В условиях возрастающей конкуренции в результате процессов глобализации и интеграции вопрос переориентации экономики на инновационный путь развития приобретает теоретическую и практическую актуальность. В статье рассмотрены основные стимулы и барьеры для модернизации аграрного сектора экономики России, обосновывается потребность его инновационного развития. Акцентируется внимание на проблеме готовности системы управления эффективно функционировать в условиях инновационной экономики. Представлен теоретический экскурс мнений учёных по вопросам инновационного развития отрасли, показывающий необходимость организационных, мотивационных и информатизационных преобразований в аграрном секторе экономики, необходимых для формирования инновационной инфраструктуры и развития инновационно-ориентированной системы управления. Имеющиеся результаты исследования показывают, что для преобразования аграрного сектора экономики России в наукоемкий и высокотехнологичный сектор необходимо построение инновационной инфраструктуры системы управления. Достижение этого невозможно без проведения институциональных преобразований, связанных с построением соответствующих структур, обеспечивающих инновационную деятельность. В качестве наиболее предпочтительного варианта таких инновационных структур рассматриваются аграрные агломерационные образования. Предложена модель формирования аграрных агломерационных зон, позволяющая применять новые формы управления, и механизм инвестиционного партнерства в аграрных кластерах. Выделены условия, которые определяют возможность осуществления предлагаемых преобразований инновационной инфраструктуры.
Цель работы - изучение истории развития, выявление роли, значения и перспектив льноводства для экономики страны и, особенно для льносеющих регионов Нечерноземной части Центральной России. Ретроспективный анализ устойчивости развития экономики льносеющих регионов Нечерноземья России за продолжительный исторический период показывает, что их успешному развитию способствует именно массовое возделывание льна-долгунца. Отмечена значительная роль кооперации в развитии льноводства. Приведена динамика посевов льна с конца 80-х годов до настоящего периода. На основе официальной статистики установлена прямая зависимость степени разрушения льноводства и состояние других отраслей сельского хозяйства ведущих льносеющих регионов Центральной России. В дореформенный период в десяти регионах Нечерноземья было сосредоточено почти 90‰ российского льна, а за годы Россия практически прекратила производство льноволокна и изделий из него. Показаны значение, необходимость и направления восстановление льноводства в современных условиях. По экспертным оценкам из-за восстановления льняного комплекса ВВП страны возрастёт не менее чем на 6-8‰. Меры по восстановлению льноводства в депрессионных регионах Нечерноземья должны приниматься в комплексе с другими мероприятиями по развитию сельских территорий.
В статье рассматриваются направления формирования механизма финансирования передовых научных технологий в сельском хозяйстве стран Евразийского экономического союза. Решение проблемы финансирования передовых научных технологий в странах ЕАЭС на данный период определяется степенью или уровнем развития наднациональных институтов и инструментов регулирования финансового рынка. Предлагается в дополнение к существующим налоговым льготам выделение государствами ЕАЭС бюджетных средств и создание общих экономических условий для формирования институтов внебюджетного финансирования. Для привлечения частных инвесторов предлагается использовать компенсацию части затрат на приобретение и использование высокотехнологического оборудования. Отмечается необходимость создания межгосударственного фонда поддержки внедрения и использования передовых инновационных технологий, создаваемых научно - исследовательскими институтами и инновационными компаниями в сельском хозяйстве в рамках союза. Использование инструментов финансирования внедрения, распространения и использования научно-исследовательских результатов и инновационных продуктов в сельском хозяйстве существенно бы повысило производительность труда и способствовало бы снижению себестоимости производства в сельском хозяйстве в странах ЕАЭС.
Цель исследования - анализ деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей с точки зрения концентрации земельных ресурсов, поголовья скота. Выполнен сравнительный анализ произошедших изменений за период реформ, начиная от совхозно-колхозного строя, в России и Казахстане. Отмечены экономические и социальные последствия реформ, определен ущерб сельскохозяйственному производству от реформирования. Только по производству мяса Казахстан недополучил из-за развала совхозного строя 15,4 млн т мяса, или 79‰ всего производства. Показаны преимущества коллективного ведения производства. Приведены данные за пять лет по экономической деятельности АО и ТОО, крестьянских (фермерских) хозяйств. Факты свидетельствуют в пользу коллективного ведения хозяйства и концентрации средств производства. Сделан вывод, что и Россия, и Казахстан имеют сегодня неуправляемое сельхозпроизводство в виде сотен тысяч мелких крестьянских хозяйств и сотен средних по размеру товариществ и акционерных обществ. Сельское хозяйство с трудом выходит на показатели доперестроечного совхозно-колхозного уровня. Руководство Казахстана взяло курс на объединение крестьян в кооперативы. Это непростой и дорогой для государства путь. Другой путь - дальнейшая концентрация средств производства, которая неизбежна и приведет к успеху. Тенденции, наблюдаемые в США, Канаде, Европе - уменьшение числа ферм и увеличение их размеров. Закономерность - концентрация производства приводит к росту его эффективности
Экономика сельского хозяйства: учебник для академического бакалавриата / под ред. Н. Я. Коваленко. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 406 с.
Переход к эффективной экономической политике государства напрямую связан с развитием конкретных отраслей, прежде всего, сельского хозяйства. Финансирование сельскохозяйственных организаций обладает рядом особенностей. Действующая система налогообложения является одним из самых действенных инструментов, способных как поддержать сельскохозяйственное производство, так и затормозить его развитие. Цель исследования - анализ вопросов финансирования и налогообложения сельскохозяйственных организаций как факторов отраслевого роста. В системе кредитования сельскохозяйственных организаций были выделены следующие проблемы: снижение объемов кредитования отрасли; отсутствие возможности замещения средств, ранее привлекаемых на рынках капитала. Статистика налогообложения организаций сельского хозяйства последних лет показывает разнонаправленные тенденции, в т.ч. меньшее использование сельскохозяйственными организациями ЕСХН по сравнению с общей системой налогообложения, позитивная динамика налоговых поступлений и задолженности по налогам, приемлемый уровень налогового бремени для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и привлечения инвестиций методами налогового регулирования предлагается провести оценку влияния уровня налоговой нагрузки и применения налоговых льгот на экономическое положение сельскохозяйственных товаропроизводителей и в целом на развитие сельского хозяйства. Необходимо использование мер, направленных на усиление стимулирующей функции налогообложения.
Развитие интеграционных процессов в агропромышленном комплексе РФ является закономерным процессом. Изучение опыта зарубежных стран и отдельных регионов России показало, что наиболее перспективной формой интеграционного взаимодействия являются кластеры. Аграрное производство Магаданской области, несмотря на ежегодно возрастающую государственную поддержку, по-прежнему остается низкоэффективной отраслью, требующей новых методов управления и создания условий для инновационного развития. Цель исследования - научное обоснование и разработка модели агропродуктового кластера в Магаданской области. Именно необходимость внедрения масштабных инноваций требует применения кластерного подхода в АПК северных регионов. SWOT-анализ позволил выявить сильные и слабые стороны сельскохозяйственных отраслей и сделать вывод о возможности создания в регионе молочно-продуктового кластера. Установлено, что в области имеются незагруженные в полной мере мощности для переработки молока, а также готовые к внедрению научные инновационные разработки в области кормления сельскохозяйственных животных, укрепления региональной кормовой базы и разведения молочного скота. Создание кластера позволит усилить конкурентоспособность продукции АПК региона, диверсифицировать сельскохозяйственное производство и повысить экономическую эффективность отрасли, уменьшить продовольственную зависимость Магаданской области от рынка ввозимых товаров, обеспечив улучшение снабжения населения местной молочной продукцией.
В современных условиях ведения сельского хозяйства около 70‰ животноводческих предприятий не имеют земельных угодий в количествах, достаточных для утилизации производимого на них навоза / помета. Единственным действенным способом снижения экологической нагрузки на окружающую среду является установление связей между предприятиями животноводческого и растениеводческого направлений. Цель исследования - оценка логистической модели управления вторичными ресурсами АПК на примере Ленинградской области с учетом эколого-экономических параметров. Выбранный оптимизационный критерий модели учитывал прибыль от продажи органического удобрения, субсидирование государства, плату за негативное воздействие на окружающую среду, затраты на переработку навоза/помета в органическое удобрение, затраты на транспортировку полученного органического удобрения. Использование данной модели позволяет достичь экономического эффекта в 19251 тыс. руб. для птицефабрики яичного направления с поголовьем 579,1 тыс. голов и годовым выходом помета 26,8 тыс. тонн и 93117 тыс. руб. для свинокомплекса с поголовьем 17,5 тыс. голов и годовым выходом навоза 71,9 тыс. тонн.
Важным направлением функционирования АПК России является совершенствование организационно-экономического механизма управления технологическими процессами производства и применения органических удобрений в условиях ресурсосберегающей аграрной политики. Целью исследования является разработка и апробация инструментария управления технологическими процессами производства и применения органических удобрений, ориентированного на ресурсосбережение. В авторской трактовке матрично-компетентностный подход в управлении ресурсосберегающими технологическими процессами применения органических удобрений представляет совокупность общих принципов аргументированного выбора направления переработки органических отходов и применяемой технологии с целью оптимального использования ресурсно-сырьевой базы, повышения эффективности функционирования отраслей растениеводства и животноводства в рамках экологически ориентированного аграрного производства. В подходе выделены три этапа для двух базовых направлений переработки - традиционное и ускоренное микробиологическое компостирование. Составлена матрица соответствия формирования ресурсно-сырьевой базы и производства органических удобрений, а также поле дилемм направлений переработки органических отходов. При использовании ретроспективных данных на примере организации Ростовской области определены объемы производства органических удобрений и потребность в них, обоснована перспективность применения ресурсосберегающих технологий ускоренного микробиологического компостирования. Эффективность ресурсосберегающих технологий производства органических удобрений подтверждена их апробацией в производственных условиях сельскохозяйственных организаций Ростовской области. Предложенный матрично-компетентностный подход предлагается рассматривать как один из наиболее приемлемых и доступных инструментов повышения эффективности аграрного экологически ориентированного производства.
В статье рассматриваются этапы становления и развития органического сельского хозяйства в зарубежных странах и России, дается сравнительная оценка его состояния в них. Наличие различных точек зрения по вопросам развития органического сельского хозяйства, производства и рынка органической продукции в нашей стране говорит о необходимости научно-методологического обоснования постановки и изучения этой проблемы. В статье рассмотрены два вопроса методологического характера: понимание места органического сельского хозяйства в сельском хозяйстве страны в целом и вопросы регулирования и поддержки этого процесса. Органическое сельское хозяйство рассматривается как специфическая, но составная часть общей системы ведения сельского хозяйства. Эффективность поддержки органического сельского хозяйства будет тем выше, чем в большей степени она будет осуществляться на научной основе, в тесной связи Министерства сельского хозяйства с региональными органами власти и научными и образовательными учреждениями. Поддержкой должны пользоваться только те хозяйствующие субъекты, которые войдут в реестр сертифицированных производителей органической продукции и будут отчитываться в результатах своей деятельности по общегосударственной статистической системе учета и отчетности. Среди преимуществ органического сельского хозяйства также дополнительно выделены экологические, социальные и экономические факторы. Темпы ежегодного роста площадей занятых под производством органической продукции в период 2017-2020 гг. могут составить от 3,4 до 3,9‰, а объемов продаж от 7,7 до 11,2 ‰. Единая информационная база сделает возможным проводить объективный мониторинг внутреннего рынка органической продукции