Яндекс.Метрика

Государственная поддержка формирования системы утилизации отходов защиты растений

В сельском хозяйстве активно используются химические средства защиты растений, которые позволяют снизить уровень вредоносности различных патогенов, повысить урожайность, качество и конкурентоспособность продукции растениеводства на внутреннем и мировом рынке. Пестициды упакованы в тару, изготовленную из материалов, обеспечивающих сохранность продукции и предотвращение возможности загрязнения окружающей среды на всех этапах обращения указанных средств. Отходы от химических средств относится к 3 и 4 классу опасности, поэтому их утилизация все больше беспокоит широкую общественность, находит свое отражение в различных нормативных документах. Ответственность за утилизацию возлагается на производителя химсредств и их потребителя. Однако в настоящее время в Новосибирской области, по результатам анкетирования, большую часть тары утилизируют незаконным путем, что угрожает экологической безопасности. Данное направление нуждается в увеличении финансирования и вовлечения в механизм государственной поддержки мероприятий по защите растений с целью корректировки условий произрастания сельскохозяйственных культур, повышения качества зерна, сохранения и увеличения почвенного плодородия. Предложена система утилизации отходов защиты растений, которая представляет собой цепочку: агробизнес–оператор–утилизатор. Сельхозпроизводитель готовит тару, оператор обеспечивает сбор, утилизатор перерабатывает в готовые изделия. Государство регулирует и координирует деятельность участников системы. Такой подход обеспечит легальную утилизацию тары сельхозпроизводителям, исключит возможность использования отходов 5-11 класса опасности повторно, сгладит негативное влияние отходов на окружающую среду, позволит создать дополнительные рабочие места в сельской местности.

Сельское нечерноземье: от плана к рынку

Статья посвящена исследованию явлений и процессов, определявших развитие сельского Нечерноземья в условиях плановой, переходной и рыночной экономики. Цель исследования – дать оценку результатам реализации программы развития сельского хозяйства Нечерноземья 1974-1990 гг. (Программы), установить их связь с трансформационными изменениями в период от вхождения в рынок до наших дней и определить вероятные направления развития ситуации в перспективе. Методология исследования – статистический анализ структуры и рядов динамики социально-экономических явлений в сельской местности Нечерноземья. Установлены производственные, экономические и социальные результаты Программы. Целевые показатели Программы к 1990 г. не были достигнуты ни по одному виду продукции сельского хозяйства. Основными результатами социального развития явились снижение интенсивности миграции сельского населения из Нечерноземья, и достижение высокого уровня денежной оплаты труда в сельском хозяйстве. Установлены экономические и социальные последствия институциональной, производственной и структурной постпрограммной трансформации сельского хозяйства и сельских территорий. Выявлено, что производство традиционных для Нечерноземья культур льна-долгунца и озимой ржи находится в стадии деградации. Ареал их размещения сужен до нескольких регионов, а перспективы восстановления не просматриваются. Отмечается чрезмерная территориальная концентрация и локализация производства в свиноводстве и птицеводстве, неравномерность в развитии сельских территорий, развитие процессов их социального опустынивания. Определено место сельского Нечерноземья в Российской Федерации по основным производственно-экономическим и социально-демографическим показателям. С учетом сложившихся тенденций и ключевых явлений кратко сформулирован взгляд на будущее сельского Нечерноземья.

Совершенствование организационно-информационного механизма управления растениеводством на основе цифровых технологий

В настоящее время цифровые технологии успешно трансформируются в аграрный сектор экономики и становятся неотъемлемой частью его основных производственных процессов. Мировая практика и опыт успешных отечественных сельскохозяйственных производителей показывают, что применение современных цифровых технологий позволяет сформировать оптимальные организационно-экономические условия, обеспечивающие значительное повышение урожайности и производительности труда, снижение материальных затрат, а также сохранение плодородия почв и защиту окружающей среды. В статье представлен анализ эффективности применения основных элементов цифровых технологий и освещены перспективные направления цифровизации производственных процессов в отрасли растениеводства на примере учебно-научно-производственного объединения «Поволжье», которое является структурным подразделением ФГБОУ ВО «Саратовский ГАУ». Изложен разработанный авторами организационно- информационный механизм управления растениеводством на основе цифровой платформы в условиях отдельно взятого хозяйствующего субъекта, который может использоваться на районном и региональном уровне. Выявлены основные факторы, сдерживающие процесс цифровизации сельского хозяйства. Определена взаимосвязь науки, системы подготовки кадров и производства при применении цифровой платформы в аграрном секторе экономики. На основе авторской методики приведены расчеты эффективности использования телематических датчиков и датчиков расхода топлива, которые позволяют обеспечить экономию дизельного топлива и снижение трудовых затрат при производстве продукции растениеводства. Сделаны выводы, что максимальный эффект от использования цифровых технологий в растениеводстве достигается при комплексном внедрения элементов цифровизации, так как это позволяет автоматизировать мониторинг используемых земель и техники, повысить оперативность принятия управленческих решений в процессе организации и управления производством, минимизировать издержки производства и затраты труда, оптимально использовать имеющийся в распоряжении хозяйствующего субъекта ресурсный потенциал.

Цифровизация роста: будущее сельского хозяйства россии в индустрии 4.0

Актуальность темы исследования обусловлена стратегической важностью повышения продуктивности деятельности АПК России для обеспечения национальной продовольственной безопасности и реализации политики импортозамещения продуктов питания, а также преодоления технологического разрыва по сравнению с мировыми лидерами агробизнеса и скорейшего выхода на устойчивый интенсивный рост. В настоящее время в АПК Российской Федерации образовался значительный технологический разрыв в части обеспечения умного роста агробизнеса, основанного на цифровых технологиях и решениях, что негативно отражается на его производственном, экспортном потенциале и финансовом состоянии. Цель исследования заключается в изучении механизма инкорпорации организационно-технологической парадигмы Индустрии 4.0 в АПК РФ и оценка потенциала цифровизации для обеспечения умного роста отрасли. При подготовке исследования использовались общенаучные и философские методы познания, а также основанные на них специальные экономические методы. Для изучения процесса инкорпорации организационно-технологической парадигмы Индустрии 4.0 применялся проблемно-хронологический и историко-генетический методы научного познания. Для систематизации подходов к цифровой экономике и оценке ее влияния на АПК использовались методы анализа и обобщения, индукции и дедукции. Для рассмотрения практических аспектов применения цифровых технологий в сфере агропромышленного комплекса применялись методы SWOT и PEST-анализа, а также экспертные методы. Обоснованность и достоверность результатов научного исследования достигнута за счет корректного построения логики исследования. В качестве методологической основы исследования были использованы научные и практические труды российских и зарубежных ученых в сфере развития аграрного бизнеса, цифровой экономики, государственного управления в сфере АПК. По результатам научного исследования были сделаны выводы о том, что цифровизация АПК в РФ идет по своему, своеобразному пути. Это выражается в том, что доминирующие административные сигналы и рычаги воздействия реализуются через программу «Цифровое сельское хозяйство», а стратегическими целями цифрового реформирования АПК является необходимость скорейшего преодоления технологической отсталости и повышения эффективности бизнес-процессов производства и переработки сельскохозяйственной продукции и снижения импортозависимости по ряду продуктовых позиций. Главной целью цифровизации АПК в России должен стать мультифункциональный виртуальный маркетплейс, включающий в себя четыре платформы реализации конкретных групп интересов стейкхолдеров: «Цифровое сельское хозяйство», «Агрорешения», «Центр компетенций»; «Экспериментальные цифровые хозяйства». Основными проблемными точками цифровизации АПК является дефицит финансирования проектов цифровизации бизнес-процессов агробизнеса; дефицит кадров с цифровыми компетенциями для работы в АПК и внутреннее сопротивление персонала цифровым реформам. Наибольший интерес в части развития цифровых технологий представляют: комплексы БПЛА и спутники низкой орбиты для мониторинга состояния сельхозугодий; концепция IoT-сетей для управления сельхозтехникой и ее автономной работой; инструменты роботизации сева и сбора урожая.

Межотраслевое распределение бюджетной поддержки при реализации проектно-процессного подхода

Представлен анализ итогов выполнения программных мероприятий за 2008-2020 годы. Рассматриваются изменения в подходах, предусматривающих государственную финансовую поддержку сельского хозяйства. Структурные изменения в системе господдержки произошли в развитии сельскохозяйственного производства. Существенной причиной послужил переход от отраслевого субсидирования к агрегированным мерам поддержки (введение «единой субсидии»). Обращается внимание, что программно-целевой подход не в полной мере учитывал изменения, происходящие в сельском хозяйстве под влиянием технологической трансформации, поэтому акценты постепенно стали смещаться на проектно-процессное управление отраслью, включая проекты и целевые программы, определяющие вектор господдержки на ближайшие пять лет. В состав второй Госпрограммы, кроме основных направлений и мероприятий, были включены новые или выделены самостоятельные подпрограммы. Появились новые направления господдержки или они выделились в самостоятельные подпрограммы. В последующие годы ситуация стала изменяться в сторону сокращения субсидируемых мероприятий: их количество сократилось с 49 до 11. На основе анализа структурных сдвигов в межотраслевом распределении господдержки определена отрицательная динамика, причиной которой послужил переход от прямых мер поддержки сельхозпроизводителей (субсидии на развитие растениеводства, животноводства) к мерам поддержки отрасли в целом и социальной инфраструктуры. Вместе с тем, значимых структурных изменений не претерпело сокращение объемов прямой поддержки, но послужило причиной изменений мероприятий по социальному развитию сельских территорий.

Основные фонды апк как фактор обеспечения продовольственной безопасности

Статья посвящена исследованиям состояния основных фондов агропромышленного комплекса Республики Саха (Якутия), тенденциям и оценке перспектив развития. Основные фонды для организации или в целом для аграрной отрасли являются тем решающим фактором, от которого зависит состояние экономики и национальная безопасность страны. Являясь основой увеличения валового внутреннего и регионального продукта, они обеспечивают производство пищевой продукции для населения в том количестве и такого качества, которые соответствуют его техническому и моральному состоянию. Низкий уровень технического состояния основных средств приводит в сельском хозяйстве к потерям производительности труда из-за вынужденных простоев и внеплановых ремонтов, снижению эффективности производства и качественных показателей производимой продукции. В результате негативных факторов АПК сохраняет свою непривлекательность для инвесторов. Обновление основных фондов и переход на новую платформу развития на основе высокотехнологичных машин и оборудования, а также требований, предъявляемых Доктриной продовольственной безопасности, определяют необходимость кардинального пересмотра подходов к решению рассматриваемой проблемы. В статье обоснована необходимость проведения технической «революции» по модернизации основных фондов АПК Республики Саха (Якутия) для создания условий ускоренного развития сельскохозяйственного производства как одной из ключевых составляющих продовольственной безопасности страны и достижения целевых ориентиров Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года. Основные результаты и выводы исследований основаны на показателях, предоставленных Территориальным органом Федеральной Службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия).

Инвестиционное развитие апк: проблемы и перспективы

В статье приведен анализ инвестиционного развития АПК за последние годы. Отмечено, что Россия существенно отстает в инвестиционном развитии как в целом по экономике, так и в сельском хозяйстве от многих стран, в том числе своих ближайших соседей – государств-членов СНГ. Для обеспечения роста темпами выше мировых необходимо к 2030 г. на 70‰ увеличить реальный рост инвестиций в основной капитал. Подчеркивается, что в АПК на протяжении последних 25 лет основным источником формирования инвестиций являются собственные средства производителей. В сельском хозяйстве особенностью формирования источников инвестиций является высокая доля кредитов в общем объеме привлеченных ресурсов по сравнению со средними показателями в экономике. Для перелома в инвестиционном развитии необходимо в 3-4 раза нарастить объемы льготного кредитования, привлекаемые в отрасль, соответственно увеличив государственную поддержку данного направления. Автором подчеркивается, что необходимо обеспечить доступность заемных ресурсов по низким процентным ставкам не только для крупных финансово-устойчивых компаний в регионах-драйверах, а всем производителям сельхозпродукции, которые хотят нарастить объемы своего производства, провести модернизацию и техническое перевооружение. В связи с этим целесообразно рассмотреть вопрос о формировании специального инвестиционного фонда АПК.

Формы господдержки производителей молока и их эффективность для развития отрасли

В статье проанализированы действующие формы государственной поддержки производителей молока в России. Вопросы поддержки отрасли рассмотрены не только с позиции бюджетных трансфертов, но преимуществ, получаемых производителями в результате проводимой таможенно-тарифной политики. С применением методологии ОЭСР и Мирового банка определены объемы и соотношение поддержки в виде бюджетных трансфертов и поддержки рыночной цены за период 1995-2020 гг. Выявлено исчерпание позитивных эффектов для молочной отрасли от мер, связанных с защитой от импорта, что определяет рост актуальности повышения эффективности бюджетной составляющей поддержки. Для бюджетной поддержки представлена структура в разрезе источников финансирования, видов субсидий, регионов. По видам субсидий оценены показатели: степень охвата и равномерность распределения по регионам и получателям в увязке с ключевыми целевыми индикаторами. Определены существенные диспропорции распределения льготных инвестиционных кредитов и субсидий в виде возмещений части прямых понесённых затрат на строительство и модернизацию животноводческих комплексов молочного направления по регионам и отдельным получателям относительно создаваемых ими новых или реконструируемых скотомест. Рассмотрены меры поддержки малых форм хозяйствования, в т.ч. региональные инициативы по поддержке ЛПХ. В рамках межстрановых сравнений представлены меры поддержки производителей молока, применяемые странами – ведущими экспортерами. Даны рекомендации для органов управления АПК по корректировке системы поддержки отрасли и расширению оцениваемых показателей при анализе эффективности отдельных видов поддержки.

Цифровая бизнес-модель развития скотоводства сельскохозяйственной организации

Долгосрочное устойчивое научно-технологическое и экономическое развитие страны во многом зависит от решения задач цифровизации, поставленных в национальных программах и проектах, направленных на ускорение цифровой трансформации общества. Исследование теоретических и прикладных аспектов цифровизации отрасли сельского хозяйства необходимо для формирования новых управленческих концепций и конкретных моделей, которые могут послужить базой для принятия эффективных стратегических решений участниками аграрного бизнеса. Состав цифровой бизнес-модели сельскохозяйственной организации определен на основании исследования трансформации традиционных парадигм управления бизнесом (эмоциональной и рациональной) в систему понятий нового уровня, базирующуюся на цифровых технологиях. Для этого выявлены и систематизированы технологические, информационные и управленческие характеристики, относящиеся к эволюционным этапам «Сельское хозяйство 1.0» – «Сельское хозяйство 5.0». Использованный в работе процессный подход позволил определить базовый принцип разработки и построения современной цифровой бизнес-модели сельскохозяйственной организации – формирование соответствующей процессно-ориентированной системы управления. Новизна исследования состоит в формировании структуры цифровой бизнес-модели деятельности сельскохозяйственной организации с учётом процессов создания потребительской ценности продукции путём выделения её базовых элементов, обеспечивающих достижение стратегических целей, на основе цифровизации технической, информационной и управленческой составляющих функционирования и отраслевой детализации технологий. Управленческий блок бизнес-модели включает функции цифровизации управления стадом, кормления животных и бухгалтерского учета, конкретизированные в стратегических и оперативных компонентах. Техническая и информационная составляющие, а также конкурентные преимущества элементов бизнес-модели сгруппированы и описаны для роботизации доильных каруселей, кормоприготовления и кормораздачи, навозоудаления, поддержания мокроклимата. Сопоставление полученных результатов с механизмом и оценкой эффективности функционирования сельскохозяйственной организации региона, внедряющей и развивающей цифровые технологии, подтверждает их теоретическую и практическую значимость.

Специализация муниципальных образований республики башкортостан по видам зерновых культур

Цель исследования: определение специализации муниципальных районов по видам зерновых культур. Объектом исследования является сельское хозяйство муниципальных районов Республики Башкортостан. В работе определена специализация муниципальных районов по видам зерновых культур, концентрация их производства на уровне региона. Выявлено, что в республике в последние годы происходит быстрый рост производства зернобобовых и ячменя, наблюдается замедление роста производства пшеницы, овса, проса и гречихи. Районы, ведущей отраслью у которых является зерноводство, располагаются в западной и южной части региона и в Зауралье, специализируются на производстве пшеницы или пшеницы и ячменя или пшеницы и ржи. При этом Башкортостан является одним из основных производителей в России ржи, гречихи и овса. Построен картографический профиль специализации муниципальных образований Республики Башкортостан по видам зерновых культур. Предложен новый подход по разработке мер для выхода депрессивных территорий Республики Башкортостан, занимающихся сельским хозяйством, из кризиса, которые основаны на уточнении специализации и концентрации производства по видам зерновых культур и связан с разработкой комплекса инновационных мер. В депрессивных территориях республики сконцентрировано производство гречихи, овса и зернобобовых.