Яндекс.Метрика

Прогнозная оценка рынков инновационных технологий для зерновой отрасли россии

На основе проведенных ранее исследований в данной статье показаны перспективные для зерновой отрасли России рынки инновационных технологий и продукции, произведенной с их помощью. Реализация приоритетных направлений научно-технологического развития отечественного зернового производства приведет к формированию следующих рынков: органического зерна емкостью около $10 млрд к 2022 г., агробиотехнологий – $13,5 млрд к 2024 г., технологий точного земледелия – 25,7 к 2025 г., российских элитных семян – 5,4 к 2026 г., «пакетных решений» – 20 к 2028 г., больших данных – 5 к 2028 г. и фитомелиоративных технологий – 17 к 2030 г. Рынки являются связующим звеном между сферой исследований и разработок и их коммерциализацией и внедрением в производство зерновых культур. Для выхода на эти рынки необходимы соответствующие механизмы управления исследованиями и разработками в отрасли, коммерциализации и внедрения технологий в зерновое производство. Перспективными направлениями коммерциализации и внедрения этих технологий являются создание новых бизнес-моделей в селекции зерновых культур; разработка «цифрового фундамента» для цифровизации отрасли; вывод на рынок новых «пакетных» решений (агрохимия + семена с сортовой технологией + цифровые платформы) и стимулирование спроса на агробиотехнологии. Реализация предложенных инструментов позволит ускорить процесс коммерциализации и внедрения в производство зерновых культур передовых научных разработок, устранить разрыв между наукой и бизнесом в отрасли.

Оценка эффективности производства молока в белгородской области

В данной статье рассматриваются вопросы повышения экономической эффективности функционирования подотрасли молочного скотоводства Белгородской области. Как известно, подотрасль молочного скотоводства участвует в реализации Доктрины продовольственной безопасности в части, касающейся обеспечения населения молоком и молочными продуктами. К сожалению, до настоящего времени подотрасль молочного скотоводства обеспечивает менее 50‰ потребности населения России в молоке и продуктах его переработки. В этой связи успешный опыт функционирования подотрасли молочного скотоводства может быть полезен в ряде регионов России. Следует сказать, что подотрасль молочного скотоводства характеризуется продолжительным производственным циклом, что делает ее малопривлекательной для инвесторов и в этой связи требует существенных объемов государственной поддержки. Кроме того, подотрасль зависит от значительного количества невещественных факторов, в том числе связанных с эксплуатацией рабочей силы, заболеваниями животных и т.д., которые трудно поддаются учету и прогнозированию. Это в свою очередь определяет ряд рисков и угроз, которым подвержено молочное скотоводство. Такого рода риски и угрозы требуют повышенного внимания государства, что на практике не всегда происходит, а объемы государственной поддержки нестабильны и недостаточны для внедрения новых технологий и выхода нашей страны в лидеры по производству молока. В статье рассмотрены тенденции связанные со структурой затрат на производство молока, использованием трудовых и материально–технических ресурсов, формированием финансовых ресурсов в подотрасли молочного скотоводства и т.д.

Оценка экономической доступности потребления молока населением сибирского федерального округа

Потребление молока и молочной продукции населением Сибирского федерального округа, как и в целом в Российской Федерации на протяжении последних лет постоянно снижается. На доступность молока населению можно посмотреть с разных точек зрения. Обычно данная проблема рассматривается с точки зрения деятельности молочного скотоводства, несостоятельности отечественного производства в полной мере обеспечить молочной продукцией население страны. Однако, исходя из данных Росстата, даже наличие достаточных объемов продукта (неважно − через импорт или собственное производство) не гарантирует рост его потребления. С другой стороны, данную проблему можно рассмотреть с точки зрения доступности данного продукта питания для населения территории. Так как даже примерно одинаковые розничные цены на молочные продукты питания еще не говорят о равной покупательской способности населения региона. Авторами рассмотрен еще один фактор, связанный с доступностью продукта для населения, – величина доходов населения регионов. Была определена корреляционная зависимость данных факторов на показатель потребления молока и молочной продукции населением Сибирского федерального округа. В результате были получены индикаторы необходимых доходов населения и объемов производства молока для удовлетворения населения округа молочной продукцией, поддержания рекомендуемых норм.

Экономическая целесообразность ведения молочного скотоводства в хозяйствах архангельской области

В статье представлена оценка состояния молочного скотоводства в Архангельской области. Выявлена положительная динамика роста молочной продуктивности коров по сельхозорганизациям всех форм собственности региона, при этом отмечается снижение рентабельности молочной отрасли. Проведенный анализ показал, что все ранее достигнутые результаты в молочном скотоводстве значительно снизились, за исключением роста продуктивности: выход телят на 100 коров с 92 голов снизился до 67-70 голов, производственное использование коровы уменьшилось с 5,6 отела до 2,1 отела, содержание белка в молоке снизилось с 3,3 до 3,0 ‰, ввод в основное стадо нетелей увеличился с 27 ‰ до 50 ‰, себестоимость 1 литра молока выросла до закупочной цены переработчиками. Показаны два возможных варианта ведения молочного скотоводства: скрещивание холмогорской породы с голштинской породой при кровности 75 ‰ и полное поглощение холмогорской породы голштинской. Целью исследований являлось определение экономической целесообразности ведения молочного скотоводстве в хозяйствах Архангельской области при сменяемости отечественной породы на импортную.

Имитационное моделирование социально-демографических процессов развития сельских территорий

В настоящее время на сельских территориях России наблюдается сложная социально-экономическая ситуация: низкий уровень доходов по сравнению с городом, безработица, плохое состояние или отсутствие социально-бытовой инфраструктуры. Такое положение привело к ухудшению демографических показателей – спаду рождаемости, увеличению смертности и миграционного оттока населения. Недостаточная изученность влияния социально-экономических факторов на демографическое развитие сельских территорий, а также высокая научно- практическая значимость разработки и внедрения моделей социально-демографического развития на селе послужили основанием для проведения исследования. Моделирование социально-демографического развития сельских территорий позволит выявить факторы, наиболее значимые для этих процессов, и с помощью грамотных управленческих решений нивелировать их влияние на ситуацию в селах региона. Цель исследования – разработка имитационной модели социально-демографического развития сельских территорий. Теоретическую, методологическую и информационную базу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные различным аспектам социально-экономического и демографического развития на сельских территориях, данные Росстата, материалы Минсельхоза и Минэкономразвития РФ и регионов Поволжья, федеральные, региональные и муниципальные нормативно-правовые акты, программы. Имитация социально-демографических процессов на сельских территориях Саратовской области с учетом дифференциации социально-экономических факторов на оказывающие влияние на повышение уровня рождаемости и на снижение уровня смертности, выполнена в приложении Ithink с использованием пакета Statistica для построения регрессионных уравнений. Первоначально построенная модель показала снижение численности населения на 41 тысяч человек за 7 лет. Изменение таких факторов, как величина среднедушевых доходов и количество объектов, имеющих стационарные источники загрязнения, в соответствие с действующими нормативными документами региона, позволило сымитировать ситуацию, в которой коэффициент рождаемости увеличится, а смертности снизится, что замедлит темп сокращения численности населения.

Анализ рыночной цепочки производства меда в валуйском городском округе белгородской области

Исследование было инициировано с целью анализа характеристик функционирования рынка и взаимоотношений между участниками внутри маркетинговых цепочек, а также возможностей и ограничений системы производства меда в типичном районе Белгородской области – Валуйском городском округе. Основной фокус исследования направлен на определение структуры затрат и рентабельности производства, анализ детерминант предложения меда, выявление основных ограничений на поставку товаров на рынок, оценку эффективности структуры маркетинга в изучаемой области. Анализ каналов сбыта показал очень короткий медовый маршрут. Значительная его часть отправляется напрямую от производителей потребителям (около 40‰). По результатам исследования рекомендуются меры по увеличению запасов производимого меда за счет развития системы сотрудничества и управления маркетингом взаимоотношений малого бизнеса с другими участниками рынка.

Ценовая ситуация на агропродовольственном рынке россии: проблемы и пути решения

Статья посвящена проблемам формирования цен и ценовых отношений на агропродовольственном рынке России и выработке предложений по их совершенствованию. Авторами проведен анализ динамики цен по всей продовольственной цепочке на рынке: масла подсолнечного и маслосемян, сахара, зерновых, молока и молокопродуктов, мяса. В конце 2020 г. ценовая ситуация на агропродовольственном рынке России начала ухудшаться, что во многом было обусловлено ростом цен на мировых рынках продовольствия и снижением курса национальной валюты. Были зафиксированы высокие ежемесячные приросты цен производителей в сельском хозяйстве на зерновые культуры, семена подсолнечника и сахарную свеклу, что обусловило рост цен производителей в пищевой промышленности. Отмечено, что за пятилетний период рост цен производителей сельхозпродукции был существенно меньше, чем рост в других подотраслях АПК и розничной торговле. При росте потребительских цен на продукты питания в 2020 г. отмечено снижение реальных денежных доходов населения на 3,5‰. Данные негативные факторы оказывают существенное влияние на уровень благосостояния и экономическую доступность для населения отдельных видов продовольственных товаров. Правительством Российской Федерации был принят ряд нормативных правовых актов, предусматривающих меры, направленные на сдерживание роста цен на агропродовольственном рынке. Благодаря принятым решениям рост цен удалось во многом притормозить. Авторы подчеркивают, что более эффективными были бы не ситуационно применяемые экстренные меры, а разработка и внедрение научно-обоснованной системы постоянно действующих механизмов, которые бы стабилизировали ценовую ситуацию на агропродовольственном рынке на основе совершенствования ценовых отношений между различными сферами АПК, а также торговлей, как внутренней, так и внешней.

Оценка национальной продовольственной безопасности при экспортной ориентации сельского хозяйства россии

Важное значение для реализации экспортного потенциала агропромышленного комплекса не в ущерб продовольственному самообеспечению имеют официальные критерии и показатели продовольственной безопасности, в первую очередь показатели продовольственной независимости и экономической доступности продовольствия. В работе произведен расчет уровня продовольственного самообеспечения по отдельным видам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на основе обновленных данных балансов продовольственных ресурсов. Оценена экономическая доступность отдельных видов продовольствия. Выявлена возможность формального повышения значений показателей продовольственной самообеспеченности за счет снижения потребления продовольствия в стране на фоне роста экспорта. При этом формальное снижение значений показателя экономической доступности продовольствия произойдет из-за нехватки соответствующих продуктов на внутреннем рынке, вне зависимости от уровня цен на них и доходов населения. Обосновано, что наряду с приоритетом продовольственного самообеспечения в Доктрине продовольственной безопасности целесообразно зафиксировать необходимость поддержания экономической доступности продовольствия для населения при реализации экспортного потенциала агропромышленного комплекса России. Обоснованы предложения по совершенствованию методики оценки уровня продовольственной самообеспеченности с ориентацией не на фактическое потребление отдельных видов продовольствия, а на максимум из фактического потребления и произведения среднедушевых рациональных норм на численность населения. Проведены расчеты уровня продовольственной самообеспеченности России по зерну, картофелю, молоку, мясу, рыбной продукции, овощам и бахчевым, фруктам и ягодам, яйцам, сахару и растительному маслу по уточненной методике.

Контрактный менеджмент в сельском строительстве: методологический анализ

В статье изложены общие и специфические особенности сельского строительства, отличающие его от других отраслей АПК. Отмечена особая роль сельского строительства в социально–экономическом развитии сельских территорий. Приведен краткий исторический очерк этапов развития сельского строительства. Изложены методологические основы научного исследования применительно к практической деятельности в области сельского строительства. Показан зарубежный опыт контрактного менеджмента при различных методах организации строительства. Особое внимание уделено развитию организации контрактного менеджмента в сельском строительстве Российской Федерации. Проведен сравнительный анализ агентских отношений в гражданском законодательстве различных стран в зависимости от видов договорной деятельности. Предложена методика методологического анализа управления контрактами в сельском строительстве. Указана необходимость внедрения цифровых технологий при заключении электронных контрактов в различных отраслях АПК, в том числе в сельском строительстве, а также переподготовки кадров в высших учебных заведениях по образовательной программе «контрактный менеджер».

Институциональные модели развития системы земельных отношений в сельском хозяйстве

Цель работы – построение моделей развития системы земельных отношений в сельском хозяйстве. Задача исследования состояла в обосновании способов, приемов, методов, инструментов, обеспечивающих последовательное построение функциональной и структурной институциональных моделей. Предложена модульно-триггерная система, позволяющая реализовать многокритериальный подход к оценке использования земель из состава сельскохозяйственных угодий по принадлежности, видам, соблюдению земельного законодательства. По материалам деятельности сельскохозяйственных организаций Саратовской области за 2015–2019 гг. выявлены неэффективные участники земельных отношений, отсутствие четкости выполнения контрольных, стимулирующих мероприятий, необходимость создания единого органа управления. Функциональная институциональная модель развития системы земельных отношений в сельском хозяйстве включает субъектов, верификатора, ядро управления, описывает прямые и обратные связи между элементами, ориентирована на получение структурированной информации о текущей ситуации и тенденциях в землепользовании, электронное взаимодействие государственных органов управления и сельскохозяйственных организаций. Структурная институциональная модель дополнена взаимодействием подразделений Управления земельных отношений в сельском хозяйстве на региональном и районном уровнях с территориальными органами и отделами Министерства сельского хозяйства, Росприроднадзора, Россельхознадзора, Росстата, Росреестра. Формализован расчет коэффициента экономической эффективности как отношение количества эффективных сельскохозяйственных землепользователей к их общему числу, установлен размах его варьирования со спецификацией каждого диапазона. По результатам анализа землепользования сельскохозяйственных организаций Саратовской области определена наименее эффективная микрозона – Западная. Практическая значимость заключается в оценке прогнозной эффективности работы ядра модели развития системы земельных отношений в сельском хозяйстве. Установлено, что по Саратовской области коэффициент эффективности сельскохозяйственного землепользования может составить 0,24 (приемлемый уровень).