Современные условия функционирования АПК характеризуется проведением протекционистской политики по отношению к отрасли, что дало отечественным производителям относительную свободу и поддержку со стороны государства. Проводимая государством политика позволила сельскому хозяйству нарастить объемы внутреннего производства продукции, однако эффективность агропромышленного производства по-прежнему отстает от показателей передовых стран. В новых условиях вопросы управления конкурентоспособностью не отошли на второй план. Наоборот, уровень конкуренции между товаропроизводителями, но теперь отечественными, усиливается. Остаются важными проблемы насыщения продуктами питания отечественного производства внутреннего продовольственного рынка. В статье на примере предприятий, выпускающих молочную продукцию, анализируется состояние регионального рынка молочной продукции, проводится экспертная оценка качества продукции и определяются лидеры. Выявлены факторы, позволяющие лидерам занимать передовые позиции, констатируется, что наиболее важным ресурсом, позволяющим быть первыми, является применение цифровых и информационных технологий.
Несмотря на однотипные условия экономической деятельности, предпринимательские структуры в сфере сельскохозяйственного производства имеют и отличительные особенности, что вызывает существенные различия в уровне сельскохозяйственного производства. Дифференцированный уровень развития предпринимательских структур в сельскохозяйственном производстве выступает предпосылкой сравнения субъектов аграрного бизнеса по уровню развития сельскохозяйственного производства. Уровень развития производства сельскохозяйственной продукции может быть охарактеризован не только физическим объемом производства продукции, но и набором других критериев, таких как стоимость основных фондов, затраты труда на производство продукции и др. Поэтому для типологизации субъектов аграрного бизнеса были использованы методы многомерных сравнений. В результате исследования сельскохозяйственные организации региона были разделены на группы с весьма высоким, высоким и средним уровнем производства овощей открытого грунта. Максимально высоким уровнем по всей совокупности классификационных критериев обладает Агрофирма «Золотая Нива» Новоалександровского района.
Развитие малого бизнеса в сельском хозяйстве сдерживается по причине устойчивого сокращения экономически активного населения в сельской местности и низкой рентабельности сельскохозяйственного производства. Направленные на изменение этой ситуации региональные программы, копируя структуру и основные мероприятия федерального уровня, слабо учитывают специфические особенности природно-экономических условий регионов. В этой связи действующий механизм поддержки малых форм хозяйствования демонстрирует низкую эффективность из-за отсутствия сбалансированной стратегии распределения государственных субсидий различным субъектам аграрного предпринимательства. Проведенные авторами исследования позволили внести коррективы в действующий механизм осуществления субсидирования малых форм хозяйствования. Предложенные мероприятия направлены на совершенствование региональной модели осуществления их государственной поддержки при выделении субсидий на основе рекомендаций муниципальных подразделений.
В России запутанное кооперативное законодательство, причины которого кроются в смешении советских и постсоветских норм регулирования. Существующая классификация кооперативов, как сельскохозяйственных, так и несельскохозяйственных, устарела и не способствует их развитию и государственной поддержке. Сельскохозяйственные по названию кооперативы не всегда вовлечены в сельскохозяйственное производство и его обслуживание, и, наоборот. Группировка кооперативов показала, что 46,7‰ зарегистрированных кооперативов - это гаражные и гаражно-строительные кооперативы, 19,3‰ - жилищные и жилищно-строительные кооперативы, 14‰ - производственные кооперативы, из которых чуть более 10‰ представлены сельскохозяйственными производственными кооперативами, 6,4‰ приходится на потребительские общества. Совершенствование нормативно-правовой и учетно-статистической базы сельскохозяйственной кооперации представляется крайне важным.
Северный Кавказ имеет естественное конкурентное преимущество для ведения сельского хозяйства. Но в тоже время в целом по СКФО уровень производительности труда оказывается ниже среднероссийского почти в два раза. Причем наблюдается не сокращение, а увеличение этого разрыва. Вследствие этого сельское хозяйство Северного Кавказа имеет низкий уровень конкурентоспособности, несмотря на то, что во многих субъектах выступает системообразующей отраслью региональных хозяйств. В статье проведен анализ состояния производительности труда в сельском хозяйстве СКФО и его субъектов. Установлена дифференциация уровня производительности труда в субъектах СКФО, выявлены причины, проведены расчеты влияния различных факторов на уровень производительности труда, рассчитана сила связи (при помощи коэффициентов корреляции) между производительностью труда и факторами, оказывающими влияние на ее уровень. На основе обобщения выявленных зависимостей и проблем, сформулированы предложения по повышению уровня производительности труда для различных субъектов СКФО.
Предлагаемый методологический подход к оценке эффективности экономического механизма развития межотраслевых связей основывается на определенных принципах, обоснованной системе показателей и критериях оценки эффективности. Для оценки эффективности экономического механизма развития межотраслевых связей в мясопродуктовом подкомплексе нами предложено использование понятия «экономическая рациональность» как обобщенной качественной оценки эффективности деятельности, направленной на достижение цели при имеющихся ограничениях и ресурсах. С помощью метода экспертных оценок проведена диагностика системы межотраслевых связей в мясопродуктовом подкомплексе, на основании которой разработаны и обоснованы основные критерии оптимизации деятельности предприятий отрасли. Разработана методика выявления неэффективных бизнес-процессов. Определены методические подходы построения рациональной модели бизнес-процессов, отличающейся от ранее существующих меньшим количеством звеньев в цепи и взаимосвязанностью процессов с бизнес-функциями каждого этапа, приводящей к снижению затрат, повышению уровня потребления мясной продукции до медицински обоснованных норм при существующей покупательной способности населения.
Целью исследования является обоснование теоретических положений и разработка рекомендаций по решению проблем сбыта сельскохозяйственной продукции. Предложено создание сбытового потребительского кооператива в Вавожском районе Удмуртской Республики. Предложен метод ценообразования, предусматривающий сочетание затратного и рыночного методов. С помощью метода экономико-математического моделирования были проанализированы существующие каналы реализации говядины в полутушах, молока и картофеля. Критерий оптимальности в задаче - максимум прибыли с учетом рациональной специализации и концентрации сельскохозяйственного производства по всем объектам, учитывающего необходимые зоотехнические и ветеринарные требования. Обоснованы предложения по оптимизации каналов реализации сельскохозяйственной продукции в сбытовом потребительском кооперативе, отличающиеся от существующих исследований комплексным подходом, позволяющим раскрыть модель оптимизации каналов реализации продукции с учетом осуществления оплаты по предложенному плану.
Обосновано создание на основе интеграции стран-участниц ЕАЭС, СНГ и БРИКС общего аграрного рынка на базе агропромышленных формирований, объединяющих малые формы хозяйствования для производства картофеля, овощей и т.п., и строительства современных автоматизированных хранилищ-комлексов, в т.ч. прирельсовых и специализированных транспортных средств. При создании безотходных вертикально - интегрированных картофелеводческих агропромышленных формирований и при строительстве в них быстровозводимых хранилищ из лёгких металлоконструкций можно увеличить поставку продовольственного картофеля и продуктов его переработки в страны ЕАЭС, СНГ, ШОС, БРИКС и др. до 710 млн т. Для стран-участниц СНГ, БРИКС необходимо разработать совместные стратегические комплексные программы развития общего аграрного рынка или начать развивать совместно недостающие звенья единых продуктовых цепочек.
Личное подсобное хозяйство сельского населения - форма предпринимательской деятельности по производству переработке и реализации сельскохозяйственной продукции предоставляет собой самостоятельную форму организации без образования юридического лица, осуществляемую личным трудом граждан и членами их семей. Оно является важнейшим производителем сельскохозяйственной продукции, что обусловлено решением проблемы продовольственной и на этой основе экономической безопасности отдельных регионов и направлено на повышение уровня занятости, доходов и качества жизни сельского населения. Проведенные исследования показывают недостаточно высокий уровень результативной деятельности личных подсобных хозяйств населения в странах Евразийского экономического союза. Многие из них не имеют собственных источников доходов за счет реализации произведенной продукции и существуют за счет адресной социальной поддержки государства. В статье представлен анализ личных подсобных хозяйств населения Беларуси, Казахстана и России, который позволил разработать рекомендации по повышению результативности производства сельскохозяйственной продукции. Предложения и рекомендации найдут практическое применение в аграрном секторе, что позволит повысить эффективность производства, реализации и переработки сельскохозяйственной продукции и продовольствия по всем категориям хозяйств.
Технологии сельского хозяйства 4.0 (цифровое сельское хозяйство) - современный этап развития сельского хозяйства. Целями исследования являются: расчет значений технологического разрыва между странами БРИКС и странами с развитой экономикой в области сельскохозяйственного производства; оценка технической эффективности сельского хозяйства стран БРИКС в рамках их локальных групп; анализ необходимости перехода стран БРИКС на технологии сельского хозяйства 4.0. В качестве методологии расчетов используется data envelopment analysis (анализ огибающей данных): применяется подход метаграницы к динамической неориентированной SBM модели с постоянной отдачей от масштаба (с выделением пяти локальных групп: СНГ, развивающиеся страны Латинской Америки и Карибского бассейна, развивающиеся страны Азии, развивающиеся страны Африки, расположенные южнее экватора, страны с развитой экономикой; всего 97 стран; временной промежуток данных: 2000-2014 годы). Исследование показало, что страны БРИКС исчерпали потенциал применяемых технологий сельскохозяйственного производства, поскольку достигли максимальной технической эффективности в рамках технологий своих локальных групп; при этом технологический разрыв между членами БРИКС, за исключением Китая, и странами с развитой экономикой относительно большой и постоянный, что свидетельствует о неготовности большинства членов БРИКС к переходу на сельское хозяйство 4.0. Из всех стран-членов БРИКС наибольшим потенциалом перехода на новые технологии в сельском хозяйстве обладает Китай, который может ликвидировать технологический разрыв. По нашим оценкам, переход на новые технологии в России может повысить потенциальный выпуск сельскохозяйственной продукции примерно в два раза при тех же затратах сельскохозяйственных ресурсов. В качестве источника финансирования внедрения новых технологий в нашей стране предлагается изменить структуру государственной поддержки сельского хозяйства (сокращение поддержки рыночных цен в пользу увеличения поддержки формирования основного капитала).