Проведенное исследование позволяет последовательно подойти к решению вопроса улучшения социального и материального положения сельского поселения за счет создания новых рабочих мест и научно-обоснованной системы оплаты труда, с учетом повышения инвестиционной привлекательности муниципальных образований и совершенствования районной нормативно-правовой базы в области учетной политики предприятия с целью легализации основной и дополнительной заработной платы. При решении социально-экономических вопросов поддержки развития сельских территорий государство должно руководствоваться положениями Международной организации труда, в частности при установлении минимального размера оплаты труда на уровне прожиточного минимума. Предложенный в рамках исследования метод расчета адаптированной тарифной сетки на основе ранжирования по трем вариантам в зависимости от доходов сельского поселения служит базой для расчета расценок за продукцию в растениеводстве и животноводстве при определении основной части оплаты труда. Размер заработной платы за продукцию работников растениеводства (на примере тракториста-машиниста) устанавливается после получения продукции умножением количества единиц продукции на ее расценку. В животноводстве (на примере свиноводства) расчет оплаты труда работников проведен на основе определения расценок за один центнер привеса по группам животных. Рейтинговая оценка эффективности и определение материального вознаграждения на основе трудового вклада работников растениеводства и животноводства на примере районов Саратовской области устанавливается на основе расчета процента выполнения индикаторов критерия эффективности (получено прибыли на одного работника, соотношение темпов роста производительности труда и темпов роста заработной платы, продуктивность (животноводство), урожайность (растениеводство), зарплатоемкость), что позволит повысить эффективность труда персонала на 3,75‰ и на 50,5‰; эффективность заработной платы – на 2,43‰ и 2,44‰ в животноводстве и растениеводстве соответственно.
В настоящее время развитие сельских территорий является одним из приоритетных направлений современной политики Правительства Российской Федерации. В 2003–2013 гг. реализовывалась федеральная целевая программа «Социальное развитие села» [1], в 2014–2017 гг. – ведомственная программа «Устойчивое развитие сельских территорий на период до 2020 года» [2]. 4 июня 2019 года была утверждена новая государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий на 2020–2025 годы» [3]. В соответствии с этой и другими федеральными программами на уровне субъектов РФ также разрабатываются программы по развитию сельских территорий. В Республике Башкортостан Постановлением Правительства РБ от 12 декабря 2019 года № 728 утверждена государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий РБ» (с изменениями на 8 декабря 2020 года) [5]. Также разработаны две программы по развитию депрессивных сельских юго- и северо-восточных районов республики [11]. Однако эффективность реализации данных программ в силу как объективных, так и субъективных причин оставляет желать лучшего. Это является одной из причин их пролонгации вначале до 2020 года, а сейчас – до 2024 года. Авторами рекомендуется для более детального и реалистичного анализа социально-экономической ситуации на селе и повышения эффективности программных мероприятий усовершенствовать систему регионального и муниципального мониторинга развития сельских территорий путем использования наряду с данными мерами государственных переписей, статистики, отчетности предприятий, результатов рекомендуемых к проведению регулярных социологических исследований и опросов руководителей, работников сельскохозяйственных предприятий, фермеров, сельского населения. В результате исследования авторами обосновывается целесообразность создания в Республике Башкортостан Центра аграрных исследований и мониторинга устойчивого развития сельских территорий для целенаправленной работы по разработке и корректировке региональных и муниципальных программ социально-экономического развития современного села.
Целью исследования является выявление барьеров, препятствующих внедрению новых технологий в отрасль сельского хозяйства в России и поиск возможных путей их устранения. В связи с поставленной целью был рассмотрен имеющийся на сегодняшний день зарубежный опыт внедрения цифровых технологий: «система картографирования урожая» в США, применение передовых технологий в Швейцарии, «Smart Farming» в Ирландии. Также был приведен пример применения новейших цифровых технологий в России в рамках разработки и внедрения ведомственного проекта «Цифровое сельское хозяйство», который включает в себя несколько последовательных этапов. На сегодняшний день реализации данного проекта уделяется отдельное внимание в рамках разработки комплексной Государственной программы развития сельскохозяйственной отрасли до 2025 года. Применение цифровых технологий позволяет сельскохозяйственным предприятиям выйти на принципиально новый уровень, что обусловлено увеличением производственных объемов при сокращении уровня затрат, связанных, например, с обработкой почвы или с переводом многих технологических процессов на дистанционный уровень регулирования. Таким образом, сельское хозяйство постепенно становится более точным и стабильным. Сегодня наблюдается значительная нехватка высококвалифицированных специалистов в области применения цифровых технологий в отрасли сельского хозяйства. В связи с этим необходимо уделить особое внимание качественной подготовке специалистов аграрного сектора с учетом требований цифровой экономики.
Основным драйвером экономического роста и развития России в начале XXI века стало сельское хозяйство. Однако достигнутые результаты в аграрном секторе были обеспечены в основном за счет использования иностранных технологий и государственной поддержки. К сожалению, потенциал отечественной аграрной науки, в том числе и экономической, в этот период был мало востребован, что не обошлось без серьезных ошибок в организационно - экономическом и научно-технологическом механизме АПК. Все это привело к перекосам в структурном производстве между крупными и мелкими сельскохозяйственными товаропроизводителями. Вот почему роль аграрной экономической науки в выработке и реализации оптимальных моделей по всем стратегическим направлениям чрезвычайно высока. На мой взгляд, на ближайшее десятилетие локомотивом социально-экономического прогресса России будет не столько сельское хозяйство, сколько сельский образ жизни и развитие сельских территорий. Массовое переселение из городов станет мощным фактором развития сельских территорий. Целью же аграрного бизнеса должна стать не только прибыль, но и благосостояние работников. Новую экономическую модель в агробизнесе должна запустить современная модель управления, основанная на цифровой среде и технологии распределенного реестра. Экология в широком смысле и связанные с ней здоровье человека, продолжительность его жизни должны стать главными объектами научных исследований. Состояние жизненной среды и здоровья человека – вот главные ценности новой экономики. По сути, речь идет о конвергенции сельского хозяйства и здравоохранения, направленной на поддержание здоровья человека и профилактику заболеваний.
Цель работы состоит в разработке теоретических основ управления плодородием почв и их продуктивностью, что позволит более обоснованно принимать управленческие решения в соответствии с целями производственно-экономического и социального развития. В работе были использованы методы, характерные для теоретических исследований, а также методы конкретно-экономических исследований. В результате работы построена теоретическая модель управления триединой категорией «Плодородие + продуктивность + экология», включающая, в частности, ее функции, принципы и движущие силы. Выявлены некоторые внутренние взаимосвязи между элементами системы и противоречия, приведены методические подходы к их реализации. Научная новизна исследования заключается в теоретическом обобщении и структурировании знаний по управлению плодородием и продуктивностью почв с учетом экологической составляющей. Такой подход к указанной экономической категории будет способствовать дальнейшему развитию теории вопроса, а также послужит базой для принятия обоснованных управленческих решений на уровнях хозяйствующего субъекта и субъекта федерации с целью обеспечения продовольственной самодостаточности регионов, а, следовательно, и продовольственной безопасности страны в целом в долгосрочной перспективе.
Статья посвящена необходимости и возможности формирования агропромышленных кластеров, основным направлениям их развития в целях повышения эффективности агропромышленного производства, его модернизации на основе внедрения современных научно-технических достижений, цифровизации и укрепления взаимоотношений как внутри АПК, так и с другими отраслями и сферами экономики, государственными структурами и иными заинтересованными участниками технико-технологических, производственно-хозяйственных, финансово- экономических и других направлений взаимодействия. Исходя из того, что весь зарубежный и отечественный опыт кластерного подхода к развитию АПК показал его эффективность, авторами был изучен опыт формирования агропромышленных кластеров в регионах Сибири, выявлены их недостатки и рассмотрены перспективы развития. Результаты исследования показали, что в каждом регионе Сибирского федерального округа создаются агропромышленные кластеры, однако этот опыт не везде успешен. Не отработана система взаимоотношений между участниками кластеров, не установлены долгосрочные технологические связи, недостаточно используются возможности современных информационных технологий и др. Исследования также показали, что, учитывая особенности сибирских регионов, их местоположение и др., имеются благоприятные возможности для кластерного развития АПК, формирования инновационных и специализированных отраслевых кластеров на региональном, межрегиональном, межмуниципальном и межгосударственном уровнях, а также многоотраслевых кластеров на местном уровне. Авторами предложены основные направления развития агропромышленных кластеров в регионах Сибирского федерального округа, в том числе для производства экологически чистой продукции, укрепления взаимоотношений между участниками кластеров, инновационного развития производства, учитывая возможности современных информационных технологий и цифровизации АПК.
Рост оборота, прибыли и эффективности использования ресурсного потенциала во многом обусловлены возможностями интеграции, слияния компаний и выходом в новые производственные ниши на других рынках. В статье рассматривается потенциал интеграционных процессов в аграрном секторе экономики. Проведен анализ сущности основных видов интеграции социально-экономических систем. Путем критических обобщений уточнен понятийно- категориальный аппарат интеграции. Приведены основные элементы интеграционного потенциала агропромышленного комплекса и некоторые эффекты, подтверждающие целесообразность его реализации на уровне региона и страны. Центральным звеном определена экономическая интеграция, представляющая собой многоуровневую систему, которая связывает отдельные стадии производственных процессов. Усовершенствована типология интеграции в аграрном секторе экономики, которая базируется на формах обобществления производства, учитывает уровень экономической системы, цель сотрудничества, характер связей и порядок движения капитала между участниками интеграционных отношений. Охарактеризованы показатели развития ведущих агропромышленных компаний страны, сделаны выводы о сложившихся тенденциях в данном секторе экономики. Представлены эффекты реализации интеграционного потенциала региональных агропромышленных комплексов, а также основные направления интеграционного взаимодействия предприятий агропромышленного комплекса. В условиях научно-технического прогресса актуальность приобретает научно-техническое и кадровое сотрудничество, разработка совместных программ развития цифровых компетенций персонала управления и ключевых специалистов, межотраслевые проекты, направленные на повышение конкурентоспособности продукции, ее качество.
Утвержденная в феврале 2019 года «Стратегия пространственного развития Российской Федерации до 2025 года» связывает развитие сельского хозяйства приграничных геостратегических территорий с потребительской кооперацией. Государственная поддержка и ограниченные собственные средства товаропроизводителей ведут к созданию именно потребительских кооперативов, отличительными характеристиками которых являются помимо цели деятельности (удовлетворение материальных и иных потребностей членов кооператива) солидарная субсидиарная ответственность, голосование по принципу: один член – один голос, распределение полученного результата и ограничение в деятельности ассоциированных членов. Превалирование интересов ассоциированных членов приводит к ориентации на инвесторов, то есть на прирост капитала. Создание и функционирование кооперативов не должно носить формальный характер, истинные кооперативы могут и должны обеспечить повышение эффективности производственно-финансовой деятельности малых форм хозяйствования приграничных геостратегических территорий. В процессе создания кооператива необходимо стремиться к однородности его членов, поскольку на результативность и продолжительность жизнедеятельности кооператива существенное влияние оказывают интересы его членов и постоянно изменяющиеся условия внешней среды. Кооперативы возникают только под влиянием острой необходимости, их невозможно создать «сверху», используя административный ресурс. Вступая в кооператив, его потенциальные члены должны четко представлять, какие проблемы можно решить, участвуя в деятельности данного кооператива. Принципы создания и функционирования кооперативов, отраженные в действующем федеральном законе, не в полной мере отражают специфику кооперативных организаций. Солидарная субсидиарная ответственность членов кооператива по его обязательствам и правоприменительная практика в этой сфере ограничивают распространение кооперативов в отрасли. Зарубежный опыт демонстрирует возможность ограничения дополнительной ответственности, а также наличие кооперативов без дополнительной ответственности.
В статье исследована динамика мирового производства различных видов мяса (дичь, утиное мясо, конина, мясо верблюда, мясо гуся и цесарки, мясо овец и коз, говядина и мясо буйвола, свинина, мясо птицы) с 1961 по 2018 гг. по основным странам и регионам (Россия, Океания, Африка, Центральная Америка, Южная Америка, Северная Америка, Европа и Азия), а также – глобальные карты (за 2018 г.) потребления мяса на душу населения в целом и в разрезе видов мяса. По результатам баз данных статистики сельского хозяйства ОЭСР проанализированы прогнозы мирового производства мяса на период 2021-2029 годов с учетом фактических и ожидаемых изменений потребления в разрезе групп стран (развитые страны и развивающиеся страны). На основе фактических данных развития мирового рынка мяса и прогнозов статистики сельского хозяйства ОЭСР определены вероятные риски и факторы неопределенности, влияющие на мировые рынки мяса, в ближайшем десятилетии.
Крестьянские (фермерские) хозяйства, относящиеся к малым формам хозяйствования, являются равноправными субъектами агробизнеса, поскольку заняты в продовольственной сфере агропромышленного комплекса. На их долю приходится 10‰ производимой продукции сельского хозяйства. Эффективное управление крестьянским (фермерским) хозяйством возможно лишь при наличии полной информации, характеризующей все стороны хозяйственной деятельности. Основным источником оперативной и объективной информации в развитии производства, выполнении хозяйственных операций являются учет и отчетность. Крестьянские (фермерские) хозяйства самостоятельно определяют формы и метод ведения бухгалтерского учёта. Правовая форма крестьянских фермерских хозяйств определят сложности, связанные с выбором формы ведения бухгалтерского учета. С целью выявления направлений повышения качества аналитического обеспечения деятельности К(Ф)Х авторы проводят оценку современного уровня организации бухгалтерского учета и анализ деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств Саратовской области. На основании проведенной оценки сформулированы недостатки существующего порядка учета и даны рекомендации по организации учета, позволяющего повысить аналитичность формируемой информации. Сделан вывод о влиянии состава форм отчетности о деятельности К(Ф)Х на возможности анализа хозяйственной деятельности фермерских хозяйств.