В настоящее время в условиях обострившейся геополитической ситуации на первый план в АПК вышли задачи по обеспечению продовольственной безопасности страны и развитию импортозамещения, а также вопросы ценового регулирования и активизации инновационно-инвестиционного развития АПК. Для преодоления обозначенных проблем потребуется решение накопившихся вопросов, связанных с несовершенством государственного регулирования в АПК. На основе научно-обоснованных подходов авторами предлагаются основные направления его совершенствования, в частности разработка стимулирующего организационно-экономического механизма в АПК, основными элементами которого в настоящее время являются цены и ценовые отношения, и инвестиции. В качестве базовых принципов совершенствования госрегулирования на современном этапе предлагается выработка оптимального соотношения между стратегией и тактикой, так чтобы, базируясь на принятых стратегических направлениях развития страны, несколько скорректировать тактические цели и обеспечить стабилизацию положения в АПК, разработав и внедрив эффективные меры и механизмы, нивелирующие текущие риски и угрозы. Еще одним принципом является взаимная увязка всех целей и задач развития страны и отрасли, а также соответствие финансового обеспечения поставленным целям. Сейчас крайне важно обеспечить бесперебойную и стабильную работу всего агропромышленного комплекса. В связи с этим целесообразно переформатировать Госпрограмму, актуализировав ее в соответствии с изменившимися условиями. В ней должен быть предложен сбалансированный организационно- экономический механизм, который позволил бы сформировать комплексные системные решения по достижению целевых показателей и индикаторов национальных целей развития в сфере сельского хозяйства.
В отечественной и зарубежной научной литературе существует широкая дискуссия как относительно сущности продовольственной безопасности, так и показателей ее оценки. Следует понимать, что главной целью оценки продовольственной безопасности является получение объективной информации об объемах производства продовольствия, доходах населения, покупательной способности, потреблении основных видов продовольствия и т.д. При этом система показателей оценки продовольственной безопасности должна быть структурированной, обоснованной с точки зрения оценки основных элементов этой категории, а показатели можно было рассчитать на основе доступной информации. При обосновании групп показателей использована терминология, имеющаяся в российских нормативно-правовых документах, а также подходы к оценке продовольственной безопасности, используемые в мировом сообществе, в том числе в странах ЕАЭС, СНГ и т.д., а также с учётом мнения видных ученых-аграрников в этой области. Методические подходы к оценке продовольственной безопасности, изложенные в научных трудах отечественных ученых, учитывают не все направления оценки продовольственной безопасности. Очень часто в научной литературе, обоснованные авторами показатели не структурированы по группам, что не позволяет объективно охарактеризовать состояние отдельных составляющих продовольственной безопасности страны. В данной статье тезисно изложены подходы к формированию и оценке главных составляющих продовольственной безопасности - экономической и физической доступности продовольствия населению на национальном уровне.
Научные исследования в области устойчивого развития сельского хозяйства нуждаются в актуальной и объективной статистической базе об объеме выбросов парниковых газов. Углеродный след представляет собой объем выбросов парниковых газов, возникающий в результате производства сельскохозяйственной продукции. В статье сформулированы различные подходы к оценке величины углеродного следа сельского хозяйства: от более узкого отраслевого подхода до широкого межотраслевого подхода, связанного с полной цепочкой создания ценности. Целью статьи является обобщение подходов к оценке углеродного следа сельского хозяйства, а также проведение сопоставления величины углеродного следа стран Евросоюза и России по косвенным оценкам используемых производственных ресурсов. На основе статистических данных об объемах вносимых удобрений в пахотные земли и количестве используемых тракторов на один га пашни, других косвенных параметрах автором делается вывод о сравнительно небольшом углеродном следе отечественного сельского хозяйства по сравнению с европейскими странами. В результате анализа делается вывод о том, что применяемые в настоящее время технологии интенсивного сельскохозяйственного производства в нашей стране отстают от технологий европейского производства, а потому выбросы парниковых газов от сельского хозяйства России меньше в расчете на один га пашни. Тем не менее, это не означает, что отечественное сельское хозяйство имеет стратегические конкурентные преимущества. Интенсивное развитие отрасли, позволяющее быстро нарастить объемы производства, в качестве одного из негативных экологических эффектов будет иметь образование углеродного следа. Поэтому одной из важнейших задач стратегического развития сельского хозяйства России является внедрение зеленых технологий по всей цепочке создания ценности и нахождение баланса между индустриальным и экологически чистым производством.
России присущи те же черты стратегии цифровизации сельского хозяйства, что и у Китая (сильный вертикально выстроенный административный рычаг влияния, государственные программы финансирования проектов цифровизации). Основными внешними инструментами поддержки развития агротехсервисов в РФ выступают государственное грантовое финансирование инфраструктурных проектов цифровизации АПК; финансирование за счет бюджета ведомственной программы «Цифровое сельское хозяйство»; венчурное финансирование, предоставляемое АО «РВК». В анализируемом периоде наибольшим спросом у агробизнеса пользовались агротехсервисы для мониторинга и защиты урожая, а также сервисы роботизации отдельных сельхозработ. В то же время прогрессивные системы управления фермой на основе AI-алгоритмов, IoT-сети для дистанционного управления сельскохозяйственной техникой, а также технологии блокчейн пока что находятся в аутсайдерах списка наиболее востребованных. Основными препятствиями развития агротехсервисов являются: высокий бюрократизм в процедурах получения грантового финансирования; централизация финансовых ресурсов в государственных институтах развития; географический дисбаланс распределения финансовых средств на реализацию проектов цифровизации АПК; дефицит университетских программ подготовки специалистов для агротехпроектов. В рамках научного исследования было установлено, что агротехсервисы являются новой ступенью развития мирового АПК. Для экономики России важно приложить максимальные усилия для интенсификации внедрения цифровых технологий в бизнес-процессы управления сельским хозяйством в целях обеспечения устойчивого развития АПК и продовольственной безопасности страны.
Одним из экономически выгодных инструментов повышения конкурентоспособности регионального АПК может выступать системная интеграция. Однако соответствующие механизмы трансформации функций и процессов для объектов аграрного сектора относятся к категории высокой сложности и недостаточно представлены в научном и практическом аспектах. Задачи системной интеграции объединения группы предприятий разной специализации являются новыми и требуют концептуального обоснования и выделения ключевых направлений и принципов. Целью работы является разработка методического подхода к построению механизмов системной интеграции сельскохозяйственных, перерабатывающих и сбытовых предприятий в регионе и формирование в его рамках функционального механизма. Предлагаемый подход согласуется с ГОСТ Р ИСО 19439-2008 «Интеграция предприятия. Основа моделирования предприятия», базируется на принципах системного подхода, отражает четыре стандартных представления модели, природу предприятий и их экономический механизм. Идея строится на основе упорядочения элементов функциональной, информационной, организационной и ресурсной подсистем объединения экономических агентов и построения взаимосвязей между ними. Представленный анализ финансовых показателей объектов исследования хлебопродуктового подкомплекса, частично взаимодействующих на интеграционных принципах, свидетельствует о росте величин коэффициентов автономии, маневренности собственного капитала и снижении дебиторской задолженности. Тем не менее, ряд характеристик (нехватка оборотных средств, снижение рентабельности продаж и прочие) не соответствуют ожидаемым, а улучшить ситуацию и нивелировать их негативное влияние на результаты возможно путем углубления интеграционных связей на основе внедрения цифровых систем ведения хозяйства. Разработаны структура и рабочий механизм функциональной подсистемы интеграционного объединения посредством процедуры упорядочения функциональных, производственных, управленческих и иных процессов, организованных в иерархическую структуру, детализирующую системные преобразования внутренней среды отдельных предприятий, промежуточный связующий и совместный объединенный уровни на основе цифровизации, автоматизации и интеллектуальных информационных систем.
Универсальная система стратегического планирования не в полной степени учитывает специализацию отдельных макрорегионов, имеющих разный уровень экономической, финансовой, экологической и социальной устойчивости и эффективности. Сбалансированное пространственное развитие макрорегионов основывается на рациональном использовании многообразия хозяйственных возможностей субъектов РФ, входящих в состав федерального округа, их природных ресурсов, накопленного научно-технического и кадрового потенциала, преимуществ территориального разделения труда и производственной кооперации при общей направленности на комплексное социально-экономическое развитие регионов; осуществление специальных программ занятости в трудоизбыточных регионах, мер по подъему депрессивных районов. Анализ показывает, что разработанные как на уровне Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) в целом, так и отдельных субъектов стратегические документы определяют основные направления, способы и средства достижения целей устойчивого развития и обеспечения национальной безопасности именно территорий, не выделяя систему основных отраслей, имеющих систему уникальных конкурентных преимуществ и способных стать «точками роста». Для СКФО экономические приоритеты связаны с аграрным сектором экономики, который является основой для социально-экономического развития, формирования конкурентной среды регионов, решения проблемы занятости населения на Северном Кавказе. В статье система планирования стратегического АПК СКФО структурирована по территориальным уровням управления. Проанализированы разделы стратегий, посвящённые развитию АПК СКФО в целом и отдельных субъектов, выделены их общие и уникальные черты. На этой основе предложен организационно-экономический механизм разработки концептуально-стратегического документа развития АПК на уровне федерального округа и структура концепции устойчивого развития сельского хозяйства СКФО с учетом территориальной дифференциации условий и результатов деятельности на основе эффективного взаимодействия и реализации потенциалов многоукладной аграрной экономики субъектов округа и селективной государственной поддержки.
Цель работы – построение функциональной модели системы земельных отношений в сельском хозяйстве. При ее создании результативно применена методология системного анализа с декомпозиционным подходом. Модель системы земельных отношений в сельском хозяйстве представляет изучаемый объект в виде выделенных функциональной и информационно-коммуникационной подсистем, их специфических особенностей, множества элементов, связей и отношений между ними, обладает свойством целостности, оказывает через различные уровни управления позитивное влияние на развитие системы. Предложены направления использования функционально-ориентированных ресурсов как фактора учета и развития информационно-коммуникационной подсистемы, включающей акторов, видовые системы, содержание информационного массива, усиленное базой данных, компьютерными программами. Систематизированы функции в системе земельных отношений в сельском хозяйстве (учетная, распределительно-перераспределительная, государственного контроля (надзора) за использованием и охраной земель, (надлежащего использования земель), для каждой из которых установлены типичные связи с индикаторами, входы и выходы системы, в совокупности характеризующие ее динамическое поведение. Формализованы входы системы земельных отношений, дано знаковое описание связи подсистем, элементов, целей в функциональной модели. Сконструирована функциональная модель процесса управления государственным надзором и контролем за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения на федеральном, муниципальном и общественном уровнях с позиции совершенствования функций, направленных на повышение качества земельного законодательства, межведомственной работы, применение бенчмаркетинга, создающих предпосылки для усиления эффективности деятельности. Область применения разработанной функциональной модели системы земельных отношений – научные организации, законодательные органы власти и органы управления АПК на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Изменение целей производства и приоритетов предпринимательской деятельности определяет эволюцию и диверсификацию видов деятельности в экономике. Актуальность исследования определяется значимостью выбора для региона и развития видов деятельности, максимально воздействующих на показатели экономического роста, занятость населения и его доходы, В статье выполнена оценка видов деятельности для Московской области с использованием матрицы привлекательность-конкурентоспособность по их вкладу в валовой региональный продукт по сравнению с другими регионам и среднегодовыми темпами роста показателя за 2017-2019 гг. Анализ матрицы показал, что лидирующими видами оказались преимущественно обслуживающие, а не производящие материальные блага виды деятельности. Вид деятельности «сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» отнесен к деятельности с низкой привлекательностью и низкой конкурентоспособностью. Это во многом обусловлено агломерационными процессами в регионе. Проанализированы экономические и социальные показатели развития территорий городских округов в зависимости от удаленности от МКАД. Агломерационные процессы в Московской области, большая диверсификация экономики способствуют выравниванию социально-экономических показателей развития сельских территорий
В статье представлены результаты анализа отрасли сельского хозяйства Калининградского региона в аспекте обеспечения его продовольственной безопасности. Авторами предложен подход к диагностике уровня продовольственной безопасности, большее внимание уделено разработке и результатам апробации алгоритма анализа физической доступности основных видов продуктов питания для населения региона. Разработанный алгоритм включает следующие этапы: оценка уровня производства основных видов продуктов питания, определение уровня самообеспечения населения основными продуктами питания, формирование прогностической оценки уровня самообеспечения населения региона основными продуктами питания, определение коэффициента покрытия импорта продовольствия. В работе представлены результаты применения алгоритма при анализе уровня самообеспеченности Калининградского региона основными продуктами питания в аспекте продовольственной безопасности. Подробно описаны результаты реализации каждого из этапов в рамках предложенного алгоритма, полученные в ходе исследования. НА основе анализа временных рядов определены тенденции в развитии отрасли, представлены результаты прогностической оценки уровня самообеспеченности региона сельскохозяйственной продукцией. Анализ динамики уровня самообеспечения региона основными видами продукции сельского хозяйства был дополнен анализом еще одного коэффициента, позволяющего оценить уровень физической доступности продовольствия, а именно – коэффициента покрытия импорта продовольственных товаров. Проведенные исследования позволили авторам сделать вывод о том, что значение коэффициента самообеспечения по основным продуктам питания относится к допустимому уровню, однако расчет и анализ второго коэффициента свидетельствует о высокой степени зависимости региона от импорта продовольствия. Выявленные тенденции, характерные для сельского хозяйства региона, позволяют авторам говорить о прогнозируемом улучшении физической доступности продовольствия за счет развития собственного производства, что позволит повысить и показатели продовольственной независимости.
Статья посвящена взаимосвязи развития и мерам государственного регулирования, используемым в пищевой и перерабатывающей промышленности Алтайского края, перечислены основные направления деятельности предприятий отрасли, общее количество предприятий, занимающихся переработкой сельскохозяйственного сырья и производством пищевой продукции. По представленным в статье индексам производства пищевых продуктов и напитков в регионе можно судить о положительной динамике развития отрасли. Определены лидирующие направления производства продукции Алтайского края, которыми являются глубокая переработка молока, производство муки и крупяных изделий. За анализируемый период индекс производства в молочной промышленности показал рост практически по всем направлениям, регион вышел на первое место среди субъектов Российской Федерации по производству сыров и сухой сыворотки и сохранил лидирующие позиции по выработке сливочного масла. Отмечена положительная динамика в мясной промышленности, приведены данные о росте индекса производства, указаны направления, обеспечивающие положительные итоги в отрасли и лидеры отрасли. Рассматривая показатели мукомольно-крупяной отрасли, был отмечен отрицательный темп производства продукции, что можно связать в первую очередь с понижением спроса на данную продукцию и повышением конкуренции с соседними регионами. Объем вывозимой пищевой продукции за пределы региона составил порядка 80% от общего объема производимой продукции. Особо отмечено положительное воздействие на рост объемов производства государственной поддержки, выраженной в субсидировании краткосрочного кредитования предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, указана динамика и структура субсидирования. Приведены данные о выполнении основных индикаторов развития пищевой и перерабатывающей промышленности и представлен анализ причин невыполнения некоторых из них. Сделан вывод о факторах дальнейшего развития отрасли.