В данной статье рассматриваются методические вопросы и направления развития кадрового потенциала в аграрных субъектах муниципального уровня, связанные с обоснованием объекта управления, оценки его состояния, тенденций и системы функционирования отдельных элементов, а также выбором методов и инструментов развития управления персоналом. Дана оценка современного состояния и функционирования системы управления кадрами на государственном и хозяйственно-экономическом уровне и перспективных направлений в сфере реализации цифровой экономики на уровне муниципалитета. Намечены пути и способы реализации управления кадровым потенциалом в субъектах сельскохозяйственного бизнеса, которые будут способствовать укреплению экономики сельскохозяйственной подотрасли и развитию сельских территорий.
Статья посвящена проблемам воспроизводства в АПК и особенностям его регулирования на современном этапе. Рассмотрены ключевые аспекты воспроизводственного процесса на макро-, отраслевом, и микроуровнях. Авторами подчеркивается, что условием устойчивого развития сельского хозяйства является расширенное воспроизводство на основе обеспечения паритетности экономических отношений в АПК, совершенствования организационно-экономического механизма, активизации инвестиционно-инновационной деятельности как основного фактора экономического роста в целях стимулирования процессов импортозамещения и увеличения экспорта продукции АПК. Особое внимание при этом необходимо уделять конкурентоспособности, как отрасли в целом, так и агропродовольственной продукции в частности. В этом направлении целесообразно переходить к качественному росту за счет оптимизации производственных процессов, совершенствования логистической инфраструктуры, развития промышленного производства с высокой степенью переработки. В статье проводится анализ основных инструментов экономического механизма АПК. Отмечается, что цены являются главным элементом рыночной системы, а от формируемых цен и ценовых отношений между различными отраслями АПК зависит пропорциональное и сбалансированное развитие АПК. Подчеркивается, что специфика аграрной отрасли проявляется в том, что в сельском хозяйстве кредитные ресурсы выступают одним из основных источников инвестиций, однако, несмотря на увеличение господдержки данного направления, до сих пор существует целый комплекс проблем по их физической и экономической доступности, особенно для малых форм хозяйствования. Делается вывод, что налоги имеют двойственный характер: с одной стороны они выполняют фискальную функцию сбора налогов, с другой - должны способствовать развитию аграрного бизнеса и стимулировать производство и спрос.
Представлены основные подходы к определению инновационного развития. На основе анализа концептуальных аспектов инновационного развития АПК установлены его характеристики, среди которых выделены ключевые элементы - аграрная наука, образование, агропромышленное производство, рынок научно-технической аграрной продукции, инновационная инфраструктура, инвестиционная среда; понятие «инновационное развитие АПК» рассмотрено как сложный и непрерывный процесс тесного взаимодействия ключевых его элементов по направлению создания внедрения и диффузии агропромышленных инноваций и др. Подробно рассмотрена и раскрыта среда функционирования инновационного развития, включающая такие составляющие, как: инициативная (стимулирующая); материализующая; результирующая. Выделены следующие подходы к инновационному развитию: кластерный подход на основе интеграции; создание производственных и научно-производственных систем на основе кооперации; создание отраслевых инновационных систем. Авторами предложено в качестве подходов к инновационному развитию АПК применять: организационно-технологический подход; поисковый подход; ресурсный подход. С учетом проведенного исследования, сделан вывод, что инновационное развитие АПК - сложное явление взаимодействия ключевых его элементов в ходе создания, освоения и диффузии агропромышленных инноваций с целью качественного преобразования и построения эффективного АПК, при этом инновационное развитие следует рассматривать с позиции разнообразных подходов.
Можно констатировать, что трансформация государственной собственности на земли сельскохозяйственного назначения не завершилась безвозмездной ее передачей в частную собственность, как замышлялось в начале земельной реформы, а перешла в новое качество, основанное преимущественно на продаже или сдаче в аренду земельных участков. За анализируемый период с 2015 г. по начало 2019 г. в субъектах Нечерноземной экономической зоны России совершено более полутора тысяч и около шести тысяч сделок на аукционах по продаже и сдаче в аренду земельных участков в составе сельскохозяйственных угодий, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Исследования выявили ряд преимуществ сделок по сдаче в аренду земельных участков: более высокий размер доходов, поступающих в бюджет муниципалитетов, по сравнению с размером земельного налога; возможность включить в договор общественные интересы муниципального образования. Анализ соотношения цен сделок по аренде и продаже земельных участков установил основной диапазон значений коэффициента капитализации для земли – от 7 до 15‰. Однако в ряде субъектов федерации значение коэффициента выходит за указанные пределы в большую или меньшую сторону. Заключение договора аренды на условиях пониженного коэффициента капитализации сегодня невыгодно арендатору, но выгодно арендодателю. В таком случае арендодатель за более короткий срок может возместить цену земельного участка, но непроизвольно подталкивает предпринимателей, желающих расширить земельные наделы, к отказу от участия в таком аукционе. Для создания равных условий для участников аукциона предложено на законодательном уровне минимальный срок заключения договоров аренды земельных участков в составе сельскохозяйственных угодий и находящихся в государственной и муниципальной собственности, на 7 лет.
Переход к стратегии устойчивого развития призван предотвратить использование возобновляемых ресурсов темпами, превышающими их восстановление, и загрязнение окружающей среды в объемах, превышающих способность экосистем его ассимилировать. Показано значение механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП), как одного из направлений его эффективного функционирования. Раскрыты возможности ГЧП: финансирование проектов, опыт оперативного управления, ускорение модернизации сельскохозяйственного производства. Отмечено, что ГЧП обладает потенциалом для мобилизации денежных средств из различных источников, распределением затрат, рисков и выгод между различными заинтересованными сторонами, а также снижением неопределенности на основе формальных и неформальных институтов развития. Анализ механизмов ГЧП в аграрном секторе показал, что они находятся на начальном этапе развития, что связано с несовершенством законодательства и высокими рисками инвестиций в аграрный сектор. В статье рассмотрены основные инструменты ГЧП при модернизации аграрного сектора экономики на основе инноваций, предложена классификация наиболее значимых факторов его устойчивого развития. Обоснована модель взаимодействия государства и бизнеса при различных моделях ГЧП. В статье предложен алгоритм комплексной оценки эффективности устойчивого развития аграрного сектора экономики на основе механизмов ГЧП.
В статье рассматриваются соотношения в уровне социального развития городских и сельских территорий по основным направлениям: занятость и безработица, доходы и уровень бедности, жилищные условия, социальная, инженерная и дорожно-транспортная инфраструктура, демографические процессы. Дана сравнительная оценка социальной ситуации в динамике по интегральному показателю, рассчитанному по авторской методике. Приведена типология сельских территорий по уровню экономико-социо- экологического развития, отражающая их глубокое региональное расслоение. Дана оценка действующих организационно-экономических механизмов социального развития сельских территорий России. Обозначена стратегическая цель их развития и сформулированы предложения по совершенствованию правовых и организационно-экономических механизмов ее реализации.
В статье рассмотрен современный этап развития аграрной политики в отношении сельских территорий, основные приоритеты и особенности их реализации в Европейском союзе, США и Китае. Государственная поддержка сельских регионов в этих странах нацелена на решение широкого спектра экономических, экологических и социальных проблем. Вместе с тем, каждая из указанных стран имеет свои особенности территорий. В ЕС основой аграрной политики в области развития сельских территорий являются программы, разрабатываемые государствами ЕС и утверждаемые Европейской Комиссией на семилетний период с учетом установленных приоритетов. Программы имеют широкий спектр мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности сельского и лесного хозяйства, улучшение окружающей среды и сельской местности; энерго- и ресурсосбережение, противодействие изменению климата, улучшение качества жизни в сельских районах и содействие диверсификации сельской экономики. Особое внимание в ЕС уделяется развитию отдаленных регионов и регионов, находящихся в неблагоприятных условиях развития. В США государственная поддержка сельских территорий осуществляется на основе программно-целевого подхода. Программы многочисленны и разнообразны, они осуществляются под эгидой Министерства сельского хозяйства и направлены на решение различного рода задач: создание дополнительных рабочих мест, развитие бизнеса, оказание технической помощи действующим предприятиям, совершенствование медицинского обслуживания, обучение местных жителей, обеспечение жильем малоимущих жителей села, улучшение жилищных условий. Реализация программ осуществляется с привлечением частного капитала на основе стимулирования инвестиций в развитие сельских территорий. В Китае развитие сельских территорий неразрывно связано с политикой борьбы с сельской бедностью. Основные направления этого процесса – развитие местной инфраструктуры (транспортное сообщение, водо- и газообеспечение, развитие интернета), повышение доходов крестьян и развитие предпринимательства на селе, социальное обеспечение, сравнимое с городским.
Настоящая статья посвящена методологическим вопросам оценки инновационной активности сельского хозяйства для различных уровней управленческой иерархии. Для этого применяется метод экспертных оценок. Наиболее предпочтительным можно считать метод определения инновационной активности по наличию всех видов затрат (рациональных или нормативных) в стоимостной форме на осуществление инновационных процессов организацией в течение определенного периода времени. На уровне сельскохозяйственных организаций осуществляются не все стадии инновационного процесса, а только часть их, отсюда инновационная активность будет связана с интенсивностью осуществления следующих работ: освоением инноваций в сфере производства и обслуживания; приобретением новых сортов растений и пород животных; проведением селекционно-семеноводческих мероприятий; размножением пород животных; поддержанием патентов и лицензионных соглашений по использованию инноваций; кооперацией со сторонними организациями по разработке, внедрению и освоению инноваций и др. В рамках данного исследования разработан методический подход комплексной оценки инвестиционно- инновационной активности и потенциала. Подход является иерархическим, так как представляет собой интегральную иерархическую оценку показателей всех находящихся в районе (регионе) сельскохозяйственных организаций. Такая последовательность применяется потому, что организация является итоговым звеном приложения инвестированных средств. При этом, характеризуясь собственной инвестиционной активностью, она одновременно находится в «инвестиционном поле» всех объектов инвестиционного рынка, принимает на себя все изменения в системах более высокого уровня. Показатель инвестиционно-инновационной активности разбит экспертным путем на два составных элемента: всего полученных субсидий; рентабельность с учетом субсидий. Инвестиционно- инновационный потенциал включает в себя: ресурсный потенциал (материальные, финансовые, кадровые ресурсы); финансовый потенциал (в данном случае ликвидность); кадровый потенциал (среднегодовая численность, фонд заработной платы).
Динамичное развитие сельскохозяйственного производства во многом зависит от обеспеченности, степени подготовки и уровня профессионализма работников отрасли. Трудовые ресурсы в сельском хозяйстве являются одним из основных факторов производства, эффективное использование которых обеспечивает продовольственное обеспечение, развитие устойчивого сельскохозяйственного производства, функционирование продовольственных рынков, рост уровня доходов сельского населения, а также решение других ключевых задач экономики. Аграрная сфера является одним из ведущих секторов экономики Ставропольского края. Сельское хозяйство формирует 15‰ валового регионального продукта, аккумулирует 16‰ общего объема инвестиций и обеспечивает занятость 17‰ населения края. Задачи сокращения дефицита, повышения квалификации специалистов, уровня образования работников массовых профессий становятся все более актуальными и входят в разряд стратегических в деятельности всех государственных структур. Решение указанных задач напрямую связано с формированием и эффективной реализацией государственной кадровой политики агропромышленного комплекса Российской Федерации и должно опираться на исследования трудовых ресурсов сельскохозяйственных организаций, учитывающих как их количественные, так и качественных характеристики. Необходимость своевременного и полного решения вышеназванных проблем обусловила актуальность темы научного исследования.
Малым формам хозяйствования на селе как незаменимому элементу рыночной экономики принадлежит определенный вклад в общее производство сельскохозяйственной продукции, который в некоторой степени способствует экономии ресурсов, создает необходимую среду для развития конкуренции, обеспечивает занятость значительной части населения. Среди других преимуществ малых форм хозяйствования можно выделить: способность быстрой адаптации к меняющимся экономическим условиям, мобильность и гибкость в принятии управленческих решений, динамичность и целеустремленность, настойчивость, творческое отношение к делу, готовность к риску и умение им управлять. Кроме того, их деятельность способствует решению социальных проблем села, налаживанию устойчивого развития сельских территорий, обеспечению занятости и поддержке доходов сельского населения. Однако представители малых форм хозяйствования в современных условиях сталкиваются с рядом проблем, связанных, прежде всего с действием внешних факторов: трудности с реализацией продукции, недостаточная государственная финансовая поддержка, низкий уровень информационно-консультационного и кадрового обеспечения, решить которые самостоятельно не представляется возможным. Для повышения эффективности функционирования малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе в статье предложен комплекс мероприятий и обоснованы приоритетные направления решения указанных проблем. Также авторами исследованы основные условия развития малого аграрного предпринимательства в России. Значительное внимание уделяется инструментам, способствующим активному развитию малых форм хозяйствования в АПК. Доказано, что активизация агробизнеса, в том числе в малых формах хозяйствования, зависит не только от прямой поддержки, но и от создания благоприятных условий, развития агроконсалтинга, страховой поддержки и ряда других.