Яндекс.Метрика

Организационный механизм развития экспортной инфраструктуры

В ходе исследования проанализировано использование основных элементов применяемого экспортного механизма и выявлены проблемы его реализации на практике. Организационный механизм отражает взаимосвязь между возможностями экспорта и элементами мер его поддержки. Показано несовершенство структуры экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия. В структуре экспорта продукты животного происхождения занимают 1,2‰ общего экспорта; продукты растительного происхождения – 2,6‰; жиры и масла – 0,7‰; пищевые продукты, напитки, табак – 1,2‰. Большинство организаций-экспортеров реализует злаки; продукты из муки и круп; мясо и продукты из мяса. При этом наиболее крупные экспортеры по отдельным группам товаров находятся в г.Москва, г.Санкт-Петербург. Преимущественно это те организации, которые созданы для поддержки экспорта сельскохозяйственных товаропроизводителей – центры сертификации; агентства внешнеэкономических связей, центры поддержки малого предпринимательства, агентства развития бизнеса, а не сельскохозяйственные товаропроизводители. Для совершенствования организационного механизма развития экспортной инфраструктуры предложены мероприятия по созданию условий доступа на внешние рынки, регулированию экспортной деятельности, таможенному регулированию, устранению технических и административных барьеров, содействию заключению выгодных соглашений.

Пространственное развитие сельского хозяйства страны: проблемы и возможные пути решения

В статье показана роль пространственной организации отрасли для ее развития и выявлены проблемы, сдерживающие процессы, связанные с рациональным размещением, углублением специализации и усилением концентрации сельскохозяйственного производства. Основными из них являются: сохраняющаяся значительная межрегиональная дифференциация уровня социально- экономического развития; слабое законодательное и научное обеспечение пространственного развития сельского хозяйства, отсутствие активной организующей и координирующей роли государства; наличие многолетних системных проблем и возникновение новых диспропорций в развитии сельского хозяйства. Поэтому решение проблемы пространственного развития сельского хозяйства связано с комплексным подходом к реализации таких его основополагающих принципов, как: достижение продовольственной безопасности страны; обеспечение наиболее полного и эффективного использования биоклиматического и производственного потенциалов, максимального приближения производства того или иного вида сельскохозяйственной продукции к ареалам и регионам, располагающим в первую очередь наиболее благоприятными природными условиями; приоритет национальных интересов над региональными экономическими интересами; дифференцированный подход к основным направлениям и мерам государственной поддержки пространственного развития сельского хозяйства и сельских территорий; комплексное решение вопросов территориальной организации сельского хозяйства. Значительные региональные различия ведения сельского хозяйства и его отдельных подотраслей исключают унифицированный подход к их пространственной организации. При этом особое внимание следует обратить на такие регионы, как: немногочисленные регионы с относительно благоприятными природно-экономическими условиями для ведения интенсивного и конкурентоспособного сельского хозяйства; приоритетные и приграничные геостратегические территории; отдельные депрессивные и слабозаселенные территории; многочисленные районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности; трудоизбыточные и плотно заселенные национальные республики Северного Кавказа. Поскольку в перспективе дифференциация регионов по производству отдельных видов сельскохозяйственной продукции будет усиливаться в большей степени, чем тенденция к их самообеспечению, то ключевую роль здесь должно играть государство.

Управление кадровым потенциалом сельского хозяйства на муниципальном уровне

В данной статье рассматриваются методические вопросы и направления развития кадрового потенциала в аграрных субъектах муниципального уровня, связанные с обоснованием объекта управления, оценки его состояния, тенденций и системы функционирования отдельных элементов, а также выбором методов и инструментов развития управления персоналом. Дана оценка современного состояния и функционирования системы управления кадрами на государственном и хозяйственно-экономическом уровне и перспективных направлений в сфере реализации цифровой экономики на уровне муниципалитета. Намечены пути и способы реализации управления кадровым потенциалом в субъектах сельскохозяйственного бизнеса, которые будут способствовать укреплению экономики сельскохозяйственной подотрасли и развитию сельских территорий.

Эффективный экономический механизм – основа пропорциональных воспроизводственных отношений

Статья посвящена проблемам воспроизводства в АПК и особенностям его регулирования на современном этапе. Рассмотрены ключевые аспекты воспроизводственного процесса на макро-, отраслевом, и микроуровнях. Авторами подчеркивается, что условием устойчивого развития сельского хозяйства является расширенное воспроизводство на основе обеспечения паритетности экономических отношений в АПК, совершенствования организационно-экономического механизма, активизации инвестиционно-инновационной деятельности как основного фактора экономического роста в целях стимулирования процессов импортозамещения и увеличения экспорта продукции АПК. Особое внимание при этом необходимо уделять конкурентоспособности, как отрасли в целом, так и агропродовольственной продукции в частности. В этом направлении целесообразно переходить к качественному росту за счет оптимизации производственных процессов, совершенствования логистической инфраструктуры, развития промышленного производства с высокой степенью переработки. В статье проводится анализ основных инструментов экономического механизма АПК. Отмечается, что цены являются главным элементом рыночной системы, а от формируемых цен и ценовых отношений между различными отраслями АПК зависит пропорциональное и сбалансированное развитие АПК. Подчеркивается, что специфика аграрной отрасли проявляется в том, что в сельском хозяйстве кредитные ресурсы выступают одним из основных источников инвестиций, однако, несмотря на увеличение господдержки данного направления, до сих пор существует целый комплекс проблем по их физической и экономической доступности, особенно для малых форм хозяйствования. Делается вывод, что налоги имеют двойственный характер: с одной стороны они выполняют фискальную функцию сбора налогов, с другой - должны способствовать развитию аграрного бизнеса и стимулировать производство и спрос.

Систематизация научных подходов инновационного развития аграрного производства

Представлены основные подходы к определению инновационного развития. На основе анализа концептуальных аспектов инновационного развития АПК установлены его характеристики, среди которых выделены ключевые элементы - аграрная наука, образование, агропромышленное производство, рынок научно-технической аграрной продукции, инновационная инфраструктура, инвестиционная среда; понятие «инновационное развитие АПК» рассмотрено как сложный и непрерывный процесс тесного взаимодействия ключевых его элементов по направлению создания внедрения и диффузии агропромышленных инноваций и др. Подробно рассмотрена и раскрыта среда функционирования инновационного развития, включающая такие составляющие, как: инициативная (стимулирующая); материализующая; результирующая. Выделены следующие подходы к инновационному развитию: кластерный подход на основе интеграции; создание производственных и научно-производственных систем на основе кооперации; создание отраслевых инновационных систем. Авторами предложено в качестве подходов к инновационному развитию АПК применять: организационно-технологический подход; поисковый подход; ресурсный подход. С учетом проведенного исследования, сделан вывод, что инновационное развитие АПК - сложное явление взаимодействия ключевых его элементов в ходе создания, освоения и диффузии агропромышленных инноваций с целью качественного преобразования и построения эффективного АПК, при этом инновационное развитие следует рассматривать с позиции разнообразных подходов.

Сделки с земельными участками в составе сельскохозяйственных угодий в нечерноземной экономической зоне россии

Можно констатировать, что трансформация государственной собственности на земли сельскохозяйственного назначения не завершилась безвозмездной ее передачей в частную собственность, как замышлялось в начале земельной реформы, а перешла в новое качество, основанное преимущественно на продаже или сдаче в аренду земельных участков. За анализируемый период с 2015 г. по начало 2019 г. в субъектах Нечерноземной экономической зоны России совершено более полутора тысяч и около шести тысяч сделок на аукционах по продаже и сдаче в аренду земельных участков в составе сельскохозяйственных угодий, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Исследования выявили ряд преимуществ сделок по сдаче в аренду земельных участков: более высокий размер доходов, поступающих в бюджет муниципалитетов, по сравнению с размером земельного налога; возможность включить в договор общественные интересы муниципального образования. Анализ соотношения цен сделок по аренде и продаже земельных участков установил основной диапазон значений коэффициента капитализации для земли – от 7 до 15‰. Однако в ряде субъектов федерации значение коэффициента выходит за указанные пределы в большую или меньшую сторону. Заключение договора аренды на условиях пониженного коэффициента капитализации сегодня невыгодно арендатору, но выгодно арендодателю. В таком случае арендодатель за более короткий срок может возместить цену земельного участка, но непроизвольно подталкивает предпринимателей, желающих расширить земельные наделы, к отказу от участия в таком аукционе. Для создания равных условий для участников аукциона предложено на законодательном уровне минимальный срок заключения договоров аренды земельных участков в составе сельскохозяйственных угодий и находящихся в государственной и муниципальной собственности, на 7 лет.

Устойчивое развитие аграрного сектора экономики россии на основе механизмов государственно-частного партнерства: экономические проблемы и перспективы развития

Переход к стратегии устойчивого развития призван предотвратить использование возобновляемых ресурсов темпами, превышающими их восстановление, и загрязнение окружающей среды в объемах, превышающих способность экосистем его ассимилировать. Показано значение механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП), как одного из направлений его эффективного функционирования. Раскрыты возможности ГЧП: финансирование проектов, опыт оперативного управления, ускорение модернизации сельскохозяйственного производства. Отмечено, что ГЧП обладает потенциалом для мобилизации денежных средств из различных источников, распределением затрат, рисков и выгод между различными заинтересованными сторонами, а также снижением неопределенности на основе формальных и неформальных институтов развития. Анализ механизмов ГЧП в аграрном секторе показал, что они находятся на начальном этапе развития, что связано с несовершенством законодательства и высокими рисками инвестиций в аграрный сектор. В статье рассмотрены основные инструменты ГЧП при модернизации аграрного сектора экономики на основе инноваций, предложена классификация наиболее значимых факторов его устойчивого развития. Обоснована модель взаимодействия государства и бизнеса при различных моделях ГЧП. В статье предложен алгоритм комплексной оценки эффективности устойчивого развития аграрного сектора экономики на основе механизмов ГЧП.

Город и деревня: дистанция и пути ее преодоления

В статье рассматриваются соотношения в уровне социального развития городских и сельских территорий по основным направлениям: занятость и безработица, доходы и уровень бедности, жилищные условия, социальная, инженерная и дорожно-транспортная инфраструктура, демографические процессы. Дана сравнительная оценка социальной ситуации в динамике по интегральному показателю, рассчитанному по авторской методике. Приведена типология сельских территорий по уровню экономико-социо- экологического развития, отражающая их глубокое региональное расслоение. Дана оценка действующих организационно-экономических механизмов социального развития сельских территорий России. Обозначена стратегическая цель их развития и сформулированы предложения по совершенствованию правовых и организационно-экономических механизмов ее реализации.

Государственная поддержка сельских территорий за рубежом

В статье рассмотрен современный этап развития аграрной политики в отношении сельских территорий, основные приоритеты и особенности их реализации в Европейском союзе, США и Китае. Государственная поддержка сельских регионов в этих странах нацелена на решение широкого спектра экономических, экологических и социальных проблем. Вместе с тем, каждая из указанных стран имеет свои особенности территорий. В ЕС основой аграрной политики в области развития сельских территорий являются программы, разрабатываемые государствами ЕС и утверждаемые Европейской Комиссией на семилетний период с учетом установленных приоритетов. Программы имеют широкий спектр мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности сельского и лесного хозяйства, улучшение окружающей среды и сельской местности; энерго- и ресурсосбережение, противодействие изменению климата, улучшение качества жизни в сельских районах и содействие диверсификации сельской экономики. Особое внимание в ЕС уделяется развитию отдаленных регионов и регионов, находящихся в неблагоприятных условиях развития. В США государственная поддержка сельских территорий осуществляется на основе программно-целевого подхода. Программы многочисленны и разнообразны, они осуществляются под эгидой Министерства сельского хозяйства и направлены на решение различного рода задач: создание дополнительных рабочих мест, развитие бизнеса, оказание технической помощи действующим предприятиям, совершенствование медицинского обслуживания, обучение местных жителей, обеспечение жильем малоимущих жителей села, улучшение жилищных условий. Реализация программ осуществляется с привлечением частного капитала на основе стимулирования инвестиций в развитие сельских территорий. В Китае развитие сельских территорий неразрывно связано с политикой борьбы с сельской бедностью. Основные направления этого процесса – развитие местной инфраструктуры (транспортное сообщение, водо- и газообеспечение, развитие интернета), повышение доходов крестьян и развитие предпринимательства на селе, социальное обеспечение, сравнимое с городским.