Яндекс.Метрика

Стратегирование социально-экономического развития агропромышленного комплекса региона

В статье рассматриваются новые подходы к стратегическому планированию и разработке стратегии социально - экономического развития региона, основанные на принципах и инструментах стратегирования. Посредством анализа полученных результатов производства сельскохозяйственной продукции и рейтинговой оценки вклада региона (рыночной доли) обоснована значимость агропромышленного комплекса (АПК) Воронежской области в развитии региона, Центрального федерального округа и Российской Федерации. Значительные темпы роста сельскохозяйственного производства, опережающие общероссийские показатели, и существенный потенциал позволили определить главные цели стратегирования, обозначить стратегическую цель социально-экономического развития региона, спланировать задачи и способы их реализации. Достижение ожидаемых результатов связано с выполнением целевого сценария развития АПК и обеспечением продовольственной безопасности региона. Такой сценарий предполагает укрепление конкурентных позиций и повышение сбалансированности пространственного развития регионального АПК на основе максимально эффективного и экологически безопасного использования природно-ресурсного потенциала, создания наукоемкого и высокотехнологичного сектора региональной экономики, обеспечения комфортных условий проживания и жизнедеятельности сельского населения. Важнейшим элементом стратегирования комплексного развития является выбор эффективных форм, методов и инструментов стратегического управления органами власти местным социумом. Раскрыты направления деятельности органов государственной власти Воронежской области в сфере повышения конкурентоспособности АПК. Важным этапом стратегирования является проектное управление. В работе представлены перспективные проекты развития АПК региона: развитие молочного, свиноводческого и свеклосахарного кластеров; проект экспорта продукции АПК.

Кластерно-управленческий подход к инновационному развитию хозяйствующих субъектов аграрного сектора

Интеграционные процессы в аграрном секторе экономики, особенно усиливающиеся в конце XX начале XXI века в результате научно-технического прогресса и процессов глобализации, поставили проблему выбора путей, способов и методов инновационного развития хозяйствующих субъектов. В результате интеграции рождаются системы управления интегрированными структурами и модернизируются системы управления самих хозяйствующих субъектов, ориентируясь на потребность в инновационном развитии. В качестве наиболее перспективной формы организации аграрного производства авторами предлагается рассматривать агрокластер. С учётом устойчивых мировых и уже российских тенденций интеллектуализации («умное» хозяйство), автоматизации и роботизации сельскохозяйственного производства, а также исходя из выявленных проблем в организационно-управленческом устройстве большинства хозяйствующих субъектов (по материалам Пермского края), с целью обеспечения эффективного информационного взаимодействие различных отраслевых структур аграрного бизнеса обосновывается целесообразность интеграции и укрупнения аграрной производственной деятельности и управления. С учётом этого предложены система принципов формирования инновационно-ориентированных структур управления в агробизнесе и соответствующая им модель инновационно-ориентированной организации управления хозяйствующими субъектами агрокластера.

Перспективы развития сельскохозяйственного производства сибирского федерального округа

Выявлены тенденции и дана оценка развитию агропромышленного производства по регионам Сибирского федерального округа. Доказано, что в СФО существует возможность наращивания объема производства сельскохозяйственной продукции с целью удовлетворения потребностей местного населения в основных видах продовольствия согласно рекомендуемым рациональным нормам, а также формирования экспортного потенциала по ряду продуктов. Разработан прогноз производства продукции сельского хозяйства в целом по СФО до 2035 г., он представлен в двух вариантах - мобилизационном и инновационном. Обосновано, что для решения стратегических задач, стоящих перед сельским хозяйством округа, необходима реализация инновационного сценария, который потребует значительно увеличить объем инвестиций в отрасль. Темпы прироста инвестиций в основной капитал сельского хозяйства должны составлять не менее 8-10‰. По расчетам из регионов СФО к 2035 г. будет вывозиться зерно, картофель, мясо, молоко и яйца в количестве соответственно 6,2 млн т, 450 тыс.т, 163,5 тыс.т, 449 тыс.т и 1192 млн шт. Даны предложения по совершенствованию территориально-отраслевого разделения труда, формированию рациональных внутриотраслевых структурных пропорций в сельском хозяйстве субъектов РФ в СФО. Выявлены основные направления научно-технического прогресса в растениеводстве и животноводстве, реализация которых будет способствовать повышению конкурентоспособности произведенной продукции.

Модель агроресурсной кооперативной сети в системе центросоюза российской федерации

В статье рассмотрены современное состояние кооперативного движения, разработаны концептуальные предложения по формированию инновационной инфраструктуры межрегиональной агроресурсной кооперативной сети (АРКС) в системе Центросоюза Российской Федерации, предусматривающей создание вертикально-интегрированной потребительской кооперации, оказывающей участникам хозяйственного оборота услуги комплексного сетевого управления ресурсами (ресурсного администрирования). В основу создания и развития АРКС положены принципы сетевой организации экономической деятельности, которая осуществляется на единой нормативно-регламентной базе, с применением универсальных оборотных контрактов и фирменного товарного знака Центросоюза России, в едином информационном поле с применением современных информационных технологий. Установлено, что использование сетевых технологий обеспечивает: повышение доступности системы потребительской кооперации для более широкого круга хозяйствующих субъектов; формирование стабильных хозяйственных связей с производителями и потребителями продукции, системы урегулирования взаимных обязательств; повышение мобильности за счет существенного ускорения хозяйственного оборота и снижения издержек обращения. Предлагаемая модель характеризуется малой затратностью, не требует капиталовложений и логично встраивается в систему Центросоюза РФ. Неустойчивые тенденции эволюции сельскохозяйственной потребительской кооперации обосновывают необходимость совершенствования мотивационных основ взаимодействия и дальнейшего развития двух взаимосвязанных систем потребительской кооперации, учитывающих их партнерские преимущества в устойчивом развитии сельских территорий.

Факторы, влияющие на величину нераспределенной прибыли ведущих российских агропромышленных компаний

В данной статье проводится анализ факторов, которые влияют на прибыль крупнейших агрокомпаний в России, согласно рейтингу журнала «Эксперт». Основной метод исследования -регрессионный анализ, который позволил выявить значимые факторы и определить их взаимосвязь. Для обработки данных использовалось статистическое программное обеспечение Stata. В качестве первичных данных в работе были использованы данные бухгалтерской отчетности за последние 5 лет. Крупнейшие российские компании имеют между собой большой разброс данных по финансовым показателям. Основная цель исследования: выявить факторы эффективности деятельности агропромышленных компаний. В исследовании был применен метод регрессионного анализа данных, который подтвердил / опроверг влияние различных факторов на прибыль компаний. Гипотеза исследования предполагала значимое влияние инвестиций, эмбарго и финансового рычага. Согласно результату исследования инвестиции, финансовый рычаг, эффективная ставка процента, рентабельность продаж и введение эмбарго определяют 22‰ нераспределённой прибыли предприятия. Особое влияние оказывает уровень инвестиций и рентабельность бизнеса. Сделан вывод, что в период до 2015 г. размер нераспределенной прибыли отечественных компаний АПК во многом определялся неэкономическими факторами.

Проблемы обеспечения населения страны плодово-ягодной продукцией и пути их решения

Остро стоит проблема обеспечения населения России плодово-ягодной продукцией. Фактическое потребление фруктов составляет 62 кг на душу населения в год при научно обоснованной норме 100 кг. В продовольственной корзине россиянина доля импортных фруктов занимает 72,2‰. Импорт фруктов за 2000-2016 гг. увеличился с 5,7 до 6,5 млн т. В статье приведен анализ развития садоводства в Российской Федерации. За анализируемый период валовой сбор фруктов возрос с 10,8 до 16,3 млн т в результате повышения урожайности при уменьшении площади плодовых и ягодных насаждений. Основными производителями фруктов являются хозяйства населения. В 2016 г. на их долю приходилось 74,4‰ валового сбора плодов и ягод. Обоснован объем производства фруктов и основные направления его увеличения. Для обеспечения населения страны фруктами по рациональным нормам питания их производство необходимо довести до 10320 тыс. т (без учета винограда и фруктов, не выращиваемых в нашей стране). Для этого площадь садов и ягодников необходимо увеличить с 517 до 895 тыс. га, в том числе площадь в плодоносящем возрасте с 410 до 760 тыс. га. Наращиванию производства плодово-ягодной продукции будет способствовать совершенствование государственной поддержки садоводства и увеличение ее размера, его концентрация в специализированных хозяйствах, возрождение промышленного садоводства, интенсификация отрасли, развитие агропромышленной интеграции. Предложен механизм регулирования производственно-экономических связей между участниками интеграции.

Эффективное развитие пищевой промышленности сибирского федерального округа на основе совершенствования организационно-экономического механизма

Одним из важнейших направлений развития агропромышленного комплекса России является пищевая промышленность. Главные задачи стратегического развития отрасли направлены на формирование устойчивого национального продовольственного рынка, развитие глубокой переработки сельскохозяйственного сырья на основе новейших технологий, выход на мировой продовольственный рынок и завоевания достойного места на нём. Однако существует ряд внутренних и внешних факторов, оказывающих отрицательное влияние на развитие пищевой промышленности Сибирского федерального округа. Достижение стратегических целей отрасли возможно только при совершенствовании организационно-экономического механизма. Организационно - экономический механизм эффективного развития пищевой промышленности представляет собой систему, объединяющую тесно взаимодействующие элементы организационного и экономического характера, включающую в себя организационную структуру, функции, методы и экономический механизм управления эффективным развитием отрасли, целью которой является повышение экономического потенциала пищевой промышленности, её конкурентоспособности, развитие стратегий экспорта и импортозамещения. Необходимо также развитие государственного регулирования на субфедеральном уровне. На основании проведённых исследований предложены основные направления совершенствования организационно-экономического механизма пищевой промышленности. Разработаны предложения по созданию принципиально нового направления государственного регулирования пищевой промышленности на субфедеральном уровне: создание координационного центра по развитию пищевой промышленности Сибирского федерального округа, в том числе Сибирского объединения экспортёров продовольствия и сельскохозяйственного сырья, Межрегионального центра по международной сертификации пищевой продукции, формирования в Сибирском федеральном округе сети товародвижения органической продукции.

Опыт совета экономической взаимопомощи при формировании рынка научно-технической продукции агропромышленного комплекса россии

Развитие интеграционных процессов получило широкое распространение как в экономической, так и в научно-технической деятельности. В статье рассмотрен опыт научно-технического сотрудничества между несколькими странами на примере Союза экономической взаимопомощи в период с 1949 по 1991 годы, формы такого сотрудничества, а также документы, на основе которых оно осуществлялось. Исследуется возможность применения данного опыта с учетом преимуществ и недостатков при формировании единого рынка научно-технической продукции в странах-участницах Евразийского экономического союза, созданного в 2015 году. Опыт научно-технического сотрудничества стран-участниц Совета экономической взаимопомощи может стать методологической базой при построении единого рынка научно-технической продукции стран-участниц Евразийского экономического союза. При этом для построения взаимовыгодных экономических и научных связей необходимо планирование совместных научных исследований странами-участницами, гармонизация законодательства о науке, инновациях, интеллектуальной собственности, паритетный обмен научными результатами и установление взаимовыгодных условий купли-продажи научно-технической продукции между странами, организация совместных технологических платформ или кластеров, имеющих своей целью не только распространение информации о научных разработках, но и их внедрение в производство.

Экономические проблемы импортозамещения в условиях научно-технологического развития апк россии

Результаты развития агропромышленного комплекса являются доказательством успеха политики импортозамещения в Российской Федерации. Основным инструментом достижения поставленных целей является Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Как показал проведенный ретроспективный анализ, длительность процесса импортозамещения различна по отдельным видам сельскохозяйственной продукции. При этом сохраняется высокая импортная зависимость по продукции мясного и молочного скотоводства, овощам и плодово-ягодной продукции. Отдельную проблему представляет импортозамещение ресурсов и технологий для агропромышленного производства. Осложняют процесс импортозамещения в АПК неблагоприятные макроэкономические условия функционирования, а также нестабильность содержания и ресурсного обеспечения государственной программы. Сделан вывод, что по мере повышения доли отечественного продовольствия во внутренних ресурсах рынка, значение импортозамещения как фактора роста агропромышленного производства будет ослабевать, что обуславливает необходимость поиска новых драйверов роста и разработки долгосрочной стратегии устойчивого социально-экономического развития АПК.

Ограничение размера субсидий одному сельхозпроизводителю: необходимость, механизмы, последствия

В статье рассмотрена проблема ограничения размера субсидий одному получателю и влияние такого решения на рост сельскохозяйственного производства. Субсидии сельхозпроизводителям за последние 25 лет все больше концентрировались в отдельных крупнейших агрофирмах и агрохолдингах России. Среди остальных сельхозпроизводителей росла доля тех, кто не получал ничего или получал очень незначительную господдержку. Такая аграрная политика государства способствовала созданию эксклюзивных преимуществ отдельным крупным компаниям, концентрации у них огромных площадей земли, ускоренному вытеснению с аграрного рынка среднего и малого бизнеса. Во всем мире в сельскохозяйственном производстве этот бизнес имеет приоритетное развитие благодаря оказываемой ему господдержке. Крупный бизнес, не получающий такую поддержку, вынужден работать по контрактам с малым бизнесом, способствует его развитию, опирается на него, а не разоряет. Сетевая организация бизнеса в АПК способствует его диверсификации, решению экологических проблем, быстрому наращиванию доли отдельных компаний на рынке конечной продукции. Законодательное ограничение размера субсидий одному получателю является общемировой практикой. Отсутствие таких ограничений в российском законодательстве, согласно гипотезе автора, сдерживает развитие отрасли. На основе проведенных расчетов автор показывает, что много небольших инвестиционных субсидий позволяют получить более значительный прирост производства, чем малое количество больших субсидий. Вывод автора согласуется и с общей теорией господдержки сельского хозяйства, ориентированной на решение не только экономических проблем отрасли, но и устойчивое социальное развитие села.