Яндекс.Метрика

Система управления технологиями как элемент единой системы управления предприятием

В исследовании рассмотрены на практических примерах взаимосвязи управления технологиями с другими подсистемами в единой системе управления предприятием: системами управления затратами и коммерческим результатом, производственными процессами, подразделениями, персоналом. Каждое направление описывается на основе действия определенных функций управления, таких как целеполагание, планирование, регулирование, организация, координация, мотивация и контроль. Сделаны выводы, что управление технологиями занимает ведущее место в системе управления предприятием; эффективность работы предприятия во многом определяется установлением активных взаимосвязей различных подсистем управления между собой для согласования частных целей каждой подсистемы с целями организации. Исходя из выводов, сформулированы предложения для крупных сельскохозяйственных предприятий: предоставление руководителям структурных подразделений широких полномочий, многосторонних обязанностей и ответственности; технологию предприятия следует адаптировать к требованиям рынка и к местным условиям; предоставление подразделениям определенной степени самостоятельности и ответственности за соблюдение технологических требований.

Когнитивный подход к формированию системы отношений в апк

Статья посвящена теории и практике формирования системы отношений в АПК, их изучению и моделированию. В современных сложных социально-экономических условиях необходимо определить тенденции и направления стратегического развития АПК, выделив наиболее значимые из них. Поскольку агропромышленный комплекс представляет собой слабоструктурированную не только экономическую, но и социальную систему, для анализа происходящих в нем процессов и явлений недостаточно общепринятых стандартных методов познания. Необходимо наряду с экономико-математическими и другими научными методами применять когнитивный подход. В этих целях предлагается построение когнитивных моделей и схем с определением направлений и типов отношений, складывающихся непосредственно в АПК, а также с другими взаимодействующими с ним структурами: государственными, научно-исследовательскими, финансовыми, иными. Целесообразно учитывать, что система отношений не ограничивается взаимоотношениями между субъектами, но также включает в себя отношения субъектов к объектам собственности, трудовым ресурсам, результатам труда по всей цепочке: производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ в системе АПК. В дальнейшем необходимо выделить наиболее важные направления формирования отношений, моделируя их как экспертным путем, так и применяя показатели оценки для определения наиболее слабых элементов системы и разрабатывая методы корректировки, обеспечивая, таким образом, перспективное развитие АПК.

Перспективы развития молочного производства региона с использованием цифровых технологий

Животноводство является одной из трудоемких отраслей, которое дает не только продукты питания, но является основным источником сырья для пищевой и перерабатывающей промышленности. Перспективы его развития определяются различными факторами, в том числе состоянием материально-технической базы. Анализ современного состояния отрасли показывает, что она нуждается в коренной модернизации, которую возможно осуществить на основе использования новых знаний и научных достижений отечественной и мировой науки и практики. Без таких мер и действий повысить эффективность производства и решить вопросы продовольственной безопасности представляются проблематичным. В настоящее время актуальным становится использование информационных и цифровых технологий в агропромышленном производстве. Само сельское хозяйство является природозависимой и консервативной отраслью, однако это не означает, что в отрасли невозможно использовать цифровые технологии. Практика показывает, что предприятия, которые используют такие технологии, быстро добиваются успехов, которые становятся устойчивыми и долгосрочными. Сейчас сельское хозяйство, в том числе и животноводство, находится на таком этапе, когда дальнейшее развитие без информационных и цифровых технологий представляется невозможным. Реализация такого сценария во многом зависит от государственной поддержки, защиты внутреннего рынка от импортной продукции, проведения протекционистской политики. Эти меры необходимы сейчас, чтобы укрепиться и закрепить те достижения, которые получены в последнее время. В статье рассматривается роль первоначальной поддержки государством частной инициативы через сотрудничество на основе государственно-частного партнерства. На примере отдельного крестьянско-фермерского хозяйства показывается, каких результатов можно добиться, и какие перспективы связаны с использованием информационных и цифровых технологий.

Обоснование размера доходов от животноводства, недополученных из-за стихийных бедствий

Аномальные погодные условия в виде переизбытка влаги привели к снижению объема заготовки грубых кормов в ряде регионов России. Цель исследования - на примере предприятий Республики Коми определить размер недополученного дохода, разработать методику его расчета. Предлагаемая методика дает реальную оценку угрозы недополучения дохода, позволяет разработать и применить меры дополнительной поддержки аграрных предприятий и крестьянско-фермерских хозяйств. В основе расчета заложены среднегодовые данные по производству грубых кормов предприятиями региона. Уменьшение объемов производства и снижение качества кормов ведут к недополучению дохода, что не позволяет осуществлять расширенное воспроизводство. Отсутствие своевременной поддержки извне ведет к сокращению поголовья скота, рабочих мест, ограничивает инвестиционные возможности предприятий. Поэтому при обосновании величины недополученного дохода следует учесть специализацию хозяйств и сложившийся уровень цен на их продукцию.

Научно - методический подход в оценке производства сельскохозяйственной продукции за счет использования старопахотных земель

Для исследования возможностей увеличения производства сельскохозяйственной продукции в среднесрочной перспективе за счет вовлечения в сельскохозяйственное производство старопахотных земель проведены исследования изменения объемов земельных ресурсов, задействованных в указанном производстве за период с 1990 по 2017 год. Особое внимание уделялось региональным аспектам. Для определения возможного потенциального увеличения производства сельскохозяйственной продукции за основу принимались показатели пригодности, продуктивности использования земель в сельском хозяйстве. В результате исследования сделаны предположения о возможных направлениях развития событий в сельскохозяйственном землепользовании на уровне субъектов Российской Федерации при реализации экстенсивного способа ведения земледелия на всей территории страны за счет введения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых старопахотных земель при сложившемся уровне интенсивности агротехнологий. Полученные расчеты показывают, что в целом по Российской Федерации использование имеющегося земельного потенциала путем вовлечения в оборот старопахотных земель при условии сохранения сложившихся в настоящее время соотношений отраслей растениеводства и животноводства, структуры посевных площадей, уровня хозяйствования, производство сельскохозяйственной продукции можно увеличить на 30‰. В субъектах Российской Федерации с благоприятными агроклиматическими условиями рост составит не более чем на 12‰. В регионах страны с низким биоклиматическим потенциалом, расположенных вдали от емких рынков сбыта продукции производство сельскохозяйственной продукции можно увеличить многократно, в 2-3 раза и больше. Группа регионов с 30‰ и более долей высокопродуктивных земель первого и второго класса располагает потенциалом увеличения производства продукции растениеводства и животноводства на 35-55‰. А регионы с большим удельным весом ценных продуктивных земель 1-4 класса способны нарастить производство продукции на 30-80‰.

Оценка покупательной способности населения

Динамично развивающаяся экономика АПК не всегда показывает хорошие результаты в части социальной эффективности, в частности уровня оплаты труда и покупательной способности сельского населения. Это способствует увеличению социальной напряженности на селе, поискам работы, отличной от сферы АПК, что создает определённую кадровую напряженность на селе. Это усугубляет и тот факт, что уровень заработной платы в сельском хозяйстве на 35‰ меньше, чем в целом по экономике. Более того, доля малоимущих на селе в несколько раз выше, чем в городе. Все это существенным образом сказывается на покупательной способности сельского населения. За последние 7 лет покупательная способность населения уменьшилась по таким продуктам: говядина, на 2,4 кг, молоко питьевое на 38,5 кг, творог на 25 кг, масло подсолнечное на 10 кг, масло сливочное на 27,9 кг, мука пшеничная на 14,6 кг в месяц. Более прозаично обстоит ситуация с потреблением основных продуктов питания в сельских домохозяйствах. Динамика потребления основных продуктов питания сельскими домохозяйствами не является стабильной по таким продуктам как хлеб, картофель, сахар и кондитерские изделия. Очевидно, что это возможно объяснить производством картофеля в сельских домохозяйствах и выпечкой хлеба из приобретённой муки. По сравнению с 2005 г. в количественном выражении потребление хлебных продуктов уменьшилось на 17 кг или 12,5‰, потребление картофеля уменьшилось на 30 кг или почти 30‰. Таким образом, несмотря на увеличение номинальных денежных доходов, как в целом по экономике, так и в сельской местности, наблюдается снижение покупательной способности населения.

Сценарии и модели агропродовольственного экспорта в россии: ретроспективный анализ

В статье приводится post оценка реализации сценариев развития агропродовольственного экспорта в России и сопоставление параметров действующих прогнозов с текущими индикаторами реализации национальных проектов. Проведен ретроспективный обзор количественных параметров сценариев и прогнозов развития российского экспорта агропродовольственной продукции в документах государственного планирования и в работах отечественных исследователей с позиции их соотнесения с установленными целями государственной агропродовольственной политики. Дана оценка качеству прогнозов при индикативном планировании агропродовольственного экспорта и в период перехода на программно-целевое планирование в 2018 г. Проведен анализ трендов объема агропродовольственного экспорта, включающий построение общей модели тренда за 2001-2018 гг., проверку гипотезы об однородности выборки и наличии точки интервенции временного ряда в 2010 г. и экстраполяцию тренда на период до 2024 г. Установлено, что доверительные границы прогноза экспорта не включают целевое значение, заданное паспортом национального проекта. Проведен анализ интенсивности изменения и концентрации структуры агропродовольственного экспорта, включающий ретроспективный анализ за 2001-2017 гг. и оценку прогнозного изменения структуры по товарным группам к 2024 г. С использованием коэффициента Рябцева доказано наличие более интенсивных и существенных целевых структурных изменений в 2024 году по сравнению с фактическими изменениями в периоды 2001-2009 и 2011-2017 годов. Установлено, что целевая диверсификация агропродовольственного экспорта в 2024 г., оцениваемая с использованием индекса Херфиндаля-Хиршмана превышает достигнутые в 2001-2017 гг. значения, обусловленные концентрацией зернового экспорта.

Почему производство в сельском хозяйстве растет быстрее промышленности и экономики в целом?

В статье рассматриваются причины, обусловившие опережающий рост сельского хозяйства с 1999-2000 гг., по сравнению с промышленностью и экономикой в целом. Основной метод исследования – анализ статистических данных. За 2000–2017 гг. темп роста производства в промышленности по данным Российского статистического агентства, был в целом ниже темпа роста в сельском хозяйстве и, в особенности, ниже темпа роста производства в сельскохозяйственных организациях, несмотря на колебания природно-климатических условий. Если в целом государство использовало в постсоветский период принцип минимального вмешательства в экономику, то в сельском хозяйстве экономическая политика государства существенно отличалась от его политики в отношении других отраслей. Сельское хозяйство было одной из немногих отраслей, в которой в начале 2000-х годов было введено субсидирование кредитов. Сельскохозяйственные производители освобождены от уплаты налогов на прибыль, а НДС на сельхозпродукцию был установлен на уровне 10‰. Для сельского хозяйства с 2006 г. действовал национальный проект по АПК, а также две последовательные госпрограммы развития с объемом финансирования порядка 200 млрд руб. в период 2013-2018 гг. Показано, что это опережение в основном связано: 1) с относительно большей доступностью инвестиций по приемлемым ценам в силу государственного их субсидирования, 2) большей доступностью более эффективных технологий для производителей, 3) с меньшей налоговой нагрузкой, 4) с высокой эластичностью спроса на продукты питания по доходам, 5) с резким снижением импорта в результате девальвации российского рубля в 2013-2014 гг., 6) с развитием агропромышленной интеграции, 7) в целом, с более эффективной аграрной политикой, чем макроэкономическая и промышленная политики государства.

Центросоюз россии как интегрированное образование в системе продовольственного обеспечения

В статье определены роль и место Центросоюза Российской Федерации в системе продовольственного обеспечения, развитии заготовительной деятельности потребительской кооперации, направления работы потребительских кооперативов, обществ и союзов в формировании продовольственных ресурсов, проанализированы предпосылки для расширения заготовительной деятельности потребительских обществ. Особое место уделено переработке скоропортящейся сельскохозяйственной продукции и дикорастущих лесных грибов, брусники, голубики, черники, клюквы, а также лекарственно- технического сырья. Проанализировано развитие материально-технической базы по переработке молока, скота, выработке в системе потребительских обществ кондитерских изделий, полуфабрикатов, безалкогольных напитков, исследована инфраструктура развития общественного питания в потребительской кооперации, сделан обзор закупочной деятельности кооперативных организаций, вскрыты резервы и сформулированы перспективные векторы повышения эффективности использования имеющегося потенциала. Сформулированы направления развития кооперации и интеграции в сфере расширения закупок сельскохозяйственной продукции и дикоросов. Россия располагает большими природными ресурсами дикоросов на естественных массивах лесов и болот, сбор которых организован слабо. В результате чего продовольственный рынок недополучает существенные объемы экологически чистой дикорастущей продукции. Отстает в развитии рынка дикоросов и нормативно-правовая база. Недостаточно осуществляются организационно-экономические меры, стимулирующие выращивание, сбор и переработку дикорастущих плодов, ягод, грибов, орехов и другой продукции.