Проблема рационального размещения и территориальной специализации сельскохозяйственного производства носит пространственный глобальный характер, который должен учитывать качественные изменения в сельскохозяйственном производстве, обусловленные необходимостью обеспечения продовольственной безопасности страны, а также ростом экспортного потенциала России на мировом рынке продовольствия. Как известно нерациональное размещение и специализация сельскохозяйственного производства не способствуют увеличению рентабельности и высокоэффективному использованию ресурсов. В настоящее время сельскохозяйственные организации ориентированы не столько на рациональное размещение производства и специализацию, сколько на максимальное получение прибыли, не учитывая при этом научных основ размещения и специализации. Государство также не заинтересовано в рациональном размещении и специализации сельскохозяйственного производства по причине необходимости увеличения количественных показателей функционирования сельскохозяйственного производства. Проблема размещения и специализации сельскохозяйственного производства на современном этапе развития аграрной экономики не позволяет максимально использовать имеющиеся ресурсы сельскохозяйственных организаций, не способствует оптимизации межрегионального обмена, а также региональному обеспечению продовольственной безопасности. Между тем, по оценкам экспертов, сельское хозяйство России способно обеспечить продуктами питания 500 млн чел. Для этого необходима реализация научных подходов к организации размещения и специализации сельскохозяйственного производства, необходимо оптимизировать межрегиональный обмен, тем самым сократив издержки на продукты сельскохозяйственной и перерабатывающей промышленности, и увеличивая покупательную способность населения. Исходя из имеющегося статистического материала, в данной работе сделан анализ размещения и специализации сельскохозяйственных организаций по федеральным округам, а также сделан расчет обеспеченности основными продуктами питания. В исследовании приведены аргументы дополнительного введения в оборот земель сельскохозяйственного назначения, исключительно для обеспечения продовольственной безопасности и обеспечения рациональных норм питания населения РФ, без учета увеличения экспорта продовольствия.
Целью работы является анализ трендов и факторов корпоративного венчурного финансирования инновационных технологических проектов в сфере АПК, где объект исследования - система финансирования инновационных проектов в сфере АПК. Предмет исследования - факторы, влияющие на развитие корпоративного венчурного капитала предприятий АПК. В процессе исследования использовались методы анализа и синтеза, статистические методы анализа (корреляционный анализ). В работе показаны условия и предпосылки развития корпоративного венчурного капитала в АПК. Определены четыре ключевых фактора корпоративного венчурного финансирования, которые значительно определяют инновационную результативность родительской организации.
Уменьшение пространственной неоднородности (дифференциации) создает более благоприятные условия для развития общенационального рынка, гармонизации социально-экономических преобразований, формирования на качественно более высоком уровне общероссийского менталитета, укрепления единства российского государства. Наоборот, усиление неоднородности затрудняет проведение единой политики социально-экономических преобразований и формирование общенационального рынка, увеличивает опасности региональных кризисов и межрегиональных конфликтов, дезинтеграции национальной экономики, ослабления целостности общества и государства. Использование программно-целевого метода прогнозирования социально-экономических показателей в настоящее время является наиболее эффективным, так как формирование и исполнение бюджетов разного уровня бюджетной системы также осуществляется программно-целевым методом. Обеспечение эффективности системы бюджетных отношений является одной из важнейших государственных задач. Нестабильная экономическая ситуация, характерная для настоящего времени обуславливает нехватку финансовых ресурсов на всех уровнях бюджетной системы. Поэтому вопрос грамотного распределения бюджетных ресурсов приобретает особую актуальность для обеспечения социально-экономического развития. В исследовании обобщили практику развития местного самоуправления и выявили необходимость дальнейшего совершенствования законодательства для усиления роли местного самоуправления в решении социально-экономических задач через финансовые механизмы, объединяя полномочия органов местного самоуправления и программно-целевого метода формирования бюджета. Так на примере конкретного муниципального образования – Кишертского муниципального округа Пермского края выявлено, что связь реализованных программ и показателей его социально-экономического развития достаточно тесная. К тому же, многие показатели социально-экономического развития отражаются сразу в нескольких программах. Из вышесказанного следует, что процесс регионального развития необходимо регулировать и прогнозировать.
В статье выполнен анализ результатов кадастровой оценки средней стоимости земель сельскохозяйственного назначения на уровне субъектов Российской Федерации, входящих в состав Нечерноземной экономической зоны, и сравнение земельной ренты с доходностью землепользователя. Исследованы общие и частные факторы, оказывающее влияние на кадастровую стоимость земли. Выявлены формальные и неформальные нормы и правила организации земельного рынка сельскохозяйственного назначения. Рассмотрены преимущества и недостатки методологических подходов и методических приемов проведения кадастровой оценки. Рассчитано среднее значение земельной ренты по субъектам Нечерноземья в целом с использоанием двух методах: капитализации рентного дохода и рыночной арендной платы. Сопоставлено среднее значение земельной ренты землевладельца с прибылью землепользователя с учетом государственных субсидий, в расчете на 1 гектар. Установлено, что применение двух методов расчета позволяет сгладить завышение действующей кадастровой стоимости в большинстве регионов Нечерноземья. Предложены экономические инструменты регулирования доходности землевладельца и землепользователя путем установления на законодательном уровне ставки арендной платы, исчисляемой от кадастровой стоимости, и минимального срока аренды земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
В России АПК и обороно-промышленный комплекс (ОПК) являются двумя несырьевыми экспорториентированными многоотраслевых лидерами, которые обслуживают соответственно более 140 и 100 отраслей промышленности. На третьем месте в экспортном лидерстве находятся IT-технологии. В мире преобладает зерно-картофельное питание и прослеживается четкая тенденция роста урожайности картофеля. Сегодня большинство отечественных СХО и К(Ф)Х не имеют современных хранилищ и цехов для переработки на крахмал нестандартных клубней, очисток на корм скоту, оборудования для мойки продовольственного картофеля, его фасовки и упаковки, в т.ч. вакуумирования очищенного «борщевого» набора. В итоге многочисленные посредники и перекупщики, переработчики и торговцы за счет нищающих сельхозпроизводителей (ежегодно убыточными становятся до 15-20‰ СХО и К(Ф)Х) повышают свои доходы в 2-3 раза. В статье рассмотрены организационные элементы работы современных сельскохозяйственных прозводственно-торговых кооперативов (СПТК), созданные на основе малых форм хозяйствования, а такж е агропромышленных предприятий (АП) и объединений (АПО), организованных на базе средних и крупных СХО. Восстановить отечественное семеноводство можно в течение 3-4 лет, когда отраслевые НИИ (оригинаторы сортов и гибридов) будут передавать свои селекционные достижения для размножения в фермерские специализированные семеноводческие СПТК, которые перспективные районированные сорта будут реализовывать во всех регионах России в собственной торговой сети.
Актуальность исследования состоит в том, что в современных условиях устойчивое развитие производства и реализация зерна на рынке в Сибирском Федеральном округе (СФО) во многом зависит от эффективного регулирования. Зерновые связи отражают современное состояние и определяют перспективное разделение труда в зернопродуктовом подкомлексе СФО, взамодополняемость и взаимозависимость региональных продовольственных комплексов. Они представляют собой экономические связи по производству, реализации и обмену зерном и зернопродуктами между производителями и потребителями (животноводством, населением и др.). Эти связи проявляются в потоках зерна и зернопродуктов из одних регионов в другие. Цель исследования – определить наиболее значимые направления развития производства и рынка зерна в регионе на среднесрочную перспективу. В статье указаны основные зернопроизводящие и ввозящие зерно регионы, а также объемы ресурсов зерна, которые СФО может поставить на рынок к 2025 году. Представлено современное производство зерновых по культурам и регионам СФО за 2010 и 2020 годы. Указаны средние цены производителей зерна, реализуемого сельскохозяйственными организациями по субъектам СФО Российской Федерации. Определены основные негативные тенденции, сдерживающие развитие производства и реализации зерна на рынке СФО. Представлены направления, необходимые для устойчивого развития производства зерна, используя административные и финансовые меры регулирования.
Статья посвящена исследованию проблем развития сельских территорий региона в условиях формирования агломерационной системы. Выявлено, что интенсивное развитие угледобывающей промышленности, сопровождается негативными экологическими последствиями, связанными с воздействием на социально–экономическое развитие и качество жизни населения региона. Сельские территории Российской Федерации, являются её стратегическим ресурсом, однако отсутствие возможности удовлетворить свои насущные потребности, сложные условия жизни сельского населения, оторванность сельских поселений от научно-технических достижений, слабое развитие транспортной инфраструктуры и связи не позволяют реализовать их потенциал. Анализируя решения, принятые в последние годы Правительством РФ, регулирующие развитие сельских территорий и агропромышленного комплекса, можно сделать вывод, что идеи, по которым осуществляется строительство государственного регулирования аграрной отрасли, приобрели новый качественный подход. В тоже время, материальное положение преобладающей части сельского населения не позволяет использовать систему ипотечного кредитования жилищного строительства. Уровень благоустройства сельского жилищного фонда в 2-3 раза ниже городского. Угледобыча влечет за собой нарушение земельных участков, не подлежащих к дальнейшему использованию, сопровождается высокой заболеваемостью органов системы дыхания, онкологическими заболеваниями, имеющими тенденцию к росту. Выделяемые ресурсы для развития социальной сферы не позволяют существенно улучшить условия жизнедеятельности населения сельской местности, расширить доступность социальных услуг и их качество жителям села. Для решения выявленных проблем предлагается создание сельских агломераций.
Значимость развития инфраструктуры на селе, ее нынешнее отставание от темпов развития агропромышленного комплекса – обо всем этом неоднократно говорил Президент Российской Федерации В.В. Путин: «…общий уровень обеспеченности сельской местности всеми видами благоустройства, - а это, в том числе, водопровод, отопление, газ, система ЖКХ, - чуть более 34‰, тогда как в городах - почти 80‰», - отмечал Президент на заседании Государственного совета, посвящённого аграрной политике государства в конце 2019 г., а в мае 2020 г. на совещании о ситуации в сельском хозяйстве и пищевой промышленности повторно заявил о значимости и необходимости высоких темпов развития инфраструктуры на селе и появления современных инженерных сетей. В рамках исследования была поставлена цель – оценить перспективы развития инженерной инфраструктуры сельских территорий. В рамках исследования применялись методы сравнительного анализа, сопоставления данных, метод построения линии тренда. На основе прогноза была определены значения целевых показателей (уровень газификации и обеспеченности питьевой водой в сельской местности) к 2025 году. В ходе исследования было определено, что при сохранении текущих темпов, согласно ведомственной целевой программе (ВЦП) «Современный облик сельских территорий» будет невозможно достичь поставленные целевые показатели по уровню обеспеченности газом (71,1‰) и водой (79,5‰) к 2025 г., однако согласно ВЦП «Устойчивое развитие сельских территорий» целевые показатели (61,9‰ и 67,3‰ соответственно) достижимы. С учетом полученных результатов были выявлены проблемы, которые негативно влияют на достижение поставленных целевых показателей.
Целью исследования является оценка и моделирование влияния темпов производства продукции сельского хозяйства на уровень и динамику сельской безработицы в России. Для анализа зависимости «производство - безработица» применялась модифицированная модель Оукена. Эконометрический анализ выполнен с использованием панельных данных, выборка включает 78 регионов России, период исследования - 2010-2019 гг. Результаты оценки свидетельствуют, что коэффициент эластичности составляет –0,13. Это означает, что один процент роста сельскохозяйственного производства приводит к сокращению безработицы на 0,13 процентных пункта. Слабая чувствительность сельской безработицы к изменению выпуска продукции объясняется, прежде всего, снижающейся долей сельского хозяйства в структуре занятости населения сельских территорий. Интенсификация и цифровизация аграрной экономики меняют характер взаимосвязи «выпуск-безработица». Кроме того, механизм адаптации аграрного рынка труда к экономическим изменениям включает не только рост или спад численности занятых в сельском хозяйстве, но и сокращение рабочего времени, снижение уровня или задержки выплат заработной платы. Снижению уровня сельской безработицы будут способствовать, во-первых, обеспечение продовольственной независимости страны, расширение объемов и диверсификация направлений экспорта продовольствия. Во-вторых, не исчерпан потенциал импортозамещения на внутреннем рынке. В-третьих, расширение производства экологически чистого продовольствия, спрос на которое вместе с ростом доходов населения будет увеличиваться. В-четвертых, развитие неаграрных видов занятости на основе стратегии многофункционального развития сельских территорий. В-пятых, поддержка развития малого и среднего бизнеса в сельской местности. Полученные данные могут быть использованы для разработки региональных стратегий устойчивого развития сельских территорий.
В статье рассматриваются проблемы воспроизводства трудовых ресурсов сельских территорий на региональном уровне, влияющие на их количественные и качественные характеристики. Данные проблемы вызываются совокупностью экономических, демографических, социальных и институциональных факторов. На основании проведенного анализа авторами представлены наиболее острые современные проблемы воспроизводства трудовых ресурсов сельских территорий региона. Перечисленные проблемы обуславливают необходимость прогнозирования воспроизводства трудовых ресурсов сельских территорий как основы принятия управленческих решений в сфере регулирования сельского рынка труда и стратегического планирования развития сельских территорий. Исходя из того, что главным индикатором состояния системы воспроизводства трудовых ресурсов является занятость, в статье представлен прогноз создания на селе новых рабочих мест. Прогноз составлен по инерционному, предполагающему сохранение текущих трендов, и инновационному, основанному на предположении о централизованном целеполагании и планировании социально-экономического развития сельских территорий региона, вариантам. Прогноз возможных количественных дисбалансов между спросом на труд и предложением труда на сельских территориях показывает, что оба варианта развития предполагают недостаток трудовых ресурсов в сельской экономике Новосибирской области. В первую очередь это коснётся квалифицированных специалистов и представителей несельскохозяйственных профессий. Делается вывод, что, даже, несмотря на рост производительности труда, сельские территории регионов Сибирского федерального округа будут испытывать кадровый голод, что снизит темпы их развития. Необходимо государственное регулирование сельского рынка труда для приведения его структуры в соответствие с целями и задачами стратегии развития сельских территорий региона.