ISSN 0235-2443

РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ


Выпуск № 5, Май 2021 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Обоснование показателей и критериев комплексной оценки развития потенциала экономических ресурсов сельских территорий астраханской области

МАТВЕЕВА НАТАЛЬЯ, ЗВОЛИНСКИЙ ВЯЧЕСЛАВ

Формирование устойчивого тренда развития сельских территорий должно осуществляться на основе комплексной оценки состояния и развития предпринимательского и ресурсного потенциала АПК с учетом современных трансформационных процессов, сопровождаемых развитием интеграционных и кооперационных процессов. Цель исследований – проанализировать комплексную оценку развития потенциала экономических ресурсов и производительности сельских территорий Астраханской области. Впервые проведена комплексная оценка предпринимательского потенциала в условиях социально-экономического развития всех муниципальных районов Астраханской области на основе: пространственного развития региона; локализации зон сельскохозяйственного развития, выполненных с учетом обобщенной оценки эффективности использования земельного фонда, отраслевой специализации территорий, по районам области; обобщенной оценки социально-экономического развития муниципальных районов; формирования типологии сельских районов Астраханской области. В результате исследований обоснованы показатели и критерии комплексной оценки развития потенциала экономических ресурсов сельских территорий региона, определен перечень основных механизмов развития интеграционных процессов.


Выпуск № 4, Апрель 2021 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Имитационное моделирование социально-демографических процессов развития сельских территорий

КУДРЯШОВА ЕКАТЕРИНА, КРЮЧКОВ ГЕННАДИЙ, ПРОВИДОНОВА НАТАЛЬЯ

В настоящее время на сельских территориях России наблюдается сложная социально-экономическая ситуация: низкий уровень доходов по сравнению с городом, безработица, плохое состояние или отсутствие социально-бытовой инфраструктуры. Такое положение привело к ухудшению демографических показателей – спаду рождаемости, увеличению смертности и миграционного оттока населения. Недостаточная изученность влияния социально-экономических факторов на демографическое развитие сельских территорий, а также высокая научно- практическая значимость разработки и внедрения моделей социально-демографического развития на селе послужили основанием для проведения исследования. Моделирование социально-демографического развития сельских территорий позволит выявить факторы, наиболее значимые для этих процессов, и с помощью грамотных управленческих решений нивелировать их влияние на ситуацию в селах региона. Цель исследования – разработка имитационной модели социально-демографического развития сельских территорий. Теоретическую, методологическую и информационную базу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные различным аспектам социально-экономического и демографического развития на сельских территориях, данные Росстата, материалы Минсельхоза и Минэкономразвития РФ и регионов Поволжья, федеральные, региональные и муниципальные нормативно-правовые акты, программы. Имитация социально-демографических процессов на сельских территориях Саратовской области с учетом дифференциации социально-экономических факторов на оказывающие влияние на повышение уровня рождаемости и на снижение уровня смертности, выполнена в приложении Ithink с использованием пакета Statistica для построения регрессионных уравнений. Первоначально построенная модель показала снижение численности населения на 41 тысяч человек за 7 лет. Изменение таких факторов, как величина среднедушевых доходов и количество объектов, имеющих стационарные источники загрязнения, в соответствие с действующими нормативными документами региона, позволило сымитировать ситуацию, в которой коэффициент рождаемости увеличится, а смертности снизится, что замедлит темп сокращения численности населения.


Выпуск № 3, Март 2021 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Сельская бедность как фактор, сдерживающий инновационное развитие апк

БАСАРЕВА ВЕРА

В статье трудности выполнения стратегических ориентиров по инновационному развитию сельского хозяйства, зафиксированные в ряде государственных программ, объясняются недостаточным учетом социальной составляющей факторов инновационного развития агропромышленного комплекса и высоким уровнем бедности сельского населения. Своевременность рассмотрения этих факторов диктуется поставленной Президентом России стратегической задачей сокращения бедности в стране. Указом Президента преодоление бедности признано как одна из главнейших социальных проблем России. Первой в списке перечня национальных целей значится: сохранение населения, здоровье и благополучие людей. Один из главных критериев достижения - cнижение уровня бедности к 2030 г. в два раза по сравнению с показателем 2017 года. Цель представленного исследования состоит в актуализации сохранения населения в сельской местности, определении уровня сельской бедности, выявлении особенностей влияния социальных проблем села на инновационный потенциал регионов, оценке роли государственного участия в рассматриваемых процессах. На основе информации Росстата РФ, Министерства сельского хозяйства РФ проведен логический и статистический анализ и синтез данных, расчет уровня бедности среди проживающих в сельской местности в регионах России, который в целом по стране достигает 25,4‰. Дана оценка уровня организационно-методической проработки механизмов реализации некоторых документов, влияющих на сокращение малоимущих среди сельского населения и переход сельского хозяйства на инновационный путь развития. Предлагаются меры сокращения сельской бедности как важнейшего условия модернизации сельской экономики и перехода на инновационное развитие АПК.


Выпуск № 2, Февраль 2021 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Проблемы обеспечения продовольственной безопасности сельских социо-эколого-экономических систем

КУРЕПИНА НАТАЛЬЯ, ПАВЛОВА НУЮДЛЯ, ЗИЕНКО АНДРЕЙ

Статья посвящена проблемам развития сельских территорий Республики Калмыкия, расположенных в аридной зоне и отличающихся крайне неблагоприятными природно-климатическими условиями. Исследование жизненных условий сельских жителей, хозяйственной деятельности сельхозтоваропроизводителей и состояния природной окружающей среды проводилось во взаимосвязи, как социо-эколого- экономической системы. В ходе исследований был проведен комплексный анализ сельских социо-эколого-экономических систем в разрезе, составляющих ее элементов. Анализ жизненных условий сельского населения выявил наличие деструктивных факторов развития социосферы, таких как устойчиво отрицательный миграционный баланс, что привело к сокращению и старению сельского населения, низкий уровень жизни сельских жителей, финансовая необеспеченность сельских поселений и др. Проведенный анализ показал развитие деструктивных факторов как в жизнеобеспечении сельских жителей, производственной деятельности сельхозтоваропроизводителей, так и в сохранении хрупкого эколого- хозяйственного баланса сельских территорий республики Калмыкия. Данный факт вызвал необходимость совершенствования модели развития сельских территорий как социо-эколого-экономической системы, позволяющей нейтрализовать угрозы продовольственной безопасности.


Выпуск № 2, Февраль 2021 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

О некоторых итогах переходного этапа реализации стратегии устойчивого развития сельских территорий (региональный аспект)

БРЫЛЕВ АЛЕКСАНДР, ТУРЧАЕВА ИРИНА, НЕГОДА ВЛАДИМИР

Цели Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года раскрываются в соответствующих принципах и задачах функционирования сельских территорий в социальной, демографической, экономической, информационной, природоохранной и других сферах. Закончился переходный этап (2015-2020 годы) реализации Стратегии, что предполагает оценку промежуточных результатов как в целом по стране, так и по отдельным регионам с учетом стартовых условий и специфических особенностей развития каждого из них. Всесторонний анализ полученных результатов позволит не только усовершенствовать инструментарий организационного и экономического обеспечения целевых индикаторов на региональном и муниципальном уровнях, но и внести возможные коррективы в государственные программы развития сельских территорий, в оперативные планы Министерства сельского хозяйства РФ и других ведомств. Исходя из целеполаганий Стратегии, в статье проанализированы состояние и развитие сельских территорий Калужской области; рассмотрены причинно- следственные связи качественных и количественных изменений в демографической, социально-экономической и природоохранной деятельности сельских поселений региона; исследованы структурные сдвиги в производстве и потреблении основных продуктов сельского хозяйства и их влияние на миграционные процессы на селе; дана оценка уровню и степени устойчивого развития сельских территорий Калужской области; приведены и интерпретированы результаты социологического опроса сельских жителей Калужской области на предмет приоритетных мероприятий по улучшению жизни на селе; изучена дифференциация муниципалитетов Калужской области по важнейшим индикаторам социально-экономического развития сельских поселений и обоснованы конкретные предложения по ее сокращению.


Выпуск № 2, Февраль 2021 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Демографическое старение сельских территорий россии

БЛИНОВА ТАТЬЯНА

Демографическое старение выступает доминирующей тенденцией, характерной не только для экономически развитых, но и развивающихся государств, оказывая негативное влияние на экономический рост, национальный рынок труда, пенсионную систему. Цель исследования – выявить закономерности и специфические особенности демографического старения сельских территорий России, провести сельско-городские сопоставления, выполнить статистическую оценку масштабов и глубины старения российского села. Рассмотрена прогнозная динамика численности и доли лиц старше трудоспособного возраста в условиях пенсионной реформы. Исследования показывают, что демографическое старение в разной степени затронуло территории России, доля лиц старше трудоспособного возраста в структуре сельского населения колеблется от 16,7‰ в Северо-Кавказском до 29,6‰ в Центральном федеральном округе. Гендерная асимметрия в сельской местности выше, чем в городской, доля сельских женщин изменяется от 51,9‰ в возрастной группе 70-74 лет до 79‰ среди 90-94 летних. Глубина старения женского населения, измеряемая долей лиц 80 лет и старше в структуре пожилого сельского населения, составляет 22,0‰, тогда как мужского – 12,2‰. Полученные результаты позволили выявить сельско-городские различия, межрегиональную дифференциацию, гендерную асимметрию и феминизацию процесса демографического старения села в России.


Выпуск № 1, Январь 2021 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

О построении комплексной программы устойчивого развития городских и сельских территорий

ЭПШТЕЙН ДАВИД

Показано, что в постсоветский период сложная демографическая ситуация, проявляющаяся в снижении естественного прироста населения, сложилась не только в сельской местности, но и в городах. Об этом, в частности, свидетельствует высокий коэффициент корреляции Пирсона (0,55) между темпами роста (убыли) населения по регионам. Доли городского и сельского населения, которые нуждаются в кардинальном улучшении своего благосостояния для того, чтобы территориально могло осуществляться хотя бы его простое воспроизводство (даже с учетом миграции), у нас примерно равны и составляют порядка 60‰. Этот факт ведет к важному методологическому выводу: для экономической науки и для руководства страны при разработке экономических программ было бы ошибочно рассматривать только динамику населения сельских территорий или, наоборот, только динамику городского населения раздельно и раздельно решать для них задачи повышения численности населения и устойчивого развития. Порядка 20‰ консолидированного бюджета, с учетом структуры сегодняшних государственных расходов, могли бы быть направлены на повышение благосостояния населения сельских территорий и развитие сельской экономики. Предложен подход «снизу-вверх» к разработке государственной комплексной программы, нацеленной на устойчивое повышение темпов естественного роста населения с помощью повышения благосостояния городского и сельского населения, в трех сферах - демографической, экономической, социально-инфраструктурной. Построение осуществляется «снизу– вверх», то есть, требуемые мероприятия и объемы финансирования определяются для районного уровня в ходе взаимодействия администраций районов с министерствами, отвечающими за социальную и иную инфраструктуру, раздельно для городского и сельского населения, с учетом приоритетов, определяемых целями программы. Требуемые величины финансирования для каждого района определяются на основе нормативов развития каждой из отраслей социальной сферы.


Выпуск № 12, Декабрь 2020 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Город и деревня: дистанция и пути ее преодоления

БОНДАРЕНКО ЛЮДМИЛА

В статье рассматриваются соотношения в уровне социального развития городских и сельских территорий по основным направлениям: занятость и безработица, доходы и уровень бедности, жилищные условия, социальная, инженерная и дорожно-транспортная инфраструктура, демографические процессы. Дана сравнительная оценка социальной ситуации в динамике по интегральному показателю, рассчитанному по авторской методике. Приведена типология сельских территорий по уровню экономико-социо- экологического развития, отражающая их глубокое региональное расслоение. Дана оценка действующих организационно-экономических механизмов социального развития сельских территорий России. Обозначена стратегическая цель их развития и сформулированы предложения по совершенствованию правовых и организационно-экономических механизмов ее реализации.


Выпуск № 11, Ноябрь 2020 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

О количественных аспектах устойчивого развития сельских территорий россии

ЭПШТЕЙН ДАВИД

Вопрос о количественных аспектах устойчивого развития сельских территорий и определения конкретных количественных параметров программ развития сельских территорий не является решенным, несмотря на большой объем литературы в мире об устойчивости развития. Нет и такого определения устойчивого развития, которое отражало бы специфику развития сельских территорий и, в частности, сельских территорий России. Показатели «скорректированных чистых сбережений» и «чистого национального дохода», вычисляемые Мировым банком, также не являются универсальным количественным выражением устойчивого развития, так как по существу, они характеризуют лишь потенциальную величина инвестиций, уменьшенную на величину сверхприбыли от продажи природных ресурсов. Имеет место признанный в мире подход ООН и ЕС в направлении конкретизации целей развития (17 целей устойчивого развития на период до 2030 года) и их квантификации (определения количественных параметров). Тем не менее, нет и, видимо, не может быть единого, подходящего для всех стран списка ключевых проблем и соответствующих показателей устойчивого развития в силу различий их исторического развития и текущего состояния. Однако проблема естественного роста населения является ключевой для большинства стран с высоким и средним уровнем развития, без ее решения не может быть устойчивого развития экономики и общества. Для России и ее сельских территорий эта проблема имеет особое значение в силу ее сложного исторического развития в ХХ веке. Имеет место мировой опыт количественного определения устойчивости развития с помощью градации требуемых темпов достижения поставленных целей и отвечающих им показателей. Этот опыт может быть применен при разработке программ устойчивого развития сельских территорий в России.


Выпуск № 11, Ноябрь 2020 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Рынок научной продукции для развития инфраструктуры муниципальных образований

ГРИЦЕНКО ГАЛИНА, ВЕРНИГОР НАДЕЖДА, МИНЕНКО АЛЕКСЕЙ, АПАЛЬКОВА ОЛЬГА

Реализация разработок, выполненных агроэкономической наукой, на протяжении последних 30 лет стала проблематичной. Можно было бы предположить, что их качество не всегда соответствует требованиям времени, но, во-первых, они практически не проходят экспертной оценки со стороны органов контроля качества научных разработок, во-вторых, этого нельзя сказать обо всех разработках. А проблемы их реализации становятся все более актуальными. Значение инфраструктуры обслуживания для развития агропромышленного производства неоспоримо. Однако заниматься её развитием становится все сложнее. Цель исследования – выявить проблемы реализации научных разработок, связанных с обоснованием перспектив развития инфраструктуры обслуживания АПК сельского муниципального образования. Для достижения поставленной цели использовались методы монографический, статистический, абстрактно-логический, анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, обобщения. В результате исследования выявлен целый ряд экономических проблем, факторов макроэкономического порядка, показано влияние доходов бюджетов регионов и муниципальных образований и сельхозтоваропроизводителей, как потребителей научного продукта, и организационных проблем, обусловленных сокращением сельскохозяйственного производства, особенно – животноводства, отсутствием на уровне регионов комплексного подхода к развитию сельских территорий, и понимания необходимости создания на селе новых рабочих мест именно в сфере производства, отсутствие в федеральных научных центрах маркетинговых служб, способных продвигать наработки агроэкономической науки.


Выпуск № 10, Октябрь 2020 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Методологические аспекты исследования устойчивого развития сельских территорий

БРЫЛЕВ АЛЕКСАНДР, ТУРЧАЕВА ИРИНА

Начало XXI века отмечается целеустремленной политикой руководства РФ по развитию сельских территорий, повышению уровня и качества жизни сельского населения. Так, в 2002 г. была принята федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 г.» и затем продлена до 2013 г. Ее логичным продолжением явилась Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 2136-р. По результатам реализации Концепции, Правительство Российской Федерации в 2015 г. утвердило «Стратегию устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 г. (далее – Стратегия). Положительные итоги социально-экономического развития сельских территорий и АПК общеизвестны. Неоспорим и тот факт, что достигнуты они были во многом благодаря осуществленным мероприятиям в упомянутых документах. Вместе с тем очевидно и другое: медленно сокращается численность бедных сельчан; по-прежнему сохраняется значительный разрыв в располагаемых доходах и обеспеченности социально-культурными объектами жителей города и села; весьма проблематичным остается медицинское обслуживание сельского населения; не по всем видам продукции сельского хозяйства достигнуты пороговые значения Доктрины продовольственной безопасности; углубилась межрегиональная дифференциация в уровнях производства и его экономической эффективности; дискуссионными остаются вопросы методологического сопровождения реализации положений Стратегии, включая систему целевых показателей устойчивого развития сельских территорий. В этой связи авторы попытались: раскрыть сущность понятия «устойчивое развитие сельских территорий»; предложить систему показателей устойчивого развития сельских территорий, адекватно раскрывающих содержание данного понятия и применимых к территориальным образованиям любого региона; рассмотреть необходимость и возможность моделирования интегрального показателя устойчивого развития сельских территорий, однозначно отражающего этот процесс во времени и пространстве.


Выпуск № 10, Октябрь 2020 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Формирование продовольственных цепей поставок и их влияние на развитие сельских территорий

ДИБИРОВ АБУСУПЯН

Цель исследования – оценка развития коротких цепей поставок продовольствия, выявление их преимуществ для функционирования сельских территорий. Установлено, что распространение преимущественно длинных цепочек поставок продовольствия является унаследованным от прежней системы. В рыночных условиях развитие длинных цепочек поставок продовольствия на основе вертикально-интегрированного производства, с размещением головных финансовых центров в крупных городах и областных центрах, приводит к усилению монополизации рынка продовольствия, и к уменьшению налоговой базы на сельских территориях. Сверхконцентрация агрохолдингами капитала и поголовья животных в крупных комплексах на ограниченном пространстве сельской местности приводят к ухудшению состояния окружающей среды, существенным потерям в биоразнообразии, и повышенной нагрузке на экосистемы. Высокоинтенсивное сельское хозяйство за счет использования эффекта масштаба и современных технологий ускоренно вытесняет трудовые ресурсы из производственной сферы, увеличивая безработицу на селе. В данных условиях определённую стабилизирующую социальную роль на селе играют малые формы хозяйствования: личные подсобные хозяйства (ЛПХ), индивидуальные хозяйства (ИХ) населения, К(Ф)Х, небольшие самостоятельные сельскохозяйственные организации. В связи с этим, важной задачей является выявление проблем их развития, определения условий, при которых они могут стать конкурентоспособными товаропроизводителями продовольственной цепи на локальном рынке. В РФ выявлены следующие три типа цепей поставок продовольствия: длинные, короткие, ультракороткие. Научная новизна заключается в теоретическом обосновании основных принципов и показателей устойчивых цепей продовольствия. Выявлена форма генерации капитала коротких цепей поставок (КЦП), способствующая повышению их конкурентоспособности и устойчивости относительно длинных цепей поставок. На основе анализа продовольственного рынка Санкт-Петербурга исследованы основные проблемы слабого развития КЦП в регионе.


Выпуск № 7, Июль 2020 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Цифровые технологии как инновационный драйвер устойчивого развития сельских территорий

СТОВБА ЕВГЕНИЙ

Достижение устойчивого развития должно являться целевой установкой и уникальной компетенцией для каждой сельской территории нашей страны. Категориально новым содержанием формирования концепции устойчивого развития сельских территорий является расширение масштабов и процессов цифровизации и информатизации в сельском хозяйстве и в сельской местности, инновационное развитие отраслей агропромышленного комплекса, оптимизация агротехнологий, применение роботизированных и автоматизированных систем управления и производства. Показано, что цифровые технологии являются одним из ключевых факторов устойчивого развития сельских территорий. Осуществлена оценка современного состояния инновационной деятельности сельских товаропроизводителей и развития информатизационных процессов в сельских территориях Нечерноземной зоны Республики Башкортостан. Проведено форсайт-прогнозирование перспективного внедрения цифровых технологий в сельских территориях рассматриваемой зоны региона на долгосрочную перспективу. По результатам проведенного форсайтинга сформированных экспертных фокус-групп выделены «лидеры» («эталонные») и «аутсайдеры» («целевые») сельские муниципальные образования по уровню развития цифровых технологий на зональном уровне. Сделан вывод, что фактически достигнутый уровень экономического развития непосредственно влияет на процессы внедрения цифровых и информационных технологий в исследуемых сельских территориях. Сформированы перспективные направления внедрения цифровых технологий в сельской местности и в сельском хозяйстве Нечерноземной зоны региона. Резюмируется, что использование форсайт-технологий позволяет в количественном отношении оценить влияние уровня цифровизации на устойчивое развитие сельских территорий в новом технологическом укладе.


Выпуск № 7, Июль 2020 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Мониторинг угроз экономической безопасности сельских территорий калмыкии

КУРЕПИНА НАТАЛЬЯ, ПАВЛОВА НУЮДЛЯ

Анализ устойчивости и безопасности в единой увязке обусловлен их близостью и направленностью, так как они определенным образом дополняют друг друга. Своевременное выявление угроз и рисков экономической безопасности сельскохозяйственных предприятий позволяет повысить уровень продовольственной безопасности, что и определяет актуальность темы исследования. Приведены данные мониторинга угроз экономической безопасности сельских территорий аридного региона Республики Калмыкия. Предложен комплексный подход к оценке экономической безопасности сельских территорий, включающий не только количественные показатели деятельности сельскохозяйственных предприятий, но и оценку уровня социо-эколого-экономических угроз, что позволит учесть специфику сельских территорий региона, его природные, экологические, отраслевые, этнокультурные, этноконфессиональные особенности. Предлагаемая методика позволяет проводить оценку угроз экономической безопасности сельского муниципального образования, используя интегральные показатели, исходя из результатов деятельности сельскохозяйственных предприятий, расположенных на данной территории и социо-эколого-экономических индикаторов сельского муниципального образования. Использование эффективной научной методики позволит объективно оценить риски и угрозы экономической безопасности, имеющие различную природу возникновения и провести ранжирование сельских муниципальных образований республики по уровню угроз экономической безопасности на основе разработанного интегрального показателя.


Выпуск № 5, Май 2020 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Развитие сельских территорий горнодобывающего региона: проблемы и перспективы

КОСИНСКИЙ ПЕТР, БОНДАРЕВ НИКОЛАЙ, БОНДАРЕВА ГАЛИНА

В статье исследованы проблемы развития сельских территорий горнодобывающего региона. Выявлено, что интенсивное развитие горнодобывающей отрасли сопровождается негативными экономическими, социальными и экологическими последствиями, воздействующими на социально – экономическое развитие и, как следствие, качество жизни населения сельских территорий. Интенсивное развитие угольной отрасли сопровождается загрязнением атмосферного воздуха, отторжением земель с высоким плодородным потенциалом, деградацией природных ресурсов возобновляемой направленности. Попадание в воздушную среду высокотоксичных и канцерогенных веществ насчитывающих более 200 видов, отражается на здоровье сельского населения, поскольку горнодобывающие предприятия географически расположены на сельских территориях, что предопределило сокращение сельскохозяйственного производства, а промышленное стало доминирующим. Наблюдается устойчивая тенденция сокращения численности сельского населения по причине понижающейся рождаемости и роста смертности, темпы которых в сельской местности выше, чем среднеобластные. Преобладающая часть сельских жителей не может воспользоваться ипотечным кредитованием из-за невысокого материального положения. Благоустройство жилья в сельской местности уступает городскому в 2-3 раза. Невысокая эффективность использования факторов производства не позволяет достигать уровня рентабельности сельскохозяйственного производства, дающей возможность вести расширенное воспроизводство. В качестве механизма предлагается проектное управление сельской экономикой при сбалансированном взаимодействии органов власти федерального, регионального и местного уровней.


Выпуск № 4, Апрель 2020 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Приоритетные подходы к улучшению жилищных условий сельского населения в рамках государственной программы рф «комплексное развитие сельских территорий»

СКАЛЬНАЯ МАРИНА

Представленный анализ существующих организационно- экономических механизмов улучшения жилищных условий сельского населения в рамках специальных программ социального развития сельских территорий, с точки зрения их исторического развития, позволил найти наиболее востребованные из них для дальнейшего совершенствования и использования в практике программно-целевого подхода к созданию благоприятных условий жизнедеятельности сельского населения. Особое внимание уделено проблеме численности сельских семей, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий, которая практически не сокращается на протяжении десятилетия, показана роль предшествующих программ социального развития сельских территорий, где первостепенным по значимости и финансовому обеспечению всегда был вопрос обеспеченности жильем сельского населения. Рассмотрены все имеющиеся механизмы решения жилищного вопроса в предыдущих программах социального развития сельских территорий. На основе анализа мероприятий, направленных на повышение доли площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах до 50 ‰, предложена реструктуризация бюджетных ассигнований. Обоснованы приоритеты финансирования тех мер, которые сегодня наиболее востребованы на селе для решения жилищных вопросов, определены первоочередные мероприятия по улучшению жилищных условий сельского населениям в условиях значительного финансового секвестирования федерального бюджета Государственной программы РФ «Комплексное развитие сельских территорий».


Выпуск № 4, Апрель 2020 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Факторы сельской безработицы в период экономической рецессии

БЛИНОВА ТАТЬЯНА

Целью работы является количественный анализ факторов, влияющих на уровень сельской безработицы в период глобальной экономической рецессии (2008-2009 гг.) и кризиса (2014-2015 гг.). Эконометрический анализ проведен на основе общей регрессионной модели (GRM) с использованием метода наилучших подмножеств. Подобраны спецификации модели, выполнена Парето-оценка, в результате которой ранжировано влияние экономических, социальных, демографических факторов на уровень сельской безработицы по их убыванию. Результатом исследования явилось определение статистически значимых факторов и детерминант, влияющих на уровень сельской безработицы. В наибольшей степени влияние оказывали такие факторы на стороне предложения как доля молодежи в структуре сельского населения, доля безработных с высшим образованием. Расчеты показали, что увеличение доли молодежи на 1‰ в среднем приводило к росту сельской безработице на 1,1‰ в 2009 г. и на 0,5‰ в 2014 г. В годы кризиса молодежь является наиболее уязвимой социальной группой на аграрном рынке труда. На стороне спроса статистически значимое влияние на сельскую безработицу оказывали инвестиции в основной капитал сельского хозяйства, а также доля лиц, занятых в сельском хозяйстве. Доля сельского населения в общей его структуре, также как и доля занятых в сельском хозяйстве, оказались статистически значимы для модели 2014 г. и незначимы в 2009 г. Чем выше доля сельского населения в регионе, тем выше потенциальные риски роста сельской безработицы в период экономической рецессии. Результаты исследования могут быть использованы для оценки потенциальных рисков на аграрном рынке труда при разработке и реализации мер антикризисной политики, а также академическим сообществом для исследования поведенческих реакций региональных рынков труда на экономические шоки в разных фазах бизнес цикла.


Выпуск № 3, Март 2020 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Механизмы управления устойчивым развитием территорий муниципальных образований

МОРОЗОВА СОФЬЯ

Устойчивое развитие территорий является неотъемлемой частью внутренней политики Российской Федерации, а управление данной сферой - основной функцией органов исполнительной власти. Одним из способов управления является изменение административных (территориальных) границ муниципальных образований, эффективность которого выражается не только в снижении административных барьеров, но повышении эффективности использования бюджетных средств. Гармоничное развитие любой территории невозможно без действенных методов управления, способствующих диверсификации экономики территории. В условиях проведения административных реформ необходимо сформировать сценарии развития тех территорий, на которых проживает сельское население, чтобы не допустить дистанцирования власти от населения. Устойчивое развитие территорий неразрывно связано с поддержанием аграрной сферы, а значит обеспечением экономической и продовольственной безопасности страны. Эффективное управление позволяет активно воздействовать на текущее состояние и тенденции развития сельских территорий, отслеживать и корректировать неуправляемые явления и процессы, составлять прогнозы и планы развития этих территорий, что в конечном итоге повышает качество жизни населения.


Выпуск № 3, Март 2020 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Математическая модель повышения эффективности распределения бюджетных ресурсов в целях комплексного развития сельских территорий

САВЯК НАТАЛЬЯ, ПРОКОПОВИЧ ДМИТРИЙ, КУЗЬМИНА ИННА

Высокая стратегическая значимость отечественного сельскохозяйственного комплекса обусловила повышенное внимание со стороны государственной политики к финансированию экономических проектов на селе. Однако полноценно реализовать их потенциал можно лишь повышая качество жизни населения сельских территорий. Эффективное государственное решение этой задачи предполагает соизмерение благ различного характера (образование, культура, инфраструктура и т.д.) с учётом вариативности достижения определённого уровня реализации этих благ соответствующим инвестиционным проектом. Вместе с тем, необходимо учитывать системный эффект от реализации того или иного комплекса проектов в сельском муниципалитете. Сама же организация финансирования социальных потребностей должна строиться в единстве программного, функционального и ведомственного подходов. В работе предложена модель субоптимального распределения бюджетных ресурсов муниципалитета на мероприятия программного характера с учётом риска недостижения ожидаемых результатов, а также с учётом синергетических эффектов совместной реализации комплекса проектов. Решаться предложенная модель может посредством классических методов дискретного программирования или эволюционного поиска с исследованием близких к оптимальному решений методом Монте-Карло. Развивать представленное исследование целесообразно в направлении поиска методов оценки интегрального социально-экономического эффекта программного мероприятия, а также изучения устойчивости полученных решений.


Выпуск № 2, Февраль 2020 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Программно-целевой подход к развитию сельских территорий

БОНДАРЕНКО ЛЮДМИЛА

Статья содержит краткий экскурс в историю применения программно-целевого подхода к сельскому развитию в пред- и постреформенный период, включающий анализ союзной Программы социального развития села на 1991-1995 гг., Программы возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса на 1991-1995 гг., федеральных целевых программ социального развития села на 2003-2013 гг. и устойчивого развития сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 г. Представлена характеристика состояния и тенденций социального развития сельских территорий, показавшая, что по многим направлениям еще не восстановлены социальные рубежи, с которыми село подошло к реформам 90-х годов. При этом сельскохозяйственное производство растет опережающими темпами по сравнению с экономикой России в целом, снижается импорт, и увеличивается экспорт продовольствия и сельскохозяйственного сырья, что свидетельствует о дисбалансе между главной общенациональной функцией сельских территорий, состоящей в обеспечении продовольственной безопасности и независимости страны, и их внутренней функцией, направленной на жизнеобеспечение, сохранение и развитие собственного народонаселения. Дальнейшая консервация этого дисбаланса создает угрозу для реализации национальной цели по созданию в агропромышленном комплексе высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами. Дана оценка содержания Государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», разработанной в соответствии с Указом Президента России, для решения системных проблем российского села, и ее ресурсного обеспечения. Представлены предложения по совершенствованию программно-целевого подхода к развитию сельских территорий.


Выпуск № 1, Январь 2020 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Кластерный подход к проектированию стратегии устойчивого развития сельских территорий региона

СТОВБА ЕВГЕНИЙ

Цель исследования заключается в обосновании использования системного подхода при разработке и реализации стратегии устойчивого развития сельских территорий на региональном уровне. Представлен авторский алгоритм, показана логическая последовательность основных этапов и процедур, результаты применения методов научных исследований, раскрывающих стороны разработки стратегии устойчивого развития сельских территорий. Делается вывод, что в современных условиях развития сельских территорий необходима разработка стратегических программ и антикризисных мероприятий, которые должны ориентироваться на применении системного подхода и методов кластерного анализа. Система сельских муниципальных образований региона может рассматриваться как определенная модельная территория с научной точки зрения целесообразности применения системного подхода и методов кластерного анализа для ее устойчивого роста и развития. На примере такого региона как Республика Башкортостан представлены результаты проведенной кластеризации сельских территорий по производству агропродовольственной продукции. В республиканском масштабе выделены «эталонные» («лидеры») и «целевые» («аутсайдеры») муниципальные образования по производству агропродовольственной продукции. Резюмируется, что кластерные технологии должны применяться как системный инструмент проектирования стратегии устойчивого развития сельских территорий.


Выпуск № 1, Январь 2020 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Рейтинговая оценка социально - экономического потенциала сельских территорий севера

ЩЕРБАКОВА АННА

Село играет несомненно решающую роль в развитии сельского хозяйства и страны в целом. Существующая аграрная политика России требует корректировки и принятия комплексных государственных программ по развитию сельских территорий страны. Особое внимание необходимо уделить северным сельским территориям, которые «умирают» без соответствующей государственной поддержки и эффективного механизма управления. Для определения эффективных рычагов управления сельскими территориями Республики Коми необходимо определить социально-экономический потенциал отдельно каждого муниципального района и городского округа в целом по региону. Для достижения поставленной цели была проведена рейтинговая оценка социально-экономического потенциала. Оценивались два периода 2010 и 2018 годы для выявления положительной или отрицательной динамики развития района. Анализ производился с помощью отобранных 45 показателей, которые были условно разбиты на блоки: население, занятость населения и доходы, производство и инвестиции, благоустройство и ЖКХ, медицина, образование, социальная инфраструктура, право и финансовые ресурсы. В результате был рассчитан сводный рейтинг по девяти блокам. Муниципалитеты региона были распределены по группам в зависимости от проживания в них сельского населения. Полученные результаты позволяют сформировать предложения по совершенствованию управления сельскими территориями северного региона на основе их социально-экономического потенциала.


Выпуск № 1, Январь 2020 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Снижение уровня экономической доступности продовольствия в регионах с высокими темпами сокращения населения

СЕМЯШКИН ГРИГОРИЙ

В ходе анализа была выявлена существенная дифференциация населения ряда регионов, как по доходам, так и по доступности продовольствия. Совокупное влияние факторов оказывает непосредственное воздействие на предпочтительное отношение населения к эмиграции, результатом чего является не только отток населения, но и запустение огромного количества территории. Особенно остро этот вопрос сказывается на отдаленных северных территориях, население которых «лидирует» по удельному весу малообеспеченных слоев населения, имеющих доход ниже прожиточного минимума. На заключительном этапе работы проведен анализ изменения численности населения в разрезе федеральных округов. Выделена группа из одиннадцати регионов, в которых темп сокращения населения наиболее высок. Выявлена взаимосвязь, и показано влияние негативной тенденции опережающего снижения уровня доступности продовольствия на динамику сокращения численности населения регионов. Поскольку региональные власти не в силах решить возникшую проблему, то сделано предположение о необходимости концентрации усилий федеральных представительств для решения проблем в ряде регионов.


Выпуск № 12, Декабрь 2019 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Современные тенденции формирования региональных и муниципальных программ развития сельского хозяйства и сельских территорий

ГРОМОВ ЕВГЕНИЙ, ЛЕЛИКОВА ЕКАТЕРИНА, ГЕРАСИМОВ АЛЕКСЕЙ

Рост потенциала сельского хозяйства и сельских территорий, их развитие является одним из важнейших способов обеспечения экономической безопасности государства. В регионах аграрной специализации сельские территории выполняют производственную, демографическую, трудоресурсную, пространственно–коммуникационную функции, стимулируют рост конкурентоспособности экономики, обеспечивают продовольственную безопасность. В современных условиях стратегическое планирование выступает важнейшим инструментом формирования актуальных целей и задач социально–экономического развития сельских территорий, как на уровне страны в целом, так и отдельных аграрно-ориентированных регионов. В процессе планирования необходимо сформировать параметры вероятных сценариев развития сельской экономики, которая должна стать драйвером роста для многих секторов и отраслей отечественной экономической системы. Организации сельскохозяйственной отрасли, выступающие в настоящее время ключевыми хозяйствующими субъектами, где задействована основная часть трудоспособного сельского населения, вынуждены в краткосрочной перспективе решать такие проблемы, как: освоение новых рынков сбыта продукции и сельскохозяйственного сырья; формирование устойчивых связей на взаимовыгодных условиях с предприятиями пищевой промышленности; ограниченность ресурсов малых и средних сельхозтоваропроизводителей для освоения перспективных разработок и технологий; недостаточное взаимодействие с образовательными учреждениями и научным сообществом. Поэтому в современных реалиях возникает потребность в формировании механизма комплексного развития сельских территорий, в котором отводится активная роль государственным органам власти, основанная на интегрированном межведомственном подходе в достижении запланированных значений целевых показателей и реализации программных мероприятий.


Выпуск № 10, Октябрь 2019 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Развитие сельских дорожно-транспортных и товаропроводящих систем с учетом становления современного агротуризма

ТАРАСОВ ВЛАДИМИР, ИВОЙЛОВА ИРИНА

В статье рассмотрено развитие сельских дорожно-транспортных и товаропроводящих систем с учетом становления современного агротуризма. Международный туризм является активным источником поступлений иностранной валюты и оказывает влияние на платёжный баланс страны. В целях поддержания устойчивого развития общества, сельской местности, сельского населения, уменьшения разрыва в качестве жизни между городом и селом, сохранения традиционной культуры реализуются программы по созданию и развитию сети агрогородков, агроэкоусадеб. Развитие агрогородков и агроусадеб должно привести к развитию сельского (аграрного) туризма. Влияние агротуризма на развитие сельских территорий является многоаспектным, поскольку охватывает как экономические (расширение специализации крестьянских хозяйств), так и социальные (дополнительный заработок, улучшение благоустройства сельских поселений) аспекты жизнедеятельности сельского населения. Агротуризм является одним из высокодоходных видов деятельности, где основной особенностью является кооперация множества сопряженных отраслей. Авторы разделяют позиции разработчиков «Концепции развития сельского туризма в России до 2030 года».


Выпуск № 10, Октябрь 2019 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Методические подходы к обоснованию прогнозов развития инфраструктуры обслуживания апк сельского муниципального образования

ГРИЦЕНКО ГАЛИНА

Цель исследования – показать факторы, влияющие на выбор прогнозных показателей развития АПК муниципального образования и обслуживающей его инфраструктуры, методические подходы к их обоснованию и выбор направлений планирования. Для достижения поставленной цели использовались методы монографический, статистический, абстрактно-логический, анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, обобщения. В результате исследования выявлены элементы макросреды, влияющие на развитие инфраструктуры для АПК, систематизированы документы, отражающие сложившийся в стране планово-прогнозный процесс, показана доля домашних подворий в объемах производства продукции сельского хозяйства Алтайского края, обоснованы варианты прогнозирования услуг по сбыту их продукции, показана зависимость доходов бюджета территории от степени открытости ведения или своего бизнеса и варианты применения новых инструментов вовлечения молодежи в сельскохозяйственное производство и оказание услуг для него.


Выпуск № 9, Сентябрь 2019 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Оценка покупательной способности населения

КОЛЕСНИКОВ АНДРЕЙ

Динамично развивающаяся экономика АПК не всегда показывает хорошие результаты в части социальной эффективности, в частности уровня оплаты труда и покупательной способности сельского населения. Это способствует увеличению социальной напряженности на селе, поискам работы, отличной от сферы АПК, что создает определённую кадровую напряженность на селе. Это усугубляет и тот факт, что уровень заработной платы в сельском хозяйстве на 35‰ меньше, чем в целом по экономике. Более того, доля малоимущих на селе в несколько раз выше, чем в городе. Все это существенным образом сказывается на покупательной способности сельского населения. За последние 7 лет покупательная способность населения уменьшилась по таким продуктам: говядина, на 2,4 кг, молоко питьевое на 38,5 кг, творог на 25 кг, масло подсолнечное на 10 кг, масло сливочное на 27,9 кг, мука пшеничная на 14,6 кг в месяц. Более прозаично обстоит ситуация с потреблением основных продуктов питания в сельских домохозяйствах. Динамика потребления основных продуктов питания сельскими домохозяйствами не является стабильной по таким продуктам как хлеб, картофель, сахар и кондитерские изделия. Очевидно, что это возможно объяснить производством картофеля в сельских домохозяйствах и выпечкой хлеба из приобретённой муки. По сравнению с 2005 г. в количественном выражении потребление хлебных продуктов уменьшилось на 17 кг или 12,5‰, потребление картофеля уменьшилось на 30 кг или почти 30‰. Таким образом, несмотря на увеличение номинальных денежных доходов, как в целом по экономике, так и в сельской местности, наблюдается снижение покупательной способности населения.


Выпуск № 8, Август 2019 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Социально-демографические факторы воспроизводства трудовых ресурсов сельских территорий северо-кавказского федерального округа

КРИУЛИНА ЕЛЕНА

В отличие от общероссийской практики в сельских территориях Северо-Кавказского федерального округа сложился прогрессивный тип воспроизводства населения, с характерными для него высокими темпами естественного движения и значительным запасом рабочей силы. Все субъекты округа являются аграрными регионами, поэтому сельским территориям традиционно свойственны их основные проблемы: интенсивная отрицательная миграция, недостаток рабочих мест, низкая занятость населения, безработица и сравнительно невысокий уровень жизни. Изучена совокупность природных, климатических, экономических, социальных факторов, во многом определяющая не только особенности расселения, но и структуру производственной деятельности. Проанализированы основные социально-демографические характеристики: половозрастная структура, динамика численности населения до 2036 года, ожидаемая продолжительность жизни. В числе социально-экономических характеристик рассмотрены показатели: темпы роста рабочих мест, в том числе высокопроизводительных, и соотношение их с динамикой предложения рабочей силы, уровень напряженности на сельском рынке труда, динамика уровней занятости и безработицы. Для объективной характеристики уровня жизни рассчитан показатель: «доля населения с доходами ниже установленного регионального прожиточного минимума». На основании проведенного исследования внесены предложения по оздоровлению социально-экономической ситуации и тенденций демографических процессов.


Выпуск № 5, Май 2019 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Трансформации аграрных поселений в дальневосточном регионе

ДЬЯЧЕНКО ВЛАДИМИР

Определение перспектив пространственного развития при разработке программ социально-экономического развития регионов способствовало повышению интереса к трансформациям, происходящим в системе расселения. В данной работе предпринимается попытка, на примере Амурской области, как крупнейшего аграрного региона Дальнего Востока, проанализировать процесс трансформации сельских поселений во взаимосвязи с развитием сельского хозяйства и определить возможные направления совершенствования управления системой сельского расселения. В ходе анализа отмечается, что региональная система расселения в значительной степени складывалась под влиянием процесса сельскохозяйственного освоения и развития сельскохозяйственных предприятий, определяя степень и характер заселенности территории, размеры и структуру сельских населенных пунктов. В работе дана оценка устойчивости аграрных поселений к кризисным процессам в сельском хозяйстве региона, динамики восстановительных процессов в сельском хозяйстве региона, особенностям трансформации сельских населенных пунктов в современный период и сложившихся проблем в их дальнейшем развитии. Итоги исследования позволяют выработать предложения о перспективных направлениях совершенствования региональной политики в сфере сельского расселения и определении отдельных перспективных направлений развития сельского хозяйства региона.


Выпуск № 4, Апрель 2019 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Взаимодействие труда, предпринимательства и власти как фактор устойчивого развития сельской территории и человеческого потенциала

ХИЦКОВ ИВАН, ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ ВЛАДИМИР, ЧОГУТ ГАЛИНА

Рассмотрены ключевые проблемы устойчивого развития сельских территорий Центрально-Черноземного района в процессе взаимодействия труда, предпринимательства и власти. Только при совершенствовании нормативно-правового, кадрового, информационно-программного обеспечения возможен научно-обоснованный подход к устойчивому развитию сельских территорий, тому месту опоры жизненного пространства, где человеческий потенциал с земельными, трудовыми, материально-техническими, финансовыми ресурсами становится инструментом действия, престижным авторитетом местных властей и бизнеса. В статье проанализирован передовой опыт, связанный с комплексным развитием сельской территории, системой мер, определяющих деятельность предпринимательских структур и также органов местного самоуправления на повышение эффективности аграрной экономики, уровня и качества жизни сельского населения в ракурсе государственного социального партнерства, гражданской инициативы. Представленные результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности органов управления сельского хозяйства, предпринимательских служб при выходе сельских территориальных образований на новый опережающий уровень развития экономики и социальной сферы.


Выпуск № 4, Апрель 2019 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Механизмы социально-экономического и социокультурного развития сельских локальных сообществ

ШМАКОВ ВЛАДИМИР

Предметом исследования являются механизмы развития и функционирования сельских локальных сообществ. Мы рассматриваем устойчивое развитие как процесс взаимодействия группы элементов: экономика, население, ресурсы, включая человеческий капитал. В качестве методологической основы используется структурно-функциональный подход, позволяющий обеспечить комплексность исследования развития села. Основной гипотезой, определяющей цель исследования, является положение о том, что наиболее важные механизмы, определяющие устойчивое развитие сельских локальных сообществ, можно объединить в три основных группы: производственно-экономические, социокультурные и институциональные. Интенсивное развитие многоукладной экономики, на фоне упадка традиционных форм организации сельского хозяйства, ведет к диверсификации социально-экономической деятельности и изменению сельского образа жизни. Эти процессы способствуют созданию эффективных инструментов инновационных изменений сельских локальных сообществ, обеспечения их социально ориентированного развития, переходу сообществ от парадигмы сохранение устойчивости к парадигме опережающего развития. Предлагаемую систему механизмов и индикаторов можно использовать в процессе анализа развития сельскохозяйственных регионов.


Выпуск № 2, Февраль 2019 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Методологические основы управленческого взаимодействия в агропромышленных территориально- экономических системах

КРАСИЛЬНИКОВА ЛЮДМИЛА

В статье рассматриваются вопросы совершенствования внутриотраслевых и межотраслевых взаимодействий в АПК Российской Федерации. Оптимизация внутриотраслевых и межотраслевых взаимодействий позволит значительно повысить эффективность воспроизводственных процессов, снизить издержки и консолидировать партнерские усилия на реализации компетенций и потенциалов для повышения конкурентоспособности АПК. Основное внимание в статье обращено на построение инфраструктуры, выделение базовых характеристик современного поля взаимодействий агропромышленных территориально-экономических систем внутри системы АПК Российской Федерации. Имея двойственный характер, многообразие взаимодействий, формирует и видоизменяет территориальную аграрную систему, одновременно адаптируясь под воздействием внешних условий и образуя, тем самым, соответствующие обеспечительные механизмы.


Выпуск № 1, Январь 2019 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Роль местного самоуправления в обеспечении хозяйственной деятельности сельских территорий

ШАРИПОВ САЛИМЗЯН, ЯКУШКИН НИКОЛАЙ, ХАРИСОВ ГУМЕР

Представлены основные подходы к построению эффективной системы местного самоуправления в регионе. Рассмотрены актуальные проблемы землепользования. Подчеркивается диалектический характер землепользования, когда с одной стороны, технологические аспекты организации производственных процессов включены в сферу деятельности сельскохозяйственных формирований, а с другой, отдельные режимы землепользования регламентируются местным самоуправлением. От того, насколько реализован потенциал землепользования, зависит ускорение или замедление экономического развития сельских территорий. В статье отмечается, что в условиях трансформации режимов землепользования роль местного самоуправления начинает меняться, активизируется его участие в производственных процессах, местное самоуправление становится одной из движущих сил развития экономики сельских территорий. Анализируются ключевые проблемы развития местного самоуправления, рассмотрены основные направления по совершенствованию правовой, территориальной, экономической организации местного самоуправления. Повышение роли местного самоуправления тесно взаимообусловлено с решением актуальных проблем землепользования, формированием институциональной среды, снижением трансакционных издержек, развитием социального капитала, изменением роли подсобного хозяйства в жизнедеятельности сельских жителей.


Выпуск № 1, Январь 2019 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Формирование устойчивой модели развития российских территорий на основе использования современных методов энергообеспечения

ИВАНОВ НИКОЛАЙ, ЕФРЕМОВА ЛАРИСА, ГОРБУНОВ ВЛАДИМИР

Один из важнейших разделов менеджмента - управление территориальным развитием. Предлагается подход к управлению развитием региона через формирование ареалов энергетического баланса территории, являющихся толчком для обеспечения его продовольственной безопасности, снижения степени экологической кризисности территории, привлечения федерального финансирования и притока иностранных инвестиций, формирования инновационного потенциала для роста экономики и повышения благополучия проживающего населения. На основе учета вектора трансформации модели управления устойчивым развитием региона на создание внутренних резервов роста, отвечающих вызовам современной конъюнктуры, научному прогрессу, возможным к рациональному внедрению достижениям технической революции, укладу общественно-политической формации, коллективом кафедры под руководством к.т.н., доцента Ю.А. Чемодина разработан и предложен к внедрению способ 100‰ утилизации отходов, производимых человеком, с использованием технологии плазменной газификации и плавления, который является стабильным и постоянно восполняемым источником энергии для роста экономики отдельного региона. При проведении исследования были использованы методы системного подхода, синтеза, анализа эффективности и технической реализуемости инвестиционного проекта. Актуальности и значимость практической разработки были высоко оценены на проходящих в 2017 и 2018 годах общероссийских научных и деловых мероприятиях.


Выпуск № 10, Октябрь 2018 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Применение экономико - математических моделей в планировании развития аграрного производства на уровне сельских территорий

АСКАРОВ АЛЬМИР, СТОВБА ЕВГЕНИЙ

В статье обосновывается необходимость использования методов экономико-математического моделирования при планировании производственных программ аграрных формирований в современных условиях развития рыночных отношений. Показано, что при составлении моделей развития аграрного производства необходимо использовать системный подход, который позволяет проектировать сценарии развития сельских территорий на перспективу. Обосновывается, что установление оптимальной производственной структуры отраслей растениеводства и животноводства сельскохозяйственных организаций позволяет существенно повысить экономическую эффективность аграрного производства. Представлены основные результаты оптимизации производственной структуры сельскохозяйственных организаций на примере сельских территорий нечерноземной зоны Республики Башкортостан. Показано, что повышение эффективности аграрного производства является ключевым фактором, выражающим позитивное развитие сельских территорий. Резюмируется, что использование методов экономико-математического моделирования помогает обеспечить оперативность и повысить степень обоснованности принимаемых управленческих решений.


Выпуск № 9, Сентябрь 2018 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Роль человеческого капитала в устойчивом развитии сельских территорий новосибирской области

ШЕЛКОВНИКОВ СЕРГЕЙ, КУЗНЕЦОВА ИННА, ПЕШКОВА ОЛЬГА

При формировании человеческого капитала в сельском хозяйстве ведущую роль играет государство, так как именно благодаря инвестициям с его стороны происходит подготовка и переподготовка специалистов в высших учебных заведениях аграрного профиля, а также создаются условия дальнейшего закрепления профессиональных кадров в сельской местности. На сегодняшний день в сельскохозяйственной отрасли наблюдается негативная тенденция, заключающаяся в «старении» существующих профессиональных кадров и отсутствии для них квалифицированной замены. Прежде всего, отток работников из сельского хозяйства связан с низкой материальной заинтересованностью, тяжелыми условиями труда и слабой развитостью производственной и социальной инфраструктуры. Существующие меры государственной поддержки работников в сельском хозяйстве носят фрагментарный порядок с недостаточным финансированием и не оказывают существенного влияния на обновление кадров в отрасли.


Выпуск № 5, Май 2018 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Агроэнергоменеджмент в развитии социальной инфраструктуры сельских территорий

СЁМИН АЛЕКСАНДР, ТРУБА АНАТОЛИЙ

В сельских территориях страны наблюдается рост социальной напряжённости. Продолжается сокращение объектов социальной сферы. Только за последние десять лет количество фельдшерско-акушерских пунктов сократилось более чем на 12‰, общеобразовательных учреждений - свыше 22‰, других объектов социальной сферы села стало меньше на 7-10‰. Происходит не только их сокращение, но снижается качество и объемы оказываемых услуг социального характера. Активизировались миграционные процессы. На содержание социальных объектов сельских территорий ежегодно расходуется около 200 млрд руб. бюджетных средств, связанных с закупками энергоресурсов, что составляет около 2‰ общей суммы расходов консолидированного бюджета Российской Федерации на содержание социально-культурных объектов. Расходы бюджета муниципальных образований на приобретение топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) для объектов социальной инфраструктуры еще выше - до 8‰. В структуре расходов по содержанию социальных объектов недвижимости затраты на оплату за энергоресурсы составляют основную часть (около 70-80‰). ТЭР на объектах социальной недвижимости используются недостаточно рационально, технический потенциал энергосбережения на таких объектах составляет до 80‰ от фактического потребления энергоресурсов. Установлено, что только за счет совершенствования системы управления энергопотреблением возможно уменьшить ежегодные расходы на энергоресурсы в сельских территориях на 16 -17 млрд рублей. В настоящей статье уделено особое внимание проблемам рационального и эффективного управления энергопотреблением на объектах недвижимости социальной сферы сельских территорий. Обоснована необходимость в разработке конкретных методик по оценке уровня энергоэффективности социальных объектов недвижимости, проведении мониторинга энергосбережения, создании научно-практических рекомендаций по совершенствованию системы агроэнергоменеджмента в сельских территориях.


Выпуск № 1, Январь 2018 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Доходы сельского населения как фактор социальной устойчивости сельских территорий

СКАЛЬНАЯ МАРИНА

Актуальность исследований обусловлена тем, что подъем сельского хозяйства объявлен наиважнейшим направлением экономической политики государства и приняты законодательные акты, определяющие развитие сельского хозяйства на ближайшие годы. Стабильное развитие сельских территорий, повышение занятости, доходов и уровня жизни сельского населения - одни из главных целей этих документов. В статье анализируется содержание, уровень доходов сельских домохозяйств, их трансформация в рыночной экономике, социальное расслоение в сравнении с городскими домохозяйствами. Изменения в уровне и источниках формирования доходов сельского населения за период реформ обусловили появление видов доходов, свойственных рыночной экономике, изменилась их традиционная структура. Возросла социальная дифференциация населения по уровню доходов и снизилось реальное их наполнение. Оценка состояния доходности сельскохозяйственного труда показала, что ее низкий уровень не стимулирует рост производительности труда в сельском хозяйстве. Вследствие сокращения сельскохозяйственных предприятий произошла реструктуризация сельской занятости, значительная часть трудоспособных граждан оказалась в числе так называемых самозанятых по производству сельскохозяйственной продукции в личных подсобных и семейных крестьянских хозяйствах различного уровня товарности. Произошедшие изменения в структуре формирования доходов и их функциях, в связи с сокращением удельного веса заработной платы в источниках совокупного дохода сельской семьи и повышения роли доходов от подворья, позволяют сделать вывод о том, что трудовую мотивацию сельских тружеников сегодня определяет не только величина заработной платы, но и уровень совокупного дохода, стимулирующая функция которого возрастает. В то же время рост доходов и уровня жизни сельского населения, как основного и даже главного показателя аграрной и общеэкономической реформы, не соответствует декларируемым целям. Более того, в ходе реформ уровень доходности сельскохозяйственного труда резко снизился по сравнению с дореформенным периодом и уровнем доходов городского населения.


Выпуск № 1, Январь 2018 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Сельское предпринимательство: личностные особенности предпринимателя и перспективы развития в россии

БОГОВИЗ АЛЕКСЕЙ, ПОПКОВА ЕЛЕНА, ЛИТВИНОВА ТАТЬЯНА, ЕРМОЛИНА ЛИЛИЯ

Актуальность исследования сельского предпринимательства объясняется тем, что под воздействием процессов глобализации и интеграции экономики современной России формируются новые вызовы для сельских предпринимателей, для успешного ответа на которые необходим пересмотр применяемых бизнес-моделей. Стимулирование развития сельского предпринимательства в современной России включает в себя преимущественно финансовый инструментарий, в то время как практически не используемые нефинансовые инструменты обладают гораздо большим потенциалом и эффективностью. Целью статьи является изучение особенностей сельского предпринимательства через призму личностных характеристик сельского предпринимателя, определение перспектив и разработка практических рекомендаций для развития сельского предпринимательства в современной России. Методологический аппарат данной работы базируется на системном подходе к проведению научных исследований и включает в себя метод проблемного, структурно-функционального анализа, метод моделирования социально - экономических систем. В результате исследования обосновано, что личностные особенности сельского предпринимателя играют центральную роль в его успехе. Предложена концептуальная модель сельского предпринимательства, отражающая важность интеграции сельского предпринимателя в рынки сбыта, местную социальную среду, среду сельской территории. Предложена карта компетенций современного сельского предпринимателя и разработаны практические рекомендации для их выработки у современных российских сельских предпринимателей.


Выпуск № 1, Январь 2018 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Вопросы правового регулирования социального обеспечения сельских домохозяйств населения

ГОЛОВИН АЛЕКСЕЙ

Рассмотрены отдельные вопросы правового регулирования социального обеспечения сельских домохозяйств населения, нерешенность которых сдерживает развитие данного сектора аграрных отношений. Несмотря на историческую продолжительность исследований экономической сущности личных подсобных хозяйств населения, остается неопределенным правовой статус владельца ЛПХ и его членов как субъектов трудового права. Действующее законодательство не определяет статус занятости данной категории граждан, вид и формы занятости, правовой статус работника и/или работодателя. Определяя указанную деятельность как самостоятельную занятость населения (самозанятость), многие исследования не рассматривают причинно-следственные связи этих отношений и их социально-экономические последствия. В качестве последних наиболее проблемными остаются вопросы социальных гарантии данной категории граждан - трудовой стаж, пенсионное (вид пенсии, условия ее назначения и др.), медицинское и социальное страхование. Базовые положения развития системы пенсионного обеспечения сельских домохозяйств населения должны основываться на следующих фундаментальных позициях законодательного закрепления: правового статуса владельца личного подсобного хозяйства населения и его членов как субъектов трудового права; условий государственного пенсионного обеспечения данной категории граждан, источников и размеров страховых пенсий.