Яндекс.Метрика

Роль личных подсобных хозяйств в товарообеспечении рынков продовольствия

В статье раскрывается экономическая сущность, генезис и эволюция личных подсобных хозяйств в аграрном производстве Российской Федерации. Главные экономические причины существования личного подсобного хозяйства - недостаточный уровень развития общественного производства; недостаточный уровень производительности труда в отраслях сельского хозяйства; необходимость обеспечения сельского населения основными продуктами питания и доходами. Анализ итогов Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 г. показал, что вклад личных подсобных хозяйств в производство сельскохозяйственной продукции, начиная с 90-х годов, активно увеличивается. В большинстве субъектов Федерации преобладает мелкотоварное производство основных видов сельскохозяйственной продукции. Вследствие низкой эффективности государственного управления и регулирования личные подсобные хозяйства функционируют бессистемно, их деятельность никоим образом не скоординирована, не имеют полноценного доступа к экономическим ресурсам производства. Низкий уровень развития кооперативного движения в агропромышленном секторе экономики не позволяет личным подсобным хозяйствам организоваться эффективным образом. В субъектах Федерации не сформировано целостных региональных инфраструктур, призванных содействовать поддержке мелкотоварных производителей, включая граждан, ведущих личные подсобные хозяйства. Авторами предложен ряд новаций в совершенствовании действующего федерального законодательства о трудовой занятости, пенсионном и медицинском страховании. Предложенные меры позволят решить ряд важных задач: повышение уровня жизни сельского населения за счет роста эффективности производства сельхозпродукции в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах; рост доли товарной продукции в личных подсобных хозяйствах, специализация и трансформация личных подсобных хозяйств в профессиональных сельхозтоваропроизводителей; формирование альтернативной сферы занятости населения.

Роль и место интеграции в механизме управления сельским развитием

В социально-экономических условиях, осложненных политическими событиями последних лет, усиливается необходимость взвешенного, профессионального управления сельским развитием. Это требует применения более совершенного механизма, использующего как проверенные многолетней практикой инструменты менеджмента на государственном, региональном и муниципальном уровнях, так и новые, обусловленные современными реалиями. К числу последних можно отнести инструменты качественно новых форм кооперационных и интеграционных отношений между сельскохозяйственными товаропроизводителями в границах сельских территорий, создание в них кластеро-ориентированных формирований. Основной функцией сельского развития должно стать рациональное использование материальных, трудовых, финансовых ресурсов сельских территорий при усилении и соответствующей мотивации государственных, муниципальных и хозяйственных органов управления и с учетом интересов сельского населения. Цель исследования - анализ мнения населения о рациональности действующего механизма управления сельским развитием как основы для возможного совершенствования его интеграционной составляющей. В границах сельских территорий не существует взаимовыгодного практического сотрудничества крупного, среднего и малого бизнеса. Непрозрачность масштабов государственной поддержки отдельных категорий сельскохозяйственных товаропроизводителей, различная доступность для них государственных и частных инвестиций усложняет условия для устойчивого сельского развития. Для активизации процессов интеграции в сельском развитии необходимо принятие стратегически оправданных решений на всех управленческих уровнях.

Технологическая модернизация животноводства: современное состояние и экономические факторы развития

Интенсификация производства животноводческой продукции требует выработки эффективных организационно-экономических механизмов развития животноводческих предприятий, позволяющих нарастить объемы производства и повысить конкурентоспособность производимой продукции. Одним из ключевых факторов эффективного развития отрасли является технологическая модернизация за счет внедрения современных ресурсосберегающих технологий производства и высокопродуктивных генетических ресурсов. Целью исследования являлось изучение влияния организационно - экономических факторов и макроэкономических условий хозяйствования на эффективность проведения технологической модернизации животноводства. В ходе исследования использовались абстрактно-логический и экономико - статистический методы исследования, а также метода экспертных оценок. Эмпирическую базу исследования составили официальные данные и аналитические материалы государственных органов исполнительной и законодательной власти. Установлено, что благодаря оказанной государственной поддержке за последние годы в животноводстве удалось существенное обновление материально-технической базы отрасли и создать современные производственные мощности. Продуктивность коров за 2000-2015 гг. возросла в 2,2 раза, свиней в 2,9 раз. Затраты труда сократились при производстве молока на 42,9‰, мяса крупного рогатого скота на 75,7‰ и свиней - снизились вдвое. Высокая зависимость животноводческих и перерабатывающих предприятий от иностранных производителей технологического оборудования и расходных материалов оказывает негативное влияние на модернизацию материально-технической базы и эффективность развития отрасли. Для повышения уровня технологического развития отрасли предложены меры и механизмы государственной поддержки по стимулированию производства техники и оборудования для животноводства, позволяющие повысить эффективность и устойчивость животноводства.

Российский рынок продукции халяль

Актуальность темы определяется социальными и экономическими предпосылками. Рынок продукции халяль весьма привлекателен и перспективен в связи с высокими темпами роста и миграции мусульманского населения и в России, и в мире. Вместе с тем халяльная продукция воспринимается как более качественный продукт с точки зрения производства, условий переработки и хранения, поэтому продукция с сертификатом «Халяль» востребована не только среди мусульман, но и среди потребителей иных религиозных мировоззрений и людей, далеких от всех религий (их доля составляет более 50‰). Следует отметить, что рынок халяльной продукции в России еще недостаточно сформирован и находится в стадии становления и роста, а хорошим стимулом для производства и сертификации халяль продуктов являются большие возможности в плане экспорта в мусульманские страны. В России заметна большая неравномерность распределения производства халяльной продукции, поэтому необходимо налаживать систему логистики и поставок продуктов халяль, вести подготовку специализированных кадров в области халяльной пищевой промышленности, которые являются серьезным дефицитом для производителей.

Факторы пространственного развития апк на примере российско-казахстанского приграничья

В статье выявлены и проанализированы основные естественные и сложившиеся экономические факторы, способствующие приграничному сотрудничеству России и Казахстана в агропромышленной сфере на принципах пространственного развития и с учетом использования транспортно-логистического, транзитного потенциала двух стран. Проведена оценка состояния и обобщен опыт сотрудничества российских и казахстанских приграничных регионов с акцентом на возможности развития кооперации национальных АПК, включая формирование трансграничных агропромышленных кластеров и перспективы межкластерного взаимодействие в контексте евразийской интеграции. Агропромышленный потенциал российско-казахстанского приграничья, общность решаемых проблем вопросов и задач развития, наличие транспортно-логистических преимуществ являются факторами для экономического роста и углубления евразийской интеграции.

Нормативно-правовое обеспечение развития крестьянских (фермерских) хозяйств в красноярском крае

В статье проанализированы действующие федеральные и региональные нормативно-правовые акты, регламентирующие обеспечение развития крестьянских (фермерских) хозяйств в Красноярском крае. Установлено, что в целях эффективного развития фермерских хозяйств на федеральном уровне разработаны и реализуются положения Концепции устойчивого развития сельских территорий на период до 2020 г. и Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года. Анализ статистические данных Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края показал, что по направлению «поддержка начинающих фермеров»объем финансирования с 2012 по 2017 гг. увеличился в 4,4 раза с 33 308,7 тыс. руб. до 145 620,2 тыс. руб., за шесть лет гранты в объеме 495 989,7 тыс. руб. получили 275 начинающих фермера; 45 глав фермерских хозяйств получили гранты в объеме 321 698,4 тыс. руб.по направлению «Развитие семейных животноводческих ферм»; с 2015 по 2017 гг. 7 фермеров воспользовались государственной поддержкой в объеме 13 999,7 тыс. руб. на развитие несельскохозяйственных видов деятельности; за 2016-2017гг. шесть сельскохозяйственных кооператив получили гранты на сумму 100 854,3 тыс. руб. по направлению «Развитие сельскохозяйственной кооперации». Положения названного закона реализуются посредством действующей Государственной программы Красноярского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», определяющей целевые показатели в целях обеспечения развития фермерских хозяйств.

Государственная поддержка сельского хозяйства в россии: проблемы, пути их решения

Производство продукции сельского хозяйства демонстрирует рост на протяжении вот уже пяти лет. Вместе с тем, темпы этого роста замедляются. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы в течение 2017 г. дважды претерпела существенные изменения. Анализ основных направлений и мер программы выявил, что практически все направления господдержки отрасли ориентированы на стимулирование производства и экспорта продукции. Однако стабилизационных механизмов, направленных на повышение устойчивости деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей недостаточно, а ресурсное обеспечение уже существующих мероприятий не соответствует задачам программы. В новой редакции программы запланировано замедление темпов роста сельскохозяйственного производства, что обуславливает задачу разработать пути и механизмы устойчивого развития отрасли на долгосрочную перспективу.

Как улучшить размещение отраслей сельского хозяйства россии

Представлены результаты компьютерного эксперимента на математической модели сельского хозяйства России в форме задачи линейного программирования, воспроизводящей размещение сельскохозяйственного производства по субъектам федерации при заданных сценарных условиях. Модель учитывает природно-сельскохозяйственное зонирование, потребности регионов в продукции, транспортные связи, внешнюю торговлю, неопределённость результатов производства и межрегиональную диффузию технологий. Исследуется сценарий, при котором ресурсный потенциал регионов соответствует уровню 2015 г., пропускная способность инфраструктуры не ограничивает транспортные потоки и допускается диффузия технологий, примерно соответствующая трёхлетнему периоду. Показано, что при сценарных условиях Россия способна стать нетто-экспортёром мясной продукции, а маржинальный доход сельского хозяйства может возрасти (за счёт снижения альтернативных издержек) почти на 700 млрд руб. при росте продаж всего на 0,09‰. Полученные результаты могут повлиять на оценку инвесторами перспектив вложений в сельское хозяйство регионов России и в реконструкцию инфраструктуры.