ISSN 0235-2443

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА


Выпуск № 1, Январь 2021 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Долгосрочная аграрная политика россии: вызовы и стратегические приоритеты

УШАЧЕВ ИВАН, СЕРКОВ АЛЕКСАНДР, ЧЕКАЛИН ВЯЧЕСЛАВ, ХАРИНА МАРИНА

В статье рассмотрены основные положения долгосрочной аграрной политики России, включая научно-обоснованные принципы ее формирования, цели и задачи на долгосрочную перспективу, этапы реализации, основные приоритеты и оценку реализации. В качестве принципов рассматривались комплексность, этапность, доступность продовольствия для всех групп населения, пространственное развитие с учетом природно-экономических особенностей регионов страны, сбалансированности ресурсов и целей развития, равной доступности сельскохозяйственных товаропроизводителей к внешним и внутренним рынкам сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Особое внимание в статье уделено внутренним и внешним вызовам, которые придется преодолеть на пути к достижению долгосрочных целей развития. Были выделены три этапа реализации долгосрочной аграрной политики. Стержнем статьи является формулировка основных стратегических приоритетов развития АПК, включая стратегическое управление, прогнозирование и планирование; взаимосвязь аграрной и макроэкономической политики; научно-технический прогресс в АПК; опережающее законодательное обеспечение аграрной политики; миссия российского крестьянства и повышение его роли в обществе; опережающее развитие АПК регионов Нечерноземной зоны России; эффективное землепользование и экология; сближение аграрных политик государств-членов Евразийского экономического союза. Завершается статья сценарным прогнозом развития сельского хозяйства страны в сравнении с международными оценками.


Выпуск № 7, Июль 2020 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Системный анализ действующих целевых индикаторов и показателей федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы и ее подпрограмм

ЦОЙ РОЗАЛИНА

В статье приведены основные положения аналитического исследования целевых индикаторов и показателей Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы (ФНТП). ФНТП нацелена на комплексное решение существующих проблем научного обеспечения агропромышленного комплекса, на создание условий для формирования конкурентоспособных научных и (или) научно-технических результатов, а также для передачи научных результатов в производство и последующего их вовлечения в экономический оборот. Система индикаторов и показателей программы должна количественно характеризовать результаты реализации проводимых мероприятий, решение основных задач и достижение поставленных целей. То есть основная задача индикаторов и показателей программы состоит в оценке эффективности запланированных мероприятий, а также в установлении ориентиров в реализации установленных целей. Однако проведенный анализ показал, что существующая система индикаторов и показателей ФНТП нарушает не только логические положения, но и три нормативных актов, устанавливающих требования по разработке государственных программ. Нарушены принципы необходимости, однозначности, объективности, достоверности. Целевые индикаторы ФНТП, которые должны устанавливать ориентиры в достижения основных целей реализуемой стратегии, характеризовать состояние и эффективность реализации государственной программы вообще не связаны с её конечными результатами. Доля показателей подпрограмм ФНТП, не отражающих цели программы, таких как «Численность персонала, занятого исследованиями и разработками в организациях, выполняющих работы по селекции и семеноводству картофеля/сахарной свеклы (полная занятость)» или «Число научно-исследовательских и образовательных организаций, участвующих в выполнении подпрограммы», значительно превышает количество показателей, которые действительно отражают решение проблем продовольственной безопасности страны. Система индикаторов и показателей требует модернизации для объективного и однозначного отражения хода реализации программы.


Выпуск № 4, Апрель 2020 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Новая доктрина продовольственной безопасности и меры по реализации ее основных положений

УШАЧЕВ ИВАН, ЧЕКАЛИН ВЯЧЕСЛАВ

В статье рассмотрены проблемы обеспечения продовольственной безопасности и формирования экспортного потенциала отечественного агропромышленного комплекса с учетом реализации национальных целей и задач развития Российской Федерации и механизмов их достижения, заложенных в отраслевых документах стратегического планирования. Доктрина продовольственной безопасности, принятая в 2010 году, сыграла положительную роль в развитии отечественного агропромышленного комплекса. Однако произошедшие за эти годы изменения потребовали внесения в нее дополнений и изменений. В статье отмечаются основные новеллы новой редакции Доктрины Продовольственной безопасности. Прежде всего, уточнены основные цели и вытекающие из них новые задачи. В частности одной из целей является необходимость обеспечения рациональных норм потребления пищевой продукции, формирование принципов здорового образа жизни, включая здоровое питание; реализация экспортного потенциала с учетом насыщения внутреннего рынка страны; совершенствование социальной и инженерной инфраструктуры на селе; развитие производства, материально-технических ресурсов и др. Перечень продукции, по которой рассчитываются пороговые значения продовольственной независимости, был дополнен овощами и бахчевыми, фруктами и ягодами, а также семенами основных сельскохозяйственных культур отечественной селекции. Особое внимание уделено новым вызовам для страны эпидемии коронавирусной инфекции, которая оказывает огромное влияние на образ жизни людей, что в свою очередь имеет комплексное последствие для национальной экономики. Проанализирована информация о динамике внешней торговли сельскохозяйственной продукцией и продовольствием и ее конкурентоспособности. Рассмотрены меры государственной поддержки развития агропромышленного комплекса, дана оценка их влиянию на достижение стратегических целей развития страны. Предложены направления совершенствования агарной политики с учетом сбалансированности интересов потребителей и производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия.


Выпуск № 2, Февраль 2020 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Развитие высокотехнологичных производств в региональных отраслевых структурах

ЧЕРНИКОВА СВЕТЛАНА

Сегодня ускоренные темпы развития высокотехнологичных производств в региональных отраслевых структурах необходимо рассматривать как фундамент для наращивания инновационного потенциала регионов и страны в целом. Определяющими чертами и особенностями развития высокотехнологичных производств в регионах служат изменения в промышленно-отраслевой специализации, а также взаимодействие науки и предприятий по модернизации, техническому перевооружению и реконструкции технико- технологического потенциала предприятий, в частности, среди российских молокоперерабатывающих предприятий существенным остается удельный вес объектов с устаревшим производством, вследствие чего в ряде регионов перерабатывающий потенциал используется не полностью. В данной статье раскрыта значимость развития высокотехнологичных производств в региональных отраслевых структурах в условиях нарастания глобальных вызовов для российской экономики. Именно субъекты Российской Федерации становятся лидерами развития высокотехнологичных производств и центрами активности инновационной деятельности. Предложен методический инструментарий управления развитием высокотехнологичных производств в региональных отраслевых структурах, от системного и комплексного применения которого зависит не только результативность управления, но и нейтрализация глобальных вызовов, устойчивость российской экономики. В настоящей статье автором определены отдельные проблемы и перспективы финансирования модернизированных молокоперерабатывающих предприятий, в рамках региональных отраслевых структур; предложен алгоритм их решения.


Выпуск № 10, Октябрь 2019 г., рубрика "Развитие сельских территорий"

Методические подходы к обоснованию прогнозов развития инфраструктуры обслуживания апк сельского муниципального образования

ГРИЦЕНКО ГАЛИНА

Цель исследования – показать факторы, влияющие на выбор прогнозных показателей развития АПК муниципального образования и обслуживающей его инфраструктуры, методические подходы к их обоснованию и выбор направлений планирования. Для достижения поставленной цели использовались методы монографический, статистический, абстрактно-логический, анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, обобщения. В результате исследования выявлены элементы макросреды, влияющие на развитие инфраструктуры для АПК, систематизированы документы, отражающие сложившийся в стране планово-прогнозный процесс, показана доля домашних подворий в объемах производства продукции сельского хозяйства Алтайского края, обоснованы варианты прогнозирования услуг по сбыту их продукции, показана зависимость доходов бюджета территории от степени открытости ведения или своего бизнеса и варианты применения новых инструментов вовлечения молодежи в сельскохозяйственное производство и оказание услуг для него.


Выпуск № 3, Март 2019 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Актуальные направления совершенствования аграрной политики россии

УШАЧЕВ ИВАН, СЕРКОВ АЛЕКСАНДР, МАСЛОВА ВЛАДА, ЧЕКАЛИН ВЯЧЕСЛАВ

Несмотря на то, что многие проблемы дальнейшего развития сельского хозяйства и сельских территорий носят системный комплексный характер, управление отраслью осуществляется в отсутствие долгосрочной стратегии ее развития. Результаты исследований показывают, что за последние годы удалось достичь значительных результатов в развитии отдельных продуктовых подкомплексов, повышении продовольственной безопасности страны, увеличении объема экспорта зерновых, масличных, мяса птицы и свиней, ряда других товаров. Однако рост в сельском хозяйстве сопровождался серьезными структурными дисбалансами: в развитии подотраслей, различных категорий хозяйств, усилилась дифференциация по уровню и эффективности производства, как регионов страны, так и отдельных сельскохозяйственных производителей, социальной ситуации на селе. Сохраняется целый комплекс проблем, связанных с доступностью продовольствия для групп населения с низкими доходами, необходимостью повышения доходности основной части средних малых сельскохозяйственных производителей, развитием отечественной технологической и ресурсной базы, улучшением условий жизни на селе и ряд других. Высказанные предложения по совершенствованию аграрной политики исходят из необходимости сбалансировать интересы потребителей и производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, а также обеспечить соответствие между поставленными перед АПК задачами по достижению продовольственной безопасности страны, наращиванием экспортного потенциала отечественной агропродовольственной продукции, устойчивым развитием сельских территорий и предусмотренными в государственных программах мерами, а также выделяемыми на развитие финансовыми ресурсами.


Выпуск № 11, Ноябрь 2018 г., рубрика "Экономический механизм хозяйствования"

Роль инфраструктуры государственной поддержки в развитии малого сельского предпринимательства алтайского края

ГРИЦЕНКО ГАЛИНА, ВЕРНИГОР НАДЕЖДА, МИНЕНКО АЛЕКСЕЙ, АПАЛЬКОВА ОЛЬГА

Организованная инфраструктура государственной поддержки позволяет субъектам малого предпринимательства снижать издержки ведения бизнеса, своевременно получать государственные услуги, иметь дешёвые кредиты, обеспечивающие им развитие. Цель исследования - на опыте Алтайского края показать наиболее эффективные элементы инфраструктуры государственной поддержки сельского малого предпринимательства, учитывающие его отраслевую принадлежность и разные источники предоставления поддержки. Для достижения поставленной цели использовались методы монографический, статистический, абстрактно-логический, анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, обобщения. В результате исследования систематизированы и структурированы элементы инфраструктуры государственной поддержки сельского малого предпринимательства Алтайского края, показаны виды услуг её элементов, показана роль муниципальных бюджетов в развитии малого сельского бизнеса, обобщены результаты использования бюджетных средств, как показатель эффективности деятельности субъектов инфраструктуры государственной поддержки.


Выпуск № 11, Ноябрь 2017 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Экономические проблемы импортозамещения в условиях научно-технологического развития апк россии

УШАЧЕВ ИВАН, МАСЛОВА ВЛАДА, ЧЕКАЛИН ВЛАДИСЛАВ

Результаты развития агропромышленного комплекса являются доказательством успеха политики импортозамещения в Российской Федерации. Основным инструментом достижения поставленных целей является Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Как показал проведенный ретроспективный анализ, длительность процесса импортозамещения различна по отдельным видам сельскохозяйственной продукции. При этом сохраняется высокая импортная зависимость по продукции мясного и молочного скотоводства, овощам и плодово-ягодной продукции. Отдельную проблему представляет импортозамещение ресурсов и технологий для агропромышленного производства. Осложняют процесс импортозамещения в АПК неблагоприятные макроэкономические условия функционирования, а также нестабильность содержания и ресурсного обеспечения государственной программы. Сделан вывод, что по мере повышения доли отечественного продовольствия во внутренних ресурсах рынка, значение импортозамещения как фактора роста агропромышленного производства будет ослабевать, что обуславливает необходимость поиска новых драйверов роста и разработки долгосрочной стратегии устойчивого социально-экономического развития АПК.