Цель исследования – проанализировать результаты экспорта за 2018-2020 годы по группе продуктов животного и растительного происхождения. За период 2016-2020 гг. объем экспорта возрос на 16,8‰, возросла и доля экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья на 3 п.п. Основными товарными экспортными группами являются «мороженая рыба» (54,7‰) и «злаки» (81‰). Анализ соотношения между производством продукции растениеводства и животноводства и экспортом продуктов растительного и животного происхождения показывает дифференциацию размещения сельскохозяйственных производителей и экспортеров. На основе анализа экспортеров продуктов растительного и животного происхождения сделан вывод об осуществлении экспортных операций преимущественно посредниками, а не сельскохозяйственными товаропроизводителями. Анализ размещения экспортеров продуктов растительного и животного происхождения показал преимущества в реализации у приграничных регионов. Показаны ценовые преимущества экспорта продуктов глубокой переработки. Использование мер стимулирования экспорта, а также предлагаемого правительством демпферного механизма будет способствовать наращиванию объемов экспорта, созданию базы устойчивого роста экспорта в будущем.
В статье трудности выполнения стратегических ориентиров по инновационному развитию сельского хозяйства, зафиксированные в ряде государственных программ, объясняются недостаточным учетом социальной составляющей факторов инновационного развития агропромышленного комплекса и высоким уровнем бедности сельского населения. Своевременность рассмотрения этих факторов диктуется поставленной Президентом России стратегической задачей сокращения бедности в стране. Указом Президента преодоление бедности признано как одна из главнейших социальных проблем России. Первой в списке перечня национальных целей значится: сохранение населения, здоровье и благополучие людей. Один из главных критериев достижения - cнижение уровня бедности к 2030 г. в два раза по сравнению с показателем 2017 года. Цель представленного исследования состоит в актуализации сохранения населения в сельской местности, определении уровня сельской бедности, выявлении особенностей влияния социальных проблем села на инновационный потенциал регионов, оценке роли государственного участия в рассматриваемых процессах. На основе информации Росстата РФ, Министерства сельского хозяйства РФ проведен логический и статистический анализ и синтез данных, расчет уровня бедности среди проживающих в сельской местности в регионах России, который в целом по стране достигает 25,4‰. Дана оценка уровня организационно-методической проработки механизмов реализации некоторых документов, влияющих на сокращение малоимущих среди сельского населения и переход сельского хозяйства на инновационный путь развития. Предлагаются меры сокращения сельской бедности как важнейшего условия модернизации сельской экономики и перехода на инновационное развитие АПК.
Кролиководство является одной из перспективных и стратегически важных отраслей животноводства в Российской Федерации. Основной продукцией данной отрасли считается диетическое мясо, спрос на которое возрастает в силу популяризации в мире здорового образа жизни. Также крольчатина относится к белым сортам мяса, а продукция кролиководства рекомендуется для всех групп населения, так как она обладает гипоаллергенными свойствами, то есть питательные свойства отличают продукцию кролиководства от других видов. Актуальность исследования обусловлена необходимостью анализа ключевых финансовых показателей коммерческих кролиководческих организаций и обоснованием направлений для улучшения их финансового состояния. В качестве объектов исследования были выбраны семь кролиководческих организаций, расположенных в Центральном федеральном округе, а эмпирическую базу составили данные публичной бухгалтерской отчетности. По итогам проведенного сравнительного анализа были выделены и проанализированы группы показателей финансового состояния и результатов деятельности рассматриваемых коммерческих кролиководческих организаций за период 2017-2019 гг. Считаем, что предложенные направления деятельности будут способствовать приведению ключевых показателей финансового состояния к нормативным значениям, тем самым повышая их привлекательность для инвесторов, банков и поставщиков сырья и материалов, что будет способствовать увеличению объемов производства и, как следствие, росту предложения кролиководческой продукции для удовлетворения имеющегося спроса на отечественном рынке.
Статья посвящена изучению и анализу производственно-сбытовых процессов, входящих в цепочку создания ценностей агросектора РА, их финансированию, проблемам развития и внедрения механизмов, направленных на устойчивое развитие аграрного сектора. Представлены предложения по внедрению новых механизмов и кредитных продуктов по финансированию цепочки создания ценностей в аграрном секторе, в частности в крестьянских хозяйствах, разработке программ господдержки проектов внедрения новых информационных технологий, программного обеспечения, а также механизмов вертикальной интеграции для развития цепочки создания ценностей, которые приведут к повышению уровня продовольственной безопасности, экономической эффективности крестьянских хозяйств, развитию финансового сектора кредитных учреждений, повышению финансовой грамотности фермеров и т.д. В статье рассматривается сущность внедрения механизмов и кредитных продуктов финансирования цепочки создания ценностей в аграрном секторе, в частности финансирования крестьянских хозяйств на льготных условиях через сотрудничество с партнером-поставщиком перерабатывающего предприятия для приобретения основных средств, а также оказания услуг, внедрения новых механизмов вертикальной интеграции перерабатывающих предприятий для обеспечения собственным сырьем. Представлены механизмы эффективного использования сельскохозяйственных земель через сотрудничество и кооперацию крестьянских хозяйств с перерабатывающими предприятиями. Рассматриваются возможности внедрения научно-технических инноваций в финансовом секторе в развивающихся странах, а также программ, внедрение которых возможно в Республике Армения.
26 октября 2020 года Президент Российской Федерации В.В. Путин утвердил Стратегию развития Арктической зоны Российской Федерации, в которой определены основные направления развития стратегически важной территории, как в национальном, так и в экономическом плане на период до 2035 года. Республика Саха (Якутия) - самый большой субъект Российской Федерации по размеру территории. При этом 52,2‰ ее площади или 1608,8 тыс. кв. км занимают Арктические районы с экстремальными природно-климатическими условиями, низкой плотностью населения, очаговым характером промышленно-хозяйственного освоения и полной зависимостью жизнеобеспечения и деятельности от сезонности транспортной доступности. Существующий на сегодня уровень потребления продуктов питания в Арктических районах Республики Саха (Якутия) не в полной мере соответствует, с одной стороны, современным нормам и требованиям, а с другой - потребностям населения с учетом их национальных и этнических особенностей. Все это обуславливает острую необходимость пересмотра подходов к государственному регулированию системы продовольственного обеспечения населения арктического региона. Физическую и экономическую доступность продуктов питания для каждого гражданина, проживающего в Арктике, необходимо рассматривать не только за счет северного завоза – гарантированного обеспечения населенных пунктов продовольствием, но и за счет развития регионального производства - отраслей сельского хозяйства. Повышение эффективности регионального АПК в Арктике, в частности традиционных отраслей хозяйствования, не только снизит часть проблемы обеспечения северного завоза, но и обеспечит качественные изменения уровня жизни, проживающего на этой территории, населения.
Отрасль сельскохозяйственного машиностроения России находится в системном кризисе, о чем свидетельствуют постоянно сокращающийся машинно-тракторный парк страны, низкие объемы производства и экспорта отечественных сельхозмашин на фоне возросшего импорта или местной сборки иностранной сельхозтехники. В настоящей статье представлена авторская стратегия развития технического обеспечения сельского хозяйства России (цель исследования), которая отличается своей методологией от официальных стратегий или предлагаемых другими учеными идей. Для разработки основных положений стратегического плана используются концепция догоняющего экономического развития, знания в области управления инновациями и технологиями, стратегический менеджмент и стратегический маркетинг. В отношении технического обеспечения сельского хозяйства формулируются / разрабатываются: миссия России, стратегическое видение, ценности, стратегические проблемы (на основе SWOT анализа), стратегические цели, стратегические действия, или стратегии. Главной стратегической проблемой признана низкая конкурентоспособность российской сельхозтехники. С целью ее решения предлагается применить следующие стратегии в рамках парадигмы догоняющего развития: стратегию перепрыгивания, или обходной маневр, и стратегию тройной спирали. Обходной маневр заключается в отказе от улучшения производства механических машин и переходе к разработке умной, роботизированной сельхозтехники, последующем создании системы умных машин или системы систем для АПК. Стратегия тройной спирали, в свою очередь, опирается на модель тройной спирали инноваций и направлена на создание эффективной национальной инновационной системы в АПК. Для этого рекомендуется образование в России национального аграрного консорциума (сотрудничество науки, бизнеса и государства). Также выдвигаются предложения о налаживании стратегического партнерства с Республикой Беларусь и учреждении Евразийского аграрного консорциума как инновационной системы АПК Евразийского экономического союза. Проведенное исследование подчеркивает важность использования деловой литературы – менеджмента и маркетинга – при подготовке стратегий экономического характера.
В статье рассмотрены новые формы государственного частного партнёрства при реализации высокотехнологичных проектов. Созданные в Российской Федерации в рамках национального проекта «Наука» научно-образовательные центры (НОЦ) создают условия для инвестиций и предпринимательства в агропромышленном комплексе. Однако создание данных центров предполагает формирование специфических особенностей государственного частного партнерства. В качестве формата реализации такого партнёрства в научно-образовательных центрах используются научно- производственные платформы, которые являются профильными коммуникационными площадками и центрами управления проектными командами, обеспечивающими решение задач центра и включающие в себя портфель проектов. В работе рассмотрены созданные научные образовательные центры РФ в агропромышленном комплексе, определены задачи их функционирования. Представлен механизм реализации государственно-частного партнерства в рамках научно-образовательных центров мирового уровня. Прогнозируемая динамика показателей развития научно-образовательных центров, позволяет сделать выводы о высокой степени заинтересованности государственной власти, региональной власти, вузов и представителей бизнеса в данного рода сотрудничестве. В данном исследование разработан алгоритм формирования портфеля высокотехнологичных проектов, позволяющий на первичном этапе, прибегая к высококвалифицированному экспертному сообществу и представителям государства и бизнеса, выявить проекты, способные удовлетворить потребностям агропромышленного комплекса РФ, и отсеять все нежизнеспособные проекты. Предлагается проводить мониторинг высокотехнологичных проектов, который позволит на каждом этапе жизненного цикла проекта, определить и выявить проблемы, скорректировать проект. Формирование в РФ устойчивой связи государственной власти, бизнеса, региональных вузов, позволит более эффективно решать проблемы, обусловленные вызовами современности, как на региональном, так и федеральном уровне.
Цель исследования – создание единого механизма оценки результативности, дающего объективную оценку интенсивности использования посевных площадей субъектами экономической деятельности, а также территориальными образованиями федерального и регионального уровня. Для оценки эффективности использования сельхозпроизводителями своих земельных ресурсов применяются методы, основанные на границе производственных возможностей, в частности, непараметрический метод анализа оболочки данных. Предложена методика, основанная на синтезе оценки интегрального показателя интенсивности использования аграрным предприятием или территорией своих земельных ресурсов через математическую зависимость, включающую урожайность, показатели среднего и предельного дохода. Благодаря использованию метода на региональном уровне могут создаваться «портреты» товаропроизводителей и «карты» территориальных образований, на федеральном – «карты» территориальных образований, решается проблема отсутствия корректности в предоставлении статистических данных о деятельности товаропроизводителей.
В статье рассмотрены вопросы управления процессами антикризисной цифровой трансформации в бройлерном производстве. Актуальность темы определяется участившимися экономическими кризисами, важностью поддержания устойчивости этой социально значимой отрасли, необходимостью дальнейшего совершенствования методологии антикризисного управления. В качестве нового подхода авторами предложен механизм антикризисного управления, основанный не на традиционном рассмотрении проектов программы как линейного набора, а использование сетевого подхода и системное антикризисное управление с элементами цифровой трансформации. В ходе исследования решены следующие задачи: 1) предложена организационная модель управления программой цифровой антикризисной трансформации на основе сетевого подхода; 2) выявлены особенности мониторинга проблем птицефабрик как базиса разработки антикризисной программы цифровой трансформации для этой отрасли; 3) разработана модель цифровой трансформации птицефабрики для использования ее в качестве механизма антикризисного управления. Цифровая трансформация понимается авторами как фундаментальное изменение логики и содержания процессов: переход компании на проектное (программное) управление на основе целеполагания, системного рассмотрения и оценки вклада проектов в достижение цели программы. Как антикризисный механизм программа может затрагивать основные проблемные сферы: взаимоотношения с внешней средой; внутренние бизнес-процессы; ресурсную базу, включая материальные ресурсы, человеческий капитал и корпоративную культуру; финансы. Предлагаемый подход дал возможность разработать метод приоритизации проектов программы, основанный на применении сетевого анализа. Он позволяет осуществлять распределение ресурсов между проектами программы, оценивать вероятность успеха отдельных проектов и программы в целом. Данный подход может быть распространен на другие отрасли АПК.
Гречиха - ценная зерновая культура, обладающая рядом незаменимых качеств и как продовольственная культура, и как медоносная, имеющая большое значение в агротехнологии и медицине. Крупнейшими производителями гречихи в мире являются Китай, Россия и Украина. Основные площади в Российской Федерации под культурой сосредоточены в Сибирском, Приволжском и Центральном федеральных округах. Наибольшую урожайность культуры в 2019 г. получили в Краснодарском крае и Белгородской области. Доля отечественных сортов культуры в Государственном реестре селекционных достижений, допущенных к использованию, составляет 98‰. Российские товаропроизводители высевают на своих полях российские сорта. Россия является экспортером гречихи в Китай, Японию, Монголию, Армению, Сербию, Украину, Казахстан, Беларусь, Киргизию.