В статье представлена оценка состояния молочного скотоводства в Архангельской области. Выявлена положительная динамика роста молочной продуктивности коров по сельхозорганизациям всех форм собственности региона, при этом отмечается снижение рентабельности молочной отрасли. Проведенный анализ показал, что все ранее достигнутые результаты в молочном скотоводстве значительно снизились, за исключением роста продуктивности: выход телят на 100 коров с 92 голов снизился до 67-70 голов, производственное использование коровы уменьшилось с 5,6 отела до 2,1 отела, содержание белка в молоке снизилось с 3,3 до 3,0 ‰, ввод в основное стадо нетелей увеличился с 27 ‰ до 50 ‰, себестоимость 1 литра молока выросла до закупочной цены переработчиками. Показаны два возможных варианта ведения молочного скотоводства: скрещивание холмогорской породы с голштинской породой при кровности 75 ‰ и полное поглощение холмогорской породы голштинской. Целью исследований являлось определение экономической целесообразности ведения молочного скотоводстве в хозяйствах Архангельской области при сменяемости отечественной породы на импортную.
В настоящее время на сельских территориях России наблюдается сложная социально-экономическая ситуация: низкий уровень доходов по сравнению с городом, безработица, плохое состояние или отсутствие социально-бытовой инфраструктуры. Такое положение привело к ухудшению демографических показателей – спаду рождаемости, увеличению смертности и миграционного оттока населения. Недостаточная изученность влияния социально-экономических факторов на демографическое развитие сельских территорий, а также высокая научно- практическая значимость разработки и внедрения моделей социально-демографического развития на селе послужили основанием для проведения исследования. Моделирование социально-демографического развития сельских территорий позволит выявить факторы, наиболее значимые для этих процессов, и с помощью грамотных управленческих решений нивелировать их влияние на ситуацию в селах региона. Цель исследования – разработка имитационной модели социально-демографического развития сельских территорий. Теоретическую, методологическую и информационную базу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные различным аспектам социально-экономического и демографического развития на сельских территориях, данные Росстата, материалы Минсельхоза и Минэкономразвития РФ и регионов Поволжья, федеральные, региональные и муниципальные нормативно-правовые акты, программы. Имитация социально-демографических процессов на сельских территориях Саратовской области с учетом дифференциации социально-экономических факторов на оказывающие влияние на повышение уровня рождаемости и на снижение уровня смертности, выполнена в приложении Ithink с использованием пакета Statistica для построения регрессионных уравнений. Первоначально построенная модель показала снижение численности населения на 41 тысяч человек за 7 лет. Изменение таких факторов, как величина среднедушевых доходов и количество объектов, имеющих стационарные источники загрязнения, в соответствие с действующими нормативными документами региона, позволило сымитировать ситуацию, в которой коэффициент рождаемости увеличится, а смертности снизится, что замедлит темп сокращения численности населения.
Исследование было инициировано с целью анализа характеристик функционирования рынка и взаимоотношений между участниками внутри маркетинговых цепочек, а также возможностей и ограничений системы производства меда в типичном районе Белгородской области – Валуйском городском округе. Основной фокус исследования направлен на определение структуры затрат и рентабельности производства, анализ детерминант предложения меда, выявление основных ограничений на поставку товаров на рынок, оценку эффективности структуры маркетинга в изучаемой области. Анализ каналов сбыта показал очень короткий медовый маршрут. Значительная его часть отправляется напрямую от производителей потребителям (около 40‰). По результатам исследования рекомендуются меры по увеличению запасов производимого меда за счет развития системы сотрудничества и управления маркетингом взаимоотношений малого бизнеса с другими участниками рынка.
Статья посвящена проблемам формирования цен и ценовых отношений на агропродовольственном рынке России и выработке предложений по их совершенствованию. Авторами проведен анализ динамики цен по всей продовольственной цепочке на рынке: масла подсолнечного и маслосемян, сахара, зерновых, молока и молокопродуктов, мяса. В конце 2020 г. ценовая ситуация на агропродовольственном рынке России начала ухудшаться, что во многом было обусловлено ростом цен на мировых рынках продовольствия и снижением курса национальной валюты. Были зафиксированы высокие ежемесячные приросты цен производителей в сельском хозяйстве на зерновые культуры, семена подсолнечника и сахарную свеклу, что обусловило рост цен производителей в пищевой промышленности. Отмечено, что за пятилетний период рост цен производителей сельхозпродукции был существенно меньше, чем рост в других подотраслях АПК и розничной торговле. При росте потребительских цен на продукты питания в 2020 г. отмечено снижение реальных денежных доходов населения на 3,5‰. Данные негативные факторы оказывают существенное влияние на уровень благосостояния и экономическую доступность для населения отдельных видов продовольственных товаров. Правительством Российской Федерации был принят ряд нормативных правовых актов, предусматривающих меры, направленные на сдерживание роста цен на агропродовольственном рынке. Благодаря принятым решениям рост цен удалось во многом притормозить. Авторы подчеркивают, что более эффективными были бы не ситуационно применяемые экстренные меры, а разработка и внедрение научно-обоснованной системы постоянно действующих механизмов, которые бы стабилизировали ценовую ситуацию на агропродовольственном рынке на основе совершенствования ценовых отношений между различными сферами АПК, а также торговлей, как внутренней, так и внешней.
Важное значение для реализации экспортного потенциала агропромышленного комплекса не в ущерб продовольственному самообеспечению имеют официальные критерии и показатели продовольственной безопасности, в первую очередь показатели продовольственной независимости и экономической доступности продовольствия. В работе произведен расчет уровня продовольственного самообеспечения по отдельным видам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на основе обновленных данных балансов продовольственных ресурсов. Оценена экономическая доступность отдельных видов продовольствия. Выявлена возможность формального повышения значений показателей продовольственной самообеспеченности за счет снижения потребления продовольствия в стране на фоне роста экспорта. При этом формальное снижение значений показателя экономической доступности продовольствия произойдет из-за нехватки соответствующих продуктов на внутреннем рынке, вне зависимости от уровня цен на них и доходов населения. Обосновано, что наряду с приоритетом продовольственного самообеспечения в Доктрине продовольственной безопасности целесообразно зафиксировать необходимость поддержания экономической доступности продовольствия для населения при реализации экспортного потенциала агропромышленного комплекса России. Обоснованы предложения по совершенствованию методики оценки уровня продовольственной самообеспеченности с ориентацией не на фактическое потребление отдельных видов продовольствия, а на максимум из фактического потребления и произведения среднедушевых рациональных норм на численность населения. Проведены расчеты уровня продовольственной самообеспеченности России по зерну, картофелю, молоку, мясу, рыбной продукции, овощам и бахчевым, фруктам и ягодам, яйцам, сахару и растительному маслу по уточненной методике.
В статье изложены общие и специфические особенности сельского строительства, отличающие его от других отраслей АПК. Отмечена особая роль сельского строительства в социально–экономическом развитии сельских территорий. Приведен краткий исторический очерк этапов развития сельского строительства. Изложены методологические основы научного исследования применительно к практической деятельности в области сельского строительства. Показан зарубежный опыт контрактного менеджмента при различных методах организации строительства. Особое внимание уделено развитию организации контрактного менеджмента в сельском строительстве Российской Федерации. Проведен сравнительный анализ агентских отношений в гражданском законодательстве различных стран в зависимости от видов договорной деятельности. Предложена методика методологического анализа управления контрактами в сельском строительстве. Указана необходимость внедрения цифровых технологий при заключении электронных контрактов в различных отраслях АПК, в том числе в сельском строительстве, а также переподготовки кадров в высших учебных заведениях по образовательной программе «контрактный менеджер».
Цель работы – построение моделей развития системы земельных отношений в сельском хозяйстве. Задача исследования состояла в обосновании способов, приемов, методов, инструментов, обеспечивающих последовательное построение функциональной и структурной институциональных моделей. Предложена модульно-триггерная система, позволяющая реализовать многокритериальный подход к оценке использования земель из состава сельскохозяйственных угодий по принадлежности, видам, соблюдению земельного законодательства. По материалам деятельности сельскохозяйственных организаций Саратовской области за 2015–2019 гг. выявлены неэффективные участники земельных отношений, отсутствие четкости выполнения контрольных, стимулирующих мероприятий, необходимость создания единого органа управления. Функциональная институциональная модель развития системы земельных отношений в сельском хозяйстве включает субъектов, верификатора, ядро управления, описывает прямые и обратные связи между элементами, ориентирована на получение структурированной информации о текущей ситуации и тенденциях в землепользовании, электронное взаимодействие государственных органов управления и сельскохозяйственных организаций. Структурная институциональная модель дополнена взаимодействием подразделений Управления земельных отношений в сельском хозяйстве на региональном и районном уровнях с территориальными органами и отделами Министерства сельского хозяйства, Росприроднадзора, Россельхознадзора, Росстата, Росреестра. Формализован расчет коэффициента экономической эффективности как отношение количества эффективных сельскохозяйственных землепользователей к их общему числу, установлен размах его варьирования со спецификацией каждого диапазона. По результатам анализа землепользования сельскохозяйственных организаций Саратовской области определена наименее эффективная микрозона – Западная. Практическая значимость заключается в оценке прогнозной эффективности работы ядра модели развития системы земельных отношений в сельском хозяйстве. Установлено, что по Саратовской области коэффициент эффективности сельскохозяйственного землепользования может составить 0,24 (приемлемый уровень).
Современные факторы нестабильности и неопределённости в экономике обострили проблему непроработанности действующего механизма программно-целевого управления сельским хозяйством. Одним из его недостатков является отсутствие принципа территориально-отраслевого разделения труда. Попыткой решения данной проблемы стала разработка Стратегии пространственного развития Российской Федерации до 2025 года, в частности – выявление агропромышленных центров. В данном документе стратегического планирования отсутствует методическая база по определению агропромышленного центра. Мировой финансовый кризис, обусловленный сочетанием пандемии коронавируса и нарастающего геополитического противостояния, создал реальную угрозу сокращения объёмов государственной поддержки отрасли, капиталовложений в неё. Сложившаяся ситуация требует поиска путей повышения экономической эффективности сельскохозяйственного производства. Это обуславливает актуальность темы научной статьи, направленной на разработку индекса стратегического развития сельского хозяйства, который позволит выявить агропромышленный центр, характеризующийся высоким уровнем экономической эффективности производства. Исследование проведено на примере Центрального макрорегиона. Цель исследования состоит в разработке индекса стратегического развития сельского хозяйства, который должен стать методикой определения агропромышленного центра, его экономическим обоснованием. Поставленная цель достигнута за счёт использования экономико-статистического метода научного исследования. Основное внимание при формировании индекса стратегического развития уделено проблеме интенсификации сельскохозяйственного производства, которая так и не была решена в годы Советского Союза, остаётся насущной она и поныне. На основе проведённого исследования доказано, что на роль агропромышленного центра претендует Орловская область. Полученные результаты имеют не только научное значение, совершенствуя методику оценки развития сельского хозяйства и выявления агропромышленного центра, но и практическую значимость. Индекс стратегического развития может использоваться при осуществлении планирования в сельском хозяйстве на разных уровнях управления, начиная от отдельного хозяйствующего субъекта до региона и всей страны в целом.
Суверенитет государства и обеспечение эффективности сельскохозяйственного производства во многом обусловлены состоянием отрасли растениеводства. Развитие отрасли напрямую зависит от уровня использования ресурсов и возможностей агробизнеса. Интенсификация растениеводства, обеспечивающая устойчивый рост урожайности, ресурсосбережения и экологической безопасности, нуждается в увеличении финансирования и вовлечения в механизм государственной поддержки мероприятий по защите растений, с целью корректировки условий произрастания сельскохозяйственных культур, повышения качества зерна, сохранения и увеличения почвенного плодородия. В статье приведены особенности субсидирования зернопроизводства в Новосибирской области, средств защиты растений. Субсидии предоставляются животноводческим организациям, их уровень прямо пропорционален количеству маточного поголовья крупного рогатого скота молочного направления продуктивности. Предложен и обоснован механизм формирования субсидии, методика её расчета с учетом экологизации производства. Данный подход позволит воспользоваться бюджетными средствами значительному количеству сельхозтоваропроизводителей; обеспечит законную утилизацию тары из-под пестицидов; стимулирует производителя использовать биологические средства защиты растений. При этом нивелируются риски, связанные с негативным воздействием химических средств защиты растений на окружающую среду. Данный подход к организации субсидирования позволит вытеснить необоснованное применение химических средств защиты растений, нацелить сельхозтоваропроизводителя на применение биологических средств против того же спектра патогенов. Компенсационные выплаты позволят воспользоваться средствами защиты растений против вредителей зерновых культур бóльшему количеству сельхозтоваропроизводителей, что даст прирост как в количественном, так и в качественном выражении, повысит конкурентоспособность отрасли как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Авторы подчёркивают необходимость развития интеграции в семеноводстве для развития дальнейших научно-технологических и инновационно-инвестиционных процессов. В статье уделяется особое внимание текущим результатам в семеноводстве, которые являются достаточно скромными, в отличие от зарубежных коллег. В России развитие интеграционных процессов в семеноводстве имеет вид локального взаимодействия, как в отношении качества семян, так и в отношении их количества. Современное развитие интеграционных процессов в отечественной отрасли агропромышленного комплекса представляет собой целостную систему и довольно сложный механизм взаимодействия. Аграрные предприятия и сельхозтоваропроизводители стараются вступать в интеграционные связи, при этом могут возникать риски, обусловленные определенной спецификой направления АПК. Аграрные предприятия в своей деятельности считают необходимостью сохранить себе свои стабильные доходы, это связано с наличием сырьевой базы, рынков сбыта и конкурентоспособностью. Все это, в значительной мере, создает те необходимые условия для установления прочных интеграционных процессов в агропромышленном комплексе и взаимодействия между его субъектами. Авторы предлагают рассматривать развитие интеграционных процессов с позиции усиления мер государственной поддержки и создания совместных селекционно-генетических и селекционно- семеноводческих центров со странами, имеющими похожие климатические условия на базе НИИ и аграрных вузов.