Статья посвящена совершенствованию государственного управления АПК на основе балансов, определяющих научно-обоснованные пропорции в его многоотраслевой структуре, которые предполагают развитие села, как взаимосвязанного с городом самобытного социально - производственного комплекса. На основе группировки фактов в сфере АПК доказывается важность интеллектуализации сельской экономики в условиях функционирования различных моделей и форм собственности. Предложены организационные направления социально-производственного развития сельскохозяйственных территорий с учетом их конкурентных преимуществ. Подчеркнута роль науки в качественном обновлении аграрного сектора России. Основой эффективных сбалансированных хозяйственных решений является интеллектуализация сельскохозяйственной территории, что требует накопления необходимых инновационных знаний, их постоянное увеличение путем повышения образованности, компетентности, профессионализма кадров. Научно-обоснованные пропорции в АПК - это развитие села, являющегося форпостом устойчивости сельскохозяйственных территорий, соединения государственного социального партнерства с местным предпринимательством, гражданской инициативой в использовании, сбережении земельных богатств, сохранении природно-ресурсного, историко - культурного потенциала. Важно сделать приоритетом инвестиции не столько в новые технологии, сколько в наращивание социального капитала, стабилизацию демографического роста на селе, в укрепление института семьи. Для реализации потенциала развития АПК нужна государственная программа создания интеллектуального каркаса, который включал бы в себя современные центры коммуникаций и обработки данных, аналитические, информационно-консалтинговые службы.
Актуальным фактором успешного функционирования сельскохозяйственного предприятия в рыночной среде становится маркетинговая деятельность. Система сбыта продукции на сельскохозяйственном предприятии является завершающей стадией хозяйственной деятельности товаропроизводителя. Процесс управления системой сбыта в сельскохозяйственной организации представлен в виде взаимосвязанных блоков (сбор и анализ информации, планирование, организация, контроль, корректировка). Была предложена система сбыта сельхозпродукции через электронные системы коммуникаций. Сделан вывод, что электронный агропродовольственный рынок является перспективным направлением развития науки (с точки зрения теории) и общественных отношений (с точки зрения практики). Слабый экономический рост российской экономики в значительной степени объясняется высокими трансакционными, а также транспортными затратами. Электронная коммерция за счет уменьшения трансакционных издержек способствует открытому ведению бизнеса и конкуренции, повышает эффективность обмена. Рассмотрены типы взаимодействия сегментов электронного пространства в аграрной экономике. Анализ объемов сбыта продукции через электронные торговые площадки показывает, что они постоянно растут. Рассчитан эффект, полученный от применения системы электронной коммерции на примере реализации пшеницы и подсолнечника предприятием Воронежской области. Экономический эффект от сбыта продукции через электронные системы коммуникаций составил: по пшенице - 180 тыс. руб., по подсолнечнику - 195,6 тыс. руб. Сбыт сельскохозяйственной продукции в условиях электронной коммерции повысит эффективность деятельности предприятия в целом, а также позволит повысить конкурентоспособность продукции, укрепить позиции предприятия на агропродовольственном рынке.