ISSN 0235-2443

RURAL AREAS


Выпуск № 8, Август 2019 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Социально-демографические факторы воспроизводства трудовых ресурсов сельских территорий северо-кавказского федерального округа

КРИУЛИНА ЕЛЕНА

В отличие от общероссийской практики в сельских территориях Северо-Кавказского федерального округа сложился прогрессивный тип воспроизводства населения, с характерными для него высокими темпами естественного движения и значительным запасом рабочей силы. Все субъекты округа являются аграрными регионами, поэтому сельским территориям традиционно свойственны их основные проблемы: интенсивная отрицательная миграция, недостаток рабочих мест, низкая занятость населения, безработица и сравнительно невысокий уровень жизни. Изучена совокупность природных, климатических, экономических, социальных факторов, во многом определяющая не только особенности расселения, но и структуру производственной деятельности. Проанализированы основные социально-демографические характеристики: половозрастная структура, динамика численности населения до 2036 года, ожидаемая продолжительность жизни. В числе социально-экономических характеристик рассмотрены показатели: темпы роста рабочих мест, в том числе высокопроизводительных, и соотношение их с динамикой предложения рабочей силы, уровень напряженности на сельском рынке труда, динамика уровней занятости и безработицы. Для объективной характеристики уровня жизни рассчитан показатель: «доля населения с доходами ниже установленного регионального прожиточного минимума». На основании проведенного исследования внесены предложения по оздоровлению социально-экономической ситуации и тенденций демографических процессов.


Выпуск № 8, Август 2019 г., рубрика "Конкурс молодых авторов"

Алгоритм определения значимых показателей для уровня устойчивого социально-экономического развития сельских территорий

НИКИТИНА ТАТЬЯНА

В статье представлен алгоритм определения значимых показателей для уровня устойчивого социально-экономического развития сельских территорий, основанный на использовании регрессионного анализа. Предложенный алгоритм включает пять последовательных этапов: сбор первичных статистических данных (создание информационного массива для проведения регрессионного анализа); первичный анализ базы данных; построение моделей (отбор лучших); проверка выбора спецификации моделей (оценка значимости параметров регрессии и качества модели в целом); определение результатов эконометрического исследования (представление моделей в виде уравнения; экономическая интерпретация оценок регрессии). Значимыми показателями для уровня устойчивого социально-экономического развития сельских территорий являются: объём производства сельскохозяйственной продукции; величина инвестиций в основной капитал; общая численность населения; количество негазифицированных населённых пунктов; величина введённой в действие жилой площади; доля детей муниципального образования, состоящих на учёте для определения в дошкольное образовательное учреждение; величина среднемесячной заработной платы работников организаций. Практическая ценность проведенного исследования заключается в применении полученных результатов при стратегическом планировании развития сельских территорий, способствующем увеличению уровня их социально-экономической устойчивости, росту благосостояния сельских жителей и повышению качества проживания в сельской местности.


Выпуск № 3, Март 2019 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Актуальные направления совершенствования аграрной политики россии

УШАЧЕВ ИВАН, СЕРКОВ АЛЕКСАНДР, МАСЛОВА ВЛАДА, ЧЕКАЛИН ВЯЧЕСЛАВ

Несмотря на то, что многие проблемы дальнейшего развития сельского хозяйства и сельских территорий носят системный комплексный характер, управление отраслью осуществляется в отсутствие долгосрочной стратегии ее развития. Результаты исследований показывают, что за последние годы удалось достичь значительных результатов в развитии отдельных продуктовых подкомплексов, повышении продовольственной безопасности страны, увеличении объема экспорта зерновых, масличных, мяса птицы и свиней, ряда других товаров. Однако рост в сельском хозяйстве сопровождался серьезными структурными дисбалансами: в развитии подотраслей, различных категорий хозяйств, усилилась дифференциация по уровню и эффективности производства, как регионов страны, так и отдельных сельскохозяйственных производителей, социальной ситуации на селе. Сохраняется целый комплекс проблем, связанных с доступностью продовольствия для групп населения с низкими доходами, необходимостью повышения доходности основной части средних малых сельскохозяйственных производителей, развитием отечественной технологической и ресурсной базы, улучшением условий жизни на селе и ряд других. Высказанные предложения по совершенствованию аграрной политики исходят из необходимости сбалансировать интересы потребителей и производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, а также обеспечить соответствие между поставленными перед АПК задачами по достижению продовольственной безопасности страны, наращиванием экспортного потенциала отечественной агропродовольственной продукции, устойчивым развитием сельских территорий и предусмотренными в государственных программах мерами, а также выделяемыми на развитие финансовыми ресурсами.


Выпуск № 3, Март 2019 г., рубрика "Экономический механизм хозяйствования"

Территориальные аспекты роботизации сельского хозяйства

СЁМИН АЛЕКСАНДР, СКВОРЦОВ ЕГОР, СКВОРЦОВА ЕКАТЕРИНА

В статье обобщаются результаты исследования сельских территорий РФ, на которых применяется робототехника в аграрном производстве. Целью исследования является выявление общих характеристик данных территорий, в частности их удаленности от городов и доли проживающих в них сельского населения. Это позволяет повысить эффективность принятия решений по разработке и реализации программ инновационного развития сельского хозяйства, повысить эффективность роботизации аграрного сектора экономики. Исследованием охвачены все региона РФ, в которых применяются роботы в сельском хозяйстве, 71 муниципальное образование, 103 хозяйствующих субъекта. На 1 января 2017 года в аграрном секторе экономики применялось 393 робота, в основном при доении животных. В основе методологии выбран подход классификации сельских территорий Организации экономического сотрудничества и развития. Значительное количество (39‰) хозяйствующих субъектов, использующих робототехнику, расположено в непосредственной близости (до 80 км) от областных центров. Это связано как с необходимостью хозяйств в покрытии дефицита кадров, возникающего из-за высокой трудовой миграции их в города, так и с наличием необходимой инфраструктуры обслуживания робототехники. Наибольшая плотность роботизации наблюдается на территориях с долей сельского населения 15-50‰, наименьшая - с долей сельского населения свыше 50‰. По критерию удаленности наибольшая плотность роботизации наблюдается в смешанных пригородных (114,0) и смешанных удаленных (94,2) территориях, что связно с трудовой миграцией населения не только в областные, но и районные центры. На сельских удаленных территориях имеет место наименьший показатель плотности роботизации (50,4), что вызывает необходимость разработки и использования механизма, их приоритетной роботизации для преодоления технологического отставания и развития стагнационных процессов.


Выпуск № 5, Май 2018 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Агроэнергоменеджмент в развитии социальной инфраструктуры сельских территорий

СЁМИН АЛЕКСАНДР, ТРУБА АНАТОЛИЙ

В сельских территориях страны наблюдается рост социальной напряжённости. Продолжается сокращение объектов социальной сферы. Только за последние десять лет количество фельдшерско-акушерских пунктов сократилось более чем на 12‰, общеобразовательных учреждений - свыше 22‰, других объектов социальной сферы села стало меньше на 7-10‰. Происходит не только их сокращение, но снижается качество и объемы оказываемых услуг социального характера. Активизировались миграционные процессы. На содержание социальных объектов сельских территорий ежегодно расходуется около 200 млрд руб. бюджетных средств, связанных с закупками энергоресурсов, что составляет около 2‰ общей суммы расходов консолидированного бюджета Российской Федерации на содержание социально-культурных объектов. Расходы бюджета муниципальных образований на приобретение топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) для объектов социальной инфраструктуры еще выше - до 8‰. В структуре расходов по содержанию социальных объектов недвижимости затраты на оплату за энергоресурсы составляют основную часть (около 70-80‰). ТЭР на объектах социальной недвижимости используются недостаточно рационально, технический потенциал энергосбережения на таких объектах составляет до 80‰ от фактического потребления энергоресурсов. Установлено, что только за счет совершенствования системы управления энергопотреблением возможно уменьшить ежегодные расходы на энергоресурсы в сельских территориях на 16 -17 млрд рублей. В настоящей статье уделено особое внимание проблемам рационального и эффективного управления энергопотреблением на объектах недвижимости социальной сферы сельских территорий. Обоснована необходимость в разработке конкретных методик по оценке уровня энергоэффективности социальных объектов недвижимости, проведении мониторинга энергосбережения, создании научно-практических рекомендаций по совершенствованию системы агроэнергоменеджмента в сельских территориях.