Яндекс.Метрика

Как влияла цена производителей сельскохозяйственной продукции на динамику роста в сельском хозяйстве Кабардино-Балкарии

В отличие от многих отраслей национального хозяйства в последние годы сельское хозяйство демонстрирует рост. Однако этот рост не всегда и не везде (в т.ч. сегментарно) отличается устойчивостью и качеством, периоды высокого роста сменяются резким снижением и даже стагнацией, кроме того, заметно отклоняются от расчетных. В связи с чем важной задачей становится выявление и оценка конкретных причин, факторов и механизмов, оказывающих влияние на траекторию роста. Безотносительно к периодам и событиям важными факторами, обеспечивающими рост, выступают цена и структура производимой продукции. Однако непонятно, в каком соотношении взаимодействуют оба упомянутых фактора на траектории роста, и как они влияют на поведение последней. В связи с последним требуется выявить основные механизмы влияния цены производителей и структуры производимой продукции на динамику производства продукции в сельском хозяйстве, провести формализацию и квантификацию этого влияния, а также сформулировать мероприятия, обеспечивающие необходимые пропорции развития динамики сельского хозяйства. Используя идеологию уравнения Навье-Стокса, проведено расслоение (ламинаризация) траектории валовой продукции сельского хозяйства (ВПСХ) на составляющие: траекторию роста ВПСХ в ценах 1990 г., траекторию цен производителей и траекторию отраслевой структуры; путем сопоставления выделенных траекторий выявлены участки с наивысшими и низшими амплитудами; с помощью коэффициентов корреляции проведен расчет взаимосвязей между траекториями; выявлены участки высокой, умеренной и низкой корреляций; по-видимому, именно на таких участках, где наблюдается синхронность в траекториях, цена осуществляет разгон траектории роста ВПСХ; предположено, что влияние цен производителей на траекторию роста ВПСХ происходит сегментарно. В связи с полученными результатами предлагается: а) осуществлять точечное эпизодическое регулирование цен отдельных товарно-сырьевых сегментов путем предоставление различных стимулов и льгот производителям и потребителям, б) оказывать влияние на цены путем активных товарных интервенций, создание новых логистических сетей, в) учитывать описанные корреляции между траекториями в программных продуктах.

Разработка модели передачи технологий в аграрный сектор экономики на основе государственно-частного партнерства

На основе изучения существующих качественных и количественных моделей технологического трансфера, экономических составляющих обеспечения реализации Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017–2025 гг., и развития перспективных фундаментальных исследований в аграрной экономике Российской Федерации разработана модель системно-структурной организации передачи технологий в аграрной экономике на основе государственно-частного партнерства. Определены перспективы применения разрабатываемой модели – достижение оптимального экономического эффекта с отражением структуры и направлений взаимодействия субъектов, выделены потенциальные угрозы функционирования – широкая доступность и неправомерное использование конфиденциальной информации. Построена перспективная диаграмма реализации мероприятия «Коммерциализация научных и (или) научно-технических результатов и продукции для агропромышленного комплекса». Сделан вывод по определению базовых принципов функционирования разрабатываемой модели (минимизации издержек, максимизации прибыли) и приоритетных направлений развития отечественного АПК (создание универсальной финансовой и инновационной инфраструктуры, поддержка малого инновационного предпринимательства, модернизация отраслей АПК, стимулирование спроса на внедрение результатов НИОКР в аграрном секторе, субсидирование процентных ставок по долгосрочным кредитам, развитие аграрной науки, ориентированное на взаимодействие научных организаций, аграрных вузов, центров трансфера технологий, сельскохозяйственных товаропроизводителей).

Инвестиции и перспективы развития российского рыбного хозяйства

Рыбное хозяйство играет важную роль в экономике России, выступая значимым экспортером пищевого сырья и поставщиком продуктов питания на внутренний рынок. Одной из основ развития отрасли являются инвестиции, которые, в свою очередь, зависят от их способности обеспечивать рост дохода. Несмотря на положительную динамику этих показателей, их устойчивость вызывает сомнения. Целью статьи является анализ инвестиционного механизма в российском рыбном хозяйстве с тем, чтобы определить перспективы экономического развития отрасли. Исследование базируется на предположении о существовании цикличности в экономическом развитии рыбной отрасли, выражающейся в асинхронности производственно - инвестиционных процессов. Моделирование этих процессов позволило выявить ряд скрытых эффектов. Мы пришли к выводу, что возможными последствиями реализуемой в настоящее время политики, нацеленной на ускоренный рост количественных показателей рыболовства, уже в ближайшей перспективе могут стать переинвестирование и избыточная капитализация отрасли. Последнее обстоятельство создает угрозу коллапса российского рыбного промысла – ситуации, сопровождающейся обвальным сокращением объемов добычи, ухудшением финансово-экономических показателей предприятий и массовым невозвратом капиталовложений, на фоне резкого снижения потребления рыбопродуктов населением. Для минимизации угрозы кризиса и обеспечения устойчивости функционирования отрасли государство должно пересмотреть приоритеты поддержки инвестиций, а также обеспечить стабильность и предсказуемость условий для инвестиционной деятельности с учетом отраслевых особенностей и долгосрочных интересов общества. На основании проведенного анализа авторами предлагается ряд перспективных направлений совершенствования отраслевой инвестиционной политики.

Анализ мер косвенной поддержки сельских территорий

В условиях снижения темпов экономического роста, вызванных COVID-19, снижения платежеспособного спроса населения, особое значение приобретают меры государственной поддержки сельских территорий. Традиционно Министерство сельского хозяйства является основным органом, оказывающим наибольший объем поддержки сельхозпроизводителям и сельским территориям. В данной статье авторы подчеркивают, что помимо прямых мер государственной поддержки осуществляются меры косвенной поддержки, как со стороны Минсельхоза РФ, так и со стороны других федеральных органов исполнительной власти. Авторы анализируют реализуемые меры косвенной поддержки в рамках целого ряда государственных программ и федеральных целевых программ различных федеральных органов исполнительной власти (Министерства здравоохранения, Министерства строительства и ЖКХ, Министерства культуры, Министерства транспорта, Министерства природных ресурсов и экологии и других). Также проведен анализ государственной поддержки сельских территорий и агломераций в разрезе федеральных органов исполнительной власти и по сферам влияния. В статье подчеркнуто, что 27% составляет доля Министерства сельского хозяйства РФ в рамках мер государственной поддержки сельских территорий и агломераций, в разрезе федеральных органов исполнительной власти, при этом по сфере влияния доля Минсельхоза – 24%. В то же время, наблюдается неоднородность в предоставлении поддержки: существенно больше мер реализуется в области образования, здравоохранения, различного вида инфраструктуры, спорта, культуры и жилья. В меньшем объеме меры государственной поддержки сельских территорий и агломераций затрагивают развитие энергетики, туризма, экологические проекты, а также проекты, направленные на содействие занятости населения.

Построение многофакторной модели экспортной цены на российскую продовольственную пшеницу

В статье анализируется возможность построения многофакторной модели рыночной цены на продовольственную пшеницу российского производства. Сегодня мировой рынок сельскохозяйственной продукции представляет собой сложно организованную систему со своей инфраструктурой, финансовыми институтами, ценовыми индикативами и маркет-мейкерами. С процессом усложнения организации самого рынка происходило усложнение определения рыночной цены и ценовых индикативов рынка. Ценообразование сельскохозяйственной продукции сложно структурировано и отражает влияние всей мировой экономики. На сегодняшний день рыночная цена на сельскохозяйственную культуру является результатом взаимодействия многих факторов ценообразования, возникающих в различных сферах общественной жизни (производство, обмен, потребление). Объектом исследования статьи является факторы, оказывающие влияние на колебание рыночной цены на российскую продовольственную пшеницу. Как макроэкономические факторы выделяются: конечные остатки зерна, показатели валового сбора, сезонность, экономическая конъюнктура, колебание цены на продукты переработки, валютный курс. Целью исследования является установление взаимосвязи между выделяемыми макроэкономическими факторами и ценой на российскую пшеницу на базисе поставки FOB Новороссийск, как индикатива экспортной цены, и CPT Новороссийск, как индикатива цены на внутреннем рынке. Временной горизонт анализируемых исторических данных - 5 лет. Авторы видят обоснованность максимального сокращения переменных многофакторной модели, ввиду того что большое количество переменных усложняет выбор оптимального решения. После проведения анализа зависимости факторов и исторических данных по рыночным ценам на продовольственную пшеницу предлагается авторский вариант многофакторной модели прогноза рыночной цены.

Оценка эффективности государственной поддержки развития овощеводства

Современный этап функционирования сельского хозяйства характеризуется относительно большим количеством проектов, программ государственной поддержки. При этом не представляется возможным оценить практику государственной поддержки производителей отечественных овощей как системную, комплексную. В погоне за наращиванием количественных, экстенсивных показателей развития сельского хозяйства слабо изученными остаются вопросы организационно-экономического механизма государственной поддержки развития овощеводства. В данной работе определены современные концепции, которые применяются в Российской Федерации для осуществления политики импортозамещения, рассмотрены важнейшие показатели развития отрасли овощеводства во взаимосвязи с долей ее государственной поддержки. В статье показана динамика совокупного эффекта и эффективности государственной поддержки овощеводства России, цикличность эффективности государственной поддержки предприятий овощеводства России. Автором предпринята попытка научного анализа и критического осмысления проблемы совершенствования организационно-экономического механизма государственной поддержки развития овощеводства.

Концептуальные механизмы повышения устойчивости сельскохозяйственной деятельности субъектов Северо-Кавказского федерального округа

Настоящая статья посвящена оценке состояния и возможностей повышения устойчивости сельского хозяйства как базовой отрасли для большинства субъектов Северо-Кавказского федерального округа РФ (СКФО). Хроническое социально-экономическое, технико-технологическое отставание субъектов СКФО от других регионов и территориальных образований страны объясняется применением далеко не всегда обоснованных инструментов управления его многоукладным аграрным сектором экономики. В связи с этим необходимы существенные коррективы концептуальных подходов к развитию сельского хозяйства, основанные на детальном анализе и включении в активную хозяйственную деятельность всех накопленных в отрасли ресурсов и преимуществ. В Стратегиях социально-экономического развития субъектов СКФО определенные шаги на региональном уровне уже предприняты: освоение инноваций в производстве и переработке, использование передовых селекционно–семеноводческих систем в растениеводстве и животноводстве, кооперация вертикальная и горизонтальная и др. Разработаны и определены основные направления и пути обеспечения устойчивости их сельскохозяйственной деятельности. На федеральном уровне главным инструментом воздействия выступает господдержка. Поэтому усилия федерального центра должны быть направлены не только на рост объема господдержки, но и на стимулирование финансово-экономической активности товаропроизводителей во всех уровнях управленческой иерархии, акцентируя внимание на малом аграрном бизнесе и в хозяйствах населения посредством их интеграционного сотрудничества с крупным и средним предпринимательством. В рамках данного исследования разработан методический подход сравнения соизмеримых показателей анализа использования средств государственной поддержки сельского хозяйства регионов СКФО и соотнесения их с показателями, характеризующими эффективность использования данных средств показателями федеральной и региональной государственной поддержки.

Слагаемые концепции инновационного развития АПК России: от идей к действиям

Проблема разработки и реализации инновационных продуктов в сфере АПК может быть частично решена путем создания концепции инновационного развития на среднесрочную и отдаленную (до 2035 года) перспективу. В статье определены цель, концептуальные задачи, рабочая гипотеза, функции, принципы, архитектоника и основные механизмы ее реализации. Перечислены основные барьеры инновационной трансформации в отрасли, связанные с неэффективной коммуникацией между реальным сектором экономики, наукой и федеральными органами исполнительной власти. В этой связи перечислены основные методические прорывы в области управления инновационной деятельностью (правовом обеспечении, развитии инновационной инфраструктуры, подготовке и переподготовке кадров, информационного и финансового обеспечения), создания центра мониторинга, прогнозирования и экспертизы проектов. Показано значение национального проекта «Наука» и Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы (далее- ФНТП) для создания инновационной инфраструктуры в области сельского хозяйства. Рассмотрены подходы по привлечению институтов развития: АО «Росельхозбанк» и АО «Росагролизинг» на этапе создания селекционно-семеноводческих (племенных) центров, коммерциализации научных разработок, кредитования разработчиков новых технологий. В работе обоснована необходимость в уточнении перспективных направлений инновационного развития АПК и в разработке специальных механизмов: организационно-экономического, технико- технологического и маркетингового блоков. Доказана целесообразность в разработке новой Стратегии инновационного развития АПК России на период до 2035 года, в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации» (Указ президента РФ от 02.07.2021г. №400) и программой фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021-2030 годы). Показано, что планомерное осуществление мер по переводу АПК страны на инновационный путь развития позволит совершить прорыв в области производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.

Статистическая оценка влияния аграрного сектора на сглаживание межрегиональных социально- экономических различий

В статье на основе статистических данных раскрывается влияние сельского хозяйства на экономический потенциал и уровень жизни населения аграрных центров страны. В 2010–2019 гг. сельское хозяйство развивалось темпами, немного превышающими общую экономическую динамику в стране. В ходе исследования установлено, что высокая степень зависимости региональной экономики от развития сельского хозяйства в рассматриваемый период не способствовала росту уровня жизни населения этой территории, что связано с традиционно низким уровнем оплаты труда работников этой отрасли. Расчет отклонений от рекомендованных норм потребления основных продуктов питания в аграрных центрах и их сравнение со средними значениями в стране показали, что характерная для аграрных регионов более высокая физическая доступность продовольствия не оказывает существенного влияния на оздоровление структуры питания. Низкий уровень оплаты труда в сельском хозяйстве можно расценивать как один из факторов риска для устойчивого развития территории. Для решения этой проблемы предложено активизировать работу по популяризации здорового образа жизни и ввести меры экономического побуждения к отказу от избыточного потребления пищевых продуктов.

Проблемы занятости населения в сельском хозяйстве

Сельское хозяйство является важнейшим сектором экономики нашей страны. Его существенная роль определяется как природными условиями и наличием обширных земельных угодий, так и национальными традициями, и другими факторами. Развитие аграрного сектора является основополагающим фактором обеспечения устойчивости российской экономики и объектом государственной политики на национальном и региональном уровнях. В статье рассмотрены особенности занятости в сельском хозяйстве, характеризующиеся влиянием различных факторов. Для этого были отобраны показатели, характеризующие занятость населения в сельском хозяйстве, определены основные причины снижения занятости, предложены пути решения указанных проблем. Так, реализация мер государственной поддержки аграрной сферы, оказывая положительное воздействие в целом на экономические показатели сельскохозяйственного производства, не приводит к закономерному повышению уровня жизни сельского населения. Проблема занятости в сельском хозяйстве не теряет своей актуальности, поскольку уровень заработной платы в сельском хозяйстве существенно ниже, чем по экономике в целом. Проведенная группировка регионов России по уровню занятости в сельском хозяйстве показала, что лишь 5 регионов в 2020 г. вошли в группу с высоким уровнем занятости.