В статье приводится система устойчивого развития отрасли растениеводства на основе совершенствования селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур в Российской Федерации. Показана высокая зависимость страны от иностранных производителей семян высших репродукций. Вскрыты причины, ограничивающие динамичное развитие селекции и семеноводства в России. Предложена иерархия системы устойчивого развития отрасли растениеводства, в которой выделяемые уровни образуют соответствующие подсистемы совершенствования селекции и семеноводства. Доказана необходимость глубокой локализации производства семян иностранными компаниями в стране не в ущерб национальной селекции. В этой связи дано пояснение, какие семена можно и нужно считать отечественными. В процессе исследования применялся комплекс методов: абстрактно-логический (при постановке цели и задач исследования, обосновании направлений совершенствования селекции и семеноводства), сравнительного анализа (при исследовании теоретических аспектов устойчивого развития растениеводства в стране), монографический (при исследовании состояния селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур).
Статья посвящена проблемам развития сельских территорий Республики Калмыкия, расположенных в аридной зоне и отличающихся крайне неблагоприятными природно-климатическими условиями. Исследование жизненных условий сельских жителей, хозяйственной деятельности сельхозтоваропроизводителей и состояния природной окружающей среды проводилось во взаимосвязи, как социо-эколого- экономической системы. В ходе исследований был проведен комплексный анализ сельских социо-эколого-экономических систем в разрезе, составляющих ее элементов. Анализ жизненных условий сельского населения выявил наличие деструктивных факторов развития социосферы, таких как устойчиво отрицательный миграционный баланс, что привело к сокращению и старению сельского населения, низкий уровень жизни сельских жителей, финансовая необеспеченность сельских поселений и др. Проведенный анализ показал развитие деструктивных факторов как в жизнеобеспечении сельских жителей, производственной деятельности сельхозтоваропроизводителей, так и в сохранении хрупкого эколого- хозяйственного баланса сельских территорий республики Калмыкия. Данный факт вызвал необходимость совершенствования модели развития сельских территорий как социо-эколого-экономической системы, позволяющей нейтрализовать угрозы продовольственной безопасности.
Цели Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года раскрываются в соответствующих принципах и задачах функционирования сельских территорий в социальной, демографической, экономической, информационной, природоохранной и других сферах. Закончился переходный этап (2015-2020 годы) реализации Стратегии, что предполагает оценку промежуточных результатов как в целом по стране, так и по отдельным регионам с учетом стартовых условий и специфических особенностей развития каждого из них. Всесторонний анализ полученных результатов позволит не только усовершенствовать инструментарий организационного и экономического обеспечения целевых индикаторов на региональном и муниципальном уровнях, но и внести возможные коррективы в государственные программы развития сельских территорий, в оперативные планы Министерства сельского хозяйства РФ и других ведомств. Исходя из целеполаганий Стратегии, в статье проанализированы состояние и развитие сельских территорий Калужской области; рассмотрены причинно- следственные связи качественных и количественных изменений в демографической, социально-экономической и природоохранной деятельности сельских поселений региона; исследованы структурные сдвиги в производстве и потреблении основных продуктов сельского хозяйства и их влияние на миграционные процессы на селе; дана оценка уровню и степени устойчивого развития сельских территорий Калужской области; приведены и интерпретированы результаты социологического опроса сельских жителей Калужской области на предмет приоритетных мероприятий по улучшению жизни на селе; изучена дифференциация муниципалитетов Калужской области по важнейшим индикаторам социально-экономического развития сельских поселений и обоснованы конкретные предложения по ее сокращению.
Демографическое старение выступает доминирующей тенденцией, характерной не только для экономически развитых, но и развивающихся государств, оказывая негативное влияние на экономический рост, национальный рынок труда, пенсионную систему. Цель исследования – выявить закономерности и специфические особенности демографического старения сельских территорий России, провести сельско-городские сопоставления, выполнить статистическую оценку масштабов и глубины старения российского села. Рассмотрена прогнозная динамика численности и доли лиц старше трудоспособного возраста в условиях пенсионной реформы. Исследования показывают, что демографическое старение в разной степени затронуло территории России, доля лиц старше трудоспособного возраста в структуре сельского населения колеблется от 16,7‰ в Северо-Кавказском до 29,6‰ в Центральном федеральном округе. Гендерная асимметрия в сельской местности выше, чем в городской, доля сельских женщин изменяется от 51,9‰ в возрастной группе 70-74 лет до 79‰ среди 90-94 летних. Глубина старения женского населения, измеряемая долей лиц 80 лет и старше в структуре пожилого сельского населения, составляет 22,0‰, тогда как мужского – 12,2‰. Полученные результаты позволили выявить сельско-городские различия, межрегиональную дифференциацию, гендерную асимметрию и феминизацию процесса демографического старения села в России.
Рассмотрены общие для различных отраслей условия формирования отраслевой конкурентоспособности, включающие использование опыта конкуренции, факторов конкурентоспособности отрасли и ориентации производителей на запросы региональных потребителей. Показано, что на конкурентоспособность мясной отрасли региона влияет характер участия производителей в создании потребительской ценности, неравномерное распределение затрат и прибыли, зависимость конкурентоспособности от технологий на каждом из этапов производства мясной продукции. Показано, что конкурентоспособность мясной отрасли региона создается на уровне конкретных производителей, поскольку они по-разному участвуют в создании потребительской ценности, различаются и способы использования опыта конкурентной борьбы для развития конкурентных преимуществ. Сделан вывод, что для небольших хозяйств предпочтительным способом использования опыта конкуренции на рынке мясной продукции выступает кооперация с другими участниками создания потребительской ценности, а крупнейшие производители имеют возможность непосредственного использования этого опыта, поскольку контролируют все этапы создания ценности для потребителя. Рассмотрены различные аспекты определений конкурентоспособности мясной отрасли региона, что, во взаимосвязи с обоснованием ее сущности, позволило уточнить определение данного понятия.
В статье рассмотрены основные положения долгосрочной аграрной политики России, включая научно-обоснованные принципы ее формирования, цели и задачи на долгосрочную перспективу, этапы реализации, основные приоритеты и оценку реализации. В качестве принципов рассматривались комплексность, этапность, доступность продовольствия для всех групп населения, пространственное развитие с учетом природно-экономических особенностей регионов страны, сбалансированности ресурсов и целей развития, равной доступности сельскохозяйственных товаропроизводителей к внешним и внутренним рынкам сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Особое внимание в статье уделено внутренним и внешним вызовам, которые придется преодолеть на пути к достижению долгосрочных целей развития. Были выделены три этапа реализации долгосрочной аграрной политики. Стержнем статьи является формулировка основных стратегических приоритетов развития АПК, включая стратегическое управление, прогнозирование и планирование; взаимосвязь аграрной и макроэкономической политики; научно-технический прогресс в АПК; опережающее законодательное обеспечение аграрной политики; миссия российского крестьянства и повышение его роли в обществе; опережающее развитие АПК регионов Нечерноземной зоны России; эффективное землепользование и экология; сближение аграрных политик государств-членов Евразийского экономического союза. Завершается статья сценарным прогнозом развития сельского хозяйства страны в сравнении с международными оценками.
В статье рассмотрен ряд инструментов реализации принципа гибкости в управлении организацией. Имеются в виду следующие функции: целеполагание, планирование, направляющая и ориентирующая функции, функции анализа, учета и контроля. Анализ проводится по таким сегментам деятельности организации, как управление персоналом, подразделениями, технологиями, затратами и результатами производства. Главные инструменты: создание системы «управление изменениями» на предприятии, введение должности менеджера технологий, система управления затратами по местам их возникновения, носителям и центрам ответственности, налаживание обратной связи в потоке информации «начальник-подчиненный», разработка триады «самостоятельность, заинтересованность, ответственность», сочетание централизованного и децентрализованного управления, сочетание личных и корпоративных материальных и др. интересов. Применение принципа гибкости в управлении позволит организации эффективно управлять изменениями, создать систему оперативного реагирования на вызовы со стороны внешней и внутренней сред, внесения соответствующих корректировок в стратегию и тактику своей деятельности для достижения поставленных целей.
В статье рассмотрены основные инструменты аграрной политики в рамках модели параметрического управления поведения хозяйствующих субъектов. К этим инструментам отнесены: фиксированные и потоварные трансферты, а также минимальная цена. Основной особенностью данного подхода является обеспечение вовлеченности хозяйствующих субъектов в сельскохозяйственную деятельность даже после отмены стимулирующих мер. Одни и те же инструменты могу давать различные результаты при различных условиях, быть по-разному эффективны при различных моделях поведения хозяйствующих субъектов. С другой стороны, рассмотренный подход позволяет выделить инструменты, претендующие на роль инвариантов параметрического управления, среди которых – минимальная цена. Данный инструмент, согласно модели параметрического управления поведением хозяйствующих субъектов, является наиболее эффективным для рынков с положительным наклоном спроса. Такой спрос, как известно, характерен для товаров Гиффена и товаров первой необходимости в условиях нестабильности. Среди этих товаров – социально-значимые продукты питания. В статье проведен сравнительный анализ результатов модели с инструментами аграрной политики в России и зарубежных странах (США и странах Европы). Показано, что ценовое регулирование на некоторые продукты питания в зарубежных странах соответствуют выводам модели. Характерным примером установления нижней границы цены является ценовое регулирование сельского хозяйства в США. В то же время в России применяются противоположные подходы. Так, в период нестабильности применяется практика установления максимальных цен на социально-значимые продукты питания. С другой стороны, в рамках развиваемого нами подхода может быть использована и противоположная мера регулирования – установление минимальных цен на продукты питания. Такая мера может способствовать развитию рынков сельхозпродукции через стимулирование входа в отрасль новых участников и усиление конкуренции на соответствующих рынках. При необходимости указанная мера может сопровождаться дотациями потребителям с низкими доходами.
Эффективное формирование и использование трудовых ресурсов в сельском хозяйстве является народнохозяйственной проблемой, решение которой требует проработки методологических и практических вопросов, направленных на повышение экспортного потенциала отрасли, улучшение качества жизни сельского населения, развитие конкурентоспособности сельского хозяйства. Такие стратегические проблемы агропромышленного комплекса, как отток трудовых ресурсов из сельской местности, снижение обеспеченности сельскохозяйственных организаций работниками массовых профессий, падение престижности аграрного труда вызывают необходимость поиска научно обоснованных рекомендаций и механизмов привлечения, сохранения, развития и эффективного использования трудовых ресурсов в сельском хозяйстве. В статье предложена универсальная методика прогнозирования, позволяющая изучать как трудовые ресурсы в сельском хозяйстве в целом, в Ставропольском крае, так и отдельные категории занятых в разрезе муниципальных образований или их групп. Для каждого из рассмотренных сценариев предложен комплекс программных мероприятий, ориентированных на повышение обеспеченности организаций АПК трудовыми ресурсами, рост отраслевой производительности труда и квалификации работников, совершенствование технологий непрерывного аграрного образования, развитие системы мониторинга кадровых процессов. В заключении предлагается усовершенствованная модель экономических отношений при формировании и использовании трудовых ресурсов, включающая два блока: организационно–управленческий и программный, которая позволит повысить эффективность реализации задач формирования трудовых ресурсов и развития кадрового потенциала в сельском хозяйстве.
Существующая модель взаимодействия сельскохозяйственных производителей с субъектами, участвующими в процессе производства и переработки сельскохозяйственной продукции, не имеет системной, взаимосвязанной, постоянной направленности. Сложившаяся модель функционирования системы продовольственного обеспечения регионов характеризуется разнонаправленными целями, задачами, принципами, инструментами ее субъектов. По мнению авторов, продовольственная безопасность страны и продовольственное обеспечение ее регионов должны базироваться на единой для всех субъектов цели, а процесс взаимодействия должен выйти за рамки диадических отношений, что позволит усовершенствованной модели обладать эмерджентным свойством, тем самым будет достигнута общая цель – обеспечение населения качественными продуктами питания. Государство в данном случае должно стать регулятором этих отношений. Данный процесс трансформации взаимоотношений наиболее актуален для промышленных регионов, например, таких как Кемеровская область – Кузбасс. В таких регионах на основе объединения интересов субъектов системы продовольственного обеспечения населения и их интеграции с субъектами непродовольственного сектора экономики возможно повышение качества продуктов питания, именно их интеграция может стать основным фактором дальнейшего развития АПК, повышения его конкурентоспособности.