Яндекс.Метрика

Инновационное развитие организаций АПК: показатели измерения

В статье представлены результаты исследований в области теории управления изменениями инновационного развития организаций АПК с учетом вызовов научно-технологической трансформации управленческих бизнес-процессов и цифровизации экономики агропромышленного комплекса. Основным научным результатом исследования является методический подход к оцениванию устойчивости сбалансированного инновационного развития в контексте концептуальных принципов институциональной экономики, системной экономической теории, инновационного и технологического менеджмента. Выявлены специфические признаки сбалансированного инновационного развития: уровень используемых материальных ресурсов при производстве продукции; наличие логистических путей; влияние на окружающую среду результатов переработки ресурсов, включая затраты на утилизацию остатков; значительная масса основных фондов. Специфические признаки позволяют рассматривать устойчивость сбалансированного инновационного развития в разрезе ресурсной, внутренней и результативной частей. Разработана авторская структура оценивания устойчивого сбалансированного инновационного развития организаций АПК. Отличительной особенностью предложенной структуры является: выделение её ключевых элементов – ресурсных составляющих; обоснование классификации ресурсных блоков; аргументация показателей и факторов каждой ресурсной составляющей, влияющей на устойчивость сбалансированного инновационного развития организаций АПК. Примененный подход позволит проводить детальный анализ изменений сбалансированного инновационного развития в разрезе укрупненных групп факторов, а также с детализацией до отдельно взятых показателей. Предложены и обоснованы экономические показатели, отражающие состояние устойчивости сбалансированного инновационного развития организаций АПК в разрезе каждого элемента. Это позволяет детализировать анализ отклонений и изменений потенциала сбалансированного инновационного развития организаций АПК, а также выявить иные проблемные точки при проведении процедуры аналитического оценивания.

К вопросу о формировании и регулировании цен в АПК

Статья посвящена проблемам формирования и регулирования цен и ценовых отношений в АПК и на продовольственном рынке. Отмечено, что в современных условиях ценообразование основано на затратном и рыночном подходах. Выявлена существенная динамика роста себестоимости сельскохозяйственной продукции, которая находит свое отражение в росте цен ее реализации. В то же время рост цен в сельском хозяйстве за последние годы был существенно меньше, чем в других отраслях АПК и на потребительском рынке. Проведен анализ институциональной среды по регулированию цен и ценовых отношений в АПК, выявлено, что цены в АПК практически не регулируются, а применяемые отдельные меры носят точечный ситуационный характер. В этой связи Президентом России поручено обеспечить разработку долгосрочных рыночных механизмов, гарантирующих предсказуемость цен на товары, насыщение внутреннего рынка качественной продукцией. Авторами подчеркивается, что оптимизация ценовых отношений в АПК состоит из совокупности мер по регулированию ценовых соотношений между ресурсообеспечивающими отраслями и сельским хозяйством, пищевой промышленностью и торговлей на внутреннем и внешних рынках. На этой основе разработана комплексная система мер, направленная на стабилизацию ценовой ситуации на агропродовольственном рынке России. В частности, предлагается ввести более жесткое регулирование цен (установление предельных оптовых и розничных надбавок, а также надбавок импортеров) на социально значимые продовольственные товары, а также расширить их перечень. Отмечено, что существенный рост цен на продовольствие наряду со снижением реальных доходов населения может привести к росту социально-экономической напряженности. Поэтому стабилизация ценовой ситуации на агропродовольственном рынке невозможна без обеспечения платежеспособного спроса, т.е. повышения уровня жизни населения, особенно его социально незащищенных слоев.

Стратегия управления рациональным землепользованием в сельском хозяйстве

Рациональное землепользование в условиях продолжающейся деградации земель, почвенного и растительного покрова является одним из условий формирования устойчивых систем в сельском хозяйстве региона. Решение экологических и экономических проблем в этой сфере сдерживается неопределенностью в организации их решения, отсутствием теоретической проработки стратегического управления земельными ресурсами, что настоятельно требует восполнения данного пробела. Целью исследования явилась разработка концептуальных положений стратегии управления рациональным землепользованием в сельском хозяйстве. Авторы сформулировали понятие стратегии рационального землепользования, основные принципы, элементы и последовательность ее построения. Предложен структурный механизм формирования стратегии, который заключается в приведении материально-технических, финансовых и земельные ресурсов в стратегическое соответствие с человеческим капиталом на основе обеспечения готовности рабочих и управленческого персонала к рациональному землепользованию. Авторами разработана концептуальная модель стратегической карты рационального землепользования на основе сбалансированной системы экономических и экологических критериев и предложены стратегические направления ее реализации. Модель описывает, как при помощи управления внутренними процессами, а также обучения и развития обеспечивается рациональное землепользование в сельском хозяйстве. Разработанная модель стратегической карты рационального землепользования является базовой, в каждом конкретном случае она будет уникальной, с уникальным набором стратегических направлений, характерных для того или иного региона. Проведенное исследование подчеркивает, что реализация стратегического подхода к управлению землепользованием должна стать стартовым элементом любых программных мероприятий землепользования, что будет способствовать формированию устойчивости сельского хозяйства региона в быстро меняющихся условиях внешней среды.

Институциональное обеспечение технологического развития АПК региона

В Российской Федерации начали происходить существенные региональные изменения после экономических, социальных и земельных реформ. Коренным образом изменились экономические, финансовые и правовые условия ведения хозяйственной деятельности, осуществлена попытка адаптировать агробизнес к новым реалиям, сочетающим административные методы управления и рыночные механизмы интеграции. Реализация земельных реформ протекала в период череды экономических кризисов, что повлекло за собой ухудшение развития экономической, социальной и производственной систем, а на агропромышленном комплексе дезорганизацию материально-технологических основ производства. Цифровизация и технологическое перевооружение агропромышленных предприятий являются основой роста конкурентных преимуществ и успешного продвижения продукции на глобальных рынках. В статье рассмотрены проблемы управления технологическим развитием сельского хозяйства. Разработана научно-теоретическая модель институциональной системы обеспечения функционирования предприятий АПК на основе эволюционных изменений воспроизводственного процесса. Представлена взаимосвязь решений организационно-экономических проблем в отрасли с эффективностью институциональных подсистем, в частности государственного регулирования в сфере управления технологическим развитием. Рассмотрена инновационная политика в условиях реализации ресурсно-целевого подхода в обеспечении технологической эффективности производства. Обоснованы взаимосвязи технической, технологической оснащенности с кадровым потенциалом, технологической эффективностью использования ресурсов производства, инфраструктурой рынка инноваций. Значение технологического развития в современных условиях приобретает все большее значение, поскольку обеспеченность современными технологиями, обновление производственных мощностей, внедрение инновационных методик в производство, соответствующих требованиям рынка, способствуют росту уровня конкурентоспособности агропромышленного сектора, повышению уровня производительности и инвестиционной привлекательности. Данную проблему можно решить, только реализовав комплексные меры, включающие формирование актуальной аграрной политики на основе технологических инноваций, государственных программ содействия развитию сельскохозяйственной отрасли, институциональных экономических реформ, стабильности региональных инвестиционных процессов, инфраструктурного развития, ценообразования, налогово-бюджетного и кредитного стимулирования.

Анализ и оценка современного состояния продовольственного рынка Республики Саха (Якутия)

В статье дается наиболее полный обзор состояния продовольственного рынка Республики Саха (Якутия). По результатам анализа и оценки его состояния получено обоснование дальнейшего развития аграрной политики в области продовольственного обеспечения населения и продовольственной безопасности в исследованном регионе. В ходе исследований выявлены специфические особенности регионального рынка, сформированные при особом экономико- географическом положении региона, характеризующихся высокой зависимостью от времени и срока завоза продовольственных товаров из-за пределов республики; ярким проявлением сезонности выращивания сельскохозяйственных культур, сбора дикоросов и даже доставки некоторых продуктов не только до крупных продовольственных рынков региона, но и до отдельных конечных потребителей. В конце статьи представлены полученные следующие основные практические предложения и рекомендации о необходимости повышения государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей всех форм хозяйствования через разные экономические механизмы: оптимизация численности сельскохозяйственных животных и птиц в соответствии с оптимальным объемом развития кормовой базы; создание региональных систем продовольственных баз и фондов для обеспечения продовольственной безопасности в отдельных территориях; установление оптимального объема закупок и заготовок сельскохозяйственной продукции по нормальной цене со всех категорий хозяйств республики со стороны частных и государственных структур; создание постоянно действующих внутриреспубликанских продовольственных опорных баз (факторий) с целью снабжения и обеспечения арктических и северных улусов, городов, промышленных поселков продовольствием, сырьем и товарами первой необходимости. Для уменьшения количественной номенклатуры завозимой продукции и импортозамещения, а также увеличения ассортимента производства местной продукции авторы предлагают привлечь на государственном уровне такие крупные и средние предприятия как ОАО ФАПК «Якутия», АО «Якутский Хлебокомбинат», СХПК «Чурапча», СПК «Таатта», СХПК «Берте-Ас», СХПК «Мюрю», СХПК ТЗЦ «Эрэл», ООО «Хоту-Ас», ООО «Якутский рыбозавод», Немюгюнcкий хлебозавод (NHZ).

Государственное регулирование рынка зерна и зернопродуктов Сибирского федерального округа

Динамичное развитие рынка зерна и зернопродуктов Сибирского федерального округа (СФО) во многом зависит от состояния развития зернового хозяйства, производственной и рыночной инфраструктуры, уровня государственного регулирования. Недостаточное вмешательство государства в регулирование рынка зерна и зернопродуктов СФО привело к возникновению ряда проблем, сдерживающих развитие зернового комплекса. Производители зерна ограничены в контроле его движения, не способны оказать влияние на его цену и не могут оперативно реагировать на изменение рыночной конъюнктуры. Актуальность темы исследования заключается в том, что решение проблемы стихийного развития рынка зерна и зернопродуктов СФО, не позволяющей субъектам основных зернопроизводящих регионов максимально использовать экономический потенциал, видится в усилении вмешательства государства в регулирование рынка. Цель исследования – определить основные направления государственного регулирования рынка зерна и зернопродуктов СФО. Под государственным регулированием понимается система правовых, экономических и организационно-правовых мер, включающая в себя ресурсы, факторы и механизмы их реализации. В статье представлены особенности рынка зерна СФО и принципы его формирования, выделены основные направления государственного регулирования и приоритетные мероприятия, направленные на развитие рынка зерна и зернопродуктов СФО. Предлагаемые меры призваны обеспечить динамичное развитие рынка зерна и зернопродуктов.

Оценка земельной ресурсообеспеченности агропромышленного комплекса Мурманской области

Принцип полной региональной самообеспеченности продовольствием в сложных условиях Крайнего Севера невозможен из-за ограниченности природных ресурсов, однако обеспечение основными продуктами питания за счет местного производителя в обозримой перспективе является объективной необходимостью. Кроме того, устойчивость ресурсной составляющей на региональном продовольственном рынке за счет местной продукции позволит оказать существенное понижающее влияние на уровень розничных цен, воспрепятствовать монополизации локальных рынков поставщиками завозной продукции, а также решать задачи социальной защиты уязвимых слоев населения. Эффективность ведения сельскохозяйственного производства, предопределяется, в том числе организацией рационального использования продуктивных земель. Анализ состояния аграрного землепользования имеет большую значимость для исследования перспектив развития АПК в регионе. В статье проведена оценка структуры земель сельскохозяйственного назначения в Мурманской области, их виды и использование разными формами собственности. Изучена динамика использования земель с 1990 по 2020 года для производства сельскохозяйственной продукции. Проведен анализ оснащенности материально-техническими средствами земель сельхозпроизводителей Мурманской области. Рекомендуется улучшить меры региональной и государственной поддержки сельхозпроизводителей и создать новую агросервисную службу в регионе предоставляющую сельхозпроизводителю широкий спектр консультационной помощи, доступные условия по внедрению инновационной продукции в производство, по приобретению и обслуживанию специализированной техники и оборудования, ветеринарных и фитосанитарных услуг.

Территориальный социально-экономический потенциал развития АПК

АПК являет собой сложную природно-социально-экономическую систему, следовательно, и потенциал его развития тоже рассматривается с системных позиций в совокупности его основных подсистем – природный потенциал, социальный потенциал, экономический потенциал. Предлагаемый подход к оценке потенциала развития АПК основывается на системной идеологии и специфике сельского хозяйства, согласно которой его незаменимым ресурсом является земля. Поэтому рассмотрение потенциала осуществляется с одной стороны с учетом его территориальных особенностей, а с другой с позиции территориального человеческого ресурса аграрной экономики, его среды обитания – среды проживания и среды деятельности. Другим важным обстоятельством является обеспечение сбалансированности компонентов потенциала в рамках решения задач развития АПК. В связи с этим осуществляется оценка диффузных подсистем потенциала развития – экономико-топической, социотопической, социально-экономической. Такой подход отвечает рассмотрению потенциала развития АПК как сложной динамической природно-социально-экономической системы. Направления и параметры его развития должны быть системно согласовано с целями и задачами развития АПК. В одних случаях это должно быть упреждающее развитие, в других – параллельное, в третьих – адаптивное, при осуществлении корректировок целей. Здесь возникает задача хронологической согласованности параметров развития потенциала с дорожной картой развития АПК и осуществления оценки наличия проблемных зон и путей их устранения. Оценка потенциала проведена для АПК Ставропольского края. Ее фрагменты представлены в статье.

Формирование системы инновационно-ориентированного развития организаций отечественного аграрного сектора

Аграрный сектор объективно является определяющим в развитии отечественной экономики. В условиях изменчивой внешней среды, усиления процессов глобализации, интеграции в мировое экономическое пространство следует выделить наличие факторов, сдерживающих эффективное функционирование отрасли. Дальнейшее развитие аграрного сектора зависит от логистики хранения, инфраструктуры аграрного рынка, модернизации или утилизации оборудования, адаптации российской продукции к условиям международного рынка, соответствия требованиям по качеству и безопасности сырья и пищевых продуктов. Для совершенствования аграрной политики необходим учет инновационной компоненты. Осуществление эффективной инновационной деятельности требует государственной поддержки. Основой формирования стратегии инновационно-ориентированного развития предприятий аграрной сферы выступает определение целей, формулирование инновационных ориентиров. Формирование стратегии инновационно - ориентированного развития позволит повысить конкурентоспособность продукции агропредприятий, обеспечить им устойчивые позиции на рынке и эффективность функционирования.

Государственная поддержка сельскохозяйственной консультационной деятельности в России

В результате проведенного исследования выявлена недостаточная обеспеченность высококвалифицированными кадрами российского АПК, усложнение сельскохозяйственного производства в связи с цифровой трансформацией и внедрением инноваций. Зарубежный опыт показывает эффективность поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей через сельскохозяйственное консультирование. В России функционируют различные организационные структуры, оказывающие консультационные услуги в агропромышленном комплексе, как на региональном, так и на районном уровне. Разные структуры имеют как преимущества, так и недостатки. Финансирование консультационных организаций за последние пять лет выросло за счет увеличения объема из бюджетов субъектов Российской Федерации, а также внебюджетных источников. В зарубежных странах имеются различные формирования по оказанию сельскохозяйственных консультационных услуг. Авторами произведена систематизация консультационных услуг в сельском хозяйстве зарубежных стран по основным институтам и источникам финансирования. Даны предложения по использованию зарубежного опыта сельскохозяйственного консультирования в России.