Целью работы является оценка динамики и эффективности использования активов агрохолдингов Российской Федерации для уточнения изменения их экономического потенциала и возможности применения финансового рычага такими субъектами. На основе исследования показателей выбранной группы агрохолдингов выявлен позитивно стабильный тренд стоимостного роста их активов, как в номинальном, так и реальном выражении. В течение исследуемого периода темпы стоимостного роста исследуемых активов в номинальном выражении превышали темпы инфляции. Это свидетельствует о росте экономического потенциала и мощностей агрохолдингов Российской Федерации, что можно проецировать и на весь АПК с определенным уровнем погрешности. Выявлено снижение темпов прироста активов исследуемых организаций в последние годы. Причинами такого снижения рассмотрены: объективная ограниченность ресурсов, закон убывающей предельной эффективности использования активов, снижение предельной результативности государственной финансовой поддержки. По результатам анализа динамики прибыли и рентабельности активов выбранной группы агрохолдингов можно делать вывод про нестабильное влияние комбинаций разных факторов на эффективность использования исследуемых активов в разные периоды времени. В том числе нестабильными были механизмы государственной финансовой поддержки как агрохолдингов, так и в целом АПК в разные годы. Такая поддержка была и остается существенным фактором развития отрасли, учитывая относительно низкий уровень рентабельности активов исследуемых субъектов. Значение рентабельности активов исследуемой группы агрохолдингов оценено как низкое для получения позитивного эффекта финансового рычага на рыночных условиях. Иными словами использование кредитов на рыночных условиях среднестатистическим сельхозпроизводителем при существующей рентабельности активов характеризуется отрицательным значением финансового рычага. Учитывая, что были рассмотрены ведущие агрохолдинги, по отрасли значение показателя может быть еще ниже. Данный уровень эффективности использования активов в АПК в настоящее время делает зависимым отрасль от государственного субсидирования ставки по кредитам, а также делает нецелесообразным значительный прирост активов агрохолдингов без изменения уровня их эффективности. Относительно низкое значение рентабельности активов исследуемой группы агрохолдингов и высокий уровень зависимости от кредитов делает чувствительным отрасль к изменению ключевой ставки Банка России, и, соответственно - инфляции. Как показывает практика, такая ставка не является стабильной. и значительный период времени превышала значение рентабельности активов рассмотренных субъектов. Учитывая то, что государственная финансовая поддержка не может или не должна увеличиваться прямо пропорционально приросту активов агрохолдингов, относительно низкий уровень рентабельности активов, не позволяющий масштабироваться (использовать кредитные ресурсы) на рыночных условиях, следует рассматривать как объективный и существенный барьер дальнейшего развития отрасли. На макроуровне факторами, способствующими развитию отрасли, являются: снижение инфляции и, соответственно, снижение ключевой ставки Банка России, а на микроуровне – таргетирование рентабельности активов.
В РФ растёт обеспеченность населения продуктами питания, о чём свидетельствует увеличение розничного товарооборота продовольственных товаров на душу населения в фактических ценах и в реальном выражении. Однако рацион питания российского потребителя остаётся несбалансированным. В сравнении с медицинскими нормами, среднестатистический гражданин России потребляет недостаточное количество молочных продуктов, свежих фруктов и овощей, в то время как потребление сахара и хлебных продуктов значительно превышает рекомендованные Минздравом РФ значения. Обеспечение населения России продовольственными товарами по большей части осуществляет торговля, которая в современных условиях развивает свою социально-экономическую роль. В настоящее время одной из новых ролей торговли при обеспечении населения продовольствием стало добровольное ограничение торговых надбавок большинством сетевых предприятий розничной торговли на ряд социально значимых продуктов питания. В то же время применяемое ограничение торговых надбавок по социальным продуктам питания могло быть более существенным и получить более широкое распространение на рынке при участии несетевых торговых предприятий. В данном исследовании на основе оценок эластичности спроса по цене на три товара (куриные яйца, подсолнечное масло, сахар) было показано, что за счёт дополнительного сокращения торговых надбавок розничных сетевых торговых предприятий на социально значимые продукты питания можно было бы увеличить среднедушевое ежегодное потребление соответствующих товаров, в т.ч. сахара на один килограмм, подсолнечного масла – на 500 грамм, куриных яиц – на одну штуку. Еще одной новой ролью торговли в системе обеспечения населения продуктами питания стало совершенствование товаропроводящей цепочки продовольственного рынка, сокращение звенности товародвижения. В настоящее время по ряду продовольственных товаров наблюдается рост числа перепродаж в оптовом звене, что вызывает рост потребительских цен на продукты питания за счёт включения в цену торговых надбавок многочисленных посредников. В проведенном исследовании было показано, что максимальная переориентация розничных торговых предприятий на прямые хозяйственные связи с производителями, а также расширение сети оптовых продовольственных рынков способны сократить звенность товародвижения, что также положительно повлияет на рост обеспеченности населения РФ продуктами питания.
В статье представлена методика рейтинговой оценки стратегических перспектив повышения инновационно-инвестиционной привлекательности сельского хозяйства регионов на основе действующих постановлений федерального и регионального уровней. Исследование выполнялось с использованием данных регионов Сибирского федерального округа. Рейтинг строился на основе обработки данных по выполнению Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства 2017-2030 гг., Государственных программ Комплексного развития сельских территорий, принятых и реализуемых в субъектах Федерации, данных Госсортокомиссии и Федерального института промышленной собственности. Разработаны специальные показатели по каждому из стратегических направлений рейтингового оценивания. Показано как дифференциация развития регионов СФО отражается в промежуточных и итоговом рейтингах, что позволяет инвесторам видеть перспективы территории, участие федерального центра, местных органов власти в ее развитии. Ранее другими авторами, в том числе и рейтинговыми агентствами, такой подход при построении рейтинга субъектов Федерации, позволяющий оценить перспективы развития региона на основе действующих документов, не использовался.
Цель исследования, результаты которого представлены в данной статье – оценить вклад сельского хозяйства в социально-экономическое развитие агропромышленного центра. Исследование проведено на примере Республики Мордовия. Для достижения поставленной цели была сформирована система показателей, отражающих вклад отрасли в валовой региональный продукт, экспортный потенциал региональной экономики, занятость населения, формирование денежных доходов жителей региона, а также перспективы развития отрасли. Проведенный анализ позволяет с полной уверенностью утверждать, что сельское хозяйство – ключевая отрасль экономики Республики Мордовия, и роль этой отрасли в обеспечении социально-экономического развития данного региона с годами усиливается. Такой вывод сделан на основе выявленного увеличения удельного веса отрасли в валовом региональном продукте, улучшения ситуации на сельском рынке труда, опережающего роста оплаты труда работников сельского хозяйства, повышения эффективности и инвестиционной привлекательности отрасли, увеличения доли продукции отрасли в структуре экспорта. Главным ограничением в развитии сельского хозяйства и его вклада в социально-экономическое развитие Республики Мордовия сегодня является нехватка рабочей силы. Из-за введенных экономических санкций существует угроза увеличения износа основных фондов и снижения производительности. Авторами предложен комплекс мер по поддержанию высоких темпов развития сельского хозяйства в Республике Мордовия, направленных на снижение зависимости от импорта, увеличение объемов производства и реализации продукции, привлечение и закрепление населения и специалистов в сельской местности, совершенствование системы подготовки кадров для сельского хозяйства, решение проблемы дефицита рабочей силы и др.
Статья посвящена проблеме повышения в стратегической перспективе качества поддержки начинающих фермеров как значимой движущей силы региональной экономики Краснодарского края. Важными характеристиками функционирования современных фермерских хозяйств является высокая степень их производственно-экономической обособленности, гибкость, способность быстро адаптироваться к социально-экономическим потребностям регионального развития. В условиях необходимости достижения продовольственной безопасности обозначенные характеристики деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств обуславливают рост значимости их постоянной поддержки. В настоящее время Краснодарский край обладает значительным потенциалом регионального развития, в том числе, в контексте функционирования экономики региона. Обладание регионом необходимыми ресурсами позволяет осуществлять всестороннюю поддержку фермерских хозяйств. Наиболее уязвимыми с экономической точки зрения является производственно-хозяйственная деятельность начинающих фермеров. Здесь актуальным направлением содействия их экономической деятельности является осуществление грантовой поддержки. Однако существующий механизм такой поддержки осложнен множеством бюрократических барьеров. Так, при подготовке к участию в конкурсе органы управления не оказывают необходимого организационного и информационно-консультационного содействия начинающим фермерам. Кроме того, руководители крестьянских (фермерских) хозяйств испытывают ряд трудностей при подготовке бизнес-плана будущей экономической деятельности. Целесообразно адаптировать систему оценки начинающих фермеров для принятия решения о грантовой поддержке актуальным потребностям региональной экономики в условиях реализации политики импортозамещения.
В отличие от классических традиционных задач оптимизации развития производства сельскохозяйственной продукции в предлагаемой постановке задачи сфокусировано внимание на двух направлениях развития экспортоориентированных отраслей – зернового хозяйства и животноводства, связанных с использованием общих ресурсов. Предложен принцип оптимизации объемов, направлений (среди возможных) экспорта сельскохозяйственных продуктов и ввоза высокотехнологичных оборудования и биоресурсов для АПК в условиях санкций со стороны государств Евросоюза. Проведен расчет роста цен экспорта зерна и животноводческой продукции в межпродуктовом и межстрановом анализе с целью выявления возможностей роста российского экспорта. Предложена замена интуитивных решений, получаемых методом экспертных заключений без строгого количественного сравнения положительных и негативных сторон каждого варианта развития, расчетом оптимального их соотношения (или отказа от одного из них) с помощью решения экономико-математической задачи линейного программирования по критерию максимизации народнохозяйственной прибыли от экспорта зерна и продукции животноводства. Расчет оптимальных параметров для двух масштабных отраслей – менее трудоемкий по сравнению с процессом решения задачи оптимизации развития всего множества земледельческих производств. Также он более приемлем по сравнению с экспертными сопоставлениями версий развития, поскольку основан на математически корректном оценивании результатов развития и сопутствующих издержек. Данные постановка и принцип решения применимы для класса задач, связанных с использованием алгоритмов двухпродуктовой модели оптимизации.
Научное исследование стратегического потенциала рыбного рынка в России и за рубежом, проведено с использование методики SWOT-анализа, при количественном оценивании факторов: сила, слабая сторона, возможность и угроза. Исходя из выдвинутой гипотезы, проведен анализ конкурентных преимуществ и недостатков производителей на географически разделенных рыбных рынках. Получено доказательство предположению о необходимости использования инновационных стратегий развития РХК в целях обеспечения продовольственной безопасности российской экономики. Уточнено влияние санкций. Построены графики и диаграммы, описывающие влияние значимости и важности конкурентных факторов на выбор стратегии развития рыбной отрасли. Получены рейтинги конкурентных факторов, влияющих на рыбный рынок. Статистически обоснованы изменения в товаропотоках и вопросах организации логистики рыбной продукции во внешнеторговых взаимодействиях с дружественными странами. Сформулированы лучшие практики развития сопутствующих сфер и предложены экономические инструменты реализации стратегий на рыбных рынках.
Автором разработана гибкая аналитическая модель оценки эффективности инновационной деятельности, предназначенная для организаций АПК. Рассмотрены основные блоки этой модели, которые включают в себя внутренние и внешние факторы, методы и инструменты оценки, а также функции отдела разработки, аналитического отдела и отдела экономической безопасности. Проанализированы основные традиционные методы оценки и представлены собственные, подходящие для оценки инновационной деятельности. Автор показывает применение данной модели и приходит к выводу о возможности ее использования и влияния на эффективность инновационной деятельности. Цель исследования заключается в разработке гибкой аналитической модели оценки эффективности инновационной деятельности для организаций АПК. Для того чтобы инновационные продукты и решения были полезны пользователям, существует необходимость в использовании надежных инструментах оценки их эффективности, а вместе с тем и корректного их использования, что возможно с помощью гибкой и адаптивной модели, которая создана специально для организаций АПК.
Целью представленного исследования является анализ императивов регулирования аграрной политики до 2036 года и обоснование предложений по совершенствованию одного из основополагающих документов, определяющих аграрную политику, - Стратегии развития АПК и рыбохозяйственного комплексов. В усложняющейся ситуации с нестабильными мировыми ценами, нарастающими системными проблемами и ухудшающимися межгосударственными отношениями необходимо пересмотреть действующую Стратегию развития отечественного агропромышленного комплекса. Это требует применения единых методологических подходов, как к документам стратегического планирования, так и r реализации государственной аграрной политики до 2036 года. Из-за усиления и расширения зарубежных санкций и роста цен на продовольствие необходимо принять меры, которые приведут к эффективному развитию АПК и рыбохозяйственного комплекса. Необходимо коренным образом переработать стратегию развития АПК с учетом текущей экономической ситуации, учитывая национальные цели развития России, озвученные Президентом РФ В.В. Путиным, сосредоточившись при этом на использовании внутренних ресурсов и обеспечении населения продовольствием по рациональным нормам. Важно определить чёткие цели, задачи и значения количественных индикаторов развития аграрного сектора экономики. Текущая стратегия, основанная на либеральных принципах, не учитывает этих факторов, и поэтому требуется пересмотр подходов к ее реализации. При корректировке Стратегии развития АПК необходимо стремиться к обеспечению национальной продовольственной независимости во всех ее аспектах, чтобы обеспечить стабильное развитие аграрной отрасли в ближайшие десятилетия. Тема исследования является важной для научного сообщества и аграриев. В этой связи, просим читателей данной публикации, по возможности дать свои отзывы на обоснованные стратегических направлений развития АПК.
Отмечено, что цели и задачи региональной аграрной политики Краснодарского края соответствуют приоритетам развития национальной экономической системы. Принципы реализации государственной аграрной политики исследуемой территории ориентированы на достижение экономической безопасности страны и повышение эффективности инструментов обеспечения импортозамещения. Выявлено, что Краснодарский край, обладающий масштабным потенциалом для развития агропромышленного комплекса, в лице региональных органов власти обеспечивает условия для реализации хозяйственной деятельности субъектам аграрного производства в разрезе их категорий. Вместе с тем, ряд целевых показателей реализации государственной аграрной политики на территории Краснодарского края в исследуемом периоде характеризуется отрицательной динамикой. Так, несмотря на принимаемые со стороны органов государственной власти меры поддержки, не обеспечены закрепленные в программных документах темпы прироста численности семейных ферм. Нет ожидаемого прироста численности сельскохозяйственных потребительских кооперативов различной специализации в аграрном секторе экономики региона. Трудности испытывают фермеры при оформлении заявок на гранты. Это связано со сложностью механизма их получения и наличием организационных и информационных барьеров. В качестве меры повышения эффективности инструментов реализации государственной аграрной политики на территории Краснодарского края авторами предлагается актуализация механизма поддержки начинающих фермеров.