Сельскохозяйственные организации во всем мире часто подвергаются многим внешним потрясениям - природно-климатическим, экономическим, социальным. Таким образом, восстанавливаемость хозяйств после таких потрясений и устойчивость по отношению к ним имеют решающее значение для продовольственной безопасности. В данном исследовании рассматривается вопрос восстанавливаемости сельскохозяйственных организаций Северо-Запада России по отношению к экономическим шокам. Его основная цель - анализ организационных и финансовых факторов, которые помогают хозяйствам справиться с последствиями внешних экономических шоков, например, таких как экономический кризис 2008 года. Используя данные бухгалтерского учета 750-1200 сельскохозяйственных организаций за 12-летний период (2001-2012 гг.), мы исследуем влияние отдельных факторов на восстанавливаемость, прежде всего, в виде восстановления посткризисного объема продаж. Эмпирические результаты свидетельствуют о том, что размеры организации, её рентабельность существенно и позитивно влияют на восстанавливаемость экономики организаций. Территориальная принадлежность и организационно-юридическая форма также влияют на нее. Интеграционные процессы, в частности, интеграция в холдинговые структуры ускоряют восстановление производства и снижают воздействие экономического шока. Предложены некоторые направления увеличения восстанавливаемости организаций.
В статье раскрывается экономическая сущность, генезис и эволюция личных подсобных хозяйств в аграрном производстве Российской Федерации. Главные экономические причины существования личного подсобного хозяйства - недостаточный уровень развития общественного производства; недостаточный уровень производительности труда в отраслях сельского хозяйства; необходимость обеспечения сельского населения основными продуктами питания и доходами. Анализ итогов Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 г. показал, что вклад личных подсобных хозяйств в производство сельскохозяйственной продукции, начиная с 90-х годов, активно увеличивается. В большинстве субъектов Федерации преобладает мелкотоварное производство основных видов сельскохозяйственной продукции. Вследствие низкой эффективности государственного управления и регулирования личные подсобные хозяйства функционируют бессистемно, их деятельность никоим образом не скоординирована, не имеют полноценного доступа к экономическим ресурсам производства. Низкий уровень развития кооперативного движения в агропромышленном секторе экономики не позволяет личным подсобным хозяйствам организоваться эффективным образом. В субъектах Федерации не сформировано целостных региональных инфраструктур, призванных содействовать поддержке мелкотоварных производителей, включая граждан, ведущих личные подсобные хозяйства. Авторами предложен ряд новаций в совершенствовании действующего федерального законодательства о трудовой занятости, пенсионном и медицинском страховании. Предложенные меры позволят решить ряд важных задач: повышение уровня жизни сельского населения за счет роста эффективности производства сельхозпродукции в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах; рост доли товарной продукции в личных подсобных хозяйствах, специализация и трансформация личных подсобных хозяйств в профессиональных сельхозтоваропроизводителей; формирование альтернативной сферы занятости населения.
В социально-экономических условиях, осложненных политическими событиями последних лет, усиливается необходимость взвешенного, профессионального управления сельским развитием. Это требует применения более совершенного механизма, использующего как проверенные многолетней практикой инструменты менеджмента на государственном, региональном и муниципальном уровнях, так и новые, обусловленные современными реалиями. К числу последних можно отнести инструменты качественно новых форм кооперационных и интеграционных отношений между сельскохозяйственными товаропроизводителями в границах сельских территорий, создание в них кластеро-ориентированных формирований. Основной функцией сельского развития должно стать рациональное использование материальных, трудовых, финансовых ресурсов сельских территорий при усилении и соответствующей мотивации государственных, муниципальных и хозяйственных органов управления и с учетом интересов сельского населения. Цель исследования - анализ мнения населения о рациональности действующего механизма управления сельским развитием как основы для возможного совершенствования его интеграционной составляющей. В границах сельских территорий не существует взаимовыгодного практического сотрудничества крупного, среднего и малого бизнеса. Непрозрачность масштабов государственной поддержки отдельных категорий сельскохозяйственных товаропроизводителей, различная доступность для них государственных и частных инвестиций усложняет условия для устойчивого сельского развития. Для активизации процессов интеграции в сельском развитии необходимо принятие стратегически оправданных решений на всех управленческих уровнях.
В статье рассмотрены порядок разработки и внедрения профессиональных стандартов. Показаны недостатки и неприемлемость их для практики сельского хозяйства. Не все благополучно обстоит дело с внедрением этого документа в сельскую практику. Для этого предлагается усовершенствовать Законодательную базу, другую методическую схему разработки, источники информации для практики, новую структуру профессиональных стандартов, соответствующая реальной практике, оценочные показатели и другое.
Интенсификация производства животноводческой продукции требует выработки эффективных организационно-экономических механизмов развития животноводческих предприятий, позволяющих нарастить объемы производства и повысить конкурентоспособность производимой продукции. Одним из ключевых факторов эффективного развития отрасли является технологическая модернизация за счет внедрения современных ресурсосберегающих технологий производства и высокопродуктивных генетических ресурсов. Целью исследования являлось изучение влияния организационно - экономических факторов и макроэкономических условий хозяйствования на эффективность проведения технологической модернизации животноводства. В ходе исследования использовались абстрактно-логический и экономико - статистический методы исследования, а также метода экспертных оценок. Эмпирическую базу исследования составили официальные данные и аналитические материалы государственных органов исполнительной и законодательной власти. Установлено, что благодаря оказанной государственной поддержке за последние годы в животноводстве удалось существенное обновление материально-технической базы отрасли и создать современные производственные мощности. Продуктивность коров за 2000-2015 гг. возросла в 2,2 раза, свиней в 2,9 раз. Затраты труда сократились при производстве молока на 42,9‰, мяса крупного рогатого скота на 75,7‰ и свиней - снизились вдвое. Высокая зависимость животноводческих и перерабатывающих предприятий от иностранных производителей технологического оборудования и расходных материалов оказывает негативное влияние на модернизацию материально-технической базы и эффективность развития отрасли. Для повышения уровня технологического развития отрасли предложены меры и механизмы государственной поддержки по стимулированию производства техники и оборудования для животноводства, позволяющие повысить эффективность и устойчивость животноводства.
Актуальность темы определяется социальными и экономическими предпосылками. Рынок продукции халяль весьма привлекателен и перспективен в связи с высокими темпами роста и миграции мусульманского населения и в России, и в мире. Вместе с тем халяльная продукция воспринимается как более качественный продукт с точки зрения производства, условий переработки и хранения, поэтому продукция с сертификатом «Халяль» востребована не только среди мусульман, но и среди потребителей иных религиозных мировоззрений и людей, далеких от всех религий (их доля составляет более 50‰). Следует отметить, что рынок халяльной продукции в России еще недостаточно сформирован и находится в стадии становления и роста, а хорошим стимулом для производства и сертификации халяль продуктов являются большие возможности в плане экспорта в мусульманские страны. В России заметна большая неравномерность распределения производства халяльной продукции, поэтому необходимо налаживать систему логистики и поставок продуктов халяль, вести подготовку специализированных кадров в области халяльной пищевой промышленности, которые являются серьезным дефицитом для производителей.
В статье выявлены и проанализированы основные естественные и сложившиеся экономические факторы, способствующие приграничному сотрудничеству России и Казахстана в агропромышленной сфере на принципах пространственного развития и с учетом использования транспортно-логистического, транзитного потенциала двух стран. Проведена оценка состояния и обобщен опыт сотрудничества российских и казахстанских приграничных регионов с акцентом на возможности развития кооперации национальных АПК, включая формирование трансграничных агропромышленных кластеров и перспективы межкластерного взаимодействие в контексте евразийской интеграции. Агропромышленный потенциал российско-казахстанского приграничья, общность решаемых проблем вопросов и задач развития, наличие транспортно-логистических преимуществ являются факторами для экономического роста и углубления евразийской интеграции.
В статье рассматриваются вопросы количественной оценки конкурентоспособности зерна и продуктов его переработки в государствах-членах ЕАЭС с использованием эконометрических моделей панельных данных. Особое внимание уделяется ценовому фактору конкурентоспособности: средним ценам производителей, средним экспортным и импортным ценам. Результаты анализа позволили оценить уровень конкурентоспособности производимой агропродовольственной продукции в государствах-членах ЕАЭС, а также определить с тепень влияния на ее уровень различных факторов. Итоги исследования могут быть использованы при разработке и корректировке согласованной агропродовольственной политики в ЕАЭС.
В статье проанализированы действующие федеральные и региональные нормативно-правовые акты, регламентирующие обеспечение развития крестьянских (фермерских) хозяйств в Красноярском крае. Установлено, что в целях эффективного развития фермерских хозяйств на федеральном уровне разработаны и реализуются положения Концепции устойчивого развития сельских территорий на период до 2020 г. и Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года. Анализ статистические данных Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края показал, что по направлению «поддержка начинающих фермеров»объем финансирования с 2012 по 2017 гг. увеличился в 4,4 раза с 33 308,7 тыс. руб. до 145 620,2 тыс. руб., за шесть лет гранты в объеме 495 989,7 тыс. руб. получили 275 начинающих фермера; 45 глав фермерских хозяйств получили гранты в объеме 321 698,4 тыс. руб.по направлению «Развитие семейных животноводческих ферм»; с 2015 по 2017 гг. 7 фермеров воспользовались государственной поддержкой в объеме 13 999,7 тыс. руб. на развитие несельскохозяйственных видов деятельности; за 2016-2017гг. шесть сельскохозяйственных кооператив получили гранты на сумму 100 854,3 тыс. руб. по направлению «Развитие сельскохозяйственной кооперации». Положения названного закона реализуются посредством действующей Государственной программы Красноярского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», определяющей целевые показатели в целях обеспечения развития фермерских хозяйств.
Производство продукции сельского хозяйства демонстрирует рост на протяжении вот уже пяти лет. Вместе с тем, темпы этого роста замедляются. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы в течение 2017 г. дважды претерпела существенные изменения. Анализ основных направлений и мер программы выявил, что практически все направления господдержки отрасли ориентированы на стимулирование производства и экспорта продукции. Однако стабилизационных механизмов, направленных на повышение устойчивости деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей недостаточно, а ресурсное обеспечение уже существующих мероприятий не соответствует задачам программы. В новой редакции программы запланировано замедление темпов роста сельскохозяйственного производства, что обуславливает задачу разработать пути и механизмы устойчивого развития отрасли на долгосрочную перспективу.