В настоящее время, деятельность всех отраслей экономики, уже невозможно представить без информационно-коммуникационных технологий (цифровых сервисов, продуктов с использованием информационных технологий, big data и т.д.). Необходимым условием цифровизации отраслей аграрной экономики является достижение ими высокого уровня информатизации и автоматизации в целях повышения экономической эффективности производства. Это требует постоянного поиска способов управления экономическими и социальными изменениями, вызванными цифровой трансформацией. Тема информатизации сельского хозяйства обсуждается на разных уровнях уже далеко не первый год: компании-разработчики информационных решений декларируют смелые и далекоидущие планы. Однако на практике кейсов внедрений «умных» технологий в АПК Новосибирской области мало – это скорее точечные проекты, чем оформившийся тренд. И реализуют их чаще всего крупные сельскохозяйственные конгломераты, у которых есть ресурсы; основная же масса предприятий сектора пока цифровизоваться не спешит. Сегодня отрасль сельского хозяйства Новосибирской области является одной из крупнейших и значимых отраслей экономике России. Отрасль обеспечивает потребности региона в зерне и зернопродуктах, картофеле и овощах, яйце, в молочных и мясных продуктах производства. Роботизация сельскохозяйственного производства Новосибирской области является ключевым условием его цифровизации, в первую очередь это внедрение мобильных и стационарных робототехнических комплексов, которые можно использовать в различных сферах (растениеводство, животноводство, закрытые грунты, создание искусственных экосистем, аналогичных натуральным и во многих других сферах). Применение цифровых технологий в управлении агропромышленным комплексом Новосибирской области характеризуется активным использованием в сельскохозяйственных отраслях региона специализированных баз данных и программного обеспечения.
Актуальность темы исследования обусловливается необходимостью решения вопросов продовольственной безопасности региона, как наиболее влияющего фактора на качество жизни населения, особенно проживающего в сельской местности. Статья направлена не только на отражение негативных тенденций и выявление проблем в АПК региона, но и на выработку концептуальных подходов к их решению. Несмотря на сокращение числа сельскохозяйственных предприятий, их доля в валовом объеме продукции сельского хозяйства сохраняется высокой. Обладая наиболее высоким уровнем материально-технической базы, данная категория хозяйствующих субъектом в АПК имеет большую, по сравнению, к примеру, с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, возможность совершенствования технологий производства и наращивания технико-технологического потенциала для решения вопросов продовольственной безопасности. В статье обращается внимание на возможность изменения ситуации в АПК региона за счет перехода от среднесрочных горизонтов к синхронному долгосрочному планированию отраслевого развития совместно с доминирующими хозяйствующими субъектами, обеспечивая тем самым, единство и целостность к достижению целей и поставленных задач перед отраслью. Вместе с этим, недостаточная инновационность и пассивность организаций в освоении технико-технологических нововведений являются серьезной угрозой конкурентоспособности АПК региона. Улучшению ситуации в АПК может способствовать изменение государственной аграрной политики в части мер, обеспечивающих ускоренный научный технико-технологический прорыв. Комплексный подход к решению проблемы в конечном итоге приведет к формированию и развитию продовольственного рынка региона, способствуя качественному изменению жизни людей, проживающих в северо-арктических регионах России. «Макроиндустриализация» и инновационное развитие в контексте стратегического планирования в АПК станут генераторами повышения уровня конкурентоспособности отрасли.
В статье проверяется ряд гипотез о влиянии контрастности климата на сельское хозяйство России. Проводится сценарный анализ при помощи модели ВИАПИ – числовой модели, построенной на PF+PE-архитектуре и воспроизводящей частичное равновесие на оптовых рынках сельскохозяйственной продукции субъектов Российской Федерации. Сравниваются два сценария будущего климата, определяемые пространственным положением природно - сельскохозяйственных зон и уровнем мировых цен на продовольствие. Сценарии различаются размахом колебаний объёмов производства продукции в зависимости от условий конкретного года. В базовом сценарии будущего климата этот размах соответствует фактической контрастности климата в период 2015–2019 гг., наблюдавшейся в каждой природно-сельскохозяйственной зоне; в «контрастном» сценарии размах увеличен. Приняты гипотезы о том, что контрастный климат снижает объёмы производства, сокращает вклад отраслей растениеводства открытого грунта в валовую продукцию сельского хозяйства, приводит к росту цен. Отклонены гипотезы о снижении рентабельности производства сельхозпродукции и о росте оборота внешней торговли ею. Размер всех выявленных эффектов мал и не является поводом для разработки компенсирующих мер аграрной политики на федеральном уровне.
Арктика становится важнейшим сектором экономики России, оказывающим синергетический эффект на ее темпы роста. Отметим, что освоение новых месторождений полезных ископаемых, создание транспортной инфраструктуры в экстремальных климатических условиях, в том числе развитие Северного морского пути, невозможно без продуманной и взвешенной кадровой политики. Следует учесть тот факт, что по социологическим опросам, свыше 40 % проживающих хотели бы сменить место проживания с европейского севера на более южные регионы. Острота проблемы усугубляется и тем, что в предыдущие годы в течение тридцати лет осуществлялся интенсивный отток населения, на уровне 1% в год. Как показывают аналитические данные, среди причин важнейшим фактором, оказывающим влияние на негативную тенденцию, является снижение уровня экономической доступности продовольствия. Практика показывает, для решения проблемы, наряду с совершенствованием логистических каналов поставок продовольствия на север, необходимо вернуться к опыту поддержки аграрного производства на месте. Такая мера позволит обеспечить качественным продовольствием незащищенные слои населения, с одной стороны, а с другой, создать конкуренцию, уменьшить монопольное влияние поставщиков на формирование рыночной цены. К сожалению, следует признать, что современный механизм управления отраслью не только не решает такую задачу, но и заведомо ставит сельхозпроизводителей севера в худшие условия. Отметим, что, например, в странах ЕС, наоборот, поддержка сельскохозяйственных предприятий, работающих в трудных климатических условиях, предоставляется в увеличенном размере. Более того, применяемый у нас порядок начисления северных надбавок, как инструмент экономического управления, заимствованный с практики советского периода, наоборот, гасит предпринимательскую активность. Поэтому внесение корректировок в действующие методы управления аграрным производством на севере позволит решить проблему экономической доступности продовольствия, и, тем самым будут способствовать решению кадрового вопроса в зоне Арктики, имеющей исключительное значение для экономики России в целом.
В федеральном проекте «Экспорт продукции АПК», который является частью национального проекта по международной кооперации и экспорту, поставлена задача радикального повышения экспортного потенциала агропромышленного комплекса. Это один из стратегических приоритетов социально-экономического развития страны. Для решения этой задачи необходимо создать эффективную систему кадрового обеспечения. Причем не только на уровне дипломатических и торговых представительств, но и на уровне подготовки кадров экспортно ориентированных организаций, развития компетенций специалистов сельского хозяйства. Целью исследования являлось обоснование подходов к совершенствованию кадрового обеспечения федерального проекта «Экспорт продукции АПК». Методологической и теоретической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых. Для решения поставленных задач в работе применены абстрактно-логический, аналитический, экспертный методы исследования. В связи с реализацией федерального проекта «Экспорт продукции АПК» кроме сотрудников посольств и торговых представительств, потребуется значительное количество специалистов по внешнеторговым операциям в экспортно ориентированных организациях агропромышленного комплекса по всей России. Причем как людей профессионально занимающихся внешнеторговой деятельностью, так и сотрудников, обладающих компетенциями в данных вопросах, по всей технологической цепочке. Полагаем целесообразным рассмотреть вопрос о подготовке таких специалистов по программам профессиональной переподготовки на базе учреждений дополнительного профессионального образования АПК за счет средств федерального бюджета. Основной задачей мы видим овладение обучающимися по программам ДПО метакомпетенциями, позволяющими адаптировать профессиональную деятельность в условиях рыночной конкуренции и динамично меняющегося контекста.
В АПК, как и в других отраслях народного хозяйства, обобщенным результатом хозяйственной деятельности является валовой доход. От него зависит воспроизводство, оплата труда и уровень жизни населения. К сожалению, в настоящее время доходы хозяйств растут только за счет инфляции, инвестиции в основные средства сокращаются, что соответственно ведет к сокращению объемов производства. В этих условиях важное значение имеет рациональное формирование и распределение имеющихся у предприятий ресурсов. В статье рассмотрены теоретические аспекты формирования валового дохода. Изучены основные факторы, влияющие на развитие и финансовое состояние коллективных хозяйств Иркутской области за последние 10 лет. Проведен анализ динамики валового дохода и его основных составляющих, а также численности работников, производительности труда, трудоемкости, себестоимости и финансовых результатов в коллективных хозяйствах Иркутской области. Изучены основные проблемы и предложены мероприятия по решению выявленных проблем. На наш взгляд для улучшения текущего состояния необходимо непосредственное государственное вмешательство в создание равных экономических условий для хозяйствующих субъектов всех сфер экономики: регулирование и контроль цен на отечественные энергетические ресурсы и сырьевые товары; создание условий для улучшения материально-технической базы товаропроизводителей за счет государственных инвестиций в смежные к сельскому хозяйству отрасли АПК; стимулирование роста производства не только сельскохозяйственного сырья, но и продуктов его переработки; развитие и расширение диверсификации деятельности действующих товаропроизводителей; сокращение налоговой нагрузки и совершенствование налоговой системы; обеспечение повышения уровня оплаты труда; создание условий для социального развития села.
В статье акцентируется внимание на результатах исследования проблемных областей инновационного развития в условиях кризисных ситуаций. Основным научным результатом является методический подход к технологии диагностики инновационного развития сельскохозяйственных организаций в контексте положений теории управления, неоклассической теории риска, современных теорий инновационного развития. Исследован и оценен видовой состав инноваций в сельском хозяйстве. Определены и аналитически обоснованы факторы, рассматриваемые в качестве перспективных индикаторов оценивания инновационного развития и изменения ассортимента сельхозпродукции. В рамках практической реализации методологии инновационного развития сельскохозяйственных организаций обоснована трансформация рисковых областей, позволяющая максимально нивелировать возможные убытки и потери. Это обуславливает необходимость разработки методического подхода, который необходимо строить на количественных методах выявления рисковых ситуаций. Преимуществом количественного метода является возможность формализации результатов рисковых ситуаций и оценки их влияние на инновационное развитие. Кроме этого, преимуществами оценки рисковой ситуации являются: 1) возможность количественного определения размера потери или прибыли от действия рисковой ситуации, что может стать объектом выработки технологии диагностики управления инновационным развитием; 2) высокая вероятность выявления факторов рисковых ситуаций, требующих оперативного реагирования; 3) высокая степень влияния различных факторов рисковых ситуаций на инновационное развитие; 4) возможность подготовки основы для разработки рациональных вариантов инновационного поведения сельскохозяйственных организаций в рисковой ситуации. Раскрыта возможность использования расчетно-аналитического метода при оценке факторов научно- технологических и финансовых рисков инновационного развития, позволяющего применять оперативный мониторинг, направленный на проведение регулярных корректировок ключевых параметров влияния инновационного развития на результаты производственной деятельности сельскохозяйственных организаций.
В отличие от многих отраслей национального хозяйства в последние годы сельское хозяйство демонстрирует рост. Однако этот рост не всегда и не везде (в т.ч. сегментарно) отличается устойчивостью и качеством, периоды высокого роста сменяются резким снижением и даже стагнацией, кроме того, заметно отклоняются от расчетных. В связи с чем важной задачей становится выявление и оценка конкретных причин, факторов и механизмов, оказывающих влияние на траекторию роста. Безотносительно к периодам и событиям важными факторами, обеспечивающими рост, выступают цена и структура производимой продукции. Однако непонятно, в каком соотношении взаимодействуют оба упомянутых фактора на траектории роста, и как они влияют на поведение последней. В связи с последним требуется выявить основные механизмы влияния цены производителей и структуры производимой продукции на динамику производства продукции в сельском хозяйстве, провести формализацию и квантификацию этого влияния, а также сформулировать мероприятия, обеспечивающие необходимые пропорции развития динамики сельского хозяйства. Используя идеологию уравнения Навье-Стокса, проведено расслоение (ламинаризация) траектории валовой продукции сельского хозяйства (ВПСХ) на составляющие: траекторию роста ВПСХ в ценах 1990 г., траекторию цен производителей и траекторию отраслевой структуры; путем сопоставления выделенных траекторий выявлены участки с наивысшими и низшими амплитудами; с помощью коэффициентов корреляции проведен расчет взаимосвязей между траекториями; выявлены участки высокой, умеренной и низкой корреляций; по-видимому, именно на таких участках, где наблюдается синхронность в траекториях, цена осуществляет разгон траектории роста ВПСХ; предположено, что влияние цен производителей на траекторию роста ВПСХ происходит сегментарно. В связи с полученными результатами предлагается: а) осуществлять точечное эпизодическое регулирование цен отдельных товарно-сырьевых сегментов путем предоставление различных стимулов и льгот производителям и потребителям, б) оказывать влияние на цены путем активных товарных интервенций, создание новых логистических сетей, в) учитывать описанные корреляции между траекториями в программных продуктах.
На основе изучения существующих качественных и количественных моделей технологического трансфера, экономических составляющих обеспечения реализации Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017–2025 гг., и развития перспективных фундаментальных исследований в аграрной экономике Российской Федерации разработана модель системно-структурной организации передачи технологий в аграрной экономике на основе государственно-частного партнерства. Определены перспективы применения разрабатываемой модели – достижение оптимального экономического эффекта с отражением структуры и направлений взаимодействия субъектов, выделены потенциальные угрозы функционирования – широкая доступность и неправомерное использование конфиденциальной информации. Построена перспективная диаграмма реализации мероприятия «Коммерциализация научных и (или) научно-технических результатов и продукции для агропромышленного комплекса». Сделан вывод по определению базовых принципов функционирования разрабатываемой модели (минимизации издержек, максимизации прибыли) и приоритетных направлений развития отечественного АПК (создание универсальной финансовой и инновационной инфраструктуры, поддержка малого инновационного предпринимательства, модернизация отраслей АПК, стимулирование спроса на внедрение результатов НИОКР в аграрном секторе, субсидирование процентных ставок по долгосрочным кредитам, развитие аграрной науки, ориентированное на взаимодействие научных организаций, аграрных вузов, центров трансфера технологий, сельскохозяйственных товаропроизводителей).
Рыбное хозяйство играет важную роль в экономике России, выступая значимым экспортером пищевого сырья и поставщиком продуктов питания на внутренний рынок. Одной из основ развития отрасли являются инвестиции, которые, в свою очередь, зависят от их способности обеспечивать рост дохода. Несмотря на положительную динамику этих показателей, их устойчивость вызывает сомнения. Целью статьи является анализ инвестиционного механизма в российском рыбном хозяйстве с тем, чтобы определить перспективы экономического развития отрасли. Исследование базируется на предположении о существовании цикличности в экономическом развитии рыбной отрасли, выражающейся в асинхронности производственно - инвестиционных процессов. Моделирование этих процессов позволило выявить ряд скрытых эффектов. Мы пришли к выводу, что возможными последствиями реализуемой в настоящее время политики, нацеленной на ускоренный рост количественных показателей рыболовства, уже в ближайшей перспективе могут стать переинвестирование и избыточная капитализация отрасли. Последнее обстоятельство создает угрозу коллапса российского рыбного промысла – ситуации, сопровождающейся обвальным сокращением объемов добычи, ухудшением финансово-экономических показателей предприятий и массовым невозвратом капиталовложений, на фоне резкого снижения потребления рыбопродуктов населением. Для минимизации угрозы кризиса и обеспечения устойчивости функционирования отрасли государство должно пересмотреть приоритеты поддержки инвестиций, а также обеспечить стабильность и предсказуемость условий для инвестиционной деятельности с учетом отраслевых особенностей и долгосрочных интересов общества. На основании проведенного анализа авторами предлагается ряд перспективных направлений совершенствования отраслевой инвестиционной политики.