Целью представленного исследования является анализ императивов регулирования аграрной политики до 2036 года и обоснование предложений по совершенствованию одного из основополагающих документов, определяющих аграрную политику, - Стратегии развития АПК и рыбохозяйственного комплексов. В усложняющейся ситуации с нестабильными мировыми ценами, нарастающими системными проблемами и ухудшающимися межгосударственными отношениями необходимо пересмотреть действующую Стратегию развития отечественного агропромышленного комплекса. Это требует применения единых методологических подходов, как к документам стратегического планирования, так и r реализации государственной аграрной политики до 2036 года. Из-за усиления и расширения зарубежных санкций и роста цен на продовольствие необходимо принять меры, которые приведут к эффективному развитию АПК и рыбохозяйственного комплекса. Необходимо коренным образом переработать стратегию развития АПК с учетом текущей экономической ситуации, учитывая национальные цели развития России, озвученные Президентом РФ В.В. Путиным, сосредоточившись при этом на использовании внутренних ресурсов и обеспечении населения продовольствием по рациональным нормам. Важно определить чёткие цели, задачи и значения количественных индикаторов развития аграрного сектора экономики. Текущая стратегия, основанная на либеральных принципах, не учитывает этих факторов, и поэтому требуется пересмотр подходов к ее реализации. При корректировке Стратегии развития АПК необходимо стремиться к обеспечению национальной продовольственной независимости во всех ее аспектах, чтобы обеспечить стабильное развитие аграрной отрасли в ближайшие десятилетия. Тема исследования является важной для научного сообщества и аграриев. В этой связи, просим читателей данной публикации, по возможности дать свои отзывы на обоснованные стратегических направлений развития АПК.
Отмечено, что цели и задачи региональной аграрной политики Краснодарского края соответствуют приоритетам развития национальной экономической системы. Принципы реализации государственной аграрной политики исследуемой территории ориентированы на достижение экономической безопасности страны и повышение эффективности инструментов обеспечения импортозамещения. Выявлено, что Краснодарский край, обладающий масштабным потенциалом для развития агропромышленного комплекса, в лице региональных органов власти обеспечивает условия для реализации хозяйственной деятельности субъектам аграрного производства в разрезе их категорий. Вместе с тем, ряд целевых показателей реализации государственной аграрной политики на территории Краснодарского края в исследуемом периоде характеризуется отрицательной динамикой. Так, несмотря на принимаемые со стороны органов государственной власти меры поддержки, не обеспечены закрепленные в программных документах темпы прироста численности семейных ферм. Нет ожидаемого прироста численности сельскохозяйственных потребительских кооперативов различной специализации в аграрном секторе экономики региона. Трудности испытывают фермеры при оформлении заявок на гранты. Это связано со сложностью механизма их получения и наличием организационных и информационных барьеров. В качестве меры повышения эффективности инструментов реализации государственной аграрной политики на территории Краснодарского края авторами предлагается актуализация механизма поддержки начинающих фермеров.
В статье рассмотрены проблемы и стратегические направления совершенствования системы управления инновационным развитием АПК на перспективу, исходя из комплекса имеющихся факторов. Эти факторы разделены на группы, которые влияют на инновационное развитие регионов и соответственно требуют определенных подходов к управлению разработкой и внедрением инноваций. В процессе исследований особое внимание уделено инновационному развитию АПК регионов России, Сибирского федерального округа и районов Новосибирской области. Приведены примеры инновационной активности регионов, видов внедряемых инноваций, возможности внедрения инноваций хозяйствующими субъектами АПК, отмечены отдельные причины отсутствия такой возможности у некоторых из них. Для того чтобы все регионы и хозяйствующие субъекты имели возможность использовать перспективные инновации у них должны быть для этого все виды ресурсного обеспечения, сформированного как из собственных источников, так и с привлечением при необходимости бюджетной поддержки и иных инвестиций, и выстроена оптимальная система взаимоотношений между участниками агропромышленных кластеров. Отмечено, что государственные структуры и потенциальные инвесторы будут ориентироваться при этом на экономическую привлекательность и возможные риски на всех этапах инновационного процесса и по всей технико-технологической и финансово-экономической цепочке от разработки до внедрения передовых инноваций, ориентируясь на стратегию развития АПК страны, регионов и муниципальных образований. Всё это должны учитывать органы управления, определяя структуру, функции и механизмы воздействия на товаропроизводителей АПК и других участников агропромышленных кластеров для достижения индикаторов стратегического развития территорий.
В рамках решения национальных задач обеспечения продовольственной безопасности и дефицита кадров на селе, важнейшим «стратегическим направлением в области цифровой трансформации отраслей агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов до 2030 г.» [1] аграриям определен вектор на цифровую трансформацию отрасли и, как основы – человеческого капитала, реализуемого в сфере труда аграрного сектора экономики. Отмеченные направления обуславливают необходимость применения цифровых подходов в исследовании. Данное исследование базируется на использовании классических подходов и современных «цифровых» приемов с использованием программного обеспечения, реализуемого в сфере труда человеческого капитала работников, занятых в отрасли. С целью применения современных подходов в исследовании реализуемого в сфере труда аграрного сектора экономики человеческого капитала авторами разработан информационно-аналитический веб-сервис, который представлен базой данных для исследования, веб-сервером, подсистемой авторизации пользователей, веб-приложениями для поиска, визуализации и анализа данных в совокупности количественных параметров кадрового состава субъекта хозяйствования, отрасли (штатный, половозрастной состав, профессионально-квалификационный уровень занятых и т.д.) и качественных характеристик занятых в сфере труда человеческого капитала («биофизический капитал», «капитал образования», «капитал здоровья», «культурно- нравственный капитал», «капитал цифровых компетенций», «капитал предпринимательских компетенций»). Рекомендуемые подходы к исследованию определят решение стратегических задач отраслевой кадровой политики в части направлений оперативной адаптации желающих работать на селе под текущую кадровую ситуацию на аграрном рынке труда с учётом имеющегося дефицита и развития человеческого капитала в условиях цифровизации сфер труда аграрного сектора экономики.
В исследовании обоснованы принципы использования механизма государственно-частного партнерства в управлении инвестиционными процессами в условиях цифровизации и на примере агропромышленного комплекса. Определено, что цифровизация дает возможность пересмотреть принципы современных концепций управленческих решений и оптимально привлечь финансовые ресурсы. Обоснован перечень условий, которые необходимо учитывать при привлечении инвестиционных ресурсов в условиях государственно-частного партнерства в условиях цифровизации агропромышленного комплекса. Данные статьи представляют собой организационно-экономические отношения, возникающие в процессе оценки эффективности цифровизации предприятий АПК. Методы исследования: контент-анализ научной литературы по теме исследования, сравнительный, графический и системный анализы, аналогия и обобщение. Новизна научной работы заключается в анализе зарубежной практики применения цифровых решений в сельском хозяйстве, институциональной базы в части проектов ГЧП в сельском хозяйстве РФ, в проектах ГЧП в сфере ИТ, а также выработке перспективных направлений развития цифровизации АПК в проектах государственно-частного партнерства. Системное внедрение цифровых технологий в сельское хозяйство может станет основой для его дальнейшего развития.
Обоснование стратегий на микроуровне определяет перспективный выбор путей дальнейшего развития, причём следует исходить из того, что из множества допустимых стратегий развития сельскохозяйственного товаропроизводителя необходимо выбрать одну, так как даже самая гибкая производственная сельскохозяйственная система при функционировании не сразу может быть настроена на изменения. В работе на основе сочетания экономико-математических методов, разработана производственная стратегия развития сельскохозяйственного предприятия в части обоснования структуры посевов сельскохозяйственных культур, оптимальное сочетание которых позволит достичь ожидаемой минимально гарантированной прибыли, учитывая неопределенность как одно из основных свойств внешней среды функционирования. Расчёты показывают, что стратегия развития на микроуровне может опираться на обоснованную математическую связь между статистическими показателями, поставленной целью, оптимальным решением и планом развития. Проведенные исследования позволили выработать блок-схему алгоритма использования сочетания экономико-математических методов для моделирования оптимальной производственной стратегии сельскохозяйственного предприятия.
Высокие показатели урожайности подсолнечника в Саратовской области и значительные площади сельскохозяйственных угодий, занятые под его посевы, способствовали развитию подкомплекса масложировой специализации, продукты которого пользуются широким спросом, как на внутренних рынках России, так и в странах зарубежья. Регион обладает значительным потенциалом для образования территориально-производственного интегрированного объединения – агропромышленного кластера, представляющего собой важный инструмент повышения эффективности функционирования его участников. Главной целью подобного формирования является рост конкурентоспособности выпускаемой продукции и сокращение затрат, связанных с ее изготовлением и реализацией до конечных потребителей. К перспективным стратегиям ее достижения может относиться рационально выстроенная форма организации межхозяйственного взаимодействия предприятий различных сфер АПК, участвующих в единой цепи создания товаров с высокой добавленной стоимостью. В работе рассмотрены ведущие маслоэкстракционные заводы (МЭЗы) области, представляющие собой важный компонент ядра проектируемого интеграционного образования. Предложена многофакторная блочная модель управления процессами поставок между участниками агропромышленного кластера масложировой специализации, позволяющая оптимизировать движение сельскохозяйственного сырья от товаропроизводителей на МЭЗы путем сокращения затрат на его логистику и промежуточное хранение. Выявленные между исследуемыми объектами расстояния позволили произвести расчет показателей стоимости транспортировки семян подсолнечника на предприятия пищевой промышленности. На основе полученных данных был сконструирован первый блок модели, включающий в себя результаты решения задачи по распределению сырья в рамках выбранных зернохранилищ, а также обоснованию направлений его поставок на выделенные МЭЗы. Апробация модели на восьми лидирующих по объемам валовых сборов хозяйствующих субъектах, выявленных методом ранжирования, показала возможность сокращения логистических затрат на 18,9% при рациональной форме организации цепочек продвижения продукции в региональном кластере масложирового подкомплекса.
В статье анализируется зарубежный опыт оценки производительности мелиорируемого сельского хозяйства, выделяя агрономические, экономические, экологические и социально-экономические методы оценки. Также представлена авторская эконометрическая модель, в которой выявлены и обоснованы ключевые зависимые переменные, оказывающих влияние на динамику производительности мелиорируемого сельского хозяйства. Отличительной особенностью данного подхода является включение в число зависимых переменных группы факторов, учитывающих наличие сельскохозяйственной специализации у отдельных регионов, а также качество осуществляемых мелиоративных работ. В статье представлен авторский подход к оценке влияния на динамику производительности мелиорируемого сельского хозяйства различных факторов, учитывающих наличие сельскохозяйственной специализации у отдельных регионов, а также качество осуществляемых мелиоративных работ. Разработанная автором модель доказывает следующие выдвинутые гипотезы: обеспеченность трудовыми ресурсами и техническими средствами оказывает положительное влияние на производительность; в регионах, использующих комплексный подход к проведению мелиоративных мероприятий; производительность носит гетерогенный характер; в регионах с наилучшим мелиоративным состоянием сельскохозяйственных угодий наблюдается наибольший рост производительности. Результатом исследования стало подтверждение наличия влияния на производительность мелиорируемого сельского хозяйства множества разнообразных факторов, в том числе обеспеченность и состояние используемых непосредственно при проведении мелиоративных работ факторов производства (капитальные и трудовые ресурсы). В то же время учет только данных факторов при проведении эконометрического исследования является неполным и может приводить к наличию смещенных и неустойчивых оценок. Таким образом, в рамках данного подхода предлагается включить в число зависимых переменных группу факторов, учитывающих наличие сельскохозяйственной специализации у отдельных регионов, а также качество осуществляемых мелиоративных работ.
Выполнен анализ современной структуры использования в российском сельском хозяйстве семян сахарной свеклы, в которой удельный вес отечественных гибридов находится на критически низком уровне. Проанализирован имеющийся научно-технический, производственный и экономический потенциал отечественной системы селекции и семеноводства в области создания, коммерциализации и размножения в России новых высокопродуктивных гибридов рассматриваемой сельскохозяйственной культуры, не уступающих по ценовым и хозяйственно-полезным свойствам лучшим мировым аналогам. Определены и систематизированы основные характеристики, обеспечивающие высокую конкурентоспособность и эффективность гибридов сахарной свеклы на внутреннем рынке. Предложен показатель экономической эффективности производственного использования гибридов сахарной свеклы, учитывающих ценовые и хозяйственно-ценные характеристики. Установлено, что новые российские гибриды сахарной свеклы практически не уступают лучшим мировым аналогам по показателям продуктивности и требуют при этом меньших затрат на покупку семян и средств защиты растений. Выполнены расчеты ожидаемого экономического эффекта от перехода сельскохозяйственных товаропроизводителей Краснодарского края на использование семян новых гибридов сахарной свеклы отечественной селекции. Определены границы одновременных изменений урожайности и затрат на покупку российских семян и средств защиты растений при переходе в товарном свекловодстве на новые российские гибриды, в которых обеспечивается по сравнению с использованием более дорогостоящих зарубежных семян положительный экономический эффект товаропроизводителей. Полученные в ходе исследования результаты сопоставлены с результатами исследований в схожей предметной области, опубликованными в ведущих периодических изданиях.
Разработка системы оценки эффективности включения сельского хозяйства РФ в межгосударственные региональные экономические союзы (на примере ЕАЭС) опирается на соответствующее методологическое обеспечение. В основе разработки лежит положение о том, что главной целью и следствием существования экономических союзов, как правило, является изменение структуры и направления внешних и внутренних торговых связей его членов. В зависимости от уровня протекционизма интеграционного объединения в отношении внутреннего рынка и мер по ограничению импорта можно наблюдать и оценивать проявление эффекта создания либо отклонения торговли, выражающихся в изменении уровня доходов стран-членов союза ввиду роста или сокращения поступлений от таможенных сборов. Разрабатываемая система содержит следующие компоненты: оценка направленности и эффективности интеграционного взаимодействия РФ с другими странами-членами союза; оценка эффективности развития государства в интеграционном объединении, иными словами как повлияло включение и участие РФ в ЕАЭС на основные социально-экономические показатели страны. Авторами применён многокомпонентный подход к оценке эффективности экономической интеграции. Во второй блок разрабатываемой системы оценки авторами включены показатели, используемые для оценки интеграционных процессов на макроуровне в соответствии с Методическими подходами к анализу интеграционных процессов, разработанных Евразийской экономической комиссией.