Яндекс.Метрика

Оценка интеграционных процессов в агропродовольственном комплексе краснодарского края

Одной из наиболее распространенных моделей организации агропромышленной интеграции в Краснодарском крае является холдинговая модель, предполагающая образование жестко структурированных интегрированных формирований, охватывающих различные звенья одной или нескольких продуктовых цепочек путем полного контроля над деятельностью экономически, организационно и технологически взаимосвязанных хозяйствующих субъектов. Реализация холдинговой модели агропромышленной интеграции, как правило, связана с концентрацией земельных ресурсов и промышленного капитала. В рамках альтернативной модели инвестиции направляются не в приобретение земель, а в развитие перерабатывающих мощностей и объектов инфраструктуры. Модель активных поглощений и расширения контролируемого экономического пространства может быть эффективна лишь в условиях ненасыщенных рынков и значительных объемов государственной поддержки. Относительно высокий уровень организационно-экономической и технологической гибкости и эффективности демонстрируют модели, предполагающие ориентацию на договорную форму интеграционных взаимодействий. Трансформация агропродовольственной системы Краснодарского края и системы интеграционных взаимодействий производителей и переработчиков продукции аграрного сектора происходит под влиянием совокупности разнонаправленных факторов. В условиях трансформации производственных систем интегрированных агропромышленных формирований холдингового типа и оптимизации структуры их активов резко возрастает роль региональных органов власти как основного регулятора агропродовольственной системы региона, призванных за счет перераспределения средств государственной поддержки обеспечить сбалансированность и пропорциональность регионального агропродовольственного комплекса, устойчивость развития сельских территорий.

Научно-технологическое обновление садоводства - основной путь повышения обеспечения населения плодовой продукцией

Учитывая ключевую роль отрасли садоводства в обеспечении населения необходимой витаминизированной продукцией, актуальны вопросы технико-технологического обновления отрасли как главного фактора повышения ее конкурентоспособности и решения проблемы импортозамещения свежих плодов и продукции их переработки. Цель данного исследования состоит в обосновании скорейшего выхода отрасли из кризиса на траекторию устойчивого роста посредством внедрения новых научных достижений на всех стадиях технологического процесса промышленного садоводства. Отмечено, что потребление плодов на душу населения в нашей стране значительно ниже, чем в зарубежных странах. В статье проанализирована динамика основных показателей развития садоводства в России за 2000-2018 годы, демонстрирующая невысокие темпы их роста. В последние годы проводится активная работа по развитию интенсивного садоводства, определились и регионы–лидеры в этом направлении. Наибольшая доля производимых плодов приходится на регионы Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. Приведен опыт успешного ведения садоводства Израиля, страны, лишенной практически всех важных для отрасли ресурсов, однако демонстрирующей высокие результаты, достигнутые за счет внедрения новых, передовых технологий. Раскрыты основные проблемы и перспективные направления активизации инновационной деятельности в садоводстве, в том числе с использованием механизмов частно-государственного партнерства.

Приоритетные подходы к улучшению жилищных условий сельского населения в рамках государственной программы рф «комплексное развитие сельских территорий»

Представленный анализ существующих организационно- экономических механизмов улучшения жилищных условий сельского населения в рамках специальных программ социального развития сельских территорий, с точки зрения их исторического развития, позволил найти наиболее востребованные из них для дальнейшего совершенствования и использования в практике программно-целевого подхода к созданию благоприятных условий жизнедеятельности сельского населения. Особое внимание уделено проблеме численности сельских семей, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий, которая практически не сокращается на протяжении десятилетия, показана роль предшествующих программ социального развития сельских территорий, где первостепенным по значимости и финансовому обеспечению всегда был вопрос обеспеченности жильем сельского населения. Рассмотрены все имеющиеся механизмы решения жилищного вопроса в предыдущих программах социального развития сельских территорий. На основе анализа мероприятий, направленных на повышение доли площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах до 50 ‰, предложена реструктуризация бюджетных ассигнований. Обоснованы приоритеты финансирования тех мер, которые сегодня наиболее востребованы на селе для решения жилищных вопросов, определены первоочередные мероприятия по улучшению жилищных условий сельского населениям в условиях значительного финансового секвестирования федерального бюджета Государственной программы РФ «Комплексное развитие сельских территорий».

Факторы сельской безработицы в период экономической рецессии

Целью работы является количественный анализ факторов, влияющих на уровень сельской безработицы в период глобальной экономической рецессии (2008-2009 гг.) и кризиса (2014-2015 гг.). Эконометрический анализ проведен на основе общей регрессионной модели (GRM) с использованием метода наилучших подмножеств. Подобраны спецификации модели, выполнена Парето-оценка, в результате которой ранжировано влияние экономических, социальных, демографических факторов на уровень сельской безработицы по их убыванию. Результатом исследования явилось определение статистически значимых факторов и детерминант, влияющих на уровень сельской безработицы. В наибольшей степени влияние оказывали такие факторы на стороне предложения как доля молодежи в структуре сельского населения, доля безработных с высшим образованием. Расчеты показали, что увеличение доли молодежи на 1‰ в среднем приводило к росту сельской безработице на 1,1‰ в 2009 г. и на 0,5‰ в 2014 г. В годы кризиса молодежь является наиболее уязвимой социальной группой на аграрном рынке труда. На стороне спроса статистически значимое влияние на сельскую безработицу оказывали инвестиции в основной капитал сельского хозяйства, а также доля лиц, занятых в сельском хозяйстве. Доля сельского населения в общей его структуре, также как и доля занятых в сельском хозяйстве, оказались статистически значимы для модели 2014 г. и незначимы в 2009 г. Чем выше доля сельского населения в регионе, тем выше потенциальные риски роста сельской безработицы в период экономической рецессии. Результаты исследования могут быть использованы для оценки потенциальных рисков на аграрном рынке труда при разработке и реализации мер антикризисной политики, а также академическим сообществом для исследования поведенческих реакций региональных рынков труда на экономические шоки в разных фазах бизнес цикла.

Организационно-экономические аспекты экспортной политики бразилии в аграрной сфере

Развитие экспортного потенциала рассматривается в РФ как одно из приоритетных направлений эффективного функционирования АПК. В этой связи представляет интерес опыт зарубежных стран, являющихся крупными экспортерами сельскохозяйственной продукции, в частности Бразилии, входящей в тройку лидеров в этой области. Развитие экспортного потенциала, включая аграрный сектор, является приоритетным направлением внешнеторговой политики и экономического развития страны. В статье рассмотрены организационно-экономические аспекты экспортной политики Бразилии в аграрной сфере, включая государственные структуры, государственно-частные агентства и частные организации, их задачи, функции, финансирование. Основными участниками в сфере организации и продвижения экспорта бразильской сельскохозяйственной продукции на международные рынки являются: Министерство сельского хозяйства, животноводства и продовольствия, Министерство внешних связей, Министерство аграрного развития, агентство по содействию торговле и инвестициям (Apex-Brasil), а также отраслевые производственные и экспортные ассоциации. За рубежом экспортная политика Бразилии реализуется через обширную представительскую сеть, состоящую из Секторов содействия торговле при посольствах и консульствах, отделений агентства Apex-Brasil и большого числа торговых агентов в странах мира. Финансирование деятельности министерств по развитию экспорта осуществляется из бюджета, агентство Apex-Brasil, помимо государственных средств использует в своей деятельности и частный капитал. Для продвижения национальной продукции на внешние рынки правительство страны активно использует онлайн-ресурсы, в частности, по его инициативе через сеть Интернет осуществляются проекты Invest&Export Brazil и Brazilian Exporterse, позволяющие осуществлять взаимодействие всех заинтересованных сторон, как внутри страны, так и за рубежом.

Механизмы поддержки экспорта сельхозпродукции в странах еаэс

Наращивание экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия в третьи страны является актуальной задачей для каждого государства-члена ЕАЭС. В рамках реализации согласованной агропромышленной политики Евразийская экономическая комиссия совместно с государствами-членами ЕАЭС проводит работу по осуществлению согласованных действий, направленных на развитие экспортного потенциала в сфере АПК. В статье рассмотрены меры поддержки и стимулирования экспорта, в частности, продукции АПК, государств-членов ЕАЭС. Отмечено, что в Республике Армения система поддержки экспорта находится в процессе постоянного формирования, но ее основы уже заложены созданием ведущих институтов поддержки. Республика Беларусь прикладывает большие усилия и ведет целенаправленную многопрофильную работу, развивая и совершенствуя существующие меры и методы поддержки экспорта и создавая условия для введения новых эффективных механизмов его стимулирования. В Республике Казахстан создана соответствующая международным требованиям законодательная база государственной поддержки экспорта, включая национальные инструменты и механизмы поддержки. Государственная система поддержки экспорта в Кыргызской Республике находится в стадии формирования. Вместе с тем, принят ряд основополагающих нормативно-правовых актов, направленных на стимулирование и поддержку экспорта Кыргызской Республики. Поддержка экспорта в Российской Федерации имеет сложную многоплановую структуру. В настоящее время для увеличения эффективности работы всей системы поддержки экспорта разрабатывается переход на механизм «единого окна», что позволит осуществлять комплексную адресную поддержку экспортоориентированным и ведущим внешнеэкономическую деятельность компаниям. Реализация согласованных совместных мер по развитию экспорта позволит укрепить конкурентные позиции производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия государств- членов ЕАЭС на рынках третьих стран, сформировать положительное отношение зарубежных покупателей к продукции, произведенной в ЕАЭС, координировать действия по освоению перспективных рынков.

Современные тенденции развития малого бизнеса в апк

Бухгалтерский аутсорсинг закономерно развивается в агропромышленном комплексе. Всё больше руководителей в малом и среднем бизнесе осознают, что аутсорсинг - реальная возможность сделать своё дело прибыльней, сокращая операционные расходы. Аутсорсинг позволяет решить трудности с привлечением, обучением и удержанием квалифицированного персонала, а так же с непрерывностью бизнес-процессов: замена персонала на время отпуска, болезни, обучения, обеспечиваемых поставщиком услуг. Кроме того, обеспечивается гибкость в управлении ресурсами – не нужно волноваться о сокращении численности своих сотрудников при ухудшении ситуации на рынке, перепрофилировании деятельности, снижении объемов оказываемых услуг и т.п. Организации, оказывающие услуги по бухгалтерскому обслуживанию предлагают весь спектр бухгалтерских услуг - от постановки бухгалтерского учета до полного бухгалтерского сопровождения, включая удаленное обслуживание. Кроме того, заказчик вправе выбирать из пакета предложений только те услуги, которые ему действительно нужны. Конкуренция побуждает проявлять гибкость в индивидуальном подходе к каждому клиенту, сохранять доступные цены, снижая непредвиденные расходы, при этом сохраняя свою репутацию. Качество услуг постоянно возрастает постоянно.

К вопросу о необходимости разработки стратегий развития апк муниципальных образований республики башкортостан

В настоящее время разработка как общих, так и отраслевых стратегий стала необходимым и обязательным атрибутом планирования социально-экономического развития практически каждого муниципального образования Республики Башкортостан. Однако сама методика разработки и процедура реализации стратегий, в том числе стратегий развития АПК, пока еще далека от совершенства. В рамках данной статьи сделана попытка актуализировать необходимость разработки стратегий развития АПК муниципальных образований субъектов Российской Федерации, в том числе и Республики Башкортостан. Авторами рекомендуется для более детального и реалистичного анализа социально-экономической ситуации на селе использование наряду с данными государственных переписей и статистики, результатов социологических опросов руководителей сельскохозяйственных предприятий и сельского населения. На примере Мелеузовского района Республики Башкортостан авторами обосновывается целесообразность корректировки муниципальных программ по развитию агропромышленного комплекса, малого и среднего бизнеса, их согласования с общими стратегиями социально-экономического развития муниципальных образований, регионов, включения в них предложений по диверсификации экономики села, популяризации этнического предпринимательства и этнической кооперации.

Результаты реализации государственной аграрной политики на современном этапе развития экономики

Аграрные отрасли нуждаются в пристальном внимании, регулировании, поддержке и контроле со стороны государства. От этих процессов, как показывает и зарубежный опыт развитых государств, зависит успех экономики страны. Российская аграрная политика в условиях рыночной модернизации столкнулась с массой проблем. Их решение связано с выбором наиболее приемлемых, доступных и эффективных политических и экономических инструментов. Как показывает российский десятилетний опыт, таким инструментом явился программно-целевой принцип регулирования аграрных отраслей и продовольственной безопасности. Действующая в России Государственная программа имеет определенно положительные результаты. Но некоторые направления аграрной политики должны быть откорректированы, либо перейти в статус приоритетных направлений. Среди таковых: несовершенство функционирования и государственного регулирования земельного хозяйства и учета земель сельскохозяйственного назначения; несвоевременная разработка базовых, методических и нормативно-правовых документов, способствующих ведению научно-технической (грантовой деятельности). Также анализ показал, что требуют государственного внимания результаты деятельности отрасли молочного скотоводства, которые по экспертным оценкам зависят от существующих проблем в отрасли кормопроизводства и племенного животноводства. А вместе с тем важно предпринять меры по обновлению целевых индикаторов Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации на новый этап плодотворной работы.

Управление собственными источниками финансирования капитальных вложений в организациях апк

Собственные источники финансирования предприятий представлены капиталом и резервами, созданными при внесении вкладов в уставный капитал, его увеличением, проведением отдельных операций по доведению стоимости собственных основных фондов до текущей рыночной и т.д., что создает добавочный капитал хозяйствующего субъекта. Наиболее привлекательной составляющей в структуре собственных средств является нераспределенная прибыль организаций после платежей в бюджет и удержания дивидендов, которая позволяет пополнять резервы или финансировать капитальные вложения, операционные затраты. На ее размер оказывают влияние не только общепринятые показатели - состав и структура доходов и расходов, - но и политика организаций в части использования налоговых маневров по увеличению признаваемых в налогообложении затрат, направлении части рассчитанной суммы налога на прибыль на долгосрочные инвестиции. Поскольку для сельскохозяйственных организаций наиболее характерно наличие в составе собственных источников финансирования уставного и добавочного капитала, а также чистой прибыли, то актуальным является изучение факторов образования собственных средств для понимания возможностей качественного управления ими и потенциального пополнения на нужды предприятия.