В научной литературе детально обсуждаются перспективы и риски федерального проекта «Экспорт продукции АПК», однако изъяны его планирования пока не исследованы. В статье показано, что последствием изъянов стало принятие некоторыми субъектами федерации обязательств, которые либо невыполнимы, либо могут породить серьёзные трудности. Это доказывается результатами компьютерного эксперимента, поставленного на модели равновесия на рынках сельскохозяйственной продукции субъектов федерации по сценарию, отражающему региональные обязательства по федеральному проекту на 2019 год. Установлено, что шесть областей, расположенных на границе России, – Амурская, Астраханская, Брянская, Калининградская, Ростовская, Смоленская – не в состоянии выполнить свои обязательства при сценарных условиях. Проверка, проведённая для Астраханской области, показала, что область сформировала свои обязательства по зерну, ориентируясь на транзит зерна за рубеж из других регионов, вследствие чего обязательства на 2019 г. почти в 24 раза превышают существующее производство зерна при запланированном росте последнего с 2014 по 2024 г. лишь на 49‰. Таким образом, обязательства Астраханской области по зерну требуют корректировки. По результатам анализа вносится предложение перестроить систему планирования федерального проекта, дополнив её обязательным расчётом балансов ресурсов по каждому субъекту федерации с учётом взятых обязательств. Это можно обеспечить использованием экономико-математической модели, применённой в данном исследовании. Кроме того, предлагается публиковать обоснование обязательств субъектов федерации для своевременного выявления неточностей экспертным сообществом.
Дается оценка изменению структуры Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия после ее пролонгирования. Обосновываются факторы, оказывающие влияние на направления стратегического развития агропродовольственных комплексов регионального уровня. Приводится критический анализ Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года по вопросам развития агропродовольственного комплекса. Отмечается, что масштабность задач, стоящих перед агропродовольственным комплексом региона, требует его структурной модернизации, определенной диверсификации как аграрного сектора, так и перерабатывающей промышленности, повышения эффективности взаимодействия производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции, совершенствования системы интеграционных взаимоотношений, повышения темпов технико- технологической модернизации всех звеньев агропродовольственного комплекса, оптимизации технологических цепочек, минимизации трансакционных издержек и формирования, в конечном счете, устойчивых конкурентных преимуществ, позволяющих региональным производителям в долгосрочной перспективе успешно конкурировать как на российском, так и на внешнем рынках. Выявляются «пробелы» Плана мероприятий по реализации Стратегии при описании индикаторов развития сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, нарушающие принцип системности рассмотрения проблем функционирования агропродовольственного комплекса как сложной территориально-отраслевой системы. В качестве первоочередного мероприятия по реализации Стратегии развития Краснодарского края предлагается разработка Стратегии развития агропродовольственного комплекса региона. Делается вывод о том, что проблема его эффективного развития может быть успешно решена лишь при условии формирования рациональной системы межотраслевых и межсубъектных отношений и возможности балансирования разнонаправленных экономических интересов интегрирующихся субъектов.
Статья посвящена проблемам научно-технического развития АПК и внедрения новейших технико-технологических и иных достижений науки и практики в различных отраслях и сферах деятельности аграрно-промышленного производства. Исходя из того, что значительная часть товаропроизводителей не имеет достаточно финансовых ресурсов для модернизации производства, приобретения передовых техники и технологий, внедрения других видов инновационных продуктов, предлагается обратить внимание ученых и специалистов АПК, госструктур и иных заинтересованных лиц на возможность использования в этих целях новых подходов к взаимоотношениям участников агропромышленных кластеров. В частности, взаиморасчеты между ними при внедрении инноваций предлагается проводить с учетом фактически полученного товаропроизводителями эффекта от нововведений. Такой подход позволит, с одной стороны, разработчику реализовать инновационный продукт, проявив максимальную заинтересованность в его эффективном внедрении; с другой – обеспечит даже убыточным и низкорентабельным товаропроизводителям возможность научно-технического развития производства. Указанное позволит также приступить к совершенствованию коммуникаций между участниками агропромышленных кластеров на основе внедрения информационных технологий. Развитие цифровой экономики с единым подходом к программному обеспечению, к стандартизации форм и методов сбора, хранения и обработки информационных ресурсов на всех уровнях управления при соответствующей государственной поддержке будет способствовать цифровизации АПК и позволит сформировать единую автоматизированную информационную систему страны.
Начало XXI века отмечается целеустремленной политикой руководства РФ по развитию сельских территорий, повышению уровня и качества жизни сельского населения. Так, в 2002 г. была принята федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 г.» и затем продлена до 2013 г. Ее логичным продолжением явилась Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 2136-р. По результатам реализации Концепции, Правительство Российской Федерации в 2015 г. утвердило «Стратегию устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 г. (далее – Стратегия). Положительные итоги социально-экономического развития сельских территорий и АПК общеизвестны. Неоспорим и тот факт, что достигнуты они были во многом благодаря осуществленным мероприятиям в упомянутых документах. Вместе с тем очевидно и другое: медленно сокращается численность бедных сельчан; по-прежнему сохраняется значительный разрыв в располагаемых доходах и обеспеченности социально-культурными объектами жителей города и села; весьма проблематичным остается медицинское обслуживание сельского населения; не по всем видам продукции сельского хозяйства достигнуты пороговые значения Доктрины продовольственной безопасности; углубилась межрегиональная дифференциация в уровнях производства и его экономической эффективности; дискуссионными остаются вопросы методологического сопровождения реализации положений Стратегии, включая систему целевых показателей устойчивого развития сельских территорий. В этой связи авторы попытались: раскрыть сущность понятия «устойчивое развитие сельских территорий»; предложить систему показателей устойчивого развития сельских территорий, адекватно раскрывающих содержание данного понятия и применимых к территориальным образованиям любого региона; рассмотреть необходимость и возможность моделирования интегрального показателя устойчивого развития сельских территорий, однозначно отражающего этот процесс во времени и пространстве.
Цель исследования – оценка развития коротких цепей поставок продовольствия, выявление их преимуществ для функционирования сельских территорий. Установлено, что распространение преимущественно длинных цепочек поставок продовольствия является унаследованным от прежней системы. В рыночных условиях развитие длинных цепочек поставок продовольствия на основе вертикально-интегрированного производства, с размещением головных финансовых центров в крупных городах и областных центрах, приводит к усилению монополизации рынка продовольствия, и к уменьшению налоговой базы на сельских территориях. Сверхконцентрация агрохолдингами капитала и поголовья животных в крупных комплексах на ограниченном пространстве сельской местности приводят к ухудшению состояния окружающей среды, существенным потерям в биоразнообразии, и повышенной нагрузке на экосистемы. Высокоинтенсивное сельское хозяйство за счет использования эффекта масштаба и современных технологий ускоренно вытесняет трудовые ресурсы из производственной сферы, увеличивая безработицу на селе. В данных условиях определённую стабилизирующую социальную роль на селе играют малые формы хозяйствования: личные подсобные хозяйства (ЛПХ), индивидуальные хозяйства (ИХ) населения, К(Ф)Х, небольшие самостоятельные сельскохозяйственные организации. В связи с этим, важной задачей является выявление проблем их развития, определения условий, при которых они могут стать конкурентоспособными товаропроизводителями продовольственной цепи на локальном рынке. В РФ выявлены следующие три типа цепей поставок продовольствия: длинные, короткие, ультракороткие. Научная новизна заключается в теоретическом обосновании основных принципов и показателей устойчивых цепей продовольствия. Выявлена форма генерации капитала коротких цепей поставок (КЦП), способствующая повышению их конкурентоспособности и устойчивости относительно длинных цепей поставок. На основе анализа продовольственного рынка Санкт-Петербурга исследованы основные проблемы слабого развития КЦП в регионе.
В статье рассматриваются особенности и основные направления развития российского экспорта агропродовольственной продукции в страны БРИКС, которые продолжают оставаться значимыми торговыми партнерами России. Основываясь на данных внешнеторговой статистики, выявлены тенденции и структурные изменения в агропродовольственной торговле России с партнерами по БРИКС и странами остального мира. Проведен сравнительный анализ указанных тенденций и структурных сдвигов по основным группам агропродовольственных товаров в соответствии с Федеральным проектом «Экспорт продукции АПК». Рассмотрены особенности торговли с отдельными странами БРИКС. С целью характеристики сложившихся условий для реализации Россией экспортного потенциала на рынках БРИКС проведена оценка динамики комплементарности агропродовольственной торговли. Установлены существенные различия в соответствии импортных торговых профилей партнеров по БРИКС экспортному профилю Российской Федерации, а также низкий уровень диверсификации российских поставок на рынки Бразилии, Индии и ЮАР. Выявлены товары, характеризующиеся наличием сравнительных преимуществ, и проанализированы объемы поставок этих товаров на рынки БРИКС в 2010–2019 гг. Установлено отсутствие экспорта в страны БРИКС ряда российских товаров с высоким уровнем выявленных сравнительных преимуществ, к которым, в частности, относятся переработанный табак, жмых, меласса, ячмень, рожь, клейковина пшеничная. Кроме того, обозначены перспективы экспорта продукции с нереализованными сравнительными преимуществами. Для рассмотренных категорий товарных групп проведены расчеты потенциальных стоимостных объемов поставок и степени реализации экспортного потенциала России на рынках стран БРИКС. Установлено, что реализация Россией имеющегося потенциала поставок позволит ей приобрести статус нетто-экспортера в торговле со странами БРИКС в целом. При этом по-прежнему агропродовольственный импорт из Бразилии, Индии и ЮАР будет преобладать над российским экспортом в эти страны.
В современном мире борьба с голодом, связанная с взрывным ростом населения планеты, приводит к ускорению процессов структурных трансформаций как в сельском хозяйстве, так и в пищевой промышленности. Экспансия интенсивного сельского хозяйства, распространение синтезированных продуктов питания, развитие генной инженерии позволяет наращивать производство продовольствия, порождая предпосылки все большего и большего увеличения человеческой популяции. Вследствие неравномерности размещения ресурсов для производства сельскохозяйственной продукции страны нетто-экспортеры продовольствия сталкиваются с потенциальной угрозой снижения качества продуктов питания из-за избыточной интенсификации сельского хозяйства, связанной с увеличением поставок на мировой продовольственный рынок. Провозглашая важнейшим приоритетом национальных интересов обеспечение населения качественными продуктами питания, государство должно разработать и внедрить механизмы экономического взаимодействия в продовольственной сфере национального хозяйства, гарантирующие безусловную продовольственную безопасность страны. Институциональным стержнем аграрной политики в России стала Доктрина продовольственной безопасности РФ, четко обозначившая перспективы развития для сельскохозяйственного производства по критерию безопасности продукции. Употребление синтезированных продуктов питания не соответствует положениям Доктрины, но явных ограничений, препятствующих дальнейшей интенсификации сельского хозяйства, не обозначено, равно как и не заявлены приоритеты органического сельского хозяйства. В развитие Доктрины продовольственной безопасности при разработке плана мероприятий по ее реализации целесообразно установить количественные параметры структурных пропорций в национальном сельском хозяйстве, приняв в качестве базового параметра структурных преобразований долю земель, используемых для производства органического продовольствия, в общем объеме сельскохозяйственных угодий. В таком случае, все инвестиционные расходы, связанные с достижением установленной доли сертифицированных земель под органическое производство, являются структурными инвестициями и включают в себя финансирование сертификации земель, погектарную поддержку товаропроизводителей, а также субсидирование потребителей органических продуктов питания.
Развитие человеческого капитала в сельском хозяйстве является одним из ведущих факторов производительности и конкурентоспособности отрасли. Целью данного исследования является анализ влияния различных социально-экономических процессов в сельскохозяйственной отрасли России на формирование человеческого капитала и дальнейшее обеспечение отрасли трудовыми ресурсами различной квалификации в условиях инновационного развития отрасли. Для достижения поставленной цели в исследовании использовались такие методы как статистический, метод анализа и синтеза, расчётно- конструктивный монографический и программно-целевой. В данном исследовании проводится анализ влияния социально-экономических условий на формирование и развитие человеческого капитала в сельскохозяйственной отрасли России, также анализируются параметры, формирующие кадровое обеспечение отрасли. В результате проведенного анализа делается вывод о необходимых мерах, способствующих повышению трудообеспеченности сельского хозяйства. Повышение привлекательности сельскохозяйственной отрасли основывается на увеличении ее доходности, создании благоприятных жилищных и других социальных условий проживания в сельской местности. Для реализации данных мероприятий необходимо существенное увеличение государственной поддержки развития сельских территорий, направленной на их благоустройство, социальную и культурную составляющие. Кроме того, необходимо развивать и укреплять систему материального стимулирования работников сельского хозяйства за счёт увеличения уровня заработной платы, организации возможностей повышения квалификации и получения дополнительного образования работниками сельского хозяйства.
В современных социально-экономических условиях необходимо выделить важнейшие аспекты в выборе размещения и специализации сельскохозяйственного производства, дать оценку экономической эффективности развития в конкретных сибирских условиях хозяйствования. Совершенствование специализации и размещения агропромышленного производства является необходимым условием эффективного функционирования агропромышленного комплекса особенно для Сибири с ее огромной территорией и разнообразным природно-ресурсным потенциалом. При этом каждый регион Сибири сформировал и формирует свою специализацию, которая складывается именно с учетом их природно-экономических зон для экономического развития, расширения производства и его эффективности. Вместе с тем, рычаги и методы для определения направлений размещения и специализации агропромышленного производства в Сибири остаются мало исследованными, что позволит выявлять существующие территориальные проблемы и разрабатывать меры по их устранению при учете зональных природно-экономических условий территории сибирского региона в сочетании с территориальным разделением труда.
Эффективность технологического перевооружения отрасли в России напрямую связана со стабильным инвестиционным процессом и государственной поддержкой. Целью исследования является разработка теоретических основ, методических и практических рекомендаций по увеличению результативности инвестиционной деятельности сельскохозяйственных предприятий. Отмечены проблемы, связанные с инвестированием в данную отрасль. Большинство регионов характеризуются неблагоприятными природно- климатическими условиями ведения сельского хозяйства, сложившейся структурой производства и его территориальным размещением, отсутствием возможностей интенсивного развития. Выявлены тенденции в динамике изменения объема долгосрочных инвестиций в сельское хозяйство. Рассматриваемый федеральный округ характеризуется стабильным уровнем инвестиций в отрасль на уровне 9-11‰, что свидетельствует о низкой инвестиционной привлекательности производственных предприятий и сельского хозяйства. В современных условиях повышенных рисков отмечено снижение их к нижней границе, поскольку усиливаются кризисные явления, происходит снижение объемов производства и продаж продукции. Проанализированы инструменты, способствующие высокой результативности инвестиционных процессов в сельскохозяйственных организациях. В процессе изучения были определены инструменты привлечения инвестиций в различные сферы экономики в зависимости от целей регионального развития. Необходимо оптимизировать механизмы использования и вовлечения в коммерческий оборот земель сельскохозяйственного назначения, улучшить процедуру передачи прав на участки, систему контроля целевого использования ресурсного потенциала отрасли. Целесообразно сформировать систему инвестиционных приоритетов в зависимости от показателей эффективного применения ресурсов организациями округа.