Яндекс.Метрика

Трудовая занятость и миграция в России: состояние, проблемы, пути решения

В статье рассматривается сложившаяся ситуация на рынке труда России, которая характеризуется как более либеральная с минимальным регулированием со стороны государства. Такой подход к этой проблеме не оправдан, ибо в настоящее время ситуация на этом рынке резко изменилась и приобретает черты реальной социальной угрозы. Поэтому в статье подробно рассматриваются системные проблемы в сфере трудовой занятости населения, которые требуют неотложного решения. Это, прежде всего, государственная система школьного, высшего и среднего профессионального образования, которая слабо ориентирована на удовлетворение потребностей производства в рабочих инженерных кадрах. Низкая заработная плата наемных работников, особенно на фоне высоких доходов собственников и менеджеров вынуждают их искать альтернативные виды занятости. Кроме того, существующая структура занятости является крайне непрозрачной ибо около четверти трудоспособных заняты в теневом секторе экономики. Работа нескольких миллионов мужчин в охранном бизнесе является расточительной трудовой занятостью. Из-за многочисленных проверяющих и контролирующих структур российский бизнес вынужден держать большое количество непроизводственного персонала. Растущая потребность рабочих кадров удовлетворяется за счет дешевой и неквалифицированной внешней трудовой миграции. Учитывая правовую неурегулированность, проблема требует принятия срочных государственных мер по совершенствованию миграционной политики со странами СНГ. В статье предлагаются системные меры по наведению текущего порядка трудовой миграции. Одновременно с этим необходимо реализовать системные мероприятия по раскрытию и эффективному применению трудового потенциала российского народа. Предлагается перестройка государственной социальной политики с излишнего патернализма на умеренное общественное принуждение к труду.

Оценка эффективности бюджетных расходов на АПК

В силу условной сбалансированности федерального бюджета при дефиците, санкциях, контрактной СВО, сущностное значение оценки эффективности бюджетных расходов подлежит корректировке в сторону результативности достижения целей устойчивого развития АПК. Важным становится не только количественная оценка соответствия результативности бюджетных расходов, но соответствие бюджетных расходов заданным целям устойчивого роста АПК. В статье исследованы виды бюджетных расходов на развитие АПК в 2025-2027 гг. Отмечены приоритетные направления расходования бюджетных средств, способствующие существенному приросту объемов выпуска и производительности в АПК, инвестиций в активы и трудовых доходов. Обозначена насущная потребность снижения неэффективных расходов на разрастающуюся бюджетную сферу, влекущая недофинансирование потребностей реальных производителей конкурентоспособной в мире сельскохозяйственной продукции. Эффективность расходов федерального бюджета на АПК исследована через количественную оценку соотнесения прироста выпуска к приращению расходов и преференций. Оценка эффективности расходования средств рассматривается как непрерывный процесс. Доказано, что коэффициент эффективности расходования средств находится в обратной зависимости от роста неэффективных расходов. Приведены примеры неэффективного использования средств на АПК. Обозначена целевая траектория оценки эффективности бюджетных трат на АПК – обеспечение динамичного устойчивого развития АПК при коэффициенте эффективности расходования средств выше 1 с ежегодным приростом продукции от 10%.

Цифровая трансформация сельского хозяйства регионов Крайнего севера

В статье обосновывается одно из направлений повышения устойчивости сельского хозяйства регионов - цифровизация. Авторами выявлены причины, сдерживающие внедрение цифровых технологий в сельское хозяйство северных регионов и также предложены направления освоения цифровизации сельского хозяйства. Особое внимание уделяется основным факторам сельского хозяйства, влияющим на специфику процесса цифровой трансформации отрасли. Авторами выделяются этапы перехода к цифровой трансформации сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) с выделением роли и интересов государства и представителей агробизнеса. Предлагается создание единой цифровой платформы сельского хозяйства региона, обеспечивающей интеграцию информационных сведений отрасли и ее органов управления в лице государственных структур в единое цифровое пространство аграрного сектора на основе модернизации производственных процессов, обеспечения надежного и оперативного доступа к сети Интернет, а также получения у навыков работы, компетенций с цифровыми технологиями.

Некоторые методологические подходы взаимодействия агропродуцентов с институтами развития, как ключевого направления активизации инновационно- инвестиционной деятельности

В статье рассмотрены методологические подходы рационального взаимодействия агропродуцентов с институтами развития, в целях преодоления препятствий, стоящих перед аграрным сектором: санкций недружественных государств, дефицита собственных и заемных ресурсов (в условиях повышенной ставки Центрального банка), недостаточной государственной поддержки. Институты развития выступают в качестве катализатора как государственных, так и частных инвестиций в приоритетных подотраслях аграрного сектора, определенных национальными проектами и Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на период 2017-2030 годы. Отмечено, что само определение «института инновационного развития» содержит 2 концептуальных положения: во-первых – это должна быть организация, которая осуществляет инновационную деятельность и является получателем государственной поддержки и во-вторых, данной организации предоставлено право самой оказывать финансовую поддержку субъектам инновационной деятельности. Рассмотрены приоритетные направления развития аграрного сектора экономики, направленные на импортозамещение, импортоопережение и достижение суверенитета в высокотехнологичных средствах производства. Обоснована необходимость перехода к природно- высокоточным (прецизионным) технологиям, учитывающих адаптацию экосистем аграрного сектора к климатическим изменениям, природным катаклизмам и снижению отрицательного влияния антропогенной деятельности на окружающую среду. В методологическом плане, применительно к деятельности институтов развития, целесообразно использовать системно-воспроизводственный подход, так как сельскохозяйственное производство представляет собой сложную социально- экономическую систему, которая по своей структуре состоит из функциональных и организационно-экономической подсистем. Изучаемая отрасль экономики представляет собой открытую природно-биологическую систему между живыми организмами: почва-растение-животное-человек и окружающей средой. Исходя из системно-воспроизводственной методологии, в работе предложена модель взаимодействия институтов развития, специализированных фондов и подсистем сельскохозяйственного производства. Доказано, что для каждой природно-экономической зоны на основе исследований научных организаций, должна быть создана региональная нормативно-технологическая модель ведения сельскохозяйственного производства в электронной форме, что позволит на основе сравнительного анализа вносить необходимые коррективы в технологическую политику, в том числе, связанную с взаимодействием агропродуцента с институтом развития. После привлечения финансовых средств (или материально-технических ресурсов) институты развития проводят общую оценку процесса интенсификации производства организации, ее инновационно-инвестиционной деятельности. Основным методом при определении необходимых параметров, в целях достижения процесса расширенного воспроизводства, может служить аналитическое моделирование, которое позволяет определять различные варианты модели (взаимодействия с институтом развития) для обсуждения, не экспериментируя на реальном объекте.

Необходимость обеспечения приоритета сельскохозяйственной кооперации для развития отрасли и сельских территорий

Отрасль демонстрирует продолжительную положительную динамику относительно объемов производства основных видов сельскохозяйственной продукции. Большую часть этой продукции (56%) создают малые формы хозяйствования, которые только формально являются равноправными участниками рынка. Для дальнейшего роста объемов сельскохозяйственной продукции, подконтрольности сельских территорий, повышения уровня жизни в них необходимо повысить значимость сельскохозяйственной кооперации. Только этот инструмент обладает необходимыми резервами для обеспечения конкурентоспособности малых форм хозяйствования, повышения эффективности их хозяйственной деятельности. Это подтверждает отечественный и зарубежный опыт, а также эффективное функционирование системы кооперативов в отдельных регионах страны. Основа такого развития – административная поддержка от уровня поселения с указанием ответственных до высшего уровня исполнительной власти региона, наличие соответствующих программ развития, оказание консультационных услуг, информационной поддержки. Для обеспечения приоритета сельскохозяйственной кооперации предлагается разработать и принять Стратегию развития сельскохозяйственной кооперации на долгосрочный период, повысить уровень охвата действующих кооперативов государственной поддержкой, целенаправленно информировать о преимуществах кооперации, усовершенствовать отдельные статьи федеральных законов.

Организационно-правовые формы сельскохозяйственных предприятий в аспекте проблемы отчуждения труда

Проблема повышения производительности труда и мотивации сотрудников к высокопроизводительному труду характерна для всего реального сектора современной экономики. Она связана с отчуждением от труда и его результатов наемных сотрудников предприятий. Частная форма собственности по присвоению не решила вопросы аграрного сектора ни в сфере роста привлекательности работы в отрасли, ни в отношении вопросов повышения производительности труда. Государственная форма собственности также по отношению к вопросу отчуждения труда находится в равных позициях с государственной, более того, проблема усугубляется и в аспекте управленческих кадров. Если собственник, осуществляющий стратегическое и, часто, текущее руководство деятельностью предприятия кровно заинтересован в развитии, финансовом результате, то при государственной собственности руководитель также находится под влиянием фактора отчуждения, как и простой рабочий. Решение проблемы устранения демотивационного для развития любого предприятия фактора отчуждения, можно найти с помощью развития таких организационно-правовых форм предприятий, как сельскохозяйственные производственные кооперативы и закрытые акционерные общества работников – народные предприятия. Если сельскохозяйственные производственные кооперативы занимают свою небольшую нишу в структуре сельскохозяйственных предприятий, то о закрытых акционерных обществах работников (народных предприятиях), в которых акции принадлежат трудовому коллективу, не знает даже большинство руководителей и собственников бизнеса. В статье рассматривается деятельность народных предприятиях в аспекте фактора отчуждения, как корневой причины низкой мотивации работников к высокопроизводительному труду.

Исследование межрегиональных различий в ценах на некоторые рыбопродукты и на товары-заменители рыбы в Российской Федерации

Цены выступают одним из параметров экономической доступности товаров и услуг. Большие межрегиональные различия в цене на какой-либо товар могут быть причиной неравенства в его доступности в отдельных регионах страны, что создает угрозу социально- политической стабильности. Поэтому изучение процессов формирования цен на основные социально значимые товары, протекающих на субнациональном уровне, является актуальным направлением экономических исследований. Предметом нашего исследования выступает феномен пространственной неоднородности в доступности продовольственных товаров в РФ, обусловленной различием их цен. Целью работы является поиск закономерностей в межрегиональной дифференциации цен на наиболее востребованный товар рыбной группы – рыбу мороженую неразделанную и на ее товар - заменитель – говядину. Оба товара входят в перечень базовых продуктов питания, для них в Доктрине продовольственной безопасности РФ установлены пороговые значения показателей продовольственной независимости, экономической и физической доступности. В работе анализируются и сравниваются данные о пространственном распределении цен на эти товары в РФ, определяются основные статические и динамические характеристики неоднородности цен, выявляются ключевые факторы, потенциально способные приводить к возникновению диспаритета региональных цен. Основными результатами работы стали: обнаружение скрытой тенденции роста межрегиональных различий в цене на рыбу в РФ, структуризация регионов по уровню цен, а также выявление ряда закономерностей и аномалий в пространственной дифференциации цен на рыбу. Методическую основу работы составили инструменты и методы статистического анализа, подобранные и адаптированные в соответствии с целью и задачами исследования. Информационной базой послужили сведения, полученные из общедоступных источников.

Выявление проблем обеспечения финансовой безопасности сельскохозяйственных организаций региона и пути их решения

Устойчивое развитие отечественного аграрного производства предполагает использование новых подходов к обеспечению финансовой безопасности сельхозтоваропроизводителей, что обусловлено современными геополитическими вызовами и динамикой экономического развития России. В статье акцентируется внимание на решении проблем обеспечения финансовой безопасности субъектов регионального агропродовольственного рынка в условиях ужесточения санкционного режима, развития стратегии импортозамещения и научно-технологического развития АПК. В ходе исследования выделен рядом проблем обеспечения финансовой безопасности сельскохозяйственных организаций региона: экономические последствия климатических изменений, нестабильность закупочных цен на продукцию сельского хозяйства, зависимость сельскохозяйственного производства от импортных поставок, слабое развитие системы страхования агропромышленного сектора, недостаточный объем государственной поддержки, кадровый кризис и другие. Целью исследования является выявление существующих проблем и выработка направлений обеспечения финансовой безопасности субъектов сельскохозяйственного производства в регионе в условиях мобилизационной экономики. Методология исследования основана на использовании различных методов и подходов, рассматривающих процесс обеспечения финансовой безопасности сельскохозяйственных организаций как результат решения взаимосвязанных проблем. Результаты исследования могут быть использованы в рамках мероприятий по совершенствования системы финансовой поддержки сельхозтоваропрозводителей на федеральном и региональном уровне и обеспечения их финансовой безопасности.

Направления и методика оценки развития свекловодства на основе инновационных технологий

Применение комплексного подхода к изучению развития свеклосахарного продуктового подкомплекса основано на авторской гипотезе, в соответствии с которой научно обоснованное рациональное выстраивание системы взаимодействия основных участников, заинтересованных в совершенствовании отрасли, позволит повысить эффективность производственно- хозяйственной деятельности семеноводческих центров и заводов по подработке и хранению семян сахарной свеклы, аграриев и сахарных комбинатов. Выявленные направления развития базируются на мероприятиях Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017–2030 гг., перспективных инновационных технологиях в сфере селекции, семеноводства, защиты растений, механизации (роботизации), хранения и переработки продукции, включают развитие межрегионального сотрудничества между ключевыми субъектами сферы создания (продвижения) инноваций и сельскохозяйственными товаропроизводителями, а также систему целей для оценки результатов развития. Методика оценки развития свекловодства предполагает нахождение показателей периода начала внедрения инновационных технологий из лучших значений по региону (из средних за 10 лет, три года) или прогнозных величин, откорректированных с учетом изменения затрат. Итоговые прогнозируемые показатели учитывают ожидаемое влияние инновационных технологий на достигнутые результаты стабильно работающих свеклосеющих организаций и потенциальные возможности хозяйств, имеющих опыт возделывания культуры. Апробация предлагаемой методики проведена на статистических материалах, характеризующих экономику свекловодческих отраслей организаций Саратовской области. Исследование проведено по группе показателей: посевная площадь, средняя урожайность, качество товарной продукции, средняя цена единицы продукции, уровень рентабельности, выход продукции в расчете на тракториста-машиниста, доля заработка на свекле в зарплате трактористов-машинистов. Практическая значимость работы заключается в использовании полученных результатов для дальнейшего совершенствования механизма развития отечественного свекловодства.

Оценка эффективности инновационного проекта производства земляники садовой

Потребление плодов и ягод в Российской Федерации уступает экономически развитым странам. Их производство сдерживается нехваткой качественного посадочного материала. Поступающий из-за рубежа посадочный материал часто содержит новые для нашей страны фитопатогены, а в сортовом разрезе мало соответствует климатическим условиям нашей страны. Для выполнения задачи по импортозамещению и обеспечению потребности населения отечественными плодами и ягодами необходимо наладить систему производства посадочного материала высших категорий качества. Поэтому в статье обоснована эффективность инновационного проекта производства земляники садовой, позволяющий получать посадочный материал максимально высокого качества. Технология включает поисковые исследования, выход на прикладной результат (закладка базисных маточников). Срок окупаемости проекта составит 4 года, внутренняя норма доходности проекта составляет 23,6%. Проект может быть адаптирован под запросы производства как по сортименту, гак и по количеству выпускаемого материала, что подтверждает его потенциальную востребованность рынком.