Яндекс.Метрика

Развитие цифровых технологий в сельском хозяйстве как составная часть аграрной политики

Современные инновации в значительной степени должны отражать внедрение цифровых технологий в АПК. Для этого принят целый пакет нормативно-правовых документов, в которых прописаны направления, критерии и источники финансирования цифровых инноваций, в том числе и в сельском хозяйстве. Однако нормативно-правовое регулирование не ставит четких, количественных целей, направленных на рост благосостояния граждан, не оперирует четким понятийным аппаратом, порой вводящим в заблуждение и противоречащим уже используемым во всем мире понятиям. В этой связи, озабоченность вызывает не только понятийный аппарат, но и организационный механизм государственной поддержки цифровых технологий, как в АПК, так и в целом в экономике РФ. В то же время, активное развитие современных, в том числе и цифровых технологий не учитывает целого комплекса факторов, способных затормозить внедрение и развитие цифровых технологий, не только в сельском хозяйстве, но и в целом, в экономике страны. Имеющееся нормативно– правовое регулирование в части государственной поддержки и регулирования цифровых технологий не раскрывает сущности этих технологий и не ставит четкие, количественные цели, которые должны быть достигнуты. Кроме того, постоянные дискуссии, на тему цифровых технологий, как правило, не подтверждены аналитическим материалом, что тоже является проблемой при оценке эффективности, как использования цифровых технологий, так и их влияния на эффективность сельскохозяйственного производства. В данном исследовании рассмотрены направления развития цифровых технологий в сельском хозяйстве, некоторые причины, препятствующие развитию цифровой экономики, а также недостаточной эффективности научно-технологической политики.

Международные и национальные аспекты проблемы продовольственной безопасности

В статье проведен анализ состояния продовольственной безопасности на международном и национальном уровне, проведена систематизация международных показателей, используемых для оценки продовольственной независимости стран. Анализ данных международных организаций позволил сделать вывод, что проблема продовольственной безопасности становится все более актуальной и распространенность недоедания в мире демонстрирует незначительный, но устойчивый рост, связанный с множеством экологических, политических и социальных факторов. В статье отмечены основные регионы мира, в которых уровень отсутствия продовольственной безопасности является самым высоким. Проведено сравнение подходов Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации с принципами, используемыми международными организациями. Отражена важность улучшения структуры питания в Российской Федерации с целью достижения рациональных норм потребления пищевых продуктов на душу населения, так как фактическая структура питания населения нашей страны пока еще не соответствует рекомендуемой. Проанализирована зависимость экономической доступности продовольствия от размеров реальных доходов населения и уровня цен на сельскохозяйственную продукцию. На основании проведенного комплексного экономического анализа состояния продовольственной безопасности выявлены проблемы, определены направления и задачи ее обеспечения. Они включают наращивание эффективности производства отечественной сельскохозяйственной продукции, расширение ассортимента отечественной продовольственной продукции, что обеспечит высокую конкурентоспособность на мировом рынке и снизит зависимость экономики страны от импорта, повышение уровня материально-технической оснащенности научно-исследовательских учреждений, совершенствование нормативно-правовой и материально-технической базы контроля качества и безопасности продовольственных товаров, разработку и реализацию ФЗ «О продовольственной безопасности в Российской Федерации» и др.

Структурная трансформация и технологическая модернизация агросектора россии: вызовы и подходы к оптимизации

В последние годы в сельском хозяйстве страны наметились определенные позитивные изменения в части его структурно- технологической модернизации. Этому способствует выстроенная структурированная система государственной поддержки по приоритетным направлениям развития каждого конкретного региона. В то же время характер и темпы происходящих преобразований заметно различаются от региона к региону. На это влияет инвестиционная политика конкретного субъекта России, состояние развития сельских территорий, уровень государственной поддержки, а также роль сельхозорганизаций в аграрной структуре региона. В этой связи следует проанализировать характер происходящих изменений в разрезе субъектов страны, прежде всего по сельскохозяйственным организациям, состояние которых напрямую сказывается на ситуации в отрасли целом. Необходимо изучить долю сельского населения в общей численности и экономическое поведение сельскохозяйственных организаций. Выявлено, что среди регионов, демонстрирующих высокие темпы экономического роста в сельском хозяйстве, в подавляющей степени представлены субъекты, входящие в Центральный федеральный округ, для которых характерна заметная инвестиционная активность. В немалой мере активизация инвестиционной работы в этих регионах обусловлена системными усилиями по привлечению частного капитала для реализации крупных проектов. В то же время, регионы с преобладанием сельского населения и низкотоварных форм в структуре аграрной экономики лишены возможности конкурировать с вышеуказанными субъектами в части инвестиционной активности, что способствует нарастанию деформационных проявлений в социально-экономическом развитии сельского хозяйства. В этой связи и в целях сокращения данного разрыва целесообразна разработка мер государственного стимулирования структурно-технологической модернизации АПК индивидуально по группам регионов.

Как улучшить планирование федерального проекта «экспорт продукции апк»

В научной литературе детально обсуждаются перспективы и риски федерального проекта «Экспорт продукции АПК», однако изъяны его планирования пока не исследованы. В статье показано, что последствием изъянов стало принятие некоторыми субъектами федерации обязательств, которые либо невыполнимы, либо могут породить серьёзные трудности. Это доказывается результатами компьютерного эксперимента, поставленного на модели равновесия на рынках сельскохозяйственной продукции субъектов федерации по сценарию, отражающему региональные обязательства по федеральному проекту на 2019 год. Установлено, что шесть областей, расположенных на границе России, – Амурская, Астраханская, Брянская, Калининградская, Ростовская, Смоленская – не в состоянии выполнить свои обязательства при сценарных условиях. Проверка, проведённая для Астраханской области, показала, что область сформировала свои обязательства по зерну, ориентируясь на транзит зерна за рубеж из других регионов, вследствие чего обязательства на 2019 г. почти в 24 раза превышают существующее производство зерна при запланированном росте последнего с 2014 по 2024 г. лишь на 49‰. Таким образом, обязательства Астраханской области по зерну требуют корректировки. По результатам анализа вносится предложение перестроить систему планирования федерального проекта, дополнив её обязательным расчётом балансов ресурсов по каждому субъекту федерации с учётом взятых обязательств. Это можно обеспечить использованием экономико-математической модели, применённой в данном исследовании. Кроме того, предлагается публиковать обоснование обязательств субъектов федерации для своевременного выявления неточностей экспертным сообществом.

Стратегические ориентиры развития агропромышленной интеграции в краснодарском крае

Дается оценка изменению структуры Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия после ее пролонгирования. Обосновываются факторы, оказывающие влияние на направления стратегического развития агропродовольственных комплексов регионального уровня. Приводится критический анализ Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года по вопросам развития агропродовольственного комплекса. Отмечается, что масштабность задач, стоящих перед агропродовольственным комплексом региона, требует его структурной модернизации, определенной диверсификации как аграрного сектора, так и перерабатывающей промышленности, повышения эффективности взаимодействия производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции, совершенствования системы интеграционных взаимоотношений, повышения темпов технико- технологической модернизации всех звеньев агропродовольственного комплекса, оптимизации технологических цепочек, минимизации трансакционных издержек и формирования, в конечном счете, устойчивых конкурентных преимуществ, позволяющих региональным производителям в долгосрочной перспективе успешно конкурировать как на российском, так и на внешнем рынках. Выявляются «пробелы» Плана мероприятий по реализации Стратегии при описании индикаторов развития сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, нарушающие принцип системности рассмотрения проблем функционирования агропродовольственного комплекса как сложной территориально-отраслевой системы. В качестве первоочередного мероприятия по реализации Стратегии развития Краснодарского края предлагается разработка Стратегии развития агропродовольственного комплекса региона. Делается вывод о том, что проблема его эффективного развития может быть успешно решена лишь при условии формирования рациональной системы межотраслевых и межсубъектных отношений и возможности балансирования разнонаправленных экономических интересов интегрирующихся субъектов.

Совершенствование экономических взаимоотношений в апк в целях научно-технического развития

Статья посвящена проблемам научно-технического развития АПК и внедрения новейших технико-технологических и иных достижений науки и практики в различных отраслях и сферах деятельности аграрно-промышленного производства. Исходя из того, что значительная часть товаропроизводителей не имеет достаточно финансовых ресурсов для модернизации производства, приобретения передовых техники и технологий, внедрения других видов инновационных продуктов, предлагается обратить внимание ученых и специалистов АПК, госструктур и иных заинтересованных лиц на возможность использования в этих целях новых подходов к взаимоотношениям участников агропромышленных кластеров. В частности, взаиморасчеты между ними при внедрении инноваций предлагается проводить с учетом фактически полученного товаропроизводителями эффекта от нововведений. Такой подход позволит, с одной стороны, разработчику реализовать инновационный продукт, проявив максимальную заинтересованность в его эффективном внедрении; с другой – обеспечит даже убыточным и низкорентабельным товаропроизводителям возможность научно-технического развития производства. Указанное позволит также приступить к совершенствованию коммуникаций между участниками агропромышленных кластеров на основе внедрения информационных технологий. Развитие цифровой экономики с единым подходом к программному обеспечению, к стандартизации форм и методов сбора, хранения и обработки информационных ресурсов на всех уровнях управления при соответствующей государственной поддержке будет способствовать цифровизации АПК и позволит сформировать единую автоматизированную информационную систему страны.

Методологические аспекты исследования устойчивого развития сельских территорий

Начало XXI века отмечается целеустремленной политикой руководства РФ по развитию сельских территорий, повышению уровня и качества жизни сельского населения. Так, в 2002 г. была принята федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 г.» и затем продлена до 2013 г. Ее логичным продолжением явилась Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 2136-р. По результатам реализации Концепции, Правительство Российской Федерации в 2015 г. утвердило «Стратегию устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 г. (далее – Стратегия). Положительные итоги социально-экономического развития сельских территорий и АПК общеизвестны. Неоспорим и тот факт, что достигнуты они были во многом благодаря осуществленным мероприятиям в упомянутых документах. Вместе с тем очевидно и другое: медленно сокращается численность бедных сельчан; по-прежнему сохраняется значительный разрыв в располагаемых доходах и обеспеченности социально-культурными объектами жителей города и села; весьма проблематичным остается медицинское обслуживание сельского населения; не по всем видам продукции сельского хозяйства достигнуты пороговые значения Доктрины продовольственной безопасности; углубилась межрегиональная дифференциация в уровнях производства и его экономической эффективности; дискуссионными остаются вопросы методологического сопровождения реализации положений Стратегии, включая систему целевых показателей устойчивого развития сельских территорий. В этой связи авторы попытались: раскрыть сущность понятия «устойчивое развитие сельских территорий»; предложить систему показателей устойчивого развития сельских территорий, адекватно раскрывающих содержание данного понятия и применимых к территориальным образованиям любого региона; рассмотреть необходимость и возможность моделирования интегрального показателя устойчивого развития сельских территорий, однозначно отражающего этот процесс во времени и пространстве.

Формирование продовольственных цепей поставок и их влияние на развитие сельских территорий

Цель исследования – оценка развития коротких цепей поставок продовольствия, выявление их преимуществ для функционирования сельских территорий. Установлено, что распространение преимущественно длинных цепочек поставок продовольствия является унаследованным от прежней системы. В рыночных условиях развитие длинных цепочек поставок продовольствия на основе вертикально-интегрированного производства, с размещением головных финансовых центров в крупных городах и областных центрах, приводит к усилению монополизации рынка продовольствия, и к уменьшению налоговой базы на сельских территориях. Сверхконцентрация агрохолдингами капитала и поголовья животных в крупных комплексах на ограниченном пространстве сельской местности приводят к ухудшению состояния окружающей среды, существенным потерям в биоразнообразии, и повышенной нагрузке на экосистемы. Высокоинтенсивное сельское хозяйство за счет использования эффекта масштаба и современных технологий ускоренно вытесняет трудовые ресурсы из производственной сферы, увеличивая безработицу на селе. В данных условиях определённую стабилизирующую социальную роль на селе играют малые формы хозяйствования: личные подсобные хозяйства (ЛПХ), индивидуальные хозяйства (ИХ) населения, К(Ф)Х, небольшие самостоятельные сельскохозяйственные организации. В связи с этим, важной задачей является выявление проблем их развития, определения условий, при которых они могут стать конкурентоспособными товаропроизводителями продовольственной цепи на локальном рынке. В РФ выявлены следующие три типа цепей поставок продовольствия: длинные, короткие, ультракороткие. Научная новизна заключается в теоретическом обосновании основных принципов и показателей устойчивых цепей продовольствия. Выявлена форма генерации капитала коротких цепей поставок (КЦП), способствующая повышению их конкурентоспособности и устойчивости относительно длинных цепей поставок. На основе анализа продовольственного рынка Санкт-Петербурга исследованы основные проблемы слабого развития КЦП в регионе.

Перспективы агропродовольственного экспорта россии в страны брикс

В статье рассматриваются особенности и основные направления развития российского экспорта агропродовольственной продукции в страны БРИКС, которые продолжают оставаться значимыми торговыми партнерами России. Основываясь на данных внешнеторговой статистики, выявлены тенденции и структурные изменения в агропродовольственной торговле России с партнерами по БРИКС и странами остального мира. Проведен сравнительный анализ указанных тенденций и структурных сдвигов по основным группам агропродовольственных товаров в соответствии с Федеральным проектом «Экспорт продукции АПК». Рассмотрены особенности торговли с отдельными странами БРИКС. С целью характеристики сложившихся условий для реализации Россией экспортного потенциала на рынках БРИКС проведена оценка динамики комплементарности агропродовольственной торговли. Установлены существенные различия в соответствии импортных торговых профилей партнеров по БРИКС экспортному профилю Российской Федерации, а также низкий уровень диверсификации российских поставок на рынки Бразилии, Индии и ЮАР. Выявлены товары, характеризующиеся наличием сравнительных преимуществ, и проанализированы объемы поставок этих товаров на рынки БРИКС в 2010–2019 гг. Установлено отсутствие экспорта в страны БРИКС ряда российских товаров с высоким уровнем выявленных сравнительных преимуществ, к которым, в частности, относятся переработанный табак, жмых, меласса, ячмень, рожь, клейковина пшеничная. Кроме того, обозначены перспективы экспорта продукции с нереализованными сравнительными преимуществами. Для рассмотренных категорий товарных групп проведены расчеты потенциальных стоимостных объемов поставок и степени реализации экспортного потенциала России на рынках стран БРИКС. Установлено, что реализация Россией имеющегося потенциала поставок позволит ей приобрести статус нетто-экспортера в торговле со странами БРИКС в целом. При этом по-прежнему агропродовольственный импорт из Бразилии, Индии и ЮАР будет преобладать над российским экспортом в эти страны.

Продовольственная безопасность в условиях структурных трансформаций продовольственной сферы экономики

В современном мире борьба с голодом, связанная с взрывным ростом населения планеты, приводит к ускорению процессов структурных трансформаций как в сельском хозяйстве, так и в пищевой промышленности. Экспансия интенсивного сельского хозяйства, распространение синтезированных продуктов питания, развитие генной инженерии позволяет наращивать производство продовольствия, порождая предпосылки все большего и большего увеличения человеческой популяции. Вследствие неравномерности размещения ресурсов для производства сельскохозяйственной продукции страны нетто-экспортеры продовольствия сталкиваются с потенциальной угрозой снижения качества продуктов питания из-за избыточной интенсификации сельского хозяйства, связанной с увеличением поставок на мировой продовольственный рынок. Провозглашая важнейшим приоритетом национальных интересов обеспечение населения качественными продуктами питания, государство должно разработать и внедрить механизмы экономического взаимодействия в продовольственной сфере национального хозяйства, гарантирующие безусловную продовольственную безопасность страны. Институциональным стержнем аграрной политики в России стала Доктрина продовольственной безопасности РФ, четко обозначившая перспективы развития для сельскохозяйственного производства по критерию безопасности продукции. Употребление синтезированных продуктов питания не соответствует положениям Доктрины, но явных ограничений, препятствующих дальнейшей интенсификации сельского хозяйства, не обозначено, равно как и не заявлены приоритеты органического сельского хозяйства. В развитие Доктрины продовольственной безопасности при разработке плана мероприятий по ее реализации целесообразно установить количественные параметры структурных пропорций в национальном сельском хозяйстве, приняв в качестве базового параметра структурных преобразований долю земель, используемых для производства органического продовольствия, в общем объеме сельскохозяйственных угодий. В таком случае, все инвестиционные расходы, связанные с достижением установленной доли сертифицированных земель под органическое производство, являются структурными инвестициями и включают в себя финансирование сертификации земель, погектарную поддержку товаропроизводителей, а также субсидирование потребителей органических продуктов питания.