Яндекс.Метрика

Стратегические параметры покупательной способности доходов населения в обеспечении экономической доступности продукции агропродовольственного сектора региона

Проблема обеспечения сбалансированности производства и потребления продовольствия на уровне рациональных норм приобретает противоречивый характер. Рост выпуска отечественной продукции сопровождается в большей степени ростом экспорта и меньшей степени ростом внутреннего потребления. В решении проблемы принципиальное значение имеет покупательная способность доходов населения. Цель исследования – обосновать стратегические параметры покупательной способности доходов населения, обеспечивающие формирование экономической доступности по основным видам продукции до уровня рациональных норм потребления. Для оценки уровня сформированности экономической доступности используется показатель, характеризующий соотношение уровня потребления на душу населения с рациональными нормами по каждому виду продукции. В процессе исследования аналитической взаимосвязи покупательной способности и экономической доступности учитывались природно-экономические условия территорий. В результате исследования получены логарифмические уравнения, описывающие формирование экономической доступности от ценовых (соотношение доходов населения и цен покупки продукции, доля расходов на потребление) и территориальных (природно-экономические условия) факторов. Оценка коэффициентов эластичности моделей показывает, что экономическая доступность по основным видам продукции будет изменяться в том же направлении, что и покупательная способность. Одновременное увеличение цен и доходов населения (как это обычно и происходит) будет снижать экономическую доступность продукции, сформированность которой при прочих равных условиях (доходы населения, цены покупки) будет выше на территориях с более благоприятными природно-экономическими факторами. Путем аналитических преобразований моделей определены «желаемые» параметры покупательной способности, содействующие обеспечению экономической доступности продукции. Научная новизна состоит в том, что положения теории закона спроса на агропродовольственном рынке дополнены знаниями об оптимальных пропорциях доходов населения и цен покупки продукции при формировании экономической доступности с учетом территориального фактора. Научные разработки полезны участникам стратегического планирования АПК в качестве инструментов поддержки принятия решений на этапе целеполагания.

Обеспечение продовольственной безопасности – необходимое условие жизнеспособности сельских территорий региона

В исследовании на основе изучения отечественного и зарубежного опыта проведен анализ состояния сельской социальной и производственной инфраструктуры, деятельности малых форм хозяйствования в сфере АПК, перспектив достижения ими устойчивого развития, эффективности выращивания сельскохозяйственных культур, компонентов продовольственной безопасности как необходимого условия обеспечения национальной безопасности. Продовольственная безопасность базируется на особом состоянии социально-экономического развития, при котором обеспечивается продовольственная независимость территории, способность территории самообеспечивать сельскохозяйственной продукцией проживающее на ней население. Таким образом, продовольственная безопасность выступает одним из важнейших компонентов устойчивого развития сельских территорий, фактором жизнеспособности сельского хозяйства (сельских территорий). Акцентируется внимание на серьезном препятствии к сохранению сельского хозяйства (сельских территорий) – проявлениях персистентности – технологической отсталости имеющихся предприятий, необходимости внедрения процессов, направленных на создание новых производств – результатов исследовательской и инновационной деятельности; немаловажности экологической компоненты устойчивого развития сельских территорий, поскольку сельское хозяйство по всему миру сталкиваются с серьезной практикой неправильного обращения с отходами своей деятельности. Поскольку жизнеспособность территории обеспечивается интеграцией трех компонентов устойчивого развития территории (социальное равенство, экологическое равновесие, экономическая стабильность), а продовольственная безопасность тесно связана с уровнем социально- экономического развития территории, то эффект «персистентности» будет проявляться и посредством факторов, препятствующих обеспечению продовольственной безопасности. Целью статьи является интерпретация явления «персистентности» применительно к жизнеспособности сельских территорий, в частности к способности территорий обеспечить продовольственную безопасность. Перспективы обеспечения жизнеспособности территории, достижения устойчивого развития территории определяются не только целенаправленным воздействием субъектов управления, но и зависят от степени «совместимости», применимости реформ к территориям. Предложена авторская концепция интерпретации феномена «персистентности» применительно к социально-экономическому развитию территорий с целью отражения явления, при котором территория, подвергшаяся реформированию, продолжительное время сохраняет свои социально-экономические характеристики, свойства: при внесении каких-либо изменений в структуру территории, сохраняют «в памяти» все свои предыдущие состояния и доступ к этим состояниям компоненты и составляющие этой территории. Представлен преобразованный вид достигнутого уровня устойчивого развития с учетом эффекта персистентности, базирующийся на расчете уровней: экономической стабильности, экологического равновесия, социального равенства, институциализма и политической системы.

Роль продовольственного рынка и межрегиональных связей в продовольственном обеспечении регионов Северо-Кавказского федерального округа

Экономика Северо-Кавказского федерального округа характеризуется агропромышленной специализацией, имеет достаточно высокий потенциал для производства сельскохозяйственной продукции, однако по ряду причин округ не становится самодостаточным по обеспечению населения продуктами питания собственного производства на уровне рациональных норм потребления. Основными причинами являются низкий уровень функционирования регионального продовольственного рынка, низкие доходы населения, что не позволяет удовлетворить потребности в продуктах питания (при их физической доступности), недостаточный уровень экономической доступности. Эти и другие недостатки приводят к структурным изменениям в балансе ввоза-вывоза соответствующих продуктов в сторону ввоза и насыщения местных рынков продуктами питания из других областей и регионов. В самом округе преобладает вывоз сельскохозяйственной продукции низкого передела и ввоз продуктов питания глубокой степени переработки, что подтверждает низкий уровень развития перерабатывающих отраслей промышленности. Целью статьи является определение состояния продовольственного рынка и его роли в обеспечении региона продуктами питания, установление уровня самообеспеченности регионов округа продовольственными товарами и исследование возможности развития межрегиональных связей. Регионы округа различаются по разным параметрам, не все из них могут себя обеспечить необходимым набором основных продуктов питания. В этих условиях важным является установление взаимовыгодных региональных связей, которые позволят восполнить недостающие элементы в наборе продуктов питания и в целом повысить уровень продовольственного обеспечения населения региона. Организация межрегиональных и межотраслевых связей может выступить важным механизмом для регионов, которые не имеют возможности привлечения государственных и частных инвестиций.

Цифровые решения в АПК: новые возможности регионов

Статья посвящена исследованию современного состояния процессов цифровой трансформации в агропромышленном комплексе России. Сельское хозяйство является специфической отраслью российской экономики, которая в настоящее время особенно нуждается в инновационных преобразованиях и цифровизации. Это связано с тем, что при своей явно выраженной социальной значимости данная отрасль является зависимой от самых разных факторов, среди которых не только природно-климатические, но и экологические, демографические, геополитические и прочие. Более того, множество хозяйственных связей, различных по уровню сложности и степени интенсивности, объединяют многочисленных сельхозпроизводителей в единую отраслевую систему. Однако субъекты хозяйствования, как правило, заметно рассредоточены по территории РФ, что затрудняет выработку единых, одинаково эффективных для всех аграриев управленческих решений. Цель статьи – обоснование необходимости цифровой трансформации агропромышленного комплекса России, выявление особенностей российского аграрного сектора, сдерживающих процессы цифровизации, а также определение перспектив развития региональных цифровых технологий на примере одного из субъектов Северо-Западного федерального округа РФ – Новгородской области. Исследуемый регион относится к зоне рискованного земледелия, а, следовательно, крайне заинтересован в получении преимуществ от внедрения цифровых инструментов в агропромышленную практику. Осознавая важность цифровой трансформации сельскохозяйственной отрасли, с 2022 года в Новгородской области реализуется приоритетный региональный проект «Цифровое сельское хозяйство». Полученные в ходе реализации проекта результаты позволили региону занять высокую позицию в рейтинге цифровой трансформации сферы АПК. Научная новизна исследования заключается в формировании оригинального подхода к разработке методов комплексной оценки цифровых преобразований в АПК, позволяющих выявить возможные направления роста экономической и управленческой эффективности функционирования сельскохозяйственных отраслей в новой цифровой формации. Результаты исследования могут быть полезны для формирования региональных стратегий развития сельского хозяйства и принятия решений по совершенствованию цифрового потенциала агропромышленного комплекса в регионах России.

Изучение и оценка действующей системы управления развитием аграрной структуры России

В статье изучена общая система управления агропромышленным комплексом России, механизмы взаимодействия институциональных структур, отвечающих за реализацию аграрной политики страны. Рассмотрены функции органов управления аграрным сектором по уровням управления. Для проведения оценки современной системы государственного управления изучены рейтинги, разработанные как отечественными, так и международными институтами. В результате проводимых административных реформ изменился структурный и численный состав служащих, что сказывается на качестве и результатах работы сотрудников системы управления АПК. Делается вывод, что существующая система управления отечественного агропромышленного комплекса имеет ряд проблем и недостатков, связанных с отсутствием научно-обоснованных методологических подходов проработки методов, инструментов и механизмов государственного регулирования аграрного сектора страны. Изучение действующей системы управления развитием аграрной структуры России позволило выделить основные причины, затрудняющие эффективность функционирования государственным органам управления. К основным из них отнесены: отсутствие единой организационно-экономической структуры управления АПК на всех уровнях власти; дублирование отдельных функций между различными ведомствами и институциональными структурами; слабое влияние органов государственной власти на межотраслевые отношения, способное сгладить значительные диспропорции их взаимодействия, замедленная реакция государственного управления на быстроменяющиеся условия функционирования субъектов агробизнеса и др.

Сравнительный анализ волатильности цен на рыбные продукты в Российской Федерации

В последние годы в мире и в России наблюдаются резкие, скачкообразные изменения цен на многие продовольственные товары. Целью статьи является нахождение ключевых особенностей в динамике цен на рыбопродукты в РФ в сравнении с изменениями цен на товары-субституты. В фокусе исследования находятся цены на основные рыбные товары – рыбу мороженую разделанную и неразделанную и на их заменители – мясопродукты. Используя реляционный подход и стандартные методы статистических исследований (дисперсионный, корреляционный анализ, тест Грейнджера) мы изучаем динамику цен на эти товары за последнюю четверть века, для того чтобы выявить связи между ценами на рыбопродукты и на товары-субституты, а также оценить влияние на них других ценообразующих факторов. Результатом проделанной работы стал вывод о существовании долгосрочной тенденции к постепенному снижению волатильности цен. Хотя в целом цены на рыбопродукты более стабильны, чем цены на товары-субституты, они неустойчивы к шоковым воздействиям. Данная особенность цен на рыбопродукты обусловлена их сильной зависимостью от валютного курса рубля. В сочетании с такими факторами как неразвитость рыночной инфраструктуры, обслуживающей цепочки поставок рыбной продукции, слабая диверсификация рыбопереработки, внешнеторговые рестрикции и др. она порой приводит к резким колебаний цен на рыбопродукты. Результаты исследования служат расширению рамок теоретического понимания природы и характера формирования цен на один из базовых видов продовольствия в РФ – рыбопродукты и могут использоваться в качестве научного обоснования для выработки мер государственной и хозяйственной политики.

Спрос и предложение на рынке аренды земель сельскохозяйственного назначения

Статья посвящена исследованию инструментов функционирования земельного рынка аренды Республики Татарстан, сопряженного с реализаций земельных участков в составе государственной и муниципальной собственности. Определена роль института аренды в системе оборота земельной собственности и идентифицирован характер спроса и предложения в части неэластичности данных инструментов в рамках функционирования земельного рынка. Исследовано состояние сегмента рынка аренды республики за 2023 г., позволившее определить характер зависимостей спроса и предложения от значения арендной ставки с последующим формированием математических моделей, позволяющих произвести расчет прогнозного значения потребных земельных площадей в совокупности с возможностями предложения, носящего ограниченный характер. На основе разработанных математических моделей определено значение арендной ставки, устанавливающее рыночное равновесие в части спроса и предложения на рынке аренды, идентифицированное не в количественном выражении совершаемых операций, а в части совокупного значения площади земель, участвующих в обороте. На основе проведенного исследования определен тип земельного рынка аренды и характер его работы, уточнено прогнозное значение ставки аренды, определяющей рыночное равновесие спроса и предложения, сформированы интервалы значения ставки аренды, характеризующие типичные условия совершения операций на земельном рынке.

Проектный офис как новый институт социально-экономических преобразований в региональном АПК

Актуальность исследования обусловлена выделением проектного управления - как наиболее эффективного инструмента в различных отраслях экономики, в образовании и государственных структурах. Системное внедрение проектных офисов доказало универсальность проектного управления, которое направлено на решение сложных задач в условиях нестабильной экономической обстановки в стране и ограниченных ресурсов. Организация проектных офисов, как новых преобразующих институтов, может способствовать развитию и отдельных организаций, и общества в целом. В исследовании были использованы следующие методы: общенаучные, социологические, системного и сравнительного анализа. Для достижения цели и задач исследования были систематизированы приоритетные направления развития регионального АПК, эффективная реализация которых возможна при внедрении проектно-ориентированного подхода, а именно, при формировании нового института развития – проектного офиса. В статье представлена модель формирования проектного офиса на региональном уровне. Предложенная авторами модель включает всех стейкхолдеров регионального АПК, это и Министерства, и ведомства, ведущий аграрный вуз и научно-исследовательские институты, муниципальные органы власти и сельхозтоваропроизводители всех форм собственности. Для оценки предполагаемых институциональных преобразований был проведен социологический опрос с фокус-группой, который позволил сделать выводы о предполагаемой эффективности внедрения проектного управления. Авторами предполагается, что эффект от внедрения нового проектно-ориентированного управления будет не только экономического характера, но и социального, который будет отражаться в повышении квалификации управленческого персонала предприятий, повышения уровня жизни сельского населения, обновления кадрового потенциала предприятий и другие. В статье выявлены тенденции формирования приоритетных направлений на региональном уровне в АПК с применением проектного управления.

К вопросу внедрения мер государственного регулирования финансирования системно значимых инвестиционных проектов агропромышленных предприятий

В условиях глобальных вызовов становится актуальным внедрение мер государственного регулирования финансирования агропромышленных предприятий. Цель исследования состоит в предложении практических рекомендаций по внедрению мер государственного регулирования финансирования системно значимых инвестиционных проектов в аграрной сфере. В качестве методов исследования использован анализ отраслей, на которые были предоставлены гранты, а также анализ финансовых результатов мероприятий грантовой поддержки. Установлены приоритетные направления государственного регулирования в АПК. Сформулированы принципы государственной поддержки и стимулирования субъектов хозяйствования, доказана важность развития цифровизации в агропромышленном секторе и ее влияние на инвестиционные проекты. Даны конкретные рекомендации по мерам государственного регулирования финансирования инвестиционных проектов в агропромышленном секторе, доказана необходимость анализа конкретных условий в регионе и потребностей агропромышленных предприятий. Научная новизна заключается в уточнении направлений внедрения мер государственного регулирования финансирования системно значимых инвестиционных проектов АПК.

Особенности реализации государственной поддержки льна и технической конопли в Российской Федерации

Несмотря на принимаемые меры поддержки Минсельхозом и Минпромторгом, отечественная легкая промышленность испытывает недостаток сырья, и находится в зависимости от экспорта хлопчатобумажной пряжи. В 2023 году впервые за рассматриваемый период произошло сокращение посевных площадей одновременно по всем лубяным культурам, уменьшилось количество федеральных округов и субъектов федерации, возделывающих лен-долгунец, лен масличный и техническую коноплю. Это привело к снижению валового сбора волокна льна-долгунца на 16%. Валовой сбор волокна технической конопли увеличился на 14%, но данный прирост обусловлен повышением урожайности на 34%. Ежегодное повышение цен на технологическое оборудование в 2023–24 годах составило 10%. За период с 2011 по 2024 гг. цена трепаного льна выросла более чем в 7 раз, короткого в 5–6 раз, пеньки однотипной не более чем в 1,5 раза. К основным проблемам, тормозящим развитие отрасли, относятся: неэффективность государственных мер поддержки, направленных на увеличение объемов производства лубяных культур; субсидии на выращивание лубяных культур направлены на сохранение площадей, а не на улучшение качества конечного продукта, что приводит к нехватке сырья для производства текстильных изделий; 90% предприятий по первичной переработке льнотресты и 60% по переработке тресты конопляной имеют устаревшее оборудование; нехватка узкоспециализированных кадров. Рассмотрены возможные меры решения проблем и перспективы развития.