Яндекс.Метрика

Государственная поддержка аграрного страхования в условиях гармонизации агропромышленной политики в странах-членах еаэс

В статье проведен сравнительный анализ действующих программ аграрного страхования с государственной поддержкой в странах-членах ЕАЭС в условиях гармонизации агропромышленной политики. Структурные характеристики агарной сферы стран ЕАЭС достаточно схожи (равная пропорция в производстве растениеводческой и животноводческой продукции (в стоимостном выражении), преобладание в структуре посевных площадей зерновых и зернобобовых культур, мелкотоварность производства в Армении, Казахстане и Кыргызстане, преобладание крупных предприятий в Беларуси и России). На основе анализа статистических данных были выявлены основные погодные риски для сельскохозяйственных производителей (засуха, град), рассмотрены действующие программы аграрного страхования и формы государственной поддержки в контексте их возможного воздействия на взаимную торговлю между странами-членами ЕАЭС по методологии ВТО и Протоколу о мерах государственной поддержки сельского хозяйства в странах-членах ЕАЭС. Формы и объемы государственной поддержки в странах разнятся: субсидирование премий наблюдается в России, Кыргызстане и Белоруссии, субсидирование выплат – в Казахстане и Кыргызстане. Произведена оценка деятельности страховых компаний на основе коэффициента убыточности. Автором заключены выводы относительно перспектив создания общего аграрного страхового рынка на основе проведенного анализа и предложены перспективные направления для повышения эффективности аграрного страхования с государственной поддержкой в странах-членах ЕАЭС.

Национальный проект «наука» как основа создания и модернизации селекционно-семеноводческих центров в российской федерации

Статья посвящена созданию и модернизации селекционно-семеноводческих центров в Российской Федерации. Показано значение национального проекта «Наука» и Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы для создания инновационной инфраструктуры в области сельского хозяйства. Приведена структура современного селекционно-семеноводческого центра. Рассмотрены подходы по привлечению институтов развития: АО «Россельхозбанк» и АО «Росагролизинг» на этапе коммерциализации научных разработок, кредитования разработчиков новых технологий (селекционно-семеноводческих центров) и потребителей создаваемых научно-исследовательских и конструкторских разработок. В работе рассмотрены и адаптированы существующие подходы к оценке эффективности инвестиций в пополнение или полное формирование материально-технологической базы вновь создаваемых селекционных центров. Эффективность и рискованность инвестиций на модернизацию селекционных центров предлагается оценивать на основе сочетания различных сценариев, предусматривающих расчет математического ожидания чистого дисконтированного дохода рассматриваемого проекта и степени его рискованности. При этом необходимо учитывать различные источники и механизмы финансирования (государственные, частные и средства институтов развития) рассматриваемых селекционных центров.

Проектное управление как механизм развития аграрного сектора

Одним из механизмов реализации социально - экономической политики является разработка и реализация государственных и муниципальных программ, позволяющих сосредоточить имеющиеся ресурсы на решении наиболее остро стоящих проблем. Между тем, имеются причины, тормозящие получение планируемых результатов. В основном, это несогласованность позиций разных министерств и ведомств, отсутствие командного духа и ответственности. В статье рассматриваются вопросы внедрения проектного управления на уровне региона РФ – Республики Саха (Якутия). Низкая результативность финансово-экономических механизмов и имеющиеся проблемы в агропромышленном комплексе Республики Саха (Якутия) требуют новых подходов и решений. Предлагается внедрение новой модели взаимодействия между исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления и сельскохозяйственными товаропроизводителями.

Управление ценовым механизмом в агропромышленном комплексе

Длительное отсутствие со времен постсоциалистической экономики эквивалентных ценовых отношений в АПК, установление ценовых пропорций между его отраслями и сферами до сих пор относятся к числу нерешенных проблем. Государственное регулирование цен не обеспечивает необходимую прибыльность и устойчивую конкурентоспособность большинства организаций. Ценообразование в АПК остается одной из критических точек, затрагивающее интересы производителей и потребителей, оптовых и розничных торговцев, массы посредников, экспортеров и импортеров, что требует в долгосрочной перспективе установления справедливого ценообразования по всей продуктовой цепочке АПК. Сложившаяся практика ценообразования со значительным отображением индикаторов социалистической эпохи и современного формирования неравновесных рыночных цен на базе отсутствия конкуренции, учета и обоснования спроса и предложения, требует разработки федерального закона о ценообразовании. Правовой подход к ценовым отношениям определяется статьей 71 Конституции РФ, в соответствии с которой основы ценовой политики вырабатываются в законодательном порядке, так как отсутствие равновесных цен и разбалансировка ценового механизма приводит к масштабным разрушительным последствиям в социальной и экономической сферах государства.

Активизация инвестиционного процесса в сельском хозяйстве в условиях инновационного развития

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018 г. были сформулированы основные национальные цели развития страны, в том числе вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше среднемировых. В соответствии с этими целями был утвержден план действий по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению до 25‰ их доли в валовом внутреннем продукте к 2024 г. В статье подчеркивается, что в настоящее время доля инвестиций в структуре ВВП составляет всего 21‰. Увеличение доли инвестиций почти на 4 п.п. к 2024 г. означает существенное изменение структуры расходов в экономике: рост нормы сбережения населения, наращивание инвестиционной активности для модернизации и технологического обновления. Отмечается, что индекс физического объема инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве за последние 5 лет составил всего 3,3‰, что явно недостаточно для технико-технологического обновления отрасли. Подчеркивается, что в целях расширения инвестиционного процесса в АПК необходим рост эффективности, совершенствование цен и ценовых отношений, повышение устойчивости производства, создание конкурентной среды на рынке агрокредитования, изменение денежно-кредитной политики государства. Из-за ограниченности финансовых ресурсов инвестиционные вложения должны быть эффективными, основанными на конкурентоспособных инновационных разработках. Одним из приоритетных направлений внедрения технологических инноваций является цифровизация сельского хозяйства.

Перспективы развития сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой в сфере виноградарства. законодательные новации

Стимулирование развития отрасли виноградарства и обеспечение импортозамещения являются необходимым, так как доля России в общем объеме по посадкам винограда может быть увеличена. Однако, данная отрасль, как и любая другая отрасль сельского хозяйства, подвержена рискам, которые влияют на экономическую эффективность агропредприятий. Практика сельскохозяйственного страхования указывает на незначительную долю, занимаемую посадками многолетних насаждений винограда (12‰), что говорит о необходимости развития данного направления. Рассматривая виноградарство как потенциальную отрасль для агрострахования, целесообразным представляется анализ планируемых изменений нормативной базы в данном направлении. Поэтому в статье рассматривается нормативная составляющая субсидирования отрасли виноградарства, а также вопросы управления рисками в этой сфере, анализируются новые изменения федерального законодательства, даются предложения по совершенствованию агрострахования, предлагается комплексная страховая программа на примере отдельной отрасли конкретного региона. В связи с тем, что сельскохозяйственное страхование с господдержкой предусматривает не только посадки виноградников, но и их урожай, в рамках данной статьи предлагается рассмотреть условия страхования урожая винограда. Разработанная программа страхования урожая винограда включает в себя: условия господдержки (по всем рискам) с применением максимальной франшизы (50‰); условия по коммерческим видам страхования (по граду) с франшизой 10‰, что позволит аграрию сэкономить на страховом полисе до 72‰ по сравнению с программой по полному пакету рисков.

Государственное стимулирование технического обеспечения сельского хозяйства в системе межотраслевых экономических отношений

В статье проведен анализ технического состояния отечественного сельского хозяйства и тенденции обновления машинотракторного парка. Определены разнонаправленные характеристики наличия и обновления основных видов сельскохозяйственной техники. Предметом исследования стало развитие экономических отношений между организациями сельского хозяйства и отраслью их технического обеспечения, а также система государственных стимулов, направленных на интенсификацию данного взаимодействия. В статье приводятся теоретическое обоснование и значимость межотраслевых экономических отношений, как фактора, влияющего на развитие национальной экономики в целом. Субъектом исследования в межотраслевых отношениях стала экономическая взаимосвязь отрасли сельского хозяйства и других сфер отечественной экономики в процессе технической модернизации. Авторами предложена модель системы экономических отношений в процессе технического обеспечения отрасли сельского хозяйства и определена роль государства в решении данного вопроса. По результатам проведенного исследования было выявлено 4 блока развития экономических отношений АПК с другими отраслями в рамках технического обеспечения сельскохозяйственного производства. Проанализированы результаты государственных мер направленных на техническую модернизацию сельского хозяйства, выявлена экономическая выгода сельскохозяйственных товаропроизводителей в рамках рассматриваемых 4 блоков экономических отношений. Было определено, что государственная поддержка технического перевооружения сельского хозяйства на федеральном уровне реализуется через отрасль машиностроения, банковскую сферу, государственную лизинговую компанию. Основные исследования проведены на примере Ростовской области, как одного из лидеров аграрного производства в России, характеризующегося высоким уровнем обновления машинно-тракторного парка сельского хозяйства. Полученные в рамках работы над статьей выводы могут быть использованы на макро- и мезоуровнях государственного управления техническим обеспечением отрасли сельского хозяйства в системе развития межотраслевых экономических связей.

Система управления технологиями как элемент единой системы управления предприятием

В исследовании рассмотрены на практических примерах взаимосвязи управления технологиями с другими подсистемами в единой системе управления предприятием: системами управления затратами и коммерческим результатом, производственными процессами, подразделениями, персоналом. Каждое направление описывается на основе действия определенных функций управления, таких как целеполагание, планирование, регулирование, организация, координация, мотивация и контроль. Сделаны выводы, что управление технологиями занимает ведущее место в системе управления предприятием; эффективность работы предприятия во многом определяется установлением активных взаимосвязей различных подсистем управления между собой для согласования частных целей каждой подсистемы с целями организации. Исходя из выводов, сформулированы предложения для крупных сельскохозяйственных предприятий: предоставление руководителям структурных подразделений широких полномочий, многосторонних обязанностей и ответственности; технологию предприятия следует адаптировать к требованиям рынка и к местным условиям; предоставление подразделениям определенной степени самостоятельности и ответственности за соблюдение технологических требований.

Когнитивный подход к формированию системы отношений в апк

Статья посвящена теории и практике формирования системы отношений в АПК, их изучению и моделированию. В современных сложных социально-экономических условиях необходимо определить тенденции и направления стратегического развития АПК, выделив наиболее значимые из них. Поскольку агропромышленный комплекс представляет собой слабоструктурированную не только экономическую, но и социальную систему, для анализа происходящих в нем процессов и явлений недостаточно общепринятых стандартных методов познания. Необходимо наряду с экономико-математическими и другими научными методами применять когнитивный подход. В этих целях предлагается построение когнитивных моделей и схем с определением направлений и типов отношений, складывающихся непосредственно в АПК, а также с другими взаимодействующими с ним структурами: государственными, научно-исследовательскими, финансовыми, иными. Целесообразно учитывать, что система отношений не ограничивается взаимоотношениями между субъектами, но также включает в себя отношения субъектов к объектам собственности, трудовым ресурсам, результатам труда по всей цепочке: производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ в системе АПК. В дальнейшем необходимо выделить наиболее важные направления формирования отношений, моделируя их как экспертным путем, так и применяя показатели оценки для определения наиболее слабых элементов системы и разрабатывая методы корректировки, обеспечивая, таким образом, перспективное развитие АПК.