Одним из ключевых факторов эффективного развития животноводства является рациональное использование имеющихся производственных ресурсов, природно-климатических условий и организационно-экономических факторов. Целью исследования явилось определение особенностей территориально-отраслевого разделения труда в животноводстве и теоретико - методологическое обоснование оптимальных условий и факторов размещения и специализации животноводческих предприятий. Для оценки влияния специализации и концентрации производственных мощностей на эффективность производства животноводческой продукции был произведен анализ функционирования отрасли в региональном разрезе и особенностей организационно-производственной структуры сельскохозяйственных товаропроизводителей. Установлено, что на долю десяти регионов крупнейших производителей в 2012-2016 гг. приходилось 34,1‰ от общего объема молока и более 40,0‰ от общего объема производимого скота и птицы на убой. Наибольший эффект от интенсификации отрасли за счет технологической модернизации и внедрения ресурсосберегающих технологий отмечается в секторе сельскохозяйственных организаций. В ряде регионов с высоким уровнем технологическим развития объектов молочного скотоводства и концентрации производства достигнута устойчивая положительная динамика роста продуктивности животных. Отсутствие эффективной системы размещения производственных мощностей в животноводстве снижает устойчивость отрасли к негативным изменениями на внутреннем рынке и макроэкономическим фактора. Поведенный анализ позволил установить и систематизировать основные условия и факторы эффективного размещения животноводческих предприятий, использовать факторы оптимизации и специализации.
Исследование перспектив развития скотоводства в масштабах региона должно базироваться на оценке тенденций изменения поголовья крупного рогатого скота в хозяйствах различных категорий и обосновании размеров стада крупного рогатого скота. Учитывая ограниченное количество сельскохозяйственных организаций, развивающих скотоводство, предлагается разработать региональную программу их развития, в которой необходимо обосновать экономическую целесообразность сохранения поголовья с учетом перспектив их возможной реконструкции и социальной значимости для конкретных сельских населенных пунктов. Значительная дифференциация крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей по поголовью крупного рогатого скота обуславливает необходимость разработки различных групповых стратегий их развития. Существует устойчивая тенденция сокращения поголовья крупного рогатого скота в личных хозяйствах при росте его концентрации. Согласно прогнозным расчетам в сельскохозяйственных организациях Амурской области с поголовьем крупного рогатого скота свыше 500 голов к 2025 г. будет сосредоточено 96,5‰ всего поголовья в хозяйствах данной категории. По крестьянским (фермерским) хозяйствам прогнозируемый прирост поголовья крупного рогатого скота к 2025 г. ожидается на уровне 1,3 тыс. голов. Сокращение поголовья крупного рогатого скота в хозяйствах населения с 2015 г. по 2025 г. ожидается с 46,6 до 41,1 тыс. голов. При сохранении сложившихся в регионе тенденций изменения структуры стада, молочной и мясной продуктивности крупного рогатого скота при выходе на прогнозируемые значения поголовья Амурская область сможет в перспективе нарастить производство как молока, так и говядины.
На финансовые результаты от производства и реализации продукции сельского хозяйства оказывают влияние различные факторы. Оценка воздействия этих факторов заключается в определении степени эффективности их использования, что весьма актуально. В связи с этим поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности - одна из важнейших задач в любой сфере бизнеса. Для проведения факторного экономического анализа используются различные методы и способы. Цель исследования - анализ влияния факторов на изменение суммы прибыли и уровня рентабельности производства винограда и выявление резервов их повышения. Работа выполнена на материалах агрофирмы «Тятляр» Республики Дагестан. Выявлено, что 98,3‰ валовой прибыли получают от реализации винограда, размер которой зависит от четырех факторов: объема реализации продукции, ее структуры, себестоимости и уровня среднереализационных цен. Расчет влияния на сумму прибыли и уровень рентабельности производства винограда осуществлен методом ценной подстановки и способом пропорционального деления. Результаты факторного анализа показали, что увеличение прибыли от реализации винограда в основном обусловлен ростом средних реализационных цен (+15220 тыс. руб.). В связи с повышением себестоимости единицы продукции сумма прибыли уменьшилась на 13152 тыс. руб. Уровень рентабельности производства винограда повысился на 0,97‰, в том числе на 23,39‰ в связи с ростом цен и снизился на 22,42‰ за счет роста себестоимости единицы продукции. В целях повышения эффективности производства винограда и финансовых результатов от его реализации предложен ряд мер, позволяющие интенсифицировать отрасль, привлекать инвестиции, усилить его конкурентные свойства, и как следствие, устойчивость.
Рассмотрено современное состояние систем, моделей управления и регулирования на государственном и хозяйственном уровнях, а также опыт взаимодействия государственной власти с местным самоуправлением ведущих агропромышленных стран (США, Германии, Франции, Англии, Италии, Китая, а также АПК Республики Беларусь) на муниципальном уровне. Сравнительный анализ показал, что модели взаимодействия органов федерального и местного управлений в разных странах имеют как определенные сходства, так и принципиальные различия. Приведены организационные структуры и методы управления сельским хозяйством на уровне местного самоуправления и их функционирование. Отмечена важная роль государственного регулирования сельхозпроизводства и его влияние на местные органы управления с использованием различных экономических рычагов: финансовой зависимости местных органов; регулирование деятельности путем квотирования производства; разработки и финансирования различных целевых программ; установления надзорных или курирующих функций и введения некоторых видов отчетности. Сформулированы положения зарубежного опыта, рекомендуемые к использованию в российской системе управления АПК, использование некоторых экономических, организационных и других механизмов в сфере муниципального агропромышленного комплекса. Необходимо восстановление вертикали соподчиненности на всех иерархических уровнях и усиление ответственности за результаты деятельности. Целесообразно создание подотдела по координации деятельности местных органов самоуправления и ассоциаций (союзов) аграрных товаропроизводителей
Развитие экспорта сельскохозяйственной продукции государств-членов ЕАЭС, развитие региональной торговли является одним из приоритетов согласованной аграрной политики ЕАЭС. В статье рассмотрены вопросы внешней и внутренней торговли государств-членов ЕАЭС, показан высокий уровень зависимости внутреннего рынка стран Союза от импорта отдельных видов сельскохозяйственных товаров, а также от материально-технических ресурсов. В связи с этим необходима диверсификации экспорта в сторону увеличения в его структуре продукции с высокой добавленной стоимостью. Для этого необходимо создание высокотехнологичных экспорто ориентированных производств, направленных на выпуск продукции конкурентоспособной на мировом рынке. Большую роль в развитие экспорта играет дальнейшая интеграция стран в этой сфере. Назрела необходимость разработки скоординированной экспортной политики, которая позволит объединить участников для реализации основных направлений по развитию экспорта, указанных в национальных программных документах, устранению имеющихся препятствий в этой сфере, содействовать продвижению сельскохозяйственной продукции и продовольствия на рынки третьих стран.
Целью исследования являются разработка и научное обоснование теоретических положений и практических рекомендаций по развитию государственной поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов в регионе. Начинающие фермеры даже с помощью точечной государственной поддержки в виде грантов «Начинающий фермер», «Семейная ферма» и субсидирования расходов на техническое вооружение все же не имеют достаточных средств для своего дальнейшего развития. В связи с этим нужны новые механизмы и инструменты государственной поддержки - создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов, активное вовлечение в систему сельскохозяйственной кооперации на основе грантовой поддержки инвестиционных проектов несельскохозяйственного бизнеса. Предложен механизм грантовой поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов, согласно которому им предоставляется поддержка в форме гранта в размере 60‰ всей суммы проекта до 40 млн руб. на материально-техническое обеспечение производства на условиях софинансирования оставшихся 40‰ за счет собственных, привлеченных или заемных средств.
Особая цивилизационная миссия сельского хозяйства - воспроизводство национальной идентичности и, прежде всего, коренной государствообразующей и государствоудерживающей русской нацией. Среди приоритетных проблем развития выделены проблемы государственного управления, такие как регулирование сельских территорий, стимулирование и размещение производительных сил в сельских территориях, реализация новой расселенческой, градостроительной, демографической и экологической политики. Рассмотрен опыт развития Белгородской области - достижения сельского хозяйства и результаты региональных социальных программ.
Политика импортозамещения показала первые результаты в отрасли сельскохозяйственного производства. Несмотря на экономический рост в отрасли сельскохозяйственного производства наметилась проблема рационального распределения ресурсов и выбора оптимальной структуры производства. Слабая информированность акторов рынка об объемах производства тех или иных видов культур, цен на продукцию создает ситуации неопределенности, в которых процесс принятия решений производителями не может быть оптимальным. Необходимо определиться с вариантами обеспечения производителей сельскохозяйственной продукции информацией об объемах и структуре производства, что возможно как в рамках пигувианского, так и коузианского направлений институциональных реформ. В статье показаны варианты реализации того и другого направлений, приведены примеры успешной реализации институциональных реформ, а также предложено отойти от концепции рациональности при принятии решений акторами в пользу ограниченной рациональности и либертарианского патернализма в духе поведенческой экономики в соответствии с идеями лауреата Нобелевской премии по экономике Р. Талера (2017) и его предшественников - Г.Саймона (1978), Т. Шульца (1979), Д. Канемана (2002). В статье использована методология институционального анализа и поведенческой экономики, чтобы определить возможные направления воздействия на принятие решений сельскохозяйственными производителями с тем, чтобы обеспечить наиболее эффективную структуру производства, сбалансированное распределение доходов и избежать кризисов перепроизводства по отдельным культурам.
В статье рассматриваются методологические и методические вопросы развития аграрной экономической системы. Объект исследования - сложная социально-экономическая система, вопросы оценки функционирования ее организации, определение взаимосвязи факторов и результатов производства, оценка и прогнозирование развития экономической системы. Предметом и объектом всех экономических исследований является процесс воспроизводства экономической системы, которая состоит из технологической социальной, экологической, экономической и организационно-управленческой подсистем. Функциональные подсистемы выражают содержание экономической системы, а организационно- управленческая сфера - форму ее функционирования Оценка функционирования экономической системы связана с необходимостью более эффективного использования имеющегося производственного потенциала. Оценка и прогнозирование развития сельскохозяйственных организаций осуществляются на основе их классификации по доходности на прибыльные и убыточные. Сравнительный анализ работы организаций по классам позволит определить объективные и субъективные причины сложившейся ситуации. Системно - воспроизводственное прогнозирование необходимо осуществлять по сферам деятельности, что позволит руководить объектами управления, определять направления и объемы инвестиционной деятельности. Рассматриваются методологические вопросы анализа взаимосвязи технологических факторов и эффективности производства (себестоимость, прибыль, рентабельность. Обосновываются методические положения определения возможной динамики развития организаций на основе сравнительного анализа их производственно-хозяйственной деятельности. Раскрывается содержание имитационного моделирования экономического механизма развития организации для обоснования направлений интенсификации производства.
Формирование институциональной среды инновационного развития сельского хозяйства обусловлено сменой парадигмы социально - экономического развития, происходящей в аграрной сфере современного российского общества. Институциональная среда способствует обеспечению благоприятного инвестиционного климата, привлечению инноваций, созданию благоприятных условий для жизни и работы на сельских территориях, развитию человеческого и социального капитала. Применение современного инновационного оборудования и технологий в сельскохозяйственном производстве, существующие демографические тенденции и возрастные структурные сдвиги сельского населения обусловливают необходимость обеспечения аграрного производства высококвалифицированными кадрами. Устойчивое развитие сельского хозяйства обеспечивается, когда институциональные преобразования осуществляются с учетом базовых институтов общества. В результате обеспечивается согласование развития социальной сферы сельских территорий и инновационного развития сельского хозяйства, сохранение и приумножение природного богатства. На примере сельскохозяйственных предприятий Республики Татарстан показано, что факторы институциональной среды, представленные организационными формами аграрного бизнеса, человеческим и социальным капиталом, и инновации обеспечивают достижение системных эффектов, сохранение и воспроизводство природных ресурсов и повышение эффективности сельского хозяйства.