Яндекс.Метрика

Роль инфраструктуры государственной поддержки в развитии малого сельского предпринимательства алтайского края

Организованная инфраструктура государственной поддержки позволяет субъектам малого предпринимательства снижать издержки ведения бизнеса, своевременно получать государственные услуги, иметь дешёвые кредиты, обеспечивающие им развитие. Цель исследования - на опыте Алтайского края показать наиболее эффективные элементы инфраструктуры государственной поддержки сельского малого предпринимательства, учитывающие его отраслевую принадлежность и разные источники предоставления поддержки. Для достижения поставленной цели использовались методы монографический, статистический, абстрактно-логический, анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, обобщения. В результате исследования систематизированы и структурированы элементы инфраструктуры государственной поддержки сельского малого предпринимательства Алтайского края, показаны виды услуг её элементов, показана роль муниципальных бюджетов в развитии малого сельского бизнеса, обобщены результаты использования бюджетных средств, как показатель эффективности деятельности субъектов инфраструктуры государственной поддержки.

Тенденции развития аграрного сектора забайкальского края

Сложившаяся в мире геополитическая ситуация бросает Российской Федерации все более ужесточающиеся вызовы, которые материализуются в виде расширяющихся экономических санкций, требуют помимо адекватных ответных действий серьезного повышения эффективности сельскохозяйственного производства с целью максимального обеспечения импортозамещения продуктов питания и сельскохозяйственного сырья для целого ряда отраслей промышленности. В этой связи особую актуальность приобретают вопросы, связанные с использованием экономических рычагов и методов воздействия на все воспроизводственные стадии. Исследование проводилось в одном из крупнейших регионов страны - Забайкальском крае, обладающего неординарными особенностями, связанными с его географическими и природно - климатическими условиями, безусловно сказывающимися на экономике. В статье предпринята попытка определить наиболее приоритетные направления повышения эффективности агропродовольственного производства края, в основе которых заложено формирование дееспособного экономического механизма хозяйствования.

Трансформация трудовой деятельности в условиях применения робототехники в сельском хозяйстве

Важнейшим фактором трансформации социально-трудовых отношений является научно-технический прогресс, направленный на совершенствование техники и технологии. В последнее время в сельском хозяйстве высокими темпами внедряется робототехника. Основная научная идея предложенных результатов исследования состоит в том, что роботизация сельскохозяйственного производства приводит к существенной трансформации социально-трудовых отношений. Для оценки данных процессов использовались различные социологические методы исследования. Переход аграрного сектора экономики на робототехнику способствует преодолению одного из серьезных противоречий современного производства - между растущей специализацией трудовых операций как условия повышения производительности труда, с одной стороны, и необходимостью усиления содержательности и творческого характера труда, с другой. Роботизация вызывает трансформацию профессионального состава работников сельскохозяйственных организаций. На смену работникам с высокой долей ручного труда (доярки, скотники) приходят специалисты преимущественно умственного труда (операторы роботизированного доения, техники по обслуживанию роботов). Как показывает проведенный анализ, роботизация трансформирует гендерный состав работников сельского хозяйства. Роботизация связана с увеличением занятых с навыками в области техники, инженерных и математических специальностей, среди которых женщины составляют меньшую часть работников. Применение робототехники в сельскохозяйственном производстве повышает привлекательность и разнообразие труда, что положительно сказывается на закреплении молодых специалистов в отрасли.

Стратегический анализ состояния и перспектив повышения конкурентоспособности российского птицеводства

Несмотря на прогресс многих наукоемких отраслей экономики в последние несколько десятилетий благосостояние населения по-прежнему определяется в первую очередь уровнем развития сельского хозяйства. Более того в обозримой перспективе значение этой отрасли экономики будет только неуклонно расти в силу увеличения численности населения, процессов урбанизации, сокращения размеров возделываемых земельных угодий, загрязнения окружающей среды и ряда других причин, сопровождающих эволюционные изменения на современном этапе истории. Поэтому производство продовольствия и обеспечение потребностей населения в качественных продуктах питания неизменно входит в число практических задач, имеющих общегосударственное значение. Заметный вклад в развитие отечественного сельского хозяйства вносит птицеводство. За короткий промежуток времени (1998-2017) в России был достигнут рост производства мяса птицы в 7 раз, яиц - на 37‰. Для сохранения набранных темпов и продолжения поступательного развития птицеводства необходимо обеспечить повышение его конкурентоспособности с учетом существующих и прогнозируемых в будущем вызовов.

Современное состояние и прогнозные индикаторы производства овощных и плодово-ягодных культур в сибирском федеральном округе

Овощи, картофель, плоды и ягоды - это привычные и необходимые продукты питания в рационе среднестатистического россиянина. Темпы роста производства этих продуктов не успевают за потребностями населения, поэтому ежегодно в Российскую Федерацию импортируется от 4 до 6 млн т овощей и фруктов. В статье рассмотрена динамика производства овощей, картофеля, плодов и ягод в Сибирском федеральном округе за 1990-2015 гг. Выявлены факторы, влияющие на развитие плодоводства и овощеводства в округе. Исследования показали, что для дальнейшего развития этих отраслей необходимо активизировать строительство новых оросительных систем, привлечь крупных инвесторов для строительства современных тепличных комбинатов и закладки многолетних насаждений, использовать возможности логистических центров для создания современных баз-хранилищ и цехов по переработке сельскохозяйственной продукции, создавать кооперативы, плодовоовощные торговые базы-рынки для скупки излишков продукции у личных подсобных и фермерских хозяйств. Были рассчитаны индикаторы производства (овощей, картофеля, плодов и ягод), исходя из необходимых объемов продуктов питания, согласно рекомендуемым нормам потребления и ожидаемой численности населения региона. В производстве овощей, картофеля, плодов и ягод в Сибирском федеральном округе личные подсобные и фермерские хозяйства занимают ведущие позиции, что приносит нестабильность в сибирский рынок и ориентацию перерабатывающих предприятий на импортное сырье. По нашему мнению, для большей устойчивости плодоовощного рынка, необходимо постепенно увеличивать роль крупных сельскохозяйственных организаций в плодоводческой и овощеводческой отраслях округа.

Механизм государственной поддержки научно-технологического развития отрасли растениеводства

Прорывное развитие отечественного сельского хозяйства возможно только на основе его научно-технологического развития. Ускорение темпов развития науки и технологий в последние десятилетия требует изменения подходов к формированию и реализации государственной инновационной политики. В развитых странах более 80‰ экономического роста обеспечиваются за счет инновационного развития отраслей экономики. В статье рассмотрена отрасль растениеводства, включая семеноводство и органическое земледелие. Для определения критических технологий растениеводства требуется выявление возможных вариантов развития отрасли на долгосрочную перспективу. Определены сценарии научно-технологического развития растениеводства, которые помогут преодолеть стохастический характер происходящих процессов, выявить крупномасштабные научные и технологические прорывы, способные существенно изменить отрасль. Научно-технологическое развитие невозможно без совершенствования существующих механизмов государственной поддержки. Необходимо создание государством условий для обеспечения сельхозтоваропроизводителями расширенного воспроизводства на инновационной основе, на принципах межведомственности и субсидирования.

Проблемы развития цифровых технологий и увеличения экспортного потенциала в сельском хозяйстве

Проанализирована нормативная правовая база регулирования научно-технического развития и цифровой экономики в России; система показателей инновационного развития отечественной экономки в сравнении с развитыми зарубежными странами; примеры использования цифровых технологий в агропромышленном комплексе. Рассмотрена динамика производительности труда, сделаны выводы о возможностях роста валовой продукции и производительности труда в сельском хозяйстве, достижении продовольственной безопасности и импортозамещения основных видов сельскохозяйственной продукции в России в условиях развития цифровой экономики. Сделан вывод, что использование цифровых технологий должно превратиться из отдельных историй успеха в повсеместную практику. Это потребует значительных затрат: организационных, финансовых, временных. Возникают риски объективного контроля государственной поддержки процесса цифровизации из-за отсутствия показателей, по которым установлено официальное статистическое наблюдение.

Методологические подходы повышения эффективности агропромышленного комплекса на базе технологий индустрии 4.0

Цель исследования - разработка механизма повышения эффективности АПК на базе технологий индустрии 4.0. В отличие от традиционных технологий АПК, технологии индустрии 4.0 позволяют повысить экономическую эффективность предпринимательства АПК, обеспечить удовлетворение имеющихся потребностей общества, содействовать раскрытию человеческого потенциала работников, снизить их отрицательное воздействие на окружающую среду. Однако механизм повышения эффективности АПК на базе технологий индустрии 4.0 не может ни запуститься, ни функционировать на условиях рыночного самоуправления - для этого требуется активное участие государства. Традиционные функции государства в АПК должны быть заменены функциями по созданию и поддержанию благоприятных рыночных условий, стимулированию целевой активности предприятий АПК, а также проведению мониторинга и контроля. Поэтому переход к АПК 4.0 - это принципиально новый путь развития АПК, который одновременно открывает уникальные возможности, но и требует радикальных перемен в корпоративном и государственном управлении.

Интеграция цифровой платформы апк с цифровыми платформами смежных отраслей

В работе рассматриваются проблемы, основы и пути интеграции цифровых платформ АПК, строительной отрасли, логистической деятельности, фармацевтической отрасли на идеях А.И. Китова и В.М. Глушкова об Общегосударственной автоматизированной системе сбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным хозяйством в СССР (ОГАС). Одной из основных тенденций в развитии современного общества и экономики является повсеместная интеграция разрозненных процессов в единую систему с целью повышения эффективности взаимодействия. Сделан вывод, что в АПК процесс формирования референтных моделей идет рассогласованно с внедрением информационных технологий. Предложен переход на цифровую платформу в виде интеграции отраслевых референтных моделей на основе единого информационного Интернет-пространства взаимодействия.

Зигзаги государственного и хозяйственно-экономического управления апк на муниципальном уровне

Разработаны направления по развитию институционально - экономического механизма управления агропромышленным комплексом со стороны районного управленческого звена. В системе районного самоуправления, агропромышленный комплекс должен рассматриваться, как одна из важнейших сфер деятельности населения муниципального образования. Как показывают исследования, наиболее важными проблемами районной системы управления являются различные подходы и толкование территориальных и экономических основ, компетенции органов местного самоуправления в области социально-экономического развития объектов сельских территорий, а также взаимодействие органов государственного, хозяйственного управления и местного самоуправления. Оценивая управленческую деятельность сельских административных районов, необходимо отметить, что их функциональные связи не направлены непосредственно на хозяйственные структуры предприятий и различных организаций по развитию производства и экономики, поскольку принципы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления АПК недостаточно урегулированы законодательством от федерального до местного (районного) уровня. Потеря управляемости на муниципальном (районном) уровне отрицательно влияет на экономическую эффективность сельскохозяйственного производства. В связи с этим целепологание статьи заключалось в разработке основных направлений совершенствования управления АПК районными управленческими структурами.