На фоне диспаритета цен между средствами производства и продукцией растениеводства для поддержания достаточного уровня рентабельности сельхозпредприятий необходимы повышение эффективности использования ресурсов и их обоснованная экономия, что может быть достигнуто с помощью цифровых методов управления. Цель работы – изучение развития цифровых технологий в растениеводстве и экономической эффективности от их внедрения. Задачами исследования стали расчет показателей, отражающих экономию ресурсов при возделывании полевых культур. Использованы методы монографического, математического, статистического анализов данных из литературных источников, годовых отчетов сельхозпредприятий Курганской области, результатов производственной деятельности Курганского НИИСХ. Подтверждено, что экономически эффективным и наиболее распространенным приемом цифровизации в растениеводстве является использование геоинформационных систем. Подсчитано, что за счет его использования в системах параллельного вождения (не считая сокращения нецелевых расходов ГСМ при мониторинге транспорта) можно экономить более 2 тыс. руб./га. Внедрение цифровых инноваций в производство рассмотрено на примере собственных разработок: компьютерных программ для ведения книги истории полей и автоматическому расчету технологических карт. Результаты исследования показали, что учет экономических параметров по каждому полю позволяет адаптировать технологии под местные условия. Внутренними резервами экономии ресурсов оказались мероприятия, выявленные на основе цифрового мониторинга полей: научно обоснованный, дифференцированный по полям расчет доз удобрений, объемов и ассортимента используемых пестицидов, возделывание толерантных сортов, посев в оптимальные сроки. Установлено, что за счет научно обоснованного проектирования агротехнологий повышение доходности от использования ресурсов может достигать 25‰. Практическая ценность заключается в том, что ежегодный экономический анализ производства, дифференцированный по полям, позволит выработать стратегию проектирования агротехнологий в аналогичные годы и повысить эффективность использования ресурсов. Для расширения внедрения цифровизации еще требуется продолжение исследований ее эффективности в растениеводстве.
Статья посвящена экономике производства кукурузы в Краснодарском крае - одном из основных регионов ее возделывания. Рассмотрены основные показатели экономической эффективности производства данной культуры на зерно, силос и зеленый корм по основным природно-климатическим зонам региона. Исследованы ключевые проблемы повышения эффективности производства кукурузы с целью восстановления и развития отечественного скотоводства, что особенно актуально в условиях мирового экономического кризиса и последствий пандемии COVID-19. В статье проведен анализ структуры себестоимости производства кукурузы. Наибольшее влияние на ее величину, как зерна, так и зеленой массы оказывает уровень урожайности культуры и трудоемкость одного центнера произведенной продукции. С целью выявления неиспользованных резервов в повышении эффективности производства кукурузы в работе применялся метод группировок. Наряду с этим, при постановке цели и задач исследования использовался абстрактно-логический метод, а также сравнительного анализа - при сопоставлении показателей производства культуры в сельскохозяйственных организациях различных зон региона. Исследованиями установлено, что для повышения эффективности производства зерна и зеленой массы кукурузы в Краснодарском крае основное значение имеют: оптимальная концентрация ее посевов, величина производственных затрат, их доля на удобрения, рост уровня урожайности и оптимальный состав парка сельскохозяйственных машин. Такой комплексный подход позволит полнее обеспечить внутренние потребности Российской Федерации в этой экономически выгодной культуре. Отмечено, что полученные результаты могут быть широко использованы в практике кукурузосеющих регионов страны.
В статье раскрываются вопросы развития садоводства в Республике Дагестан, как одного из ведущих в этой области регионов страны. Несмотря на наблюдаемые в последние годы лидерские позиции республики в общероссийском объеме производства, здесь сохраняется глубокая технико-технологическая отсталость и потеря квалифицированных кадров. Это является существенным фактором низкой эффективности отрасли, имеющей здесь высокое социально-экономическое значение. Цель статьи – спрогнозировать основные тенденции в региональном садоводстве на перспективу для принятия конкретных экономических решений, способных повысить экономическую результативность и устойчивость. В статье анализируются основные показатели развития садоводства (посевная площадь плодово-ягодных насаждений, урожайность, валовой сбор, объем импорта, уровень обеспеченности плодовой продукцией) за 2000-2019 годы. Сделан вывод о недостаточности сложившихся тенденций поступательного движения в части предложения плодовой продукции для полного продовольственного обеспечения населения. Разработаны среднесрочные прогнозы изменения основных показателей развития отрасли и прогнозные сценарии до 2025 года. Составлена перспективная модель развития отрасли, с указанием ключевых направлений технико-технологического обновления производства. Установлено, что развитие садоводства по целевому сценарию позволит увеличить в 1,3 раза плодоносящие площади, а объемы производства плодов – в 2 раза. Прогнозируется сохранение сложившейся в регионе архаичной аграрной структуры при доминирующей роли личных подсобных хозяйств населения, в том числе и в производстве плодовой продукции. Отмечается необходимость императивной государственной поддержки малых форм хозяйствования в формировании эффективной аграрной структуры, внедрения инноваций, привлечения инвестиций. Это будет способствовать росту не только количественных, но и качественных показателей отрасли. Результаты и выводы данного исследования могут быть использованы для совершенствования региональных программ развития садоводства Дагестана и определения эффективных путей развития.
В статье проведен анализ влияния основных факторов на развитие мукомольной промышленности Новосибирской области. Показателем развития в данном случае выступает объем производства муки. В качестве факторов выбраны следующие показатели: количество элеваторов и хлебоприемных предприятий, потребление и производство хлеба и хлебобулочных изделий, цена приобретения зерна для производства мукомольной продукции, емкость единовременного хранения зерна. Корреляционно-регрессионный анализ показал, что наименьшее влияние на объем производства муки оказывают количество элеваторов и хлебоприемных предприятий, а также показатель емкости единовременного хранения зерна. Наибольшее влияние на объем производства муки оказывают производство хлеба и хлебобулочных изделий и цена закупки зерна для производства муки. Сельхозтоваропроизводителям, при высоких ценах на зерно, выгоднее реализовать его на внутреннем региональном рынке, а не вывозить его. Если же цена на зерно снижается, то сельхозтоваропроизводители реализуют его на внешних рынках, в т.ч. и зарубежных, где цена на российское сырье стабильно высокая.
Представленное исследование оценивает возможности и перспективы увеличения российского экспорта сельскохозяйственной продукции в Китай. В течение последних нескольких лет значительно активизировалось торговое сотрудничество между Россией и Китаем, в особенности, в области реализации сельскохозяйственной продукции. По данным Торгового представительства России в КНР, экспорт сельхозпродукции и продуктов питания за первый квартал 2020 г. достиг значения в 1071,1 млн долл. и стал вторым по объему после экспорта минерального топлива, нефти и нефтепродуктов. Из-за высокой численности населения Китай является перспективным рынком сбыта российской сельскохозяйственной продукции и продуктов питания. В то же самое время существует ряд институциональных барьеров, а также независимых факторов, таких как пандемия COVID-19, способных оказать значительное влияние на указанный процесс. В исследовании проводится оценка спроса на сельскохозяйственную продукцию с помощью эконометрического анализа. Проведенный анализ демонстрирует, что в 2020 г. можно ожидать снижение объема экспорта обработанных пищевых и сельскохозяйственных продуктов из России в Китай, что, вероятно, является результатом влияния пандемии COVID-19. Однако предыдущая положительная динамика демонстрирует возможность увеличить в дальнейшем объем экспортируемой российской продукции. Для этого государственные органы должны проводить политику по оптимизации логистического взаимодействия, предоставлению необходимых денежных средств. Существенным ограничением является недостаточный уровень осведомленности российских сельскохозяйственных производителей о процедурах экспорта продукции в Китай. Решение данной проблемы возможно посредством применения ресурсов Торгового представительства России в КНР. В конечном счете, необходимо рассмотреть возможность создания специализированной российской торговой сети в Китае.
В условиях импортозамещения роль сельского хозяйства определена в качестве системообразующей отрасли в обеспечении экономической безопасности и снижении сельскохозяйственной зависимости от импортеров. Значительный размер инвестирования в отрасль выводит на более высокий уровень не только сельскохозяйственное производство, но и подсобные промыслы, которые до этого были убыточны и малоразвиты. Роль подсобных промыслов в деятельности сельскохозяйственных организаций неоспорима, так как происходит воссоздание утраченных ремесел, сохраняется занятость на селе, повышается экономический потенциал сельскохозяйственных организаций, безотходность их производства. Цель исследования - проведение диагностики развития подсобных промыслов в сельскохозяйственных организациях Нижегородской области и определение дальнейших перспектив и прогнозов их развития. Развитие подсобных производств и промыслов необходимо как для развития сельских территорий, так и для повышения уровня взаимодействия органов власти и товаропроизводителей.
В статье рассматриваются проблемы стратегического управления аграрным сектором России. В связи с этим, приводятся подходы научного сообщества к характеристике сущности категории «стратегическое управление», как программы действия на длительный период. Показано, что в развитии сельскохозяйственной экономики оно имеет разные по содержанию направления воздействия, обусловленные изменением экономического базиса и дифференциацией продукционных (рентных) возможностей сельскохозяйственного производства регионов, которые обострились деспециализацией и дезинтеграцией в рыночных условиях. Такое положение выводится из неадаптивной аграрной макроэкономической политики, которая без учета особенностей аграрного воспроизводства, пустила межотраслевые экономические отношения в свободное рыночное плавание. Иначе говоря, несовершенством рынка, фетишизацией частной, особенно, земельной собственности с куплей-продажей и родимыми пятнами феодализма, отчуждающего её от землепользования, а также абсолютизацией значения крупных форм аграрного производства. В последних, вместе с перерабатывающей и ресурсообеспечивающей промышленностью, то есть во всех трех подсистемах АПК, большую роль играет иностранный капитал, что несет социальные, экономические, экологические и эпидемические риски, когда на местах ликвидируются системообразующие предприятия. В статье обосновывается необходимость разработки ученым сообществом и макроэкономическим руководством новой научно-обоснованной парадигмы стратегического управления сельскохозяйственным производством, исходящей из современного развития производительных сил, которым тесны рамки аграрных и нерегулируемых рыночных отношений. В связи с этим МСХ России рекомендуется переход к модели комплексного управления инновационной направленности на основе проблемно-функционального подхода.
В статье приведены основные положения аналитического исследования целевых индикаторов и показателей Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы (ФНТП). ФНТП нацелена на комплексное решение существующих проблем научного обеспечения агропромышленного комплекса, на создание условий для формирования конкурентоспособных научных и (или) научно-технических результатов, а также для передачи научных результатов в производство и последующего их вовлечения в экономический оборот. Система индикаторов и показателей программы должна количественно характеризовать результаты реализации проводимых мероприятий, решение основных задач и достижение поставленных целей. То есть основная задача индикаторов и показателей программы состоит в оценке эффективности запланированных мероприятий, а также в установлении ориентиров в реализации установленных целей. Однако проведенный анализ показал, что существующая система индикаторов и показателей ФНТП нарушает не только логические положения, но и три нормативных актов, устанавливающих требования по разработке государственных программ. Нарушены принципы необходимости, однозначности, объективности, достоверности. Целевые индикаторы ФНТП, которые должны устанавливать ориентиры в достижения основных целей реализуемой стратегии, характеризовать состояние и эффективность реализации государственной программы вообще не связаны с её конечными результатами. Доля показателей подпрограмм ФНТП, не отражающих цели программы, таких как «Численность персонала, занятого исследованиями и разработками в организациях, выполняющих работы по селекции и семеноводству картофеля/сахарной свеклы (полная занятость)» или «Число научно-исследовательских и образовательных организаций, участвующих в выполнении подпрограммы», значительно превышает количество показателей, которые действительно отражают решение проблем продовольственной безопасности страны. Система индикаторов и показателей требует модернизации для объективного и однозначного отражения хода реализации программы.
В результате отсутствия современных хранилищ у подавляющего большинства владельцев малых форм хозяйствования частные городские плодоовощные базы, посредники, перекупщики, спекулянты и крупные торговые сети за счёт нищающих производителей повышают свои доходы в 2-3 раза, закупая их товар за бесценок, что привело к массовому сокращению посадочных площадей картофеля. Создание безотходных агропромышленных предприятий картофелеовощного направления и строительство в них быстровозводимых хранилищ позволит быстро вывести из кризиса картофелеовощной подкомплекс. Сегодня в России из 70 млн т только твёрдых бытовых отходов перерабатывается всего 8‰, не говоря о миллионе тонн органических пищевых отходов. Создание сельскохозяйственных производственно-торговых кооперативов промышленного типа, агропромышленных предприятий и объединений позволит сократить органические отходы, используя их на корм животным; повысить в 2-3 раза производительность в системе «поле (ферма) – потребитель»; улучшить качество обслуживания потребителей; сократить складские площади, ускорить приготовление качественных блюд с наименьшими затратами труда и т.п.
В последние годы в сельском хозяйстве нашей страны в целом и Ставропольского края в частности снижаются объемы производства продукции. Главная причина состоит в сокращении ресурсного потенциала – площадей сельхозугодий, оборотных и основных средств. В связи с нехваткой инвестиций аграрные бизнес структуры вынуждены переходить к суженному воспроизводству основных фондов, увеличивать нагрузку на имеющуюся в их распоряжении сельскохозяйственную технику. В большинстве своём низкорентабельные, а зачастую убыточные итоги деятельности организаций агропромышленного комплекса стали факторами их непривлекательности для инвесторов, в то время как собственных источников финансирования для осуществления капиталовложений для перехода на инновационный путь развития недостаточно. В сложившейся ситуации отрасль сельского хозяйства нуждается в более широком применении методов и инструментов эконометрического моделирования и прогнозирования инвестиционной активности, выявляющих резервы увеличения инвестиций в отрасль, и способствующих повышению эффективности функционирования аграрных предпринимательских структур. Актуальность темы также подтверждается необходимостью исследования основных направлений развития сельского хозяйства региона с целью разработки своевременных рекомендаций по корректировке инвестиционной активности организаций Ставропольского края с учетом альтернативных ситуационных сценариев.