий и малых городов Центральной России. Разработаны и представлены различные сценарии развития кадрового потенциала, основанные на системном и междисциплинарном подходах, обеспечивающих комплексное исследование кадрового потенциала, учитывающее множество аспектов и факторов, влияющих на его формирование и использование. Основное внимание уделено созданию условий для устойчивого социально-экономического развития этих территорий через улучшение образовательной инфраструктуры, поддержку молодежи, повышение профессиональной квалификации, развитие здравоохранения и социальной защиты, а также экономическую интеграцию и улучшение региональной инфраструктуры. В статье предложена модель социально-экономического устойчивого развития сельских территорий и малых городов Центральной России. Цель модели заключается в повышении уровня кадрового потенциала на 10-15% и выше к 2030 году. Предложенные меры направлены на повышение качества жизни, стимулирование предпринимательства и обеспечение долгосрочного экономического роста.

Цифровизация отечественного АПК: проблемы и пути решения

Международный опыт показывает, что цифровизация сельского хозяйства заключает в себе огромный потенциал. Для объективной оценки сельскохозяйственного сектора экономики России по уровню внедрения цифровых технологий экспертами был разработан специальный индекс цифровизации АПК. Несмотря на то, что российский АПК существенно уступает по внедрению цифровых технологий ведущим странам мира, по развитию инфраструктуры Россия продемонстрировала относительный паритет. Это обусловлено скорее общим уровнем развития ИТ в России, а не отдельной отрасли ее экономики. При сохранении текущих особенностей Россия не сможет реализовать свой потенциал. По итогам оценки индекса цифровизации для России аналитиками определено два возможных сценария развития АПК до 2030 года. Первый сценарий предполагает, что уровень проникновения цифровых технологий останется низким, а Минсельхоз будет делать ставку на инструменты контроля, а не помощи. Второй сценарий - более оптимистичный, при его реализации уровень цифровизации к 2030 году вырастет. Для этого необходимо реализовать предложенные аналитиками идеи – создание анонимного банка полей, платформы для обработки данных, помощь хозяйствам со стороны государства. В то же время эксперты рынка отмечают сложности цифровизации из-за санкций. Однако другие участники рынка считают, что это не проблема, а новые возможности.

Технологии интернета вещей в сельском хозяйстве в зарубежных исследованиях: возможности и ограничения для России

В рамках систематизации научного и практического опыта внедрения технологий IoT в сельском хозяйстве авторами проведен комплексный анализ зарубежных научных работ по релевантным темам. По его результатам выделены наиболее актуальные и перспективные направления внедрения технологий IoT в сельском хозяйстве, среди которых: расширенная автоматизация и роботизация производственных процессов, углубленный анализ производственных данных, интеграция технологий машинного обучения и искусственного интеллекта в рамках систем поддержки принятия решений, и т.д. Понимая различия социально-экономической конъюнктуры Российской Федерации и ряда западных стран, проведен анализ состояния российского сельского хозяйства в части условий внедрения цифровых технологий в производственные процессы. На основе синтеза результатов анализа зарубежного опыта и текущего состояния российского сельского хозяйства авторами разработана модель стимулирования внедрения технологий IoT в сельское хозяйство Российской Федерации. Авторская модель включает ряд приоритетных направлений цифровизации сельского хозяйства с различными горизонтами планирования и реализации, включая: создание программного продукта (цифровая платформа IoT), повышение квалификации и развитие цифровых компетенций сельхозтоваропроизводителей, развитие беспилотных систем, расширение возможностей дистанционного зондирования Земли.

Стратегические параметры покупательной способности доходов населения в обеспечении экономической доступности продукции агропродовольственного сектора региона

Проблема обеспечения сбалансированности производства и потребления продовольствия на уровне рациональных норм приобретает противоречивый характер. Рост выпуска отечественной продукции сопровождается в большей степени ростом экспорта и меньшей степени ростом внутреннего потребления. В решении проблемы принципиальное значение имеет покупательная способность доходов населения. Цель исследования – обосновать стратегические параметры покупательной способности доходов населения, обеспечивающие формирование экономической доступности по основным видам продукции до уровня рациональных норм потребления. Для оценки уровня сформированности экономической доступности используется показатель, характеризующий соотношение уровня потребления на душу населения с рациональными нормами по каждому виду продукции. В процессе исследования аналитической взаимосвязи покупательной способности и экономической доступности учитывались природно-экономические условия территорий. В результате исследования получены логарифмические уравнения, описывающие формирование экономической доступности от ценовых (соотношение доходов населения и цен покупки продукции, доля расходов на потребление) и территориальных (природно-экономические условия) факторов. Оценка коэффициентов эластичности моделей показывает, что экономическая доступность по основным видам продукции будет изменяться в том же направлении, что и покупательная способность. Одновременное увеличение цен и доходов населения (как это обычно и происходит) будет снижать экономическую доступность продукции, сформированность которой при прочих равных условиях (доходы населения, цены покупки) будет выше на территориях с более благоприятными природно-экономическими факторами. Путем аналитических преобразований моделей определены «желаемые» параметры покупательной способности, содействующие обеспечению экономической доступности продукции. Научная новизна состоит в том, что положения теории закона спроса на агропродовольственном рынке дополнены знаниями об оптимальных пропорциях доходов населения и цен покупки продукции при формировании экономической доступности с учетом территориального фактора. Научные разработки полезны участникам стратегического планирования АПК в качестве инструментов поддержки принятия решений на этапе целеполагания.

Обеспечение продовольственной безопасности – необходимое условие жизнеспособности сельских территорий региона

В исследовании на основе изучения отечественного и зарубежного опыта проведен анализ состояния сельской социальной и производственной инфраструктуры, деятельности малых форм хозяйствования в сфере АПК, перспектив достижения ими устойчивого развития, эффективности выращивания сельскохозяйственных культур, компонентов продовольственной безопасности как необходимого условия обеспечения национальной безопасности. Продовольственная безопасность базируется на особом состоянии социально-экономического развития, при котором обеспечивается продовольственная независимость территории, способность территории самообеспечивать сельскохозяйственной продукцией проживающее на ней население. Таким образом, продовольственная безопасность выступает одним из важнейших компонентов устойчивого развития сельских территорий, фактором жизнеспособности сельского хозяйства (сельских территорий). Акцентируется внимание на серьезном препятствии к сохранению сельского хозяйства (сельских территорий) – проявлениях персистентности – технологической отсталости имеющихся предприятий, необходимости внедрения процессов, направленных на создание новых производств – результатов исследовательской и инновационной деятельности; немаловажности экологической компоненты устойчивого развития сельских территорий, поскольку сельское хозяйство по всему миру сталкиваются с серьезной практикой неправильного обращения с отходами своей деятельности. Поскольку жизнеспособность территории обеспечивается интеграцией трех компонентов устойчивого развития территории (социальное равенство, экологическое равновесие, экономическая стабильность), а продовольственная безопасность тесно связана с уровнем социально- экономического развития территории, то эффект «персистентности» будет проявляться и посредством факторов, препятствующих обеспечению продовольственной безопасности. Целью статьи является интерпретация явления «персистентности» применительно к жизнеспособности сельских территорий, в частности к способности территорий обеспечить продовольственную безопасность. Перспективы обеспечения жизнеспособности территории, достижения устойчивого развития территории определяются не только целенаправленным воздействием субъектов управления, но и зависят от степени «совместимости», применимости реформ к территориям. Предложена авторская концепция интерпретации феномена «персистентности» применительно к социально-экономическому развитию территорий с целью отражения явления, при котором территория, подвергшаяся реформированию, продолжительное время сохраняет свои социально-экономические характеристики, свойства: при внесении каких-либо изменений в структуру территории, сохраняют «в памяти» все свои предыдущие состояния и доступ к этим состояниям компоненты и составляющие этой территории. Представлен преобразованный вид достигнутого уровня устойчивого развития с учетом эффекта персистентности, базирующийся на расчете уровней: экономической стабильности, экологического равновесия, социального равенства, институциализма и политической системы.

Роль продовольственного рынка и межрегиональных связей в продовольственном обеспечении регионов Северо-Кавказского федерального округа

Экономика Северо-Кавказского федерального округа характеризуется агропромышленной специализацией, имеет достаточно высокий потенциал для производства сельскохозяйственной продукции, однако по ряду причин округ не становится самодостаточным по обеспечению населения продуктами питания собственного производства на уровне рациональных норм потребления. Основными причинами являются низкий уровень функционирования регионального продовольственного рынка, низкие доходы населения, что не позволяет удовлетворить потребности в продуктах питания (при их физической доступности), недостаточный уровень экономической доступности. Эти и другие недостатки приводят к структурным изменениям в балансе ввоза-вывоза соответствующих продуктов в сторону ввоза и насыщения местных рынков продуктами питания из других областей и регионов. В самом округе преобладает вывоз сельскохозяйственной продукции низкого передела и ввоз продуктов питания глубокой степени переработки, что подтверждает низкий уровень развития перерабатывающих отраслей промышленности. Целью статьи является определение состояния продовольственного рынка и его роли в обеспечении региона продуктами питания, установление уровня самообеспеченности регионов округа продовольственными товарами и исследование возможности развития межрегиональных связей. Регионы округа различаются по разным параметрам, не все из них могут себя обеспечить необходимым набором основных продуктов питания. В этих условиях важным является установление взаимовыгодных региональных связей, которые позволят восполнить недостающие элементы в наборе продуктов питания и в целом повысить уровень продовольственного обеспечения населения региона. Организация межрегиональных и межотраслевых связей может выступить важным механизмом для регионов, которые не имеют возможности привлечения государственных и частных инвестиций.

Цифровые решения в АПК: новые возможности регионов

Статья посвящена исследованию современного состояния процессов цифровой трансформации в агропромышленном комплексе России. Сельское хозяйство является специфической отраслью российской экономики, которая в настоящее время особенно нуждается в инновационных преобразованиях и цифровизации. Это связано с тем, что при своей явно выраженной социальной значимости данная отрасль является зависимой от самых разных факторов, среди которых не только природно-климатические, но и экологические, демографические, геополитические и прочие. Более того, множество хозяйственных связей, различных по уровню сложности и степени интенсивности, объединяют многочисленных сельхозпроизводителей в единую отраслевую систему. Однако субъекты хозяйствования, как правило, заметно рассредоточены по территории РФ, что затрудняет выработку единых, одинаково эффективных для всех аграриев управленческих решений. Цель статьи – обоснование необходимости цифровой трансформации агропромышленного комплекса России, выявление особенностей российского аграрного сектора, сдерживающих процессы цифровизации, а также определение перспектив развития региональных цифровых технологий на примере одного из субъектов Северо-Западного федерального округа РФ – Новгородской области. Исследуемый регион относится к зоне рискованного земледелия, а, следовательно, крайне заинтересован в получении преимуществ от внедрения цифровых инструментов в агропромышленную практику. Осознавая важность цифровой трансформации сельскохозяйственной отрасли, с 2022 года в Новгородской области реализуется приоритетный региональный проект «Цифровое сельское хозяйство». Полученные в ходе реализации проекта результаты позволили региону занять высокую позицию в рейтинге цифровой трансформации сферы АПК. Научная новизна исследования заключается в формировании оригинального подхода к разработке методов комплексной оценки цифровых преобразований в АПК, позволяющих выявить возможные направления роста экономической и управленческой эффективности функционирования сельскохозяйственных отраслей в новой цифровой формации. Результаты исследования могут быть полезны для формирования региональных стратегий развития сельского хозяйства и принятия решений по совершенствованию цифрового потенциала агропромышленного комплекса в регионах России.

Изучение и оценка действующей системы управления развитием аграрной структуры России

В статье изучена общая система управления агропромышленным комплексом России, механизмы взаимодействия институциональных структур, отвечающих за реализацию аграрной политики страны. Рассмотрены функции органов управления аграрным сектором по уровням управления. Для проведения оценки современной системы государственного управления изучены рейтинги, разработанные как отечественными, так и международными институтами. В результате проводимых административных реформ изменился структурный и численный состав служащих, что сказывается на качестве и результатах работы сотрудников системы управления АПК. Делается вывод, что существующая система управления отечественного агропромышленного комплекса имеет ряд проблем и недостатков, связанных с отсутствием научно-обоснованных методологических подходов проработки методов, инструментов и механизмов государственного регулирования аграрного сектора страны. Изучение действующей системы управления развитием аграрной структуры России позволило выделить основные причины, затрудняющие эффективность функционирования государственным органам управления. К основным из них отнесены: отсутствие единой организационно-экономической структуры управления АПК на всех уровнях власти; дублирование отдельных функций между различными ведомствами и институциональными структурами; слабое влияние органов государственной власти на межотраслевые отношения, способное сгладить значительные диспропорции их взаимодействия, замедленная реакция государственного управления на быстроменяющиеся условия функционирования субъектов агробизнеса и др.

Сравнительный анализ волатильности цен на рыбные продукты в Российской Федерации

В последние годы в мире и в России наблюдаются резкие, скачкообразные изменения цен на многие продовольственные товары. Целью статьи является нахождение ключевых особенностей в динамике цен на рыбопродукты в РФ в сравнении с изменениями цен на товары-субституты. В фокусе исследования находятся цены на основные рыбные товары – рыбу мороженую разделанную и неразделанную и на их заменители – мясопродукты. Используя реляционный подход и стандартные методы статистических исследований (дисперсионный, корреляционный анализ, тест Грейнджера) мы изучаем динамику цен на эти товары за последнюю четверть века, для того чтобы выявить связи между ценами на рыбопродукты и на товары-субституты, а также оценить влияние на них других ценообразующих факторов. Результатом проделанной работы стал вывод о существовании долгосрочной тенденции к постепенному снижению волатильности цен. Хотя в целом цены на рыбопродукты более стабильны, чем цены на товары-субституты, они неустойчивы к шоковым воздействиям. Данная особенность цен на рыбопродукты обусловлена их сильной зависимостью от валютного курса рубля. В сочетании с такими факторами как неразвитость рыночной инфраструктуры, обслуживающей цепочки поставок рыбной продукции, слабая диверсификация рыбопереработки, внешнеторговые рестрикции и др. она порой приводит к резким колебаний цен на рыбопродукты. Результаты исследования служат расширению рамок теоретического понимания природы и характера формирования цен на один из базовых видов продовольствия в РФ – рыбопродукты и могут использоваться в качестве научного обоснования для выработки мер государственной и хозяйственной политики.

Спрос и предложение на рынке аренды земель сельскохозяйственного назначения

Статья посвящена исследованию инструментов функционирования земельного рынка аренды Республики Татарстан, сопряженного с реализаций земельных участков в составе государственной и муниципальной собственности. Определена роль института аренды в системе оборота земельной собственности и идентифицирован характер спроса и предложения в части неэластичности данных инструментов в рамках функционирования земельного рынка. Исследовано состояние сегмента рынка аренды республики за 2023 г., позволившее определить характер зависимостей спроса и предложения от значения арендной ставки с последующим формированием математических моделей, позволяющих произвести расчет прогнозного значения потребных земельных площадей в совокупности с возможностями предложения, носящего ограниченный характер. На основе разработанных математических моделей определено значение арендной ставки, устанавливающее рыночное равновесие в части спроса и предложения на рынке аренды, идентифицированное не в количественном выражении совершаемых операций, а в части совокупного значения площади земель, участвующих в обороте. На основе проведенного исследования определен тип земельного рынка аренды и характер его работы, уточнено прогнозное значение ставки аренды, определяющей рыночное равновесие спроса и предложения, сформированы интервалы значения ставки аренды, характеризующие типичные условия совершения операций на земельном рынке.