Яндекс.Метрика

Аграрная политика азербайджанской республики: основные тенденции и перспективы

Азербайджан проводит целенаправленную государственную политику в области устойчивого развития сельского хозяйства. Аграрная политика государства реализуется посредством соответствующих законодательных инициатив и государственных программ. Меры государственной поддержки направлены на обеспечение национальной продовольственной безопасности, развитие сельскохозяйственного производства, модернизацию перерабатывающих предприятий, развитие логистической инфраструктуры, развитие сельских территорий. Одним из направлений государственной политики Азербайджана является снижение импортной продукции на внутреннем продовольственном рынке и осуществление комплексных мер для создания продовольственных запасов. С учетом поставленной цели АПК Азербайджан направляет свои усилия на совершенствование двухсторонней и многосторонней нормативно-правовой базы и дальнейшую либерализацию торговли. Важным шагом на пути наращивания экспорта должно стать создание крупных логистических баз для перехода от разовых мелкооптовых торговых операций к долгосрочным контрактам.

Развитие молочного скотоводства в стране: проблемы и возможные пути их решения

Раскрыты основные внутренние причины сложного положения с обеспечением населения страны отечественными молоком и молокопродуктами, связанные с низкими темпами прироста производства молока за счет незначительного количества вновь построенных, реконструированных и модернизированных комплексов и ферм, продолжающимся сокращением поголовья коров, низкой товарностью производства молока и неэквивалентностью обмена. Для того чтобы повысить устойчивость ведения молочного скотоводства, необходимо: перейти от регулирования к управлению, от прогнозирования к планированию развития подотрасли; создать эффективный механизм государственного воздействия, направленного на повышение эффективности и конкурентоспособности молочного скотоводства; не допустить снижения производства молока в стране в условиях неуклонного сокращения его производства в хозяйствах населения; увеличить отечественные племенные ресурсы ведущих пород молочного скота.

Эффективность производства молока: поиск пределов роста продуктивности коров

Повышение продуктивности коров не приводит к адекватному росту экономической эффективности молочного скотоводства, поэтому цель исследования - проведение дополнительных исследований влияния роста удоев молока на прибыль и рентабельность его производства. Хозяйства Ленинградской области достаточно дифференцированы по применяемым технологиям содержания, кормления и доения, и без учёта этих различий сложно выявить закономерности влияния продуктивности коров на экономическую эффективность молочного животноводства. Выполненные группировки сельскохозяйственных организаций Ленинградской области по показателям среднегодового надоя молока в расчёте на корову показали, что каждая последующая прибавка удоев молока становится всё более и более ресурсоёмкой, что ведёт к снижению рентабельности затрат. Проверялась гипотеза о возможном расхождении результатов расчётов и выводов по ним при рассмотрении затрат и результатов применительно к производству молока (1-ый вариант) и относительно затрат на основное стадо молочного скота и КРС на выращивании и откорме при соответствующей выручке от реализации молока и крупного рогатого скота (2-ой вариант). Биологический предел продуктивности коров в Ленинградской области в среднем составляет не менее 13000 молока от коровы в год, а в отдельных хозяйствах существенно выше. Следовательно, достичь этих показателей на сегодня не является проблемой. Вместе с тем стремление повышать продуктивность коров любым путем не всегда экономически оправдано. Предельная, экономически оправданная продуктивность коров для каждого хозяйства молочной специализации является индивидуальной, при определении которой необходимо учитывать комплекс технологических, генетических, организационных, кадровых и других факторов.

Освоение цифровых технологий как основа стратегии развития молочного скотоводства

Темпы роста объемов производства молока всё в большей степени определяются уровнем конкурентоспособности на глобальном рынке, соответствием показателей качества, издержек и экологической безопасности производства ведущим мировым конкурентам. Рост продуктивности животных, производительности труда, качества продукции, снижение ресурсоемкости, потерь в процессе производства и переработки молока, нагрузки на окружающую среду, производственных и хозяйственных издержек требуют системного освоения инновационных технологий. Цифровые технологии поддерживают переход от управления освоением инноваций на отдельных этапах производственной цепочки к их объединению в единой производственно- хозяйственной системе. Формирование «цифровых платформ» обеспечивает синергетический эффект освоения инноваций, повышает операционную и инвестиционную эффективность, реализацию эффекта масштаба, абсолютных и сравнительных преимуществ, конкурентоспособность и высокие темпы роста объемов производства молока. Для освоения большинством производителей молока инновационных, цифровых технологий необходим пересмотр форм государственной поддержки инвестиционного процесса в молочном скотоводстве.

Повышение конкурентоспособности отечественной агропродовольственной продукции и развитие цифровой экономики в апк

В статье рассмотрен комплекс факторов, влияющих на уровень конкурентоспособности агропродовольственной продукции Российской Федерации: средние цены производителей, средние экспортные цены, объемы производства и экспорта. Проведенный анализ показал, что с момента введения в 2014 г. запрета на ввоз сельскохозяйственной продукции и продовольствия из ряда стран на территорию Российской Федерации конкурентоспособность отечественной продукции значительно выросла. Данная тенденция была обусловлена снижением курса национальной валюты относительно доллара США, а также относительно благоприятной рыночной конъюнктурой. В то же время анализ ценовых факторов конкурентоспособности позволил выявить увеличивающиеся диспропорции в ценовых отношениях между сферами АПК, что, в свою очередь, оказывает негативное влияние на устойчивое развитие сельского хозяйства и привлечение дополнительных инвестиционных ресурсов в отрасль. С учетом задачи ускорения процессов инвестиционного развития, импортозамещения и наращивания объёмов несырьевого экспорта требуется поиск новых факторов роста, направленных на качественные изменения в производстве. С этой целью необходимо внедрение современных цифровых технологий в АПК, которые позволят увеличить производительность труда, ускорить технико-технологическое обновление отрасли, повысить конкурентоспособность отечественного АПК.

Стимулирование социально-экономического развития сельского хозяйства россии

Сельское хозяйство России должно обрести экономическую мощь, поскольку имеет положительную динамику функционирования за ряд последних лет. В статье произведена экспресс-оценка состояния отечественного аграрного сектора экономики, систематизированы ключевые проблемы и предложены мероприятия по активизации его социально-экономического развития. Авторами предложена концепция снижения себестоимости сельскохозяйственной продукции в рамках системы таргет-костинг. Особое значение имеют рекомендации по организации производства новых, малозатратных видов продукции (в том числе - конины). В качестве инструмента по привлечению финансовых ресурсов для осуществления модернизации сельскохозяйственного производства выделена налоговая оптимизация (предложены конкретные способы минимизации налоговых обязательств для различных систем налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей). Стимулирование экономического развития сферы сельского хозяйства России рекомендуется осуществлять в комплексе с активизацией социального обеспечения работников аграрных формирований. Увеличение социальных расходов должно происходить, в связи с реализацией государственной Стратегии устойчивого развития сельских территорий, и в результате внедрения социально-ориентированного менеджмента в аграрных формированиях. Частные социальные расходы могут быть недорогими, но достаточно эффективными (консультации и тренинги о здоровом образе жизни, организация дней здоровья и др.).

Современное состояние и тенденции экономической эффективности развития сельского хозяйства сибирского федерального округа

Специализация регионов Сибирского федерального округа определяется условиями местности, социальной структурой населения, экономическими внешними и внутренними условиями. Основой сельскохозяйственной политики округа является приоритетное развитие зернового хозяйства как элемента, на котором строятся и потребление населения, и производство животноводческой продукции, и экспорт. Площадь под зерновыми культурами довольно стабильна и колеблется в пределах 9,5-10,2 млн га. Валовые сборы зерна составляют от 9,0 до 15,3 млн т. Животноводство также является ведущей отраслью сельского хозяйства, на долю которого приходится около 53‰ валовой продукции аграрного сектора СФО. За последние годы в развитии животноводства в макрорегионе произошли существенные изменения. Производство молока в последние годы стабильно - 5,5 млн т. Изменилась структура производства мяса. Отрасли свиноводства и птицеводства смогли занять подавляющую долю на рынке мясной продукции. Вместе с тем, коренного перелома в экономическом положении сельскохозяйственного производства в Сибирском федеральном округе не произошло. Развитие сельскохозяйственного производства в регионах СФО имеет разнонаправленные тенденции и определенные особенности, которые необходимо учитывать при разработке стратегии развития АПК. Сочетание конкурентных возможностей в каждом регионе различно, что связано с характером реального участия регионов в торгово-экономических связях теми ресурсами и производством продукции, которые характеризуют его специализацию и место в территориальном разделении труда. В зависимости от уровней конкурентоспособности сельхозтоваропроизводителей складываются объемы и структура экспорта и импорта, межрегиональные продовольственные связи по ввозу и вывозу продуктов питания каждого конкретного региона.

Становление и развитие сельскохозяйственной кооперации в годы реформ и пореформенный период

Анализ динамики изменения структуры сельскохозяйственных организаций на различных этапах аграрной реформы и в пореформенный период показывает, что, несмотря на ожидания ученых и специалистов самых разных экономических и политических взглядов, сельскохозяйственная кооперация в стране развивалась достаточно слабо. Ситуацию не изменило даже активное использование административного ресурса и государственных денежных средств. Более того, созданные при государственной поддержке на руинах разорившихся предприятий сельскохозяйственные производственные кооперативы в основной массе не показали необходимой финансовой устойчивости и вынуждены были прекратить свою хозяйственную деятельность. Об этом, в частности, свидетельствуют следующие данные. Если в 90-е гг. доля кооперативов в общей структуре сельскохозяйственных организаций постоянно росла и к 2002 г. достигла 48,7‰, то сегодня она едва превышает 20‰. И это, заметим, произошло в те годы, когда экономическое положение сельскохозяйственной отрасли в целом, безусловно, улучшалось, наблюдались неплохие темпы роста производства продукции земледелия и животноводства. Необходимость технического перевооружения сельскохозяйственного производства, обеспечивающего снижение энергозатрат на единицу продукции и рост производительности труда находились в противоречии с требованием сохранения рабочих мест, которое является одним из главных экономических интересов членов СХПК. Немаловажно также и то, что кооперативная форма организации производства не стимулирует притока частных инвестиций из других сфер хозяйственной деятельности, что сдерживает развитие отрасли даже при значительном повышении уровня ее рентабельности. Отмеченные недостатки характерны, прежде всего, для сельскохозяйственных производственных кооперативов. Поэтому вполне закономерно, что в сложившихся условиях вектор развития кооперации постепенно меняется в сторону ускоренного роста числа потребительских кооперативов. Важно, что структура интересов членов потребительских кооперативов значительно проще, чем производственных. Поэтому организация эффективной работы потребительских кооперативов менее затруднительна и, что весьма существенно, не предъявляет особых требований к личностным качествам своих членов.

Тернистый путь кооперативного движения в россии

В контексте полуторавекового тернистого пути российской кооперации статья посвящена научным основам и правовому обеспечению в стране подлинного возрождения кооперативного движения. Отмечено серьезное отставание в его теоретической разработке и рациональной организации. Выявлены причины, препятствующие этому возрождению и повышению эффективности кооперативной деятельности, вызывающие общую деформацию социальной аграрной структуры. Показана необходимость формирования научно обоснованной кооперативной политики и радикального совершенствования кооперативного законодательства. Научно-обоснованным будет определение любых кооперативов как коммерческих субъектов рыночного предпринимательства, в частности аграрного бизнеса, с активной социальной направленностью и государственной поддержкой членов- собственников кооперативных объединений, предоставляя им налоговые льготы, другие меры экономической защиты, особенно на стадии их становления.