ISSN 0235-2443

Жуков Николай Иванович (Zhukov N.)

Организация: ФГБНУ «Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территорий - Всероссийский научно - исследовательский институт экономики сельского хозяйства»

Другие сведения: доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник


Выпуск № 7, Июль 2020 г., рубрика "Аграрная политика: проблемы и решения"

Теоретико-методологические аспекты стратегического управления сельскохозяйственным производством: пределы рынка, частной собственности, крупного производства

УШАЧЕВ ИВАН, ЖУКОВ НИКОЛАЙ

В статье рассматриваются проблемы стратегического управления аграрным сектором России. В связи с этим, приводятся подходы научного сообщества к характеристике сущности категории «стратегическое управление», как программы действия на длительный период. Показано, что в развитии сельскохозяйственной экономики оно имеет разные по содержанию направления воздействия, обусловленные изменением экономического базиса и дифференциацией продукционных (рентных) возможностей сельскохозяйственного производства регионов, которые обострились деспециализацией и дезинтеграцией в рыночных условиях. Такое положение выводится из неадаптивной аграрной макроэкономической политики, которая без учета особенностей аграрного воспроизводства, пустила межотраслевые экономические отношения в свободное рыночное плавание. Иначе говоря, несовершенством рынка, фетишизацией частной, особенно, земельной собственности с куплей-продажей и родимыми пятнами феодализма, отчуждающего её от землепользования, а также абсолютизацией значения крупных форм аграрного производства. В последних, вместе с перерабатывающей и ресурсообеспечивающей промышленностью, то есть во всех трех подсистемах АПК, большую роль играет иностранный капитал, что несет социальные, экономические, экологические и эпидемические риски, когда на местах ликвидируются системообразующие предприятия. В статье обосновывается необходимость разработки ученым сообществом и макроэкономическим руководством новой научно-обоснованной парадигмы стратегического управления сельскохозяйственным производством, исходящей из современного развития производительных сил, которым тесны рамки аграрных и нерегулируемых рыночных отношений. В связи с этим МСХ России рекомендуется переход к модели комплексного управления инновационной направленности на основе проблемно-функционального подхода.


Выпуск № 6, Июнь 2019 г., рубрика "Экономический механизм хозяйствования"

Дифференциальная земельная рента как продукт размещения и ведения сельского хозяйства

ЖУКОВ НИКОЛАЙ

В статье раскрываются основы формирования пространственной экономики и образования дифференциальной земельной ренты в аграрном секторе России. На основе общественного разделения труда необходимо более адекватное размещение сельскохозяйственного производства в соответствии с природно-экономическими возможностями той или иной территории. Для этого в советский период, была проведена природно-экономическая оценка всей территории страны. При этом игнорировалось действие дифференциальной земельной ренты, что сказывалось на процессе территориального размещения сельскохозяйственных культур, с ослаблением его в современных условиях из-за диспаритета цен и абсолютизации частной собственности на землю, особенно, с её «куплей-продажей». Для изменения такого положения необходим вектор другой «территориальной» аграрной институциональной политики, в которой заинтересованы все слои общества национального самосознания. Установлена двойная опосредованность почвы в образовании ренты I и II рода, рентообразующая роль которой проявляется и может быть реализована через возделываемую культуру и продажей её продукции. При сравнительно высокой урожайности нового сорта и реализации продукции, возникает своеобразная дифференциальная селекционно-сортовая рента. Само же качество (плодородие) почвы индексируется только косвенными, к тому же, нестоимостными показателями (содержанием: гумуса, фосфора, калия, микроэлементов и др.). Оптимизация размещения сельскохозяйственных культур должна быть достигнута, прежде всего, формированием специализированных зон производства товарной продукции.


Выпуск № 10, Октябрь 2018 г., рубрика "Управление и кадровое обеспечение"

Зигзаги государственного и хозяйственно-экономического управления апк на муниципальном уровне

УШАЧЕВ ИВАН, ЖУКОВ НИКОЛАЙ, СЕМКИН АЛЕКСАНДР, ВОРОНИН ЕВГЕНИЙ

Разработаны направления по развитию институционально - экономического механизма управления агропромышленным комплексом со стороны районного управленческого звена. В системе районного самоуправления, агропромышленный комплекс должен рассматриваться, как одна из важнейших сфер деятельности населения муниципального образования. Как показывают исследования, наиболее важными проблемами районной системы управления являются различные подходы и толкование территориальных и экономических основ, компетенции органов местного самоуправления в области социально-экономического развития объектов сельских территорий, а также взаимодействие органов государственного, хозяйственного управления и местного самоуправления. Оценивая управленческую деятельность сельских административных районов, необходимо отметить, что их функциональные связи не направлены непосредственно на хозяйственные структуры предприятий и различных организаций по развитию производства и экономики, поскольку принципы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления АПК недостаточно урегулированы законодательством от федерального до местного (районного) уровня. Потеря управляемости на муниципальном (районном) уровне отрицательно влияет на экономическую эффективность сельскохозяйственного производства. В связи с этим целепологание статьи заключалось в разработке основных направлений совершенствования управления АПК районными управленческими структурами.