Оценены модели регулирования объема продаж зерна на экспорт. Проанализированы тенденции ценовых отношений и ценового механизма внутреннего рынка агропродукции. Выработаны теоретико-методические положения регулирования внешнего рынка и ценовых отношений экспортоориентированных организаций с учетом долгосрочной стратегии развития внешних рынков; системы высокотехнологичных экспортоориентированных организаций, кластерных структур; системы индикаторов ценового регулирования; капитализации доходов от экспортных операций на технико-технологическое развитие организаций аграрной сферы. На внутреннем рынке СФО для предотвращения волатильности и снижения цен на агропродукцию обосновано расширение перечня и проведение закупочных интервенций сельскохозяйственной продукции. Актуализированы положения по сокращению диспаритета цен на промышленные товары и услуги и цен на товары сельхозтоваропроизводителей, усовершенствованию обмена в системе организаций технологической платформы агропищевого кластера, повышению покупательной способности значительной части населения. Реализация результатов исследования обеспечит положительную динамику финансовых потоков, формирование финансовой устойчивости организаций аграрной сферы Сибири.
Целевые программы являются важным инструментом социально-ориентированной экономической политики государства, эффективность реализации которых может быть достигнута только в случае, если, стимулируя производство, и, обеспечивая занятость населения, программа не противоречит концепции рыночных отношений. При разработке целевых программ и программно-целевого метода управления многие сталкиваются с такими проблемами как: неразработанность критериев отбора и оценка их эффективности, отсутствие определенности в разработке технологии обеспечения программ финансовыми, кадровыми, материальными ресурсами и т.д., что вызывает потребность в исследованиях по указанным направлениям. В исследовании был проведен анализ социально-экономического развития региона и рассмотрены целевые программы, реализуемые в регионе в сфере АПК. На примере действующей целевой программы произведена оценка эффективности и реализуемости инвестиционных проектов предполагаемых участников, рассчитана бюджетная эффективность программ. Предложена новая схема отбора участников программ. В результате исследования разработаны рекомендации по улучшению региональной политики, предложения по корректировке существующих программ развития субъектов, а также определены направления развития, которые требуют внимания.
В настоящей статье представлены результаты полевого исследования в области бюджетной эффективности программ субсидирования сельского хозяйства, развития агропромышленного комплекса и импортозамещения. В рамках подготовки данной работы, авторами были изучены теоретические аспекты реализации программ поддержки фермерских хозяйств и предпринимательских инициатив, проанализирована практика зарубежных стран, активно поддерживающих развитие сельского хозяйства, произведено полевое исследование на территории Ленинградской области, сформулированы выводы и предложения. В качестве результата исследования показано, что основным препятствием для развития сельского хозяйства и успешной реализации программ импортозамещения в настоявший момент является вовсе не недостаток финансирования, а факторы, связанные с невозможностью частных предпринимателей найти приемлемый рынок сбыта производимой продукции. При этом список факторов остаточно широк: от транспортной недоступности и связанной с этим высокой себестоимостью продукции, до очевидных преимуществ любой другой деятельности фермера, совмещаемой с основной деятельностью.
Практика регулирования правовых и финансово- экономических отношений работника и работодателя в условиях Севера затрагивает интересы свыше 10 млн человек. Она стала объектом профессиональных дискуссий органов исполнительной и законодательной власти Российской Федерации, как федерального, так и регионального уровня, предпринимательского, общественного и научного сообщества. Выплата северных надбавок, как инструмент стимулирования притока трудовых ресурсов на Север дает сбой. Отток населения с приарктических территорий ставит под угрозу успешность предстоящего проекта освоения Арктики. Значительное влияние на отток оказывает и разрушение комфортной среды обитания, в частности, массовое закрытие сельхозорганизаций, а вместе с ним, уменьшение поставок на региональные рынки Севера качественного продовольствия, рост цен на ввозимые продукты из-за снижения уровня конкуренции и монополизации рынка поставщиками. Цель исследования - показать возможные направления развития сельских периферийных территорий с помощью оптимального использования средств бюджетного финансирования. Приведены примеры поддержки северных регионов зарубежных стран и Российской Федерации, а также аграрного сектора Республики Коми. Исследована динамика численности населения северных регионов, проведен анализ финансового состояния сельхозорганизаций Республики Коми, показана зависимость рентабельности их деятельности от размера выплат северных надбавок, рассчитаны объемы потребности в дополнительных ресурсах предприятий для повышения минимального размера оплаты труда.
От эффективности использования сельхозугодий зависит решение проблемы импортозамещения и обеспечения продовольственной безопасности страны. Управление земельными ресурсами является значимой частью региональной экономики. Сельскохозяйственное производство Магаданской области осуществляется в сложных природно-климатических условиях и ограниченном обеспечении сельхозугодиями, поэтому возрастает актуальность рационального и эффективного использования земельных участков. Цель исследования - определение экономической эффективности управления земельными ресурсами региона на примере Магаданской области. Комплексную оценку экономической эффективности управления землями сельхозназначения предложено осуществлять с использованием коэффициента эффективности использования сельхозугодий. Нормативное значение показателя эффективности определяется на основе модели, где в качестве оптимизационного критерия принято производство продукции сельского хозяйства на единицу площади сельхозугодий. Уровень использования земельных угодий в Магаданской области составляет от 77 до 94‰ от нормативного значения, что свидетельствует о необходимости совершенствования методов управления земельными ресурсами, в т.ч. установление порядка расчета арендной платы за пользование землями сельхозназначения. Для ее дифференциации в разрезе муниципальных образований целесообразно применение коэффициента эффективности использования сельхозугодий.
Отраслевые особенности сельского хозяйства существенно влияют на эффективность интенсификации, ее цифровизацию. Электронная (цифровая) экономика - форма управления на основе компьютерной информации, количественное обоснование ресурсов интенсификации для развития агроэкономической системы по функциональным подсистемам (технологическая, социальная, экологическая). Цель электронной интенсификации - определение и реализация управленческих команд совершенствования процесса воспроизводства экономической системы. Рассматривается организационно-экономический опыт становления и развития электронной агроэкономики применительно к отдельным культурам и видам деятельности, приводится опыт хозяйств Белгородской области, где успешно реализуются электронные технологии.
Актуальность темы обусловлена необходимостью поиска и обоснования мер повышения эффективности расходования средств федерального бюджета на государственную поддержку тепличных комплексов. Методология анализа строится на применении системного подхода к использованию количественных и качественных показателей, позволяющих оценить эффективность мер государственной поддержки, применении методов инвестиционного анализа, а также сравнительного анализа в ретроспективном периоде. В статье дана оценка рентабельности инвестированного капитала тепличных комплексов, получавших субсидии на компенсацию прямых понесенных затрат на строительство (модернизацию), приводится сравнение с аналогичными показателями по крупнейшим организациям, не получающим государственную поддержку. Анализируется динамика производства, импорта, темпы роста оптовых и розничных цен овощей защищенного грунта. Дается заключение о низкой отдаче для государства использования средств федерального бюджета на поддержку тепличных комплексов. В качестве выводов предлагается обеспечить равные условия доступа к государственной поддержке за счет внедрения Концепции открытости и прозрачности получения бюджетных субсидий в агропромышленном комплексе.
В статье рассматриваются вопросы совершенствования внутриотраслевых и межотраслевых взаимодействий в АПК Российской Федерации. Оптимизация внутриотраслевых и межотраслевых взаимодействий позволит значительно повысить эффективность воспроизводственных процессов, снизить издержки и консолидировать партнерские усилия на реализации компетенций и потенциалов для повышения конкурентоспособности АПК. Основное внимание в статье обращено на построение инфраструктуры, выделение базовых характеристик современного поля взаимодействий агропромышленных территориально-экономических систем внутри системы АПК Российской Федерации. Имея двойственный характер, многообразие взаимодействий, формирует и видоизменяет территориальную аграрную систему, одновременно адаптируясь под воздействием внешних условий и образуя, тем самым, соответствующие обеспечительные механизмы.
Механизм государственной поддержки фермерских хозяйств Красноярского края состоит из совокупности процедур по разработке направлений государственной поддержки, их финансирования, административных процедур по организации конкурсного отбора К(Ф)Х, претендующих на получение гранта. В Законе Красноярского края «О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса» предусмотрены следующие направления государственной поддержки малых форм хозяйствования: поддержка начинающих фермеров; развитие семейных животноводческих ферм; развитие сельскохозяйственной кооперации; развитие несельскохозяйственных видов деятельности. С 2012 по 2017 гг. объем средств государственной поддержки ежегодно увеличивался, достигнув пика в 2016 г. в размере 340212,0 тыс. руб. Установлено, что 53,2‰ средств государственной поддержки за шесть лет направлено на поддержку начинающих фермеров. Количество фермеров, получивших за рассматриваемый период государственную поддержку, возросло почти на 30 ‰. Большинство грантов (78,4‰) по данным за 2016 г. поступило начинающим фермерам, специализирующимся в отрасли животноводства.
В статье раскрываются современные проблемы повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения. В рамках решения поставленной проблемы, автором рассматриваются основы современной политики, реализуемой в аграрном секторе России, которая направлена на импортозамещение, в целях обеспечения продовольственной безопасности населения страны. Основной целью продовольственной безопасности Российской Федерации является надежное обеспечение населения страны продуктами питания, развитие отечественного агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, оперативное реагирование на внутренние и внешние угрозы стабильности продовольственного рынка. Исходя из целей исследования, в статье отражены результаты мониторинга данных по реализации государственной программы развитие сельского хозяйства, дана оценка и прогноз развития отечественного агропромышленного комплекса на примере Удмуртской Республики. Результаты исследования современного состояния продовольственного регионального рынка способствовали выявлению ряда перспективных направлений, нацеленных на более эффективное использование потенциала региона для решения проблемы продовольственной безопасности.