Одним из важнейших видов ресурсного потенциала любой организации, не зависимо от организационно-правовой формы, выступает наличие денежных ресурсов в достаточном объеме необходимым для бесперебойного осуществления основной производственной деятельности субъекта хозяйствования. Кругооборот денежных средств способствует возврату стоимости вложенных ресурсов и дополнительному приращению капитала. В аграрном секторе экономики стабильность деятельности экономических субъектов обеспечивается посредством взаимодействия всех звеньев экономического механизма в процессе производственно-финансовой деятельности. Поскольку сельскохозяйственное производство выполняет стратегическую функцию выполнения Доктрины продовольственной безопасности, вектор развития эффективного производства должен иметь положительную динамику. Стоит отметить, что большинство сельскохозяйственных предприятий осуществляют свою деятельность на условиях самофинансирования. Неравномерный цикл получения готовой продукции на протяжение года, особенно на предприятиях, специализирующихся на производстве продукции растениеводства, провоцирует использование заемного капитала, что требует в последствии большого отвлечения наиболее ликвидных активов для его полного покрытия с учетом платы за его использование. Ввиду этого, оценка сбалансированности ресурсного потенциала, основу которого составляют денежные средства, выступает весьма актуальной задачей. Основной целью статьи выступает проведение оценки эффективности инвестиционной и финансовой политики сельскохозяйственных предприятий и определение сбалансированности движения денежных потоков в данном секторе. Для решения поставленной цели были решены следующие задачи: дана оценка финансового состояния сельскохозяйственных предприятий; определена динамика движения денежных потоков на предприятиях АПК; выявлены причины и факторы произошедших изменений за период; обоснованы предложения по оптимизации денежных потоков, что, в конечном итоге, способствует улучшению финансового состояния предприятия и обеспечению высокого уровня его платежеспособности.
Данная статья направлена на изучение внутренней и внешней среды предприятия посредствам современных математических инструментов с целью оценки уровня экономической безопасности и выявления угроз. Статья написана на актуальную тему, заключающуюся в разработке теоретико-методологической платформы обеспечения экономической безопасности реального сектора экономики в условиях наращивания технологического суверенитета России. Необходимость развития активно-адаптивных технологий в условиях рыночной неопределенности подтверждается современными трендами развития промышленных компаний, в том числе, мероприятий, направленных на адаптацию существующих систем к требованиям устойчивого развития при сохранении целей максимально эффективного функционирования предприятий в настоящем и наращивание потенциала суверенности предприятий в будущем. Результатом работы является развитие теоретико-методических и практических основ комплексного анализа экономической безопасности на примере ПАО «ФосАгро». Цель данной статьи заключается в разработке гибкой аналитической модели оценки экономической безопасности организаций АПК с применением современных инновационных подходов на базе нечетко- множественного алгоритма. Задачи будут звучать следующим образом: анализ основных требований и критериев к разработке модели, обзор традиционных и инновационных методов оценки экономической безопасности деятельности, разработка гибкой аналитической модели оценки экономической безопасности в организациях АПК, описание всех блоков и элементов методики, их значение и место и роль, объяснение практического применения данной модели.
В основе всякой человеческой деятельности лежит мотивация. С нее она начинается, ею завершается. Вся задача управления рабочей силой заключается в управлении мотивацией, т.е., во-первых, в создании мотивации у индивидов и коллективов, во-вторых, ее полной и адекватной реализации. Низкая мотивация приводит к низким результатам. Напротив, высокая мотивация – залог высокого конечного результата и эффективной деятельности. Для сельского хозяйства, как и всякой другой отрасли, мотивация имеет высокое значение. Однако в отличие от так называемые новых отраслей, связанных с IT-технологиями, сферой услуг и сервиса, мотивация выступает важнейшим направлением конкурентоспособности отрасли и даже ее выживания. В настоящее время в сельском хозяйстве, где наблюдается дефицит рабочих рук, низкая производительность, дополняемые низким уровнем технической и технологической оснащенности, ухудшением многих базисных факторов, при одновременном росте конкуренции на внешних агропродуктовых рынках, мотивация труда становится одной из наиболее актуальных задач. Речь идет в том, числе о разработке новых форм, методов и механизмов мотивации труда в сельском хозяйстве, которые носили бы креативный характер. Другой вопрос, что у каждой территории в соответствие с ее историческими, ментальными, институциональными и иными особенностями существует своя система мотивации. Поэтому механический перенос отдельных инструментов мотивации, которые положительно зарекомендовали себя в других регионах и отраслях, в региональное сельское хозяйство, как правило, не дает ожидаемых результатов. В статье, на основе анализа и сопоставления моделей мотивации в сельском хозяйстве Кабардино-Балкарской Республики и Ставропольского края, выявлены зависимости между валовой продукцией сельского хозяйства, производительностью труда и заработной платой. Рассчитаны регрессионные модели для каждого региона. Предложено объяснение наблюдаемых расхождений. Полученные результаты могут быть аппроксимированы также и на другие регионы Северного Кавказа и юга России.
Глобальная конкуренция на продовольственном рынке обуславливает поиск решений по выравниванию эффективности отечественного агропромышленного комплекса с ведущими мировыми производителями. В противном случае технологическое отставание грозит существенными ограничениями продовольственной безопасности страны. Поэтому оценка влияния цифровых технологий на добавленную стоимость и экономическую эффективность отдельных этапов сельскохозяйственного производства и переработки является актуальной задачей. Результаты системного анализа результатов статобследования компаний агропромышленного комплекса касательно степени воздействия применяемых цифровых технологий позволили заключить, что цифровые технологии (за редкими исключениями) оказывают в основном либо нулевое, либо отрицательное влияние на финансовые показатели деятельности организаций в широком диапазоне номенклатурных кодов ОКВЭД. Это объясняет низкую степень внедрения цифровых технологий в продовольственные производственные цепочки, по крайней мере, на текущем этапе развития. А низкий уровень бюджетной поддержки цифровизации в АПК (в сельском хозяйстве он значительно ниже, чем в других отраслях) ещё более ухудшает сценарии формирования «Agriculture 4.0». В силу практического отсутствия влияния на экономические показатели деятельности организаций, в настоящее время цифровизация практически не оказывает значимого влияния на трансформацию цепочек добавленной стоимости в агропромышленном комплексе.
В большинстве сельскохозяйственных предприятий отсутствует современная нормативная база по выработке на полевых механизированных работах. В настоящее время государственное регулирование нормативной базы не ведётся, хотя её значение остаётся важным, а использование востребовано при расчетах заработной платы, планировании объемов работ, потребностей в технике и т.д. Разработка нового современного метода создания нормативов механизированных полевых работ в сельскохозяйственном производстве, использующего цифровые технологии, находится лишь на начальном этапе. В то же время появились геоинформационные технологии и средства автоматической регистрации работы технических средств, которые позволяют фиксировать фактическое время работы агрегатов и расход топлива при выполнении технологических операций без проведения хронометражных наблюдений, а следовательно, дают возможность разрабатывать обоснованные нормы с меньшими затратами труда. Применение спутникового мониторинга сельскохозяйственной техники позволяет реально оценить производительность сельскохозяйственных агрегатов и вести разработку норм выработки на полевые механизированные работы. В Курганском НИИСХ с помощью созданной авторами системы мониторинга техники, в которой предусмотрен расчет объёмов выполненной работы, учет расхода топлива и затрат труда, в 2024 году на производственных полях проведены наблюдения за работой сельскохозяйственной техники. Наблюдения показали, что по большинству полевых работ нормы выработки не выполняются. Резервов для увеличения выработки агрегатов за счет сокращения остановок и времени переездов на поле и обратно нет. Целесообразно пересмотреть нормы выработки, привести их в соответствие с реальной производительностью агрегатов на основе полученных в результате мониторинга данных.
Статья посвящена разработке и обоснованию циклической модели государственной поддержки сельского хозяйства Республики Саха (Якутия). В сложившихся неблагоприятных условиях сельское хозяйство региона сталкивается с серьезными вызовами, такими как низкая эффективность использования бюджетных средств и недостаточный рост валовой продукции. Несмотря на увеличение объемов финансирования, на протяжении многих лет целевые показатели государственных программ развития сельского хозяйства не достигаются, что указывает на необходимость пересмотра существующих подходов к распределению ресурсов. Цель исследования — предложить циклическую модель поддержки, которая позволит гибко распределять ресурсы между различными направлениями агропромышленного комплекса в условиях ограниченности бюджетных средств. В рамках статьи проведен анализ действующих механизмов государственной поддержки, изучена динамика целевых показателей и выявлены ключевые проблемы. На основе полученных данных разработана циклическая модель, предполагающая концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях в рамках установленного цикла. Предложенная модель позволяет оптимизировать использование бюджетных средств, повысить эффективность поддержки и обеспечить сбалансированное развитие всех направлений АПК. В статье также рассмотрены потенциальные социально-экономические эффекты и риски внедрения модели, предложены механизмы их минимизации.
В условиях современных экономических вызовов, таких как санкции, изменения в цепочках поставок и рост затрат на ресурсы, исследование финансовых показателей приобретает особую актуальность. Автор рассматривает региональную специфику Алтайского края, включая его климатические условия, структуру сельского хозяйства и социально-экономические характеристики, что позволяет сделать выводы более точными и применимыми на практике. В статье предложен комплексный подход к анализу, охватывающий экономические, социальные и природные факторы. Особое внимание уделено оценке эффективности государственной поддержки и разработке рекомендаций по её оптимизации. На основе анализа текущего состояния и прогнозирования рисков автор предлагает меры, направленные на повышение устойчивости и конкурентоспособности сельскохозяйственных организаций. Практическая значимость исследования заключается в разработке конкретных рекомендаций, которые могут быть использованы для улучшения финансового состояния сельскохозяйственных организаций и их адаптации к новым экономическим реалиям.
Цель исследования состоит в разработке системы управления земельными ресурсами в сельском хозяйстве. Построена оригинальная модель системы государственного управления земельными ресурсами с выделением на федеральном уровне институциональной подсистемы, на региональном – функциональной и на муниципальном уровне – оперативной подсистемы, выявлением взаимных и обратных связей, характеризующаяся соответствующими отношениями между ними по вертикали, позволяющая определить недостатки системы и дополнительные возможности целенаправленного воздействия для достижения предполагаемого состояния системы. Разработан научный поход к формированию системы управления земельными ресурсами в сельском хозяйстве на основе горизонтальных отношений в сфере межведомственной координации и взаимодействия, предполагающий объединение самостоятельных системных объектов с помощью прямых и обратных связей для реализации совместных задач (инвентаризация земель сельскохозяйственного назначения, включение сведений о сельскохозяйственных угодьях в Единый государственный реестр недвижимости) с использованием мониторинга выполнения целевых показателей государственных программ. Обоснован процессный подход к реализации потенциала расширения данных о состоянии и использовании земельных ресурсов в сельском хозяйстве через дополнительные источники информации с определением конкретных исполнителей, позволяющие принимать эффективные управленческие решения (правильно организованная система земледелия, воспроизводство почвенного плодородия, рациональная структура посевных площадей).
Выполнен анализ научно-технических, политических, экономических и социальных аспектов инновационного развития российского сельского хозяйства в режиме масштабных западных санкций. Выявлены проблемы восстановления и развития национальной науки и образования, в том числе отсутствие паритета по численности исследователей и объемам финансирования с показателями недружественных стран, что снижает конкурентоспособность России в борьбе за свой технологический суверенитет. Проанализирован производственный, технологических и природно-климатический потенциал развития отечественного сельского хозяйства в сравнении со странами, осуществляющими в отношении нас недружественную, дружественную или нейтральную политику. Установлены направления адаптации российского агропромышленного комплекса к изменениям внешнеполитического и экономического курса России, в том числе для укрепления экономических отношений с дружественными странами в сфере торговли продукцией, несмотря на риски вторичных западных санкций. Разработана авторская классификация направлений технологического обеспечения продовольственной безопасности России с учетом состава фактических и перспективных госпрограмм поддержки этой сферы. Выполнен анализ эффективности использования научно-технических и финансовых ресурсов, направляемых на их реализацию. Проведена оценка инновационно-инвестиционных возможностей российского сельского хозяйства с учетом фактического износа основных средств, рентабельности продукции, паритета ценовых отношений в условиях чрезвычайно жесткой кредитно-денежной политики. Даны рекомендации по обеспечению сельского хозяйства трудовыми ресурсами. Обоснован перечень важнейших задач его суверенного инновационного развития, требующих системного решения в условиях масштабных санкций.
Авторами выделены основные показатели для оценки потенциала кластеризации сельскохозяйственного производства, на основе которых проведён анализ территории муниципальных образований, входящих в состав шести субъектов РФ, которым относятся республики Марий Эл, Мордовия, Татарстан и Чувашия, а также Кировская и Нижегородская области. Для Волго-Камского макрорегиона рассмотрена динамика количества организаций, относящихся к сельскому, лесному и рыбному хозяйству. Авторами сделан вывод о возможности и целесообразности создания в российских регионах мультиотраслевых образований кластерного типа (агропромышленных мультикластеров), интегрирующих предприятия и организации также в таких видах деятельности как животноводство, растениеводство, рыболовство и рыбоводство, лесоводство, лесозаготовка. Для рассмотренных регионов выявлены различные пространственные модели кластеризации сельскохозяйственного производства. Потенциальный мультикластер сельского, лесного и рыбного хозяйства Республики Татарстан имеет двухъядерную пространственную структуру, Научно- образовательными и инфраструктурно-производственные ядрами мультикластера выступают г. Казань и г. Набережные Челны. В остальных рассмотренных регионах предлагаемая модель мультикластера имеет одно основное ядро, при этом ходе исследования сделан вывод о наличии нескольких потенциальных центров кластеризации аграрного сектора на территории Нижегородской (четыре центра) и Кировской областей (пять центров), Республики Марий Эл (два центра). Пространственная структура кластеризации сельского хозяйства Республик Мордовия и Чувашия, напротив, характеризуется только одним ярко выраженным центром кластеризации – ядром мультикластера. Также ряд центров кластеризации сельскохозяйственного производства выделяются авторами в качестве точек межрегиональной кластеризации в рамках Волго-Камского макрорегиона.