Яндекс.Метрика

Организационно-экономические условия специализации и концентрации производства в животноводстве

Одним из ключевых факторов эффективного развития животноводства является рациональное использование имеющихся производственных ресурсов, природно-климатических условий и организационно-экономических факторов. Целью исследования явилось определение особенностей территориально-отраслевого разделения труда в животноводстве и теоретико - методологическое обоснование оптимальных условий и факторов размещения и специализации животноводческих предприятий. Для оценки влияния специализации и концентрации производственных мощностей на эффективность производства животноводческой продукции был произведен анализ функционирования отрасли в региональном разрезе и особенностей организационно-производственной структуры сельскохозяйственных товаропроизводителей. Установлено, что на долю десяти регионов крупнейших производителей в 2012-2016 гг. приходилось 34,1‰ от общего объема молока и более 40,0‰ от общего объема производимого скота и птицы на убой. Наибольший эффект от интенсификации отрасли за счет технологической модернизации и внедрения ресурсосберегающих технологий отмечается в секторе сельскохозяйственных организаций. В ряде регионов с высоким уровнем технологическим развития объектов молочного скотоводства и концентрации производства достигнута устойчивая положительная динамика роста продуктивности животных. Отсутствие эффективной системы размещения производственных мощностей в животноводстве снижает устойчивость отрасли к негативным изменениями на внутреннем рынке и макроэкономическим фактора. Поведенный анализ позволил установить и систематизировать основные условия и факторы эффективного размещения животноводческих предприятий, использовать факторы оптимизации и специализации.

Обоснование прогнозных параметров развития скотоводства амурской области

Исследование перспектив развития скотоводства в масштабах региона должно базироваться на оценке тенденций изменения поголовья крупного рогатого скота в хозяйствах различных категорий и обосновании размеров стада крупного рогатого скота. Учитывая ограниченное количество сельскохозяйственных организаций, развивающих скотоводство, предлагается разработать региональную программу их развития, в которой необходимо обосновать экономическую целесообразность сохранения поголовья с учетом перспектив их возможной реконструкции и социальной значимости для конкретных сельских населенных пунктов. Значительная дифференциация крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей по поголовью крупного рогатого скота обуславливает необходимость разработки различных групповых стратегий их развития. Существует устойчивая тенденция сокращения поголовья крупного рогатого скота в личных хозяйствах при росте его концентрации. Согласно прогнозным расчетам в сельскохозяйственных организациях Амурской области с поголовьем крупного рогатого скота свыше 500 голов к 2025 г. будет сосредоточено 96,5‰ всего поголовья в хозяйствах данной категории. По крестьянским (фермерским) хозяйствам прогнозируемый прирост поголовья крупного рогатого скота к 2025 г. ожидается на уровне 1,3 тыс. голов. Сокращение поголовья крупного рогатого скота в хозяйствах населения с 2015 г. по 2025 г. ожидается с 46,6 до 41,1 тыс. голов. При сохранении сложившихся в регионе тенденций изменения структуры стада, молочной и мясной продуктивности крупного рогатого скота при выходе на прогнозируемые значения поголовья Амурская область сможет в перспективе нарастить производство как молока, так и говядины.

Факторный анализ прибыли и рентабельности производства винограда

На финансовые результаты от производства и реализации продукции сельского хозяйства оказывают влияние различные факторы. Оценка воздействия этих факторов заключается в определении степени эффективности их использования, что весьма актуально. В связи с этим поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности - одна из важнейших задач в любой сфере бизнеса. Для проведения факторного экономического анализа используются различные методы и способы. Цель исследования - анализ влияния факторов на изменение суммы прибыли и уровня рентабельности производства винограда и выявление резервов их повышения. Работа выполнена на материалах агрофирмы «Тятляр» Республики Дагестан. Выявлено, что 98,3‰ валовой прибыли получают от реализации винограда, размер которой зависит от четырех факторов: объема реализации продукции, ее структуры, себестоимости и уровня среднереализационных цен. Расчет влияния на сумму прибыли и уровень рентабельности производства винограда осуществлен методом ценной подстановки и способом пропорционального деления. Результаты факторного анализа показали, что увеличение прибыли от реализации винограда в основном обусловлен ростом средних реализационных цен (+15220 тыс. руб.). В связи с повышением себестоимости единицы продукции сумма прибыли уменьшилась на 13152 тыс. руб. Уровень рентабельности производства винограда повысился на 0,97‰, в том числе на 23,39‰ в связи с ростом цен и снизился на 22,42‰ за счет роста себестоимости единицы продукции. В целях повышения эффективности производства винограда и финансовых результатов от его реализации предложен ряд мер, позволяющие интенсифицировать отрасль, привлекать инвестиции, усилить его конкурентные свойства, и как следствие, устойчивость.

Зарубежный опыт развития органов местного самоуправления сельским хозяйством во взаимосвязи с государственным управлением

Рассмотрено современное состояние систем, моделей управления и регулирования на государственном и хозяйственном уровнях, а также опыт взаимодействия государственной власти с местным самоуправлением ведущих агропромышленных стран (США, Германии, Франции, Англии, Италии, Китая, а также АПК Республики Беларусь) на муниципальном уровне. Сравнительный анализ показал, что модели взаимодействия органов федерального и местного управлений в разных странах имеют как определенные сходства, так и принципиальные различия. Приведены организационные структуры и методы управления сельским хозяйством на уровне местного самоуправления и их функционирование. Отмечена важная роль государственного регулирования сельхозпроизводства и его влияние на местные органы управления с использованием различных экономических рычагов: финансовой зависимости местных органов; регулирование деятельности путем квотирования производства; разработки и финансирования различных целевых программ; установления надзорных или курирующих функций и введения некоторых видов отчетности. Сформулированы положения зарубежного опыта, рекомендуемые к использованию в российской системе управления АПК, использование некоторых экономических, организационных и других механизмов в сфере муниципального агропромышленного комплекса. Необходимо восстановление вертикали соподчиненности на всех иерархических уровнях и усиление ответственности за результаты деятельности. Целесообразно создание подотдела по координации деятельности местных органов самоуправления и ассоциаций (союзов) аграрных товаропроизводителей

Развитие экспорта сельскохозяйственной продукции - важное направление аграрной политики стран-членов еаэс

Развитие экспорта сельскохозяйственной продукции государств-членов ЕАЭС, развитие региональной торговли является одним из приоритетов согласованной аграрной политики ЕАЭС. В статье рассмотрены вопросы внешней и внутренней торговли государств-членов ЕАЭС, показан высокий уровень зависимости внутреннего рынка стран Союза от импорта отдельных видов сельскохозяйственных товаров, а также от материально-технических ресурсов. В связи с этим необходима диверсификации экспорта в сторону увеличения в его структуре продукции с высокой добавленной стоимостью. Для этого необходимо создание высокотехнологичных экспорто ориентированных производств, направленных на выпуск продукции конкурентоспособной на мировом рынке. Большую роль в развитие экспорта играет дальнейшая интеграция стран в этой сфере. Назрела необходимость разработки скоординированной экспортной политики, которая позволит объединить участников для реализации основных направлений по развитию экспорта, указанных в национальных программных документах, устранению имеющихся препятствий в этой сфере, содействовать продвижению сельскохозяйственной продукции и продовольствия на рынки третьих стран.

Совершенствование механизма грантовой поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов

Целью исследования являются разработка и научное обоснование теоретических положений и практических рекомендаций по развитию государственной поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов в регионе. Начинающие фермеры даже с помощью точечной государственной поддержки в виде грантов «Начинающий фермер», «Семейная ферма» и субсидирования расходов на техническое вооружение все же не имеют достаточных средств для своего дальнейшего развития. В связи с этим нужны новые механизмы и инструменты государственной поддержки - создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов, активное вовлечение в систему сельскохозяйственной кооперации на основе грантовой поддержки инвестиционных проектов несельскохозяйственного бизнеса. Предложен механизм грантовой поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов, согласно которому им предоставляется поддержка в форме гранта в размере 60‰ всей суммы проекта до 40 млн руб. на материально-техническое обеспечение производства на условиях софинансирования оставшихся 40‰ за счет собственных, привлеченных или заемных средств.

Импортозамещение в сельском хозяйстве: кризисы перепроизводства, выбор институциональной политики, применение поведенческой экономики

Политика импортозамещения показала первые результаты в отрасли сельскохозяйственного производства. Несмотря на экономический рост в отрасли сельскохозяйственного производства наметилась проблема рационального распределения ресурсов и выбора оптимальной структуры производства. Слабая информированность акторов рынка об объемах производства тех или иных видов культур, цен на продукцию создает ситуации неопределенности, в которых процесс принятия решений производителями не может быть оптимальным. Необходимо определиться с вариантами обеспечения производителей сельскохозяйственной продукции информацией об объемах и структуре производства, что возможно как в рамках пигувианского, так и коузианского направлений институциональных реформ. В статье показаны варианты реализации того и другого направлений, приведены примеры успешной реализации институциональных реформ, а также предложено отойти от концепции рациональности при принятии решений акторами в пользу ограниченной рациональности и либертарианского патернализма в духе поведенческой экономики в соответствии с идеями лауреата Нобелевской премии по экономике Р. Талера (2017) и его предшественников - Г.Саймона (1978), Т. Шульца (1979), Д. Канемана (2002). В статье использована методология институционального анализа и поведенческой экономики, чтобы определить возможные направления воздействия на принятие решений сельскохозяйственными производителями с тем, чтобы обеспечить наиболее эффективную структуру производства, сбалансированное распределение доходов и избежать кризисов перепроизводства по отдельным культурам.

Системно - воспроизводственная методология оценки и прогнозирования развития аграрной экономической системы

В статье рассматриваются методологические и методические вопросы развития аграрной экономической системы. Объект исследования - сложная социально-экономическая система, вопросы оценки функционирования ее организации, определение взаимосвязи факторов и результатов производства, оценка и прогнозирование развития экономической системы. Предметом и объектом всех экономических исследований является процесс воспроизводства экономической системы, которая состоит из технологической социальной, экологической, экономической и организационно-управленческой подсистем. Функциональные подсистемы выражают содержание экономической системы, а организационно- управленческая сфера - форму ее функционирования Оценка функционирования экономической системы связана с необходимостью более эффективного использования имеющегося производственного потенциала. Оценка и прогнозирование развития сельскохозяйственных организаций осуществляются на основе их классификации по доходности на прибыльные и убыточные. Сравнительный анализ работы организаций по классам позволит определить объективные и субъективные причины сложившейся ситуации. Системно - воспроизводственное прогнозирование необходимо осуществлять по сферам деятельности, что позволит руководить объектами управления, определять направления и объемы инвестиционной деятельности. Рассматриваются методологические вопросы анализа взаимосвязи технологических факторов и эффективности производства (себестоимость, прибыль, рентабельность. Обосновываются методические положения определения возможной динамики развития организаций на основе сравнительного анализа их производственно-хозяйственной деятельности. Раскрывается содержание имитационного моделирования экономического механизма развития организации для обоснования направлений интенсификации производства.

Направления формирования институциональной среды инновационного развития сельского хозяйства

Формирование институциональной среды инновационного развития сельского хозяйства обусловлено сменой парадигмы социально - экономического развития, происходящей в аграрной сфере современного российского общества. Институциональная среда способствует обеспечению благоприятного инвестиционного климата, привлечению инноваций, созданию благоприятных условий для жизни и работы на сельских территориях, развитию человеческого и социального капитала. Применение современного инновационного оборудования и технологий в сельскохозяйственном производстве, существующие демографические тенденции и возрастные структурные сдвиги сельского населения обусловливают необходимость обеспечения аграрного производства высококвалифицированными кадрами. Устойчивое развитие сельского хозяйства обеспечивается, когда институциональные преобразования осуществляются с учетом базовых институтов общества. В результате обеспечивается согласование развития социальной сферы сельских территорий и инновационного развития сельского хозяйства, сохранение и приумножение природного богатства. На примере сельскохозяйственных предприятий Республики Татарстан показано, что факторы институциональной среды, представленные организационными формами аграрного бизнеса, человеческим и социальным капиталом, и инновации обеспечивают достижение системных эффектов, сохранение и воспроизводство природных ресурсов и повышение эффективности сельского хозяйства.