Реализация интеграционных процессов часто сопровождается сложными методологическими проблемами, от решения которых во многом зависит успех экономического взаимодействия государств. Соответственно, велика и ответственность за возможные ошибки или просчеты. Поэтому значение правильно выбранной методологии очень велико. Сочетание сложности и высокой ответственности принимаемых стратегических решений делает данную область исследования особенно актуальной и значимой. Грамотное методологическое обоснование решения данных проблем становится особенно важным при переходе к более продвинутой и глубокой стадии интеграции - экономическому союзу. Это обоснование самым тесным образом связано с таможенными эффектами, возникающими в результате интеграционных процессов и требующими комплексной оценки, систематизации и учета при принятии управленческих решений в рамках задач по реализации согласованной политики на уровне различных отраслей экономического союза. Эффективное интеграционное взаимодействие стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в сфере АПК сегодня является одной из главных задач согласованной агропромышленной политики, концепция которой определена решением Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств от 29 мая 2013 г. №35. При этом за период с 2013 по 2018 гг. появилось большое количество внешних факторов, проявляющих себя через новые таможенные эффекты, которые, серьезным образом могут повлиять на эффективность реализации данного решения. Одним из таких эффектов является результат санкционной политики на национальном уровне в условиях реализации принципов единства таможенной территории в рамках Евразийского экономического союза. В статье сделана попытка дать определение понятию «таможенный эффект» и раскрыть механизм его воздействия на АПК России в условиях единства таможенной территории Евразийского экономического союза.
От эффективности государственной поддержки сельского хозяйства будет зависеть уровень продовольственной безопасности, экономическая эффективность сельскохозяйственного производства, темпы его развития, состояние сельских территорий. Государственная поддержка в сфере сельскохозяйственного страхования направлена на стимулирование сельскохозяйственных товаропроизводителей к использованию механизма страхования для защиты своих имущественных интересов, минимизацию прямых затрат государства на компенсацию ущерба от стихийных бедствий при чрезвычайных ситуациях. Цель статьи - исследовать поддержку государством сельского хозяйства. Выявлено, что из федерального бюджета было выделено 15,2 млрд руб. на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства, а также переработки, инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства. Примерно 60‰ субсидий, выданных на развитие растениеводства, было получено предприятиями и организациями Центрального (37‰) и Приволжского (23‰) федеральных округов. Необходимо обеспечить доступность и массовость сельскохозяйственного страхования с высокой возмещаемостью потерь.
В статье проведен анализ динамики показателей, характеризующих финансовую поддержку сельскохозяйственных организаций. Выявлено, что 76‰ от общего объема выделяемых средств на поддержку малого и среднего бизнеса в Тюменской области приходится на департамент АПК. Анализ бухгалтерской отчетности сельскохозяйственных организаций, получателей государственной поддержки, подтверждает, что затраты на производство продукции предприятий данной отрасли занимают значительную часть выручки. При этом, для некоторых предприятий себестоимость превышает выручку. Выдвинута гипотеза о том, что использование предприятием государственной помощи на техническое перевооружение и материальное обеспечение, позволяет в большей степени увеличить эффективность производства, что в свою очередь, повышает эффективность использования средств государственной поддержки. Предложено рассчитать эффективность государственной поддержки, используя скорректированный относительный показатель, отражающий динамику объема полученных субсидий на единицу произведенной продукции. Результаты расчета, а также анализ структуры использования средств государственной помощи позволяет сделать вывод о наличии прямой зависимость между объемом субсидий, направленных на капитальные вложения и эффективностью использования данных субсидий, а также экономическими показателями предприятия.
Реформирование сельского хозяйства привело к ликвидации или резкому снижению загруженности мощностей предприятий I и III сфер агропромышленного комплекса и до 140 связанных с селом промышленных отраслей. С разрушением промышленного картофелеводства и овощеводства до 90-93‰ площадей в России сегодня заняты малыми формами хозяйствования, с которыми не работают ни перерабатывающие заводы, ни торговые сети, что ведёт к их уходу с рынка. Однако малые формы хозяйствования поставляют на рынок страны более 50‰ всей сельхозпродукции. Предлагается создавать высокоэффективные «скандинавские» сельскохозяйственные производственно-торговые кооперативы (вместо заготовительных), типа Брянского картофельного кооператива «Производители и переработчики картофеля» с собственным семеноводством, товарным производством, хранением, переработкой, фасовкой, упаковкой и реализацией картофеля. На оставшихся 7-10‰ картофельных и овощных площадях России, занятых средними и крупными СХО целесообразно создать агропромышленные предприятия (типа «совхоз - завод» - ЗАО «Озёры») и объединения холдингового типа («Дмитровские овощи» Московской области). Предлагается использование китайской модели экономических преобразований, но с российской спецификой - развитие одновременно всех 3-х сфер АПК и его основных высокорентабельных и экспорто ориентированных подкомплексов с подключением конструкторов и специалистов оборонно-промышленного комплекса.
В статье представлен анализ рынка сельскохозяйственной техники. Экономический анализ потенциала развития сельскохозяйственного машиностроения России проведен с учетом политики импортозамещения и возможностей его расширения. Произведена сегментация рынка сельскохозяйственной техники с точки зрения освоения его российскими производителями. Выделены основные конкурентные преимущества отечественной техники: относительно невысокая цена, доступность сервисного обслуживания, возможность самостоятельного ремонта, протекционистская политика государства. Конкурентные преимущества техники, произведенной в странах дальнего зарубежья, - надежность, производительность. Сельскохозяйственная белорусская техника отличается невысокой ценой и протекционистской политикой правительства, занимает доминирующее положение в структуре продаж. Производство сельскохозяйственной техники, как российских образцов, так и иностранных с высокой локализацией можно, отчасти, считать решением проблемы формирования экспорто ориентированного сельскохозяйственного машиностроения. Предложен прогноз развития сельскохозяйственного машиностроения и его экспортного потенциала. Обоснованы основные направления развития рынка сельскохозяйственной техники, как ключевого элемента организационно-экономического механизма технической модернизации отрасли. Экспортный рост возможен по следующим сегментам рынка: зерноуборочные комбайны, тракторы мощностью более 300 л.с., почвообрабатывающая техника, посевная техника, комплексы оборудованию для хранению и очистки зерна, кормозаготовительная прицепная техника.
В статье обоснована важность и эффективность организации дополнительного профессионального образования кадров в научных учреждениях, где научные сотрудники-авторы новых знаний, без посредников передают их специалистам производства. Особое внимание обращено на адаптацию научных разработок по каждой изучаемой проблеме в конкретные проекты, методические и нормативные материалы с целью практической их реализации. Изложены исследования автора по особенностям обучения взрослых, рекомендованы формы и методы организации учебного процесса, осуществляемого научными учреждениями. Рассмотрены основные мероприятия по подготовке научного учреждения к обучению специалистов, приведен перечень подлежащих разработке (в соответствии с законодательством об образовании) локальных актов.
Инновационно-инвестиционная составляющая является одной из наиболее важных компонентов формирования и практической реализации стратегии регионального развития, как в нашей стране, так и в ряде других, включая республику Казахстан. Подобные действия, несомненно, оказывают положительное влияние на рост конкурентоспособности национальных экономик в современных условиях усиления тенденций глобализации и интеграции экономических систем. Инновационно-инвестиционное развитие рассматривается нами, как один из наиболее действенных способов сокращения временного лага переходов между технологическими укладами. Отмечено, что одной из основных проблемных зон на инновационном пути развития России является недофинансирование актуальных и востребованных инвестиционных проектов. В решении этого вопроса на различных уровнях национальной экономики, не последняя роль отводится крупным вертикально-интегрированным структурным единицам. В рамках проводимого исследования авторами выявлено изменение параметров социально-экономического развития на примере отдельно взятого региона, в данном случае Белгородской области. Представлены статистические данные, с учетом которых определен вклад Белгородской области в становление современной экономической модели развития страны. Отдельно рассмотрены основополагающие управленческие инициативы региональных органов власти, практическая реализация которых позволила достичь настоящих результатов и вывести Белгородскую область в число наиболее успешно и стабильно развивающихся регионов России. Уделено внимание, базовым стратегическим направлениям регионального развития, в рамках принятой Стратегии социально-экономического развития Белгородской области до 2025 года.
Одним из ключевых факторов эффективного развития животноводства является рациональное использование имеющихся производственных ресурсов, природно-климатических условий и организационно-экономических факторов. Целью исследования явилось определение особенностей территориально-отраслевого разделения труда в животноводстве и теоретико - методологическое обоснование оптимальных условий и факторов размещения и специализации животноводческих предприятий. Для оценки влияния специализации и концентрации производственных мощностей на эффективность производства животноводческой продукции был произведен анализ функционирования отрасли в региональном разрезе и особенностей организационно-производственной структуры сельскохозяйственных товаропроизводителей. Установлено, что на долю десяти регионов крупнейших производителей в 2012-2016 гг. приходилось 34,1‰ от общего объема молока и более 40,0‰ от общего объема производимого скота и птицы на убой. Наибольший эффект от интенсификации отрасли за счет технологической модернизации и внедрения ресурсосберегающих технологий отмечается в секторе сельскохозяйственных организаций. В ряде регионов с высоким уровнем технологическим развития объектов молочного скотоводства и концентрации производства достигнута устойчивая положительная динамика роста продуктивности животных. Отсутствие эффективной системы размещения производственных мощностей в животноводстве снижает устойчивость отрасли к негативным изменениями на внутреннем рынке и макроэкономическим фактора. Поведенный анализ позволил установить и систематизировать основные условия и факторы эффективного размещения животноводческих предприятий, использовать факторы оптимизации и специализации.
Исследование перспектив развития скотоводства в масштабах региона должно базироваться на оценке тенденций изменения поголовья крупного рогатого скота в хозяйствах различных категорий и обосновании размеров стада крупного рогатого скота. Учитывая ограниченное количество сельскохозяйственных организаций, развивающих скотоводство, предлагается разработать региональную программу их развития, в которой необходимо обосновать экономическую целесообразность сохранения поголовья с учетом перспектив их возможной реконструкции и социальной значимости для конкретных сельских населенных пунктов. Значительная дифференциация крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей по поголовью крупного рогатого скота обуславливает необходимость разработки различных групповых стратегий их развития. Существует устойчивая тенденция сокращения поголовья крупного рогатого скота в личных хозяйствах при росте его концентрации. Согласно прогнозным расчетам в сельскохозяйственных организациях Амурской области с поголовьем крупного рогатого скота свыше 500 голов к 2025 г. будет сосредоточено 96,5‰ всего поголовья в хозяйствах данной категории. По крестьянским (фермерским) хозяйствам прогнозируемый прирост поголовья крупного рогатого скота к 2025 г. ожидается на уровне 1,3 тыс. голов. Сокращение поголовья крупного рогатого скота в хозяйствах населения с 2015 г. по 2025 г. ожидается с 46,6 до 41,1 тыс. голов. При сохранении сложившихся в регионе тенденций изменения структуры стада, молочной и мясной продуктивности крупного рогатого скота при выходе на прогнозируемые значения поголовья Амурская область сможет в перспективе нарастить производство как молока, так и говядины.
На финансовые результаты от производства и реализации продукции сельского хозяйства оказывают влияние различные факторы. Оценка воздействия этих факторов заключается в определении степени эффективности их использования, что весьма актуально. В связи с этим поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности - одна из важнейших задач в любой сфере бизнеса. Для проведения факторного экономического анализа используются различные методы и способы. Цель исследования - анализ влияния факторов на изменение суммы прибыли и уровня рентабельности производства винограда и выявление резервов их повышения. Работа выполнена на материалах агрофирмы «Тятляр» Республики Дагестан. Выявлено, что 98,3‰ валовой прибыли получают от реализации винограда, размер которой зависит от четырех факторов: объема реализации продукции, ее структуры, себестоимости и уровня среднереализационных цен. Расчет влияния на сумму прибыли и уровень рентабельности производства винограда осуществлен методом ценной подстановки и способом пропорционального деления. Результаты факторного анализа показали, что увеличение прибыли от реализации винограда в основном обусловлен ростом средних реализационных цен (+15220 тыс. руб.). В связи с повышением себестоимости единицы продукции сумма прибыли уменьшилась на 13152 тыс. руб. Уровень рентабельности производства винограда повысился на 0,97‰, в том числе на 23,39‰ в связи с ростом цен и снизился на 22,42‰ за счет роста себестоимости единицы продукции. В целях повышения эффективности производства винограда и финансовых результатов от его реализации предложен ряд мер, позволяющие интенсифицировать отрасль, привлекать инвестиции, усилить его конкурентные свойства, и как следствие, устойчивость.