В условиях снижения темпов экономического роста, вызванных COVID-19, снижения платежеспособного спроса населения, особое значение приобретают меры государственной поддержки сельских территорий. Традиционно Министерство сельского хозяйства является основным органом, оказывающим наибольший объем поддержки сельхозпроизводителям и сельским территориям. В данной статье авторы подчеркивают, что помимо прямых мер государственной поддержки осуществляются меры косвенной поддержки, как со стороны Минсельхоза РФ, так и со стороны других федеральных органов исполнительной власти. Авторы анализируют реализуемые меры косвенной поддержки в рамках целого ряда государственных программ и федеральных целевых программ различных федеральных органов исполнительной власти (Министерства здравоохранения, Министерства строительства и ЖКХ, Министерства культуры, Министерства транспорта, Министерства природных ресурсов и экологии и других). Также проведен анализ государственной поддержки сельских территорий и агломераций в разрезе федеральных органов исполнительной власти и по сферам влияния. В статье подчеркнуто, что 27% составляет доля Министерства сельского хозяйства РФ в рамках мер государственной поддержки сельских территорий и агломераций, в разрезе федеральных органов исполнительной власти, при этом по сфере влияния доля Минсельхоза – 24%. В то же время, наблюдается неоднородность в предоставлении поддержки: существенно больше мер реализуется в области образования, здравоохранения, различного вида инфраструктуры, спорта, культуры и жилья. В меньшем объеме меры государственной поддержки сельских территорий и агломераций затрагивают развитие энергетики, туризма, экологические проекты, а также проекты, направленные на содействие занятости населения.
В статье анализируется возможность построения многофакторной модели рыночной цены на продовольственную пшеницу российского производства. Сегодня мировой рынок сельскохозяйственной продукции представляет собой сложно организованную систему со своей инфраструктурой, финансовыми институтами, ценовыми индикативами и маркет-мейкерами. С процессом усложнения организации самого рынка происходило усложнение определения рыночной цены и ценовых индикативов рынка. Ценообразование сельскохозяйственной продукции сложно структурировано и отражает влияние всей мировой экономики. На сегодняшний день рыночная цена на сельскохозяйственную культуру является результатом взаимодействия многих факторов ценообразования, возникающих в различных сферах общественной жизни (производство, обмен, потребление). Объектом исследования статьи является факторы, оказывающие влияние на колебание рыночной цены на российскую продовольственную пшеницу. Как макроэкономические факторы выделяются: конечные остатки зерна, показатели валового сбора, сезонность, экономическая конъюнктура, колебание цены на продукты переработки, валютный курс. Целью исследования является установление взаимосвязи между выделяемыми макроэкономическими факторами и ценой на российскую пшеницу на базисе поставки FOB Новороссийск, как индикатива экспортной цены, и CPT Новороссийск, как индикатива цены на внутреннем рынке. Временной горизонт анализируемых исторических данных - 5 лет. Авторы видят обоснованность максимального сокращения переменных многофакторной модели, ввиду того что большое количество переменных усложняет выбор оптимального решения. После проведения анализа зависимости факторов и исторических данных по рыночным ценам на продовольственную пшеницу предлагается авторский вариант многофакторной модели прогноза рыночной цены.
Современный этап функционирования сельского хозяйства характеризуется относительно большим количеством проектов, программ государственной поддержки. При этом не представляется возможным оценить практику государственной поддержки производителей отечественных овощей как системную, комплексную. В погоне за наращиванием количественных, экстенсивных показателей развития сельского хозяйства слабо изученными остаются вопросы организационно-экономического механизма государственной поддержки развития овощеводства. В данной работе определены современные концепции, которые применяются в Российской Федерации для осуществления политики импортозамещения, рассмотрены важнейшие показатели развития отрасли овощеводства во взаимосвязи с долей ее государственной поддержки. В статье показана динамика совокупного эффекта и эффективности государственной поддержки овощеводства России, цикличность эффективности государственной поддержки предприятий овощеводства России. Автором предпринята попытка научного анализа и критического осмысления проблемы совершенствования организационно-экономического механизма государственной поддержки развития овощеводства.
Настоящая статья посвящена оценке состояния и возможностей повышения устойчивости сельского хозяйства как базовой отрасли для большинства субъектов Северо-Кавказского федерального округа РФ (СКФО). Хроническое социально-экономическое, технико-технологическое отставание субъектов СКФО от других регионов и территориальных образований страны объясняется применением далеко не всегда обоснованных инструментов управления его многоукладным аграрным сектором экономики. В связи с этим необходимы существенные коррективы концептуальных подходов к развитию сельского хозяйства, основанные на детальном анализе и включении в активную хозяйственную деятельность всех накопленных в отрасли ресурсов и преимуществ. В Стратегиях социально-экономического развития субъектов СКФО определенные шаги на региональном уровне уже предприняты: освоение инноваций в производстве и переработке, использование передовых селекционно–семеноводческих систем в растениеводстве и животноводстве, кооперация вертикальная и горизонтальная и др. Разработаны и определены основные направления и пути обеспечения устойчивости их сельскохозяйственной деятельности. На федеральном уровне главным инструментом воздействия выступает господдержка. Поэтому усилия федерального центра должны быть направлены не только на рост объема господдержки, но и на стимулирование финансово-экономической активности товаропроизводителей во всех уровнях управленческой иерархии, акцентируя внимание на малом аграрном бизнесе и в хозяйствах населения посредством их интеграционного сотрудничества с крупным и средним предпринимательством. В рамках данного исследования разработан методический подход сравнения соизмеримых показателей анализа использования средств государственной поддержки сельского хозяйства регионов СКФО и соотнесения их с показателями, характеризующими эффективность использования данных средств показателями федеральной и региональной государственной поддержки.
Проблема разработки и реализации инновационных продуктов в сфере АПК может быть частично решена путем создания концепции инновационного развития на среднесрочную и отдаленную (до 2035 года) перспективу. В статье определены цель, концептуальные задачи, рабочая гипотеза, функции, принципы, архитектоника и основные механизмы ее реализации. Перечислены основные барьеры инновационной трансформации в отрасли, связанные с неэффективной коммуникацией между реальным сектором экономики, наукой и федеральными органами исполнительной власти. В этой связи перечислены основные методические прорывы в области управления инновационной деятельностью (правовом обеспечении, развитии инновационной инфраструктуры, подготовке и переподготовке кадров, информационного и финансового обеспечения), создания центра мониторинга, прогнозирования и экспертизы проектов. Показано значение национального проекта «Наука» и Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы (далее- ФНТП) для создания инновационной инфраструктуры в области сельского хозяйства. Рассмотрены подходы по привлечению институтов развития: АО «Росельхозбанк» и АО «Росагролизинг» на этапе создания селекционно-семеноводческих (племенных) центров, коммерциализации научных разработок, кредитования разработчиков новых технологий. В работе обоснована необходимость в уточнении перспективных направлений инновационного развития АПК и в разработке специальных механизмов: организационно-экономического, технико- технологического и маркетингового блоков. Доказана целесообразность в разработке новой Стратегии инновационного развития АПК России на период до 2035 года, в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации» (Указ президента РФ от 02.07.2021г. №400) и программой фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021-2030 годы). Показано, что планомерное осуществление мер по переводу АПК страны на инновационный путь развития позволит совершить прорыв в области производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
В статье на основе статистических данных раскрывается влияние сельского хозяйства на экономический потенциал и уровень жизни населения аграрных центров страны. В 2010–2019 гг. сельское хозяйство развивалось темпами, немного превышающими общую экономическую динамику в стране. В ходе исследования установлено, что высокая степень зависимости региональной экономики от развития сельского хозяйства в рассматриваемый период не способствовала росту уровня жизни населения этой территории, что связано с традиционно низким уровнем оплаты труда работников этой отрасли. Расчет отклонений от рекомендованных норм потребления основных продуктов питания в аграрных центрах и их сравнение со средними значениями в стране показали, что характерная для аграрных регионов более высокая физическая доступность продовольствия не оказывает существенного влияния на оздоровление структуры питания. Низкий уровень оплаты труда в сельском хозяйстве можно расценивать как один из факторов риска для устойчивого развития территории. Для решения этой проблемы предложено активизировать работу по популяризации здорового образа жизни и ввести меры экономического побуждения к отказу от избыточного потребления пищевых продуктов.
Сельское хозяйство является важнейшим сектором экономики нашей страны. Его существенная роль определяется как природными условиями и наличием обширных земельных угодий, так и национальными традициями, и другими факторами. Развитие аграрного сектора является основополагающим фактором обеспечения устойчивости российской экономики и объектом государственной политики на национальном и региональном уровнях. В статье рассмотрены особенности занятости в сельском хозяйстве, характеризующиеся влиянием различных факторов. Для этого были отобраны показатели, характеризующие занятость населения в сельском хозяйстве, определены основные причины снижения занятости, предложены пути решения указанных проблем. Так, реализация мер государственной поддержки аграрной сферы, оказывая положительное воздействие в целом на экономические показатели сельскохозяйственного производства, не приводит к закономерному повышению уровня жизни сельского населения. Проблема занятости в сельском хозяйстве не теряет своей актуальности, поскольку уровень заработной платы в сельском хозяйстве существенно ниже, чем по экономике в целом. Проведенная группировка регионов России по уровню занятости в сельском хозяйстве показала, что лишь 5 регионов в 2020 г. вошли в группу с высоким уровнем занятости.
В статье проведена оценка воспроизводственных процессов машинно-тракторного парка (МТП) отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей, выявлено, что темпы выбытия (оценка проводилась по тракторам и зерноуборочным комбайнам) опережают темпы обновления сельскохозяйственной техники, что приводит ежегодному и стабильному сокращению численности парка. Наблюдается не только сокращение численности парка в абсолютном измерении, но и с точки зрения его энергетических мощностей. Современное воспроизводство можно охарактеризовать как суженное, что соответствующим образом сдерживает наращивание объемов производства в сельском хозяйстве, не способствует массовому переходу на цифровые и ресурсосберегающие технологии. В этой связи возникает необходимость поиска действенных инструментов, направленных на ускорение воспроизводственных процессов в отношении машинно-тракторного парка, как одного из значимых и капиталоемких видов ресурсов. В качестве одно из наиболее результативных по данным 2020-2021 года инструментов нами был рассмотрен лизинг, определена роль и значение АО «Росагролизинг» в решении ускоренного воспроизводства машинно-тракторного парка, определены возможные направления дальнейшего обновления парка техники для всех категорий сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В условиях сложной экономической и эпидемиологической ситуации, обуславливающей снижение доходов населения и темпов роста спроса на сельскохозяйственную продукцию в РФ, важным является проведение стратегического конкурентного анализа, позволяющего выявить доминирующие группы игроков на рынке и оценить уровень их дифференциации между собой. В данной статье приведены итоги анализа отрасли «Растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях» на основе показателей официальной отчетности за 2020 год в разрезе 64 подотраслей, в 36 из которых были обнаружено возможное наличие доминирующих групп компаний. В качестве основного инструментария была применена матрица SV (strength/variety) для оценки уровня доминирования в отрасли, которая опирается на индексы концентрации, Линда и модифицированный коэффициент Холла-Тайдмана. Выводы, полученные при детальном анализе отдельных квадрантов матрицы SV, показали, что отрасль сельского хозяйства достаточно разнообразна с точки зрения уровня дифференциации доминирующих групп игроков на рынке, что говорит о том, что необходимо тщательно подходить к выбору стратегических решений в каждом описанном квадранте и учитывать рекомендации, предложенные авторами матрицы SV относительно поведения на данных рынках. Дополнительно даны рекомендации по изменению правил сбора статистической отчетности в России, чтобы она была более применима для использования в современных аналитических инструментах.
Масличные культуры имеют стратегическую значимость для соблюдения норм продовольственной и национальной безопасности страны. Масличные культуры являются сырьем для производства растительных масел, а шрот этих культур является важным компонентом по белку в рационе кормления животных. Цель исследования - анализ организаций вида деятельности 01.11.3 «Выращивание семян масличных культур» в соответствии с ОКВЭД, чтобы оценить возможности их дальнейшего развития. Организации были разделены по организационно-правовым формам, масштабу деятельности, эффективности производства. Исследование выполнено на основе данных бухгалтерской отчетности организаций, представленных в Росстат и ФНС. Лидером рейтинга организаций по виду деятельности 01.11.3 «Выращивание семян масличных культур» является ООО «Амурагрокомплекс», его специализация - выращивание семян соевых бобов. В результате исследования выявлено преобладание среди организаций акционерных обществ – 85,05%, микроорганизаций с выручкой до 120 млн руб. – 80,37%, более высокая эффективность у государственных унитарных предприятий – 95 коп. на 1 руб. активов, ухудшение показателей эффективности у всех организаций кроме крестьянских (фермерских) хозяйств, более высокие возможности внедрения инноваций у акционерных обществ. Риски убытков, обусловленные конкуренцией с иностранными поставками семян, уровнем внутреннего спроса, контрафактными поставками семян являются сдерживающими факторами производства семян российской селекции. Для расширения ресурсных возможностей производства семян целесообразно внедрение системы государственно-частного партнерства.