Яндекс.Метрика

Стратегический анализ состояния и перспектив повышения конкурентоспособности российского птицеводства

Несмотря на прогресс многих наукоемких отраслей экономики в последние несколько десятилетий благосостояние населения по-прежнему определяется в первую очередь уровнем развития сельского хозяйства. Более того в обозримой перспективе значение этой отрасли экономики будет только неуклонно расти в силу увеличения численности населения, процессов урбанизации, сокращения размеров возделываемых земельных угодий, загрязнения окружающей среды и ряда других причин, сопровождающих эволюционные изменения на современном этапе истории. Поэтому производство продовольствия и обеспечение потребностей населения в качественных продуктах питания неизменно входит в число практических задач, имеющих общегосударственное значение. Заметный вклад в развитие отечественного сельского хозяйства вносит птицеводство. За короткий промежуток времени (1998-2017) в России был достигнут рост производства мяса птицы в 7 раз, яиц - на 37‰. Для сохранения набранных темпов и продолжения поступательного развития птицеводства необходимо обеспечить повышение его конкурентоспособности с учетом существующих и прогнозируемых в будущем вызовов.

Современное состояние и прогнозные индикаторы производства овощных и плодово-ягодных культур в сибирском федеральном округе

Овощи, картофель, плоды и ягоды - это привычные и необходимые продукты питания в рационе среднестатистического россиянина. Темпы роста производства этих продуктов не успевают за потребностями населения, поэтому ежегодно в Российскую Федерацию импортируется от 4 до 6 млн т овощей и фруктов. В статье рассмотрена динамика производства овощей, картофеля, плодов и ягод в Сибирском федеральном округе за 1990-2015 гг. Выявлены факторы, влияющие на развитие плодоводства и овощеводства в округе. Исследования показали, что для дальнейшего развития этих отраслей необходимо активизировать строительство новых оросительных систем, привлечь крупных инвесторов для строительства современных тепличных комбинатов и закладки многолетних насаждений, использовать возможности логистических центров для создания современных баз-хранилищ и цехов по переработке сельскохозяйственной продукции, создавать кооперативы, плодовоовощные торговые базы-рынки для скупки излишков продукции у личных подсобных и фермерских хозяйств. Были рассчитаны индикаторы производства (овощей, картофеля, плодов и ягод), исходя из необходимых объемов продуктов питания, согласно рекомендуемым нормам потребления и ожидаемой численности населения региона. В производстве овощей, картофеля, плодов и ягод в Сибирском федеральном округе личные подсобные и фермерские хозяйства занимают ведущие позиции, что приносит нестабильность в сибирский рынок и ориентацию перерабатывающих предприятий на импортное сырье. По нашему мнению, для большей устойчивости плодоовощного рынка, необходимо постепенно увеличивать роль крупных сельскохозяйственных организаций в плодоводческой и овощеводческой отраслях округа.

Механизм государственной поддержки научно-технологического развития отрасли растениеводства

Прорывное развитие отечественного сельского хозяйства возможно только на основе его научно-технологического развития. Ускорение темпов развития науки и технологий в последние десятилетия требует изменения подходов к формированию и реализации государственной инновационной политики. В развитых странах более 80‰ экономического роста обеспечиваются за счет инновационного развития отраслей экономики. В статье рассмотрена отрасль растениеводства, включая семеноводство и органическое земледелие. Для определения критических технологий растениеводства требуется выявление возможных вариантов развития отрасли на долгосрочную перспективу. Определены сценарии научно-технологического развития растениеводства, которые помогут преодолеть стохастический характер происходящих процессов, выявить крупномасштабные научные и технологические прорывы, способные существенно изменить отрасль. Научно-технологическое развитие невозможно без совершенствования существующих механизмов государственной поддержки. Необходимо создание государством условий для обеспечения сельхозтоваропроизводителями расширенного воспроизводства на инновационной основе, на принципах межведомственности и субсидирования.

Проблемы развития цифровых технологий и увеличения экспортного потенциала в сельском хозяйстве

Проанализирована нормативная правовая база регулирования научно-технического развития и цифровой экономики в России; система показателей инновационного развития отечественной экономки в сравнении с развитыми зарубежными странами; примеры использования цифровых технологий в агропромышленном комплексе. Рассмотрена динамика производительности труда, сделаны выводы о возможностях роста валовой продукции и производительности труда в сельском хозяйстве, достижении продовольственной безопасности и импортозамещения основных видов сельскохозяйственной продукции в России в условиях развития цифровой экономики. Сделан вывод, что использование цифровых технологий должно превратиться из отдельных историй успеха в повсеместную практику. Это потребует значительных затрат: организационных, финансовых, временных. Возникают риски объективного контроля государственной поддержки процесса цифровизации из-за отсутствия показателей, по которым установлено официальное статистическое наблюдение.

Методологические подходы повышения эффективности агропромышленного комплекса на базе технологий индустрии 4.0

Цель исследования - разработка механизма повышения эффективности АПК на базе технологий индустрии 4.0. В отличие от традиционных технологий АПК, технологии индустрии 4.0 позволяют повысить экономическую эффективность предпринимательства АПК, обеспечить удовлетворение имеющихся потребностей общества, содействовать раскрытию человеческого потенциала работников, снизить их отрицательное воздействие на окружающую среду. Однако механизм повышения эффективности АПК на базе технологий индустрии 4.0 не может ни запуститься, ни функционировать на условиях рыночного самоуправления - для этого требуется активное участие государства. Традиционные функции государства в АПК должны быть заменены функциями по созданию и поддержанию благоприятных рыночных условий, стимулированию целевой активности предприятий АПК, а также проведению мониторинга и контроля. Поэтому переход к АПК 4.0 - это принципиально новый путь развития АПК, который одновременно открывает уникальные возможности, но и требует радикальных перемен в корпоративном и государственном управлении.

Интеграция цифровой платформы апк с цифровыми платформами смежных отраслей

В работе рассматриваются проблемы, основы и пути интеграции цифровых платформ АПК, строительной отрасли, логистической деятельности, фармацевтической отрасли на идеях А.И. Китова и В.М. Глушкова об Общегосударственной автоматизированной системе сбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным хозяйством в СССР (ОГАС). Одной из основных тенденций в развитии современного общества и экономики является повсеместная интеграция разрозненных процессов в единую систему с целью повышения эффективности взаимодействия. Сделан вывод, что в АПК процесс формирования референтных моделей идет рассогласованно с внедрением информационных технологий. Предложен переход на цифровую платформу в виде интеграции отраслевых референтных моделей на основе единого информационного Интернет-пространства взаимодействия.

Зигзаги государственного и хозяйственно-экономического управления апк на муниципальном уровне

Разработаны направления по развитию институционально - экономического механизма управления агропромышленным комплексом со стороны районного управленческого звена. В системе районного самоуправления, агропромышленный комплекс должен рассматриваться, как одна из важнейших сфер деятельности населения муниципального образования. Как показывают исследования, наиболее важными проблемами районной системы управления являются различные подходы и толкование территориальных и экономических основ, компетенции органов местного самоуправления в области социально-экономического развития объектов сельских территорий, а также взаимодействие органов государственного, хозяйственного управления и местного самоуправления. Оценивая управленческую деятельность сельских административных районов, необходимо отметить, что их функциональные связи не направлены непосредственно на хозяйственные структуры предприятий и различных организаций по развитию производства и экономики, поскольку принципы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления АПК недостаточно урегулированы законодательством от федерального до местного (районного) уровня. Потеря управляемости на муниципальном (районном) уровне отрицательно влияет на экономическую эффективность сельскохозяйственного производства. В связи с этим целепологание статьи заключалось в разработке основных направлений совершенствования управления АПК районными управленческими структурами.

Тенденции развития малых форм хозяйствования в апк челябинской области

Малые формы хозяйствования рассматриваются как значимые участники рынка производства сельскохозяйственной продукции. Выявлены тенденции развития малых форм хозяйствования Челябинской области на основе анализа их современного состояния в условиях государственной поддержки. Рассмотрены особенности государственной поддержки малых форм хозяйствования, обусловленные относительно низкой защищенностью в экономическом пространстве, нехваткой финансовых средств из-за завышенных процентных ставок, отсутствием рыночной власти, зависимостью от местных условий ведения производства, возможностями потребительского кооперирования, высокой чувствительностью к методам государственного инвестиционного регулирования. Определена взаимозависимость темпов роста государственной поддержки и стоимости произведенной продукции малыми формами хозяйствования в АПК Челябинской области.

Методологические подходы к оценке эквивалентности экономических отношений на основе межотраслевых сравнений

В статье рассматривается проблема межотраслевого взаимодействия, проблема эквивалентности экономических отношений в контексте ценовых диспропорций. Предлагаются методологические подходы к решению рассматриваемой проблематики в виде модельных схем, в основе которых определение индикативных показателей, ценовых и стоимостных пропорций между накоплением и потреблением. Сделан вывод, что в основе диспаритета отношений сельского хозяйства с другими отраслями экономики лежат не только неблагоприятные ценовые соотношения, но и низкий уровень технологического развития и управления производством. Механизм эквивалентности межотраслевого взаимодействия и экономических отношений не отвечает в полной мере задачам обеспечения устойчивого развития и экономического роста отраслей АПК.

Основные направления развития взаимоотношений хозяйствующих субъектов в апк

Статья исследует взаимоотношения в АПК в целях повышения результативности производства. Рассмотрены основные элементы, формы и направления развития взаимоотношений, которым необходимо уделить особое и первостепенное внимание на всех уровнях управления, начиная от хозяйствующих субъектов и заканчивая федеральными структурами. К таким направлениям отнесены: формирование и развитие инновационных агропромышленных кластеров; внедрение передовых техники и технологий, в том числе информационных; укрепление связи хозяйствующих субъектов с научными и внедренческими структурами; развитие образования и кадрового обеспечения и другие. Все направления должны развиваться гармонично и комплексно, формируя эффективную систему взаимоотношений в АПК. В работе приведены примеры возможных лидеров инновационных агропромышленных кластеров, которые даже в условиях Сибири, способны в кратчайшие сроки достичь высоких результатов деятельности на основе укрепления взаимоотношений с товаропроизводителями и поставщиками техники, технологий, научными учреждениями. Приведены количественные показатели готовых к внедрению научных разработок Сибирского федерального научного центра агробиотехнологий РАН. Показаны проблемы и необходимость широкого использования информационных технологий в АПК.