ISSN 0235-2443

RURAL AREAS


Выпуск № 10, Октябрь 2020 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Методологические аспекты исследования устойчивого развития сельских территорий

БРЫЛЕВ АЛЕКСАНДР, ТУРЧАЕВА ИРИНА

Начало XXI века отмечается целеустремленной политикой руководства РФ по развитию сельских территорий, повышению уровня и качества жизни сельского населения. Так, в 2002 г. была принята федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 г.» и затем продлена до 2013 г. Ее логичным продолжением явилась Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 2136-р. По результатам реализации Концепции, Правительство Российской Федерации в 2015 г. утвердило «Стратегию устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 г. (далее – Стратегия). Положительные итоги социально-экономического развития сельских территорий и АПК общеизвестны. Неоспорим и тот факт, что достигнуты они были во многом благодаря осуществленным мероприятиям в упомянутых документах. Вместе с тем очевидно и другое: медленно сокращается численность бедных сельчан; по-прежнему сохраняется значительный разрыв в располагаемых доходах и обеспеченности социально-культурными объектами жителей города и села; весьма проблематичным остается медицинское обслуживание сельского населения; не по всем видам продукции сельского хозяйства достигнуты пороговые значения Доктрины продовольственной безопасности; углубилась межрегиональная дифференциация в уровнях производства и его экономической эффективности; дискуссионными остаются вопросы методологического сопровождения реализации положений Стратегии, включая систему целевых показателей устойчивого развития сельских территорий. В этой связи авторы попытались: раскрыть сущность понятия «устойчивое развитие сельских территорий»; предложить систему показателей устойчивого развития сельских территорий, адекватно раскрывающих содержание данного понятия и применимых к территориальным образованиям любого региона; рассмотреть необходимость и возможность моделирования интегрального показателя устойчивого развития сельских территорий, однозначно отражающего этот процесс во времени и пространстве.


Выпуск № 10, Октябрь 2020 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Структурная трансформация и технологическая модернизация агросектора россии: вызовы и подходы к оптимизации

ИБРАГИМОВА БАХУ, ШАРИПОВ ШАРИП

В последние годы в сельском хозяйстве страны наметились определенные позитивные изменения в части его структурно- технологической модернизации. Этому способствует выстроенная структурированная система государственной поддержки по приоритетным направлениям развития каждого конкретного региона. В то же время характер и темпы происходящих преобразований заметно различаются от региона к региону. На это влияет инвестиционная политика конкретного субъекта России, состояние развития сельских территорий, уровень государственной поддержки, а также роль сельхозорганизаций в аграрной структуре региона. В этой связи следует проанализировать характер происходящих изменений в разрезе субъектов страны, прежде всего по сельскохозяйственным организациям, состояние которых напрямую сказывается на ситуации в отрасли целом. Необходимо изучить долю сельского населения в общей численности и экономическое поведение сельскохозяйственных организаций. Выявлено, что среди регионов, демонстрирующих высокие темпы экономического роста в сельском хозяйстве, в подавляющей степени представлены субъекты, входящие в Центральный федеральный округ, для которых характерна заметная инвестиционная активность. В немалой мере активизация инвестиционной работы в этих регионах обусловлена системными усилиями по привлечению частного капитала для реализации крупных проектов. В то же время, регионы с преобладанием сельского населения и низкотоварных форм в структуре аграрной экономики лишены возможности конкурировать с вышеуказанными субъектами в части инвестиционной активности, что способствует нарастанию деформационных проявлений в социально-экономическом развитии сельского хозяйства. В этой связи и в целях сокращения данного разрыва целесообразна разработка мер государственного стимулирования структурно-технологической модернизации АПК индивидуально по группам регионов.


Выпуск № 8, Август 2020 г., рубрика "Конкурс молодых авторов"

Перспективы развития подсобных производств и промыслов в сельскохозяйственных организациях нижегородской области

ЕМЕЛЬЯНОВА ЮЛИЯ

В условиях импортозамещения роль сельского хозяйства определена в качестве системообразующей отрасли в обеспечении экономической безопасности и снижении сельскохозяйственной зависимости от импортеров. Значительный размер инвестирования в отрасль выводит на более высокий уровень не только сельскохозяйственное производство, но и подсобные промыслы, которые до этого были убыточны и малоразвиты. Роль подсобных промыслов в деятельности сельскохозяйственных организаций неоспорима, так как происходит воссоздание утраченных ремесел, сохраняется занятость на селе, повышается экономический потенциал сельскохозяйственных организаций, безотходность их производства. Цель исследования - проведение диагностики развития подсобных промыслов в сельскохозяйственных организациях Нижегородской области и определение дальнейших перспектив и прогнозов их развития. Развитие подсобных производств и промыслов необходимо как для развития сельских территорий, так и для повышения уровня взаимодействия органов власти и товаропроизводителей.


Выпуск № 7, Июль 2020 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Цифровые технологии как инновационный драйвер устойчивого развития сельских территорий

СТОВБА ЕВГЕНИЙ

Достижение устойчивого развития должно являться целевой установкой и уникальной компетенцией для каждой сельской территории нашей страны. Категориально новым содержанием формирования концепции устойчивого развития сельских территорий является расширение масштабов и процессов цифровизации и информатизации в сельском хозяйстве и в сельской местности, инновационное развитие отраслей агропромышленного комплекса, оптимизация агротехнологий, применение роботизированных и автоматизированных систем управления и производства. Показано, что цифровые технологии являются одним из ключевых факторов устойчивого развития сельских территорий. Осуществлена оценка современного состояния инновационной деятельности сельских товаропроизводителей и развития информатизационных процессов в сельских территориях Нечерноземной зоны Республики Башкортостан. Проведено форсайт-прогнозирование перспективного внедрения цифровых технологий в сельских территориях рассматриваемой зоны региона на долгосрочную перспективу. По результатам проведенного форсайтинга сформированных экспертных фокус-групп выделены «лидеры» («эталонные») и «аутсайдеры» («целевые») сельские муниципальные образования по уровню развития цифровых технологий на зональном уровне. Сделан вывод, что фактически достигнутый уровень экономического развития непосредственно влияет на процессы внедрения цифровых и информационных технологий в исследуемых сельских территориях. Сформированы перспективные направления внедрения цифровых технологий в сельской местности и в сельском хозяйстве Нечерноземной зоны региона. Резюмируется, что использование форсайт-технологий позволяет в количественном отношении оценить влияние уровня цифровизации на устойчивое развитие сельских территорий в новом технологическом укладе.


Выпуск № 5, Май 2020 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Развитие сельских территорий горнодобывающего региона: проблемы и перспективы

КОСИНСКИЙ ПЕТР, БОНДАРЕВ НИКОЛАЙ, БОНДАРЕВА ГАЛИНА

В статье исследованы проблемы развития сельских территорий горнодобывающего региона. Выявлено, что интенсивное развитие горнодобывающей отрасли сопровождается негативными экономическими, социальными и экологическими последствиями, воздействующими на социально – экономическое развитие и, как следствие, качество жизни населения сельских территорий. Интенсивное развитие угольной отрасли сопровождается загрязнением атмосферного воздуха, отторжением земель с высоким плодородным потенциалом, деградацией природных ресурсов возобновляемой направленности. Попадание в воздушную среду высокотоксичных и канцерогенных веществ насчитывающих более 200 видов, отражается на здоровье сельского населения, поскольку горнодобывающие предприятия географически расположены на сельских территориях, что предопределило сокращение сельскохозяйственного производства, а промышленное стало доминирующим. Наблюдается устойчивая тенденция сокращения численности сельского населения по причине понижающейся рождаемости и роста смертности, темпы которых в сельской местности выше, чем среднеобластные. Преобладающая часть сельских жителей не может воспользоваться ипотечным кредитованием из-за невысокого материального положения. Благоустройство жилья в сельской местности уступает городскому в 2-3 раза. Невысокая эффективность использования факторов производства не позволяет достигать уровня рентабельности сельскохозяйственного производства, дающей возможность вести расширенное воспроизводство. В качестве механизма предлагается проектное управление сельской экономикой при сбалансированном взаимодействии органов власти федерального, регионального и местного уровней.


Выпуск № 1, Январь 2020 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Рейтинговая оценка социально - экономического потенциала сельских территорий севера

ЩЕРБАКОВА АННА

Село играет несомненно решающую роль в развитии сельского хозяйства и страны в целом. Существующая аграрная политика России требует корректировки и принятия комплексных государственных программ по развитию сельских территорий страны. Особое внимание необходимо уделить северным сельским территориям, которые «умирают» без соответствующей государственной поддержки и эффективного механизма управления. Для определения эффективных рычагов управления сельскими территориями Республики Коми необходимо определить социально-экономический потенциал отдельно каждого муниципального района и городского округа в целом по региону. Для достижения поставленной цели была проведена рейтинговая оценка социально-экономического потенциала. Оценивались два периода 2010 и 2018 годы для выявления положительной или отрицательной динамики развития района. Анализ производился с помощью отобранных 45 показателей, которые были условно разбиты на блоки: население, занятость населения и доходы, производство и инвестиции, благоустройство и ЖКХ, медицина, образование, социальная инфраструктура, право и финансовые ресурсы. В результате был рассчитан сводный рейтинг по девяти блокам. Муниципалитеты региона были распределены по группам в зависимости от проживания в них сельского населения. Полученные результаты позволяют сформировать предложения по совершенствованию управления сельскими территориями северного региона на основе их социально-экономического потенциала.


Выпуск № 1, Январь 2020 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Кластерный подход к проектированию стратегии устойчивого развития сельских территорий региона

СТОВБА ЕВГЕНИЙ

Цель исследования заключается в обосновании использования системного подхода при разработке и реализации стратегии устойчивого развития сельских территорий на региональном уровне. Представлен авторский алгоритм, показана логическая последовательность основных этапов и процедур, результаты применения методов научных исследований, раскрывающих стороны разработки стратегии устойчивого развития сельских территорий. Делается вывод, что в современных условиях развития сельских территорий необходима разработка стратегических программ и антикризисных мероприятий, которые должны ориентироваться на применении системного подхода и методов кластерного анализа. Система сельских муниципальных образований региона может рассматриваться как определенная модельная территория с научной точки зрения целесообразности применения системного подхода и методов кластерного анализа для ее устойчивого роста и развития. На примере такого региона как Республика Башкортостан представлены результаты проведенной кластеризации сельских территорий по производству агропродовольственной продукции. В республиканском масштабе выделены «эталонные» («лидеры») и «целевые» («аутсайдеры») муниципальные образования по производству агропродовольственной продукции. Резюмируется, что кластерные технологии должны применяться как системный инструмент проектирования стратегии устойчивого развития сельских территорий.


Выпуск № 12, Декабрь 2019 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Современные тенденции формирования региональных и муниципальных программ развития сельского хозяйства и сельских территорий

ГРОМОВ ЕВГЕНИЙ, ЛЕЛИКОВА ЕКАТЕРИНА, ГЕРАСИМОВ АЛЕКСЕЙ

Рост потенциала сельского хозяйства и сельских территорий, их развитие является одним из важнейших способов обеспечения экономической безопасности государства. В регионах аграрной специализации сельские территории выполняют производственную, демографическую, трудоресурсную, пространственно–коммуникационную функции, стимулируют рост конкурентоспособности экономики, обеспечивают продовольственную безопасность. В современных условиях стратегическое планирование выступает важнейшим инструментом формирования актуальных целей и задач социально–экономического развития сельских территорий, как на уровне страны в целом, так и отдельных аграрно-ориентированных регионов. В процессе планирования необходимо сформировать параметры вероятных сценариев развития сельской экономики, которая должна стать драйвером роста для многих секторов и отраслей отечественной экономической системы. Организации сельскохозяйственной отрасли, выступающие в настоящее время ключевыми хозяйствующими субъектами, где задействована основная часть трудоспособного сельского населения, вынуждены в краткосрочной перспективе решать такие проблемы, как: освоение новых рынков сбыта продукции и сельскохозяйственного сырья; формирование устойчивых связей на взаимовыгодных условиях с предприятиями пищевой промышленности; ограниченность ресурсов малых и средних сельхозтоваропроизводителей для освоения перспективных разработок и технологий; недостаточное взаимодействие с образовательными учреждениями и научным сообществом. Поэтому в современных реалиях возникает потребность в формировании механизма комплексного развития сельских территорий, в котором отводится активная роль государственным органам власти, основанная на интегрированном межведомственном подходе в достижении запланированных значений целевых показателей и реализации программных мероприятий.


Выпуск № 8, Август 2019 г., рубрика "Конкурс молодых авторов"

Алгоритм определения значимых показателей для уровня устойчивого социально-экономического развития сельских территорий

НИКИТИНА ТАТЬЯНА

В статье представлен алгоритм определения значимых показателей для уровня устойчивого социально-экономического развития сельских территорий, основанный на использовании регрессионного анализа. Предложенный алгоритм включает пять последовательных этапов: сбор первичных статистических данных (создание информационного массива для проведения регрессионного анализа); первичный анализ базы данных; построение моделей (отбор лучших); проверка выбора спецификации моделей (оценка значимости параметров регрессии и качества модели в целом); определение результатов эконометрического исследования (представление моделей в виде уравнения; экономическая интерпретация оценок регрессии). Значимыми показателями для уровня устойчивого социально-экономического развития сельских территорий являются: объём производства сельскохозяйственной продукции; величина инвестиций в основной капитал; общая численность населения; количество негазифицированных населённых пунктов; величина введённой в действие жилой площади; доля детей муниципального образования, состоящих на учёте для определения в дошкольное образовательное учреждение; величина среднемесячной заработной платы работников организаций. Практическая ценность проведенного исследования заключается в применении полученных результатов при стратегическом планировании развития сельских территорий, способствующем увеличению уровня их социально-экономической устойчивости, росту благосостояния сельских жителей и повышению качества проживания в сельской местности.


Выпуск № 8, Август 2019 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Социально-демографические факторы воспроизводства трудовых ресурсов сельских территорий северо-кавказского федерального округа

КРИУЛИНА ЕЛЕНА

В отличие от общероссийской практики в сельских территориях Северо-Кавказского федерального округа сложился прогрессивный тип воспроизводства населения, с характерными для него высокими темпами естественного движения и значительным запасом рабочей силы. Все субъекты округа являются аграрными регионами, поэтому сельским территориям традиционно свойственны их основные проблемы: интенсивная отрицательная миграция, недостаток рабочих мест, низкая занятость населения, безработица и сравнительно невысокий уровень жизни. Изучена совокупность природных, климатических, экономических, социальных факторов, во многом определяющая не только особенности расселения, но и структуру производственной деятельности. Проанализированы основные социально-демографические характеристики: половозрастная структура, динамика численности населения до 2036 года, ожидаемая продолжительность жизни. В числе социально-экономических характеристик рассмотрены показатели: темпы роста рабочих мест, в том числе высокопроизводительных, и соотношение их с динамикой предложения рабочей силы, уровень напряженности на сельском рынке труда, динамика уровней занятости и безработицы. Для объективной характеристики уровня жизни рассчитан показатель: «доля населения с доходами ниже установленного регионального прожиточного минимума». На основании проведенного исследования внесены предложения по оздоровлению социально-экономической ситуации и тенденций демографических процессов.


Выпуск № 3, Март 2019 г., рубрика "Экономический механизм хозяйствования"

Территориальные аспекты роботизации сельского хозяйства

СЁМИН АЛЕКСАНДР, СКВОРЦОВ ЕГОР, СКВОРЦОВА ЕКАТЕРИНА

В статье обобщаются результаты исследования сельских территорий РФ, на которых применяется робототехника в аграрном производстве. Целью исследования является выявление общих характеристик данных территорий, в частности их удаленности от городов и доли проживающих в них сельского населения. Это позволяет повысить эффективность принятия решений по разработке и реализации программ инновационного развития сельского хозяйства, повысить эффективность роботизации аграрного сектора экономики. Исследованием охвачены все региона РФ, в которых применяются роботы в сельском хозяйстве, 71 муниципальное образование, 103 хозяйствующих субъекта. На 1 января 2017 года в аграрном секторе экономики применялось 393 робота, в основном при доении животных. В основе методологии выбран подход классификации сельских территорий Организации экономического сотрудничества и развития. Значительное количество (39‰) хозяйствующих субъектов, использующих робототехнику, расположено в непосредственной близости (до 80 км) от областных центров. Это связано как с необходимостью хозяйств в покрытии дефицита кадров, возникающего из-за высокой трудовой миграции их в города, так и с наличием необходимой инфраструктуры обслуживания робототехники. Наибольшая плотность роботизации наблюдается на территориях с долей сельского населения 15-50‰, наименьшая - с долей сельского населения свыше 50‰. По критерию удаленности наибольшая плотность роботизации наблюдается в смешанных пригородных (114,0) и смешанных удаленных (94,2) территориях, что связно с трудовой миграцией населения не только в областные, но и районные центры. На сельских удаленных территориях имеет место наименьший показатель плотности роботизации (50,4), что вызывает необходимость разработки и использования механизма, их приоритетной роботизации для преодоления технологического отставания и развития стагнационных процессов.


Выпуск № 3, Март 2019 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Актуальные направления совершенствования аграрной политики россии

УШАЧЕВ ИВАН, СЕРКОВ АЛЕКСАНДР, МАСЛОВА ВЛАДА, ЧЕКАЛИН ВЯЧЕСЛАВ

Несмотря на то, что многие проблемы дальнейшего развития сельского хозяйства и сельских территорий носят системный комплексный характер, управление отраслью осуществляется в отсутствие долгосрочной стратегии ее развития. Результаты исследований показывают, что за последние годы удалось достичь значительных результатов в развитии отдельных продуктовых подкомплексов, повышении продовольственной безопасности страны, увеличении объема экспорта зерновых, масличных, мяса птицы и свиней, ряда других товаров. Однако рост в сельском хозяйстве сопровождался серьезными структурными дисбалансами: в развитии подотраслей, различных категорий хозяйств, усилилась дифференциация по уровню и эффективности производства, как регионов страны, так и отдельных сельскохозяйственных производителей, социальной ситуации на селе. Сохраняется целый комплекс проблем, связанных с доступностью продовольствия для групп населения с низкими доходами, необходимостью повышения доходности основной части средних малых сельскохозяйственных производителей, развитием отечественной технологической и ресурсной базы, улучшением условий жизни на селе и ряд других. Высказанные предложения по совершенствованию аграрной политики исходят из необходимости сбалансировать интересы потребителей и производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, а также обеспечить соответствие между поставленными перед АПК задачами по достижению продовольственной безопасности страны, наращиванием экспортного потенциала отечественной агропродовольственной продукции, устойчивым развитием сельских территорий и предусмотренными в государственных программах мерами, а также выделяемыми на развитие финансовыми ресурсами.


Выпуск № 5, Май 2018 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Агроэнергоменеджмент в развитии социальной инфраструктуры сельских территорий

СЁМИН АЛЕКСАНДР, ТРУБА АНАТОЛИЙ

В сельских территориях страны наблюдается рост социальной напряжённости. Продолжается сокращение объектов социальной сферы. Только за последние десять лет количество фельдшерско-акушерских пунктов сократилось более чем на 12‰, общеобразовательных учреждений - свыше 22‰, других объектов социальной сферы села стало меньше на 7-10‰. Происходит не только их сокращение, но снижается качество и объемы оказываемых услуг социального характера. Активизировались миграционные процессы. На содержание социальных объектов сельских территорий ежегодно расходуется около 200 млрд руб. бюджетных средств, связанных с закупками энергоресурсов, что составляет около 2‰ общей суммы расходов консолидированного бюджета Российской Федерации на содержание социально-культурных объектов. Расходы бюджета муниципальных образований на приобретение топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) для объектов социальной инфраструктуры еще выше - до 8‰. В структуре расходов по содержанию социальных объектов недвижимости затраты на оплату за энергоресурсы составляют основную часть (около 70-80‰). ТЭР на объектах социальной недвижимости используются недостаточно рационально, технический потенциал энергосбережения на таких объектах составляет до 80‰ от фактического потребления энергоресурсов. Установлено, что только за счет совершенствования системы управления энергопотреблением возможно уменьшить ежегодные расходы на энергоресурсы в сельских территориях на 16 -17 млрд рублей. В настоящей статье уделено особое внимание проблемам рационального и эффективного управления энергопотреблением на объектах недвижимости социальной сферы сельских территорий. Обоснована необходимость в разработке конкретных методик по оценке уровня энергоэффективности социальных объектов недвижимости, проведении мониторинга энергосбережения, создании научно-практических рекомендаций по совершенствованию системы агроэнергоменеджмента в сельских территориях.