Современные стратегические ориентиры российской агропромышленной политики включают поворот к инновационной модели развития, к стимулированию и поддержке технологического обновления АПК по всей цепочке создания добавленной стоимости. Важной составляющей данной политики является нейтрализация наиболее значимых факторов, ограничивающих использование инноваций в организациях АПК. Меры по нейтрализации требуют соответствующего информационного обеспечения, решения проблемы выявления значимых факторов. Данной тематике посвящен ряд исследований. В продолжение этого направления исследований в статье ставится цель выявления наиболее значимых ограничивающих факторов с учетом отраслевых различий внутри АПК. Здесь учитывается существенная разнородность АПК, включающего ряд секторов со своими отраслевыми особенностями: сельское хозяйство, пищевую промышленность, производство машин и оборудования для сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей, инфраструктурные виды деятельности. Вследствие этого значимость ограничивающих факторов полезно оценивать в зависимости от сектора АПК. Информационной базой исследования служат данные федерального статистического наблюдения, позволяющие достаточно полно охватить круг ограничивающих факторов, представленных в литературе: финансово-инвестиционных, информационных, кадровых и др. Разработанный авторами метод исследования включает ранжирование, сравнительный анализ и группировку объектов. Проведенное исследование дает возможность: (1) определить факторы, наиболее значимые для большинства секторов АПК; (2) оценить значимость фактора в зависимости от сектора АПК; (3) выделить отрасли АПК с наибольшим ожидаемым эффектом от нейтрализации ограничивающего фактора. Полученные результаты предназначены для информационной поддержки мер агропромышленной политики, нацеленных на устранение значимых ограничений инновационной деятельности с учетом их зависимости от сектора АПК.
Основной характеристикой технологического уклада является наиболее эффективное использование какого-либо ключевого ресурса: труд, основные средства, земля, технологии. В качестве инструмента исследования предлагаются производственные функции, в частности, функция с постоянной эластичностью нормы замещения. Предлагается использование производственной функции для анализа смены технологий, технологических укладов и парадигмы, так как производство продукции может расширяться за счёт изменения затрат текущего производства к оптимальному значению, когда прибыль от произведённой продукции будет максимальной. Помимо этого, расширение производства может достигаться за счёт развития производственных сил и внедрения новых технологий. Технологическая парадигма – это более широкое понятие, которое включает в себя технологические уклады, основанные на едином принципе производства. Для растениеводства в настоящее время таким принципом выступает обработка земли. Несмотря на смену технологических укладов в производстве продукции растениеводства, основа агротехнологии принципиально не изменялась. Однако возможности почвы ограничены, и мировое производство уже приближается к технологическому пределу такого ресурса как земля, что требует формирования новой технологической парадигмы производства продукции растениеводства, сущность которой заключается в выращивании сельскохозяйственных культур и производстве продуктов питания без использования почвы.
Достижение устойчивого развития должно являться целевой установкой и уникальной компетенцией для каждой сельской территории нашей страны. Категориально новым содержанием формирования концепции устойчивого развития сельских территорий является расширение масштабов и процессов цифровизации и информатизации в сельском хозяйстве и в сельской местности, инновационное развитие отраслей агропромышленного комплекса, оптимизация агротехнологий, применение роботизированных и автоматизированных систем управления и производства. Показано, что цифровые технологии являются одним из ключевых факторов устойчивого развития сельских территорий. Осуществлена оценка современного состояния инновационной деятельности сельских товаропроизводителей и развития информатизационных процессов в сельских территориях Нечерноземной зоны Республики Башкортостан. Проведено форсайт-прогнозирование перспективного внедрения цифровых технологий в сельских территориях рассматриваемой зоны региона на долгосрочную перспективу. По результатам проведенного форсайтинга сформированных экспертных фокус-групп выделены «лидеры» («эталонные») и «аутсайдеры» («целевые») сельские муниципальные образования по уровню развития цифровых технологий на зональном уровне. Сделан вывод, что фактически достигнутый уровень экономического развития непосредственно влияет на процессы внедрения цифровых и информационных технологий в исследуемых сельских территориях. Сформированы перспективные направления внедрения цифровых технологий в сельской местности и в сельском хозяйстве Нечерноземной зоны региона. Резюмируется, что использование форсайт-технологий позволяет в количественном отношении оценить влияние уровня цифровизации на устойчивое развитие сельских территорий в новом технологическом укладе.
Анализ устойчивости и безопасности в единой увязке обусловлен их близостью и направленностью, так как они определенным образом дополняют друг друга. Своевременное выявление угроз и рисков экономической безопасности сельскохозяйственных предприятий позволяет повысить уровень продовольственной безопасности, что и определяет актуальность темы исследования. Приведены данные мониторинга угроз экономической безопасности сельских территорий аридного региона Республики Калмыкия. Предложен комплексный подход к оценке экономической безопасности сельских территорий, включающий не только количественные показатели деятельности сельскохозяйственных предприятий, но и оценку уровня социо-эколого-экономических угроз, что позволит учесть специфику сельских территорий региона, его природные, экологические, отраслевые, этнокультурные, этноконфессиональные особенности. Предлагаемая методика позволяет проводить оценку угроз экономической безопасности сельского муниципального образования, используя интегральные показатели, исходя из результатов деятельности сельскохозяйственных предприятий, расположенных на данной территории и социо-эколого-экономических индикаторов сельского муниципального образования. Использование эффективной научной методики позволит объективно оценить риски и угрозы экономической безопасности, имеющие различную природу возникновения и провести ранжирование сельских муниципальных образований республики по уровню угроз экономической безопасности на основе разработанного интегрального показателя.
В последние годы в сельском хозяйстве наметился ряд положительных тенденций – растут объемы аграрного производства, усиливаются позиции России в качестве экспортера сельскохозяйственной продукции на мировых рынках, по некоторым видам деятельности наблюдается рост рентабельности производства. Тем не менее, сельскохозяйственной отрасли по-прежнему свойственна слабая инновационная активность. В контексте сельского хозяйства она проявляется, прежде всего, в низких темпах технико-технологической модернизации производства и низкопродуктивной деятельности участников инновационного процесса. Переход к инновационному укладу хозяйствования позволит модернизировать и повысить продуктивность материально-технической базы, внедрить новые технологии обработки сырья, создать оригинальные виды продукции. Инновации также подразумевают модернизацию форм организации финансовой, управленческой, маркетинговой и прочих видов деятельности сельхозпроизводителей. В контексте социально- экономических последствий ускорение инновационного развития приведёт к росту конкурентоспособности отечественной продукции, увеличению доходов аграриев, повышению уровня жизни сельского населения, будет способствовать достижению продовольственной безопасности страны. В связи с этим стоит обратить дополнительное внимание на теоретические аспекты инноваций в отрасли и всеобъемлющим образом охарактеризовать влияние инновационной активности на развитие аграрного сектора.
Целью статьи является представление текущего состояния сельскохозяйственных кооперативов, их влияния на развитие аграрного сектора, выявление проблем и приоритетов в финансировании аграрного сектора через сельскохозяйственные кооперативы. Разработанные предложения направлены на развитие деятельности сельскохозяйственных кооперативов, способствуют развитию крестьянских хозяйств и улучшению социально- экономического состояния общин, что позволит увеличить производство сельскохозяйственной продукции, обеспечить ее конкурентоспособность и доступность, что повысит уровень продовольственной безопасности страны. Предоставление льгот сельскохозяйственным кооперативам в части софинансирования государством в размере 20‰ вместо 10‰, внесение изменений в законы о сельскохозяйственной кооперации повысят их прибыльность и привлекательность для новых членов и инвесторов.
Представлен анализ обоснованности внедрения закупочной товарной интервенции для защиты и поддержки продукции местных сельхозтоваропроизводителей на продовольственном рынке Якутии. Цель работы заключается в обосновании применения системы закупочной товарной интервенции республиканским продовольственным фондом как наиболее эффективного инструмента государственного регулирования рынка местной сельскохозяйственной продукции. Актуальность продвижения закупочной интервенции в республике вытекает из территориальной и экономической специфики России (удаленность многих регионов от центра, слабая региональная транспортная инфраструктура, несбалансированность характера технологических процессов при производстве продуктов питания по территориям и сезонам года), что порождает во многих северных регионах страны необходимость государственного регулирования рынка сельскохозяйственной продукции на местах. При проведении исследований применялись такие научные методы как сравнение, наблюдение и сбор фактических материалов, анализ и синтез, системный подход и статистическая обработка данных. На основе проведенных научных исследований и обобщения опыта проведения товарных интервенций рекомендован алгоритм организации закупочной товарной интервенции в республике.
Процессы трансформации рыночных механизмов управления в агробизнесе связаны со структурными особенностями производства и формированием региональных социально-экономических взаимосвязей. Движущими силами развития агропромышленного комплекса и сельского хозяйства страны являются научно-технический прогресс, цифровизация, изменение торгово-экономических отношений на уровне международных и национальных рынков. В сложившихся условиях внедрение прогрессивных технологий в производственную и управленческую сферы агробизнеса способствует решению тактических задач, связанных с оптимизацией производственного цикла, сокращением затрат, сохранением рыночной доли и выживанием в конкурентной среде. В исследовании определены основные направления развития отрасли, которые нуждаются в сочетании рыночных и традиционных механизмов управления и регулирования. Охарактеризованы основные эволюционные этапы формирования и преобразования рыночных механизмов, связанных с новыми формами горизонтально-вертикального регулирования деятельности отраслевых предприятий на основе сетевого и кластерного подхода, проектирования условий оптимального развития сельского хозяйства и агропромышленного комплекса на уровне субъектов страны. Рассмотрены основные сущностные черты организационно- экономических механизмов управления, их трансформация в условиях эволюции рыночных отношений на глобальном и региональном уровнях. Проведен сравнительный анализ государственных и рыночных механизмов управления, сделан акцент на финансовые, кластерные и сетевые аспекты взаимодействия в агробизнесе. Представлен ситуационный анализ финансово-экономических показателей развития агробизнеса России. Выявлены особенности финансирования отрасли по государственным программам и сложности инфраструктурного и институционального характера, ограничивающие устойчивый рост агробизнеса в стране. Сделаны выводы о необходимости внедрения адаптивного методического подхода, оценивающего эффективность рыночных механизмов в сфере агробизнеса.
Устойчивость деятельности сельскохозяйственных организаций зависит от достаточности объема денежных средств, необходимого для финансирования инвестиций в основной капитал, восполнения оборотных средств, исполнения обязательств. Организация устойчивых денежных потоков выступает существенным фактором поддержки сельскохозяйственных производителей. Отсутствие достаточных финансовых ресурсов ограничивает возможности по развитию сельскохозяйственного производства. В связи с этим особую актуальность приобретает реализация механизмов льготного кредитования в сельском хозяйстве. Созданный в 2017 г. Министерством сельского хозяйства Российской Федерации механизм льготного кредитования играет существенную роль в повышении уровня доступности денежных средств. В то же время, проведенный анализ демонстрирует необходимость модернизации подходов к применению разработанного механизма льготного кредитования, что предполагает снижение требований к обеспечению, количеству запрашиваемых документов, срокам принятия решений о предоставлении кредитов и т.д. Корреляционный анализ подтверждает, что колебания значений процентных ставок не всегда влекут за собой изменение динамики сельскохозяйственного производства. Более того, продолжение политики по снижению ключевой ставки Банка России также обуславливает необходимость изменения коридора процентных ставок, устанавливаемых в рамках льготного механизма кредитования. Целесообразно рассмотреть возможность нормативного закрепления значения льготной процентной ставки в зависимости от изменения ключевой ставки. Помимо развития механизма льготного кредитования, предлагается рассмотреть возможность применения специализированных инструментов рефинансирования Банка России для целей оказания финансовой поддержки сельскохозяйственным производителям. Переориентация специализированных механизмов рефинансирования на конкретные отрасли позволит повысить результативность поддержки отечественных производителей со стороны Банка России.
Цель статьи – оценка районного потенциала молочной сельскохозяйственной потребительской кооперации личных подсобных хозяйств[2] Ростовской области. В основе исследования – микроданные Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 г. (ВСХП-2016). Методика предусматривала оценку производства товарного молока по каждому ЛПХ области, выявление районного потенциала кооперации по доле товарного производства ЛПХ района от областного объема молока в хозяйствах всех категорий и по доле товарного производства молока в ЛПХ от производства товарного молока в районе. В соответствии с границами показателей каждый район был отнесен к одной из групп потенциала молочной потребительской кооперации: 16 районов – к группе с очень высоким и высоким потенциалом, 16 – со средним и 11 – с условно низким потенциалом. Даны характеристики групп по наличию ресурсов, объемам производства молока. В результате сопоставления районов, распределенных по группам потенциала молочной кооперации, с фактическим наличием молочных кооперативов сделан вывод о недостаточной реализации потенциала кооперации. Выявлено, что молочные кооперативы располагаются не только в районах с высоким потенциалом кооперации, но и близких к областному центру.