Яндекс.Метрика

О некоторых проблемах развития транспортной инфраструктуры в рамках национальных проектов

Проведен анализ основных проблем транспортной инфраструктуры, препятствующих эффективному развитию национальных проектов (НП) в целом и в сельской местности северных и восточных регионов в частности. Главный «инфраструктурный» национальный проект «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» ставит перед собой две цели: формирование и обновление инфраструктуры для развития экспортных и транзитных маршрутов, а также решение внутренних инфраструктурных проблем. Поскольку большая часть нашей страны, особенно сельская местность, находятся в зоне Арктики, Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока, лишена железнодорожных путей, дорог с твердым покрытием, зависит от непродолжительного периода летне-осенней морской и речной навигации, именно вторая цель, направленная на решение внутренних инфраструктурных проблем, должна стать приоритетной в рамках реализации НП. В дополнение стоит отметить и проблему сокращения местных аэропортов малой авиации, зачастую являющихся безальтернативным способом доставки грузов и населения, что приводит к значительному снижению транспортной доступности сельских территорий. Выполнение и анализ реализации НП сталкивается с рядом административных (различия в структуре национальных и федеральных проектов в официальных источниках, невозможность отслеживания промежуточного хода реализации нацпроектов в течение года), финансовых проблем (секвестирование бюджета национального проекта, трудности и проблемы в смежных отраслях – строительной, производства строительных материалов). На основании выявленных проблем предложены рекомендации по совершенствованию механизмов и подходов к реализации НП и повышению эффективности смежных отраслей. Результатами реализации НП в сельской местности станут улучшение транспортной инфраструктуры, повышение грузопотока между городскими и сельскими территориями, создание и развитие обслуживающей инфраструктуры на селе, появление новых рабочих мест.

Актуальные вопросы регулирования цен на рынке продовольствия

Актуальность темы исследования подтверждается значительным влиянием продовольственных цен на социальное положение большинства населения России. Чрезмерно высокая доля расходов на продовольствие в бюджете потребителя по данным РИА-Новости 71% россиян тратят на еду более 50% своего дохода, ставят его в зависимое положение от конъюнктуры цен на продовольствие. По исследованиям ФАО, если в 2020 г. рост мировых цен на продовольствие составил 3%, то в Российской Федерации 6,7%, в т.ч. цена на молокопродукты выросли на 7,3%, на мясопродукты – на 3,7 %, фрукты - 34,4%, овощи - 15,6%, картофель - 38,9%. Опережающее повышение цен на сахар, подсолнечное масло и другие продукты уже в 2021 г. вызвало обеспокоенность Правительства и Президента Российской Федерации. В Государственной Думе прошли парламентские слушания на тему: «Совершенствование правового механизма государственного регулирования ценообразования на продовольственные товары первой необходимости» (10.03.2021 г.). Министерство сельского хозяйства РФ было вынуждено срочно разработать и принять ряд административных мер, ограничивающих экспорт отдельных продовольственных товаров. Однако принятые меры могут носить временный характер. Для стабильного устойчивого положения на продовольственном рынке должен быть разработан и применен экономический механизм его эффективного регулирования на основе баланса интересов производителей и потребителей. В рамках исследования были рассмотрены отличительные подходы к формированию методологии регулирования продовольственного рынка, даны предложения по его сегментированию и разработке комплекса мер регулирования по каждому сегменту и периоду времени. Получены данные о среднемесячной величине потребления продуктов за 2010-2018 г.г. на душу населения. Рассчитан показатель прироста розничных цен в разрезе продуктов, вызванный ростом денежных доходов населения. Отмечено, что рост цен на продовольствие на уровне прироста денежных доходов населения отвечает балансу интересов производителя и потребителя продовольственных товаров.

Теоретические и методические аспекты оценки инновационного потенциала и инновационной активности региона

В результате исследований выявлено, что концептуальной идеей значительной части имеющихся в настоящее время подходов к оценке инновационного потенциала и инновационной активности социальных эколого-экономических систем регионального уровня выступает изучение способности, возможности и готовности территории формировать инновационную экономику. Для социальных эколого-экономических систем характерна цикличность развития, которая обуславливается характером и отношениями поступления и расхода энергии, веществ и информации. По своему составу социальная эколого-экономическая система состоит из внутренних и внешних элементов и результирующих показателей. Внутренние элементы представляют собой ресурсы, социальные и организационно-экономические отношения; внешние – деятельность государства по финансированию НИОКР, налоговому стимулированию инновационной деятельности, наличие государственной инновационной политики. Результирующие показатели отражают удельный вес (долю), рентабельность инновационной продукции, число видов инновационной деятельности, экономический эффект от внедрения инноваций и др. Для оценки внутренних составляющих социальной эколого-экономической системы, в том числе инновационного потенциала и инновационной активности сельскохозяйственных организаций региона могут быть выделены соответствующие показатели из перечня ресурсов: финансовых, материально-технических, кадровых, интеллектуальных. Выбранные показатели могут использоваться для оценки составляющих инновационной активности. При инновационном инвестировании доходы организации увеличиваются. Таким образом, потенциальные инвесторы получат возможность увеличить прибыль, что в свою очередь, определяет инвестиционную привлекательность инновационно активных сельскохозяйственных организаций. Применяя комплексный подход на уровне региона можно скорректировать стратегические направления своего инновационного развития, а также спрогнозировать результаты инновационной деятельности.

Теоретические основы формирования организационно-экономического механизма развития интеграции в сельской местности

В последние годы в функционировании сельских территорий наметились тенденции усиления дифференциации между сельскими поселениями, а также увеличения в динамике отрыва от городских агломераций по социально-экономическом показателям развития. Это свидетельствует о наличии существенных изъянов реализуемых организационно-экономических механизмов функционирования и развития сельских территорий. В связи с этим требуется проведение исследования формирования эффективных организационно-экономических механизмов развития села. Необходимо выявить основные проблемы и противоречия между элементами в структуре организационно-экономического механизма, проанализировать влияние рентных факторов, ресурсного обеспечения, институциональных условий на организационно-экономический механизм функционирования и развития сельских поселений. В статье, по данным Ленинградской области, исследованы плотность размещения населения, инвестиционная привлекательность сельских поселений, миграционный приток и отток в зависимости от удалённости от центра региона. Базовой отраслью большинства сельских территорий является сельское хозяйство. От уровня его развития и интеграции хозяйствующих субъектов по цепи создания продукта во многом зависит эффективность использования ресурсов. Выявлены типы и основные элементы организационно- экономических механизмов хозяйствующих субъектов в сельской местности.

Концептуальные основы кластерной стратегии развития отрасли растениеводства Амурской области

В современных экономических условиях одним из наиболее подходящих вариантов стратегии развития для подкомплексов АПК являются кластерные структуры. Анализ современного состояния сельскохозяйственной отрасли Амурской области показал, что в структуре валовой продукции сельского хозяйства региона значительная доля принадлежит продукции растениеводства. В 2020 году объем производства продукции сельского хозяйства в действующих ценах составил 48,3 млрд руб., доля продукции растениеводства – 71%. В связи с чем в условиях ведения сельского хозяйства Амурской области, являющейся житницей Дальнего Востока, особую актуальность имеет разработка кластерной стратегии развития растениеводства на основании комплексного стратегического анализа отрасли. На основании проведенного комплексного стратегического анализа современного состояния отрасли растениеводства Амурской области определены сильные и слабые стороны, возможности и угрозы развития, а также выявлены имеющиеся перспективы реализации кластерной политики в отрасли региона. Анализ кластерного потенциала растениеводства Амурской области за период с 2010 по 2020 годы показал, что на фоне однозначного лидерства соеводства в направлении стратегического развития на основании кластеризации выделяются потенциально возможные продуктовые кластеры по производству картофеля и зерновых культур. На основании результатов стратегического и кластерного анализа, а также с учетом аналитического обзора документов, регулирующих стратегическое развитие отраслей сельского хозяйства России, Дальнего Востока и Амурской области, определены миссия, стратегическая цель, задачи и основные приоритетные направления кластерной стратегии развития отрасли растениеводства Амурской области. Следующим этапом в реализацию обозначенных приоритетных направлений развития кластерной стратегии отрасли растениеводства проектируется разработка прогнозных показателей развития и программных мероприятий, обеспечивающих достижение стратегической цели и выполнение обозначенных задач разработанной кластерной стратегии отрасли растениеводства Амурской области на основании научно-обоснованных инновационных подходов и технологических решений.

Совершенствование организационно-экономических и нормативно-правовых подходов к развитию селекции и семеноводства в Российской Федерации

В статье дано авторское определение «основных сельскохозяйственных культур» и проводится сравнительный анализ их производства в хозяйствах всех категорий за 2016-2020 гг. Отмечено, что при возделывании основных сельскохозяйственных культур в стране значительная роль отводится иностранным технологическим ресурсам и, прежде всего, семенам. Изучена динамика импорта семян сельскохозяйственных культур в Российскую Федерацию (по данным ФТС России) и сделаны соответствующие выводы по степени локализации их производства в стране. Вскрыты основные проблемы в нынешнем состоянии отечественной селекции и семеноводства, которые были учтены при проработке вопросов законодательного и нормативно-правового обеспечения. Приведена концептуальная модель селекции, семеноводства и семеноведения сельскохозяйственных культур в стране и показана роль Минсельхоза России по контролю над производством репродукционных семян. Рассмотрены направления развития селекции и семеноводства на основе совершенствования нормативно-правового обеспечения и прежде всего законопроекта «О семеноводстве». Обоснована необходимость законодательно обеспечить защищенность прав собственности селекционно-семеноводческих центров и их опытных хозяйств в части землепользования, а также определить полномочия органам исполнительной власти по разработке механизма выделения специальных зон семеноводства для целей их пространственной изоляции. Разработан и предложен комплекс организационно-экономических мер по развитию селекции, семеноводства и семеноведения сельскохозяйственных культур в стране.

Пути развития садоводства на Северном Кавказе

В статье рассматриваются вопросы развития промышленного садоводства на Северном Кавказе, где в силу благоприятных природно-климатических условий отрасль имеет ключевое значение для сельского хозяйства. Отмечены особенности современного состояния садоводства: высокий динамичный темп развития, широкое внедрение передовых технологий, реализация крупных инновационно-инвестиционных проектов. За 2015-2020 годы общие площади плодово-ягодных насаждений увеличились на 12,3%, в плодоносящем возрасте – на 8,1%, а объем производства плодов и ягод вырос на 74,3%. Установлено, что практически все субъекты, входящие в анализируемый регион, являются лидерами в России по валовым сборам и площадям закладки, а интенсивное садоводство здесь выделено в качестве приоритетного направления. Установлено, что в некоторых регионах большую роль в производстве по-прежнему играют личные подсобные хозяйства. Отмечены стратегические направления, определяющие экономические позиции садоводства: государственная поддержка, повышение квалификации работников отрасли, внедрение передовых практик и технологий выращивания, развитие селекционно-питомниководческих центров, развитие рыночной инфраструктуры. Полученные результаты исследования могут быть использованы для разработки программы развития садоводства на Северном Кавказе.

Сущность устойчивого развития сельских территорий

Сельские территории играют важную роль в социально-экономических процессах страны. Их неравномерное развитие в России является одной из ключевых проблем в государственной стратегии. Удалённость и обширность сельских территорий можно и нужно уравновешивать их интеграцией в цифровую экономику, что предусматривает единое информационно - коммуникационное пространство. Цифровые сельские территории – это, прежде всего, покрытие всей территории сетью Интернет, что уже является мощным ресурсом для получения государственных, образовательных, медицинских услуг, возможности вести сельским жителям электронную торговлю. Это снимает основные социальные проблемы их доступности. Для этого необходимо определить сущность устойчивого развития сельских территорий в условиях цифровизации, базовые принципы устойчивого развития, сформулировать основные необходимые составляющие содержания понятия «устойчивое развитие сельских территорий» с точки зрения развития информационно-коммуникационной структуры и их интеграции в общемировой цифровой ландшафт. Такой подход даёт возможность диверсификации хозяйственной деятельности на сельских территориях, дополнительный импульс достижения экономического процветания и, вместе с тем, сохранения природно-климатического баланса. Также, используя цифровые технологии, сельские жители получают возможность осуществлять деятельность, не связанную с сельским хозяйством, тем самым повышается социальная значимость жизни и привлекательность территорий.

Возможности применения интеллектуальных буферных зон для управления водными ресурсами на сельских территориях в Ленинградской области

Увеличение интенсивности использования сельскохозяйственных угодий и прирост площади мелиорированных земель в Ленинградской области за последние годы может способствовать потенциальному повышению выноса биогенов с грунтовыми водами из дренажных систем. В условиях ограниченности объемов государственной поддержки, финансирование приоритетных проектов природоохранного инвестирования, можно осуществлять на основе государственно-частного партнёрства, что будет способствовать усилению интереса инвесторов к участию в регионально значимых социально-экологических проектах и повышению внимания к проблемам управления водными ресурсами в сельской местности. Для уменьшения процессов эвтрофикации нами была рассчитана стоимость применения экологических мер – строительство ветланда, создание интеллектуальных буферных зон, известкование, на примере опытного поля в д. Меньково, Гатчинского района Ленинградской области. Организация системы платежей за достижение определенного результата в снижении загрязнения позволит фермерам и сельскохозяйственным организациям рассмотреть вопрос экологии под другим углом и может стать мотивирующим аспектом в их деятельности для формирования экологически ответственного подхода к производству сельскохозяйственной продукции. Механизм предоставления «зеленых» субсидий более эффективен с позиций общественного благосостояния, чем рестрикционные меры. Для более точечного дифференцирования субсидий на мелиорацию необходима визуализация цифровых социально-экономических данных с помощью интерактивных карт для сельских территорий с переходом от использования простых статистических данных к результатам агрохимического и гидрометеорологического обследования с точной территориальной идентификацией размеров земельных участков, используемых фермерами и сельскохозяйственными предприятиями, и указанием объема производства валовой продукции, а также применения минеральных удобрений.

Конкурентоспособность в основе развития сельских территорий

Сельские территории России на протяжении столетий были ведущей опорой агросектора. Однако за последние годы ситуация коренным образом изменилась. Сельское население ежегодно уменьшается, исчезают села, а сами хозяйства теряют источники прибыли. Для локализации разрушительного процесса, необходим новый подход к формированию сельской местности, предусматривающий внедрение концепции устойчивого развития сельских территорий, стимулирование предпринимательской активности и диверсификацию занятости сельского населения. Для сельских территорий РФ характерна одновременная количественная и качественная разбалансированность в социальной, экономической, административно-правовой, технико- производственной, экологической, культурной, научной и многих других сферах. В статье исследован ряд особенностей, свойственных сельским территориям в России, выявлены факторы, негативно влияющие на их развитие, а также определены направления, способные созданию конкурентоспособных условий и улучшению качества жизни сельского населения. Формообразующим элементом в концепции политики сельского развития являются конкурентоспособность сельских территорий, развитие местных инициатив, использование ресурсов, которые ранее не использовались, а главными направлениями социально-экономического развития различных секторов является активизация предпринимательства. Для обеспечения высокого уровня конкурентоспособности сельских территорий особое значение имеет формирование их потенциала (экономического, ресурсного, кадрового, маркетингового, производственного, инновационного, предпринимательского и др.).