В современных условиях ведения сельского хозяйства около 70‰ животноводческих предприятий не имеют земельных угодий в количествах, достаточных для утилизации производимого на них навоза / помета. Единственным действенным способом снижения экологической нагрузки на окружающую среду является установление связей между предприятиями животноводческого и растениеводческого направлений. Цель исследования - оценка логистической модели управления вторичными ресурсами АПК на примере Ленинградской области с учетом эколого-экономических параметров. Выбранный оптимизационный критерий модели учитывал прибыль от продажи органического удобрения, субсидирование государства, плату за негативное воздействие на окружающую среду, затраты на переработку навоза/помета в органическое удобрение, затраты на транспортировку полученного органического удобрения. Использование данной модели позволяет достичь экономического эффекта в 19251 тыс. руб. для птицефабрики яичного направления с поголовьем 579,1 тыс. голов и годовым выходом помета 26,8 тыс. тонн и 93117 тыс. руб. для свинокомплекса с поголовьем 17,5 тыс. голов и годовым выходом навоза 71,9 тыс. тонн.
Важным направлением функционирования АПК России является совершенствование организационно-экономического механизма управления технологическими процессами производства и применения органических удобрений в условиях ресурсосберегающей аграрной политики. Целью исследования является разработка и апробация инструментария управления технологическими процессами производства и применения органических удобрений, ориентированного на ресурсосбережение. В авторской трактовке матрично-компетентностный подход в управлении ресурсосберегающими технологическими процессами применения органических удобрений представляет совокупность общих принципов аргументированного выбора направления переработки органических отходов и применяемой технологии с целью оптимального использования ресурсно-сырьевой базы, повышения эффективности функционирования отраслей растениеводства и животноводства в рамках экологически ориентированного аграрного производства. В подходе выделены три этапа для двух базовых направлений переработки - традиционное и ускоренное микробиологическое компостирование. Составлена матрица соответствия формирования ресурсно-сырьевой базы и производства органических удобрений, а также поле дилемм направлений переработки органических отходов. При использовании ретроспективных данных на примере организации Ростовской области определены объемы производства органических удобрений и потребность в них, обоснована перспективность применения ресурсосберегающих технологий ускоренного микробиологического компостирования. Эффективность ресурсосберегающих технологий производства органических удобрений подтверждена их апробацией в производственных условиях сельскохозяйственных организаций Ростовской области. Предложенный матрично-компетентностный подход предлагается рассматривать как один из наиболее приемлемых и доступных инструментов повышения эффективности аграрного экологически ориентированного производства.
В статье рассматриваются этапы становления и развития органического сельского хозяйства в зарубежных странах и России, дается сравнительная оценка его состояния в них. Наличие различных точек зрения по вопросам развития органического сельского хозяйства, производства и рынка органической продукции в нашей стране говорит о необходимости научно-методологического обоснования постановки и изучения этой проблемы. В статье рассмотрены два вопроса методологического характера: понимание места органического сельского хозяйства в сельском хозяйстве страны в целом и вопросы регулирования и поддержки этого процесса. Органическое сельское хозяйство рассматривается как специфическая, но составная часть общей системы ведения сельского хозяйства. Эффективность поддержки органического сельского хозяйства будет тем выше, чем в большей степени она будет осуществляться на научной основе, в тесной связи Министерства сельского хозяйства с региональными органами власти и научными и образовательными учреждениями. Поддержкой должны пользоваться только те хозяйствующие субъекты, которые войдут в реестр сертифицированных производителей органической продукции и будут отчитываться в результатах своей деятельности по общегосударственной статистической системе учета и отчетности. Среди преимуществ органического сельского хозяйства также дополнительно выделены экологические, социальные и экономические факторы. Темпы ежегодного роста площадей занятых под производством органической продукции в период 2017-2020 гг. могут составить от 3,4 до 3,9‰, а объемов продаж от 7,7 до 11,2 ‰. Единая информационная база сделает возможным проводить объективный мониторинг внутреннего рынка органической продукции
В статье охарактеризована пищевая ценность мяса-конины и изделий из него. Проанализированы объемы производства мяса. Обобщены в динамике статистические данные по размещению и численности мясного табунного коневодства по регионам Российской Федерации. Дана зоотехническая характеристика местных пород лошадей, помесей с заводскими породами и специализированных пород мясного направления. Разработан научно-обоснованный прогноз численности мясных табунных лошадей, а также конского поголовья других направлений использования на среднесрочную перспективу (2020 год). Рассчитаны объемы производства мяса-конины на обозначенную перспективу по регионам с традиционно развитым мясным табунным коневодством и другим направлениям конеиспользования. Рост производства мяса намечено обеспечить на основе увеличения численности лошадей, совершенствования породной структуры мясного табунного коневодства, а также внедрения рациональных технологических приемов ведения отрасли. Разработаны мероприятия по повышению товарности мяса-конины путем организации системы поставки мясных лошадей на экспорт и создания специализированных мясоперерабатывающих предприятий по изготовлению колбас и различных мясных изделий из конины.
В подавляющем большинстве зернопроизводящих хозяйств Омской области реализация зерна оказывает решающее влияние на их финансовое состояние. Поэтому анализ и оценка форм реализации зерна сельскохозяйственными товаропроизводителями является одним из важнейших факторов совершенствования такой деятельности. Анализ каналов реализации зерна за 20 лет (1996-2015 гг.) показал, что в их структуре произошли существенные сдвиги. Значительно снизились поставки зерна в заготовительные организации и по бартерным сделкам, возросли - перерабатывающим предприятиям, организациям оптовой торговли, через собственные магазины. При формальном наличии многоканальных форм реализации зерна большинство из них или недоступны для товаропроизводителей, или ущемляют их экономические интересы. Выявлена важная тенденция, которая заключается в том, что положительные результаты работы определяются, в первую очередь, деятельностью предприятия на рынке, а затем уровнем издержек. Определение индекса выгодности ведения отрасли показало, что в современных условиях ведения зернового производства необходимо менять отношение к сбыту своей продукции, так как его организация требует специальных знаний.
Статья посвящена совершенствованию государственного управления АПК на основе балансов, определяющих научно-обоснованные пропорции в его многоотраслевой структуре, которые предполагают развитие села, как взаимосвязанного с городом самобытного социально - производственного комплекса. На основе группировки фактов в сфере АПК доказывается важность интеллектуализации сельской экономики в условиях функционирования различных моделей и форм собственности. Предложены организационные направления социально-производственного развития сельскохозяйственных территорий с учетом их конкурентных преимуществ. Подчеркнута роль науки в качественном обновлении аграрного сектора России. Основой эффективных сбалансированных хозяйственных решений является интеллектуализация сельскохозяйственной территории, что требует накопления необходимых инновационных знаний, их постоянное увеличение путем повышения образованности, компетентности, профессионализма кадров. Научно-обоснованные пропорции в АПК - это развитие села, являющегося форпостом устойчивости сельскохозяйственных территорий, соединения государственного социального партнерства с местным предпринимательством, гражданской инициативой в использовании, сбережении земельных богатств, сохранении природно-ресурсного, историко - культурного потенциала. Важно сделать приоритетом инвестиции не столько в новые технологии, сколько в наращивание социального капитала, стабилизацию демографического роста на селе, в укрепление института семьи. Для реализации потенциала развития АПК нужна государственная программа создания интеллектуального каркаса, который включал бы в себя современные центры коммуникаций и обработки данных, аналитические, информационно-консалтинговые службы.
Актуальным фактором успешного функционирования сельскохозяйственного предприятия в рыночной среде становится маркетинговая деятельность. Система сбыта продукции на сельскохозяйственном предприятии является завершающей стадией хозяйственной деятельности товаропроизводителя. Процесс управления системой сбыта в сельскохозяйственной организации представлен в виде взаимосвязанных блоков (сбор и анализ информации, планирование, организация, контроль, корректировка). Была предложена система сбыта сельхозпродукции через электронные системы коммуникаций. Сделан вывод, что электронный агропродовольственный рынок является перспективным направлением развития науки (с точки зрения теории) и общественных отношений (с точки зрения практики). Слабый экономический рост российской экономики в значительной степени объясняется высокими трансакционными, а также транспортными затратами. Электронная коммерция за счет уменьшения трансакционных издержек способствует открытому ведению бизнеса и конкуренции, повышает эффективность обмена. Рассмотрены типы взаимодействия сегментов электронного пространства в аграрной экономике. Анализ объемов сбыта продукции через электронные торговые площадки показывает, что они постоянно растут. Рассчитан эффект, полученный от применения системы электронной коммерции на примере реализации пшеницы и подсолнечника предприятием Воронежской области. Экономический эффект от сбыта продукции через электронные системы коммуникаций составил: по пшенице - 180 тыс. руб., по подсолнечнику - 195,6 тыс. руб. Сбыт сельскохозяйственной продукции в условиях электронной коммерции повысит эффективность деятельности предприятия в целом, а также позволит повысить конкурентоспособность продукции, укрепить позиции предприятия на агропродовольственном рынке.