Яндекс.Метрика

ПРЯМЫЕ МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В РФ


ЛАВРЕНТЬЕВА ИРИНА, СЕДОВА НАДЕЖДА, УХАЛИНА ОЛЬГА

DOI 10.33305/224-75

УДК 33.338.41

Выпуск № 4, Апрель 2022 г., статья № 8, стр. 75-83

Рубрика: Развитие сельских территорий

Ключевые слова: ПРЯМЫЕ МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ, СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ, НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ


Аннотация: В статье рассматриваются прямые меры государственной поддержки как необходимое условие обеспечения продовольственной безопасности в РФ. Авторы анализируют отличия государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» от федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». Далее представлен перечень прямых мер государственной поддержки сельских территорий в рамках государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий», а также мер поддержки федеральных органов исполнительной власти. Следует отметить, что эффективность государственной поддержки сельских территорий является одним из важнейших факторов роста качества и уровня жизни на этих территориях. Авторы приводят примеры мер поддержки, в которых отмечается частичная преемственность показателей эффективности, подчеркивая при этом, что в дополнение к преемственности показателей эффективности инструментов поддержки, реализуемых в рамках государственных программ, часть критериев также является мерами оценки результативности некоторых национальных проектов. В статье выделены 4 уровня эффектов от реализации государственной поддержки: ресурсы (inputs), непосредственный результат (outputs), конечный результат (outcomes), социально-экономический эффект (impacts). Анализ показателей эффективности государственной поддержки, показал, что низкоуровневые эффекты (inputs) присутствуют при реализации мер поддержки в каждом из перечисленных ранее направлениях и представляют собой объем бюджетных ассигнований, выделенный субъектам Российской Федерации из федерального бюджета. В свою очередь показатели высокого уровня (impacts) среди анализируемых индикаторов эффективности государственной поддержки отсутствуют во всех выделенных направлениях. Это связано с тем, что, в отличие от показателей уровня output и outcome, индикаторы уровня impact определяют долгосрочный эффект реализации программ и проектов, в связи с чем вероятнее всего будут определяться в рамках разнообразных стратегий развития, а также являться частью глобальных целей развития государства.

Авторы:
Лаврентьева Ирина Владимировна, ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный заочный университет»
Седова Надежда Васильевна, РЭУ им.Г.В. Плеханова
Ухалина Ольга Викторовна, ФГБНУ «Росинформагротех»


Библиографическая запись:

На бумажную версию:

Лаврентьева, И. В. Прямые меры государственной поддержки сельских территорий в РФ / И. В. Лаврентьева, Н. В. Седова, О. В. Ухалина. – DOI 10.33305/224-75. – Текст : непосредственный // АПК: Экономика, управление. – 2022. – № 4. – (Развитие сельских территорий). – С. 75-83.


DIRECT MEASURES OF STATE SUPPORT FOR RURAL AREAS IN THE RUSSIAN FEDERATION

DOI 10.33305/224-75

Issue № 4, 2022, article № 8, pages 75-83

Section: Development of rural territories

Keywords: DIRECT MEASURES OF STATE SUPPORT, RURAL AREAS, EFFICIENCY, STATE PROGRAMS, NATIONAL PROJECTS

Abstract: The article considers direct measures of state support as a necessary condition for ensuring food security in the Russian Federation. The authors analyze the differences between the state program "Integrated Development of rural territories" and the federal target program "Sustainable development of rural territories for 2014-2017 and for the period up to 2020". The following is a list of direct measures of state support for rural areas within the framework of the state program "Integrated Development of rural Areas", as well as measures to support federal executive authorities. It should be noted that the effectiveness of state support for rural areas is one of the most important factors for the growth of the quality and standard of living in these territories. The authors give examples of support measures in which partial continuity of performance indicators is noted, while emphasizing that in addition to the continuity of performance indicators of support tools implemented within the framework of state programs, some of the criteria are also measures to assess the effectiveness of some national projects. The article highlights 4 levels of effects from the implementation of state support: resources (inputs), direct result (outputs), final result (outcomes), and socio-economic effect (impacts). The analysis of the efficiency indicators of state support showed that low-level effects (inputs) are present in the implementation of support measures in each of the previously listed areas and represent the amount of budget allocations allocated to the subjects of the Russian Federation from the federal budget. In turn, high-level indicators (impacts) among the analyzed indicators of the effectiveness of state support are absent in all the identified areas. This is due to the fact that, unlike output and outcome level indicators, impact level indicators determine the long-term effect of the implementation of programs and projects, and therefore they are likely to be determined within the framework of various development strategies, as well as be part of the global development goals of the state.

Authors: Lavrenteva Irina Vladimirovna, Sedova Nadezhda Vasilevna, Ukhalina Olga Viktorovna