ISSN 0235-2443

АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА


Выпуск № 3, Март 2021 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Оценка национальной продовольственной безопасности при экспортной ориентации сельского хозяйства россии

БЕЛУГИН АЛЕКСЕЙ, БЕЛУГИНА ТАТЬЯНА

Важное значение для реализации экспортного потенциала агропромышленного комплекса не в ущерб продовольственному самообеспечению имеют официальные критерии и показатели продовольственной безопасности, в первую очередь показатели продовольственной независимости и экономической доступности продовольствия. В работе произведен расчет уровня продовольственного самообеспечения по отдельным видам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на основе обновленных данных балансов продовольственных ресурсов. Оценена экономическая доступность отдельных видов продовольствия. Выявлена возможность формального повышения значений показателей продовольственной самообеспеченности за счет снижения потребления продовольствия в стране на фоне роста экспорта. При этом формальное снижение значений показателя экономической доступности продовольствия произойдет из-за нехватки соответствующих продуктов на внутреннем рынке, вне зависимости от уровня цен на них и доходов населения. Обосновано, что наряду с приоритетом продовольственного самообеспечения в Доктрине продовольственной безопасности целесообразно зафиксировать необходимость поддержания экономической доступности продовольствия для населения при реализации экспортного потенциала агропромышленного комплекса России. Обоснованы предложения по совершенствованию методики оценки уровня продовольственной самообеспеченности с ориентацией не на фактическое потребление отдельных видов продовольствия, а на максимум из фактического потребления и произведения среднедушевых рациональных норм на численность населения. Проведены расчеты уровня продовольственной самообеспеченности России по зерну, картофелю, молоку, мясу, рыбной продукции, овощам и бахчевым, фруктам и ягодам, яйцам, сахару и растительному маслу по уточненной методике.


Выпуск № 1, Январь 2021 г., рубрика "Управление и кадровое обеспечение"

Экономическая политика в области сельского хозяйства как форма параметрического управления

ОБЫДЕНОВ АЛЕКСАНДР

В статье рассмотрены основные инструменты аграрной политики в рамках модели параметрического управления поведения хозяйствующих субъектов. К этим инструментам отнесены: фиксированные и потоварные трансферты, а также минимальная цена. Основной особенностью данного подхода является обеспечение вовлеченности хозяйствующих субъектов в сельскохозяйственную деятельность даже после отмены стимулирующих мер. Одни и те же инструменты могу давать различные результаты при различных условиях, быть по-разному эффективны при различных моделях поведения хозяйствующих субъектов. С другой стороны, рассмотренный подход позволяет выделить инструменты, претендующие на роль инвариантов параметрического управления, среди которых – минимальная цена. Данный инструмент, согласно модели параметрического управления поведением хозяйствующих субъектов, является наиболее эффективным для рынков с положительным наклоном спроса. Такой спрос, как известно, характерен для товаров Гиффена и товаров первой необходимости в условиях нестабильности. Среди этих товаров – социально-значимые продукты питания. В статье проведен сравнительный анализ результатов модели с инструментами аграрной политики в России и зарубежных странах (США и странах Европы). Показано, что ценовое регулирование на некоторые продукты питания в зарубежных странах соответствуют выводам модели. Характерным примером установления нижней границы цены является ценовое регулирование сельского хозяйства в США. В то же время в России применяются противоположные подходы. Так, в период нестабильности применяется практика установления максимальных цен на социально-значимые продукты питания. С другой стороны, в рамках развиваемого нами подхода может быть использована и противоположная мера регулирования – установление минимальных цен на продукты питания. Такая мера может способствовать развитию рынков сельхозпродукции через стимулирование входа в отрасль новых участников и усиление конкуренции на соответствующих рынках. При необходимости указанная мера может сопровождаться дотациями потребителям с низкими доходами.


Выпуск № 12, Декабрь 2020 г., рубрика "За рубежом"

Государственная поддержка сельских территорий за рубежом

МЕДВЕДЕВА НИНА, ШЕЛАМОВА НАДЕЖДА

В статье рассмотрен современный этап развития аграрной политики в отношении сельских территорий, основные приоритеты и особенности их реализации в Европейском союзе, США и Китае. Государственная поддержка сельских регионов в этих странах нацелена на решение широкого спектра экономических, экологических и социальных проблем. Вместе с тем, каждая из указанных стран имеет свои особенности территорий. В ЕС основой аграрной политики в области развития сельских территорий являются программы, разрабатываемые государствами ЕС и утверждаемые Европейской Комиссией на семилетний период с учетом установленных приоритетов. Программы имеют широкий спектр мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности сельского и лесного хозяйства, улучшение окружающей среды и сельской местности; энерго- и ресурсосбережение, противодействие изменению климата, улучшение качества жизни в сельских районах и содействие диверсификации сельской экономики. Особое внимание в ЕС уделяется развитию отдаленных регионов и регионов, находящихся в неблагоприятных условиях развития. В США государственная поддержка сельских территорий осуществляется на основе программно-целевого подхода. Программы многочисленны и разнообразны, они осуществляются под эгидой Министерства сельского хозяйства и направлены на решение различного рода задач: создание дополнительных рабочих мест, развитие бизнеса, оказание технической помощи действующим предприятиям, совершенствование медицинского обслуживания, обучение местных жителей, обеспечение жильем малоимущих жителей села, улучшение жилищных условий. Реализация программ осуществляется с привлечением частного капитала на основе стимулирования инвестиций в развитие сельских территорий. В Китае развитие сельских территорий неразрывно связано с политикой борьбы с сельской бедностью. Основные направления этого процесса – развитие местной инфраструктуры (транспортное сообщение, водо- и газообеспечение, развитие интернета), повышение доходов крестьян и развитие предпринимательства на селе, социальное обеспечение, сравнимое с городским.


Выпуск № 12, Декабрь 2020 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Необходимость и основные черты новой аграрной политики в россии (тезисы)

ПЕТРИКОВ АЛЕКСАНДР

В статье анализируются экономические, социальные и экологические аспекты развития сельского хозяйства в постсоветский период. Отмечается, что экономический рост в аграрном секторе, наблюдаемый с рубежа 1990-2000 годов, не привел к адекватному развитию сельских территорий и сопровождается экологическими проблемами. На основе анализа причин сложившейся ситуации предлагаются основные направления корректировки аграрной политики: совершенствование документов стратегического планирования отрасли, приоритетное развитие малого и среднего бизнеса, диверсификация сельской экономики, принятие дополнительных мер по устойчивому развитию сельских территорий.


Выпуск № 12, Декабрь 2020 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Аграрная экономическая наука: основные вехи ее становления и развития

ПАПЦОВ АНДРЕЙ, УШАЧЕВ ИВАН

В статье излагаются этапы становления и развития аграрных экономических исследований в контексте с организацией и реформированием (бывшего Всесоюзного) Всероссийского научно-исследовательского института экономики сельского хозяйства. В октябре 1921 г. было создано первое в российской истории научное учреждение по агроэкономическим исследованиям - НИИ сельскохозяйственной экономии и политики (НИИЭСХ) на базе Высшего семинария сельскохозяйственной экономии и политики, организованного А.В. Чаяновым в 1919 г. при Петровской сельскохозяйственной академии. 9 мая 1930 г. НИИЭСХ был реорганизован в Научный институт крупного хозяйства и сельскохозяйственной экономии, трансформированный в том же году в Научно-исследовательский колхозный институт (НИКИ). Развернувшаяся в предвоенные годы волна политических репрессий не оставила в стороне и сотрудников Научно-исследовательского колхозного института. В феврале 1938 г. его деятельность приостановили. Институт возобновил работу только в 1955 г. по постановлению Правительства СССР. Приказом Минсельхоза СССР от 8 июня 1955 г. и был создан Всесоюзный научно- исследовательский институт экономики сельского хозяйства с пятью зональными филиалами и 50 опорными пунктами в колхозах и МТС. Оживление аграрной экономической науки началось со второй половины 1950-х годов, когда в научные исследования вернулись экономические категории «рентабельность», «прибыль», «себестоимость» и др. В статье деятельность ВНИИЭСХ за 90-летний период условно разделена на 6 основных этапов с соответствующей характеристикой. Особое внимание уделяется результатам научных исследований ВНИИЭСХ и эффективности их реализаций. Поставлены четкие задачи и предмет деятельности ныне функционирующего ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ.


Выпуск № 9, Сентябрь 2020 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Продовольственная безопасность в условиях структурных трансформаций продовольственной сферы экономики

ЛИПЧЕНКО ЕЛЕНА

В современном мире борьба с голодом, связанная с взрывным ростом населения планеты, приводит к ускорению процессов структурных трансформаций как в сельском хозяйстве, так и в пищевой промышленности. Экспансия интенсивного сельского хозяйства, распространение синтезированных продуктов питания, развитие генной инженерии позволяет наращивать производство продовольствия, порождая предпосылки все большего и большего увеличения человеческой популяции. Вследствие неравномерности размещения ресурсов для производства сельскохозяйственной продукции страны нетто-экспортеры продовольствия сталкиваются с потенциальной угрозой снижения качества продуктов питания из-за избыточной интенсификации сельского хозяйства, связанной с увеличением поставок на мировой продовольственный рынок. Провозглашая важнейшим приоритетом национальных интересов обеспечение населения качественными продуктами питания, государство должно разработать и внедрить механизмы экономического взаимодействия в продовольственной сфере национального хозяйства, гарантирующие безусловную продовольственную безопасность страны. Институциональным стержнем аграрной политики в России стала Доктрина продовольственной безопасности РФ, четко обозначившая перспективы развития для сельскохозяйственного производства по критерию безопасности продукции. Употребление синтезированных продуктов питания не соответствует положениям Доктрины, но явных ограничений, препятствующих дальнейшей интенсификации сельского хозяйства, не обозначено, равно как и не заявлены приоритеты органического сельского хозяйства. В развитие Доктрины продовольственной безопасности при разработке плана мероприятий по ее реализации целесообразно установить количественные параметры структурных пропорций в национальном сельском хозяйстве, приняв в качестве базового параметра структурных преобразований долю земель, используемых для производства органического продовольствия, в общем объеме сельскохозяйственных угодий. В таком случае, все инвестиционные расходы, связанные с достижением установленной доли сертифицированных земель под органическое производство, являются структурными инвестициями и включают в себя финансирование сертификации земель, погектарную поддержку товаропроизводителей, а также субсидирование потребителей органических продуктов питания.


Выпуск № 4, Апрель 2020 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Новая доктрина продовольственной безопасности и меры по реализации ее основных положений

УШАЧЕВ ИВАН, ЧЕКАЛИН ВЯЧЕСЛАВ

В статье рассмотрены проблемы обеспечения продовольственной безопасности и формирования экспортного потенциала отечественного агропромышленного комплекса с учетом реализации национальных целей и задач развития Российской Федерации и механизмов их достижения, заложенных в отраслевых документах стратегического планирования. Доктрина продовольственной безопасности, принятая в 2010 году, сыграла положительную роль в развитии отечественного агропромышленного комплекса. Однако произошедшие за эти годы изменения потребовали внесения в нее дополнений и изменений. В статье отмечаются основные новеллы новой редакции Доктрины Продовольственной безопасности. Прежде всего, уточнены основные цели и вытекающие из них новые задачи. В частности одной из целей является необходимость обеспечения рациональных норм потребления пищевой продукции, формирование принципов здорового образа жизни, включая здоровое питание; реализация экспортного потенциала с учетом насыщения внутреннего рынка страны; совершенствование социальной и инженерной инфраструктуры на селе; развитие производства, материально-технических ресурсов и др. Перечень продукции, по которой рассчитываются пороговые значения продовольственной независимости, был дополнен овощами и бахчевыми, фруктами и ягодами, а также семенами основных сельскохозяйственных культур отечественной селекции. Особое внимание уделено новым вызовам для страны эпидемии коронавирусной инфекции, которая оказывает огромное влияние на образ жизни людей, что в свою очередь имеет комплексное последствие для национальной экономики. Проанализирована информация о динамике внешней торговли сельскохозяйственной продукцией и продовольствием и ее конкурентоспособности. Рассмотрены меры государственной поддержки развития агропромышленного комплекса, дана оценка их влиянию на достижение стратегических целей развития страны. Предложены направления совершенствования агарной политики с учетом сбалансированности интересов потребителей и производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия.


Выпуск № 3, Март 2020 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Результаты реализации государственной аграрной политики на современном этапе развития экономики

ЯРКОВА ТАТЬЯНА

Аграрные отрасли нуждаются в пристальном внимании, регулировании, поддержке и контроле со стороны государства. От этих процессов, как показывает и зарубежный опыт развитых государств, зависит успех экономики страны. Российская аграрная политика в условиях рыночной модернизации столкнулась с массой проблем. Их решение связано с выбором наиболее приемлемых, доступных и эффективных политических и экономических инструментов. Как показывает российский десятилетний опыт, таким инструментом явился программно-целевой принцип регулирования аграрных отраслей и продовольственной безопасности. Действующая в России Государственная программа имеет определенно положительные результаты. Но некоторые направления аграрной политики должны быть откорректированы, либо перейти в статус приоритетных направлений. Среди таковых: несовершенство функционирования и государственного регулирования земельного хозяйства и учета земель сельскохозяйственного назначения; несвоевременная разработка базовых, методических и нормативно-правовых документов, способствующих ведению научно-технической (грантовой деятельности). Также анализ показал, что требуют государственного внимания результаты деятельности отрасли молочного скотоводства, которые по экспертным оценкам зависят от существующих проблем в отрасли кормопроизводства и племенного животноводства. А вместе с тем важно предпринять меры по обновлению целевых индикаторов Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации на новый этап плодотворной работы.


Выпуск № 1, Январь 2020 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

О подходах к прогнозированию потребления продуктов питания населением россии

СЕРКОВ АЛЕКСАНДР, ЧЕКАЛИН ВЯЧЕСЛАВ, ХАРИНА МАРИНА

Существующие экономико-математические модели прогнозирования отраслей и пропорций развития агропромышленного комплекса в недостаточной степени учитывают макроэкономические факторы. В статье рассматривается модель долгосрочного развития отраслей, оптимизирующая материально-вещественные и стоимостные пропорции АПК на уровне страны по критерию максимизации потребления продуктов питания населением России. Модель включает систему линейных уравнений: балансы ресурсов и продукции, материально-стоимостные и воспроизводственные балансы. На основе рассчитанных объемов производства по базовой модели в отдельной линейной модели были определены возможные объемы потребления по децильным группам населения и объемы экспорта продуктов питания на 2030 год с учетом платежеспособного спроса внутри страны. В работе проанализированы: макроэкономические показатели производства и потребления; динамика потребления продуктов питания населением страны в целом и по децильным группам (в стоимостном и натуральном выражении); выявлены зависимости потребления от динамики реально-располагаемых доходов населения и других факторов. Прогноз потребления и экспорта на 2030 год представлен в двух сценариях: первый - в условиях роста потребления на душу населения в соответствии с базовым сценарием Минэкономразвития России, второй - при сохранении текущих трендов в доходах и потреблении. Сделаны выводы о возможности достижения внутреннего потребления по рациональным нормам и выполнения задач по экспорту продукции агропромышленного комплекса.


Выпуск № 8, Август 2019 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Почему производство в сельском хозяйстве растет быстрее промышленности и экономики в целом?

ЭПШТЕЙН ДАВИД

В статье рассматриваются причины, обусловившие опережающий рост сельского хозяйства с 1999-2000 гг., по сравнению с промышленностью и экономикой в целом. Основной метод исследования – анализ статистических данных. За 2000–2017 гг. темп роста производства в промышленности по данным Российского статистического агентства, был в целом ниже темпа роста в сельском хозяйстве и, в особенности, ниже темпа роста производства в сельскохозяйственных организациях, несмотря на колебания природно-климатических условий. Если в целом государство использовало в постсоветский период принцип минимального вмешательства в экономику, то в сельском хозяйстве экономическая политика государства существенно отличалась от его политики в отношении других отраслей. Сельское хозяйство было одной из немногих отраслей, в которой в начале 2000-х годов было введено субсидирование кредитов. Сельскохозяйственные производители освобождены от уплаты налогов на прибыль, а НДС на сельхозпродукцию был установлен на уровне 10‰. Для сельского хозяйства с 2006 г. действовал национальный проект по АПК, а также две последовательные госпрограммы развития с объемом финансирования порядка 200 млрд руб. в период 2013-2018 гг. Показано, что это опережение в основном связано: 1) с относительно большей доступностью инвестиций по приемлемым ценам в силу государственного их субсидирования, 2) большей доступностью более эффективных технологий для производителей, 3) с меньшей налоговой нагрузкой, 4) с высокой эластичностью спроса на продукты питания по доходам, 5) с резким снижением импорта в результате девальвации российского рубля в 2013-2014 гг., 6) с развитием агропромышленной интеграции, 7) в целом, с более эффективной аграрной политикой, чем макроэкономическая и промышленная политики государства.


Выпуск № 6, Июнь 2019 г., рубрика "За рубежом"

Программы развития сельских территорий и их финансирование в европейском союзе

ПАПЦОВ АНДРЕЙ, МЕДВЕДЕВА НИНА

Политика развития сельских территорий является составной частью Единой сельскохозяйственной политики ЕС (Common Agricultural Policy – CAP) и направлена на решение широкого спектра экономических, социальных и экологических задач в сельской местности. В статье рассмотрен современный этап развития аграрной политики в отношении сельских территорий, основные приоритеты и особенности финансирования, а также роль Фонда развития сельских территорий (European Agricultural Fund for Rural Development – EAFRD) в ее реализации. Основой осуществления аграрной политики в области развития сельских территорий являются программы, разрабатываемые государствами ЕС и утверждаемые Европейской Комиссией на семилетний период с учетом установленных приоритетов: содействие передаче знаний и новых технологий в сельском и лесном хозяйстве; повышение жизнеспособности и конкурентоспособности всех отраслей сельского хозяйства, продвижение инновационных технологий в фермерских хозяйствах и развитие устойчивого лесопользования, восстановление, сохранение и улучшение экосистем, связанных с сельским и лесным хозяйством, содействие эффективности использования ресурсов и поддержка перехода к низкоуглеродной и устойчивой к изменению климата экономике, поддержка процессов социальной адаптации, экономического развития и борьбы с бедностью в сельских регионах. Большую роль в успешном выполнении программ играет строгая регламентация процедур осуществления основных мероприятий, указанных в программах, условий их финансирования и контроля их исполнения. Особое внимание в статье уделяется вопросам финансирования, в частности распределению средств между отдельными мероприятиями и условиям их выплаты, а также льготам, предоставляемым Европейской комиссией, на осуществление отдельных мер и поддержку наиболее слабых регионов.


Выпуск № 5, Май 2019 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Развитие инноваций – важнейшая составляющая аграрной политики россии

УШАЧЕВ ИВАН, КОЛЕСНИКОВ АНДРЕЙ, ЧЕКАЛИН ВЯЧЕСЛАВ

Выделены четыре основные проблемы, препятствующие разработке и внедрению отечественных инноваций в сельскохозяйственное производство. Выявлены факторы и тенденции, не способствующие эффективному и опережающему развитию аграрной экономики в части ее инновационного развития. Обоснована необходимость увеличения внутренних затрат на научные исследования в сельском хозяйстве в 5-7 раз. Выявлены негативные тенденции в воспроизводстве научных кадров. Это отсутствие финансовых мотивов для работы в научной сфере, неэффективная работа системы аспирантуры и докторантуры. Доказана несостоятельность влияния грантовой поддержки на уровень финансирования научных исследований, которая составляет не более 6,2‰ во внутренних затратах на научные исследования. Для решения проблемы инновационной активности хозяйствующих субъектов необходима разработка целенаправленной аграрной инновационной политики, определяющей цели, задачи и механизмы реализации с учетом приоритетов, определенных Президентом и Правительством РФ, а также зарубежного опыта.


Выпуск № 5, Май 2019 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Ключевые проблемы агропромышленного комплекса россии

БАБКИН КОНСТАНТИН

Несмотря на очевидную положительную динамику последних лет, агропромышленный комплекс России продолжает испытывать влияние ряда негативных факторов, которые тормозят развитие отрасли и не позволяют в полной мере использовать весь имеющийся потенциал. В данном исследовании сделана попытка не только выявить и оценить ключевые проблемы, с которыми сталкивается отечественное сельское хозяйство, но дать предложения по их устранению. Основные выводы подкреплены российской и зарубежной официальной статистикой, а также расчетами, сделанными на их основе. Особое место в настоящем исследовании уделено анализу аграрной политики других стран, их успехам и достижениям в области устойчивого развития агропромышленного комплекса, обеспечения продовольственной безопасности и устойчивого развития сельских территорий. В целом, как показывают результаты проведенной работы, сложившаяся в российском сельском хозяйстве ситуация свидетельствует о следующих очевидных тенденциях: 1) растет монополизм крупных агрохолдингов, которые являются основными (около 90‰) получателями государственных субсидий; 2) продолжается деградация села – люди покидают сельскую местность в поисках более высокого заработка и лучших условий жизни; 3) продолжает снижаться доступность качественного продовольствия для широких слоев населения. Указанные процессы накладываются на технологическую отсталость, падение инвестиционной активности, несовершенство законодательства и отсутствие долгосрочной стратегии развития сельскохозяйственной отрасли. Предлагаемые в указанной статье меры, призваны обеспечить рациональное и бережливое использование природных ресурсов, повысить качество жизни населения, увеличить доходы производителей сельскохозяйственной продукции и сделать агропромышленный комплекс России одной из наиболее динамично развивающихся отраслей народного хозяйства.


Выпуск № 3, Март 2019 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Актуальные направления совершенствования аграрной политики россии

УШАЧЕВ ИВАН, СЕРКОВ АЛЕКСАНДР, МАСЛОВА ВЛАДА, ЧЕКАЛИН ВЯЧЕСЛАВ

Несмотря на то, что многие проблемы дальнейшего развития сельского хозяйства и сельских территорий носят системный комплексный характер, управление отраслью осуществляется в отсутствие долгосрочной стратегии ее развития. Результаты исследований показывают, что за последние годы удалось достичь значительных результатов в развитии отдельных продуктовых подкомплексов, повышении продовольственной безопасности страны, увеличении объема экспорта зерновых, масличных, мяса птицы и свиней, ряда других товаров. Однако рост в сельском хозяйстве сопровождался серьезными структурными дисбалансами: в развитии подотраслей, различных категорий хозяйств, усилилась дифференциация по уровню и эффективности производства, как регионов страны, так и отдельных сельскохозяйственных производителей, социальной ситуации на селе. Сохраняется целый комплекс проблем, связанных с доступностью продовольствия для групп населения с низкими доходами, необходимостью повышения доходности основной части средних малых сельскохозяйственных производителей, развитием отечественной технологической и ресурсной базы, улучшением условий жизни на селе и ряд других. Высказанные предложения по совершенствованию аграрной политики исходят из необходимости сбалансировать интересы потребителей и производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, а также обеспечить соответствие между поставленными перед АПК задачами по достижению продовольственной безопасности страны, наращиванием экспортного потенциала отечественной агропродовольственной продукции, устойчивым развитием сельских территорий и предусмотренными в государственных программах мерами, а также выделяемыми на развитие финансовыми ресурсами.


Выпуск № 1, Январь 2019 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Обеспечение импортозамещения в регионе для решения проблемы продовольственной безопасности

АБАШЕВА ОЛЬГА, СУЛАЕВ СЕРГЕЙ

В статье раскрываются современные проблемы повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения. В рамках решения поставленной проблемы, автором рассматриваются основы современной политики, реализуемой в аграрном секторе России, которая направлена на импортозамещение, в целях обеспечения продовольственной безопасности населения страны. Основной целью продовольственной безопасности Российской Федерации является надежное обеспечение населения страны продуктами питания, развитие отечественного агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, оперативное реагирование на внутренние и внешние угрозы стабильности продовольственного рынка. Исходя из целей исследования, в статье отражены результаты мониторинга данных по реализации государственной программы развитие сельского хозяйства, дана оценка и прогноз развития отечественного агропромышленного комплекса на примере Удмуртской Республики. Результаты исследования современного состояния продовольственного регионального рынка способствовали выявлению ряда перспективных направлений, нацеленных на более эффективное использование потенциала региона для решения проблемы продовольственной безопасности.


Выпуск № 10, Октябрь 2018 г., рубрика "Цифровизация в апк"

Проблемы развития цифровых технологий и увеличения экспортного потенциала в сельском хозяйстве

ЧЕКАЛИН ВЯЧЕСЛАВ, ХАРИНА МАРИНА

Проанализирована нормативная правовая база регулирования научно-технического развития и цифровой экономики в России; система показателей инновационного развития отечественной экономки в сравнении с развитыми зарубежными странами; примеры использования цифровых технологий в агропромышленном комплексе. Рассмотрена динамика производительности труда, сделаны выводы о возможностях роста валовой продукции и производительности труда в сельском хозяйстве, достижении продовольственной безопасности и импортозамещения основных видов сельскохозяйственной продукции в России в условиях развития цифровой экономики. Сделан вывод, что использование цифровых технологий должно превратиться из отдельных историй успеха в повсеместную практику. Это потребует значительных затрат: организационных, финансовых, временных. Возникают риски объективного контроля государственной поддержки процесса цифровизации из-за отсутствия показателей, по которым установлено официальное статистическое наблюдение.


Выпуск № 9, Сентябрь 2018 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Исследование роли сельского хозяйства в формировании доходов регионов

РОМАНЦЕВА ЮЛИЯ, ГАЛЯУТДИНОВА ДИНАРА

В статье дана статистическая оценка уровня и динамики доходов сельскохозяйственных производителей. Вклад отрасли в формировании ВВП в целом по Российской Федерации пока незначителен и не превышает 4,5‰, однако в территориальном разрезе наблюдается значительная дифференциация этого показателя. Экономико-статистический анализ позволил выделить группы регионов, различающихся по численности, ресурсному потенциалу, уровню и условиям развития сельского хозяйства и экономики в целом. Исследование показало необходимость применения дифференцированного целевого подхода поддержки отрасли. Группы регионов с наиболее благоприятными условиями хозяйствования, вносящие существенный вклад в формирование доходов регионов и обеспечение продовольственной безопасности, на данном этапе развития требуют минимального уровня господдержки, поскольку являются привлекательными для частного инвестора. Наиболее многочисленной группе регионов со значительным ресурсным потенциалом необходимо развитие, нацеленное на увеличение объемов производимой продукции. В регионах неблагоприятных для ведения сельскохозяйственного производства, где отрасль носит подсобный характер, и имеет место ускорение процессов депопуляции, требуется способствовать развитию сельских территорий и поддерживать хозяйства населения.