Яндекс.Метрика

Региональные особенности и актуальные проблемы развития отраслей сельского хозяйства

Обосновано, что для обеспечения продовольственной безопасности страны и перехода на полное импортозамещение продовольствием необходимо создание стратегически эффективной структуры в аграрной экономике, прежде всего, отраслевой, а эффективность деятельности хозяйствующих субъектов зависит не только от природных условий, но и от других факторов. Подчеркивается значимость фактора территориального размещения, влияние удаленности территорий от центров на экономическую эффективность деятельности хозяйствующих субъектов. Показано место области в системе сельского хозяйства Российской Федерации и Северо-Западного федерального округа. Выявлено, что, несмотря на рост объемов производства продукции сельского хозяйства в регионе продолжаются негативные тенденции в сельской местности, а объемы производства продукции в отрасли нестабильны, что подтверждают приведенные индексы производства продукции по статистическим данным. Определены тенденции и выявлены проблемы, сдерживающие развитие сельского хозяйства в регионе и предложены пути их решения. Востребовано возрождение традиционной отрасли льноводства в регионе, а для решения данной проблемы необходима разработка Стратегии производства и переработки продукции, мер государственной поддержки и стимулирования ее развития.

Достижение пороговых показателей доктрины продовольственной безопасности по молоку: прогноз, факторы и риски

Начиная с 2017 г. наметился определенный рост валового объема производства молока в России, тогда как с начала 90-х годов продолжалось его сокращение. Динамичное развитие отрасли в К(Ф)Х и увеличение объемов производства в сельхозорганизациях на базе ввода в эксплуатацию большого количества мегакомплексов и роста молочной продуктивности обеспечили рост совокупного объема производства молока, несмотря на продолжающееся уменьшение поголовья коров и объемов производства молока в хозяйствах населения. Однако пороговые значения Доктрины продовольственной безопасности по молоку остаются невыполненными и, по нашим оценкам, будут достигнуты не ранее, чем через восемь лет, а в случае восстановления уровня потребления молока на душу населения – 14 лет. Устойчивый и динамичный рост объемов производства молока возможен при активном освоении высокопроизводительных и трудосберегающих технологий большинством участников отрасли. Реализация мега проектов ограниченным количеством крупнейших производителей молока не обеспечивает устойчивый рост отраслевых объемов производства необходимыми темпами. Дальнейший стабильный рост объемов производства молока требует корректировки форм государственной поддержки отрасли: расширения доступа к льготному инвестиционному кредитованию большинства производителей молока вне зависимости от размеров производства и форм хозяйствования, распространения на федеральный уровень субсидирования части инвестиционных затрат при приобретении техники и оборудования для молочного животноводства и кормопроизводства.

Региональные проблемы производства и потребления молокопродуктов (на примере калужской области)

В статье комплексно рассмотрены вопросы производства и потребления молокопродуктов в одном из быстро прогрессирующих регионов Российской Федерации по темпам развития молочного скотоводства за последние пять лет; обоснован приоритетный характер социального предназначения молокопродуктов при решении взаимосвязанных задач развития молочно-продуктового подкомплекса; раскрывается социальный аспект производства и потребления молочной продукции; отражена высокая степень корреляционной зависимости между уровнем питания и демографическими показателями воспроизводства населения Калужской области; проанализированы причинно - следственные связи цикличного развития молочного скотоводства Калужской области за последние пятьдесят лет; исследована дифференциация домашних хозяйств Калужской области по уровню потребления молокопродуктов за 1996-2018 годы; приведены результаты социологических опросов населения на предмет предпочтений при покупке молочной продукции; раскрыто противоречивое влияние Московского мегаполиса на уровень производства и потребления молокопродуктов в соседних регионах; затронуты вопросы экспортно-импортной политики Калужской области в сфере продовольствия; аргументированы необходимость и возможность использования социальных и экономических рычагов регулирования рынка молокопродуктов; обоснованы возможности Калужской области по существенному наращиванию надоев молока в ближайшей перспективе; приведены предварительные расчеты поэтапного достижения Калужской областью объемов производства сырого молока в 1 млн т.

Перспективы развития скотоводства в воронежской области

Потенциал развития скотоводства рассматривается как возможности отрасли по организации процесса воспроизводства, обеспечивающие поддержание оптимальных структурных пропорций и корректировку функционала в соответствии с изменениями среды функционирования. Особенности его формирования и использования, обусловлены спецификой организации воспроизводства стада и кормовой базы отрасли; различиями в структуре инвестиций в проектах развития молочного и мясного скотоводства; существенными различиями в эффективности производства продукции скотоводства; дифференциацией территорий по условиям развития отрасли; неоднородностью потенциалов развития у хозяйствующих субъектов различных категорий. Потенциал развития скотоводства в значительной мере определяется уровнем развития рынка молока и мяса КРС и продуктов их переработки. На степень этого влияния оказывают воздействие: относительно высокий уровень локализации рынков продукции скотоводства, различия территорий в уровне самообеспечения продукцией скотоводства и структуре аграрного сектора, снижение спроса на нее, недозагруженность мощностей по переработке молока и мяса при высоком уровне насыщения рынков молочных и мясных продуктов, сохраняющаяся импортозависимость отечественного рынков молока и мяса КРС, сохранение высокой доли молока и мяса, потребляемых без стадии обмена, недостаточная конкурентоспособность отечественной продукции скотоводства. Для обоснования прогнозных параметров развития отрасли использован метод экспоненциального сглаживания с демпфированным трендом. Проведенные расчеты свидетельствуют о напряженности, но реалистичности индикаторов развития молочного скотоводства, определенных Стратегией развития региона, возможность при этом выхода на заданные параметры наращивания поголовья скота специализированных мясных пород считается нереализуемой.

Цифровое сельское хозяйство как этап в развитии сельскохозяйственных технологий

Цифровизацию сельского хозяйства неправильно сужать до разработки сельскохозяйственных роботов и применения искусственного интеллекта. В ее основе должно лежать стремление повысить урожайность / прибыльность в сельскохозяйственном производстве за счет использования сельскохозяйственных данных. Отправной точкой для изложения данного подхода к пониманию цифрового сельского хозяйства в статье стали понятие сельскохозяйственной технологии и использование системного и исторического подходов. В статье даются определения цифровой сельскохозяйственной технологии и цифрового сельского хозяйства, приводится структура цифрового сельского хозяйства. Далее анализируется развитие сельского хозяйства с точки зрения изменения концепции производимого продукта и расширения границ отраслей экономики в эпоху огромного влияния цифровых технологий: продукт – умный продукт – умный подключенный продукт – система продуктов / киберфизическая система – система систем / система киберфизических систем. Динамика развития сельскохозяйственных технологий также рассматривается в рамках таких концепций как технологическая парадигма отрасли, радикальные и революционные инновации. Так, в настоящее время потенциалом революционного изменения технологической парадигмы сельского хозяйства обладает цифровое сельское хозяйство, однако для реализации на практике последнего необходимо преодолеть определенные вызовы.

Современные тенденции формирования региональных и муниципальных программ развития сельского хозяйства и сельских территорий

Рост потенциала сельского хозяйства и сельских территорий, их развитие является одним из важнейших способов обеспечения экономической безопасности государства. В регионах аграрной специализации сельские территории выполняют производственную, демографическую, трудоресурсную, пространственно–коммуникационную функции, стимулируют рост конкурентоспособности экономики, обеспечивают продовольственную безопасность. В современных условиях стратегическое планирование выступает важнейшим инструментом формирования актуальных целей и задач социально–экономического развития сельских территорий, как на уровне страны в целом, так и отдельных аграрно-ориентированных регионов. В процессе планирования необходимо сформировать параметры вероятных сценариев развития сельской экономики, которая должна стать драйвером роста для многих секторов и отраслей отечественной экономической системы. Организации сельскохозяйственной отрасли, выступающие в настоящее время ключевыми хозяйствующими субъектами, где задействована основная часть трудоспособного сельского населения, вынуждены в краткосрочной перспективе решать такие проблемы, как: освоение новых рынков сбыта продукции и сельскохозяйственного сырья; формирование устойчивых связей на взаимовыгодных условиях с предприятиями пищевой промышленности; ограниченность ресурсов малых и средних сельхозтоваропроизводителей для освоения перспективных разработок и технологий; недостаточное взаимодействие с образовательными учреждениями и научным сообществом. Поэтому в современных реалиях возникает потребность в формировании механизма комплексного развития сельских территорий, в котором отводится активная роль государственным органам власти, основанная на интегрированном межведомственном подходе в достижении запланированных значений целевых показателей и реализации программных мероприятий.

Государственная поддержка экспорта сельскохозяйственной продукции в рф

Россия в целях стимулирования агропродовольственного экспорта формирует соответствующий комплекс мер финансового и нефинансового характера. Данные меры носят программно-целевой и инфраструктурный характер, призваны обеспечить экспортеров ресурсами для поддержки конкурентоспособности их продукции. В статье охарактеризованы механизмы государственной экспортной поддержки РФ, их цели и направления деятельности. Предлагаются рекомендации по повышению эффективности государственных мер стимулирования сельскохозяйственного экспорта РФ в современных условиях. В статье также проанализированы меры поддержки агропродовольственного экспорта зарубежных стран (США, ЕС и Канады). Выявлены проблемы и препятствия в развитии отечественного сельскохозяйственного экспорта. Установлено, что наиболее эффективное развитие национального экспорта сельскохозяйственной продукции осуществляется при сочетании программного и институционального методов его управления. В работе приводятся примеры оказания государственной поддержки национальным экспортерам сельскохозяйственной продукции: страхование кредитов, открытие кредитной линии, возмещение затрат на транспортировку продукции, введение единых правил сертификации. Делается вывод о нестабильном развитии национального экспорта сельскохозяйственной продукции вследствие отсутствия существенного роста объемов экспорта и неизменности его географической структуры. В ходе исследования применялись следующие методы: сравнительный, табличной интерпретации данных, логический, исторический, дедукции и индукции, анализа и синтеза.

Ключевые проблемы изменения среды инновационного развития сельского хозяйства

В работе показано, что основным препятствием для широкого распространения инноваций является несовершенство институциональной среды: отсутствуют необходимые нормы и правила инновационной деятельности в сельском хозяйстве; разрозненна деятельность научных, обучающих и других организаций; неэффективна работа консультационных организаций; слабое влияние органов власти. Ключевой проблемой являются незначительно изменившиеся представления лиц, принимающих и реализующих решения, о необходимости проведения радикальных изменений в организации инновационной деятельности. Показана высокая значимость правового обеспечения такой деятельности в новых условиях конкурентной среды, так как именно под воздействием законов большинство людей начинает осваивать и реализовывать новое поведение, необходимое для нового этапа развития общественных отношений в целом и сельского хозяйства в частности. В работе обосновывается необходимость децентрализации государственного организационно-экономического воздействия на инновационное развитие сельского хозяйства России с повышением роли субъектов РФ. Целесообразно создание в них фондов развития сельского хозяйства. Необходимо развитие сельскохозяйственного консультирования в части обеспечения адаптации новшеств к условиям деятельности аграрных бизнесов и доведения до всех этих бизнесов технологических инструкций по реализации новшеств и другое. Обоснована необходимость законодательного оформления деятельности указанных фондов и других ключевых участников инновационного развития сельского хозяйства, материальной поддержки этой деятельности, изменения правоотношений между участниками создания, апробации и масштабного распространения инноваций в сельском хозяйстве, обучения их этим инновациям.

Совершенствование государственной поддержки инвестиций в сельское хозяйство

Целью исследования является определение наиболее эффективных направлений и механизмов стимулирования инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве с учетом специфики отдельных регионов. Изменения, внесенные в механизмы и инструменты государственной поддержки АПК в рамках ведомственного проекта «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе», оказали положительное влияние на привлечение частных инвестиций в сельское хозяйство. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал составил 121,5‰ от уровня 2015 г. Тем не менее, выделяемые бюджетные средства на поддержку инвестиций по - прежнему не привязаны к производственным показателям регионов, они не способствуют сглаживанию дифференциации хозяйствующих субъектов и отдельных территорий в инвестировании сельскохозяйственного производства. В 2018 г. доля Сибирского федерального округа в льготных инвестиционных кредитах составила только 3,4‰ от общей суммы кредитов, в субсидиях на возмещение части прямых понесенных затрат по направлению строительство и модернизация молочных комплексов (ферм) – 14,4‰, тепличных комплексов – 4,9‰, что гораздо ниже вклада округа в производство продукции сельского хозяйства. Рассмотрен механизм государственной поддержки технического перевооружения агропромышленного производства. Обоснована необходимость стимулирования частных инвестиций путем разработки комплексных инвестиционных проектов (программ) развития агробизнеса с участием не только крупных, но и средних, малых предприятий. Их реализация должна осуществляться на основе проектного управления, а финансирование проектов – на принципах государственно-частного партнерства.

Факторы и условия повышения эффективности оленеводства

На основе обобщения отечественного и зарубежного опыта развития оленеводства систематизированы показатели оценки эффективности оленеводства и проанализированы факторы, влияющие на эффективность. Показано влияние на эффективность типа разведения, размера и структуры стада, диверсификации производства, кормовой базы, селекционной работы, каналов реализации продукции и др. По данным 18 хозяйств Алтайского края показано влияние оленеводства на рентабельность организаций. Для повышения эффективности оленеводства необходимо комплексное развитие производства, переработки и сбыта продукции. Чтобы контролировать рост численности оленей и сохранять пастбища от перевыпаса необходимо выделять субсидии на фактическое поголовье оленей в пределах допустимой численности.