Яндекс.Метрика

Организационно-экономические основы формирования стабильного агропромышленного производства

В современных условиях снижается регулирующая роль государства и финансирование развития, несмотря на значимость АПК и особенно сельского хозяйства для продовольственного обеспечения населения страны. Важное значение приобретает разработка практических рекомендаций и реализация мер, направленных на поддержание приоритетности развития АПК, а также рациональную пространственную организацию отрасли, ее развитие, размещение и определение оптимальных размеров. Цель работы заключается в разработке организационно-экономических основ формирования и развития стабильного агропромышленного производства. В статье представлен анализ и выявлен положительный опыт функционирования интегрированных объединений в АПК. Проанализирована деятельность различных организационных форм производства. Выявлена необходимость разработки рациональных форм организации производства и их размеров в интегрированных объединениях АПК. В статье обосновано рациональное территориально-отраслевое разделение труда в агропромышленном производстве. Опыт функционирования крупных организаций АПК с высокой концентрацией поголовья скота создает риски, связанные с падежом животных, утилизацией навоза, чрезмерным накоплением нитратов в почве, а также приводит к ликвидации производства в близлежащих поселках. Поэтому, важно при размещении сельскохозяйственных производств учитывать региональный аспект и сохранение сельского уклада.

Проблемы развития рынка зерна сибирского федерального округа

Развитие зернового рынка происходит за счет саморегулирования при минимальном участии государства, что привело к негативным последствиям, как в сфере производства, так и в самом механизме рынка зерна и продуктов его переработки. Производители зерна в Сибирском федеральном округе (СФО) находятся в невыгодной рыночной позиции. Они ограничены в контроле за движением зерна и регулированием его предложения, не могут оказывать влияние на цены, не имеют возможности оперативно реагировать на изменение экономической ситуации на рынке зерна. Цель исследования – определить наиболее значимые проблемы развития рынка зерна и пути их решения. Определены основные зернопроизводящие регионы СФО, объемы производства зерна и объемы реализации злаковых и бобовых культур по каналам сбыта, основные получатели сибирского зерна в России. Проведенные маркетинговые исследования на зерновом рынке СФО позволили выявить его сильные и слабые стороны, возможности и угрозы. Анализ развития зернового рынка СФО позволил определить основные проблемы, препятствующие развитию рынка зерна в регионе. Определены основные направления решения проблем развития рынка зерна СФО, которые должны осуществляться как с учетом действия рыночного механизма саморегулирования, так и системы государственных мер воздействия на рыночные процессы. Исследование основано на статистических данных, данных Федеральной таможенной службы, открытых источников и результатов исследований специализированных подразделений СФНЦА РАН.

Анализ самообеспеченности продовольствием мурманской области

Современная стратегия освоения северных территорий должна учитывать не только перспективы промышленного освоения, но и предусматривать создание благоприятных и безопасных условий «обживания». Формирование условий устойчивого и бесперебойного снабжения продовольствием является важной составляющей обеспечения безопасности населения в арктической зоне. В статье представлены результаты сравнительного анализа современного обеспечения и самообеспечения населения Мурманской области продовольственными продуктами на основании данных Росстата за период с 2000 по 2018 годы. В целом население в достаточной мере защищено от проблем с продовольствием, но в основном за счет привозной продукции. Существенной проблемой Мурманской области является критическое сокращение регионального производства сельскохозяйственной продукции. За счет собственных продуктов полноценно обеспечить можно только 2,4-8‰ населения в течение 10-28 дней. Дальнейшее сокращение сельскохозяйственного производства приведет к полной утрате сельскохозяйственной отрасли в Мурманской области. Разработка собственной программы развития сельскохозяйственной отрасли будет служить фактором сдерживания цен на региональном продовольственном рынке. Полученные данные послужат обоснованием и мотивацией для осуществления мероприятий по улучшению ситуации продовольственной безопасности северного региона.

Особо ценные земли смоленской области

Результаты государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения затрагивают интересы всех субъектов земельных отношений. Целью исследования является изучение земельного фонда и выделение особо ценных земель сельскохозяйственного назначения. На основе статистических данных проведен анализ земельного потенциала Смоленской области. Проведен расчет количества и общей площади земельных участков, кадастровая стоимость которых выше среднего значения на 10 и 30‰ по каждому муниципальному району в Смоленской области. Даны рекомендации и предложения по отнесению земель сельскохозяйственного назначения к особо ценным землям по кадастровой стоимости. При оценке эффективности использования земельных ресурсов возникает вопрос совершенствования организационно-правовых аспектов управления данным типом ресурсов. Повышение эффективности использования земельных ресурсов невозможно без определенного алгоритма действий, норм и правил, регламентирующих порядок управления объектами (земельными ресурсами) на уровне муниципалитета, региона и страны в целом. Предложенные мероприятия по различным аспектам управления земельными ресурсами в сельском хозяйстве будут способствовать повышению эффективности использования самой земли.

О количественных аспектах устойчивого развития сельских территорий россии

Вопрос о количественных аспектах устойчивого развития сельских территорий и определения конкретных количественных параметров программ развития сельских территорий не является решенным, несмотря на большой объем литературы в мире об устойчивости развития. Нет и такого определения устойчивого развития, которое отражало бы специфику развития сельских территорий и, в частности, сельских территорий России. Показатели «скорректированных чистых сбережений» и «чистого национального дохода», вычисляемые Мировым банком, также не являются универсальным количественным выражением устойчивого развития, так как по существу, они характеризуют лишь потенциальную величина инвестиций, уменьшенную на величину сверхприбыли от продажи природных ресурсов. Имеет место признанный в мире подход ООН и ЕС в направлении конкретизации целей развития (17 целей устойчивого развития на период до 2030 года) и их квантификации (определения количественных параметров). Тем не менее, нет и, видимо, не может быть единого, подходящего для всех стран списка ключевых проблем и соответствующих показателей устойчивого развития в силу различий их исторического развития и текущего состояния. Однако проблема естественного роста населения является ключевой для большинства стран с высоким и средним уровнем развития, без ее решения не может быть устойчивого развития экономики и общества. Для России и ее сельских территорий эта проблема имеет особое значение в силу ее сложного исторического развития в ХХ веке. Имеет место мировой опыт количественного определения устойчивости развития с помощью градации требуемых темпов достижения поставленных целей и отвечающих им показателей. Этот опыт может быть применен при разработке программ устойчивого развития сельских территорий в России.

Рынок научной продукции для развития инфраструктуры муниципальных образований

Реализация разработок, выполненных агроэкономической наукой, на протяжении последних 30 лет стала проблематичной. Можно было бы предположить, что их качество не всегда соответствует требованиям времени, но, во-первых, они практически не проходят экспертной оценки со стороны органов контроля качества научных разработок, во-вторых, этого нельзя сказать обо всех разработках. А проблемы их реализации становятся все более актуальными. Значение инфраструктуры обслуживания для развития агропромышленного производства неоспоримо. Однако заниматься её развитием становится все сложнее. Цель исследования – выявить проблемы реализации научных разработок, связанных с обоснованием перспектив развития инфраструктуры обслуживания АПК сельского муниципального образования. Для достижения поставленной цели использовались методы монографический, статистический, абстрактно-логический, анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, обобщения. В результате исследования выявлен целый ряд экономических проблем, факторов макроэкономического порядка, показано влияние доходов бюджетов регионов и муниципальных образований и сельхозтоваропроизводителей, как потребителей научного продукта, и организационных проблем, обусловленных сокращением сельскохозяйственного производства, особенно – животноводства, отсутствием на уровне регионов комплексного подхода к развитию сельских территорий, и понимания необходимости создания на селе новых рабочих мест именно в сфере производства, отсутствие в федеральных научных центрах маркетинговых служб, способных продвигать наработки агроэкономической науки.

Показатели внешней торговли как индикаторы продовольственной безопасности (международный подход и российская практика)

С вводом в действие в 2020 г. новой Доктрины продовольственной безопасности, критерии ее оценки изменились – уровень продовольственной независимости уступил место уровню самообеспечения продовольствием. При этом и первый, и второй критерии известны в практике анализа внешней торговли – они являются производными от уровня зависимости от импорта и отношения чистого экспорта к потреблению. Такой переход отражает изменение модели развития сельского хозяйства – от преодоления импортозависимости к экспортной ориентации. Целью исследования является попытка решения ряда методических проблем, возникающих при использовании уровня самообеспечения в качестве критерия продовольственной безопасности. Первая проблема заключается в необходимости отражения внутриотраслевой торговли при оценке уровня самообеспечения. Предлагаемое решение состоит в факторном разложении соответствующего показателя на элементы, характеризующие уровень продовольственной независимости и вклад экспорта в производство. Практический результат применения предложенной модели состоит в доказательстве того, что пороговые значения уровня самообеспечения, установленные в Доктрине, не связаны с объемом экспорта конкретных продуктов и не учитывают плановые цели федерального проекта «Экспорт продукции АПК». Вторая проблема состоит в необоснованном росте уровня самообеспечения при замещении потребления экспортом. В качестве решения проблемы предложена факторная модель, основанная на использовании норм рационального потребления с учетом его обеспеченности внутренними ресурсами и вклада экспорта в производство. Использование модели позволило установить, что, несмотря на рост уровня самообеспеченности по растительному маслу и рыбе, для указанных продуктов наблюдался рост относительного объема импорта, а для рыбы – дополнительно сокращение потребления. Третья проблема связана с агрегированием показателей самообеспечения по отдельным продуктам в общий уровень, характеризующий состояние продовольственной безопасности. Предложена формула его расчета как среднего уровня, взвешенного по структуре потребительских расходов домохозяйств.

Развитие цифровых технологий в сельском хозяйстве как составная часть аграрной политики

Современные инновации в значительной степени должны отражать внедрение цифровых технологий в АПК. Для этого принят целый пакет нормативно-правовых документов, в которых прописаны направления, критерии и источники финансирования цифровых инноваций, в том числе и в сельском хозяйстве. Однако нормативно-правовое регулирование не ставит четких, количественных целей, направленных на рост благосостояния граждан, не оперирует четким понятийным аппаратом, порой вводящим в заблуждение и противоречащим уже используемым во всем мире понятиям. В этой связи, озабоченность вызывает не только понятийный аппарат, но и организационный механизм государственной поддержки цифровых технологий, как в АПК, так и в целом в экономике РФ. В то же время, активное развитие современных, в том числе и цифровых технологий не учитывает целого комплекса факторов, способных затормозить внедрение и развитие цифровых технологий, не только в сельском хозяйстве, но и в целом, в экономике страны. Имеющееся нормативно– правовое регулирование в части государственной поддержки и регулирования цифровых технологий не раскрывает сущности этих технологий и не ставит четкие, количественные цели, которые должны быть достигнуты. Кроме того, постоянные дискуссии, на тему цифровых технологий, как правило, не подтверждены аналитическим материалом, что тоже является проблемой при оценке эффективности, как использования цифровых технологий, так и их влияния на эффективность сельскохозяйственного производства. В данном исследовании рассмотрены направления развития цифровых технологий в сельском хозяйстве, некоторые причины, препятствующие развитию цифровой экономики, а также недостаточной эффективности научно-технологической политики.

Международные и национальные аспекты проблемы продовольственной безопасности

В статье проведен анализ состояния продовольственной безопасности на международном и национальном уровне, проведена систематизация международных показателей, используемых для оценки продовольственной независимости стран. Анализ данных международных организаций позволил сделать вывод, что проблема продовольственной безопасности становится все более актуальной и распространенность недоедания в мире демонстрирует незначительный, но устойчивый рост, связанный с множеством экологических, политических и социальных факторов. В статье отмечены основные регионы мира, в которых уровень отсутствия продовольственной безопасности является самым высоким. Проведено сравнение подходов Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации с принципами, используемыми международными организациями. Отражена важность улучшения структуры питания в Российской Федерации с целью достижения рациональных норм потребления пищевых продуктов на душу населения, так как фактическая структура питания населения нашей страны пока еще не соответствует рекомендуемой. Проанализирована зависимость экономической доступности продовольствия от размеров реальных доходов населения и уровня цен на сельскохозяйственную продукцию. На основании проведенного комплексного экономического анализа состояния продовольственной безопасности выявлены проблемы, определены направления и задачи ее обеспечения. Они включают наращивание эффективности производства отечественной сельскохозяйственной продукции, расширение ассортимента отечественной продовольственной продукции, что обеспечит высокую конкурентоспособность на мировом рынке и снизит зависимость экономики страны от импорта, повышение уровня материально-технической оснащенности научно-исследовательских учреждений, совершенствование нормативно-правовой и материально-технической базы контроля качества и безопасности продовольственных товаров, разработку и реализацию ФЗ «О продовольственной безопасности в Российской Федерации» и др.

Структурная трансформация и технологическая модернизация агросектора россии: вызовы и подходы к оптимизации

В последние годы в сельском хозяйстве страны наметились определенные позитивные изменения в части его структурно- технологической модернизации. Этому способствует выстроенная структурированная система государственной поддержки по приоритетным направлениям развития каждого конкретного региона. В то же время характер и темпы происходящих преобразований заметно различаются от региона к региону. На это влияет инвестиционная политика конкретного субъекта России, состояние развития сельских территорий, уровень государственной поддержки, а также роль сельхозорганизаций в аграрной структуре региона. В этой связи следует проанализировать характер происходящих изменений в разрезе субъектов страны, прежде всего по сельскохозяйственным организациям, состояние которых напрямую сказывается на ситуации в отрасли целом. Необходимо изучить долю сельского населения в общей численности и экономическое поведение сельскохозяйственных организаций. Выявлено, что среди регионов, демонстрирующих высокие темпы экономического роста в сельском хозяйстве, в подавляющей степени представлены субъекты, входящие в Центральный федеральный округ, для которых характерна заметная инвестиционная активность. В немалой мере активизация инвестиционной работы в этих регионах обусловлена системными усилиями по привлечению частного капитала для реализации крупных проектов. В то же время, регионы с преобладанием сельского населения и низкотоварных форм в структуре аграрной экономики лишены возможности конкурировать с вышеуказанными субъектами в части инвестиционной активности, что способствует нарастанию деформационных проявлений в социально-экономическом развитии сельского хозяйства. В этой связи и в целях сокращения данного разрыва целесообразна разработка мер государственного стимулирования структурно-технологической модернизации АПК индивидуально по группам регионов.