В статье рассмотрена проблема ограничения размера субсидий одному получателю и влияние такого решения на рост сельскохозяйственного производства. Субсидии сельхозпроизводителям за последние 25 лет все больше концентрировались в отдельных крупнейших агрофирмах и агрохолдингах России. Среди остальных сельхозпроизводителей росла доля тех, кто не получал ничего или получал очень незначительную господдержку. Такая аграрная политика государства способствовала созданию эксклюзивных преимуществ отдельным крупным компаниям, концентрации у них огромных площадей земли, ускоренному вытеснению с аграрного рынка среднего и малого бизнеса. Во всем мире в сельскохозяйственном производстве этот бизнес имеет приоритетное развитие благодаря оказываемой ему господдержке. Крупный бизнес, не получающий такую поддержку, вынужден работать по контрактам с малым бизнесом, способствует его развитию, опирается на него, а не разоряет. Сетевая организация бизнеса в АПК способствует его диверсификации, решению экологических проблем, быстрому наращиванию доли отдельных компаний на рынке конечной продукции. Законодательное ограничение размера субсидий одному получателю является общемировой практикой. Отсутствие таких ограничений в российском законодательстве, согласно гипотезе автора, сдерживает развитие отрасли. На основе проведенных расчетов автор показывает, что много небольших инвестиционных субсидий позволяют получить более значительный прирост производства, чем малое количество больших субсидий. Вывод автора согласуется и с общей теорией господдержки сельского хозяйства, ориентированной на решение не только экономических проблем отрасли, но и устойчивое социальное развитие села.
Рассмотрена необходимость развития российско-китайского сельскохозяйственного предпринимательства в приграничных районах Дальнего Востока. Рост производства в регионе обусловлен использованием китайской рабочей силы из-за устойчивого сокращения коренного сельского населения и усиления дисбаланса регионального рынка труда. Установлены негативные тенденции в экологическом загрязнении земельных и водных ресурсов Приморского края, включая Приханкайскую низменность. Предложен методический инструментарий обоснования целесообразности совместного предпринимательства в сельском хозяйстве с учетом возникающих при этом эколого-хозяйственных рисков. Для определения оптимальной схемы совместного российско-китайского сельскохозяйственного предпринимательства предложен подход, оценивающий полноту достижения целей аграрного сектора России, а также потребностей и экономических желаний субъектов взаимодействия. Для оценки предложено использование финансовых показателей и рост производства сельскохозяйственной продукции по видам. На основании статистических данных были построены линии тренда и определены прогнозные значения. Использование предлагаемой методики обоснования совместного российско-китайского сельскохозяйственного предпринимательства будет способствовать повышению эффективности функционирования аграрного сектора и увеличению производства сельскохозяйственной продукции.
Рассматривается роль, значение и проблемы повышения экономической эффективности использования естественных сенокосов и пастбищ Центрального Нечерноземья Российской Федерации в воспроизводстве кормовой базы на основе факторов, определяющих продуктивность земли, питательную ценность полученной продукции (кормов) и минимальные затраты труда и средств на её единицу в современных условиях. Лугопастбищное хозяйство выступает как стратегическое направление интенсификации и более экономичного развития молочно-мясного скотоводства. Центральное Нечерноземье России имеет необходимый экономический потенциал для решения вышеуказанной задачи. Вместе с тем, современное состояние лугопастбищного хозяйства таково, что оно не обеспечивает животных в достаточном количестве качественными грубыми, сочными и пастбищными (зелёными) кормами. Основными причины такого положения являются: недостаточное материально-техническое, трудовое и финансовое обеспечение, неудовлетворительная ориентация использования естественных сенокосов и пастбищ, мелиоративная неустроенность, радиоактивное загрязнение в результате техногенной аварии на Чернобыльской АЭС. Показано значение научного, технико-технологического обеспечения, инновационных и организационно-экономических и других факторов в решение кормовой проблемы. Уточнены методические и методологические подходы к анализу эффективности с учётом специфики развития кормовой базы на природных угодьях. Рассмотрены вопросы разработки комплексных программ развития кормопроизводства, включая лугопастбищное хозяйство, создания молочно-кормовых кластеров, рационального организационно - хозяйственного механизма управления системой производства и использования кормов.
Сельское хозяйство находится в экологическом кризисе - снижается естественное плодородие почвы и соответственно происходит недобор урожая. Нарастание темпов и масштабов деградации земельных ресурсов в стране привело к сокращению только за 90-е годы 6,5‰ пашни. Для преодоления негативных тенденций в АПК целесообразно иметь Программу экологизации, включающую: борьбу с эрозией, применение органических удобрений, агролесомелиорацию, культурно-техническую мелиорацию, травосеяние, известкование кислых почв, биологические способы защиты, севообороты, чистые пары, ускоренное развитие производственно-бытовой сферы АПК. Для реализации Экологической программы необходимо создать соответствующую систему рыночных регуляторов (льготы, кредиты, налоги и пр.) для изменения приоритетов в распределении ресурсов, капитальных вложений в АПК. Все стадии кругооборота капитала (денежная, производительная, товарная) должны быть непосредственно связаны с процессом сохранения и воспроизводства используемых природных ресурсов. Источником информации для определения эколого-экономической эффективности сельскохозяйственного производства служат данные производственно-финансового плана, экологического паспорта, технологических карт, бухгалтерской и статистической отчетности, нормативно- справочные материалы. Бухгалтерский экологический учет не регламентирован законодательством, нет стандарта, регулирующего учет затрат на природоохранные мероприятия и рациональное природопользование. Исходя из того, что экологический ущерб, нанесенный предприятиями, можно оценить, необходимо расширить трактовку понятия «бухгалтерский экологический учет». В экологической бухгалтерской отчетности предприятия необходимо отражать не только затраты на природоохранные мероприятия, экологические платежи и штрафные санкции за нарушение природоохранного законодательства, но и ущерб, нанесенный предприятием окружающей среде.
Рассмотрены проблемы инвестирования сельского хозяйства Сибирского федерального округа, обусловленные сокращением объемов государственной поддержки, возможностей кредитования и снижением собственных финансовых средств сельскохозяйственных организаций. Среднегодовой темп снижения инвестиций в основной капитал АПК СФО за 2011-2015 гг. составил 97,7‰. Современная аграрная политика нацелена на поддержку крупного индустриального производства, а значительная часть имеющихся земельных и производственных ресурсов средних и малых форм хозяйствования неэффективно используется при реализации мер по импортозамещению. Решение данных проблем требует совершенствования текущей инвестиционной политики на уровне субъектов РФ, включая стимулирование притока инвестиций в приоритетные подотрасли сельского хозяйства, расширение государственной поддержки малого и среднего агробизнеса. С целью преодоления последствий инвестиционной паузы в сельском хозяйстве СФО и дальнейшего наращивания агропромышленного производства необходимо повысить темпы роста инвестиций в основной капитал сельского хозяйства до 8-10‰. Механизм использования ограниченных инвестиционных ресурсов должен формироваться с учетом специфики региона для определения точек роста и приоритетного их инвестирования.
В статье рассмотрено состояние льняного подкомплекса, показано его стратегическое значение для развития многих отраслей, особенно лёгкой промышленности, подчеркнута необходимость его восстановления. Цель исследования - выявить основные причины разрушения льняного подкомплекса. Это даст возможность более конкретно, научно - обоснованно определить вектор его стратегического развития, выработать наиболее эффективные направления восстановления. Сделан вывод, что основная причина упадка льноводческого подкомплекса - это поспешный и научно необоснованный перевод экономики от жёсткого государственного планирования и регулирования к работе в нерегулируемых рыночных условиях. Длительность производственного цикла (12-15 и более месяцев) при высокой стоимости банковского кредита и инфляции, недостаточности собственных свободных средств и отсутствии необходимого государственной поддержки предопределяет убыточность выращивания и переработки льна. В Нечерноземной зоне лён является для многих хозяйств единственной товарной растениеводческой культурой, обеспечивающей на протяжении столетий доходность сельскохозяйственного производства. В России по сравнению с другими льносеющими странами очень низкая производительность труда, урожайность культуры, ее качество, что намного снижает конкурентоспособность отечественной льняной продукции.
Глобальное изменение климата признается уже установленным фактом. В связи с этим возникла необходимость принятия срочных мер для противодействия неблагоприятным последствиям этого процесса для обеспечения устойчивости мировой агропродовольственной системы. Основной целью функционирования мировой агропродовольственной системы, мирового продовольственного рынка является обеспечение населения планеты достаточным количеством продовольствия. Климатические изменения оказывают многоплановое воздействие на сельское хозяйство, главным образом негативное, снижая естественное плодородие почв, урожайность сельскохозяйственных культур, продуктивность животных, что затруднит производство достаточного количества продовольствия для растущего населения мира, а также изменит наличие и качество водных ресурсов. Для повышения устойчивости мировой продовольственной системы необходимо принять комплекс мер, среди которых: снижение уровня выбросов парниковых газов; повышение эффективности сельскохозяйственного производства; сокращение количества отходов, получаемых в результате сельскохозяйственной деятельности, переработки и потребления продовольственной продукции; инновационное развитие аграрного сектора, содействие участию в выработке и реализации решений всех заинтересованных сторон - производителей, представителей агробизнеса, государственных структур, финансового сектора и др.
Цель работы - разработка рекомендаций по реформированию действующей модели агрострахования с государственной поддержкой. Агрострахование предназначено для обеспечения защиты имущественных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей при наступлении страховых случаев. Агрострахование актуально для сельскохозяйственного производства в связи с высокой вероятностью наступления катастрофических рисков, а, следовательно, и потерь. Так как наравне с погодными рисками существуют риски изменения рыночной конъюнктуры, кредитный риск и другие необходим системный подход к управлению рисками в сельском хозяйстве. Развитие системы агрострахования в Российской Федерации сдерживается сложностью разработки доступных страховых продуктов, несовершенным механизмом выплаты страхового возмещения, низким уровнем страхового покрытия. Для совершенствования агрострахования предлагается: разработка линейки доступных страховых продуктов для учета потребностей и особенностей клиентов при формировании продуктового ряда, самостоятельного выбора клиентами приемлемой доли покрытия риска; использование методологии актуарных расчетов стоимости ущербов с применением математических и статистических методов; обеспечение необходимого уровня и стабильности ресурсной поддержки со стороны государства; создание накопительных страховых резервов для покрытия крупных расходов будущих периодов для защиты от катастрофических рисков.
Цель исследования - рассмотреть задачи и направления формирования инфраструктуры развития сельскохозяйственного предпринимательства в регионе. Функциональный подход определяет инфраструктуру предпринимательства как совокупность предприятий и организаций, обслуживающих основное производство. В ходе анализа выявлены нерешенные проблемы формирования инфраструктуры развития сельскохозяйственного предпринимательства в Алтайском крае. Сделан вывод, что коллективный сектор в регионе обладает лучшей инфраструктурой ведения бизнеса, особенно сбытовой деятельности. Дано обоснование категории «инфраструктура развития сельскохозяйственного предпринимательства», её основных структурных элементов. Рассмотрены предпосылки её формирования в регионе. Показана связь её элементов со стадиями жизненного цикла сельскохозяйственного бизнеса - создания, запуска и развития производства. В качестве ведущего инфраструктурного элемента рассмотрено информационно-консультационное обслуживание. Обобщен опыт формирования и функционирования информационно- консультационного обслуживания в Алтайском крае. Среди направлений консультирования в 2015-2016 гг. наиболее востребованными были консультационные услуги в области животноводства (59‰). Сделан вывод о необходимости оказания услуг в сфере сбыта продукции, производимой малым бизнесом. Необходимо развитие малой переработки и кооперации.
Одним из прорывных направлений развития России в ближайшей перспективе должно стать формирование цифровой экономики. В статье рассмотрены различные трактовки понятия «цифровая экономика» - в «узком» и «широком» смысле. Авторы статьи придерживаются «широкой» трактовки данного понятия, учитывающей применение цифровых технологий во всех отраслях и сферах деятельности. При рассмотрении проблемы учтены основные положения Программы «Цифровая экономика Российской Федерации», уровни ее развития. Предложены основные направления формирования цифровой экономики в АПК, в том числе с учетом готовности его участников к деятельности в условиях цифровой экономики. Для этого предложена группировка участников АПК с выделением хозяйствующих субъектов, обладающих высокой и относительной готовностью, способных и неспособных к самостоятельной адаптации к условиям цифровой экономики. Отмечена специфика, основные направления и формы взаимодействия субъектов в АПК, в том числе с учетом положений Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Взаимодействие хозяйствующих субъектов АПК в условиях цифровой экономики должно базироваться на современных достижениях научно-технического прогресса, использовании информационных технологий, формировании единого информационного пространства в рамках агропромышленных кластеров. Предложен механизм формирование единого информационного пространства в агропромышленных кластерах, указано на имеющиеся при этом проблемы и пути их преодоления, изложен алгоритм формирования эффективных информационно-коммуникационных взаимодействий в АПК на базе современных информационных технологий.