Яндекс.Метрика

Управление конкурентоспособностью молочной продукции региона с использованием цифровых и информационных технологий

Современные условия функционирования АПК характеризуется проведением протекционистской политики по отношению к отрасли, что дало отечественным производителям относительную свободу и поддержку со стороны государства. Проводимая государством политика позволила сельскому хозяйству нарастить объемы внутреннего производства продукции, однако эффективность агропромышленного производства по-прежнему отстает от показателей передовых стран. В новых условиях вопросы управления конкурентоспособностью не отошли на второй план. Наоборот, уровень конкуренции между товаропроизводителями, но теперь отечественными, усиливается. Остаются важными проблемы насыщения продуктами питания отечественного производства внутреннего продовольственного рынка. В статье на примере предприятий, выпускающих молочную продукцию, анализируется состояние регионального рынка молочной продукции, проводится экспертная оценка качества продукции и определяются лидеры. Выявлены факторы, позволяющие лидерам занимать передовые позиции, констатируется, что наиболее важным ресурсом, позволяющим быть первыми, является применение цифровых и информационных технологий.

Типологизация бизнес-структур ставропольского края по уровню развития производства овощей открытого грунта с использованием методов многомерных сравнений

Несмотря на однотипные условия экономической деятельности, предпринимательские структуры в сфере сельскохозяйственного производства имеют и отличительные особенности, что вызывает существенные различия в уровне сельскохозяйственного производства. Дифференцированный уровень развития предпринимательских структур в сельскохозяйственном производстве выступает предпосылкой сравнения субъектов аграрного бизнеса по уровню развития сельскохозяйственного производства. Уровень развития производства сельскохозяйственной продукции может быть охарактеризован не только физическим объемом производства продукции, но и набором других критериев, таких как стоимость основных фондов, затраты труда на производство продукции и др. Поэтому для типологизации субъектов аграрного бизнеса были использованы методы многомерных сравнений. В результате исследования сельскохозяйственные организации региона были разделены на группы с весьма высоким, высоким и средним уровнем производства овощей открытого грунта. Максимально высоким уровнем по всей совокупности классификационных критериев обладает Агрофирма «Золотая Нива» Новоалександровского района.

Совершенствование региональной модели государственной поддержки малого аграрного предпринимательства

Развитие малого бизнеса в сельском хозяйстве сдерживается по причине устойчивого сокращения экономически активного населения в сельской местности и низкой рентабельности сельскохозяйственного производства. Направленные на изменение этой ситуации региональные программы, копируя структуру и основные мероприятия федерального уровня, слабо учитывают специфические особенности природно-экономических условий регионов. В этой связи действующий механизм поддержки малых форм хозяйствования демонстрирует низкую эффективность из-за отсутствия сбалансированной стратегии распределения государственных субсидий различным субъектам аграрного предпринимательства. Проведенные авторами исследования позволили внести коррективы в действующий механизм осуществления субсидирования малых форм хозяйствования. Предложенные мероприятия направлены на совершенствование региональной модели осуществления их государственной поддержки при выделении субсидий на основе рекомендаций муниципальных подразделений.

Классификация кооперативов и развитие сельскохозяйственной кооперации

В России запутанное кооперативное законодательство, причины которого кроются в смешении советских и постсоветских норм регулирования. Существующая классификация кооперативов, как сельскохозяйственных, так и несельскохозяйственных, устарела и не способствует их развитию и государственной поддержке. Сельскохозяйственные по названию кооперативы не всегда вовлечены в сельскохозяйственное производство и его обслуживание, и, наоборот. Группировка кооперативов показала, что 46,7‰ зарегистрированных кооперативов - это гаражные и гаражно-строительные кооперативы, 19,3‰ - жилищные и жилищно-строительные кооперативы, 14‰ - производственные кооперативы, из которых чуть более 10‰ представлены сельскохозяйственными производственными кооперативами, 6,4‰ приходится на потребительские общества. Совершенствование нормативно-правовой и учетно-статистической базы сельскохозяйственной кооперации представляется крайне важным.

Производительность труда в сельском хозяйстве скфо

Северный Кавказ имеет естественное конкурентное преимущество для ведения сельского хозяйства. Но в тоже время в целом по СКФО уровень производительности труда оказывается ниже среднероссийского почти в два раза. Причем наблюдается не сокращение, а увеличение этого разрыва. Вследствие этого сельское хозяйство Северного Кавказа имеет низкий уровень конкурентоспособности, несмотря на то, что во многих субъектах выступает системообразующей отраслью региональных хозяйств. В статье проведен анализ состояния производительности труда в сельском хозяйстве СКФО и его субъектов. Установлена дифференциация уровня производительности труда в субъектах СКФО, выявлены причины, проведены расчеты влияния различных факторов на уровень производительности труда, рассчитана сила связи (при помощи коэффициентов корреляции) между производительностью труда и факторами, оказывающими влияние на ее уровень. На основе обобщения выявленных зависимостей и проблем, сформулированы предложения по повышению уровня производительности труда для различных субъектов СКФО.

Методологический подход к оценке эффективности экономического механизма развития межотраслевых связей в мясопродуктовом подкомплексе

Предлагаемый методологический подход к оценке эффективности экономического механизма развития межотраслевых связей основывается на определенных принципах, обоснованной системе показателей и критериях оценки эффективности. Для оценки эффективности экономического механизма развития межотраслевых связей в мясопродуктовом подкомплексе нами предложено использование понятия «экономическая рациональность» как обобщенной качественной оценки эффективности деятельности, направленной на достижение цели при имеющихся ограничениях и ресурсах. С помощью метода экспертных оценок проведена диагностика системы межотраслевых связей в мясопродуктовом подкомплексе, на основании которой разработаны и обоснованы основные критерии оптимизации деятельности предприятий отрасли. Разработана методика выявления неэффективных бизнес-процессов. Определены методические подходы построения рациональной модели бизнес-процессов, отличающейся от ранее существующих меньшим количеством звеньев в цепи и взаимосвязанностью процессов с бизнес-функциями каждого этапа, приводящей к снижению затрат, повышению уровня потребления мясной продукции до медицински обоснованных норм при существующей покупательной способности населения.

Модель оптимизации системы сбыта в потребительском кооперативе

Целью исследования является обоснование теоретических положений и разработка рекомендаций по решению проблем сбыта сельскохозяйственной продукции. Предложено создание сбытового потребительского кооператива в Вавожском районе Удмуртской Республики. Предложен метод ценообразования, предусматривающий сочетание затратного и рыночного методов. С помощью метода экономико-математического моделирования были проанализированы существующие каналы реализации говядины в полутушах, молока и картофеля. Критерий оптимальности в задаче - максимум прибыли с учетом рациональной специализации и концентрации сельскохозяйственного производства по всем объектам, учитывающего необходимые зоотехнические и ветеринарные требования. Обоснованы предложения по оптимизации каналов реализации сельскохозяйственной продукции в сбытовом потребительском кооперативе, отличающиеся от существующих исследований комплексным подходом, позволяющим раскрыть модель оптимизации каналов реализации продукции с учетом осуществления оплаты по предложенному плану.

Перспективы развития картофелепродуктового подкомплекса апк рф в условиях общего аграрного рынка стран снг и брикс

Обосновано создание на основе интеграции стран-участниц ЕАЭС, СНГ и БРИКС общего аграрного рынка на базе агропромышленных формирований, объединяющих малые формы хозяйствования для производства картофеля, овощей и т.п., и строительства современных автоматизированных хранилищ-комлексов, в т.ч. прирельсовых и специализированных транспортных средств. При создании безотходных вертикально - интегрированных картофелеводческих агропромышленных формирований и при строительстве в них быстровозводимых хранилищ из лёгких металлоконструкций можно увеличить поставку продовольственного картофеля и продуктов его переработки в страны ЕАЭС, СНГ, ШОС, БРИКС и др. до 710 млн т. Для стран-участниц СНГ, БРИКС необходимо разработать совместные стратегические комплексные программы развития общего аграрного рынка или начать развивать совместно недостающие звенья единых продуктовых цепочек.

Личные подсобные хозяйства населения в аграрном секторе экономики в странах евразийского экономического союза: опыт и проблемы

Личное подсобное хозяйство сельского населения - форма предпринимательской деятельности по производству переработке и реализации сельскохозяйственной продукции предоставляет собой самостоятельную форму организации без образования юридического лица, осуществляемую личным трудом граждан и членами их семей. Оно является важнейшим производителем сельскохозяйственной продукции, что обусловлено решением проблемы продовольственной и на этой основе экономической безопасности отдельных регионов и направлено на повышение уровня занятости, доходов и качества жизни сельского населения. Проведенные исследования показывают недостаточно высокий уровень результативной деятельности личных подсобных хозяйств населения в странах Евразийского экономического союза. Многие из них не имеют собственных источников доходов за счет реализации произведенной продукции и существуют за счет адресной социальной поддержки государства. В статье представлен анализ личных подсобных хозяйств населения Беларуси, Казахстана и России, который позволил разработать рекомендации по повышению результативности производства сельскохозяйственной продукции. Предложения и рекомендации найдут практическое применение в аграрном секторе, что позволит повысить эффективность производства, реализации и переработки сельскохозяйственной продукции и продовольствия по всем категориям хозяйств.

Россия, страны брикс и сельское хозяйство 4.0

Технологии сельского хозяйства 4.0 (цифровое сельское хозяйство) - современный этап развития сельского хозяйства. Целями исследования являются: расчет значений технологического разрыва между странами БРИКС и странами с развитой экономикой в области сельскохозяйственного производства; оценка технической эффективности сельского хозяйства стран БРИКС в рамках их локальных групп; анализ необходимости перехода стран БРИКС на технологии сельского хозяйства 4.0. В качестве методологии расчетов используется data envelopment analysis (анализ огибающей данных): применяется подход метаграницы к динамической неориентированной SBM модели с постоянной отдачей от масштаба (с выделением пяти локальных групп: СНГ, развивающиеся страны Латинской Америки и Карибского бассейна, развивающиеся страны Азии, развивающиеся страны Африки, расположенные южнее экватора, страны с развитой экономикой; всего 97 стран; временной промежуток данных: 2000-2014 годы). Исследование показало, что страны БРИКС исчерпали потенциал применяемых технологий сельскохозяйственного производства, поскольку достигли максимальной технической эффективности в рамках технологий своих локальных групп; при этом технологический разрыв между членами БРИКС, за исключением Китая, и странами с развитой экономикой относительно большой и постоянный, что свидетельствует о неготовности большинства членов БРИКС к переходу на сельское хозяйство 4.0. Из всех стран-членов БРИКС наибольшим потенциалом перехода на новые технологии в сельском хозяйстве обладает Китай, который может ликвидировать технологический разрыв. По нашим оценкам, переход на новые технологии в России может повысить потенциальный выпуск сельскохозяйственной продукции примерно в два раза при тех же затратах сельскохозяйственных ресурсов. В качестве источника финансирования внедрения новых технологий в нашей стране предлагается изменить структуру государственной поддержки сельского хозяйства (сокращение поддержки рыночных цен в пользу увеличения поддержки формирования основного капитала).