В статье дается определение понятию лесного сектора, анализируются результаты разносторонних исследований, позволяющих составить точную картину состояния мирового лесного сектора. Основной целью исследования является выявление неизбежности трансформаций лесного сектора России с учетом нового понимания роли лесов, лесных ресурсов, лесного хозяйства, лесопользования, деревообработки и лесной торговли в мировой экономической системе. Мировым сообществом признана определяющая роль лесного сектора в регулировании климатических изменений. Конечно, роль океанов превышает роль лесов в поглощении углекислого газа, но человечество не может регулировать их участие в поглощении парниковых газов, а в отношении лесов может. Выявляется проблемные точки, одними из которых является принятые государственно-правовые акты, попытка разделения полномочий по управлению лесами между РФ и субъектами, непродуманность финансово-экономических отношений. Пересмотр нормативно-правовых актов, регулирующих лесоводственные мероприятия в густонаселенных районах России, не привязан к реалиям экономики и состояния человеческого капитала в малолесных и схожих с ним регионах России. Соответственно, необходимы научные исследования в области теории экономики лесного сектора, начиная с базовых критериев лесного капитала и стоимости экосистемных и социальных услуг, предоставляемых лесами, а также стоимости лесных ресурсов, кончая исследованиями в области стоимости всех видов работ по ведению лесного хозяйства, лесопользования и транспортировки лесной продукции.
Актуальность темы исследования заключается в анализе современной зерновой политики Казахстана и обобщения наиболее важных перспективных направлений её развития, обеспечивающих дальнейший рост производства и экспорта зерна. На основе послания президента РК своему народу от 30 января 2017 г. «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность», госпрограммы «Национальная экспортная стратегия Республики Казахстан на 2018-2022 годы» и других программ создаются необходимые условия для увеличения зернового экспорта не менее чем в 1,5 раза и роста производительности труда на работах в зерновом подкомплексе на 45,1‰. Цель работы - выявить и оценить перспективные тенденции в развитии национального зернового подкомплекса Казахстана, обеспечивающих рост его эффективности как основного сектора всей аграрной экономики государства. При этом важное место уделяется расширению приграничного сотрудничества с Россией, Китаем, Узбекистаном и другими азиатскими странами по созданию совместных предприятий, центров приграничной торговли зерном, разработке новых логистических инфраструктур и совместного их использования при экспорте зерна.
Раскрыты основные причины нарастания напряженности в ресурсном обеспечении продовольственного комплекса Китая, что вызвало необходимость поиска и выработки новых направлений политики обеспечения продовольствием растущего населения страны. Важнейшим фактором становится рост платежеспособного спроса, что влечет за собой необходимость перестройки структуры сельскохозяйственного производства и совершенствование внешнеэкономической деятельности в части усиления инвестиционной деятельности за рубежом.
Российское «экономическое» эмбарго оказало заметное действие на объемы и стоимость поставок овощной продукции в Россию. Проведен анализ статистики внешней торговли по импорту товаров группы 07 ТН ВЭД в Россию. Показано, что структура стран-экспортеров за последние несколько лет кардинально изменилась. Произошла переориентация поставок продукции со стран ЕС на страны ЕАЭС, Китай, Азербайджан. Общие объемы поставок в 2017 году значительно сократились относительно 2014 года. В натуральном выражении поставки снизились на 27‰, в стоимостном на 39‰. Основными поставщиками овощной продукции стали: Китай (22‰ объема поставок, 27‰ стоимости), Египет (18‰ объема, 10‰ стоимости), Беларусь (15‰ объема, 10‰ стоимости), Азербайджан (10‰ объема, 12‰ стоимости). В 2017 г. относительно 2014 года, стоимость российского экспорта товаров 07 группы ТН ВЭД увеличилась на 158 млн долларов США, а в весовом отношении объемы экспорта выросли в 2,3 раза.
В статье рассмотрены проблемы оттока населения с сельских территорий. Предложены меры экономического и демографического развития сельских территорий: предоставление сельским жителям целевых кредитов сроком до 30 лет на строительство или покупку собственного дома и поддержку предпринимательства; инженерное, инфраструктурное и социальное обустройство сельских территорий. Рассмотрен опыт Белгородской области в развитии сельских территорий.
От эффективной инновационной деятельности регионов во многом зависит стабильное, динамичное развитие сельского хозяйства России. Исследование приоритетных направлений инновационного развития сельскохозяйственного производства Ставропольского края вызвано необходимостью дифференцировать различные направления специализации данной отрасли региона для определения наиболее эффективных направлений стимулирования инновационного развития. В связи с этим актуальным является исследовать теоретические и практические аспекты инновационного развития сельского хозяйства, его организационно-экономический механизм, а также определить приоритетные направления, которые будут способствовать росту инновационной активности в аграрном секторе региона. Целью исследования является выявление приоритетных направлений развития сельского хозяйства для возможности использования преимуществ отдельных направлений развития с точки зрения воздействия факторов-стимуляторов и факторов-дестимуляторов. Теоретической и методологической основой исследования послужили фундаментальные и прикладные исследования отечественных и зарубежных ученых в области пространственной экономики и экономического анализа, тематические публикации в периодической печати, посвященные проблематике сельскохозяйственного производства в системе управления региональными социально-экономическими системами. Для определения приоритетных направлений развития сельского хозяйства использовалась методика, отличающаяся блочной структурой. Модель многокритериальной рейтинговой оценки предусматривает критерии оценки потенциала инновационного развития территорий. В качестве ключевого параметра потенциала инновационного развития выступает обобщающий показатель, в соответствии с уровнем которого выделяется три уровня потенциала инновационного развития.
Актуальность исследования обусловлена наличием проблем в инвестировании сельского хозяйства Сибирского федерального округа. С 2013 г. в сельском хозяйстве региона наблюдается устойчивая тенденция снижения объемов инвестирования аграрного производства. Объем инвестиций в основной капитал АПК составил в 2016 г. только 40,4 млрд руб. или около 90‰ от объема инвестиций 2010 г. в сопоставимой оценке. Одной из причин неравномерного развития агропромышленного комплекса по территории страны, в том числе СФО является дифференциация хозяйствующих субъектов в инвестировании сельскохозяйственного производства. Действующие меры государственной поддержки инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве отличаются избирательностью и низкой доступностью для основной массы сельскохозяйственных товаропроизводителей и не способствуют сглаживанию этой дифференциации. Потенциальные возможности регионов СФО в производстве основной продукции сельского хозяйства позволяют полностью удовлетворить потребности округа в основных продуктах питания. Это потребует значительного увеличения объема инвестиций в отрасль (в 2,0-2,5 раза). В силу ограниченности инвестиционных ресурсов для повышения эффективности их использования обоснована система приоритетного инвестирования отраслей сельского хозяйства.
Цель исследования - на основе данных Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года в сравнении с данными Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года рассмотреть тенденции обеспечения земельными ресурсами сельскохозяйственных производителей. Проанализированы процессы концентрации землепользования, динамика мелиорированных земель, применение минеральных и органических удобрений. Отмечено расширение земельной площади фермеров и индивидуальных предпринимателей. Дана оценка площади неиспользуемых сельскохозяйственных угодий. На основе проведенного анализа обоснованы направления совершенствования земельного учета и земельной политики в сельском хозяйстве, стимулирования рационального землепользования.
В статье описана история возникновения и проведен анализ современного состояния землепользования личных подсобных хозяйств, определены перспективы их развития. Являясь уникальным для стран бывшего СССР видом хозяйствования, личные подсобные хозяйства зародились в период коллективизации сельского хозяйства, в качестве компромисса в счет отнимаемой у фермеров собственности. Данная форма землепользования была сохранена в ходе земельной реформы 90-х годов и в наши дни играет значимую роль в сельскохозяйственном производстве на территории Российской Федерации. Имея важное социальное значение для населения и являясь источником большой части произведенной продукции животноводства, растениеводства (по части овощных культур и картофеля), производство в хозяйствах последние 10 лет сокращается. Растут площади заброшенных землепользований, залежи, сокращаются посевные площади, поголовье сельскохозяйственных животных. Обратная тенденция у личных подсобных и иных индивидуальных хозяйств граждан, имеющих площадь более 2,5 га. Представляя собой формальное нарушение существующего законодательства, число таких хозяйств и занимаемая ими площадь продолжает увеличиваться. В целях поддержания жизнеспособности личных подсобных хозяйств и упорядочения их землепользования авторами предложены меры государственного регулирования в данной области.
Малые формы хозяйствования сегодня являются неотъемлемой частью аграрного производства Северо-Кавказского федерального округа. На их долю (2017г.) приходится 61,6‰ общего объема сельхозпродукции, производимой хозяйствами всех категорий округа, в том числе 28,2‰ зерна, 21,9‰ подсолнечника, 78,0‰ овощей открытого и закрытого грунта, 90,1‰ картофеля, 59,3‰ мяса скота и птицы, 88,7‰ молока и 72,3‰ яиц. Несмотря на столь значительные объемы производства, вовлеченность субъектов малых форм хозяйствования в сферу товарного обмена и систему продовольственного рынка остается крайне низкой. С целью дальнейшего развития и роста эффективности субъектов малого предпринимательства в округе в условиях многоукладного сельского хозяйства и усиления взаимодействия между различными организационно-правовыми формами хозяйствования необходимо создание и расширение системы сельскохозяйственных кооперативов. В Северо-Кавказском федеральном округе по состоянию на 1 января 2016 г. зарегистрировано 438 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, что составляет 7,3‰ от их российской численности, из которых фактически работает лишь 59‰ (по России эта цифра достигает 68‰). Сегодня в большинстве субъектов РФ, включая и СКФО, развитие малых форм поддерживается в рамках мероприятий Госпрограммы на период 2013-2020гг. Так, например, в 2017г. на 1 руб. валовой продукции, малые формы хозяйствования получили лишь 0,8 коп. федеральной помощи, что явно недостаточно. В то же время крайне важно не только увеличивать размеры средств, выделяемых государством, но и обеспечивать их эффективное использование.