Яндекс.Метрика

Экономическая оценка экспортного потенциала российского сельскохозяйственного машиностроения

В статье представлен анализ рынка сельскохозяйственной техники. Экономический анализ потенциала развития сельскохозяйственного машиностроения России проведен с учетом политики импортозамещения и возможностей его расширения. Произведена сегментация рынка сельскохозяйственной техники с точки зрения освоения его российскими производителями. Выделены основные конкурентные преимущества отечественной техники: относительно невысокая цена, доступность сервисного обслуживания, возможность самостоятельного ремонта, протекционистская политика государства. Конкурентные преимущества техники, произведенной в странах дальнего зарубежья, - надежность, производительность. Сельскохозяйственная белорусская техника отличается невысокой ценой и протекционистской политикой правительства, занимает доминирующее положение в структуре продаж. Производство сельскохозяйственной техники, как российских образцов, так и иностранных с высокой локализацией можно, отчасти, считать решением проблемы формирования экспорто ориентированного сельскохозяйственного машиностроения. Предложен прогноз развития сельскохозяйственного машиностроения и его экспортного потенциала. Обоснованы основные направления развития рынка сельскохозяйственной техники, как ключевого элемента организационно-экономического механизма технической модернизации отрасли. Экспортный рост возможен по следующим сегментам рынка: зерноуборочные комбайны, тракторы мощностью более 300 л.с., почвообрабатывающая техника, посевная техника, комплексы оборудованию для хранению и очистки зерна, кормозаготовительная прицепная техника.

Трансфер результатов научных исследований в сельскохозяйственное производство

В статье обоснована важность и эффективность организации дополнительного профессионального образования кадров в научных учреждениях, где научные сотрудники-авторы новых знаний, без посредников передают их специалистам производства. Особое внимание обращено на адаптацию научных разработок по каждой изучаемой проблеме в конкретные проекты, методические и нормативные материалы с целью практической их реализации. Изложены исследования автора по особенностям обучения взрослых, рекомендованы формы и методы организации учебного процесса, осуществляемого научными учреждениями. Рассмотрены основные мероприятия по подготовке научного учреждения к обучению специалистов, приведен перечень подлежащих разработке (в соответствии с законодательством об образовании) локальных актов.

Инновационно - инвестиционная компонента в стратегии развития региона

Инновационно-инвестиционная составляющая является одной из наиболее важных компонентов формирования и практической реализации стратегии регионального развития, как в нашей стране, так и в ряде других, включая республику Казахстан. Подобные действия, несомненно, оказывают положительное влияние на рост конкурентоспособности национальных экономик в современных условиях усиления тенденций глобализации и интеграции экономических систем. Инновационно-инвестиционное развитие рассматривается нами, как один из наиболее действенных способов сокращения временного лага переходов между технологическими укладами. Отмечено, что одной из основных проблемных зон на инновационном пути развития России является недофинансирование актуальных и востребованных инвестиционных проектов. В решении этого вопроса на различных уровнях национальной экономики, не последняя роль отводится крупным вертикально-интегрированным структурным единицам. В рамках проводимого исследования авторами выявлено изменение параметров социально-экономического развития на примере отдельно взятого региона, в данном случае Белгородской области. Представлены статистические данные, с учетом которых определен вклад Белгородской области в становление современной экономической модели развития страны. Отдельно рассмотрены основополагающие управленческие инициативы региональных органов власти, практическая реализация которых позволила достичь настоящих результатов и вывести Белгородскую область в число наиболее успешно и стабильно развивающихся регионов России. Уделено внимание, базовым стратегическим направлениям регионального развития, в рамках принятой Стратегии социально-экономического развития Белгородской области до 2025 года.

Организационно-экономические условия специализации и концентрации производства в животноводстве

Одним из ключевых факторов эффективного развития животноводства является рациональное использование имеющихся производственных ресурсов, природно-климатических условий и организационно-экономических факторов. Целью исследования явилось определение особенностей территориально-отраслевого разделения труда в животноводстве и теоретико - методологическое обоснование оптимальных условий и факторов размещения и специализации животноводческих предприятий. Для оценки влияния специализации и концентрации производственных мощностей на эффективность производства животноводческой продукции был произведен анализ функционирования отрасли в региональном разрезе и особенностей организационно-производственной структуры сельскохозяйственных товаропроизводителей. Установлено, что на долю десяти регионов крупнейших производителей в 2012-2016 гг. приходилось 34,1‰ от общего объема молока и более 40,0‰ от общего объема производимого скота и птицы на убой. Наибольший эффект от интенсификации отрасли за счет технологической модернизации и внедрения ресурсосберегающих технологий отмечается в секторе сельскохозяйственных организаций. В ряде регионов с высоким уровнем технологическим развития объектов молочного скотоводства и концентрации производства достигнута устойчивая положительная динамика роста продуктивности животных. Отсутствие эффективной системы размещения производственных мощностей в животноводстве снижает устойчивость отрасли к негативным изменениями на внутреннем рынке и макроэкономическим фактора. Поведенный анализ позволил установить и систематизировать основные условия и факторы эффективного размещения животноводческих предприятий, использовать факторы оптимизации и специализации.

Обоснование прогнозных параметров развития скотоводства амурской области

Исследование перспектив развития скотоводства в масштабах региона должно базироваться на оценке тенденций изменения поголовья крупного рогатого скота в хозяйствах различных категорий и обосновании размеров стада крупного рогатого скота. Учитывая ограниченное количество сельскохозяйственных организаций, развивающих скотоводство, предлагается разработать региональную программу их развития, в которой необходимо обосновать экономическую целесообразность сохранения поголовья с учетом перспектив их возможной реконструкции и социальной значимости для конкретных сельских населенных пунктов. Значительная дифференциация крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей по поголовью крупного рогатого скота обуславливает необходимость разработки различных групповых стратегий их развития. Существует устойчивая тенденция сокращения поголовья крупного рогатого скота в личных хозяйствах при росте его концентрации. Согласно прогнозным расчетам в сельскохозяйственных организациях Амурской области с поголовьем крупного рогатого скота свыше 500 голов к 2025 г. будет сосредоточено 96,5‰ всего поголовья в хозяйствах данной категории. По крестьянским (фермерским) хозяйствам прогнозируемый прирост поголовья крупного рогатого скота к 2025 г. ожидается на уровне 1,3 тыс. голов. Сокращение поголовья крупного рогатого скота в хозяйствах населения с 2015 г. по 2025 г. ожидается с 46,6 до 41,1 тыс. голов. При сохранении сложившихся в регионе тенденций изменения структуры стада, молочной и мясной продуктивности крупного рогатого скота при выходе на прогнозируемые значения поголовья Амурская область сможет в перспективе нарастить производство как молока, так и говядины.

Факторный анализ прибыли и рентабельности производства винограда

На финансовые результаты от производства и реализации продукции сельского хозяйства оказывают влияние различные факторы. Оценка воздействия этих факторов заключается в определении степени эффективности их использования, что весьма актуально. В связи с этим поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности - одна из важнейших задач в любой сфере бизнеса. Для проведения факторного экономического анализа используются различные методы и способы. Цель исследования - анализ влияния факторов на изменение суммы прибыли и уровня рентабельности производства винограда и выявление резервов их повышения. Работа выполнена на материалах агрофирмы «Тятляр» Республики Дагестан. Выявлено, что 98,3‰ валовой прибыли получают от реализации винограда, размер которой зависит от четырех факторов: объема реализации продукции, ее структуры, себестоимости и уровня среднереализационных цен. Расчет влияния на сумму прибыли и уровень рентабельности производства винограда осуществлен методом ценной подстановки и способом пропорционального деления. Результаты факторного анализа показали, что увеличение прибыли от реализации винограда в основном обусловлен ростом средних реализационных цен (+15220 тыс. руб.). В связи с повышением себестоимости единицы продукции сумма прибыли уменьшилась на 13152 тыс. руб. Уровень рентабельности производства винограда повысился на 0,97‰, в том числе на 23,39‰ в связи с ростом цен и снизился на 22,42‰ за счет роста себестоимости единицы продукции. В целях повышения эффективности производства винограда и финансовых результатов от его реализации предложен ряд мер, позволяющие интенсифицировать отрасль, привлекать инвестиции, усилить его конкурентные свойства, и как следствие, устойчивость.

Зарубежный опыт развития органов местного самоуправления сельским хозяйством во взаимосвязи с государственным управлением

Рассмотрено современное состояние систем, моделей управления и регулирования на государственном и хозяйственном уровнях, а также опыт взаимодействия государственной власти с местным самоуправлением ведущих агропромышленных стран (США, Германии, Франции, Англии, Италии, Китая, а также АПК Республики Беларусь) на муниципальном уровне. Сравнительный анализ показал, что модели взаимодействия органов федерального и местного управлений в разных странах имеют как определенные сходства, так и принципиальные различия. Приведены организационные структуры и методы управления сельским хозяйством на уровне местного самоуправления и их функционирование. Отмечена важная роль государственного регулирования сельхозпроизводства и его влияние на местные органы управления с использованием различных экономических рычагов: финансовой зависимости местных органов; регулирование деятельности путем квотирования производства; разработки и финансирования различных целевых программ; установления надзорных или курирующих функций и введения некоторых видов отчетности. Сформулированы положения зарубежного опыта, рекомендуемые к использованию в российской системе управления АПК, использование некоторых экономических, организационных и других механизмов в сфере муниципального агропромышленного комплекса. Необходимо восстановление вертикали соподчиненности на всех иерархических уровнях и усиление ответственности за результаты деятельности. Целесообразно создание подотдела по координации деятельности местных органов самоуправления и ассоциаций (союзов) аграрных товаропроизводителей

Развитие экспорта сельскохозяйственной продукции - важное направление аграрной политики стран-членов еаэс

Развитие экспорта сельскохозяйственной продукции государств-членов ЕАЭС, развитие региональной торговли является одним из приоритетов согласованной аграрной политики ЕАЭС. В статье рассмотрены вопросы внешней и внутренней торговли государств-членов ЕАЭС, показан высокий уровень зависимости внутреннего рынка стран Союза от импорта отдельных видов сельскохозяйственных товаров, а также от материально-технических ресурсов. В связи с этим необходима диверсификации экспорта в сторону увеличения в его структуре продукции с высокой добавленной стоимостью. Для этого необходимо создание высокотехнологичных экспорто ориентированных производств, направленных на выпуск продукции конкурентоспособной на мировом рынке. Большую роль в развитие экспорта играет дальнейшая интеграция стран в этой сфере. Назрела необходимость разработки скоординированной экспортной политики, которая позволит объединить участников для реализации основных направлений по развитию экспорта, указанных в национальных программных документах, устранению имеющихся препятствий в этой сфере, содействовать продвижению сельскохозяйственной продукции и продовольствия на рынки третьих стран.

Совершенствование механизма грантовой поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов

Целью исследования являются разработка и научное обоснование теоретических положений и практических рекомендаций по развитию государственной поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов в регионе. Начинающие фермеры даже с помощью точечной государственной поддержки в виде грантов «Начинающий фермер», «Семейная ферма» и субсидирования расходов на техническое вооружение все же не имеют достаточных средств для своего дальнейшего развития. В связи с этим нужны новые механизмы и инструменты государственной поддержки - создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов, активное вовлечение в систему сельскохозяйственной кооперации на основе грантовой поддержки инвестиционных проектов несельскохозяйственного бизнеса. Предложен механизм грантовой поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов, согласно которому им предоставляется поддержка в форме гранта в размере 60‰ всей суммы проекта до 40 млн руб. на материально-техническое обеспечение производства на условиях софинансирования оставшихся 40‰ за счет собственных, привлеченных или заемных средств.