Яндекс.Метрика

Теоретические основы формирования организационно-экономического механизма развития интеграции в сельской местности

В последние годы в функционировании сельских территорий наметились тенденции усиления дифференциации между сельскими поселениями, а также увеличения в динамике отрыва от городских агломераций по социально-экономическом показателям развития. Это свидетельствует о наличии существенных изъянов реализуемых организационно-экономических механизмов функционирования и развития сельских территорий. В связи с этим требуется проведение исследования формирования эффективных организационно-экономических механизмов развития села. Необходимо выявить основные проблемы и противоречия между элементами в структуре организационно-экономического механизма, проанализировать влияние рентных факторов, ресурсного обеспечения, институциональных условий на организационно-экономический механизм функционирования и развития сельских поселений. В статье, по данным Ленинградской области, исследованы плотность размещения населения, инвестиционная привлекательность сельских поселений, миграционный приток и отток в зависимости от удалённости от центра региона. Базовой отраслью большинства сельских территорий является сельское хозяйство. От уровня его развития и интеграции хозяйствующих субъектов по цепи создания продукта во многом зависит эффективность использования ресурсов. Выявлены типы и основные элементы организационно- экономических механизмов хозяйствующих субъектов в сельской местности.

Концептуальные основы кластерной стратегии развития отрасли растениеводства Амурской области

В современных экономических условиях одним из наиболее подходящих вариантов стратегии развития для подкомплексов АПК являются кластерные структуры. Анализ современного состояния сельскохозяйственной отрасли Амурской области показал, что в структуре валовой продукции сельского хозяйства региона значительная доля принадлежит продукции растениеводства. В 2020 году объем производства продукции сельского хозяйства в действующих ценах составил 48,3 млрд руб., доля продукции растениеводства – 71%. В связи с чем в условиях ведения сельского хозяйства Амурской области, являющейся житницей Дальнего Востока, особую актуальность имеет разработка кластерной стратегии развития растениеводства на основании комплексного стратегического анализа отрасли. На основании проведенного комплексного стратегического анализа современного состояния отрасли растениеводства Амурской области определены сильные и слабые стороны, возможности и угрозы развития, а также выявлены имеющиеся перспективы реализации кластерной политики в отрасли региона. Анализ кластерного потенциала растениеводства Амурской области за период с 2010 по 2020 годы показал, что на фоне однозначного лидерства соеводства в направлении стратегического развития на основании кластеризации выделяются потенциально возможные продуктовые кластеры по производству картофеля и зерновых культур. На основании результатов стратегического и кластерного анализа, а также с учетом аналитического обзора документов, регулирующих стратегическое развитие отраслей сельского хозяйства России, Дальнего Востока и Амурской области, определены миссия, стратегическая цель, задачи и основные приоритетные направления кластерной стратегии развития отрасли растениеводства Амурской области. Следующим этапом в реализацию обозначенных приоритетных направлений развития кластерной стратегии отрасли растениеводства проектируется разработка прогнозных показателей развития и программных мероприятий, обеспечивающих достижение стратегической цели и выполнение обозначенных задач разработанной кластерной стратегии отрасли растениеводства Амурской области на основании научно-обоснованных инновационных подходов и технологических решений.

Совершенствование организационно-экономических и нормативно-правовых подходов к развитию селекции и семеноводства в Российской Федерации

В статье дано авторское определение «основных сельскохозяйственных культур» и проводится сравнительный анализ их производства в хозяйствах всех категорий за 2016-2020 гг. Отмечено, что при возделывании основных сельскохозяйственных культур в стране значительная роль отводится иностранным технологическим ресурсам и, прежде всего, семенам. Изучена динамика импорта семян сельскохозяйственных культур в Российскую Федерацию (по данным ФТС России) и сделаны соответствующие выводы по степени локализации их производства в стране. Вскрыты основные проблемы в нынешнем состоянии отечественной селекции и семеноводства, которые были учтены при проработке вопросов законодательного и нормативно-правового обеспечения. Приведена концептуальная модель селекции, семеноводства и семеноведения сельскохозяйственных культур в стране и показана роль Минсельхоза России по контролю над производством репродукционных семян. Рассмотрены направления развития селекции и семеноводства на основе совершенствования нормативно-правового обеспечения и прежде всего законопроекта «О семеноводстве». Обоснована необходимость законодательно обеспечить защищенность прав собственности селекционно-семеноводческих центров и их опытных хозяйств в части землепользования, а также определить полномочия органам исполнительной власти по разработке механизма выделения специальных зон семеноводства для целей их пространственной изоляции. Разработан и предложен комплекс организационно-экономических мер по развитию селекции, семеноводства и семеноведения сельскохозяйственных культур в стране.

Пути развития садоводства на Северном Кавказе

В статье рассматриваются вопросы развития промышленного садоводства на Северном Кавказе, где в силу благоприятных природно-климатических условий отрасль имеет ключевое значение для сельского хозяйства. Отмечены особенности современного состояния садоводства: высокий динамичный темп развития, широкое внедрение передовых технологий, реализация крупных инновационно-инвестиционных проектов. За 2015-2020 годы общие площади плодово-ягодных насаждений увеличились на 12,3%, в плодоносящем возрасте – на 8,1%, а объем производства плодов и ягод вырос на 74,3%. Установлено, что практически все субъекты, входящие в анализируемый регион, являются лидерами в России по валовым сборам и площадям закладки, а интенсивное садоводство здесь выделено в качестве приоритетного направления. Установлено, что в некоторых регионах большую роль в производстве по-прежнему играют личные подсобные хозяйства. Отмечены стратегические направления, определяющие экономические позиции садоводства: государственная поддержка, повышение квалификации работников отрасли, внедрение передовых практик и технологий выращивания, развитие селекционно-питомниководческих центров, развитие рыночной инфраструктуры. Полученные результаты исследования могут быть использованы для разработки программы развития садоводства на Северном Кавказе.

Сущность устойчивого развития сельских территорий

Сельские территории играют важную роль в социально-экономических процессах страны. Их неравномерное развитие в России является одной из ключевых проблем в государственной стратегии. Удалённость и обширность сельских территорий можно и нужно уравновешивать их интеграцией в цифровую экономику, что предусматривает единое информационно - коммуникационное пространство. Цифровые сельские территории – это, прежде всего, покрытие всей территории сетью Интернет, что уже является мощным ресурсом для получения государственных, образовательных, медицинских услуг, возможности вести сельским жителям электронную торговлю. Это снимает основные социальные проблемы их доступности. Для этого необходимо определить сущность устойчивого развития сельских территорий в условиях цифровизации, базовые принципы устойчивого развития, сформулировать основные необходимые составляющие содержания понятия «устойчивое развитие сельских территорий» с точки зрения развития информационно-коммуникационной структуры и их интеграции в общемировой цифровой ландшафт. Такой подход даёт возможность диверсификации хозяйственной деятельности на сельских территориях, дополнительный импульс достижения экономического процветания и, вместе с тем, сохранения природно-климатического баланса. Также, используя цифровые технологии, сельские жители получают возможность осуществлять деятельность, не связанную с сельским хозяйством, тем самым повышается социальная значимость жизни и привлекательность территорий.

Возможности применения интеллектуальных буферных зон для управления водными ресурсами на сельских территориях в Ленинградской области

Увеличение интенсивности использования сельскохозяйственных угодий и прирост площади мелиорированных земель в Ленинградской области за последние годы может способствовать потенциальному повышению выноса биогенов с грунтовыми водами из дренажных систем. В условиях ограниченности объемов государственной поддержки, финансирование приоритетных проектов природоохранного инвестирования, можно осуществлять на основе государственно-частного партнёрства, что будет способствовать усилению интереса инвесторов к участию в регионально значимых социально-экологических проектах и повышению внимания к проблемам управления водными ресурсами в сельской местности. Для уменьшения процессов эвтрофикации нами была рассчитана стоимость применения экологических мер – строительство ветланда, создание интеллектуальных буферных зон, известкование, на примере опытного поля в д. Меньково, Гатчинского района Ленинградской области. Организация системы платежей за достижение определенного результата в снижении загрязнения позволит фермерам и сельскохозяйственным организациям рассмотреть вопрос экологии под другим углом и может стать мотивирующим аспектом в их деятельности для формирования экологически ответственного подхода к производству сельскохозяйственной продукции. Механизм предоставления «зеленых» субсидий более эффективен с позиций общественного благосостояния, чем рестрикционные меры. Для более точечного дифференцирования субсидий на мелиорацию необходима визуализация цифровых социально-экономических данных с помощью интерактивных карт для сельских территорий с переходом от использования простых статистических данных к результатам агрохимического и гидрометеорологического обследования с точной территориальной идентификацией размеров земельных участков, используемых фермерами и сельскохозяйственными предприятиями, и указанием объема производства валовой продукции, а также применения минеральных удобрений.

Конкурентоспособность в основе развития сельских территорий

Сельские территории России на протяжении столетий были ведущей опорой агросектора. Однако за последние годы ситуация коренным образом изменилась. Сельское население ежегодно уменьшается, исчезают села, а сами хозяйства теряют источники прибыли. Для локализации разрушительного процесса, необходим новый подход к формированию сельской местности, предусматривающий внедрение концепции устойчивого развития сельских территорий, стимулирование предпринимательской активности и диверсификацию занятости сельского населения. Для сельских территорий РФ характерна одновременная количественная и качественная разбалансированность в социальной, экономической, административно-правовой, технико- производственной, экологической, культурной, научной и многих других сферах. В статье исследован ряд особенностей, свойственных сельским территориям в России, выявлены факторы, негативно влияющие на их развитие, а также определены направления, способные созданию конкурентоспособных условий и улучшению качества жизни сельского населения. Формообразующим элементом в концепции политики сельского развития являются конкурентоспособность сельских территорий, развитие местных инициатив, использование ресурсов, которые ранее не использовались, а главными направлениями социально-экономического развития различных секторов является активизация предпринимательства. Для обеспечения высокого уровня конкурентоспособности сельских территорий особое значение имеет формирование их потенциала (экономического, ресурсного, кадрового, маркетингового, производственного, инновационного, предпринимательского и др.).

Анализ инструментов аграрной политики с точки зрения стимулирования сельской занятости

В статье исследуется влияние мер аграрной политики, включая политику развития сельских территорий, на стимулирование сельской занятости. Анализ включает меры господдержки, реализованные на федеральном уровне с 2006 г. Помимо инструментов аграрной политики, прямо направленных на развитие занятости – в сельском хозяйстве или в неаграрном секторе сельской экономики, рассмотрено влияние нецелевых для рынка труда мер поддержки. Это большая часть аграрных субсидий сельхозпроизводителями и поддержка общих услуг. Дополнительно рассмотрены основные меры поддержки занятости по общенациональным программам, с позиции их влияния именно на сельский рынок труда. Учитывая неизбежное сокращение численности занятых в сельском хозяйстве, основной фокус в исследовании и рекомендациях направлен на альтернативную сельскую занятость. Предлагаемые направления корректировки аграрной политики исходят из того, что государственные инвестиции в образование, качество инфраструктуры и в рыночные структуры являются ключевыми факторами, определяющими способность к развитию неаграрного сектора сельской экономики и соответствующей занятости. Потому формирование общих условий и финансирование общих услуг рассматриваются как более приоритетные формы государственного воздействия относительно узкоспециализированной целевой поддержки отдельных перспективных видов экономической активности на селе – туризма, сбора и переработки дикоросов, производства строительных материалов и т.п. В этом смысле смещение вектора региональной политики с директивного централизованного распределения средств «сверху вниз» на софинансирование местных инициатив, закрепленное в Госпрограмме «Комплексное развитие сельских территорий», является наиболее значимым изменением аграрной политики последних лет.

Оценка экономического роста сельского хозяйства России в управленческом контексте

Цель настоящего исследования – оценка современной ситуации в области управления экономическим ростом сельского хозяйства России с использованием разработанной методики «Пирамида аграрного роста». Обосновывается позиция о том, что достигнутый рост в сельском хозяйстве не соответствует аграрному потенциалу страны, он неоднозначен и его нельзя в полной мере признать экономическим. Учитывая современные тенденции в общественном развитии и специфику отрасли, в исследовании применен новый подход к декомпозиции экономического роста сельского хозяйства в составе традиционных количественных и качественных, и вновь вводимых генерирующих изменений его состояния, что позволяет учесть все стороны аграрной динамики и повысить уровень адекватности ее оценки. Экономический рост сельского хозяйства предлагается измерять с помощью комплексного показателя, визуализированного с использованием пирамиды, который учитывает не только широко применяемые в практике параметры уровня и скорости роста, но и состояние его базы, сформированной в результате аграрной динамики. Графическая и расчетная оценка уровня и структуры экономического роста сельского хозяйства России проведены в сравнительном формате с достигнутыми результатами в аграрной экономике США, Канады, Германии, Казахстана в период 2000 -2020 гг. Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют: о наличии противоречия между ростом объема производства сельскохозяйственной продукции в России и отсутствием необходимых условий для воспроизводства в отрасли; о значительном разрыве в уровне и содержании экономического роста сельского хозяйства России и развитых стран со схожим аграрным потенциалом; об ошибках в управлении процессами экономической динамики в сельском хозяйстве страны, что обусловливает основные ограничения аграрного роста.

Теоретико-методологические аспекты пространственного развития сельского хозяйства Северо-Кавказского федерального округа в стратегии макроэкономического управления

Функционирование сельскохозяйственного производства, более чем другой какой либо отрасли национального хозяйства, обусловливается пространством и временем, что вызывает необходимость районирования территорий, поскольку этим определяются рентные возможности использования земли, основного и переменного капитала, рынка. В статье раскрываются проблемы пространственного развития сельской экономики приоритетных территорий страны в контексте стратегического макроэкономического управления. В связи с этим, рассматривается широкий круг вопросов, связанных с территориальной организацией производительных сил, с выделением первичного звена пространственной экономики – «локалитета», и крупнейшего – «агломерации». Исходя из региональной неоднородности аграрной экономики, обоснованы основные теоретико-методологические направления пространственного развития сельского хозяйства геостратегических территорий, на примере, Северо-Кавказского федерального округа (СКФО). Это позволит разработать стратегические институциональные и нормативно-правовые документы воздействия на процесс пространственного развития северокавказской сельской экономики, развитие которой пока не достигло даже дореформенного уровня из-за неадаптивной макроэкономической политики. Последняя, привела к деиндустриализации сельской экономики СКФО, связанной с внедрением нерегулируемого стихийного рынка, частной, особенно, земельной собственности с куплей-продажей основного средства сельскохозяйственного производства, отчуждающей её от землепользования, вопреки вековым устоям многонациональных северокавказских народов, считавших, что земля ничья, а только божья. Поэтому требуется разработать нестандартную всесторонне взвешенную, традиционным и современным условиям работы и жизни многочисленных народов Северного Кавказа – Новую прорывную макроэкономическую стратегию пространственного развития этих территорий, с учетом их пограничного расположения, на основе сочетания планирования и рынка, иначе говоря - модель планово-рыночной экономики по направлениям, изложенным в статье. Тогда откроются возможности развития производительных сил северокавказского села и других отраслей экономики, снизится острота самой главной проблемы – безработицы, криминала, террористических поползновений, поскольку для этого исчезнут социально-экономические посылы.