Яндекс.Метрика

Применение экономико - математических моделей в планировании развития аграрного производства на уровне сельских территорий

В статье обосновывается необходимость использования методов экономико-математического моделирования при планировании производственных программ аграрных формирований в современных условиях развития рыночных отношений. Показано, что при составлении моделей развития аграрного производства необходимо использовать системный подход, который позволяет проектировать сценарии развития сельских территорий на перспективу. Обосновывается, что установление оптимальной производственной структуры отраслей растениеводства и животноводства сельскохозяйственных организаций позволяет существенно повысить экономическую эффективность аграрного производства. Представлены основные результаты оптимизации производственной структуры сельскохозяйственных организаций на примере сельских территорий нечерноземной зоны Республики Башкортостан. Показано, что повышение эффективности аграрного производства является ключевым фактором, выражающим позитивное развитие сельских территорий. Резюмируется, что использование методов экономико-математического моделирования помогает обеспечить оперативность и повысить степень обоснованности принимаемых управленческих решений.

Организационный механизм формирования и развития рынка семенного картофеля в странах содружества еаэс

Цель статьи заключается в разработке организационно-экономического механизма формирования и развития рынка семенного картофеля в странах-членах ЕАЭС. Существующая ситуация с выращиванием картофеля во всех странах ЕАЭС, угроза распространения вирусных инфекций культуры предопределяют создание общего рынка семенного картофеля высоких репродукций. Для определения его объемов, сортового состава в разрезе каждой страны предлагается создание рыночной инфраструктуры на основе информационно-логистического центра с использованием технологии блокчейн. Практическая реализация предложенной схемы рынка семенного картофеля стран ЕАЭС позволит выращивать картофель высокого качества в необходимых объемах и оптимизировать структуру посевных площадей в странах Содружества.

Использование инновационных технологий различными категориями хозяйств и совершенствование научно-технологической политики в сельском хозяйстве

В статье на основе сравнения данных Всероссийских сельскохозяйственных переписей 2006 года и 2016 года рассмотрены тенденции технологического развития сельского хозяйства. Анализируются процессы мелиорации земель, применения минеральных удобрений и пестицидов, состояние сельскохозяйственной техники, использование элитных семян, обеспеченность объектами производственной инфраструктуры. Отмечается дифференциация уровня доступности к средствам интенсификации и инновационным технологиям крупных сельскохозяйственных организаций, малых предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств. Рассмотрены основные направления совершенствования научно-технологической политики в сельском хозяйстве.

Приоритетные задачи развития системы стратегического управления земельными ресурсами сельского хозяйства

Рассмотрение земельных ресурсов как объекта недвижимости и пространственного базиса привело не только к искажению функций стратегического управления, но и к нарушению баланса интересов субъектов земельных отношений, обусловило низкий уровень эффективности государственного регулирования процессов землепользования. В качестве отдельной проблемы формирования системы стратегического управления земельными ресурсами выделяется деформированный характер подсистемы ее информационного обеспечения. Сложившийся механизм ведения кадастра недвижимости обеспечивает возможность реализации лишь части функций обеспечения стратегического управления ими. На уровне хозяйствующих субъектов стратегическое управление земельными ресурсами ориентировано на формирование устойчивых агроландшафтов, обеспечивающих уровень эффективности сельскохозяйственного производства. Цель стратегического управления земельными ресурсами аграрной сферы заключается в обеспечении эффективного использования продуктивных земель в долгосрочной перспективе. Функции стратегического управления земельными ресурсами относятся к компетенции государства, которое в рамках земельной политики определяет стратегию использования продуктивных земель и их воспроизводства.

Исследование роли сельского хозяйства в формировании доходов регионов

В статье дана статистическая оценка уровня и динамики доходов сельскохозяйственных производителей. Вклад отрасли в формировании ВВП в целом по Российской Федерации пока незначителен и не превышает 4,5‰, однако в территориальном разрезе наблюдается значительная дифференциация этого показателя. Экономико-статистический анализ позволил выделить группы регионов, различающихся по численности, ресурсному потенциалу, уровню и условиям развития сельского хозяйства и экономики в целом. Исследование показало необходимость применения дифференцированного целевого подхода поддержки отрасли. Группы регионов с наиболее благоприятными условиями хозяйствования, вносящие существенный вклад в формирование доходов регионов и обеспечение продовольственной безопасности, на данном этапе развития требуют минимального уровня господдержки, поскольку являются привлекательными для частного инвестора. Наиболее многочисленной группе регионов со значительным ресурсным потенциалом необходимо развитие, нацеленное на увеличение объемов производимой продукции. В регионах неблагоприятных для ведения сельскохозяйственного производства, где отрасль носит подсобный характер, и имеет место ускорение процессов депопуляции, требуется способствовать развитию сельских территорий и поддерживать хозяйства населения.

Статистический анализ эффективности инвестирования в сельское хозяйство регионов россии

Проведен статистический анализ эффективности инвестирования в сельское хозяйство регионов России за период с 2006 по 2016 год с использованием данных Всероссийской сельскохозяйственной переписи. Для того чтобы учесть природно-климатические различия между отдельными субъектами России, а также существенные различия в темпах изменения, размерах, составе ресурсов растениеводства и животноводства, использован метод комбинированных факторных группировок. В результате статистического анализа выделены группы регионов, характеризующиеся высокой эффективностью инвестиционной деятельности, и регионы, для которых необходимо совершенствовать инвестиционную политику. Инвестирование в статье рассматривается как сложный социально-экономический процесс, оказывающий существенное воздействие на все стороны жизни общества.

Антикризисное управление оборотным капиталом российских компаний, занимающихся оптовой торговлей сельскохозяйственной продукцией

Антикризисное управление оборотным капиталом является важным направлением деятельности для российских компаний, занимающихся оптовой торговлей сельскохозяйственной продукцией. Успешность предприятия отрасли оптовой торговли определяется в основном умением определять оптимальные объемы закупок и устанавливать выгодные отношения с поставщиками и покупателями. Данная задача часто оказывается непростой, на что указывает достаточно высокий уровень банкротств для данной отрасли: из 72 950 компаний данной отрасли, действовавших в 2017 году, только 33 021 компаний (или 45‰) вели свою деятельность на протяжении пяти лет - с 2012 по 2016 гг.. В настоящее время число ликвидированных компаний отрасли оптовой торговли имеет тенденцию к росту и достигло 7680 компаний за 2016 год и 8650 компаний за 2017 год. Цель работы - определить степень влияния методов управления оборотным капиталом на рентабельность и вероятность банкротства российских компаний, занимающихся оптовой торговлей сельскохозяйственной продукцией, в условиях кризиса. В статье исследован механизм антикризисного управления оборотным капиталом, применяемый с целью предупреждение банкротства организаций.

Роль человеческого капитала в устойчивом развитии сельских территорий новосибирской области

При формировании человеческого капитала в сельском хозяйстве ведущую роль играет государство, так как именно благодаря инвестициям с его стороны происходит подготовка и переподготовка специалистов в высших учебных заведениях аграрного профиля, а также создаются условия дальнейшего закрепления профессиональных кадров в сельской местности. На сегодняшний день в сельскохозяйственной отрасли наблюдается негативная тенденция, заключающаяся в «старении» существующих профессиональных кадров и отсутствии для них квалифицированной замены. Прежде всего, отток работников из сельского хозяйства связан с низкой материальной заинтересованностью, тяжелыми условиями труда и слабой развитостью производственной и социальной инфраструктуры. Существующие меры государственной поддержки работников в сельском хозяйстве носят фрагментарный порядок с недостаточным финансированием и не оказывают существенного влияния на обновление кадров в отрасли.

Развитие предпринимательства в научно-технической сфере агропромышленного комплекса стран - членов еаэс

Среди проблем развития предпринимательства в научно-технической сфере выделены: стихийная передача результатов интеллектуальной деятельности между странами, отсутствие мониторинга процесса передачи, необходимость формирования правовой среды и благоприятных условий инвестиционного климата, создания соответствующей инфраструктуры, определения моделей научно-технического предпринимательства. В научно - технической сфере стран-членов ЕАЭС возможны следующие формы предпринимательства: выполнение конкретных НИОКР, консультирование, составления образа будущего на основе экспертных оценок, издательская деятельность в сочетании с рекламной и сбытовой и др. Дальнейшее развитие аграрного сектора стран-членов ЕАЭС связано с совершенствованием организационно - экономического механизма функционирования рынка НТП стран Союза.

Аграрная политика азербайджанской республики: основные тенденции и перспективы

Азербайджан проводит целенаправленную государственную политику в области устойчивого развития сельского хозяйства. Аграрная политика государства реализуется посредством соответствующих законодательных инициатив и государственных программ. Меры государственной поддержки направлены на обеспечение национальной продовольственной безопасности, развитие сельскохозяйственного производства, модернизацию перерабатывающих предприятий, развитие логистической инфраструктуры, развитие сельских территорий. Одним из направлений государственной политики Азербайджана является снижение импортной продукции на внутреннем продовольственном рынке и осуществление комплексных мер для создания продовольственных запасов. С учетом поставленной цели АПК Азербайджан направляет свои усилия на совершенствование двухсторонней и многосторонней нормативно-правовой базы и дальнейшую либерализацию торговли. Важным шагом на пути наращивания экспорта должно стать создание крупных логистических баз для перехода от разовых мелкооптовых торговых операций к долгосрочным контрактам.