Яндекс.Метрика

Функционирование сельского хозяйства стран балтии в рамках единой сельскохозяйственной политики ес

Вступление Латвии, Литвы и Эстонии в 2004 году в ЕС повлекло за собой глубокие реформы основных отраслей экономики этих стран, включая и сельское хозяйство. За годы, прошедшие со времени присоединения этих стран к ЕС, доля сельского хозяйства в ВВП заметно сократилась, в ходе реформирования произошли серьезные изменения, как в животноводстве, так и в растениеводстве - резко сократилось поголовье сельскохозяйственных животных, увеличилась доля выращивания пшеницы и рапса в ущерб другим культурам. В целом в странах Балтии существенно сократилась доля занятых в сельском хозяйстве. Однако были и положительные моменты. Вступление в ЕС вынудило сельхозпроизводителей повышать качество производимой продукции в соответствии с европейскими стандартами, искать новые рынки сбыта своей продукции.

Лоббистские группы как субъекты единой сельскохозяйственной политики ес

За последние несколько десятилетий в большинстве стран Европейского союза значительно изменилась структура программ, ориентированных на сельское хозяйство. Первоначальным стимулом для формирования этих программ была необходимость поддержки сельских районов во время депрессии 1930-х годов и стремление к росту сельскохозяйственного производства после второй мировой войны. В XXI веке потребности сельского хозяйства коренным образом изменились, и возникла необходимость в пересмотре сельскохозяйственной политики, которая достаточно часто подвергалась критике за ее высокую стоимость и низкую эффективность. Изучение лоббистской деятельности социально-экономических организаций имеет важное значение при оценке их влияния на единую сельскохозяйственную политику. Лоббистские группы имеют достаточно широкий спектр «точек доступа» к институциональным структурам ЕС. Основываясь на «теории доступа», можно предложить ряд конкретных гипотез о доступе различных групп интересов в многоуровневой системе ЕС.

Инновационная модель агропромышленного воспроизводства в условиях индустрии 4.0: особенности и перспективы

Цель статьи заключается в разработке концептуально-инновационной модели агропромышленного воспроизводства в условиях индустрии 4.0. Теоретико-методологическую базу сформировали передовые исследования современных российских и зарубежных ученых по вопросам модернизации АПК и оптимизации системы агропромышленного воспроизводства. В работе обозначены три наиболее перспективных направления модернизации АПК на базе индустрии 4.0: диверсификация и оптимизация агропромышленного производства с использованием новейших технологий и возможностей индустрии 4.0, использование новейших технологий для доставки продовольственной продукции потребителям и повышения эффективности цепи добавленной стоимости АПК, а также внедрение межотраслевых кросс-промышленных технологий и приложений для расширения сотрудничества и интеграции предприятий АПК. Авторами предложены наиболее многообещающие и востребованные технологии, позволяющие реализовать данные направления, а также разработана авторская концептуально-инновационная модель агропромышленного воспроизводства в условиях индустрии 4.0, направленная на формирование АПК 4.0. Практическая реализация данной модели позволит успешно решить проблему глобальной продовольственной безопасности благодаря обеспечению высокой производительности, управляемости, независимости от природно-климатических условий и экологической безопасности АПК.

Составляющие успешного развития сельхозкооперации в районах липецкой области

Статья посвящена анализу состояния и основным направлениям развития сельскохозяйственной кооперации, оценке ее значения для стабильного развития агропромышленного комплекса, укрепления экономики сельского хозяйства, особенно на районном и поселенческом уровнях Липецкой области. Определены роль, значение и необходимость активного участия районных и поселенческих властей в организации сельскохозяйственной кооперации. Исследованы особенности подходов и новые направления организации и государственной поддержки сельскохозяйственных кооперативов области, благодаря которым область является безусловным лидером, как по численности кооперативов, так и по уровню и устойчивости развития сельских территорий. Особое внимание авторы придают более глубокому изучению и необходимости применения в регионах страны опыта организации кооперативного движения в Липецкой области.

Анализ качественного состава руководителей сельскохозяйственных организаций

В статье поставлена цель: провести анализ качественного состава руководителей сельскохозяйственных организаций в целом по Российской Федерации (по данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года) и обосновать предложения по его улучшению. При исследовании применялись методы группировок, анализа и синтеза, индукции и дедукции, сравнения и другие. В процессе исследований установлен низкий уровень образования у многих руководителей сельскохозяйственных организаций. Так, даже в организациях, относящихся к крупному и среднему бизнесу, высшее сельскохозяйственное образование имеют лишь 52,5‰ руководителей. У руководителей малых предприятий уровень образования ещё ниже. По микропредприятиям Росстат не представил информацию о качественном составе их руководителей. Из ведомственной отчётности региональных органов управления сельским хозяйством следует, что отдельные руководители таких хозяйств не имеют и средне-специального образования. Однако региональные программы подготовки и повышения квалификации руководителей сельскохозяйственных организаций отсутствуют. Для повышения качественного состава руководителей сельскохозяйственных организаций предлагается: 1) принять специальную Федеральную программу повышения профессиональных компетенций управленческих кадров сельскохозяйственных организаций; 2) Федеральной службе государственной статистики собирать и доводить до сведения органов управления и общественности информацию о наличии у руководителей сельскохозяйственных организаций, в т.ч. и относящихся к микропредприятиям, соответствующего управленческого образования.

Актуальные проблемы правового обеспечения рынка органической продукции в россии

В мире уделяется все большое внимание органическим системам производства, направленным на создание агроэкосистем, которые являются экономически, социально и экологически безопасными. В России уже производится и продается органическая продукция, но говорить о широком развитии органического сельского хозяйства в России пока не приходится, т.к. нет основополагающего момента - законодательного поля, которое только формируется. Целью исследования является рассмотрение современного состояния правового обеспечения органического производства и оборота продукции в России, а также негативных последствий отсутствия закона прямого действия, регулирующего органический рынок для производителей, переработчиков, потребителей, экспортеров и импортеров. Были изучены и проанализированы законодательные акты Европейского Союза, а также проведено сравнение действующих законов Украины и Армении с отечественным проектом Федерального закона РФ «О производстве органической продукции». В результате исследования авторы пришли к следующим выводам: отечественная правовая система обеспечения рынка органической продукции несовершенна; в отсутствие закона прямого действия необходимо разработать технические регламенты на органическую продукцию, заменив ими существующие ГОСТы; необходимо принятие закона прямого действия не только производства, но и оборота органической продукции. Закон о производстве и обороте органической продукции станет важным регулятивным документом для экономики России. Он обеспечит надлежащее функционирование рынка органической продукции и будет способствовать повышению конкурентоспособности отечественной органической продукции и расширению внешних рынков ее сбыта. Результаты, полученные авторами, в дальнейшем могут быть использованы при выработке специальных законов и подзаконных актов, а также участниками рынка органической продукции в практической деятельности.

Роль пшеницы в реализации экспортного потенциала зернового рынка на основе достижений селекции

Введенные против России экономические санкции, ответный запрет на импорт продовольственной продукции из стран, присоединившимся к антироссийским санкциям, снижение курса рубля по отношению к основным мировым валютам, сложившиеся благоприятные природно - климатические условия и макроэкономическая ситуация на рынках послужили дополнительными импульсами для развития ряда отраслей сельского хозяйства России, наращивания объемов производства и насыщения внутреннего рынка основными видами сельскохозяйственной продукции. Получаемые в последние годы урожаи зерна пшеницы в нашей стране позволяют полностью обеспечить потребности в продовольственном зерне, повысить обеспеченность отечественного животноводства зернофуражом, увеличить экспорт. В статье анализируется экспортный потенциал российского рынка зерна пшеницы, рассматривается его связь с современным состоянием селекции данной культуры. Показаны основные проблемы российских научно-исследовательских учреждений, ведущих селекционную работу по зерну, а также условия, при которых возможна наиболее полная реализация экспортного потенциала отечественного зернового рынка.

Агроэнергоменеджмент в развитии социальной инфраструктуры сельских территорий

В сельских территориях страны наблюдается рост социальной напряжённости. Продолжается сокращение объектов социальной сферы. Только за последние десять лет количество фельдшерско-акушерских пунктов сократилось более чем на 12‰, общеобразовательных учреждений - свыше 22‰, других объектов социальной сферы села стало меньше на 7-10‰. Происходит не только их сокращение, но снижается качество и объемы оказываемых услуг социального характера. Активизировались миграционные процессы. На содержание социальных объектов сельских территорий ежегодно расходуется около 200 млрд руб. бюджетных средств, связанных с закупками энергоресурсов, что составляет около 2‰ общей суммы расходов консолидированного бюджета Российской Федерации на содержание социально-культурных объектов. Расходы бюджета муниципальных образований на приобретение топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) для объектов социальной инфраструктуры еще выше - до 8‰. В структуре расходов по содержанию социальных объектов недвижимости затраты на оплату за энергоресурсы составляют основную часть (около 70-80‰). ТЭР на объектах социальной недвижимости используются недостаточно рационально, технический потенциал энергосбережения на таких объектах составляет до 80‰ от фактического потребления энергоресурсов. Установлено, что только за счет совершенствования системы управления энергопотреблением возможно уменьшить ежегодные расходы на энергоресурсы в сельских территориях на 16 -17 млрд рублей. В настоящей статье уделено особое внимание проблемам рационального и эффективного управления энергопотреблением на объектах недвижимости социальной сферы сельских территорий. Обоснована необходимость в разработке конкретных методик по оценке уровня энергоэффективности социальных объектов недвижимости, проведении мониторинга энергосбережения, создании научно-практических рекомендаций по совершенствованию системы агроэнергоменеджмента в сельских территориях.

Развитие птицеводства - инструмент реализации стратегии продовольственной безопасности в регионах

Птицеводство является наиболее динамично развивающейся отраслью сельского хозяйства, которая может внести существенный вклад как в обеспечение потребностей населения в ценных, диетических продуктах питания, так и в реализацию общей программы развития экспорта сельскохозяйственной продукции. Птицеводство является одной из немногих сельскохозяйственных отраслей в России, которая смогла за короткий промежуток времени (1998-2017гг.) увеличить производство мяса птицы в 7 раз, яиц - на 37‰. Тем не менее не все регионы способны обеспечить население данными продуктами. Так, в Дальневосточном федеральном округе уровень самообеспечения мясом птицы и яйцом низкий и составляет 22‰ и 63‰ соответственно. Обеспечение населения Дальнего Востока продуктами, в частности продукцией птицеводства является первостепенной задачей. Кроме того, учитывая выгодное географическое положение (близость к основным азиатским рынкам - Китай, Япония) ДФО в будущем может стать ключевым регионом-экспортером птицеводческой продукции. Цель данной статьи - анализ текущего состояние птицеводческой отрасли в ДФО, а также его возможности для развития отрасли. По итогам проведенного анализа были предложены практические рекомендации по формированию регионального рынка продукции птицеводства.